С.С. Рыбин*
Сущность и критерии оценки профессиональной культуры специалиста гуманитарного профиля
В педагогической литературе последнего десятилетия широко освещаются проблемы содержания профессиональной подготовки специалистов с высшим образованием. В связи с подписанием Болонской декларации в практику образовательных учреждений активно внедряются принципы компетентностного подхода, который предполагает перестроение педагогического процесса от знаниево-ориентировочного к целостному опыту решения профессиональных проблем, выполнение ключевых (т.е. относящихся ко многим социальным сферам) функций, социальных ролей, компетенций. Предметное знание при этом не исчезает из структуры образованности, а выполняет в ней подчиненную, ориентировочную роль1.
Одновременно в литературе показывается и определенная ограниченность компетентностного подхода, эффективность которого, как и других парадигм образования, ограничена определенными условиями. Как отмечает А. Чапцов, чем более высокое место в профессиональной пирамиде занимает специалист, тем существеннее влияние принимаемых им решений на социальную организацию, образ и качество жизни, образование и ценностные приоритеты. Это означает, что собственно профессиональной компетентности может оказаться недостаточно, необходима компетентность социальная. Именно она становится исходной предпосылкой профессиональной культуры специалиста. Овладение профессиональной культурой означает сознательное подчинение профессиональной деятельности ценностным социокультурным приоритетам2.
Понятие «профессиональная культура» широко обсуждалось в советский период развития гуманитарных наук. В последние годы к этой проблеме снова привлечено внимание исследователей, поскольку в связи со стабилизацией социально-экономических условий все большее значение приобретают качественные характеристики профессиональной деятельности специалистов, особенно гуманитарного профиля3.
Вместе с тем сравнение различных определений и структуры понятия «профессиональная культура» показывает, что здесь имеется множество подходов, и позиции авторов значительно различаются. Однако разобраться в сущности данного явления важно не только с теоретической, но и с практической точки зрения. Для того чтобы формировать профессиональную культуру будущих специалистов, нужно иметь определенную «прогнозную мишень», критерии и показатели для оценки уровня ее сформированности.
Рассмотрим ряд определений, которые разные авторы включают в содержание и структуру данного понятия для того, чтобы выявить общие и частные ее признаки. Итак, профессиональную культуру определяют как:
- степень овладения опытом человечества, степень совершенства в данной деятельности, уровень развития личности специалиста4;
- уровень мастерства, компетентности, опыта, мышления работника5;
- органический сплав квалификации и нравственности, функционирующей на основе трудовой морали6;
- совокупность мировоззренческих и специальных знаний, качеств, умений, навыков, чувств, ценностных ориентаций личности, которые находят свое проявление в предметно-трудовой деятельности и обеспечивают ее более высокую эффективность; включает интеллектуальную, исполнительно-трудовую, управленческо-организаторскую, физическую культуру; системообразующей является культура общения7;
- степень овладения профессиональным опытом, степень совершенства деятельности; включает компетентность (уровень реальных знаний, умений, возможностей, опыта); направленность
* Соискатель кафедры психологии и педагогики массовых коммуникаций Балтийской академия туризма и предпринимательства.
Вестник Санкт-Петербургского университета МВД России № 3 (31) 2006
Вестник Санкт-Петербургского университета МВД России № 3 (31) 2006
(уровень профессиональной мотивации, профессиональные ценности); уровень развития личностных качеств, которые определяют социальное право влиять на людей8;
- синтез общекультурных, индивидуальных, профессиональных характеристик; единство ценностно-смысловых, эмоционально-поведенческих и деятельностно-творческих компонентов9;
- системное образование, включающее единство профессиональных ценностей, технологий, сущностных сил личности, направленных на творческую реализацию в разных видах профессиональной деятельности10;
- комплекс знаний, умений и навыков, овладение которыми делает каждого специалиста мастером своего дела11;
- комплекс профессиональных и личностных качеств, включающих в себя взаимосвязанные и взаимообусловленные компоненты (мотивационно-ценностные, когнитивные, конативные), основой которых выступают ценностные ориентации на профессиональное самосовершенствование, а также владение механизмами передачи социально-педагогического наследия12;
- совокупность норм, правил и моделей поведения людей - относительно замкнутая область, связанная со спецификой их деятельности в современных условиях разделения труда; совокупность специальных теоретических знаний и практических умений, связанных с конкретным видом труда; степень владения профессиональной культурой выражается в квалификации и квалификационном разряде13;
- когнитивный, поведенческий и личностный компоненты с соответствующими критериями и показателями ее сформированности14;
- интегративное понятие, отражающее достигнутый в трудовой деятельности уровень мастерства, означающее творчески созидательное отношение к труду, способности к принятию решений и их оценки одновременно с двух позиций - конкретно-технологической и социокультурной; формируется на основе конструктивного объединения профессиональной и социальной компетентности15;
- профессиональная и социальная компетентность16.
