Научная статья на тему 'Развитие личностного потенциала студентов в процессе изучения технических, естественно-научных и других дисциплин с применением структурно-логических схем'

Развитие личностного потенциала студентов в процессе изучения технических, естественно-научных и других дисциплин с применением структурно-логических схем Текст научной статьи по специальности «Науки об образовании»

CC BY
209
31
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
ЛИЧНОСТНЫЙ ПОТЕНЦИАЛ / ПСИХОЛОГО-ПЕДАГОГИЧЕСКИЕ УСЛОВИЯ / РАЗВИТИЕ ЛИЧНОСТНОГО ПОТЕНЦИАЛА / СОХРАНЕНИЕ ПСИХОЛОГИЧЕСКОГО ЗДОРОВЬЯ / КАЧЕСТВО ОБУЧЕНИЯ / КАЧЕСТВО ПОДГОТОВКИ СПЕЦИАЛИСТОВ / PERSONAL POTENTIAL / PSYCHO-PEDAGOGICAL CONDITIONS / PERSONALITY DEVELOPMENT / PRESERVATION OF PSYCHOLOGICAL HEALTH / QUALITY OF EDUCATION / QUALITY OF TRAINING

Аннотация научной статьи по наукам об образовании, автор научной работы — Соколова Ирина Юрьевна, Медведева Майя Константиновна

В статье представлены компоненты личностного потенциала человека (гносеологический, интеллектуальный, творческий, аксиологический и др.) и пси-холого-педагогические условия его актуализации: активная позиция школьников, студентов; эффективность процесса обучения, обеспечиваемая педагогом; создание творческой образовательной среды в предметных областях знаний (физика, химия, математика, гидромеханика и др.); применение специально разработанных дидактических, программно-методических средств, в т.ч. структурно-логических схем, различных форм, методов, информационных технологий обучения. Их реализация обеспечивает развитие личностного потенциала, сохранение здоровья и качество подготовки специалистов, бакалавров, магистров в профессиональном образовании, что теоретически обосновано и подтверждено экспериментально исследованиями авторов.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Похожие темы научных работ по наукам об образовании , автор научной работы — Соколова Ирина Юрьевна, Медведева Майя Константиновна

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Personal development of students in the course of learning physics and other natural sciences

The paper presents the components of personal potential and human psycho-pedagogical conditions of its actualization: active position of learners, the effectiveness of the learning process, provided by the teacher, the creation of a creative learning environment in the subject areas of knowledge (Physics, Chemistry, Mathematics, Biology, etc.), the use of specially developed didactic, software and teaching tools, a variety of forms, methods, information technology training. Their complementation provides personal development, preservation of health and quality of education that is theoretically proved and confirmed by experimental studies of the authors.

Текст научной работы на тему «Развитие личностного потенциала студентов в процессе изучения технических, естественно-научных и других дисциплин с применением структурно-логических схем»

-\

156

Педагогическая психология

И.Ю. Соколова М.К. Медведева

Развитие личностного потенциала студентов в процессе изучения технических, естественно-научных и других дисциплин с применением структурно-логических схем

В статье представлены компоненты личностного потенциала человека (гносеологический, интеллектуальный, творческий, аксиологический и др.) и психолого-педагогические условия его актуализации: активная позиция школьников, студентов; эффективность процесса обучения, обеспечиваемая педагогом; создание творческой образовательной среды в предметных областях знаний (физика, химия, математика, гидромеханика и др.); применение специально разработанных дидактических, программно-методических средств, в т.ч. структурно-логических схем, различных форм, методов, информационных технологий обучения. Их реализация обеспечивает развитие личностного потенциала, сохранение здоровья и качество подготовки специалистов, бакалавров, магистров в профессиональном образовании, что теоретически обосновано и подтверждено экспериментально исследованиями авторов. Ключевые слова: личностный потенциал, психолого-педагогические условия, развитие личностного потенциала, сохранение психологического здоровья, качество обучения, качество подготовки специалистов.

