Пономарев А. И., д.э.н., проф., Крючков В. Г., асп. (СКАГС)
НОВАЯ ПЕНСИОННАЯ СИСТЕМА РОССИИ: ПРОБЛЕМЫ И ПРОТИВОРЕЧИЯ
До настоящего времени в России действовала распределительная пенсионная система, когда выплаты текущих пенсий осуществлялись за счет взносов, перечисляемых работодателями в Пенсионный фонд РФ. При накопительной пенсионной системе взносы, отчисляемые работодателями, аккумулируются на личных накопительных счетах работающих граждан. Накопительная пенсионная система позволит самостоятельно распоряжаться собственными деньгами. Трудовая пенсия по старости и инвалидности может состоять из трех частей: базовой, страховой и накопительной. Пенсионная реформа рассчитана на всех работающих граждан: женщин 1957 года рождения и моложе, мужчин 1953 года рождения и моложе.
/—^ с» с» с» с»
Состояние пенсионной системы, представляющей собой сложный комплекс институтов, механизмов и отношений, зависит от множества экономических, социальных и политических факторов, обусловленных внутренними и внешними изменениями.
Разброс оценок специалистами результатов преобразований в пенсионной сфере очень велик. Известно, что только практика является самым надежным инструментом проверки правильности выбранного пути - именно она расставляет точки над «1».
Реформа отечественной пенсионной системы перешла в фазу практической реализации. Законопроекты, внесенные Президентом России в Госдуму, приняты и введены в действие с 1 января 2002 г. кардинально изменили предыдущую модель пенсионного обеспечения, дали импульс развитию новых пенсионных институтов.
В соответствии с Законом № 173-Ф3 « О трудовых пенсиях» и Законом № 167-ФЗ «Об обязательном пенсионном страховании в Российской Федерации», все отчисления от работодателя поступают в ПФР. Там накопительная часть пенсии аккумулируется на индивидуальном лицевом счете застрахованного лица, ПФР в соответствии Законом № 111-ФЗ «Об инвестировании средств для финансирования части трудовой пенсии в Российской Федерации» аккумулирует все отчисления в части накопительной части в течение года и направляет их в порядке и сроки, установленные Правительством РФ в управляющую компанию.
В соответствии с Федеральным законом «Об обязательном пенсионном страховании в Российской Федерации» государство создало систему правовых, экономических и организационных мер, направленных на компенсацию гражданам заработка, получаемого ими до выхода на пенсию. Государство обязало работодателей страховать риск утраты его работником (лицом, получившим доход) заработка (дохода). Такое страхование называется обязательным пенсионным страхованием и осуществляется непосредственно на основании указанного закона. ПФР является страховщиком, работодатель - страхователем, а застрахованным лицом - тот работник, в «пользу» которого перечисляются страховые взносы. При этом страховые взносы являются федеральной собственностью.
Суть отношений страхования заключается в том, что ПФР (страховщик) обязуется за обусловленную плату (страховые взносы), уплачиваемую работодателем (страхователем), выплачивать застрахованному лицу обязательное страховое обеспечение в случае причинения вреда жизни (потеря кормильца) или здоровью застрахованного лица (инвалидность) или достижения им пенсионного возраста - все перечисленные ситуации называются страховым случаем. Обязательным страховым обеспечением по обязательному пенсионному страхованию являются:
1) страховая и накопительная части трудовой пенсии по старости;
2) страховая и накопительная части трудовой пенсии по инвалидности;
3) страховая часть трудовой пенсии по случаю потери кормильца.
Такое страховое обеспечение назначается на следующие сроки:
1) трудовая пенсия по старости (часть указанной трудовой пенсии) -
бессрочно;
2) трудовая пенсия по инвалидности (часть указанной трудовой пенсии)
- на срок, в течение которого соответствующее лицо признано инвалидом, в
том числе и бессрочно;
3)трудовая пенсия по случаю потери кормильца - на срок, в течение которого соответствующее лицо считается нетрудоспособным, в том числе и бессрочно. Государство несет субсидиарную ответственность по обязательствам ПФР перед застрахованными лицами. То есть, если ПФР не будет способен выплачивать трудовую пенсию из своего бюджета, ее будет выплачивать государство.
