Ольга
заикина
Пенсия: все только начинается
Галина
Морозова,
президент Негосударственного пенсионного фонда (НПФ) Сбербанка России
В Стратегии социально-экономического развития России до 2020 года, обнародованной экспертами в марте, содержатся предложения повысить в период до 2030 года пенсионный возраст с 60 до 63 лет для мужчин и с 55 до 63 — для женщин.
Молодые мои старики
— Одним из последствий мирового кризиса стала необходимость реформы пенсионных систем в различных странах. В частности, пенсионная реформа готовится в ЕС. Правительство РФ также собирается принять решение о реформе пенсионной системы. Какие решения, на ваш взгляд, здесь необходимы?
— Сформировавшийся в кризисный период дефицит пенсионных систем повсеместно предполагается покрывать за счет увеличения пенсионного возраста. Такие предложения звучали и в старой Европе, и в странах бывшего соцлагеря. Дело в том, что нынешний пенсионный возраст установили в период, когда продолжительность жизни была меньше. Сейчас показатель повысился, а трудовой стаж уменьшился в среднем на пять-восемь лет. Если раньше граждане начинали трудовую деятельность в 15-17 лет, то сегодня они учатся до 18 лет в школе, затем пять лет в институте и начинают трудиться лишь
1
НПФ СБЕРБАНКА учрежден 17 марта 1995 года Сбербанком России. Входит в Топ-10 НПФ России. Количество отделений, в которых можно получить пенсионные услуги, сегодня превысило 4500. По итогам 2011 года клиентами НПФ Сбербанка являются более 700 тыс. человек и более 660 юридических лиц, активы НПФ Сбербанка превысили 25,5 млрд рублей. Фонд является лауреатом национальной премии «Компания года — 2012»,
премии «Финанс-2010», многократным лауреатом премии «Финансовый Олимп». НПФ Сбербанка присвоен дистанционный рейтинг максимальной надежности «Группа AAA. Исключительно высокий (наивысший) уровень надежности» Национальным рейтинговым агентством и уровень A++ «Исключительно высокий (наивысший) уровень надежности» рейтинговым агентством «Эксперт РА».
в 20-25 лет. Поэтому вопрос повышения пенсионного возраста становится все более актуальным.
Надо либо увеличивать налоги, либо повышать пенсионный возраст. Но налоги наращивать до бесконечности тоже нельзя, бизнес уходит в тень.
Кроме того, есть и нерешенные проблемы, в том числе досрочные льготные пенсии, которые достались нам в наследство от СССР. В тот период государство приняло на себя обязательства выплачивать работникам предприятий с вредными условиями труда пенсию до достижения общего пенсионного возраста, и это было оправданно. Но сейчас такие предприятия являются частной собственностью, и не государство, а работодатель должен финансировать более ранний выход на пенсию своих работников. Одно время предполагалось решить проблему путем создания профессиональных пенсионных систем. К сожалению, законопроект в Госдуме дальше первого чтения не прошел.
Полагаю, что эти вопросы правительство будет решать. Ведь ПФР дефицитен, в том числе и потому, что треть пенсий — льготные. Это одна из задач совершенствования пенсионной системы.
Второй вопрос, который сейчас активно обсуждается: что делать с накопительной частью трудовой пенсии?
Накопительная система отличается от распределительной инвестиционной составляющей (когда пенсионные активы извлекаются из денежной массы, которая используется для выплат пенсионерам в режиме реального времени, и направляются на финансовый рынок). Некоторые эксперты полагают, что, отменив накопительную часть, можно уменьшить дефицит бюджета ПФР.
В ряде стран так и поступили — например, в Венгрии, Аргентине, Польше. В России же в прошлом году было принято решение не только сохранить, но и усовершенствовать накопительную часть пенсий.
Отмена накопительной части в нашей стране означает вероятность социальных потрясений. Сегодня более 15 млн человек (по предварительным итогам 2011 года) уже воспользовались своим правом и перевели накопительную часть своей трудовой пенсии в различные НПФ. И это наиболее активная часть трудового населения страны.
