ПОЛИТИКА, ЭКОНОМИКА И ИННОВАЦИИ. 2(12), 2017 УДК 33.054.22
Петрова Татьяна Николаевна, студент 4 курса факультета Экономики и менеджмента Курского государственного университета e-mail: [email protected]
Пясецкая Елена Николаевна, кандидат социологических наук, доцент кафедры менеджмента и ГМУ, Курский государственный университет e-mail: rj ahovska@mail. ru
ПРОБЛЕМА ОТКРЫТОСТИ ПРОЦЕССА СТРАТЕГИЧЕСКОГО ПЛАНИРОВАНИЯ В ИНФОРМАЦИОННОМ ПРОСТРАНСТВЕ ГОРОДА
Аннотация: В статье рассматривается роль информационной открытости деятельности органов местного самоуправления по стратегированию социально-экономического развития МО г. Курск. Отражаются результаты исследования существующей информационной системы.
Ключевые слова: стратегическое планирование, муниципальное образование, информационное пространство, муниципальные программы.
Petrova Tatyana Nikolaevna, student of the 4th course of the faculty of Economics and management, Kursk state University e-mail:[email protected]
Pyaseckaya Elena Nikolaevna, PhD in Social Sciences, associate Professor Kursk State University
e-mail: rj ahovska@mail. ru
THE ISSUE OF OPENNESS OF THE STRATEGIC PLANNING PROCESS IN THE INFORMATION SPACE OF THE CITY
ISSN: 2414-0309
ПОЛИТИКА, ЭКОНОМИКА И ИННОВАЦИИ. 2(12), 2017
Abstract: the article discusses the role of information transparency of activity of bodies of local self-government in the strategy for socio-economic development MO Kursk. Reflects the results of the survey on existing information systems.
Key words: strategic planning, municipal education, information space, of the municipal program.
Муниципальная информационная политика представляет собой совокупность целей, отражающих интересы города в информационной сфере, стратегических направлений их достижения, задач и систему мер по их реализации, что является актуальной темой, как для развития муниципального образования, так и для региона в целом.
В условиях трехуровневой системы управления территориальным развитием государства благосостояние российского народа во многом зависит от социально-экономического положения муниципальных образований (городских округов, муниципальных районов, поселений). Стратегическое планирование является важнейшим инструментом управления устойчивым развитием муниципального образования (далее - МО), поскольку именно стратегический план задает основные цели, направления деятельности и программу действий органов местного самоуправления по качественному улучшению уровня жизни населения соответствующей территории.
Стратегическое планирование МО предполагает разработку и реализацию муниципальных программ всех направлений внутренней инфраструктуры, к которым относится экономическая сфера, социальная, здравоохранение, образование, качество жизни населения (предоставление жилья, коммунальные услуги, наличие детских садиков) и т.д. Все перечисленные сферы и мероприятия, проводимые для повышения результативности итоговых показателей, осуществляются для формирования населению комфортной среды жизнедеятельности. Но, к сожалению, само население муниципального не всегда может, во-первых, осведомиться о происходящих муниципальных программах, результатах прошедших годовых
ISSN: 2414-0309
ПОЛИТИКА, ЭКОНОМИКА И ИННОВАЦИИ. 2(12), 2017 отчётов, что не позволяет человеку создавать общую картину развитости города. Во-вторых, люди не всегда могут воспользоваться теми или иными реализующимися программа, либо из-за не достоверной информации, либо из-за нехватки необходимых данных. Если, один из приведённых аспектов существует в МО, то это говорит о неэффективно структурированной и налаженной системы информационного обеспечения, что затрудняет процесс развития всех социально-экономической системы [2, с. 4].
По данной проблеме С. Разворотнева справедливо отмечает, что открытость муниципальной власти - это очень острая проблема, поскольку только на местном уровне граждане имеют возможность непосредственно участвовать в вопросах управления местными делами. Но, к сожалению, на практике население даже не всегда знает, чем заняты местные администрации, не говоря уже о каком-то их деятельном участии.
Нетрудно заметить, что внедрение новых подходов развития невозможно без использования глобальной информационной сети, региональных телекоммуникационных сетей общего пользования и предоставляемых ими услуг, базирующихся на современных информационно-телекоммуникационных технологиях - технологиях видеоконференцсвязи, технологиях беспроводного доступа, технологиях мобильного радиосервиса.
Развитие не стоит на месте, в том числе и глобальная информационная сеть Интернет, но, к сожалению, не все отдалённые места глубинки имеют возможность без проблем выйти в сеть и найти необходимую информацию, что может быть связано как с сигналом передачи данных, так и вообще отсутствием такой возможности. Как правило, такой сегмент населения получают информацию о каких-либо действия со стороны администрации города и области через радио-, телепередачу данных и печатные экземпляры газет. Безусловно, можно утверждать, что данная ситуация является проблемой и не может гарантировать создания полной картины социально-экономического развития МО и реализующихся муниципальных программ, что говорит о
ISSN: 2414-0309
ПОЛИТИКА, ЭКОНОМИКА И ИННОВАЦИИ. 2(12), 2017
частичном неведении как экономических, так и социальных дел в регионе [3. с. 149].
Достижение информатизации возможно только на основе создания единого информационного пространства путем определения непосредственно субъектов, принципов функционирования и направлений совершенствования системы, что подробно рассматривается на рисунке 1.
Муниципальная ин формационная политика
v
Субъекты информатизации:
• Жители МО;
• Органы госвласти;
• Органы местного самоуправления;
• Организации;
• Общественные объединения.
v
Принципы информатизации:
• Последовательнос ть;
• Направленность;
• Эффективность;
• Управляемость;
• Открытостсь;
• Ресурсная обеспеченность;
• Преемственность.
v
Направления информатизации:
• Совершенствование телекоммуникационной среды с использованием технологий, обеспечивающий кач. обмен и передачу информации любого типа;
• Информатизация сферы муниципального управления;
• Информатизация экономической сферы;
• Информатизация сферы СМИ;
• Информатизация населения МО (Интернет, эл. почта, кабельное телевидение, доступ к электронным справочникам, правовым базам) и т.д.