В результате проводимых реформ на смену единой, обезличенной и уравнительной пенсионной системе должна прийти разветвленная, персонифицированная, многоуровневая, построенная на принципах фондирования и страхования. Это, в свою очередь, вызывает необходимость изменения механизма назначения пенсий и принципов солидарного пенсионного обеспечения.
т~ч и и
В накопительной пенсионной системе государственным организациям отводится значительная роль. Практически все накопительные деньги проходят через Пенсионный Фонд РФ. Он собирает взносы не только для работающих с ним управляющих компаний, но и для НПФ. Пенсионный Фонд РФ - главный учетный орган в этой системе, он заключает контракты с УК и спецдепозита-риями. Важную роль в этой системе, безусловно, играет качество наблюдения за ходом инвестирования пенсионных средств. Надежность-это прерогатива, прежде всего, государственного регулирования. К сожалению, та система государственной власти, которая сложилась в последние десятилетия, как регулятор недостаточно эффективна.
Мы считаем, что одна из целей пенсионной реформы (к сожалению, в Программе цели прямо не сформулированы) заключается в обеспечении граждан пенсиями, позволяющими достойно жить. По существу, это центральный вопрос. Иначе, зачем проводить преобразования? Представляется, что основные цели пенсионной реформы, если только она претендует на поддержку населения, следовало бы сформулировать таким образом:
- трудовая заработанная страховая пенсия должна обеспечивать гражданам достойную жизнь и составлять при 30-летнем страховом стаже не менее 40% от средней заработной платы по стране (160-180%) прожиточного минимума пенсионера;
- размеры пенсии по инвалидности и в связи с утратой кормильца должны находиться в рамках прожиточного минимума и иметь свои строго целевые источники финансирования: половина обеспечивается из средств пенсионного страхования (это приблизительно 1,0- 2,0% ФОТ), половина - за счет средств федерального бюджета;
- социальные пенсии (тем категориям, которым не удалось заработать трудовую пенсию) должны быть в пределах прожиточного минимума и финансироваться из федерального бюджета.
Данная конструкция и соответствующие финансовые механизмы вытекают из рекомендаций Международной организации труда, которые входят пакет основополагающих прав и свобод человека. Их нормы в соответствии с п. 4 ст. 15 Конституции Российской Федерации являются составной частью правовой системы России и обязательны для применения.
Следует отметить, что это минимальные нормативы социальной защиты, которые рекомендует МОТ для развивающихся стран. После 30 лет трудовой деятельности коэффициент замещения заработной платы пенсией должен быть не ниже 40-55%'.
Что же на деле? Размер пенсии, «заложенный» в новую законодательную базу, в лучшем случае не будет превышать треть заработной платы работника, а для лиц со средними и высокими доходами и того меньше - 25%. Такая постановка вопроса ущербна изначально и не отвечает базовым конституционным характеристикам России, провозгласившей себя государством, «политика которого направлена на создание условий, обеспечивающих достойную жизнь и свободное развитие человека»2.
Пенсионная система представляет собой устойчивую систему институтов, менять которые можно только в исключительных случаях, когда происходят общественно-формационные изменения. Именно такая ситуация сложилась в России: качественная трансформация отношений собственности, взаимодействия государства, работодателей и работников требует радикального преобразования системы пенсионного обеспечения.
Однако нельзя ожидать быстрых результатов. Не исключено, что в переходный период, который продлится 15-20 лет, могут пострадать, если не предусмотреть упреждающих мер несколько поколений пенсионеров. Речь идет не только о нынешних пенсионерах, но и о работающих, возраст которых превысил 45 лет для женщин и 50 для мужчин.
Поскольку они остаются фактически в рамках правил действующей системы, для них актуальны по крайней мере два вопроса: на какую пенсию они могут рассчитывать на этапе пенсионной реформы и возможно ли будет прожить на такую пенсию?
Из разъяснений, которые дают специалисты ПФР, можно сделать следующие выводы. Для нынешних пенсионеров размер пенсий сохраняется, а для тех, кто выйдет на пенсию через 10-12 лет, он будет увеличен (по покупатель-
См.: Конвенция МОТ №102, 1952г. Конституция Российской Федерации, ст. 7.