Подготовка высококвалифицированных, конкурентоспособных, физически и нравственно здоровых, способных к саморазвитию специалистов, бакалавров, магистров требует создания и реализации в вузе психолого-педагогических условий для развития личностного потенциала учащихся и эффективной подготовки к профессиональной

деятельности в процессе изучения разных дисциплин: естественно-научных, технических, профессиональных.

Сказанное определило цель исследования: с позиций системного психолого-педагогического подхода выявить и обосновать психолого-педагогические условия, реализация которых в образовательном процессе при изучении разных дисциплин обеспечит развитие личности (ее личностного потенциала), сохранение здоровья и качество обучения и подготовки специалистов в системах среднего и высшего профессионального образования. Но прежде выясним, что такое личностный потенциал, его компонентный состав, основания и условия развития. Принимая во внимание мнение психофизиологов о том, что к природным предпосылкам (задаткам) общих способностей, на основе которых развиваются все другие способности, относятся общие и специально-человеческие свойства нервной системы и особенности полушарно-го взаимодействия [5], приходим к следующему выводу: личностный потенциал человека характеризуется разными способностями (познавательными, интеллектуальными, творческими и др.), которые развиваются в процессе активной деятельности личности на основе природных предпосылок (задатков) и психолого-педагогических условий образовательной среды.

Анализ научной литературы и проводимая более 20 лет диагностика индивидуально-психологических особенностей школьников и студентов позволили выделить значимые компоненты личностного потенциала: познавательный, интеллектуальный, творческий, саморегуляции, самоуправления; саморазвития, самообразования, самореализации, самоактуализации [12].

По мнению философа М.С. Кагана, компонентами личностного потенциала человека являются: гносеологический, творческий, коммуникативный, художественный [8]. Как же развивать личностный потенциал обучающихся?

Согласно созданной с позиций психолого-педагогического подхода концепции (рис. 1):

- качество обучения выпускников школ, качество подготовки специалистов, бакалавров, магистров определяется по развитию их научного мировоззрения, интеллекта, разных интеллектуальных, в т.ч. творческих, способностей и психологической системы деятельности - психологической готовности выпускников школ к учебной деятельности в последующей образовательной системе или профессиональной сфере, а специалистов, магистров, бакалавров - к профессиональной деятельности в производственных условиях;

о §

¡± о

го

ч: ю

ш о

качество обучения школьников, подготовки специалистов, бакалавров, магистров обеспечивается при применении трех групп психолого-педагогических технологий: исследования, проектирования и организации образовательного процесса.

КАЧЕСТВО ПОДГОТОВКИ СПЕЦИАЛИСТОВ

ТЕХНОЛОГИИ психолого-педагогического ПРОЕКТИРОВАНИЯ

1 Процесса • Информации

Предмета »Учебника

Г

ТЕХНОЛОГИИ психолого-педагогического ВЗАИМОДЕЙСТВИЯ

(организации учебного процесса)

ТЕХНОЛОГИИ психолого-педагогического ИССЛЕДОВАНИЯ

2:

Основные психологические концепции и дидактические

принципы обучения, концепция формирования психологической готовности ; профессиональной деятельности

__'

X

Принципы гуманизации образования,развития и саморазвития личности-индивидуальности

Индивидуально-психологические особенности студентов и их склонности к профессиональной деятельности

Рис. 1. Концепция качества обучения школьников, подготовки специалистов, бакалавров, магистров в профессиональном образовании

Посредством этих технологий в процессе подготовки специалистов в профессиональном образовании реализуются принципы гуманизации образования, развития, саморазвития личности, принципы здоро-вьесбережения, основные психологические концепции, дидактические принципы обучения, концепция психологической готовности личности к деятельности в разных сферах: учебной, профессиональной,

другой деятельности. Пять из семи принципов согласуются с пятью принципами личностно-развивающего профессионального образования Э.Ф. Зеера [5] (табл. 1).

