66 1 1 ВАШ БАНК
УСЛУГА СБЕРБАНКА Т— ПРЯМЫЕ ИНВЕСТИЦИИ / №04 (60) 2007
Отношение числа работающих к числу пенсионеров в России постепенно снижается. А значит, возрастает нагрузка на государственный Пенсионный фонд. Как в этих условиях обеспечить достойный уровень пенсий, рассказывает президент НПФ Сбербанка России Галина Морозова.
Венера КАРПИНСКАЯ
ЧУК и ГУК
Галина Морозова: «В ближайшие пять лет 70% «молчунов» придут в НПФ»
— На заседании правительства в апреле будет рассматриваться вопрос о совершенствовании пенсионной системы. Этим сейчас занимаются Мин-здравсоцразвития совместно с Минфином и Минэкономразвития. Почему сегодня встал вопрос об изменении пенсионного законодательства?
— Участники рынка и различные партии широко обсуждают планы этих ведомств. Напомню, что руководство Минздравсоцраз-вития для решения проблем пенсионной системы предлагает с 2008 года прекратить перевод накопительных взносов «молчунов» в УК «Внешэкономбанк» (взносы граждан, которые не выбрали частную управляющую компанию (ЧУК), по умолчанию попали в государственную УК «Внешэкономбанк». — «ВЕСТИ»). Эти деньги будут учитываться на индивидуальных счетах ПФР, а если «молчуны» не объявятся до 2013 года, накопленные средства пойдут на выплаты нынешним пенсионерам.
В свою очередь, МЭРТ предлагает передать средства «молчунов» в частные УК и расширить перечень инструментов для инвестирования пенсионных резервов. Причина предлагаемых мер — хронический и растущий дефицит Пенсионного фонда РФ, низкий уровень коэффициента замещения (отношение пенсии к последнему заработку), который в начале пенсионной реформы в 2001 году составлял 30%, сегодня не превышает 25% и в дальнейшем имеет тенденцию к снижению.
На мой взгляд, предлагаемые меры не снимут возникших проблем. Ведь целью пенсионной реформы было обеспечение достойного уровня пенсий при одновременном неувеличении пенсионных обязательств государства. Ликвидация накопительной части
не решит проблему дефицита ПФР (если только на ближайшие два года). В 2008 году дефицит ПФР прогнозируется в размере до 650 млрд. руб., сумма страховых взносов на накопительную часть пенсии не превысит половины этого дефицита. Кроме того, при-
ПРЯМЫЕ ИНВЕСТИЦИИ / №04 (60) 2007
Показатели деятельности НПФ Сбербанка
Показатель
Пенсионные резервы на конец года (млн.руб.)
Поступило пенсионных взносов (млн.руб.)
Инвестиционный доход (млн.руб.) Часть дохода, зачисленного в пенсионные резервы (млн.руб.) Выплаты (млн.руб.), в том числе: пенсия (млн.руб.)
2001
301,6
50.3
50.4 42,8
27,1
8,7
Годы
2002 2003 2004 2005 2006
410,9 568,3 788,7 1031,9 1399
68,7 Л 95,1 Л П7 Р 140,8 Л Г}Г) л 149,4 /| со С 232,9
76,4 65 107,6 89,6 133.1 109.2 Юо,6 134,8 225,6 191,6
24,3 27,3 29,5 41 57,5
9,3 11,5 16,3 16,6 23,6
Эффективность выполнения НПФ Сбербанка обязательств перед его участниками
Показатель
2001
Доходность по пенсионным счетам 18,7 (%)
Инфляция (%) 18,6
* Ставка доходности за 2006 год будет утверждена Советом фонда не позднее 2-го квартала 2007 года
Годы
2002 2003 2004 2005 2006
20,05 17,15 14,1 15,07 0
15,1 12 11,7 10,9 9
соединение накопительной части пенсии к страховой трудовой означает не только увеличение текущего потока страховых взносов, которые можно направить на текущую выплату пенсий, но и то, что у государства возрастают пенсионные обязательства по выплате трудовой пенсии в будущем. И это опять приводит к увеличению дефицита, поскольку существует тенденция снижения численности работающих к числу пенсионеров (взносов будет поступать меньше, чем необходимо для текущих выплат).