ской способности) в лучшем случае на Ю-20%1 . Существующие пенсионные модели при всех их различиях имеют общий стержень. Механизмы резервирования части заработной платы на пенсионное обеспечение основаны на том, что одновременно с выплатой текущей заработной платы происходит «отторжение» недоплачиваемой ее части для будущих выплат в качестве пенсии. Разнятся формы резервирования (налоги при социализме, страховые платежи - обязательное социальное пенсионное страхование - в рыночных экономиках), сроки резервирования (текущие выплаты «с колес» для сегодняшних пенсионеров или долгосрочные капитализированные с целью получения инвестиционного дохода для будущих пенсионеров).
Обобщающей характеристикой механизма такого резервирования (объясняющей тот факт, что пенсионеры - не иждивенцы для работающих) служит статистика накопленных пенсионных прав трудозанятого населения. В большинстве стран мира объем накопленных пенсионных прав составляет 250-400% ВВП. Если учесть, что доля годовых затрат на выплату пенсий составляет, как правило, 12-18% ВВП (в России - около 6% ВВП), становится понятно, что трудозанятое население (в том числе и те, кто вышел на пенсию) обладает пенсионными правами, включая их финансовое обеспечение, на достаточно длительный период (25-30 лет).
Столь важная роль, отводимая показателю «накопленные пенсионные права», объясняется тем, что он является ключевым при определении внутренних обязательств (долгов) государства по отношению к гражданам своей страны. Соответствующая статистика тщательно анализируется, ежегодно публикуется, используется для долгосрочных актуарных расчетов.
В России пока данный показатель не включен в систему важнейших параметров пенсионной системы. Отсутствует и необходимая статистика. Более того, задача по формированию учетно-информационной системы даже не ставится. Предполагается создать подобную систему только на микроуровне для учета индивидуальных пенсионных прав.
В дальнейшем нам не уйти от решения этой задачи, так как показатель накопления пенсионных прав, кроме методологических, выполняет ряд функций, связанных с осуществлением социальной политики государства. Ведь прежде чем формировать резервы для будущих периодов и поколений (на 2020-2030 гг.), необходимо погасить долги перед нынешними пенсионерами. По различным оценкам, величина долга весьма значительна и составляет около 5,4 трлн. Руб. (180 млрд. долл.)24'
Уязвимость правительственной программы пенсионной реформы состоит в том, что данного вопроса она не затрагивает, а ведь «закрыть глаза» и уйти от решения проблем не удастся. С запуском реформы актуальность ответа на данный вопрос будет только возрастать.
Считается, что вернуть пенсионные долги не удается из-за дефицита финансов. Это не так. По расчетам экономистов, при существующих параметрах
1 Пенсионная реформа. Под ред. М.Ю. Зурабова. Пенсионный фонд Российской Федерации. М., Современная экономика и право, 2001. С. 18.
2 Ракитский Б. Пенсия для донора российского капитала //Государственная служба. 2001. № 2. С. 60.
заработной платы, страховых взносов, численности занятых в экономике и пенсионеров средняя пенсия должна составлять 48,3% средней заработной платы, а не 29%, как это происходит в реальности1. Авторы исследования задаются вопросом, куда деваются 11,6 процентных пунктов пенсионных взносов? Ведь это четвертая часть их общей величины.
Столь же малопрозрачная финансовая схема закладывается и в будущую пенсионную систему.
Аргументы оппонентов новой модели пенсионного обеспечения:
- базовая пенсия, которая введена с 1 января 2001 г. (не страховая по своей сути), будет отвлекать половину всех ресурсов, что не станет стимулом к активному участию в ее развитии основных субъектов - работодателей и работников. Расходы по финансированию данного вида пенсий во многих случаях должно нести государство. К сожалению, нельзя исключить того, что пенсионные ресурсы будут использоваться для «латания бюджетных дыр». Кроме того, институт базовой пенсии использует механизмы перераспределения в больших масштабах, нежели это было при социализме;
- введение накопительного механизма пенсионного обеспечения приведет к значительному отвлечению ресурсов: от 8% в 2002 г. до 25-30% в 2012 г. При этом никто не может гарантировать их сохранность и приумножение из-за отсутствия эффективных финансовых институтов инвестирования и возможных инфляционных процессов.
Сторонники и авторы реформы возражают: собирать пенсионные взносы сейчас, весьма сложно, так как многие предприятия выдают работникам документально не фиксированную заработную плату в целях уклонения от взносов в Пенсионный фонд. Ситуация усугубляется и демографическим положением: начиная с 2008 г. прогнозируется увеличение пенсионной нагрузки на работающее население. Таковы мотивы введения базовой пенсии и накопительной ее части.
