Научная статья на тему 'Актуализация проектной деятельности библиотек по формированию правовой культуры подростков'

Актуализация проектной деятельности библиотек по формированию правовой культуры подростков Текст научной статьи по специальности «Науки об образовании»

CC BY
311
34
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
СТРУКТУРА ПРАВОВОЙ КУЛЬТУРЫ ПОДРОСТКОВ / ПРАВОВАЯ СОЦИАЛИЗАЦИЯ ПОДРОСТКОВ / БИБЛИОТЕЧНЫЕ УСЛОВИЯ ФОРМИРОВАНИЯ ПРАВОВОЙ КУЛЬТУРЫ ПОДРОСТКОВ / ПРОЕКТНАЯ ДЕЯТЕЛЬНОСТЬ БИБЛИОТЕК

Аннотация научной статьи по наукам об образовании, автор научной работы — Баширов Денис Анатольевич

В статье дан развернутый анализ педагогических исследований формирования правовой культуры подростков, раскрыта ее структура, определена специфика деятельности библиотеки как института правовой социализации подростков.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Текст научной работы на тему «Актуализация проектной деятельности библиотек по формированию правовой культуры подростков»

"Культурная жизнь Юга России" 132 ;

№ 4 (59), 2015

9. Zhirkov L.I. Grammar of dargwa. M., 1926.

10 Abdullaev S.N. Grammar of dargwa (phonetic and morphology). Makhachkala, 1954.

11. Magomedov N.G. Dargin-Russian phraseological dictionary. Makhachkala, 1997.

12. Samedov D.S. the ERC "silver" as a symbol of feminine beauty in Prasiola logical units dargwa //The questions of Russian and comparabletional linguistics. Vol. 4. Makhachkala, 2010.

13. Phraseological dictionary of the Russian language. Ed. by A.I. Molotkov. M., 1986.

УДК 021.2 Д. А. БАШИРОВ

АКТУАЛИЗАЦИЯ ПРОЕКТНОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ БИБЛИОТЕК ПО ФОРМИРОВАНИЮ ПРАВОВОЙ КУЛЬТУРЫ ПОДРОСТКОВ

В статье дан развернутый анализ педагогических исследований формирования правовой культуры подростков, раскрыта ее структура, определена специфика деятельности библиотеки как института правовой социализации подростков.

Ключевые слова: структура правовой культуры подростков, правовая социализация подростков, библиотечные условия формирования правовой культуры подростков, проектная деятельность библиотек.

UDK 021.2 D. A. BASHIROV

UPDATES TO THE LIBRARY PROJECT ACTIVITY ON FORMATION OF TEENAGERS' JURIDICAL CULTURE

In the following article the teenagers' juridical culture formation is analyzed, revealing the library as the main centre of juridical socialization of the teenagers.

Keywords: structure of juridical culture of teenagers, juridical socialization of teenagers, the library conditions to forma the juridical culture of teenagers, the library project activity.

Изучение библиотечных условий формирования правовой культуры подростков требует, прежде всего: научного определения процесса формирования правовой культуры личности как части культуры общества и условия функционирования господствующей в обществе системы ценностей (области права и области морали); изучения результатов обучения в общеобразовательной школе в контексте новой образовательной стратегии отечественной системы образования, в условиях реализации федеральных государственных образовательных стандартов (ФГОС); а также выявления специфики проектных технологий библиотек, обслуживающих детей и подростков, их эффективности в формировании правовой культуры личности.

Изучение вопроса показало, что понятие правовой культуры носит междисциплинарный характер, рассматривается в рамках юридических, философских, социологических, психологических, педагогических исследований. Существует несколько классификаций правовой культуры по различным основаниям: общества в целом; социальной общности (профессиональной, этнической и т.п.); отдельной личности [1, 2, 3, 7, 9]. Данные разновидности правовой культуры находятся в неразрывном единстве, взаимосвязи и взаимообусловленности.

Правовая культура отдельной личности включена в правовую культуру общества и отражает степень и характер ее развития, обеспечивает ее социализации и правомерную деятельность. Анализ исследований последних лет показал, что проблема формирования правовой культуры детей, подростков и юношества является одной из активно разрабатываемых [1, 3-16]. В педагогических работах тематически близких нашей, проблема формирования правовой культуры подростков рассматривается на основе анализа и обобщения результатов философских, юридических, социологических, психологических, педагогических исследований. Направленные в основном на выявление педагогических условий формирования правовой культуры школьников, исследования создают единую платформу понимания ее структуры.