Проблема так называемых «молчунов», мне кажется, сама разрешится в ближайшие годы. Во-первых, НПФ получили право на работу в системе обязательного пенсионного страхования только три года назад. При этом в первый год деятельности фонды работали фактически две недели, кроме того, существовали значительные налоговые риски. Вопрос с налогами на пенсионные накопления фактически был решен только в конце декабря 2004 года. В течение следующего 2005 года проявился ряд сложностей — как налоговых (в частности, фонды уплачивали налог на прибыль с суммы дохода от инвестирования пенсионных накоплений), так и технологических (фондам не давали право выступать трансферагентами ПФР). Решение было найдено только в конце 2005 года. В результате в 2006 году заключено свыше 1,1 млн. договоров ОПС.
Если же решать проблему путем передачи пенсионных накоплений в несколько частных управляющих компаний (ЧУК), то на государственный бюджет, помимо пенсионных, будут возложены еще и инвестиционные риски. Кроме того, ЧУК, получившие пенсионные накопления не в конкурентной рыночной борьбе, а по распределению, вряд ли будут заинтересованы в обеспечении высокой доходности: чуть выше, чем ГУК, и достаточно...
— Какой должна быть российская пенсионная модель?
— Пенсионная система подавляющего числа стран является трехуровневой. В России с 2003 года пенсия граждан состоит из трех частей: базовой, страховой и накопительной. На формирование всех трех уровней работодатели уплачивают ЕСН в размере 20% от фонда оплаты труда (ФОТ) — при доходе до 280 тыс. руб. в год, а при превышении этого уровня дохода применяется регрессивная шкала. Средства, отчисляемые на базовую (6%) и страховую часть (14%) ФОТ, идут
на текущие выплаты пенсионерам.
У работающих граждан моложе 1967 года рождения часть страхового платежа (4% из 14%) направляется на накопительную часть пенсии. Эти взносы учитываются в специальной части индивидуального пенсионного счета и инвестируются в ценные бумаги.
Я считаю, что если обязательства по формированию базовой и страховой пенсии, формируемой в распределительной системе, лежат на государстве, то накопительную часть должны формировать работодатели и работающие граждане. Эта часть пенсии должна инвестироваться только через частные структуры. Известно, что во всех странах уровень замещения дохода при выходе на пенсию обусловлен действиями государства, работающих граждан и работодателей.
Мы говорили о низком (25%) коэффициенте замещения. Напомню, что, согласно конвенции Международной организации труда, уровень такого коэффициента должен быть не менее 40%. Пенсионные системы стран, вступающих в ЕС, обязаны обеспечить уровень замещения дохода при выходе на пенсию до 70%. Этой цели невозможно достичь при участии лишь одной из перечисленных сторон. Необходимо информировать граждан о том, что уровень замещения их дохода при выходе на пенсию до 40% возможен только при самостоятельной организации пенсионного обеспечения. В то же время такая деятельность работодателей и граждан должна стимулироваться льготами со сто-
Изменения средневзвешенной структуры инвестиционного портфеля НПФ Сбербанка
2001
□ □ □ □
ЗПИФ Депозит Вексель ФГЦБ
2002
2003
2004
2005
п ГЦБ и муниципальные
□ Акции
□ Облигации
□ Денежные средства
2006
1005
НПФ Сбербанка—открытый фонд, работающий с любыми юридическими и физическими лицами. Фонд заключил около 76 тыс. договоров с гражданами и 560 соглашений с юрлицами, свыше 18 тыс. договоров об обязательном пенсионном страховании.
роны государства — добровольно перечисляемые на пенсию взносы не должны облагаться налогом. Повышение же отчислений в Пенсионный фонд лишь обострит проблемы пенсионной реформы — доля «серых» зар-
плат увеличится.
— Пенсионный опыт какого иностранного государства наиболее приемлем для России?