Подобная полемика полезна, но малопродуктивна. По существу, все сводится к одному: как понудить работодателей в полном объеме уплачивать пенсионные взносы? Для этого, по нашему мнению, следует прибегнуть к силе закона. В частности, установить, как это принято во многих странах, минимальный фиксированный пенсионный взнос и соответствующую фиксированную величину пенсий. Например, минимальный взнос в Пенсионный фонд самозанятого населения и работающих с низкой заработной платой может составлять 300 руб. в месяц, а фиксированная пенсия в этом случае достигнет 80% прожиточного минимума (около 900 руб.).
Другими словами, если не удается должным образом воздействовать на регулирование заработной платы (которая является базой для начисления взносов на пенсионные цели), следует привязать финансовый механизм сбора взносов к прожиточному минимуму пенсионера. Предложенный механизм отработан мировым сообществом для периодов с низким уровнем заработной платы. Этот механизм социально справедлив, не является драконовским для работодателей, помогает воспитать культуру социального страхования.
1 Львов Д., Овсиенко Ю. Российская пенсионная система и пути ее реформирова-
ния //Вопросы экономики. 2000. № 8. С. 188.
В случае его реализации гордиев пенсионный узел будет разрублен самым решительным образом. От института базовой (не страховой по своей природе) пенсии можно будет отказаться. Это резко повысит потенциал второго основного института пенсионного обеспечения - страховой пенсии. Отчисления можно поднять с 10 до 20% заработной платы, а величину пенсии - практически в два раза. При этом пенсионная формула станет более простой и понятной для человека, а механизм повышения пенсий социально справедливым для нынешних и для будущих пенсионеров. Достаточно каждый год на протяжении 12 лет повышать соотношение заработка пенсионера и средней зарплаты по стране (ИКП) с 1,2 до 1,3; 1,4 и т. д.
Мы считаем, что необходимость реформирования пенсионной системы обусловлена двумя серьезнейшими причинами: отставанием институциональных изменений в данной сфере и кризисом доверия граждан к государству. Предлагаемые преобразования не учитывают столетний опыт создания и функционирования в рыночной экономике института обязательного социального пенсионного страхования, который был и остается основным пенсионным институтом в подавляющем большинстве развитых стран мира.
Вместе с тем, ставка делается на отживший институт социальной помощи (на 50%) и сверхлиберальный институт частного страхования (на 20-30%), который в таких масштабах ни в одной из развитых экономик в настоящее время не используется.
Потенциал института социального страхования задействован в минимальной степени. Его мощность может и должна быть утроена. В противном случае он не сможет «потянуть» тяжелый состав пенсионных проблем. Уже в самой концепции накопительной системы заключены многочисленные риски. Участники системы несут полную ответственность за те провалы; государство в лучшем случае гарантирует пострадавшим лишь минимальный размер пенсии. Система идеально подходит для хорошо оплачиваемых работников, которые могут накопить на пенсионных счетах достаточно крупную сумму. Накопительная схема в большей мере применима в богатых странах с обширным средним классом и весьма проблематична для обществ с высокой поляризацией доходов. Система не обеспечивает внутрипоколенческого механизма перераспределения и предотвращения бедности.
Эффективность накопительной схемы в значительной мере зависит от субъективных и общеэкономических факторов. В зависимости от изменений экономической конъюнктуры и качества менеджмента ее доходность может колебаться в значительных пределах. Всегда существует риск потери сбережений или снижения уровня инвестиционных доходов по сравнению с их размерами, заложенными в пенсионных схемах. Все это возможно не только на развивающихся неустойчивых рынках, но и в странах с развитым рынком капиталов.
Таким образом, и распределительная, и накопительная пенсионная модели имеют свои недостатки и преимущества. Последние, в свою очередь, как в той, так и в другой схемах не всегда бывают бесспорными. Ни одну из систем нельзя признать однозначно эффективной в достижении основных целей пенсионной политики.