Рисунок 1. Главные компоненты, создающие интегрированную информационную среду в единое информационное пространство
Многообразие сфер деятельности муниципального образования требует, чтобы в информатизации были задействованы разнообразные по своей природе данные и процессы их обработки, в том числе информационные технологии. В этой связи требуются мощные координирующие механизмы, чтобы процессы информатизации были столь же целенаправленны, как целенаправленно функционирование и развитие самого муниципального образования [2. с. 2-3].
ISSN: 2414-0309
ПОЛИТИКА, ЭКОНОМИКА И ИННОВАЦИИ. 2(12), 2017
Составление полной картины имеющегося информационного пространства муниципального образования г. Курск требует, в первую очередь анализа действующих внедрённых средств передачи информации, составив определённые выводы удовлетворённости населения в получении необходимых данных.
Муниципальная информационная политика г. Курска состоит из следующих основных направлений освещения населения социально-экономическими данными развития МО, выявленные в ходе проведённого исследования:
1. Распространение справочных и статистических материалов, касающихся развития МО, реализации запланированных программ;
2. Регулярные выступления чиновников в СМИ (ТВ, радио, газеты):
^ Телевизионные каналы: «СТС-Курск», «ТВ6-Курск», «Такт»;
^ Радиостанции г. Курск: «Европа+», «7 на Семи Холмах», «Курс», «России», «Маяк» и т.д.
^ Газеты: «Городские известия», «Курск», «Курская правда», «Аргументы и факты», «МК-Черноземье», «Народный журналист», «Регион 46», «Голос Народа» и т. д.
3. Доступ граждан и их объединений к информации и нормативным результатам на официальном сайте;
4. Приём населения;
5. Ответы на обращения граждан по существу;
6. Возможность для граждан присутствовать на заседаниях органов
МСУ;
7. Регулярные встречи руководителей с общественностью.
Проведя исследование существующих способов передачи информации в
данном МО, и проанализировав открытые данные, можно составить диаграмму удовлетворённости информационных потребностей горожан. Представленные информационное пространство оценивалось по процентной шкале от 10-100%,
ISSN: 2414-0309
ПОЛИТИКА, ЭКОНОМИКА И ИННОВАЦИИ. 2(12), 2017
учитывая заинтересованность в получении информации по 7 направлениям развития МО:
- социально-экономическое развитие города;
- экономическое состояния;
- социальное развитие;
- деятельность органов МСУ;
- принятые распорядительные и нормативно-правовые документы;
- перспективы развития города (рис. 2).
Рисунок 2. Удовлетворённость информационных потребностей горожан
На официальном сайте Администрации г. Курска присутствует раздел «программы и проекты» в котором перечисляются все реализуемые муниципальные программы со сроком реализации, предполагаемыми результатами, объёмом финансирования. К таким муниципальным программа относится программа развития малого и среднего предпринимательства, управления муниципального имущества, повышения энергетической эффективности, развития культуры, формирования здорового образа жизни, улучшения демографияеской ситуации, содействия занятости, развития
ISSN: 2414-0309
ПОЛИТИКА, ЭКОНОМИКА И ИННОВАЦИИ. 2(12), 2017 образования, развития общественного транспорта. Так же гражданам предоставляется ознакомление с отчётом о реализации программ. Единственным минусом в данной услуге является тот факт, что предоставлен отчёт только лишь по 1 программе из 20, что даёт право гражданам предполагать о нереализации остальных представленных планов развития.
Без доступа к актуальной информации граждане не могут участвовать в обсуждении важных государственных вопросов, принимать участие в разработке программ развития муниципальных территорий и решении вопросов местного значения. Следовательно, граждане не имеют возможности определить, нарушаются ли их права, а в случае нарушения не смогут юридически грамотнообосновать свои претензии и потребовать защиты нарушенных прав.
Таким образом, эффективно функционирующая муниципальная политика, освещая население МО о результатах социально-экономического развития должна предполагать аспекты позволяющие человеку формировать и доводить до общественности сложившееся мнение о целесообразности как некоторых действий со стороны государственного аппарата, так и полученных показателей, разрабатывая организационно-технологические рекомендации по созданию и использованию информационных систем.
Список литературы:
1. Абрахманова, Г. И., Информационное общество: тенденции развития в субъектах Российской Федерации [Текст]/ Г. И. Абрахманова, Л. М. Гохберг, Г.Г. Ковалёва. - 2-е изд. - М.: НИУ ВШЭ, 2015. - 158 с.
2. Ковалёва, Т. Н. Основные положения программы комплексного развития муниципального образования «город Курск» на 2016-2035 годы [Текст]/ Т. Н. Ковалёва, К. О. Мутылина//Политика, экономика и инновации. -2016. - №8. - С.1-4
ISSN: 2414-0309
ПОЛИТИКА, ЭКОНОМИКА И ИННОВАЦИИ. 2(12), 2017
3. Пясецкая, Е.Н. Информационно-коммуникационные процессы управления городом: опыт исследования [Текст]/Е.Н. Пясецкая// Среднерусский вестник общественных наук. —2014. — № 6 (36). — С. 148-154.
4. Пясецкая, Е.Н., Подосинников, Е.Ю. Социальная ответственность публичной службы в контексте развития сообщества [Текст]// Теория и практика общественного развития. - 2015. - № 24. - С. 60-62.
ISSN: 2414-0309