Приведенный перечень позволяет очертить смысловое поле для дальнейшего рассмотрения данного понятия, однако не позволяет выделить четких критериев и показателей для целенаправленного формирования и оценки, тем более что многие структурные элементы, выделяемые авторами, сами по себе являются сложными, многоуровневыми и требуют постепенного развертывания их содержания.
В большинстве исследований, посвященных профессиональной культуре специалистов, анализ начинается с рассмотрения родового понятия «культура». В наиболее общем виде она понимается как исторически определенный уровень развития общества, творческих сил и способностей человека, выраженный в типах и формах организации жизни и деятельности людей, в их взаимоотношениях, а также в созданных ими материальных и духовных ценностях. Но в силу того, что культура охватывает такой широкий круг явлений, это одно из наиболее многозначных понятий, которое структурируется по самым различным основаниям.
С точки зрения социальной значимости культура рассматривается как универсальная характеристика человека, проявляющаяся в разных формах существования, как способ и форма человеческого бытия, как мера и способ реализации сущностных сил человека в его социальной деятельности. С позиций деятельностного подхода культура выступает как социально-значимая творческая деятельность во взаимосвязи ее результативности (опредмеченной в нормах, ценностях, знаковых и символических системах) и ее процессуальности, предполагающей освоение людьми уже имеющихся результатов творчества. Антропологические концепции на первое место выдвигают человека, который является творцом и носителем культуры. Культуротворческая функция человека состоит в том, что личность творит сама себя, самообогащается, создавая культурное пространство. Для гуманистических концепций характерно понимание культуры как сферы реализации личности, способной к диалогу с другими людьми. Аксиологический подход основан на представлении о культуре как сложной иерархии идеалов, смыслов, ценностных отношений. Культура с этой точки зрения есть осуществление ценностей, и рассматривается как высшая ступень одухотворенности и очеловечивания природных и социальных условий жизни и человеческих отношений.
Содержательным аспектом культуры является понимание ее как качественной характеристики человеческой деятельности, направленной на формирование самого человека как всеобщего
универсального существа. В этом смысле как человеческая деятельность творит культуру, так и культура творит самого человека17.
Обобщая различные исследования, Энциклопедический словарь В.А. Бачинина утверждает, что на сегодняшний день существует более двухсот научных дефиниций категории «культура». Все их разнообразие может быть сведено к четырем основным определениям:
- культура - творческие способности человека;
- культура - творческая деятельность человека, специальные усилия людей, в результате которых их субъективные способности, созидательные таланты превращаются в объективно существующие духовно-материальные ценности;
- культура - вся совокупность когда-либо и где-либо созданных человеком ценностей, имеющих значение для его духовной жизни;
- культура - процесс духовного обогащения человека, динамика превращения существующих ценностей в его личное духовное состояние, в творческие силы и способности. Эти четыре определения, связанные вместе, образуют семантический круг, дающий представление о сути культуры в целом18.
Социальный характер культуры особенно подчеркивают исследователи последнего времени. Отмечается, что культура возникает как ответ на потребность согласования деятельностей различных субъектов в рамках единой, эффективной системы и существует только в рамках общественной организации. Функция культуры - снижение издержки системы согласования деятельностей и управления социумом. Эта функция реализуется путем: самовоспроизводства (восстановления) моделей поведения субъектов в условиях включения в культурную среду; создания предсказуемости реакций (поведения, деятельности) и, как следствие, их согласованности на основе единой смысловой решетки представителей одной культуры; придания системе деятельностей целеполагания за счет формирования общей системы ценностей, разделенных информационных сущностей, обладающих инвариантной привлекательностью для представителей культуры19.