В России пенсионная реформа включила НПФ в систему обязательного пенсионного страхования. Концепция пенсионной реформы, реализуемая в настоящее время, предполагает формирование пенсионного обеспечения граждан нашей страны в двух уровнях:
- обязательного пенсионного страхования, источником финансирования которого являются обязательные страховые пенсионные взносы работодателя;
- добровольного негосударственного пенсионного обеспечения (НПО), финансируемого как за счет добровольных пенсионных взносов работодателя, так и за счет личных средств граждан, отчисляемых в негосударственные пенсионные фонды.
В новой пенсионной системе России НПФ займут действительно значимое место, поскольку только совокупность государственной (трудовой) и негосудар-
с» / и \ и с» с» с»
ственной (добровольной) пенсий смогут дать в реальной перспективе достойный уровень пенсионного обеспечения граждан Российской Федерации.
Деятельность фонда по НПО включает в себя:
- аккумулирование пенсионных взносов;
- размещение и организацию размещения пенсионных резервов;
- учет пенсионных обязательств фонда;
- назначение и выплату негосударственных пенсии участникам фонда.
Правовая база пенсионной реформы пополнилась нормами, по сути, закрепляющими разгосударствление пенсионного обеспечения. Теперь государственный пенсионный фонд (ПФР) и НПФ одновременно будут участвовать в обязательном пенсионном страховании накопительной части трудовой пенсии и в качестве страховщика по профессиональному пенсионному страхованию. При этом у НПФ и ПФР остались только им присущие функции. У ПФР - базовая и страховая части трудовой пенсии, а также государственное пенсионное обеспечение (военных, госслужащих, нетрудоспособных граждан и пр.). У НПФ - назначение и выплата добровольной негосударственной пенсии.
Одни экономисты считают, что не стоит разрушать надежного госмонопо-листа. Ситуация с пенсиями медленно, но все же улучшается.
Другие утверждают, что реформирование дает весомый экономический и социальный эффект гражданам и работодателям, всему государству. Создается конкурентная среда на рынке пенсионных услуг. В итоге должна будет расти пенсия. Средства, собранные ПФР, станут инвестиционными ресурсами федерального значения. Пенсионные накопления региональных НПФ будут ресурсами для инвестиций в развитие местных предприятий, рыночной инфраструктуры, реализации других эффективных проектов.
Пенсионную реформу можно рассматривать как ключ к благополучной экономике страны. Инвестиции в реальный сектор приведут к экономическому росту и укреплению реального сектора российской экономики. Смысл реформы не в том, чтобы просто оживить застывший капитал, а в том, чтобы население нашей страны было бы встроено в ее экономическую модель. Тогда многие законы заработают более эффективно. Люди не будут безучастными, как сегодня, а станут более активно влиять на экономические процессы, происходящие в стране. Смысл еще и в том, что реформа в состоянии социально защитить свое население. Об этом свидетельствует и опыт западных пенсионных моделей, где
деньги на несколько десятилетий вкладываются в защищенные проекты, имеющие в долгосрочной перспективе серьезный доход.
Пенсионная реформа открывает новую эру на финансовых рынках. Негосударственные пенсионные фонды во всех странах мира признаны важнейшими институтами финансовой системы. Именно аккумулируемые ими добровольные пенсионные резервы оказываются основным источником долгосрочных инвестиций для широкого круга корпораций. Накапливаемые в НПФ пенсионные резервы не только стабилизируют фондовые рынки, но и развивают их. Одновременно идет процесс роста доли резидентов в операциях на этих рынках (национализации рынков в общем, а не узком смысле).
Роль российских НПФ в долгосрочном инвестировании пока не столь велика. Относительно умеренный характер пенсионной реформы не позволяет ожидать глобальных изменений на финансовых рынках, по крайней мере, в ближайшие пять лет. Вместе с тем, инфраструктура негосударственной пенсионной системы в России складывается достаточно динамично и значение самих фондов постоянно растет. Становится более широким и рынок инвестиционных инструментов, увеличиваются требования к уровню профессионализма тех, кто непосредственно занят размещением пенсионных резервов.
Возможны инвестиции пенсионных накоплений и в рынок недвижимости. Но не прямые, а через ипотечные ценные бумаги или через другие ценные бумаги, например закрытые ПИФы на рынке недвижимости. Рынок очень интересный, перспективный, но также и сложный. Поэтому развитие его в ближайшее время будет бурное, и НПФ в этом участвовать будут достаточно активно. Оба варианта интересны и сейчас активно разрабатываются. Эти бумаги должны реально котировались на бирже, что обеспечит реальную ликвидность, тогда это будет интересно. Все это дело ближайшего будущего. По самым пессимистичным прогнозам, два-три года, не больше. А по оптимистичным - в течение 2004 года может начаться активная деятельность.