Таблица 1

Сопоставление принципов системного психолого-педагогического подхода И.Ю. Соколовой [16] и личностно-развивающего подхода Э.Ф. Зеера [5]

о §

¡± о

го С^ ч о

ш о

№ п/п Принципы психолого-педагогического подхода к развитию личности в системах образования Принципы личностно-развивающего профессионального образования

1 Гуманизация образования Гуманистическая направленность

2 Образование в соответствии со склонностями личности к предметной, профессиональной деятельности Вариативность образования

3 Развитие и саморазвитие личности Центрация образования на развитии и саморазвитии личности

4 Личностно-ориентированное совместное в группах-диадах обучение, образование Сочетание автономности с коллективными формами образования

5 Развитие, сохранение здоровья личности, качество обучения в системах образования Соразвитие личности, образования и деятельности

6 Реализация в учебном процессе психологических концепций, дидактических принципов обучения

7 Сохранение здоровья, природосообразное и культуро-сообразное образование

Педагогический опыт авторов и их аспирантов свидетельствует о том, что реализация этих принципов в системах общего, профессионального образования способствует актуализации личностного потенциала, развитию интеллектуальных, профессиональных способностей студентов. Не менее важной при этом является проблема сохранения здоровья студентов в процессе обучения и жизнедеятельности в целом. Этому, по нашему мнению, может способствовать природосообразное

ее ^

| образование, когда учитываются возрастные психофизиологические | § особенности и сензитивные периоды развития личности, одновремен-об но развиваются функции правого и левого полушарий головного мозга й ^ учащихся, учитываются особенности их когнитивных стилей - инди-с видуальных стилей познавательной деятельности учащихся, и культу-росообразное образование [14]. Оно обеспечивает развитие сознания, мировоззрения, творческого потенциала личности и реализует в образовательном процессе предложенные нами принципы здоровьесбере-жения: следование законам развития природы, мироздания; гармонии с окружающей средой; гармонии телесной, душевной и духовной природы человека; поисковой активности; аксиологический (ценностные ориентации), самореализации, самоидентификации - быть самим собой, невзирая на обстоятельства (быть самодостаточным) [17].

Кроме того, с позиций психолого-педагогического подхода, установлено, что активизации эффективности познавательной деятельности школьников, студентов способствуют:

- изменение функций участников образовательного процесса, когда педагог не транслятор знаний, а направляющий познавательной деятельности студентов, школьников, а они не пассивные слушатели, а активные преобразователи учебной и внешней информации;

- наличие мотивации познавательной деятельности вследствие того, что эта деятельность осуществляется в соответствии со склонностями школьников, студентов к определенной предметной или профессиональной сфере деятельности;

- обобщение педагогом учебной информации, ее систематизация и структурирование, представление крупными блоками в виде схем: информационных, структурно-логических, ориентировочной основы действий, классификационных и по дедуктивному принципу;

- применение проблемных, проектных, активных и интерактивных методов обучения, информационных и ТРИЗ-технологий, обеспечивающих активную самостоятельную и совместную познавательную деятельность студентов в малых группах и группах-диадах [1].

Как же и за счет чего в процессе обучения можно обеспечить эти условия?

Изменение функций педагога и студентов возможно, если педагог разрабатывает и применяет такие формы, методы технологии и дидактические, программно-методические средства обучения, которые обеспечивают активную самостоятельную познавательную деятельность обучающихся исследовательского, проектного, творческого характера.