Связь культуры с образованием, в т.ч. профессиональным, прослеживается многими авторами. В исследовании Г.В. Пинигиной и Л.С. Поляковой обосновывается мысль о том, что современный специалист с высшим образованием, независимо от сферы своей деятельности - это человек культуры, профессионально занимающийся созданием, сохранением и распространением ее элементов20.
Сравнение определений культуры, рассмотренных с разных точек зрения, показывает, что все авторы так или иначе выделяют ее деятельностный аспект, важнейшей частью которого является профессиональная деятельность субъекта. Поэтому в исследованиях по проблемам профессиональной культуры, как правило, отмечается, что она является частью общей культуры человека, конкретизирует общие положения и при этом имеет свои структурные и содержательные особенности.
Если сравнить определения категорий «культура», систематизированные, например, В.А. Бачининым, и «профессиональная культура», можно видеть, что большинство авторов включает в содержание последней и творческие способности человека (сущностные силы, творчество), и творческую деятельность (степень, уровень мастерства, компетентность, знания, умения), и ценности, накопленные человечеством (освоение опыта, мотивы, профессиональные ценности), и процесс духовного обогащения (самосовершенствование) специалиста, хотя все эти качества рассматриваются в разном объеме и в связи с исследовательскими интересами авторов.
Наиболее общим во всех определениях является выделение когнитивных (познавательных, связанных с овладением знаниями и умениями), эмотивных (эмоциональных, ценностно-смысловых, мотивационных, личностных, нравственных) и конативных (волевых, поведенческих) компонентов, которые признаны в психологии основными для характеристики субъекта деятельности. Но, как видно из вышеприведенного перечня, их применение часто не является последовательным и выражается в разных понятиях. В любом случае при характеристике профессиональной культуры специалиста мы должны учитывать эти три субъектных компонента, когда речь будет идти о сферах его развития.
Однако для конкретизации содержания профессиональной культуры в целях нашего исследования продуктивнее избрать принципиально иной подход, который до настоящего времени не представлен последовательно в литературных источниках. Речь идет о том, что для построения
Вестник Санкт-Петербургского университета МВД России № 3 (31) 2006
Вестник Санкт-Петербургского университета МВД России № 3 (31) 2006
модели профессиональной культуры специалиста необходимо отталкиваться не от субъекта и его характеристик, а от профессиональной деятельности и ее структурных требований.
Прежде всего следует отметить, что саму профессию можно рассматривать как особый вид материально-духовной культуры. «Профессия как культура представляет собой диалектическое единство процессов опредмечивания и распредмечивания, результатом их выступают как материальные, так и духовные продукты деятельности. ... Будучи культурой, профессия отражает опыт человека как универсального родового существа в содержании, организации труда, продуктах профессиональной деятельности, способах ее осуществления, в передаче знаний и умений, ценностных ориентации, а также опыта отношений. Профессия как социокультурное явление включает субъекта трудовой деятельности и рабочее место, и сам процесс труда, раскрывая специфические умения человека, в которых преломляется его субъективная готовность и объективная подготовленность: определенный реестр трудовых функций, обусловленных профессиональными обязанностями; структуру и качественное своеобразие трудовых действий и операций»21.
Из этого суждения следует, что, овладевая профессией, любой человек приобщается к культурному явлению. Чем выше его мастерство, тем выше уровень профессиональной культуры. Однако для ее формирования у будущего специалиста требуется дальнейшая конкретизация и связь с содержанием его труда.
Любая профессиональная деятельность (как всякая деятельность) описывается в психологии через систему устойчивых признаков: мотив, цель, средства, условия, процесс, результат22. Для психологического описания профессии в целях понимания профессиональной пригодности специалиста используется также классификация Е.А. Климова по предмету, цели, орудиям и условиям труда23.
Как видно из определений профессиональной культуры, многие авторы отмечают уровень совершенства, мастерство, степень овладения деятельностью. Если воспользоваться смысловым рядом «мотив - цель - средства - условия - процесс - результат», если при этом учесть социальную составляющую культуры (о чем речь шла выше), тогда профессиональную культуру специалиста можно описать через социальное качество всех составляющих его деятельности. Это значит, что, оценивая (и формируя) уровень развития профессиональной культуры специалиста, мы должны учесть, насколько, например, в его мотивах представлена социальная значимость его работы, каково качество целей, которые ставит перед собой работник, владеет ли он современными средствами труда в своей профессии, насколько ориентируется в условиях собственной деятельности, насколько включен в ее процесс и воспринимает ли он результат своего труда с позиций не только личной, но и социальной значимости.