Кроме того, отмена накопительной части даст краткосрочный эффект, поскольку демографические процессы этим не изменить, и система по-прежнему будет подвержена влиянию старения населения, что приведет к ее окончательному разбалансированию.
Возможно, накопительная часть будет реструктурирована с целью включения в процесс накопления самих работников и снижения финансовой нагрузки на работодателя и государство. По моему мнению, такое решение вполне реально.
Многие мировые эксперты признают, что сочетание распределительной и накопительной составляющих делает пенсионную систему России весьма устойчивой. На этапах экономического роста накопительная часть выполняет свою функцию — сбережения, а в периоды финансовых кризисов пенсионную систему стабилизирует распределительная часть, управляемая и финансируемая государством.
Коэффициент за- Таким образом, система в целом позволяет сохранить
мещения пенсией приемлемый уровень размеров пенсий и избежать соци-
утраченного за- альной напряженности, связанной с задержками выплат.
работка — соот- Среди других причин дефицита ПФР — предоставле-
ношение средней ние льгот по страховым взносам различным хозяйствен-
пенсии с размером ным субъектам. Например, льготную ставку получили
средней зарплаты. малые предприятия, инновационные компании, у кото-
По Конвенции мот рых подавляющая часть расходов — фонд оплаты труда
№102 рекомендуе- (с 2012 года ставки страховых взносов составляют: об-
мый коэффициент щая — 30%, для малого неторгового бизнеса — 20%, для
замещения должен инновационных компаний — 14%. — Ред.). На мой взгляд, это
составлять не ме- неверно: предоставьте льготную ставку по налогу на при-
нее 40%. Но пре- быль, а не по страховым взносам, которые являются за-
тендовать на такой логом будущей пенсии. Страховые взносы отличаются
доход в старости от налога: это индивидуальные и, подчеркну, возмездные
могут лишь те, чей платежи (то есть человек заплатил рубль, а у государства
стаж достиг 30 лет. на этот рубль, в соответствии с законом, возникает масса
В России трудовой обязательств). Но если те, за кого работодатель уплачивает
стаж почти пере- страховые взносы по пониженной ставке, будут претендо-
стал учитываться вать на полноценную пенсию, за счет чего ее финансиро-
с 2002 года. вать? Сразу формируется дефицит пенсионной системы.
В настоящее время Из таких льгот — профессиональные пенсии, преференции
минимальный работающим на Крайнем Севере и др. — и складывается
трудовой стаж, дефицит ПФР.
который позволя- Работа на Крайнем Севере — это заказ государства,
ет претендовать граждане России должны жить на всей территории страны,
на страховую в противном случае в необжитые регионы приедут предста-
пенсию, состав- вители других стран. В таком случае государство и должно
ляет пять лет. Для финансировать свой заказ, а не работодатели и другие
сравнения: в СССР участники пенсионной системы — настоящие и будущие
этот стаж со- пенсионеры. Это не дефицит ПФР, а долги госбюджета.
ставлял 20 лет для — Что вы думаете по поводу повышения пенсион-
женщин, и 25 — ного возраста?
для мужчин. — Я согласна с предложением повысить пенсионный возраст. Но по закону страховой стаж для назначения пенсии сегодня составляет в России всего пять лет. Это
«Страховой стаж для назначения пенсии в России сегодня составляет пять лет. Это не соответствует мировой практике. Думаю, что показатель должен быть минимум 20 лет».-
не соответствует мировой практике. Думаю, что показатель должен быть минимум 20 лет. А если говорить о пресловутом коэффициенте замещения в 40% (по нормативам Международной организации труда) или 70% (в ЕС), то не надо забывать, что этот показатель применяется при трудовом стаже 34-40 лет. А мы хотим, отложив взносы за пять лет и выходя на пенсию в 55-60, обеспечить все тот же коэффициент.
