-\
156
Педагогическая психология
И.Ю. Соколова М.К. Медведева
Развитие личностного потенциала студентов в процессе изучения технических, естественно-научных и других дисциплин с применением структурно-логических схем
В статье представлены компоненты личностного потенциала человека (гносеологический, интеллектуальный, творческий, аксиологический и др.) и психолого-педагогические условия его актуализации: активная позиция школьников, студентов; эффективность процесса обучения, обеспечиваемая педагогом; создание творческой образовательной среды в предметных областях знаний (физика, химия, математика, гидромеханика и др.); применение специально разработанных дидактических, программно-методических средств, в т.ч. структурно-логических схем, различных форм, методов, информационных технологий обучения. Их реализация обеспечивает развитие личностного потенциала, сохранение здоровья и качество подготовки специалистов, бакалавров, магистров в профессиональном образовании, что теоретически обосновано и подтверждено экспериментально исследованиями авторов. Ключевые слова: личностный потенциал, психолого-педагогические условия, развитие личностного потенциала, сохранение психологического здоровья, качество обучения, качество подготовки специалистов.
Подготовка высококвалифицированных, конкурентоспособных, физически и нравственно здоровых, способных к саморазвитию специалистов, бакалавров, магистров требует создания и реализации в вузе психолого-педагогических условий для развития личностного потенциала учащихся и эффективной подготовки к профессиональной
деятельности в процессе изучения разных дисциплин: естественно-научных, технических, профессиональных.
Сказанное определило цель исследования: с позиций системного психолого-педагогического подхода выявить и обосновать психолого-педагогические условия, реализация которых в образовательном процессе при изучении разных дисциплин обеспечит развитие личности (ее личностного потенциала), сохранение здоровья и качество обучения и подготовки специалистов в системах среднего и высшего профессионального образования. Но прежде выясним, что такое личностный потенциал, его компонентный состав, основания и условия развития. Принимая во внимание мнение психофизиологов о том, что к природным предпосылкам (задаткам) общих способностей, на основе которых развиваются все другие способности, относятся общие и специально-человеческие свойства нервной системы и особенности полушарно-го взаимодействия [5], приходим к следующему выводу: личностный потенциал человека характеризуется разными способностями (познавательными, интеллектуальными, творческими и др.), которые развиваются в процессе активной деятельности личности на основе природных предпосылок (задатков) и психолого-педагогических условий образовательной среды.
Анализ научной литературы и проводимая более 20 лет диагностика индивидуально-психологических особенностей школьников и студентов позволили выделить значимые компоненты личностного потенциала: познавательный, интеллектуальный, творческий, саморегуляции, самоуправления; саморазвития, самообразования, самореализации, самоактуализации [12].
По мнению философа М.С. Кагана, компонентами личностного потенциала человека являются: гносеологический, творческий, коммуникативный, художественный [8]. Как же развивать личностный потенциал обучающихся?
Согласно созданной с позиций психолого-педагогического подхода концепции (рис. 1):
- качество обучения выпускников школ, качество подготовки специалистов, бакалавров, магистров определяется по развитию их научного мировоззрения, интеллекта, разных интеллектуальных, в т.ч. творческих, способностей и психологической системы деятельности - психологической готовности выпускников школ к учебной деятельности в последующей образовательной системе или профессиональной сфере, а специалистов, магистров, бакалавров - к профессиональной деятельности в производственных условиях;
о §
¡± о
го
ч: ю
ш о
качество обучения школьников, подготовки специалистов, бакалавров, магистров обеспечивается при применении трех групп психолого-педагогических технологий: исследования, проектирования и организации образовательного процесса.
