БИБЛИОТЕКОВЕДЕНИЕ И ДОКУМЕНТАЛЬНАЯ ИНФОРМАЦИЯ
УДК 026 Д.А. БАШИРОВ
ВНЕДРЕНИЕ МОДЕЛИ ПРОЕКТА «ПРАВОВОЕ АГЕНТСТВО» В ДЕЯТЕЛЬНОСТЬ БИБЛИОТЕК, ОБСЛУЖИВАЮЩИХ ПОДРОСТКОВ
Баширов Денис Анатольевич, аспирант Краснодарского государственного института культуры (Краснодар, 40 лет Победы, 33), denbash 2010@mail.ru
Аннотация. Статья раскрывает видовую и типологическую структуру модели библиотечного проекта, направленного на формирование правовой культуры подростков, результаты внедрения методики организации совместной рекомендательно-библиографической деятельности подростков в создании веб-сайта инфомационно-правового характера.
Ключевые слова: социализирующий проект, правовая культура подростка, совместная рекомендательно-библиографическая деятельность, правовой веб-сайт школьной библиотеки.
UDK 026 D.A. BASHIROV
THE INTRODUCTION OF THE MODEL PROJECT "LEGAL AGENCY", IN THE ACTIVITIES OF LIBRARIES SERVING ADOLESCENTS
Bashirov Denis Anatolyevich, graduate of the Krasnodar state institute of culture (Krasnodar, 40 let Pobedy str., 33), denbash2010@mail.ru
Abstract. The article reveals the species and typological structure of the model of library project aimed at formation of legal culture of teenagers, the effects of the introduction of the methodology of common advisory-bibliography activities of adolescents in building a web site information-legal nature. Keywords, project legal culture socializes teenager, common advisory-bibliography, law school library website.
Проект «Правовое агентство» направлен на исследование возможностей формирования правовой культуры подростков в библиотечных условиях. Концепция модели проекта построена на теоретических положениях библиотечной инноватики (проект как социально значимая деятельность, диффузии библиотечных инноваций), анализе подходов к классификации проектов библиотек [1, c. 33-36]. По характеру предметной области проект относится к инновационному виду, так как опирается на внедрение инновационных методов и форм библиотечно-информационной деятельности. По сфере деятельности проект относится к социокультурному виду, в котором по функциональной направленности выделен тип проекта - социализирующий, что определяется задачами формирования правовой культуры подростков [2, с. 135-137]. По масштабу (объему финансирования, размеру, количеству участников, степени социокультурного влияния и территориальному признаку) проект относится к муниципальному типу. По длительности реализации проект является среднесрочным (рассчитан на два года).
Основной базой реализации проекта является библиотечно-информационный культурный центр МОУ СОШ № 71 г. Краснодара. В то же время по организационной сложности проект относится к типу мультипроекта - совместный проект школьной и детской библиотек. По характеру совместной деятельности участников проекта (пользователей и специалистов библиотеки) мы определили его как преимущественно интегрирующий.
^ "Культурная жизнь Юга России"
№ 1 (64), 2017
Таким образом, разработанная модель проекта относится нами к инновационому социокультурному виду, который по своей функциональной направленности классифицируется как социализирующий тип библиотечного проекта.
При разработке проекта «Правовое агентство» мы исходили из положения, что, с одной стороны, правовые информационные ресурсы открывают свободный доступ к информации нормативно-правового характера не только на традиционных носителях, но и электронных, способствуя гражданскому самоутверждению подростков и повышению их правовой грамотности и информационной культуры. С другой стороны, формируемая библиотекой среда совместной информационно-правовой деятельности, организующая межличностное, межгрупповое взаимодействие подростков, способствует их становлению в качестве агентов правовой социализации.
Проект состоит из этапов, включающих цикл мероприятий по привлечению подростков к чтению правовой литературы, созданию информационно-библиографических мультимедийных ресурсов, способствующих формированию всех элементов правовой культуры подростка: когнитивно-познавательного, эмоционально-ценностного, деятель-ностно-практического.
На первом этапе внедрения проекта осуществлялась диагностика информационных потребностей подростков в правовой информации. Было выявлено, что для низкого уровня характерно эпизодическое обращение к правовой информации за рамками учебника, основополагающими являются учебно-познавательные мотивы. Средний уровень отражает сочетание учебно-познавательного и узкосоциальных (позиционных) мотивов -стремление приобрести определенную профессию и должность в будущем, добиться признания окружающих (сверстников, взрослых). На этом уровне потребностей подростков в правовой информации достаточно сформирован когнитивно-познавательный элемент правовой культуры (правовые знания, правовые взгляды, убеждения, правовое мышление, правовое сознание). Высокий уровень отражает единство учебно-познавательного и широких социальных мотивов (долг, ответственность, понимание социальной значимости права и правового поведения, правовой активности, стремление личности через учение, чтение к правовой социализации).