Есть мнения, что государство должно платить страховые взносы, например, во время декретного отпуска
женщины, которая выполняет своего рода социальным заказ. Как вариант — можно использовать для формирования пенсии материнский капитал. В НПФ Сбербанка, кстати, такие клиенты есть.
накопления — в инвестиции
— Система нПФ в России возникла 20 лет назад. Как вы оцениваете их роль в экономике страны сегодня?
— Я считаю, что НПФ играют существенную стабилизирующую роль. Обычные инвесторы подвержены панике, а фонды отнеслись, например, к кризису 2008 года спокойно: сегодня падение, завтра рост, деньги для выполнения текущих обязательств имеются, потому что есть ликвидные активы, которые, как правило, размещены в депозиты или госбумаги с низкой волатильностью.
— В чем причины низкой доходности пенсионных накоплений?
— Если речь идет о низкой доходности в конкретном году — например в 2011-м, то причины кроются в общей экономической ситуации. Но если говорить о доходности за несколько лет, то не могу согласиться с вашей формулировкой. Например, в нашем фонде доходность по договорам НПО за 10-12 лет опережает инфляцию (а это минимальный срок действия соглашения).
Сейчас НПФ должны фиксировать доходность пенсионных накоплений каждый раз на конец года. При этом критерием оценки эффективности НПФ является параметр доходности пенсионных накоплений по отношению к уровню инфляции за конкретный год. Возникает вопрос: почему за год? Какую цель мы ставим: обеспечить доходность пенсионных накоплений на 31 декабря или до начала выплаты пенсии и далее?
Пенсионные накопления, по сути, являются «длинными» деньгами, поэтому их можно инвестировать в долгосрочные проекты с получением дохода в конце реализации этих проектов, а не за год или два. И оценивать результат также необходимо за длительный период времени.
В НПФ сейчас больше 1 трлн руб., а с государственной системой, то есть со средствами ПФР, — свыше 2 трлн руб., но их в долгосрочные проекты не вкладывают. Нужно менять нормативные документы, порядок формирования активов, их оценки, переход к Benchmark (метод использования передовых достижений лучших компаний, подразделений собственной структуры, отдельных специалистов — для повышения эффективности работы. — Ред.).
— Какую политику в существующих условиях проводят нПФ?
— Все НПФ перешли к консервативной политике, доля акций в структуре активов фондов больше 25-50% сейчас — уже редкость. Конечно, 2008 год научил многому.
Тот период для НПФ был плох не потому, что рынок упал, — для НПФ, осуществляющих долгосрочные инвестиции, это не страшно (в долгосрочной перспективе активы в любом случае вырастут. — Ред.), а потому, что началось банкротство эмитентов ценных бумаг (в которые НПФ вложили пенсионные активы. — Ред.). Теперь НПФ более тщательно подходят к контролю эмитентов
\ УЧЕНЫЙ СОВЕТ \
прямые инвестиции / № 7 (123) 2012
31
ценных бумаг, существуют системы риск-менеджмента и в самих НПФ, и в управляющих компаниях, организован более тщательный подход к отбору управляющих компаний и размещению активов.
Подчеркну, в фондах, где больше пенсионеров, должна быть значительнее доля высоколиквидных бумаг (этим фондам обязательства надо выполнять немедленно). У кого более молодой состав участников, меньше пенсионеров —
Каждый гражданин имеет право выбрать тот или иной механизм инвестирования своей накопительной части пенсии.
те могут позволить себе купить больше акций, потому что их обязательства перенесены на отдаленные сроки.
— Какие активы интересны НПФ?
— В первую очередь следует разрешить НПФ покупать акции Газпрома, которые иностранные пенсионные фонды сейчас спокойно приобретают на российском рынке, а наши НПФ этого делать не могут. Причина — по формальным признакам эти акции не включают в котировальный лист первого уровня (ценные бумаги признают прошедшими процедуру листинга после осуществления экспертизы документов и включения ценной бумаги в котировальный лист первого или второго уровня. — Ред.). Надо расширять перечень финансовых инструментов, нужны «длинные» бумаги, которые должны выпускать под долгосрочные проекты (строительство дорог, дорогих социальных объектов, запуск спутников и т.д.). Сегодня их нет на рынке.