Исследователями рассмотрены вопросы формирования правовой культуры подростков в системе лицея (Т.Н. Ловничая) [10]. В процессе изучения иностранного языка (О.М. Матвиенко) [12], во внеучебной деятельности (Е.А. Рассолова), в рамках аксиологического подхода (И.Г. Митюнова) [13], у глухих старшеклассников (И.П. Ларина) [9], у детей-сирот (С.Н. Александрова) [1], детей группы риска (И.К. Нижних) [15] и др. Исследования объединены стремлением авторов дать цельное определение понятию «правовая культура личности», «правовая культура подростка», раскрыть ее структуру, методы формирования. Бога-тиковой, О.Н. правовая культура младших подростков представлена как система, состоящая из структурных компонентов, отражающихся в их правосознании и правовом поведении: смыслового (правовые знания), эмоционального (оценочное отношение к праву, правовые убеждения), мотивационного (правовые установки, ориентации, мотив правомерного поведения); поведенческого (правовые умения, навыки и привычки правомерного поведения, социально-правовая активность) [3].

С этих же позиций к оценке уровня правовой культуры подростков подходит З.Н. Ибрагимова и дает трактовку понятия правовой культуры с позиций системно-структурного подхода и ее структуры: когнитивно-познавательный (правовые взгляды, убеждения, правовое мышление, правовое сознание); эмоционально-ценностный (правовые чувства, ценности, ценностные ориентации); деятельностно-практический (мотивация, правовые установки, привычки, навыки правомерного поведения), отмечая, что правовая культура характеризуется как единство правового сознания и правомерного поведения [5, с. 4].

В исследовании А.А. Макарова сделан акцент на нравственном характере правового воспитания старшеклассников, нравственно-правовое сознание старшеклассников определено как синтез смысловых, содержательных, когнитивных и эмоционально-оценочных составляющих, находящихся в постоянном движении и взаимопроникновении, обеспечивающихся нравственно-правовым мышлением. Этот механизм конструирования нравственно-правовой культуры связан с процессом педагогического регулирования, мировоззрением, убеждениями, эмоциями, чувствами, в противовес деформирующему воздействию на них противоправных идей и психологических установок [11]. И.К. Нижних в структуре правовой культуры подростка выделяет когнитивный, эмоционально-ценностный, деятельностный компоненты, а также социально-правовую установку (нерефлексивную готовность к определенному типу интерпретации поведения субъектов правоотношений и определенному поведению [15, с. 12].

Н. В. Корчагиным дается более развернутая структура правовой культуры учащегося с элементами: когнитивный (правовые знания и правовое мышление), поведенческий (правовые умения, самоконтроль и самоанализ), эмоционально-чувственный (чувство гражданской совести и глубокого уважения к закону), нравственный (сознательность, коллективизм), волевой (ответственность, организованность и пунктуальность, способность преодолевать трудности) [8, с. 6]. Данная структура правовой культуры личности, на наш взгляд, не только достаточно близко соотносится со структурами, обоснованными И.К. Нижних, З.Н. Ибрагимовой, И.В. Клочко, И.В. Евсиковой и других, но и углубляет их [15, 5, 7, 4].

Особое место в ряду исследований правовой культуры подростков занимает работа Т.В. Муслумовой, где правовая культура подрастающего поколения определяется автором как показатель состояния социального пространства. Автор выделяет правовое просвещение, правовое образование и правовое воспитание как единую систему формирования цивилизованной личности с развитой правовой культурой. Особый интерес в исследовании Т. В . Муслумовой для нас представляет ее обращение к роли средств массовой информации в формировании правовой культуры личности, правовой социализации подростков [14, с. 7]. Здесь следует отметить, что определение правовой социализации опирается на трактовку, принятую в юриспруденции, где правовая культура личности понимается как результат правовой социализации личности, которая характеризуется уважительным отношением к праву, достаточным объемом правовой информированности о содержании правовых норм, обеспечивающих правомерный характер ее действий во всех жизненных ситуациях. Адаптация личности в общественно-правовой жизни, т.е. правовая социализация невозможна без усвоения человеком системы правовых знаний, ценностей и норм, т.е. сформированной правовой культуры личности.

