ПОЛИТИКА, ЭКОНОМИКА И ИННОВАЦИИ. 2(12), 2017 УДК 33.054.22
Зинченко Валерия Андреевна, студентка 4 курса факультета экономики и менеджмента Курского государственного университета e-mail: [email protected]
Пясецкая Елена Николаевна, кандидат социологических наук, доцент кафедры менеджмента и ГМУ, Курский государственный университет e-mail: rj ahovska@mail. ru
АКТУАЛЬНОСТЬ ОБЩЕСТВЕННОГО КОНТРОЛЯ В СИСТЕМЕ МЕСТНОГО САМОУПРАВЛЕНИЯ
Аннотация: в данной статье анализируется такая форма контроля в органах местного самоуправления как «общественный контроль», определяются его основные составляющие, а также условия его эффективного применения. Проводится оценка возможностей применения общественного контроля местного самоуправления на территории России, и описывается необходимость разработки и реализации стратегии, способствующей эффективному развитию общественного контроля. Проведен правовой анализ института общественного контроля и показаны причины, определившие становление и развитие данного института, описаны его проблемы, связанные с реализацией права граждан на осуществление контроля над деятельностью органов местного самоуправления и их должностных лиц. Сформулированы основные тенденции, оформившиеся в сфере развития системы общественного контроля, сделаны выводы и предложения, касающиеся совершенствования общественного контроля.
Ключевые слова: общественный контроль, местное самоуправление, гражданское общество, гражданское участие.
ISSN: 2414-0309
ПОЛИТИКА, ЭКОНОМИКА И ИННОВАЦИИ. 2(12), 2017
Zinchenko Valeria Andreevna, 4th year student of the Faculty of Economics and Management, Kursk State University
е-mail: [email protected]
Piasetskaya Elena Nikolaevna, Candidate of Sociology, Associate Professor of the Department of Management and State Medical University, Kursk State University e-mail: [email protected]
THE ACTUALITY OF PUBLIC CONTROL IN THE LOCAL SELF-
GOVERNMENT SYSTEM
Аnnotation: this article analyzes this form of control in local government as "public control", its main components are determined, as well as the conditions for its effective application. An assessment of the possibilities of applying public control of local self-government in the territory of Russia is being conducted, and the need to develop and implement a strategy that promotes the effective development of public control is described. The legal analysis of the institution of public control is conducted and the reasons that determined the formation and development of this institution are described, its problems related to the realization of the citizens' right to exercise control over the activities of local self-government bodies and their officials are described. The main trends formulated in the sphere of development of the public control system are formulated, conclusions and proposals are made concerning the improvement of public control.
Keywords: public control, local government, civil society, civic participation.
В современных условиях органы местного самоуправления (МСУ) и гражданское общество нуждаются для их плодотворной работы и сотрудничества в непрерывном контакте и взаимодействии. Так, что МСУ было плодотворным, необходимо наличие большей открытости и подконтрольности обществу.
ISSN: 2414-0309
ПОЛИТИКА, ЭКОНОМИКА И ИННОВАЦИИ. 2(12), 2017 В сложившейся ситуации важен поиск новых каналов влияния гражданского общества на муниципальные органы, разработка новых, доступных и понятных гражданам механизмов контроля за деятельностью муниципальной власти. Недостаточно проработанным является вопрос подключения к общественной активности граждан, проживающих в регионах со слабо развитой информационной инфраструктурой, что приводит к локализации очагов гражданской активности [3].
На современном этапе развития в России осуществляется поиск мероприятий, способствующий согласованию действий органов
муниципальной власти и контроля, осуществляемого со стороны общества (см. табл. 1).
Таблица 1 - Причины поиска результативных механизмов взаимодействия власти и общества
1 гражданам необходимо получение возможности принимать участие в принятии решений
2 система управления и общество должны находиться в постоянном процессе взаимодействия, чтобы снижать возможность злоупотребления властью
3 наличие возможности формировать новые гражданские традиции и ценности
4 развитие форм и технологий гражданского участия, а так же оказание содействия в их укреплении
* Источник: собственная разработка на основе [2, с. 46].
Так, гражданский контроль является тогда более результативным, когда соответствует ценностям общества и его интересам, и независим от власти. Меры, способствующие установлению эффективной обратной связи, а так же чёткое проявление в деятельности принципов справедливости и стабильности делают гражданский контроль одной из главных форм контроля, который приобретает всё большую актуальность [4].