— Какие факторы влияют на рынок НПФ?
— Это, прежде всего, постоянное увеличение числа граждан, ставших клиентами НПФ. По итогам 2011 года их количество составило 11,5 млн человек, предварительные итоги 2012 года — более 15 млн. Около 70 млн человек имеют накопительную часть. Большая заслуга в этом принадлежит ПФР, который последние полтора года занимается разъяснительной работой в средствах
массовой информации и рассказывает нашим согражданам об их возможностях и правах в рамках пенсионной системы.
Сейчас значительно увеличивается интерес работодателей к корпоративным пенсионным программам. Предприниматели отходят от «черных» зарплат, прибегают к более прозрачной системе мотивации персонала. К тому же государство предоставило налоговые льготы для работодателей, которые организуют корпоративную пенсионную программу для своих работников (взносы исключаются из налоговой базы по налогу на прибыль, а с 2010 года не входят в базу для начисления страховых взносов в ПФР).
Еще одна тенденция на рынке — уменьшение числа НПФ, притом что активы и количество клиентов растут. Я думаю, в итоге в России останется 50-70 НПФ (сейчас около 150).
— ФСФР, Минфин, Минздравсоцразвития, МЭР, ЦБ, Минюст, ФАС... Не слишком много регуляторов в вашей сфере?
— Я за то, чтобы был один мегарегулятор, но не знаю, какой орган мог бы выступить в таком качестве. НПФ — сложный механизм, финансовые рынки — это только половина нашей деятельности. Не менее важно и то, как принимают пенсионные обязательства, как их контролируют, исполняют. Важна социальная функция, которую исполняют пенсионные фонды.
Минтруда обяжет гастарбайтеров отчислять средства в пенсионный фонд Министерство труда и социального развития, Министерство финансов и Министерство экономического развития подготовили новый сценарий пенсионной реформы — третий вариант, полученный правительством в этом году. Предложения трех ведомств сошлись только по одному пункту: пенсионный возраст повышать не нужно. Минтруда предложило включить в пенсионную систему России трудовых мигрантов. В ведомстве считают, что не нужно повышать пенсионный возраст. Вместо этого для сокращения дефицита ПФР предлагается ужесточить параметры действующей пенсионной системы, за счет чего показатель можно будет снизить
с 2,3 до 0,8% к 2020 году. Министерство предлагает включить в нее трудовых мигрантов, самозанятых и лиц свободных профессий — все они будут платить взносы в зависимости от стоимости страхового года,рассчитанной государством. Также в документе прописана отмена досрочных пенсий для сотрудников, не желающих покидать предприятия, где им эту пенсию начислили. За счет этих двух мер Минтруда предлагает сэкономить 0,95% ВВП к 2020 году. Министерство предлагает повысить страховой стаж для выхода на пенсию до 15 лет (сейчас пять лет) и трудовой стаж, необходимый для выхода на полную трудовую пенсию, — до 45 лет для мужчин и 40 лет для женщин (сейчас минимальный стаж для выхода на пен-
сию — пять лет). Чтобы получить пенсию в размере 40% от заработка, трудовой стаж должен составлять минимум 30 лет. Также авторы документа предложили снизить страховые взносы в ПФР до 20% и взимать их с зарплат до миллиона рублей в год. В настоящее время ставка составляет 26% для зарплат до 512 тыс. в год, заработки свыше этой суммы («хвосты») облагаются дополнительными 10%.
В Минтруда считают, что с помощью предлагаемых мер к 2020 году российский гражданин будет получать пенсию в размере около 40% от своего среднего заработка, причем эта сумма будет в два-три раза выше прожиточного минимума, который рассчитывается специально для пенсионеров.