— По моему мнению, это опыт Болгарии, которая развивает общепринятую трехуровневую систему. Минимальный базовый уровень независимо ни от чего обеспечивает государство, страховую часть — работодатели, накопительную — работающие граждане и работодатели. При этом накопительная часть формируется не в государственном фонде Болгарии, а только в частных управляющих компаниях. В течение специально установленного переходного периода каждый работающий гражданин был обязан сделать выбор. По окончании этого срока выбирало государство. В первый же год 70% граждан самостоятельно определили частные структуры для формирования накопительной час-
ти пенсии. Средства «молчунов» специальная комиссия передает в частные управляющие компании. У граждан сохраняется право перехода в другую структуру. При этом государство предоставляет льготы по добровольному пенсионному обеспечению.
Поскольку болгарский менталитет близок к российскому—у нас общее советское прошлое, мне кажется, такая практика нам бы подошла. Необходимо законодательно установить переходный период, скажем, на два-три года, в течение которого гражданин обязан сделать выбор. Только так он поймет, что дело его пенсионного обеспечения — это его обязанность, а не право.
— Какие факторы сегодня влияют на рынок НПФ?
— Самый лучший фактор — дискуссия о мерах по совершенствованию пенсионной реформы, развернувшаяся в феврале, которая привела многих граждан к выводу, что им нужно самим заботиться о своем пенсионном обеспечении. Сегодня пенсионные фонды развиваются достаточно динамично. За 2006 год объем пенсионных резервов, аккумулированных в НПФ, увеличился почти в
ПРЯМЫЕ ИНВЕСТИЦИИ / №04 (60) 2007
1,5 раза и превысил 400 млрд. руб., в НПФ передано более 2 млрд. руб. пенсионных накоплений. В нынешнем году мы ожидаем увеличение этого показателя до 7 млрд. руб. Если в 2005 году свою накопительную часть пенсии в НПФ перевело около 700 тыс. человек, то в 2006 году их было уже более 1,1 миллиона.
Объем резервов нашего фонда в течение последних семи лет ежегодно растет не менее чем на 30%. НПФ Сбербанка с декабря прошлого года начал участвовать в обязательной системе страхования. До сих пор фонд отказывался от этого вида деятельности по причине ряда недочетов в законодательстве (в первую очередь налоговом) и тяжелого, достаточно затратного технологического процесса заключения договоров обязательного страхования. Но все клиенты, заключившие с нами договоры добровольного пенсионного обеспечения, желали формировать накопительную и добровольную части пенсии в одном фонде. В 2006 году мы смогли пойти им навстречу — рост суммы накоплений позволил обеспечить безубыточность этого вида деятельности. В свою очередь, активная работа по обязательному страхованию стимулирует добровольное страхование. Эта услуга пользуется спросом. Только в декабре прошлого года НПФ Сбербанка заключил свыше 18 тыс. договоров обязательного страхования. Спрос по-прежнему не ослабевает. По моему мнению, 70% «молчунов» в ближайшие пять лет придут в негосударственные пенсионные фонды.
— Чем привлекательны НПФ?
— Этот вопрос — чем отличаются УК от НПФ при одних ограничениях по инвестированию пенсионных резервов? — клиенты задавали всегда. При выборе УК гражданин не учитывает тот факт, что продолжает оставаться в государственном Пенсионном фонде. Он не заключает договор ни с ПФР, ни с УК и никакой информации, кроме открыто публикуемой (общая сумма дохода и расхода), получить не может. С НПФ человек заключает договор и в любой момент имеет право запросить всю информацию о фонде. НПФ знает каждого клиента в лицо. Изменить условия договора в одностороннем порядке фонд не имеет возможности.