"Культурная жизнь Юга России" 134 ;

№ 4 (59), 2015

Воспитательная составляющая процесса формирования правовой культуры подростка глубоко раскрыта в исследовании О.В. Кириченко «Правовое воспитание старшеклассников в системе деятельности классного руководителя» [5]. Автор критериями и показателями сфор-мированности правовой культуры старшеклассников определяет следующие уровни: когнитивный: а) объем и глубина правовых знаний; б) интерес к правовым знаниям; эмоционально-ценностный - выраженность позитивного отношения к праву и законам; поведенческий: а) сформированность законопослушного поведения; б) подготовленность к правовой деятельности. Степень их проявления позволили автору дифференцировать их как высокий, средний и низкий, которые отражают динамику развития правовой культуры личности учащихся.

Анализ современных исследований правой культуры личности, включая правовую культуру подростков, позволяет сделать некоторые выводы. Структура правовой культуры подростка рассматривается как система, включающая следующие компоненты: когнитивно-познавательный (интеллектуальный), эмоционально-ценностный (аксиологический), деятельно-стно-практический (поведенческий) элементы, обеспечивающие полноценное и всестороннее ее формирование.

Опираясь на исследования Е.В. Аграновской, В.Н. Гуляихина, Т.В. Муслумовой, З.Н. Ибрагимовой, И.В. Клочко, О.В. Кириченко и др. мы понимаем под когнитивно-познавательным элементом правовой культуры подростка правовые знания, правовые взгляды, убеждения, правовое мышление, правовое сознание; эмоционально-ценностным - правовые чувства, ценности, ценностные ориентации; деятельностно-практическим - мотивацию, правовые установки, привычки, навыки правомерного поведения [1, 7, 14, 7, 5].

Достаточно сложный процесс формирования правой культуры подростков опирается на систему «правовое просвещение - правовое образование - правовое воспитание» [14]. Данная система не может быть представлена только общеобразовательным институтом. Правовая социализация личности осуществляться рядом социально-культурных институтов (семьей, школой, библиотечно-информационными и др. учреждениями). Библиотеки, обслуживающие детей и подростков, являются специализированным институтом социализации и инкультурации личности, который включает освоение культуры социума и социального опыта. В то же время, формирование правовой культуры подростков изучено и рассматривается преимущественно в образовательной и воспитательной деятельности школы. Ни в одном из педагогических исследований библиотечные условия формирования правовой культуры школьников не рассматриваются ни самостоятельно, ни даже в системе средств массовой информации. В юридической литературе отмечается многообразное проявление правого просвещения: пропаганда права средствами массовой информации (журналы, радио, телевидение, интернет); издание литературы по юридической проблематике (популярные брошюры, комментарии законов и правовой практики и др.); устная правовая пропаганда (лекции, беседы, консультации и др.). Среди средств правового просвещения выделяется также влияние произведений литературы и искусства, посвященных правовым проблемам кинофильмов, театральных постановок, романов и повестей российских и зарубежных писателей [2, с. 37]. В СМИ, связанных с библиотечно-информационной деятельностью, выделяются лишь книгоиздательская и книгораспространительская составляющие правового просвещения.

Таким образом, библиотечные условия, а именно - библиотечно-информационная деятельность библиотек, обслуживающих подростков, представлены опосредованно, что характеризует фактически все современные исследования в области формирования правовой культуры подрастающего поколения. Такая трактовка закономерна и является результатом того, что большинство работ, посвященных вопросам формирования правовой культуры подрастающего поколения, во-первых, выполнены на материале общеобразовательных школ, интернатов, сузов и профессиональных училищ (лицеев). Во-вторых, в этих исследованиях библиотека фактически не рассматривается как социально-культурный институт, представленный информационными, кадровыми, институциональными ресурсами, которые могут участвовать в процессе формирования правовой культуры учащихся.

