Научная статья на тему 'Актуализация психолого-педагогической подготовки инженеров-педагогов к работе с девиантными подростками'

Актуализация психолого-педагогической подготовки инженеров-педагогов к работе с девиантными подростками Текст научной статьи по специальности «Науки об образовании»

CC BY
60
15
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
ДЕВИАНТНЫЕ ПОДРОСТКИ / УЧАЩИЕСЯ "ГРУППЫ РИСКА" / ПРЕДУПРЕЖДЕНИЕ СОЦИАЛЬНЫХ ОТКЛОНЕНИЙ / ПРОГРАММА СПЕЦКУРСА ДЛЯ ПРЕПОДАВАТЕЛЕЙ

Аннотация научной статьи по наукам об образовании, автор научной работы — Зиннатова Гульназ Минеахматовна

В статье актуализируется важность специальной психолого-педагогической подготовки инженеров-педагогов к работе с девиантными подростками в начальной профессиональной школе. Представлено содержание авторского спецкурса для инженерно-педагогического коллектива профессиональных училищ под названием «Социально-педагогические аспекты коррекционно-воспитательной работы с учащимися «группы риска», его цели и структура.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Текст научной работы на тему «Актуализация психолого-педагогической подготовки инженеров-педагогов к работе с девиантными подростками»

2. Пахомова Е. М.Конкурс профессионального мастерства как средство повышения квалификации учителя. М., 2003. 208 с.

3. Андреев А. Л.Компетентностная парадигма в образовании: опыт философско-методологического анализа. Педагогика, 2005. № 4. С. 19-27.

4. Петрова А. К. [Вводная статья]. Сборник материалов и работ сотрудников ассоциации естественных наук. Выпуск 2. Кунгур, 2007.

Актуализация психолого-педагогической подготовки инженеров-педагогов к работе с девиантными подростками

Зиннатова Г. М.

Зиннатова Гульназ Минеахматовна / Zinnatova Ом1па2 МтеакктаОпа - аспирант, Федеральное государственное бюджетное научное учреждение Институт педагогики, психологии и социальных проблем Российская Академия образования, г. Казань

Аннотация: в статье актуализируется важность специальной психолого-педагогической подготовки инженеров-педагогов к работе с девиантными подростками в начальной профессиональной школе. Представлено содержание авторского спецкурса для инженерно -педагогического коллектива профессиональных училищ под названием «Социально-педагогические аспекты коррекционно-воспитательной работы с учащимися «группы риска», его цели и структура.

Ключевые слова: девиантные подростки, учащиеся «группы риска», предупреждение социальных отклонений, программа спецкурса для преподавателей.

Трансформация базовых парадигм развития образования в нашей стране, глубокие изменения в социокультурной сфере, социальная дифференциация в обществе стимулировали создание кардинально иных условий социализации учащейся молодежи, в том числе в системе профессионального образования. Не вызывает сомнения тот факт, что в период стабильности социализация подрастающего поколения представляет собой постепенный и регулируемый определенными механизмами процесс социально -профессионального становления личности. Однако в обществе, находящемся в процессе реформ и модернизаций, разрушен упорядоченный характер социализации, ибо резко снижается возможность успешной социализации молодежи за счет нивелирования значимости профессионального образования, добросовестного труда и других определяющих нравственных ценностей.

Как отмечают многие эксперты [1, с. 3], одним из основных резервов, пополняющим ряды несовершеннолетних правонарушителей, является начальная профессиональная школа. Одновременно она представляет собой один из важнейших гражданских институтов воспитания молодежи, и именно ей в большой степени принадлежит коррекционная роль в дальнейшем социально-профессиональном становлении личности «группы риска» -учащегося с девиантным поведением. Все это актуализирует роль педагога и требует от него не только высокого профессионализма и способности решать задачи обучения профессиональным компетенциям будущего специалиста, но от преподавателя профессиональной школы требуются компетенции и способности формировать творческую и социально-ориентированную личность, со сформированной готовностью к дальнейшему успешному самоутверждению, саморазвитию и самореализации в современном обществе.

Действительно, ведущая роль в преодолении и предупреждении социальных отклонений у учащихся профессиональных школ принадлежит преподавателю и классному руководителю. Однако эффективность коррекционно-воспитательной работы сдерживается

«...слабой готовностью учителей к работе со специфической категорией учащихся, недостаточной методической оснащенностью педагогов» [1, с. 61].

Так, изучив действующие учебные планы, программы и инструкции педагогических колледжей в Республике Татарстан, мы пришли к заключению, что в них недостаточно уделено внимание изучению проблем, связанных с отклоняющимся поведением подростков и его предупреждением, или им отводится незначительное место в комплексном изучении психолого-педагогических дисциплин. Поверхностное знание данной проблемы ведет к тому, что студенты - будущие преподаватели имеют лишь общее представление о характере отклоняющегося поведения учащихся, а о специальной методической и тем более практической подготовленности к работе с данной категорией учащихся речи в вузе не ведется совсем.

Вышеизложенное подтверждается результатами анкетирования учителей старших классов общеобразовательных школ, мастеров производственного обучения профессиональных училищ города Казани, которые в подавляющем своем большинстве указали на низкий уровень психолого-педагогической и методической подготовки их в вузе к работе с учащимися с отклоняющимся поведением, подростками из «группы риска».