ISSN: 2414-0309
ПОЛИТИКА, ЭКОНОМИКА И ИННОВАЦИИ. 2(12), 2017
несовершенство правовых механизмов, регулирующих участие граждан в решении вопросов местного значения
урбанизация населения, отсутствие у граждан свободного времени, их разобщённость
Факторы, снижающие гражданскую активность на местах
Рисунок 1 - Факторы, снижающие гражданскую активность на местах
В России с каждым годом всё более усовершенствуется законодательство, нормы которого нацелены на развитие общественного контроля, так был принят Федеральный закон от 21 июля 2014 г. № 212-ФЗ «Об основах общественного контроля в Российской Федерации».
Характеризуя уровень местного самоуправления, можно сказать, что он представляет собой самостоятельную и осуществляемую под свою ответственность деятельность населения по решению непосредственно или через органы местного самоуправления вопросов местного значения, исходя из интересов населения, его исторических и иных местных традиций.
Местное самоуправление является особым элементом общественных отношений, оно максимально приближено к населению, затрагивает интересы каждого гражданина. Именно на муниципальном уровне возможно формирование сообществ, основанных на пространственной близости индивидов и способных реально влиять на власть, используя потенциал взаимопомощи и взаимной поддержки, то есть социальный капитал [2].
ISSN: 2414-0309
ПОЛИТИКА, ЭКОНОМИКА И ИННОВАЦИИ. 2(12), 2017
Выстраивание системы гражданского контроля на местном уровне, учитывающей социальные, экономические, политические условия его реализации, а так же социокультурную специфику России, требует стратегического подхода и анализа научных разработок исходя из взаимосвязи власти и общества.
Чтобы способствовать развитию гражданской активности в муниципальных образованиях и повысить действенность муниципальной власти необходимо осуществлять меры по повышению экономического развития муниципалитета, и соответственно повышать уровень жизни граждан, усилить политическую конкуренцию в регионах и муниципальных образованиях, осуществлять оказание различных форм помощи активным гражданам со стороны властей, создавать структуры, деятельность которых связана с работой с общественностью, активно содействовать взаимодействию и эффективному диалогу власти и населения. Так же необходимо наличие лидеров и организаторов, которые бы организовывали население, формировали интеграционные платформы, проводили информирование граждан о положении дел и соответственно тем самым формировали коллективное участие в решении вопросов местного значения.
Исходя из этого, гражданский контроль является одним из важнейших социальных ресурсов граждан на местном уровне, выраженным необходимостью поиска новых подходов к определению специфики гражданского контроля в российских условиях и потребностью в разработке стратегии развития гражданского контроля на местном уровне. Чтобы очинивать ситуацию, сложившуюся на данном этапе развития необходимо осуществлять различные социологические исследования, которые бы диагностировали условия развития гражданского контроля на местном уровне. Так, осуществление эффективного гражданского контроля над деятельностью органов местного самоуправления, позволяет минимизировать возможность принятия ошибочных решений и предотвратить случаи злоупотребления властью. Именно поэтому необходимо исследовать причины низкого уровня
ISSN: 2414-0309
ПОЛИТИКА, ЭКОНОМИКА И ИННОВАЦИИ. 2(12), 2017 готовности субъектов к реализации идеи гражданского контроля и осуществить разработку технологий, которые бы позволили повысить результативность контролирующих практик.
Подводя итог вышеизложенному, необходимо отметить, что гражданский контроль, будет тогда реально действенным, когда будет положена в его основу специфика социокультурного развития России. Необходимо взять в учёт сложившиеся у населения традиции, сформировать готовность большинства жителей страны и работников органов МСУ к взаимному диалогу. Требуется также и учёт зарубежных практик, именно оттуда можно почерпнуть меры ответственности органов муниципальной власти и их сотрудников, а так же рассмотреть, как осуществляется процесс построения общественных объединений и сетей. Органы власти в свою очередь должны формировать себе положительный имидж, чтобы у людей рос уровень доверия и человек входил в прочные коллективистские отношения, повышал свою гражданскую активность в разнообразных процессах.
Список литературы:
1. Гончаров А.А. Гражданский контроль над органами власти. - М.: Издательство «Весь Мир», 2010. - 224 с.
2. Зиозетдинова А.Б., Кутлиярова Р.Ф. О современном состоянии общественного контроля в России // Экономика и социум. 2015. № 2-2 (15). С. 544-546.
3. Михеев Д.С. Институт общественного контроля за органами местного самоуправления в России: генезис и тенденции развития // Ученые записки Казанского университета. - 2011. - Т. 153, - Кн. 4. - С. 69-76.
4. Сидоренко Г.И. Развитие гражданского общества в современной России: тенденции и проблемы взаимодействия с государством // Молодой ученый. — 2015. — №8. — С. 749-753.
ISSN: 2414-0309