В то же время исследования по актуальным вопросам библиотечного обслуживания детей и подростков (Н.В. Бубекина, Г.А. Иванова, Ю.Н. Столяров, Н.Л. Голубева, С.В. Олефир,

О.Л. Кабачек, В.П. Чудинова, Т.Н. Сомова и др.), вопросам взаимодействия библиотек с общеобразовательным институтом (О.А. Алексеева, А.Г. Капишникова, С.В. Олефир, Т.С. Попова, О.Р. Старовойтова, Н.А. Стефановская, Т.А. Халитова), проектной деятельности библиотек (Ю.Е. Качанова, Н.Е. Гусева, Суслова, Ю.Б. Авраева и др.), по практике правового просвещения подростков в библиотеках, организации публичных центров правовой информации, по развитию проектной деятельности публичных, детских, детско-юношеских, школьных библиотек создают все предпосылки для разработки и внедрения концепции развития библиотек как института правовой социализации подростков.

Разработка эффективной модели организации проектной деятельности библиотек по формированию правовой культуры у подрастающего поколения позволит вывести на новый уровень систему введения подростка в правовую культуру, применять инновационные формы в организации проектной деятельности библиотек во взаимодействии с другими социально-культурными институтами социализации личности.

Литература

1. Александрова С.Н. Формирование правовой культуры у учащихся в учреждениях для детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей: автореф. дис. ... канд. пед. наук: 13.00.01 / Чуваш. гос. пед. ун-т им. И.Я. Яковлева. Чебоксары, 2008.

2. Анин О.В. Правовое просвещение в школе: социальный проект // Право в школе. 2010. № 2. С. 37.

3. Богатикова О.Н. Формирование правовой культуры младших подростков в общеобразовательной школе: автореф. дис. ... канд. пед. наук: 13.00.01. Пенз. гос. пед. ун-т им. В.Г. Белинского. Пенза, 2003.

4. Евсикова Е. И. Формирование правовой культуры школьников: автореф. дис. ... канд. пед. наук специальность 13.00.01. Якутск, 2007.

5. Ибрагимова З.Н. Формирование правовой культуры старших подростков в условиях школы-интерната: автореф. дис. ... канд. пед. наук: 13.00.01. Твер. гос. ун-т. Тверь, 2013.

6. Кириченко О.В. Правовое воспитание старшеклассников в системе деятельности классного руководителя: автореф. дис. ... канд. пед. наук: 13.00.01. МГГУ. М.А. Шолохова. М., 2012.

7. Клочко И.В. Педагогические условия воспитания правового сознания старшеклассников: деятельностный подход: автореф. дис. ... канд. пед. наук: 13.00.01. МГУКИ. Химки-6, 2014.

8. Корчагин Н. В. Формирование правовой культуры учащихся профессионального училища (лицея): автореф. дис. ... канд. пед. наук: 13.00.01. Пенза, 2012.

9. Ларина И.П. Формирование правовой культуры у глухих старшеклассников: автореф. дис. ... канд. пед. наук: 13.00.03. М., 2008.

10. Ловничая Т.Н. Формирование правовой культуры учащихся в инновационной образовательной системе лицея: автореф. дис. ... канд пед. наук: 13.00.01. Волгоград. гос. пед. ун-т. Волгоград, 2003.

11. Макаров А.А. Педагогические условия нравственно-правового воспитания старшеклассников: личностно-деятельностный подход: автореф. дис. ... канд. пед. наук: 13.00.01 / МГИК. М., 2003.

12. Матвиенко Л.М. Правовое воспитание старшеклассников в процессе изучения дисциплин гуманитарного цикла: автореф. дис. ... канд. пед. наук: 13.00.01. Волгоград, 2004.

13. Митюнова И.Г. Аксиологический подход к формированию правовой культуры старшеклассников: автореф. дис. ... канд. пед. наук: 13.00.01. Великий Новгород, 2005.

14. Муслумова Т.В. Правовая культура подрастающего поколения: социально-философский анализ: автореф. дис. ... д-ра философ, наук. Уфа, 2004.

15. Нижних И.К. Формирование основ правовой культуры у старших подростков группы риска средствами игровой деятельности: автореф. дис.....канд. пед. наук: 13.00.01/МГПУ

М., 2014.