Авторами, на основании теоретического анализа, установлено, что обобщение учебной информации, ее систематизация, представление,

СС ГО

в основном, по дедуктивному принципу (от общего к частному) и круп- Е ными блоками в виде информационных,

активизирует психические познавательные процессы: восприятия, вни- 5 ° мания, памяти, мышления, воображения и познавательной деятельности | 1 в целом [16]. Кроме того, выявлено, как влияет обобщение, системати- | <§ зация информации и представление по дедуктивному принципу на ее о§ усвоение обладателями разных психофизиологических особенностей чю (свойств нервной системы, функциональной симметрии-асимметрии с полушарий головного мозга), а именно:

- способствует лучшему запечатлению (запоминанию) информации личностями с сильной и инертной нервной системой, т.е. обладателями всех темпераментов;

- способствует целостному (одномоментному) восприятию информации обладателями художественного и смешанного типов и личностям с синтетическим стилем мышления;

- способствует лучшему запоминанию информации, обработанной по смысловому принципу, обладателями подвижной (холерики, сангвиники) и инактивированной нервной системы, личностями с аналитическим стилем мышления (холерики, меланхолики);

- мыслителям и аналитикам помогает увидеть целое по его элементам, а художникам и синтетикам - анализировать детали, элементы блока учебной и иной информации.

Следует отметить, что представление учебной информации крупными блоками в виде структурно-логических или информационно-логических схем способствует также:

- улучшению характеристик и развитию у обучающихся психических познавательных процессов: восприятия, внимания, памяти, мышления, воображения, речи;

- возможности установления школьниками, студентами связей и отношений между понятиями, представлениями, разными темами и разделами изучаемой дисциплины;

- осуществлению различных мыслительных операций и приемов интеллектуальной деятельности, т.е. развитию мышления [7]. Таким образом, крупноблочное представление учебной информации активизирует познавательную деятельность обладателей различных типов нервной системы и функциональной симметрии/асимметрии полушарий головного мозга. Поэтому в учебные пособия, учебники, в т.ч. компьютерные, желательно, наряду с представлением информации в концептуальной (знаковой) форме, включать информационные, структурно-логические схемы, отражающие содержание отдельных тем, разделов учебной дисциплины, что и способствует эффективному

* | формированию обобщенного образа восприятия по темам, модулям | § изучаемой дисциплины, что, в свою очередь, обеспечивает ее глубокое о 5 осмысление, освоение и формирование системного знания. й ^ Подчеркнем, что эффективность познавательной деятельности сту-с дентов зависит от уровня развития их интеллектуальных способностей, в том числе, пространственного мышления.

Анализ особенностей восприятия и переработки информации, соответствующих каждому из полюсов разных когнитивных стилей, позволил сделать выводы о том, что:

1) представление учебной информации должно соответствовать доминирующему полюсу когнитивного стиля. Так, рефлексивным необходимо представлять информацию зрительно, а импульсивным -на слух и зрительно, синтетикам - в обобщенной форме и по дедуктивному принципу - от общего к частному, а аналитикам - от частного к общему (но не всегда);

2) для эффективной переработки учебной информации студентам необходимо выполнять задания-задачи, которые соответствовали бы как доминирующему полюсу когнитивного стиля, так и противоположному. Так, аналитикам следует решать задачи не только на анализ, но и на синтез, а синтетикам - на обобщение информации и ее анализ.

Разработанная нами концепция и анализ результатов диагностики потенциальных возможностей, личностных и интеллектуальных особенностей школьников и студентов, их склонностей к определенной предметной, профессиональной деятельности позволили нам с позиций системного психолого-педагогического подхода выявить психолого-педагогические условия развития личности и сохранения ее здоровья в образовательном процессе, обеспечения его качества в общем и профессиональном образовании. К ним относятся:

- активная позиция личности учащихся, самопознание, способствующее самовоспитанию, саморазвитию и самореализации, самоактуализации;

- обеспечиваемая педагогом эффективность образовательного процесса, ориентация его на учет возрастных особенностей и сензитивных периодов развития психофизиологических функций учащихся, одновременное развитие в учебном процессе функций правого и левого полушарий головного мозга, индивидуальных стилей познавательной деятельности;

- создание творческой образовательной среды, где личность активна и ей предоставляется свобода действий и деятельности по освоению внутренней и внешней информации в предметных областях знаний, образовательной системе, что способствует развитию интеллектуальных способностей личности, ее творческого потенциала;