А вот УК пенсий не выплачивает, а только получает в управление деньги из ПФР либо от НПФ. При этом взаимоотношения УК с ПФР отличаются от отношений УК с НПФ. Пенсионный фонд России на пять лет заключает с управляющей компанией договор доверительного управления и утверждает прилагаемую к нему инвестиционную декларацию. Что бы ни случилось на фондовом рынке, ни УК, ни ПФР не могут изменить структуру этой декларации. Деньги застрахованных лиц, заключивших договор с НПФ,
Корпоративные пенсионные программы, предлагаемые НПФ Сбербанка
* Тип пенсионной программы, обеспечивающий самую большую степень мотивации персонала, называется «Персона». Эта программа предполагает накопление пенсии в определенном размере, схема основана на учете пенсионных взносов на именных пенсионных счетах. С течением времени мотивационные факторы усиливаются, так как при исключении работника из пенсионной программы в связи с невыполнением им обязательств перед работодателем теряемая сумма накоплений на ИПС становится все более существенной. Взносы, уплаченные работодателем в соответствии с этой программой, относятся на затраты. Налоговый кодекс разрешает работодателю при формировании налоговой базы на прибыль учитывать затраты на финансирование своей социальной пенсионной программы в размере 12% на оплату труда.
* Если работодатель предполагает осуществлять финансирование пенсионной программы за счет прибыли и хочет включать работников в нее только после выполнения ими установленных им требований, то ему лучше использовать программу «Перспектива». Она предполагает учет накопления пенсионных взносов на солидарном пенсионном счете (СПС) с последующей передачей средств на ИПС участников пенсионной программы.
* В целях сокращения объема собственного финансирования пенсионной программы работодатель может использовать пенсионные программы НПФ Сбербанка «Персона плюс» или «Перспектива плюс», предусматривающие совместное финансирование программы как работодателем по корпоративному договору негосударственного пенсионного обеспечения, так и самими работниками по индивидуальным договорам.
Учитывая сложность пенсионных программ, НПФ Сбербанка оказывает помощь в их разработке, дает рекомендации по сокращению стоимости их реализации. Корпоративным У№-клиентам оказывается услуга по сопровождению корпоративных пенсионных программ персональными менеджерами.
Пенсионные схемы НПФ Сбербанка для физических лиц
Фонд предлагает схему с установленным размером взносов и схемы с установленным размером выплат.
По схеме с установленным размером взносов клиент может платить пенсионные взносы произвольно, исходя из своих финансовых возможностей. Размер негосударственной пенсии и период ее выплаты будет установлен по окончании периода накопления в зависимости от суммы накопленных средств и результатов деятельности фонда. Выплата негосударственной пенсии по данной схеме осуществляется ежемесячно, в течение установленного ряда лет, но не менее пяти, до полного исчерпания средств на пенсионном счете участника. Около 75 % клиентов Сбербанка заключили договоры по схемам с установленным размером взносов. По схемам с установленным размером выплат клиент определяет объем желаемой пенсии. Фонд рассчитывает размер взноса, который зависит от пола, возраста и пенсионной схемы. В этом случае размер пенсии устанавливается договором, но одновременно и клиент принимает на себя обязательства по уплате взносов в установленном размере и в установленные сроки.
Примерные размеры ежемесячных пенсионных взносов, уплата которых позволила бы получать негосударственную пенсию ежемесячно в размере 1 тыс. руб. в течение 10, 15 лет либо пожизненно
Пол и возраст Размер ежемесячного пенсионного взноса,
участника необходимого для обеспечения ежемесячной выплаты негосударственной пенсии (руб.)
пожизненно в течение 15 лет в течение 10 лет
Мужчина, 30 лет 206 174 141
Мужчина, 40 лет 388 327 265
Мужчина, 50 лет 966 815 660
Женщина, 30 лет 360 260 196
Женщина, 40 лет 751 542 409
Женщина, 50 лет 2807 2025 1528
ПРЯМЫЕ ИНВЕСТИЦИИ / №04 (60) 2007
передаются в управление нескольким компаниям. При этом НПФ имеет возможность в оперативном режиме менять условия декларации.
Негосударственные пенсионные фонды большое внимание уделяют не столько получению высокой доходности, сколько сохранности вложений — на них лежит огромная ответственность перед застрахованными лицами: средства не должны обесцениваться при инфляции. На мой взгляд, для НПФ оптимальна усредненная по рынку доходность, например — 12-13% при инфляции в 9% (то есть превышение в среднем на 2-3 п.п.).