КАЧЕСТВО ПОДГОТОВКИ СПЕЦИАЛИСТОВ
ТЕХНОЛОГИИ психолого-педагогического ПРОЕКТИРОВАНИЯ
1 Процесса • Информации
Предмета »Учебника
Г
ТЕХНОЛОГИИ психолого-педагогического ВЗАИМОДЕЙСТВИЯ
(организации учебного процесса)
ТЕХНОЛОГИИ психолого-педагогического ИССЛЕДОВАНИЯ
2:
Основные психологические концепции и дидактические
принципы обучения, концепция формирования психологической готовности ; профессиональной деятельности
__'
X
Принципы гуманизации образования,развития и саморазвития личности-индивидуальности
Индивидуально-психологические особенности студентов и их склонности к профессиональной деятельности
Рис. 1. Концепция качества обучения школьников, подготовки специалистов, бакалавров, магистров в профессиональном образовании
Посредством этих технологий в процессе подготовки специалистов в профессиональном образовании реализуются принципы гуманизации образования, развития, саморазвития личности, принципы здоро-вьесбережения, основные психологические концепции, дидактические принципы обучения, концепция психологической готовности личности к деятельности в разных сферах: учебной, профессиональной,
другой деятельности. Пять из семи принципов согласуются с пятью принципами личностно-развивающего профессионального образования Э.Ф. Зеера [5] (табл. 1).
Таблица 1
Сопоставление принципов системного психолого-педагогического подхода И.Ю. Соколовой [16] и личностно-развивающего подхода Э.Ф. Зеера [5]
о §
¡± о
го С^ ч о
ш о
№ п/п Принципы психолого-педагогического подхода к развитию личности в системах образования Принципы личностно-развивающего профессионального образования
1 Гуманизация образования Гуманистическая направленность
2 Образование в соответствии со склонностями личности к предметной, профессиональной деятельности Вариативность образования
3 Развитие и саморазвитие личности Центрация образования на развитии и саморазвитии личности
4 Личностно-ориентированное совместное в группах-диадах обучение, образование Сочетание автономности с коллективными формами образования
5 Развитие, сохранение здоровья личности, качество обучения в системах образования Соразвитие личности, образования и деятельности
6 Реализация в учебном процессе психологических концепций, дидактических принципов обучения
7 Сохранение здоровья, природосообразное и культуро-сообразное образование
Педагогический опыт авторов и их аспирантов свидетельствует о том, что реализация этих принципов в системах общего, профессионального образования способствует актуализации личностного потенциала, развитию интеллектуальных, профессиональных способностей студентов. Не менее важной при этом является проблема сохранения здоровья студентов в процессе обучения и жизнедеятельности в целом. Этому, по нашему мнению, может способствовать природосообразное
ее ^
| образование, когда учитываются возрастные психофизиологические | § особенности и сензитивные периоды развития личности, одновремен-об но развиваются функции правого и левого полушарий головного мозга й ^ учащихся, учитываются особенности их когнитивных стилей - инди-с видуальных стилей познавательной деятельности учащихся, и культу-росообразное образование [14]. Оно обеспечивает развитие сознания, мировоззрения, творческого потенциала личности и реализует в образовательном процессе предложенные нами принципы здоровьесбере-жения: следование законам развития природы, мироздания; гармонии с окружающей средой; гармонии телесной, душевной и духовной природы человека; поисковой активности; аксиологический (ценностные ориентации), самореализации, самоидентификации - быть самим собой, невзирая на обстоятельства (быть самодостаточным) [17].
Кроме того, с позиций психолого-педагогического подхода, установлено, что активизации эффективности познавательной деятельности школьников, студентов способствуют:
- изменение функций участников образовательного процесса, когда педагог не транслятор знаний, а направляющий познавательной деятельности студентов, школьников, а они не пассивные слушатели, а активные преобразователи учебной и внешней информации;
- наличие мотивации познавательной деятельности вследствие того, что эта деятельность осуществляется в соответствии со склонностями школьников, студентов к определенной предметной или профессиональной сфере деятельности;
- обобщение педагогом учебной информации, ее систематизация и структурирование, представление крупными блоками в виде схем: информационных, структурно-логических, ориентировочной основы действий, классификационных и по дедуктивному принципу;
- применение проблемных, проектных, активных и интерактивных методов обучения, информационных и ТРИЗ-технологий, обеспечивающих активную самостоятельную и совместную познавательную деятельность студентов в малых группах и группах-диадах [1].
Как же и за счет чего в процессе обучения можно обеспечить эти условия?