163

cc m

- применение специально разработанных дидактических, программ- Е но-методических средств обучения и информационных

учебных пособий, учебников, в т.ч. электронных, обеспечивающих g ° развитие личности и сохранение ее здоровья; I i

- организация образовательного процесса в соответствии с выявленны- | <g ми и обоснованными нами принципами здоровьесбережения. о § Принимая во внимание сказанное выше, подчеркнем значение чю

информационных технологий, учебно-методических комплексов, с в т.ч. электронных, для активизации и эффективности образовательного процесса, создания в системах общего и профессионального образования творческой образовательной среды. При этом студентам предоставляется возможность активной и эффективной (с меньшими затратами их времени и энергии), в большей степени самостоятельной познавательной деятельности по освоению соответствующих областей знаний.

Примерами являются созданные авторами и аспирантами творческие образовательные среды с применением структурно-логических схем по следующим дисциплинам: «Неорганическая химия» в школе, вузе -С.Ю. Андреева [1]; «Экономика и менеджмент горного производства» -О.В. Богданова [2]; «Математика» в вузе - Л.Б. Гиль [3]; Т.В. Тарбокова [19]; «Начертательная геометрия и инженерная графика» - М.В. Матвеева [9]; «Общая и неорганическая химия» - М.К. Медведева [10]; «Информационные технологии в профессиональной деятельности» -Н.Н. Савельева [11]; «Гидромеханика, гидравлика» - И.Ю. Соколова [13]; «Насосы, вентиляторы, компрессоры» - И.Ю. Соколова [15]; «Педагогическая психология» - И.Ю. Соколова [16]; «Естествознание в вузе, школе» - Ю.В. Степанченко [18]; «Теоретические основы электротехники» - Н.П. Фикс [20].

Творческая образовательная среда способствует развитию у студентов различных интеллектуальных, творческих способностей [1-3; 15; 16]. Среди них особое значение имеют уровень развития пространственного мышления и доминирование идеалистического и аналитического стилей представления и решения стратегических проблем, тогда как при доминировании прагматического и реалистического стилей возможно решение только тактических, сиюминутных проблем (рис. 2).

Творческая образовательная среда (по Я. Корчаку - идейная, по В. Ясвину - творческая) способствует, по нашему мнению, сохранению здоровья подрастающего поколения в процессе обучения, потому что именно в этой среде возможна реализация таких принципов здоровьесбережения, сохранения здоровья, как поисковая активность,

| аксиологический, самореализации, самоидентификации [16]. Кроме | § того, творческая среда может способствовать развитию сознания и научен 5 ного мировоззрения школьников, студентов, что позволяет им самим в процессе обучения, жизнедеятельности реализовывать другие принци-с пы здоровьесбережения: следование законам развития природы, мироздания, гармонии с окружающей средой, гармонии телесной, душевной и духовной природы человека.

Интеллектуальные стили представления и решения проблем

Синтезатор Идеалист Аналитик Прагматик Реалист

2

7

I

3 5 4 б 11

10

1 8Г

5

Щ 1 -Левое полушарие Ц 62 - Правое полушарие Ц 7 -| 3 - Общий интеллект

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.

4 - Образное мышление | 9 - Синтезатор

Щ 5-Логическоемышление Д 10-Прагматик

Пространственное мышление Эмоциональность

] 8 - Экстроверсия

Рис. 2. Взаимосвязи между интеллектуальными способностями и стилями

представления и решения проблем по результатам корреляционного анализа

Таким образом, исследования [8; 10; 12; 16], педагогический опыт авторов [10; 13; 16; 18] и их аспирантов свидетельствуют о том, что реализация представленных выше психолого-педагогических условий в учебном процессе по разным дисциплинам способствуют развитию творческих [1; 2], интеллектуальных [1-3; 11] способностей студентов, активизации и эффективности их познавательной деятельности [6; 7; 9-11; 19], развитию профессиональных способностей [2; 9; 11; 13; 15; 16; 18; 20] и сохранению здоровья студентов в профессиональном образовании.