Конечно, эта система признаков также достаточно сложна для описания. Но, во-первых, она вполне обозрима; во-вторых, по каждому критерию могут быть использованы не только качественные, но и количественные показатели; в-третьих, оценка по этим показателям возможна с использованием педагогических методов диагностики (наблюдения и экспертных мнений); в-четвертых, такая структура описания позволяет соотносить профессиональную культуру с содержанием деятельности специалиста в реальных условиях; в-пятых, она позволяет направить педагогические усилия на достаточно конкретные задачи при формировании профессиональной культуры. В педагогике накоплен большой методический арсенал, позволяющий развивать мотивы, анализировать цели, учить владению средствами труда, совершенствовать процесс деятельности и оценивать ее результаты. При этом субъектные характеристики, такие как способности, творческое отношение к делу, стремление самосовершенствоваться и другие, будут при данном подходе являться условиями и результатом педагогических усилий, поскольку все они развиваются в целенаправленно организованной и осмысленной деятельности.
Исходя из приведенного обоснования, в нашем исследовании было использовано понимание профессиональной культуры как уровня освоения и социального качества всех компонентов деятельности профессионала. Данное определение близко к тем подходам, которые рассматривают профкультуру как единство профессионального и социального компонентов, или профессиональной и социальной компетентности. Однако опора на структуру деятельности позволяет выделить более четкие критерии и показатели для ее оценки и формирования.
Сопоставив содержание труда специалиста любого профиля и общую структуру деятельности, можно предложить систематизированный перечень критериев и показателей профессиональной культуры специалистов в гуманитарной сфере (см. табл. 1).
Таблица 1
Критерии оценки уровня профессиональной культуры специалиста гуманитарного профиля
Критерии оценки уровня и качества профессиональной деятельности Показатели уровня и качества профессиональной культуры специалиста
Мотивы Учитывают только личные интересы (материальные, социальные, самоутверждения, самосовершенствования). Учитывают интересы коллег. Учитывают интересы учреждения в целом. Учитывают интересы заказчика. Ориентируются на интересы людей, включенных в деловое взаимодействие. Труд является духовной ценностью
Цели Цели деятельности связаны с исполнением указаний и инструкций руководства-Цели ограничены выполнением функциональных обязанностей. Творческое (инициативное) выполнение функциональных обязанностей. Предложения в коллегиальном обсуждении целей и перспектив развития учреждения или коллектива.
Средства Уровень и широта знаний в профессиональной сфере, профессионального поведения и общения, менеджмента, маркетинга, массовых коммуникаций, использования современных технических средств. Уровень коммуникативных и аналитических способностей.
Процесс Уровень и качество профессионального организационного, делового поведения и общения, обобщающего мотивы, цели, средства, условия и результаты деятельности.
Условия Отсутствие анализа условий собственной деятельности. Неадекватная самооценка. Внешний локус контроля. Ориентированность в конкретных условиях собственной деятельности и ее анализ. Внутренний локус контроля. Ориентированность в субъективных и объективных условиях деятельности учреждения (коллектива), Ориентированность в гуманитарной политике района, города, страны.
Результат Оценка личных достижений и неудач в выполнении функциональных обязанностей. Анализ достижений и неудач учреждения (коллектива) в целом. Понимание закономерностей развития гуманитарных процессов в обществе и профессиональной деятельности в частности.
Как видно из материалов, представленных в таблице, по каждому из критериев показатели профессиональной культуры специалиста расположены по возрастающей от низкого уровня к высокому. В табличном варианте они являются ориентировочными и требуют конкретизации в процессе подготовки и переподготовки кадров. Кроме того, если мотивы и цели деятельности могут быть описаны достаточно кратко, то характеристики средств, процесса и условий труда профессионалов, работающих с людьми, требуют специального рассмотрения, поскольку являются многокомпонентными. Но поскольку основой деятельности таких специалистов являются коммуникации, профессиональное, деловое и личностное общение, то имеет смысл обратиться к исследованиям, раскрывающим структуру коммуникативной компетентности, а также работ по организационной культуре, культуре общения.