Изменение функций педагога и студентов возможно, если педагог разрабатывает и применяет такие формы, методы технологии и дидактические, программно-методические средства обучения, которые обеспечивают активную самостоятельную познавательную деятельность обучающихся исследовательского, проектного, творческого характера.
Авторами, на основании теоретического анализа, установлено, что обобщение учебной информации, ее систематизация, представление,
СС ГО
в основном, по дедуктивному принципу (от общего к частному) и круп- Е ными блоками в виде информационных,
активизирует психические познавательные процессы: восприятия, вни- 5 ° мания, памяти, мышления, воображения и познавательной деятельности | 1 в целом [16]. Кроме того, выявлено, как влияет обобщение, системати- | <§ зация информации и представление по дедуктивному принципу на ее о§ усвоение обладателями разных психофизиологических особенностей чю (свойств нервной системы, функциональной симметрии-асимметрии с полушарий головного мозга), а именно:
- способствует лучшему запечатлению (запоминанию) информации личностями с сильной и инертной нервной системой, т.е. обладателями всех темпераментов;
- способствует целостному (одномоментному) восприятию информации обладателями художественного и смешанного типов и личностям с синтетическим стилем мышления;
- способствует лучшему запоминанию информации, обработанной по смысловому принципу, обладателями подвижной (холерики, сангвиники) и инактивированной нервной системы, личностями с аналитическим стилем мышления (холерики, меланхолики);
- мыслителям и аналитикам помогает увидеть целое по его элементам, а художникам и синтетикам - анализировать детали, элементы блока учебной и иной информации.
Следует отметить, что представление учебной информации крупными блоками в виде структурно-логических или информационно-логических схем способствует также:
- улучшению характеристик и развитию у обучающихся психических познавательных процессов: восприятия, внимания, памяти, мышления, воображения, речи;
- возможности установления школьниками, студентами связей и отношений между понятиями, представлениями, разными темами и разделами изучаемой дисциплины;
- осуществлению различных мыслительных операций и приемов интеллектуальной деятельности, т.е. развитию мышления [7]. Таким образом, крупноблочное представление учебной информации активизирует познавательную деятельность обладателей различных типов нервной системы и функциональной симметрии/асимметрии полушарий головного мозга. Поэтому в учебные пособия, учебники, в т.ч. компьютерные, желательно, наряду с представлением информации в концептуальной (знаковой) форме, включать информационные, структурно-логические схемы, отражающие содержание отдельных тем, разделов учебной дисциплины, что и способствует эффективному
* | формированию обобщенного образа восприятия по темам, модулям | § изучаемой дисциплины, что, в свою очередь, обеспечивает ее глубокое о 5 осмысление, освоение и формирование системного знания. й ^ Подчеркнем, что эффективность познавательной деятельности сту-с дентов зависит от уровня развития их интеллектуальных способностей, в том числе, пространственного мышления.
Анализ особенностей восприятия и переработки информации, соответствующих каждому из полюсов разных когнитивных стилей, позволил сделать выводы о том, что:
1) представление учебной информации должно соответствовать доминирующему полюсу когнитивного стиля. Так, рефлексивным необходимо представлять информацию зрительно, а импульсивным -на слух и зрительно, синтетикам - в обобщенной форме и по дедуктивному принципу - от общего к частному, а аналитикам - от частного к общему (но не всегда);
2) для эффективной переработки учебной информации студентам необходимо выполнять задания-задачи, которые соответствовали бы как доминирующему полюсу когнитивного стиля, так и противоположному. Так, аналитикам следует решать задачи не только на анализ, но и на синтез, а синтетикам - на обобщение информации и ее анализ.