165

cc m

Библиографический список | &

1. Андреева С.Ю. Дидактические условия и технология активизации позна- ° £ вательной, творческой деятельности учащихся (на примере курса химии): и ^ Автореф. дис. ... канд. пед. наук. Томск, 2003. s s

2. Богданова О.В. Теоретическое обоснование и технология экономической 2 g подготовки студентов технического вуза: Автореф. дис. ... канд. пед. наук. ^ 8

Томск, 2005. го о.

ч о

3. Гиль Л.Б. Развитие интеллектуальных умений и способности к саморазви- ^ о тию студентов технического вуза в процессе математической подготовки: Автореф. дис. ... канд. пед. наук. Томск, 2010.

4. Голубева Э.А. Способности и индивидуальность. М., 1993.

5. Зеер Э.Ф. Личностно-развивающее профессиональное образование. Екатеринбург, 2006.

6. Зюбанов В. Ю. Активизация самостоятельной познавательной деятельности студентов в процессе иноязычной подготовки на основе компьютерного комплекса: Автореф. дис. ... канд. пед. наук. Томск, 2007.

7. Иванова Т. В. Индивидуально-ориентированная система иноязычной подготовки студентов технического вуза. Автореф. дис. ... канд. пед. наук. Томск, 2003.

8. Каган М.С. Человеческая деятельность: Опыт системного анализа. М., 1974.

9. Матвеева М.В. Активизация подготовки студентов к инженерно-конструкторской деятельности посредством компьютерных технологий (на примере изучения инженерной графики): Дис. ... канд. пед. наук. Красноярск, 2003.

10. Медведева М.К. Комплексное применение электронных дидактических средств в процессе естественнонаучной подготовки бакалавров для атомной отрасли: Автореф. дис. ... канд. пед. наук. Томск, 2009.

11. Савельева Н.Н. Подготовка будущих бакалавров машиностроения к профессиональной деятельности на высокотехнологичных предприятиях машиностроения: Автореф. дис. ... канд. пед. наук. Томск, 2015.

12. Соколова И.Ю., Андриенко А.В. Развитие личности в образовательном процессе школы, вуза // Вестник интегративной психологии. 2009. Вып. 7. С. 165-167.

13. Соколова И.Ю. Гидромеханика, гидравлика: Учебно-методическое пособие со структурно-логическими схемами. Томск, 1994.

14. Соколова И.Ю. Концепция природосообразного и культуросообразного образования, обеспечивающего развитие и сохранение здоровья личности, качество обучения // Фундаментальные исследования. 2013. № 10 (8). С. 1818-1824.

15. Соколова И.Ю. Насосы, вентиляторы, компрессоры: Учебное пособие со структурно-логическими схемами. Томск, 2015.

16. Соколова И.Ю. Педагогическая психология: Учебное пособие со структурно-логическими схемами. Томск, 2013.

17. Соколова И.Ю., Терехина Л.А. Принципы здоровьесбережения как основа формирования культуры здоровья субъектов образовательного процесса вуза // Сб. материалов Всероссийской научно-практической конференции. Томск, 2006. С. 35-38.

18. Степанченко Ю.В. Подготовка педагогов к формированию у школьников естественнонаучного знания на основе биосфероцентрического подхода: Автореф. дис. ... канд. пед. наук. Томск, 2007.

19. Тарбокова Т. В. Дидактическая система активизации познавательной самостоятельности студентов как средство эффективности их математической подготовки: Автореф. дис.....канд. пед. наук. Новокузнецк, 2008.

20. Фикс Н.П. Теоретическое обоснование и опыт применения автоматизированного учебно-методического комплекса (на материалах ТОЭ): Дис. ... канд. пед. наук. Томск, 2002.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.