Вестник Санкт-Петербургского университета МВД России № 3 (31) 2006
Вестник Санкт-Петербургского университета МВД России № 3 (31) 2006
На основе анализа материалов, посвященных профессиональной подготовке работников в сфере «человек-человек», Л.С. Полякова предлагает продуктивную классификацию структуры, критериев и показателей сформированности психологической культуры, которая по сути является раскрытием коммуникативной компетентности специалиста, работающего с людьми24. В модифицированном виде эти показатели будут следующими.
По критерию «средства» профессиональной деятельности специалиста-гуманитария (по когнитивному компоненту в терминологии автора) основными показателями являются:
- осведомленность о психологических аспектах личности;
- знания о культуре человеческих взаимоотношений;
- знание технологий общения, в т.ч. управленческого и делового;
- владение методами диагностики;
- знания психологических закономерностей формирования коллектива.
По критерию «процесс» (поведенческому компоненту) основными показателями является:
- умение слушать (поддерживать постоянное внимание к собеседнику, сохранять устойчивый визуальный контакт, использовать позу как средство общения);
- умение высказать свою точку зрения, не обидев собеседника (применение психологических приемов, доброжелательный тон в процессе общения, использование приема «имя собственное»);
- умение располагать к себе собеседника (открытое доброжелательное выражение лица, улыбка, дружеский тон);
- умение владеть собою (самоконтроль, эмоциональная устойчивость, уравновешенность);
- умение поддерживать контакт в диалоге (понимание аргументов и позиции собеседника без дополнительных разъяснений, способность удерживать инициативу в общении, способность поддерживать необходимый тон разговора).
По критерию «условия» (личностный компонент) основными показателями является:
- рефлексия (способность непрерывно и осознано, как бы со стороны следить за своими мыслями и чувствами, способность трезво и без предвзятостей оценивать происходящее в собственной душе, способность понимать, как тебя воспринимают другие в процессе взаимодействия);
- эмпатия (способность сопереживать);
- толерантность (способность видеть в другом человеке полноценную равнодостойную личность, способность к целостному восприятию другого с пониманием его отличительных характеристик как проявления его индивидуальности и неповторимости, способность к компромиссу и готовность частично поступиться своими интересами).
Использование перечисленных критериев и показателей в сочетании с реальной практикой высшего образования позволит продуктивно формировать и оценивать профессиональную культуру будущих и работающих специалистов в процессе их подготовки, переподготовки и повышения квалификации.
Завершая анализ сущности и критериев оценки профессиональной культуры специалиста гуманитарного профиля, можно сделать следующие выводы.
1. Категория «профессиональная культура» является востребованной в последние годы, поскольку стабилизация социально-экономических условий предъявляет требования не только к профессиональной, но и к социальной компетентности работников, особенно тех, предметом труда которых являются люди (профессии типа «человек-человек»). Структура и содержание данной категории являются спорными в научно-исследовательской литературе по проблеме.
2. Понимание профессии как феномена культуры, использование деятельностного подхода позволяет рассматривать профессиональную культуру как уровень освоения и социального качества каждого из компонентов деятельности профессионала (мотив - цель - средства - условия - процесс
- результат). Выделенные на этой основе критерии сформированности профессиональной культуры позволяют определить качественные и количественные показатели, которые можно оценить с помощью педагогических методов диагностики (наблюдения и экспертных мнений), а также последовательно формировать и развивать.
1 См.: Болотов В.А., Сериков В.В. Компетентностная модель: от идеи к образовательной программе // Педагогика. 2003. № 10. С. 8-14; Зимняя И.А. Ключевые компетентности как результативно целевая основа компетентностного подхода в образовании. М., 2004.
2 Чапцов А. Профессиональная культура: мировоззрение и/или инструмент: Доклад на III Ежегодной конференции «Актуальные вопросы современного Project management». - М., 2006. С. 5.
3 См.: Становление профессиональной культуры будущего педагога: Материалы Всероссийской научно-практической конференции. Барнаул, 2005; Формирование профессиональной культуры будущего специалиста: Сборник статей / Под ред. Г.В. Пинигиной. Челябинск, 2005; Формирование профессиональной культуры будущих специалистов: Материалы X студенческой
научно-практической конференции и V педагогических чтений / Под ред. А.П. Таран. Архангельск, 2003; Формирование профессиональной культуры специалистов XXI века в техническом университете: Материалы V Международной научнопрактической конференции. СПб., 2005.
4 См.: Барабанщиков А.В., Муцынов С.С., 1985.
