СИСТЕМА ФОРМИРОВАНИЯ ПРОФЕССИОНАЛЬНОЛИЧНОСТНОЙ ГОТОВНОСТИ УЧИТЕЛЯ
К КОРРЕКЦИОННО-ПЕДАГОГИЧЕСКОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ С ДЕВИАНТНЫМИ ПОДРОСТКАМИ
© 2006 А. Д. Гонеев
доктор пед.наук, профессор каф. педагогики e-mail: pedagogika@uni.kursk.ru Курский государственный университет
Автор статьи описывает особенности профессиональной подготовки учителя, работающего с девиантными подростками. В статье представлены основные аспекты профессиональной подготовки учителя и даются наиболее эффективные пути решения педагогических задач в данной сфере.
Сложившаяся практика предупреждения и преодоления отклоняющегося поведения несовершеннолетних до недавнего времени была направлена прежде всего на внешнюю, видимую сторону данного процесса, включала в себя комплекс общепедагогических и специальных мер, сориентированных на переделку личности подростка. Однако изменение социально-педагогической ситуации в стране, гуманизация общего образования привели к необходимости пересмотра и поиска новых концептуальных подходов к превентивной и коррекционно-педагогической деятельности с данной категорией детей. На смену административно-картельной концепции в работе с подростками пришла охранно-защитная парадигма, предполагающая смену акцентов и ориентаций в адаптационнореабилитационной работе с несовершеннолетними. Современная психоло-го-педагогическая наука провозгласила принцип принятия ребенка как данности, уважения его индивидуальности, учета становления, развития и формирования его личности.
На смену педагогике «перевоспитания» подростков пришла превентивная и коррекционная как одна из отраслей общей педагогики, изучающая теорию и практику образования и воспитания несовершеннолетних, испытывающих временную социальную дезадаптацию и затруднения в освоении образовательных программ, для преодоления которых предпринимается коррекция дискомфортной для них социальной и образовательной среды (Г.Ф. Кумарина, Н.М. Назарова).
Научные исследования и педагогическая практика показывают, что выпускники педагогических вузов испытывают трудности в организации воспитательной работы с учащимися, в проведении профилактической и коррекционной работы с педагогически запущенными и трудновоспитуемыми подростками. Вопросы предупреждения отклонений в развитии и поведении подростков, организации и проведения коррекционной работы с
подростками девиантного поведения у более чем 70 % студентов предвы-пускных курсов, выходящих на педагогическую практику, вызвали серьезные затруднения. 17 % из данного числа практикантов считают себя совершенно не подготовленными к работе с несовершеннолетними; 29,7 % студентов считают себя, скорее, не подготовленными, чем готовыми к работе с подростками, имеющими отклонения в поведении, испытывающими сложности с адаптацией в школьном коллективе, встречающими трудности в процессе социализации.
В то же время в государственном образовательном стандарте высшего профессионального образования довольно четко сделан акцент на необходимость социально-ориентированной профессионально-педагогической подготовки студентов, более плодотворного и эффективного освоения ими диагностико-профилактических и коррекционно-развивающих знаний и умений в профессионально-педагогической подготовке. Сегодняшний выпускник вуза должен обладать системой знаний о человеке как субъекте образовательного процесса, о его возрастных и индивидуальных особенностях, социальных факторах развития; иметь представления об анатомофизиологических показателях детей и подростков, развитии их организма, о функциональных нарушениях и их коррекции в разные периоды детства; знать особенности детей с отклонениями в развитии и поведении; владеть необходимой информацией о профилактике и коррекции привычек, наносящих ущерб здоровью, о защите от неблагоприятных влияний социальной среды; уметь оказывать социальную помощь и поддержку учащимся; организовать образовательный процесс в различных социокультурных условиях.
Профессиограмма учителя-воспитателя, его квалификационная характеристика значительно расширились и пополнились результатами последних научных изысканий, проведенных как педагогами и психологами, так и исследователями в других отраслях знаний: социальной и коррекционной педагогике, социологии и социальной работе (В.Ю. Бабайцева, М.И. Дьяченко, Л.А. Кандыбович, Н.М. Назарова, Б.П. Пузанов,
Е.Н. Сорочинская, В. А. Сластенин, Л.Ф. Спирин, Р.М. Хмурич, Е.И. Холо-стова и др.).
Исходя из того, что коррекционно-педагогическая деятельность, направленная на подростков с отклоняющимся поведением, может быть представлена как система общепедагогических и специальных методов, приемов и средств, нормализующих и обогащающих отношения девиантных подростков с окружающим миром, компенсирующих пробелы и недостатки в их интеллектуальном развитии, реабилитирующих положительных качеств личности подростка, подвергшихся наименьшей девиации, изменяющих социальный статус подростка в классном коллективе и межличностном общении, формирующих качественно-положительный опыт и привычки к здоровому образу жизни, мы считаем, что будущий
учитель-воспитатель должен в полной мере владеть как общепедагогическими знаниями, умениями и навыками, так и необходимым минимумом специальной коррекционной и социально-педагогической подготовкой, сформированной профессионально-личностной готовностью к реализации коррекционно-педагогической деятельности с несовершеннолетними.