Пенсионные резервы и их инвестирование по определению сделают экономику России и ее финансовые рынки более предсказуемыми, что исключительно важно для финансовых инвесторов, потому что пенсионные накопления являются исключительно значимым, стабилизирующим фактором для национального финансового рынка. Они окажут безусловное стабилизирующее влияние на рынке основных ценных бумаг. Реализация пенсионной реформы даст хорошо предсказуемый, устойчивый, стабильный приток ликвидности на основные рынки капитала, который мы можем предсказывать на годы вперед. Это вселит уверенность в любого отечественного и международного инвестора, который будет приходить на наш рынок и вкладывать свои деньги.
Таким образом, одно из важнейших направлений деятельности негосударственных пенсионных фондов, позволяющее решать двуединую задачу: наращивать пенсионные накопления в пользу участников и поставлять в экономику страны долгосрочный финансовый ресурс. Следует отметить, что принципы формирования инвестиционной политики должны оставаться неизменными, нацеленными, в первую очередь, на соблюдение интересов участников, что подразумевает сохранность и возвратность инвестированных средств и далее обеспечить их доходность не ниже уровня инфляции. Боль-
шую часть пенсионных резервов негосударственные пенсионные фонды размещают, используя услуги управляющих компаний, от которых должны требовать и получать гарантии сохранности и возврата в полном объеме средств пенсионных резервов, обеспеченные капиталом 32А мой управляющей компании или гарантиями третьих лиц, которыми могут быть, по нашему мнению, крупные надежные банки или иные финансовые учреждения.
Государственная управляющая компания имеет право размещать средства накопительной части пенсии только в государственные ценные бумаги. Негосударственные управляющие компании могут инвестировать переданные в их управление средства в различные инструменты финансового рынка, обладающие потенциально более высокой доходностью - в корпоративные акции и облигации, в ценные бумаги субъектов РФ и муниципальных образований, размещать на банковских депозитах. В любом случае Ваши пенсионные накопления остаются в собственности ПФР, управляющие компании осуществляют лишь инвестирование этих средств.
Основное отличие негосударственной управляющей компании - возможность получать больший доход от инвестирования средств пенсионных накоплений за счет использования широкого спектра инструментов финансового рынка.
Деятельность негосударственных управляющих компаний по инвестированию средств пенсионных накоплений находится под жестким контролем государства в лице Министерства финансов, Пенсионного фонда России и Федеральной комиссии по рынку ценных бумаг (ФКЦБ). Активы, в которые инвестированы средства накопительной части пенсии, хранятся в уполномоченном специализированном депозитарии, контролирующем все операции управляющей компании. Ответственность управляющей компании перед ПФР за нарушение договоров доверительного управления активами страхуется уполномоченными страховыми компаниями.
Минимально необходимая информация об управляющей компании, позволяющая человеку сделать осознанный и адекватный выбор, включает в себя, по нашему мнению, следующее:
- опыт работы управляющей компании на рынке в сочетании с опытом ее материнской инвестиционной компании и с учетом опыта работы портфельных менеджеров (управляющих) компании - так называемый «сквозной» опыт работы по управлению активами;
- объем активов, находящихся в управлении компании, являющийся показателем профессионализма и успешности ее работы;
- предлагаемые стратегии инвестирования (инвестиционные портфели) -здесь выбор целиком зависит от инвестиционных целей и отношения к риску каждого конкретного человека, но в целом стратегии инвестирования пенсионных накоплений должны быть достаточно консервативны, а используемые рыночные инструменты - надежны;
- размер вознаграждения управляющей компании, указанный в ее договоре с ПФР, - чем он меньше, тем больше будет объем дохода, направляемого на прирост пенсионных накоплений;
- доходность управления инвестиционными портфелями, достигаемая управляющей компанией на протяжении последних лет. Этот показатель обязательно следует соотносить с типом портфеля и присущим ему уровнем риска».