Кроме того, опрошенные педагоги имеют недостаточное представление о социально -педагогических и психологических причинах, лежащих в основе различных нарушений поведения детей и подростков, испытывают затруднения в осуществлении индивидуализированного подхода к учащимся подобного типа. В социально -педагогической работе с учащимися с девиантным поведением педагоги допускают следующие ошибки и просчеты: преподаватель слабо владеет методикой изучения личности «особого» подростка, использует стереотипные оценки его поведения и однообразные средства воздействия, стремится навязать заданные образцы поведения, больше фокусирует внимание на внешнее проявление поведения и дисциплину, а не на мотивы проступков и т. д. Многие педагоги имеют невысокую культуру общения, не владеют навыками неформального общения, не способны к осмыслению собственных профессиональных проблем, не уверены в себе. В связи с этим очень важно, на наш взгляд, чтобы у воспитателя, работающего с девиантными подростками, была сформирована позитивная самооценка, повышающая уверенность в себе и эффективность работы в целом.

Педагогам с высоким уровнем личностного развития присуще стремление к постоянному приумножению своего потенциала, самоактуализации. Кроме того, изначально позитивное отношение учителей к работе с проблемными учащимися вызывает, соответственно, и должный эмоциональный настрой со стороны последних. Именно самоуважения и достоинства часто не хватает таким подросткам, поэтому помочь им в этом способен только тот педагог, который сам обладает подобными качествами.

Как видим, создавшаяся ситуация вызвала противоречие между потребностями системы образования, в том числе начальной профессиональной школы, в квалифицированных педагогических кадрах и недостаточным уровнем их специальной психолого-педагогической подготовки в вузе. Несомненно, высокая результативность воспитательной работы педагогов будет решающим образом зависеть, во-первых, от сформированности в вузе их готовности и направленности на воспитательную работу с подростками, имеющими отклонения в поведении, и, во-вторых, от уровня заинтересованности и стремления к профессиональному самосовершенствованию.

Для повышения уровня психо лого-педагогической подготовленности по проблемам коррекционной работы с девиантными учащимися, нами был разработан специальный курс для инженерно-педагогического коллектива профессионального училища под названием «Социально-педагогические аспекты коррекционно-воспитательной работы с учащимися «группы риска». Основные задачи спецкурса заключались: в обеспечении педагогов углубленными знаниями о причинах, видах, формах отклоняющегося поведения и деформации личностного развития девиантных подростков, способах коррекции и психолого-педагогической помощи. Большое внимание в спецкурсе было уделено

выработке у педагогов специальных умений, определяющих социально-коммуникативную и психолого-педагогическую готовность к работе с указанной категорией учащихся.

Ориентируясь на модель социально-воспитательной деятельности классного руководителя и мастера производственного обучения с девиантными учащимися, к основным социально-коммуникативным умениям мы отнесли: умение адекватно воспринимать девиантного подростка (наблюдательность, креативность и динамичность мышления), способность к сопереживанию, умение анализировать свое и чужое поведение, умение управлять собой в процессе общения (самоконтроль, эмоциональная саморегуляция). К психологическим умениям были отнесены умения прогнозировать возможные отклонения в поведении, умения выбирать и использовать оптимальные способы индивидуального и коллективного влияния на личность, умения корректировать нежелательное отклонение в психике и поведении подростка [2].

Программа спецкурса состоит из трех больших разделов теоретико-практического характера. Первый раздел: «Сущность и специфика отклоняющегося поведения», второй раздел: «Общая дифференциация и типология трудновоспитуемых детей и подростков, и ее диагностика», третий раздел: «Технологии и формы педагогической коррекции отклоняющегося поведения», в которых, в свою очередь, были выделены более конкретные темы. В содержание семинарских занятий, кроме теоретических вопросов, были включены дополнительные задания прикладного, исследовательского, творческого характера. Кроме того, эффективность занятий обуславливалась применением технологий активного обучения: психотренингов, деловых игр и т. д.

Однако, несмотря на большую заинтересованность педагогами такими занятиями и высокую их эффективность, следует подчеркнуть, что все же решающее значение в коррекционно-воспитательной работе с девиантными учащимися будет сохраняться за практической деятельностью и непосредственным общением с девиантными подростками. С учетом этого, практические занятия проводимого нами спецкурса были рассчитаны на выработку у педагогов специальных умений и навыков, таких как диагностирование, прогнозирование, планирование коррекционно-воспитательной работы с девиантными учащимися. Большое внимание на практических занятиях было уделено прогнозированию отклоняющегося поведения подростков. Особая сложность данного вида деятельности объясняется отсутствием фундаментальных работ, освещающих психолого-педагогические аспекты прогнозирования, так как составление прогноза поведения несовершеннолетним считалось до настоящего времени прерогативой криминологической науки. Кроме того, как отмечает С. А. Завражин, до настоящего времени не создан единый банк данных об учащихся-девиантах и потенциальных девиантах, что значительно затрудняет решение проблемы прогнозирования отклоняющегося поведения учащихся. Воспитатели, психологи, учителя не вооружены приемлемыми прогностическими методиками, отсюда этот важнейший аспект предупреждения отклоняющегося поведения подростков остается практически незадействованным в социально-воспитательном процессе [1].

Литература

1. Завражин С. А. Прогнозирование отклоняющегося поведения. М.: Наука, 2013.

2. Психолого-педагогический словарь для учителей и общеобразовательных учреждений.

Ростов на Дону: «Феникс», 2014. 544 с.

3. Трегубова Т. М. Студент колледжа под защитой социальных служб: новые обязательства,

сравнительный анализ // Специалист, 2011. № 5. С. 29-37.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.