16. Рассолова Е.А. Системный подход к правовому воспитанию старшеклассников во внеучебной деятельности: автореф. дис. ... канд. пед. наук: 13.00.01. Моск. гуманитар. ун-т, М., 2007.

"Культурная жизнь Юга России

№ 4 (59), 2015

References:

1. Alexandrov S.N. Formation of legal culture of students in institutions for orphans and children left without parental care. Thesis on General Subject in education: 13.00.01. I.Y. Yakovlev Teachers State University in Chuvashia. Cheboksary 2008.

2. Anin O.V Juridical education in school: social project // LawSchool. 2010. № 2. P. 37.

3. Bogatikova O.N. Formation of legal culture of younger teenagers in comprehensive school. the Author. Thesis on General Subject in education: 13.00.01. V.G. Belinsky Teachers State University in Penza. Penza, 2003.

4. Evsikova E.I. Formation of legal culture of school students. Thesis on General Subject in education: 13.00.01. Yakutsk, 2007.

5. Ibragimova Z.N. Formation of legal culture of the senior teenagers in a boarding school: Thesis on General Subject in education: 13.00.01. Tver State University. Tver, 2013.

6. Kirichenko O.V The judicial education of senior pupils as a part of homeroom teacher's duty. Thesis on General Subject in education: 13.00.01 / M.A. Sholokhov MGGU. Moscow, 2012.

7. Klochko I. V. Pedagogical conditions for education on judicial consciousness for high school students: the active approach Thesis on General Subject in education: 13.00.01 MGUKI. Khimki-6, 2014.

8. Korchagin N. V. Formation of judicial culture for the students of professional school (lyceum): Thesis on General Subject in education: 13.00.01. Penza, 2012.

9. Larina I.P. Formation of judicial culture for the deaf high school students: Thesis on General Subject in education: 13.00.03. Moscow, 2008.

10. Lovnichaya T.N. Formation of judicial culture of students as a part of lyceum innovative educational system: Thesis on General Subject in education: 13.00.01. Volgograd Teachers State University. Volgograd, 2003.

11. Makarov A.A. Pedagogical conditions for moral and legal education of high school students: student-activity approach Thesis on General Subject in education: 13.00.01. IPCC. Moscow, 2003.

12. Matviyenko L.M. Judicial education of senior students in the process of studying the humanities sciences. Thesis on General Subject in education: 13.00.01. Volgograd, 2004.

13. Mityunova I.G. Axiological approach to formation of the judicial culture of senior pupils. Thesis on General Subject in education: 13.00.0. Novgorod, 2005.

14. Muslumova T. V. Judicial culture of the younger generation: the social-philosophical analysis. Thesis on General Subject in philosophy. Ufa, 2004.

15. Nizhnikh I.K. Formation of basics of judicial culture among the senior teenagers of high-risk group by the means of game activity. Thesis on General Subject in education: 13.00.01. MSPU. M., 2014.

16. Rassolova E.A. Systematic approach to judicial education of high school students during extracurricular activities. Thesis on General Subject in education: 13.00.01. Moscow University for the Humanities., Moscow, 2007.

О НЕСТАНДАРТНЫХ ПРИЕМАХ ВЫРАЖЕНИЯ ЯЗЫКОВОЙ ЛИЧНОСТИ

В НАУЧНОМ ДИСКУРСЕ

Статья посвящена вопросу выбора языковой личностью различных художественных средств для раскрытия прагматического и семантического потенциала текста/высказывания в рамках научного дискурса. Особо рассматривается языковая игра как один из самых нетривиальных способов выражения языковой личности в научных текстах.

Ключевые слова: языковая личность, языковая игра, научный стиль речи, художественный стиль речи.

NON-STANDARD METHODS OF LANGUAGE PERSONALITY'S EXPRESSION

IN SCIENCE DISCOURSE

The article is devoted to the choice made by a language personality on usage of different belletristic devices in order to reveal the pragmatic and semantic potential of a text/ an utterance during the scientific discourse. The language play as one of the unconventional ways of expressing the language personality in scientific texts is examined.

Keywords: Language personality, language play, scientific style of speech, belle-lettres style.

УДК 81

Н. Е. КОВЫЛЯЕВА

UDK 81

N. E. KOVYLYAEVA

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.