Основное преимущество негосударственных управляющих компаний перед государственной (Внешэкономбанком) в перечне разрешенных активов для инвестирования. Список финансовых инструментов, в которые ВЭБ может вкладывать деньги накопительной части пенсии граждан, определен законом и крайне консервативен. Государственная управляющая компания имеет право инвестирования исключительно в государственные ценные бумаги РФ, а также ипотечные ценные бумаги и ценные бумаги, гарантированные РФ, денежные средства в рублях и в валюте. Доходность таких вложений редко превышает уровень инфляции. По прогнозам специалистов, негосударственные управляющие компании могут принести большую прибыль будущим пенсионерам. Таким управляющим компаниям разрешено вкладывать пенсионные средства в акции и облигации ведущих российских предприятий, а также облигации субъектов РФ и муниципальных образований».
Важно понимать то, что управляющие компании не владеют средствами, переданными в управление, а только принимают инвестиционные решения. Естественно, обанкротиться управляющая компания может, но и в этом случае риск потери средств минимален, поскольку активы, в которые инвестированы средства, переданные управляющей компании, находятся на счетах в специализированном депозитарии, который ежедневно контролирует состояние активов и передает данные в ПФР и Минфин. Специализированный депозитарий (а им является Объединенная депозитарная компания, принадлежащая Внешторгбанку и располагающая безотзывной банковской гарантией на сумму 5,1 млрд. рублей) несет солидарную ответственность с управляющей компанией в случае не исполнения последней своих обязательств, кроме этого, законом предусмотрено обязательное страхование рисков управляющей компании. ПФР в случае прекращения (расторжения) договора доверительного управления с управляющей компанией уведомляет об этом застрахованных лиц, выбравших данную управляющую компанию, одновременно с предоставлением им ежегодной информации о состоянии накопительной части пенсии. Активы в этом случае передаются либо в государственную управляющую компанию, либо, по выбору граждан, в другую. В любом случае выплачивать пенсию будет ПФР в размере, зависимом от величины распределительной и накопительной части пенсии конкретного человека.
Деятельность управляющих компаний будут контролировать сразу несколько регулирующих организаций: Министерство финансов, ПФР, Федеральная комиссия по рынку ценных бумаг, специализированный депозитарий.
Средства пенсионных накоплений будут находиться на отдельном счете в банке. Управляющая компания будет только принимать решения по инвестированию накопительных средств на рынке ценных бумаг. Ценные бумаги, приобретенные на средства пенсионных накоплений, будут храниться в спецдепозитарии, который отслеживает любые операции управляющей компании с ценными бумагами, чтобы действия компаний были в рамках закона. Если компания будет лишена лицензии либо допустит какие-либо серьезные нарушения, специализированный депозитарий замораживает ее счета, а затем пенсионные накопления переводит обратно в ПФР.
ПФР, согласно законодательству, ежегодно сдает отчет в уполномоченный федеральный орган исполнительной власти о средствах на индивидуальных лице-
вых счетах застрахованных лиц и о результатах инвестирования средств пенсионных накоплений, переданных в доверительное управление управляющим компаниям. ПФР также не позднее 1 июля каждого года направляет застрахованным лицам информацию о состоянии их индивидуальных лицевых счетов, результатов инвестирования средств пенсионных накоплений, а также документы для выбора управляющей компании или уполномоченного негосударственного пенсионного фонда. Так как застрахованные лица имеют право на получение информации от ПФР, то в его отделениях Вы можете получить информацию о состоянии индивидуальных счетов в системе персонифицированного учета. Но сведения о состоянии накопительной части Вашего счета будут пересматриваться только раз в год. Косвенно Вы можете судить о состоянии накопительной части пенсии по информации о доходности своего инвестиционного портфеля, которую может предоставить выбранная управляющая компания.
Итак, НПФ необходимо предпринять целый ряд усилий:
- сделать свои услуги более понятными;
- сделать их более узнаваемыми;
- создать новые модификации;
- сориентироваться на потребности (предпочтения) клиентов;
- выработать набор дополнительных свойств.
Важна и ценовая политика, заключающаяся в разумном сокращении издержек и определении рыночной цены продукта (желательно сделать его конкурентоспособным).
Внимание следует уделить и клиентскому сервису: информационному сопровождению услуг, технологическим новациям. Клиент будет заинтересован и удовлетворен, если получит возможность делать взносы в ближайшем отделении банка, контролировать свой счет по мобильному телефону или через Интернет, получать дополнительные информационные материалы и т. д.