5 См.: Бодров В.А. Психологические исследования проблемы профессионализма личности // Психологические исследования проблемы формирования личности профессионала. М., 1991. С. 3-24.
6 См.: Лапшов В.А. Профессиональная культура офицера // Менеджмент экономики и менеджмент организации. 1995. № 6. С. 96-102.
7 См.: Богданова Л.В. К вопросу о культуре профессионального общения // Юбилейный сборник трудов ученых РГАФК, посвященный 80-летию академии. Т. 3. М., 1998. С. 66-69.
8 См.: Гейжан Н.Ф. и др.; 2002.
9 См.: Межакова Е.Л. Становление профессиональной культуры у будущих учителей в процессе изучения иностранного языка (на материале неязыковых вузов): Автореф. дис. ... канд. пед. наук. Комсомольск-на-Амуре, 2004.
10 Павелко Н.Н. Культурологическая парадигма теории профессионально-педагогической культуры преподавателя высшей школы: Автореф. дис. ... докт. культурологии. Краснодар, 2004.
11 См.: Качуровская Н.М. Формирование профессиональной культуры будущих специалистов-архитекторов в образовательном процессе вуза: Автореф. дис. ... канд. пед. наук. Курск, 2005.
12 Головина Е.С. Педагогическое содействие формированию профессиональной культуры будущих социальных педагогов в вузе: Автореф. дис. ... канд. пед. наук. Екатеринбург, 2005.
13 См.: Ананченко М.Ю. К вопросу о сущности и факторах становления профессиональной культуры специалиста // Установление профессиональной культуры будущего специалиста: Сборник статей. Челябинск, 2005. С. 25-36.
14 См.: Полякова Л.С. Формирование психологической культуры современного специалиста в условиях технического вуза: Автореферат дис. ... канд. пед. наук. Кемерово, 2005.
15 См.: Жигалёва О.Л. Формирование профессиональной культуры выпускника среднего специального учебного заведения: Автореф. дис. ... канд. пед. наук. Брянск, 2006.
16 См.: Чапцов А. Указ. соч.
17 См.: Бачинин В.А. Культурология. Энциклопедический словарь. СПб., 2005; Качуровская Н.М. Формирование профессиональной культуры будущих специалистов-архитекторов в образовательном процессе вуза: Автореф. дис. ... канд. пед. наук. Курск, 2005; Патралов Б.С., Гейжан Н.Ф. Культура личности учащегося профессионального учебного заведения. СПб., 1996.
18 См.: Бачинин В.А. Указ. соч. С. 127.
19 См. Чапцов А. Указ. соч. С. 4.
20 См.: Пинигина Г.В., Полякова Л.С. Новые требования к управленческим кадрам в XXI веке // Подготовка управленческим кадров в XXI веке: Материалы II Всероссийской научно-практической конференции. Челябинск, 2004. С. 50-55; Полякова Л.С. Указ. соч.
21 Патралов Б.С., Гейжан Н.Ф. Культура личности учащегося профессионального учебного заведения. СПб., 1996. С. 30-31.
22 См.: Леонтьев А.Н. Деятельность. Сознание. Личность. М., 1975; Ломов Б.Ф. Проблема деятельности в психологии / / Методологические и теоретические проблемы психологии. М., 1984. С. 190-241.
23 См.: Климов Е.А. Психология профессионала. М., 1996.
24 См.: Полякова Л.С. Указ. соч.
А.А. Стрелков*
Актуализация процесса формирования личности студента как гражданина и патриота
Одной из важнейших составляющих образовательного процесса является патриотическое и гражданское воспитание.
С учетом развития демократизации, гражданского общества и общественных отношений, вопросы формирования гражданственности и патриотизма личности становятся приоритетными, особенно для представителей молодого поколения.
Отправная точка воспитания - существование у педагогов как минимум самого общего социокультурного ориентира на перспективу, соответствие процесса воспитания социокультурным ценностям. Эти ценности отражены и в задачах воспитания.
В учебных заведениях задачи воспитания определяются следующими факторами: характером общественного строя и государственного устройства, национальными ценностями и традициями, особенностями развития гражданского общества.
В организации воспитания в вузе необходим системный подход. И в этом смысле уместно говорить о создании целевых программ под общим названием «Формирование гражданственности и
* Проректор по воспитательной работе Государственной полярной академии.
Вестник Санкт-Петербургского университета МВД России № 3 (31) 2006