Разработанная нами концепция и анализ результатов диагностики потенциальных возможностей, личностных и интеллектуальных особенностей школьников и студентов, их склонностей к определенной предметной, профессиональной деятельности позволили нам с позиций системного психолого-педагогического подхода выявить психолого-педагогические условия развития личности и сохранения ее здоровья в образовательном процессе, обеспечения его качества в общем и профессиональном образовании. К ним относятся:
- активная позиция личности учащихся, самопознание, способствующее самовоспитанию, саморазвитию и самореализации, самоактуализации;
- обеспечиваемая педагогом эффективность образовательного процесса, ориентация его на учет возрастных особенностей и сензитивных периодов развития психофизиологических функций учащихся, одновременное развитие в учебном процессе функций правого и левого полушарий головного мозга, индивидуальных стилей познавательной деятельности;
- создание творческой образовательной среды, где личность активна и ей предоставляется свобода действий и деятельности по освоению внутренней и внешней информации в предметных областях знаний, образовательной системе, что способствует развитию интеллектуальных способностей личности, ее творческого потенциала;
163
cc m
- применение специально разработанных дидактических, программ- Е но-методических средств обучения и информационных
учебных пособий, учебников, в т.ч. электронных, обеспечивающих g ° развитие личности и сохранение ее здоровья; I i
- организация образовательного процесса в соответствии с выявленны- | <g ми и обоснованными нами принципами здоровьесбережения. о § Принимая во внимание сказанное выше, подчеркнем значение чю
информационных технологий, учебно-методических комплексов, с в т.ч. электронных, для активизации и эффективности образовательного процесса, создания в системах общего и профессионального образования творческой образовательной среды. При этом студентам предоставляется возможность активной и эффективной (с меньшими затратами их времени и энергии), в большей степени самостоятельной познавательной деятельности по освоению соответствующих областей знаний.
Примерами являются созданные авторами и аспирантами творческие образовательные среды с применением структурно-логических схем по следующим дисциплинам: «Неорганическая химия» в школе, вузе -С.Ю. Андреева [1]; «Экономика и менеджмент горного производства» -О.В. Богданова [2]; «Математика» в вузе - Л.Б. Гиль [3]; Т.В. Тарбокова [19]; «Начертательная геометрия и инженерная графика» - М.В. Матвеева [9]; «Общая и неорганическая химия» - М.К. Медведева [10]; «Информационные технологии в профессиональной деятельности» -Н.Н. Савельева [11]; «Гидромеханика, гидравлика» - И.Ю. Соколова [13]; «Насосы, вентиляторы, компрессоры» - И.Ю. Соколова [15]; «Педагогическая психология» - И.Ю. Соколова [16]; «Естествознание в вузе, школе» - Ю.В. Степанченко [18]; «Теоретические основы электротехники» - Н.П. Фикс [20].
Творческая образовательная среда способствует развитию у студентов различных интеллектуальных, творческих способностей [1-3; 15; 16]. Среди них особое значение имеют уровень развития пространственного мышления и доминирование идеалистического и аналитического стилей представления и решения стратегических проблем, тогда как при доминировании прагматического и реалистического стилей возможно решение только тактических, сиюминутных проблем (рис. 2).
Творческая образовательная среда (по Я. Корчаку - идейная, по В. Ясвину - творческая) способствует, по нашему мнению, сохранению здоровья подрастающего поколения в процессе обучения, потому что именно в этой среде возможна реализация таких принципов здоровьесбережения, сохранения здоровья, как поисковая активность,
| аксиологический, самореализации, самоидентификации [16]. Кроме | § того, творческая среда может способствовать развитию сознания и научен 5 ного мировоззрения школьников, студентов, что позволяет им самим в процессе обучения, жизнедеятельности реализовывать другие принци-с пы здоровьесбережения: следование законам развития природы, мироздания, гармонии с окружающей средой, гармонии телесной, душевной и духовной природы человека.
Интеллектуальные стили представления и решения проблем
Синтезатор Идеалист Аналитик Прагматик Реалист
2
7
I
3 5 4 б 11
10
1 8Г
5
Щ 1 -Левое полушарие Ц 62 - Правое полушарие Ц 7 -| 3 - Общий интеллект
4 - Образное мышление | 9 - Синтезатор
Щ 5-Логическоемышление Д 10-Прагматик
Пространственное мышление Эмоциональность
] 8 - Экстроверсия
Рис. 2. Взаимосвязи между интеллектуальными способностями и стилями
представления и решения проблем по результатам корреляционного анализа
Таким образом, исследования [8; 10; 12; 16], педагогический опыт авторов [10; 13; 16; 18] и их аспирантов свидетельствуют о том, что реализация представленных выше психолого-педагогических условий в учебном процессе по разным дисциплинам способствуют развитию творческих [1; 2], интеллектуальных [1-3; 11] способностей студентов, активизации и эффективности их познавательной деятельности [6; 7; 9-11; 19], развитию профессиональных способностей [2; 9; 11; 13; 15; 16; 18; 20] и сохранению здоровья студентов в профессиональном образовании.