Пока для НПФ остаются малоизвестными такие понятия, как связи с общественностью, маркетинговая и рекламная политика, а также формирование имиджа. Но именно этим вопросам необходимо уделять особое внимание.
Нельзя пускать на самотек перестройку системы пенсионного обеспечения и страхования. Конечно, эти процессы будут контролировать, прежде всего, органы исполнительной власти, которым предписано осуществлять регулирование соответствующих сегментов рынка пенсионных услуг: Минтруд России, Минфин России и ФКЦБ России. Однако их возможности ограниченны. Поэтому здесь должны быть задействованы и институты гражданского общества.
Одной из важнейших проблем нынешней пенсионной реформы является недостаточная информированность граждан о ее прохождении. От этого целиком будет зависеть активность граждан по переходу из государственных управляющих компаний в негосударственные. Если информации достаточно, то, как показывает опыт стран, близких к нам по истории развития и той пенсионной системе, которая вводится сейчас в России (например, Казахстан, Хорватия), большинство населения предпочитает уходить в частный сектор. Это тенденция, которая проявила себя в пенсионных системах, аналогичных нашей, в странах Центральной и Восточной Европы. А в России Пенсионный фонд не смог во время разослать гражданам список управляющих компаний. ПФР занимает
весьма нечеткую позицию по этому вопросу, при рассылке списка граждане не получают никакой дополнительной информации, позволяющей сделать им объективный выбор. На наш взгляд, такая ситуация может иметь весьма негативные последствия с точки зрения реальных решений граждан в первые годы работы. Отсутствие информации здесь становится критическим препятствием».
Что же касается положительных сдвигов, то не давно принято постановление, регулирующее порядок оформления документов, связанных с информированием о состоянии счета и реализации права на выбор управляющих компаний, а также постановления, которым устанавливаются ограничения на размеры вложений в определенные виды ценных бумаг.
В каждом субъекте Федерации действует трехсторонняя комиссия по регулированию социально-трудовых отношений. В ней представлены работодатели (Союз промышленников и предпринимателей), профсоюз (Федерация профсоюза) и государственная исполнительная власть (правительство области). Все эти организации авторитетны и влиятельны. Так. Союз промышленников и предпринимателей через отраслевые союзы предприятий может узнать, с кем предпочитает сотрудничать каждый работодатель: с одним из действующих НПФ или с вновь создаваемым фондом в регионе или в холдинге (корпорации)
Подобная информация Федерации профсоюзов может быть получена через обкомы отраслевых профсоюзов, а правительством области через соответствующие министерства. Сведения аккумулируются и анализируются в комиссии по социальному партнерству для выработки разумных согласованных решений. Для подстраховки и окончательного выбора предложений их целесообразно рассматривать на экономическом совете при губернаторе области.
Орлова Ю. О., пресс-секретарь Управления судебного департамента при Верховном Суде РФ в Ростовской области,
асп. РАГС
СРЕДСТВА МАССОВОЙ ИНФОРМАЦИИ КАК ФАКТОР ФОРМИРОВАНИЯ АВТОРИТЕТА СУДЕБНОЙ ВЛАСТИ
Власть является в высшей степени эмоционально заряженным явлением, которое у кого-то вызывает восхищение, а на других наводит страх. Некоторых власть очаровывает, как магнит, который бессознательно манит и притягивает. Чтобы убедиться в этом, достаточно, например, перелистать “Государя” или “Историю Флоренции” выдающегося итальянского мыслителя Никколо Макиавелли. Иные видят в ней вместилище всего самого низменного. И так было, начиная с античности1.
Особый интерес вызывают работы специалистов в области теории и практики журналистики, информационной политики2. В своем исследовании взаимоотно-
1 Ильин М.В., Мельвиль А.Ю. Власть // Полис. 1997. - № 6.
2 См.: Прохоров Е.П. Журналистика и демократия. М., «РИП-Холдинг». - М., 2001; Дзя-лошинский И.М. Методы деятельности СМИ в условиях становления гражданского общества. -М., 2001; Коновченко С.В. Общество - средства массовой информации - власть. - Ростов-на-Дону, 2001; Взаимодействие государства и гражданского общества. Факты и комментарии.