Коррекционно-педагогическая деятельность с девиантными подростками - это сложное социально-педагогическое явление, пронизывающее весь образовательный процесс и выступающее как его подсистема. Она включает в себя субъект и объект педагогической деятельности, ее целевой, содержательно-процессуальный и оценочно-результативный компоненты. В силу этого коррекционно-педагогическая деятельность проявляется не как совокупность отдельных действий и операций, тренировка западающих умений и навыков, а как целостная система совместной деятельности педагога и подростка, органически вписывающаяся в их повседневную жизнедеятельность, систему социальных отношений.
Профессионально-личностная готовность учителя к коррекционнопедагогической деятельности с подростками проявляется как особое психическое состояние, как наличие у него образа модели определенного действия и направленности сознания на его выполнение, как проявление профессионально-личностной позиции в реализации соответствующего вида педагогической деятельности (В. А. Сластенин).
В связи с этим подготовку учителя к коррекционно-педагогической деятельности с подростками мы определяем как процесс и результат его готовности к профессионально-личностной самореализации в работе с несовершеннолетними, в которой в интегративном единстве сочетаются: морально-психологическая (ценностно-мотивационная) готовность учителя к коррекционно-педагогической деятельности, где представлена направленность личности на коррекционно-профилактическую работу с несовершеннолетними, понимание важности и значимости этой деятельности в предупреждении и преодолении отклоняющегося поведения подростков. Научно-теоретическая и практическая (содержательно-процессуальная) готовности проявляются в соответствующем объеме общекультурологических, медико-биологических, специальных и психолого-педагогических знаний и практических умений, позволяющих эффективно осуществлять управление коррекционно-педагогической деятельностью с подростками. Профессионально-личностная готовность отражается в совокупности необходимых предпосылок для овладения коррекционно-педагогической деятельностью, в сформированности профессионально-значимых качеств личности в ней (аттракция, эмпатия, толерантность, рефлексия и др.)
Подготовка учителя к коррекционно-педагогической деятельности с подростками, так же как и данная деятельность, включает в себя целевой, конструктивно-прогностический, содержательно-процессуальный, оценочно-рефлексивный и другие компоненты. Процесс развития и формирова-
ния профессионально-личностной готовности учителя к коррекционнопедагогической деятельности проходит, на наш взгляд, ряд взаимосвязанных этапов: адаптационно-ориентационный, информационноаналитический, репродуктивно-конструктивный и прогностически-
творческий. Для каждого этапа подготовки учителя к самореализации в коррекционно-педагогической деятельности с подростками нами разработаны технологические карты профессиональной подготовки, создано программно-методическое и содержательно-процессуальное обеспечение, внесены коррективы в логику и содержание курсов психологопедагогической подготовки учителя.
Каждому этапу подготовки учителя к самореализации в коррекционно-педагогической деятельности с подростками соответствует тот или иной уровень профессионально-личностной готовности. Так, на первом этапе подготовки наиболее полно проявляется интуитивный уровень готовности. Ему соответствуют удовлетворенность респондентов выбором педагогической профессии, понимание ими ее социальной ценности, стремление к освоению основ профессиональной деятельности. В то же время для этого этапа характерны спонтанность в выборе путей и средств профессионально-личностного развития, интенсивный поиск профессиональных и жизненных ориентиров. Для второго этапа подготовки наиболее характерен адаптивный уровень готовности. Он характеризуется позитивным отношением к профессионально-педагогической деятельности, пониманием значимости психолого-педагогической подготовки в профессиональном становлении учителя, критической самооценкой своих психологопедагогических умений и профессионально-личностных способностей в коррекционно-педагогической деятельности, поиском оптимальных решений в сложных педагогических ситуациях, инициативностью в некоторых сферах внеаудиторной деятельности. На третьем этапе наиболее ярко проявляется репродуктивный уровень готовности. Это устойчивое положительное отношение к профессионально-педагогической деятельности, осознание понимания роли и места в ней коррекционно-педагогического процесса, выраженное стремление к самоутверждению и самореализации профилактической и коррекционно-педагогической работе с девиантными подростками, сформированность положительной профессионально-
личностной позиции к подростку с отклоняющимся поведением, наличие довольно высокого уровня эмпатии, толерантности и рефлексии в коррекционно-профилактической работе с несовершеннолетними. Для четвертого, завершающего этапа подготовки характерен репродуктивно-творческий уровень. Он отличается сформированностью ценностно-мотивационного компонента коррекционно-педагогической деятельности с подростками, наличием необходимого объема общепедагогических и коррекционнопедагогических знаний, умений и навыков, выраженной профессиональноличностной позицией по отношению к подростку как субъекту коррекци-
онно-педагогического процесса, высоким уровнем психологической готовности к самореализации в коррекционно-педагогической деятельности с подростками с девиантным поведением.
Для выявления уровня сформированности готовности учителя к коррекционно-педагогической деятельности с подростками нами разработаны определенные категории:
осознанность выбора студентами профессионально-педагогической деятельности и понимания ими значимости данной деятельности в жизни общества;
устойчивый интерес к предметам психолого-педагогического цикла на протяжении всех лет обучения;
отношение к подростку в условиях совместной деятельности как к субъекту коррекционно-педагогического процесса;
наличие комплекса профессионально-педагогических умений, позволяющих осуществлять управление коррекционно-педагогической деятельностью с подростками;
сложившаяся профессионально-личностная позиция в коррекционнопедагогической деятельности с несовершеннолетними, обладание совокупностью профессионально-значимых качеств в работе с девиантными подростками (аттракция, эмпатия, толерантность, рефлексия).