165
cc m
Библиографический список | &
1. Андреева С.Ю. Дидактические условия и технология активизации позна- ° £ вательной, творческой деятельности учащихся (на примере курса химии): и ^ Автореф. дис. ... канд. пед. наук. Томск, 2003. s s
2. Богданова О.В. Теоретическое обоснование и технология экономической 2 g подготовки студентов технического вуза: Автореф. дис. ... канд. пед. наук. ^ 8
Томск, 2005. го о.
ч о
3. Гиль Л.Б. Развитие интеллектуальных умений и способности к саморазви- ^ о тию студентов технического вуза в процессе математической подготовки: Автореф. дис. ... канд. пед. наук. Томск, 2010.
4. Голубева Э.А. Способности и индивидуальность. М., 1993.
5. Зеер Э.Ф. Личностно-развивающее профессиональное образование. Екатеринбург, 2006.
6. Зюбанов В. Ю. Активизация самостоятельной познавательной деятельности студентов в процессе иноязычной подготовки на основе компьютерного комплекса: Автореф. дис. ... канд. пед. наук. Томск, 2007.
7. Иванова Т. В. Индивидуально-ориентированная система иноязычной подготовки студентов технического вуза. Автореф. дис. ... канд. пед. наук. Томск, 2003.
8. Каган М.С. Человеческая деятельность: Опыт системного анализа. М., 1974.
9. Матвеева М.В. Активизация подготовки студентов к инженерно-конструкторской деятельности посредством компьютерных технологий (на примере изучения инженерной графики): Дис. ... канд. пед. наук. Красноярск, 2003.
10. Медведева М.К. Комплексное применение электронных дидактических средств в процессе естественнонаучной подготовки бакалавров для атомной отрасли: Автореф. дис. ... канд. пед. наук. Томск, 2009.
11. Савельева Н.Н. Подготовка будущих бакалавров машиностроения к профессиональной деятельности на высокотехнологичных предприятиях машиностроения: Автореф. дис. ... канд. пед. наук. Томск, 2015.
12. Соколова И.Ю., Андриенко А.В. Развитие личности в образовательном процессе школы, вуза // Вестник интегративной психологии. 2009. Вып. 7. С. 165-167.
13. Соколова И.Ю. Гидромеханика, гидравлика: Учебно-методическое пособие со структурно-логическими схемами. Томск, 1994.
14. Соколова И.Ю. Концепция природосообразного и культуросообразного образования, обеспечивающего развитие и сохранение здоровья личности, качество обучения // Фундаментальные исследования. 2013. № 10 (8). С. 1818-1824.
15. Соколова И.Ю. Насосы, вентиляторы, компрессоры: Учебное пособие со структурно-логическими схемами. Томск, 2015.
16. Соколова И.Ю. Педагогическая психология: Учебное пособие со структурно-логическими схемами. Томск, 2013.
17. Соколова И.Ю., Терехина Л.А. Принципы здоровьесбережения как основа формирования культуры здоровья субъектов образовательного процесса вуза // Сб. материалов Всероссийской научно-практической конференции. Томск, 2006. С. 35-38.
18. Степанченко Ю.В. Подготовка педагогов к формированию у школьников естественнонаучного знания на основе биосфероцентрического подхода: Автореф. дис. ... канд. пед. наук. Томск, 2007.
19. Тарбокова Т. В. Дидактическая система активизации познавательной самостоятельности студентов как средство эффективности их математической подготовки: Автореф. дис.....канд. пед. наук. Новокузнецк, 2008.
20. Фикс Н.П. Теоретическое обоснование и опыт применения автоматизированного учебно-методического комплекса (на материалах ТОЭ): Дис. ... канд. пед. наук. Томск, 2002.