— Пенсионные средства, переведенные в частную УК, являются федеральной собственностью, то есть сохраняется ответственность государства. При передаче средств в НПФ ответственность перед гражданами несет фонд.
— Да, если человек остается в ПФР (неважно, в какой УК — частной или государственной), государство несет ответственность за сохранность его пенсионных накоплений в номинальном выражении. Следовательно, абсолютно не гарантирует их сохранность в реальном выражении, что и подтверждается сегодня. В 2005 году средства «молчунов» в ГУК приросли на 5,7% при инфляции 9%. То есть эти средства реально обесцениваются, хотя номинально — увеличиваются.
Если говорить о российских негосударственных пенсионных фондах, то, в отличие от ПФР, они полностью прозрачны. Ни в одной стране мира рынок НПФ не является столь зарегулированным, как у нас. Процессы сбора денег, их размещения и управления, а также контроля за ними, разделены: фонды собирают средства, УК инвестируют, а спецдепозитарии контролируют правильность их действий. Кроме того, фонды, УК и спецдепозитарии контролируются ФСФР. Все направления инвестирования средств подчинены строгому регламенту, может, даже в ущерб доходности, однако это дополнительная гарантия их сохранности, проще говоря —украсть эти деньги невозможно. Что касается инвестиционного риска, то фонды могут его снизить путем более оперативного реагирования на колебания рынка (в отличие от ПФР). Кроме того, фонды, как правило, размещают средства через несколько УК, а не через одну (если вы выбираете ПФР, то ваши накопления инвестируются только одной УК). У НПФ Сбербанка сегодня четыре управляющие компании: ООО «УК Капиталь», ЗАО «Обьединенная Финансовая Группа «Инвест», ЗАО «Регион Эссет Менеджмент», ЗАО «Пиоглобал Эссет менеджмент».
Конечно, может случиться и обвал фондового рынка. Но в нашем случае речь идет о сроке инвестирования пенсионных накопле-
ний не менее десяти лет. За такой период негосударственный пенсионный фонд — структура, также заинтересованная в доходе, — отбивает все колебания. Мы пережили кризис 1998 года и отыграли последствия падения уже к 2000 году. Наши вкладчики в этом случае не пострадали. За несколько лет риски фондового рынка, как правило, нивелируются и сводятся к нулю. Кратковременные падения рынка фонд в состоянии перекрыть. Он имеет ликвидные бумаги для текущих выплат, страховой резерв, за счет которого может поддерживать свои обязательства перед населением.
— Какие новые инструменты необходимы для инвестирования пенсионных резервов?
— Недавно Дмитрий Медведев заявил о необходимости реализации инфраструктурных инвестиционных проектов, финансируемых через размещение долгосрочных облигаций под государственные гарантии. Мне кажется, такие ценные бумаги для негосударственных пенсионных фондов были бы интересны. А пока долгосрочных инструментов, востребованных пенсионными фондами, очень мало.
— С 1 февраля действуют новые правила размещения пенсионных резервов НПФ. Как эти правила могут повли-
ять на рынок НПФ?
— Существенно, я думаю, не повлияют. Однако есть несколько положений, которые вызывают недоумение. В соответствии с новыми правилами в ценные бумаги одной компании не может быть вложено более 10% активов НПФ. При этом доля резервов, размещенных в ценные бумаги вкладчиков фонда (причем всех вкладчиков), не должна превышать 5% от общего обьема активов. Почему социально ответственное предприятие становится менее надежным эмитентом после заключения договора НПО, мне не понятно. Ведь проблема диверсификации решена другими ограничениями.
Кроме того, в соответствии с новыми правилами НПФ не могут самостоятельно размещать резервы в государственные ценные бумаги и на банковские депозиты — только с помощью УК. Такая цепь — с посредником в лице УК, который берет за услуги комиссию, — чревата снижением доходности инструментов минимум на 10%. При этом УК явно не является дополнительным гарантом надежности этих инструментов. Такой механизм приведет либо к снижению дохода, получаемого в конечном счете пенсионерами, либо к уменьшению диверсификации. А следовательно — к повышению рискованности
а»
инвестирования.