На втором этапе внедрения проекта к участию в деятельности «Правового агентства» были привлечены учащиеся 6-8 и 9-10 классов. Перед старшеклассниками была поставлена задача формирования у младшей группы подростков осознанной потребности в научно-познавательной литературе при изучении основ права в рамках предмета «Общество-знание» в процессе совместного создания библиографической информации. Эксперимент показал, что обсуждение книг правовой тематики, их аннотирование, дискуссионное обсуждение формирует эмоционально-ценностный компонент правовой культуры. Особое значение в его формировании имеет художественная и научно-познавательная литература, способная в большей степени, чем учебная, задействовать эмоциональную сферу учащихся, повысить успешность формирования правовых убеждений личности. В рамках проекта мы опирались на достижения отечественных педагогов А.Г. Ривина и его последователя В.К. Дьяченко, которые раскрыли идею взаимного обучения, включая в диалог-общение детей разновозрастных групп [3, с. 11-12]. В нашем эксперименте, используя парную форму общения, мы не ставили задачу обмена ролями (ученик, учитель) между младшими подростками и старшими. Анализ текстов, создание библиографической оценки осуществлялись в процессе совместной деятельности как разновозрастных групп подростков, так и относящихся к одной группе, что соответствовало задаче формирования кооперативного и интегративного типов сотрудничества.
В рамках проекта был разработан и внедрен веб-сайт «Правовое агентство». Навигация сайта взаимосвязана с сайтом школы и школьной библиотеки, сайтами краевых, муниципальных и общественных организаций, осуществляющих правовую поддержку подростка. Структура сайта включает разделы: «Литература о праве» для подростков, с подразделами 6+ и 12+; информационно-методический раздел для преподавателей; раздел
для детей и подростков «Твои права». Структура веб-сайта взаимосвязана с сайтами «Психологическая помощь детям и подросткам онлайн», «Оказание практической и консультативной помощи детям, подросткам, их родителям и педагогам в вопросах безопасного использования интернета». Создание подобного электронного информационно-библиографического мультимедийного ресурса, отражающего как вторичную информацию правовой тематики, так и первичную, основано на принципах гипертекстовой организации информационных связей и представлении информации с помощью мультимедийных средств.
Анализ развития информационных потребностей участников «Правового агентства» показал динамику потребностей подростков в правовой информации от низкого к высокому уровню: участие подростков в совместной информационно-библиографической деятельности; сотрудничество старших подростков с младшими в разработке рекомендательно-библиографического контента веб-сайта; использование электронных каталогов, баз данных, фондов детских библиотек г. Краснодара; разработка учебных исследовательских проектов правовой тематики).
Наблюдения показали, что все компоненты правовой культуры подростка формируются в процессе освоения алгоритма библиографического поиска правовой информации, систематического включения в самостоятельную информационно-познавательную деятельность, приобретения правовых знаний. Особое влияние на включение подростка в процесс правовой социализации носит информационная деятельность в качестве обмена, передачи правовых знаний, трансляции правовых убеждений.
Информационно-библиографическое сотрудничество влияет на развитие у подростков личностных представлений об основах российской гражданской идентичности, патриотизма, социальной ответственности, правового самосознания. Особое значение имеет формирование потребности в передаче правовой информации в ближайшей социальной среде.
Результаты внедрения проекта «Правовое агентство» показали, что в условиях социально значимой деятельности библиотек, использования их информационных, личностных ресурсов возможно формирование всех элементов правовой культуры подростка: когнитивно-познавательного (правовые знания, правовые взгляды, убеждения, правовое мышление, правовое сознание); эмоционально-ценностного (правовые чувства, ценности, ценностные ориентации); деятельностно-практического (мотивация, правовые установки, привычки, навыки правомерного поведения, включая передачу правовых знаний в среде ближайшего окружения сверстников).
В рамках проекта была решена не только задача развития «кооперативного» взаимодействия (тесное сотрудничество библиотекаря и подростка, группы подростков в достижении единой цели деятельности), но «интегрированного» (обмен информацией как взаимодействие, взаимовлияние) на основе использования уникальных научно-познавательных, художественных, справочно-энциклопедических, библиографических ресурсов библиотек. Это позволило констатировать, что целенаправленная проектная деятельность библиотеки создает для подростков не только поле обмена социально значимой информацией. Библиотека в своей проектной деятельности реализует себя как институт правовой социализации подростка, создавая поле социального влияния - обмена правовыми убеждениями и взглядами в среде ближайшего окружения сверстников в условиях совместного постижения информационных ресурсов, отражающих гражданско-правовые ценности общества.
Литература
1. Гусева Е.Н. Инновация как стратегия, фактор и условие развития библиотек // Школьная библиотека. 2012. № 6/7.
2. Голубева Н.Л. Проектная деятельность детской библиотеки: образовательный аспект // Вестник БАЕ. 2016. № 1.
3. Дьяченко В.К. Сотрудничество в обучении: О коллективном способе учебной работы. М., 1991. 192 с.
"Культурная жизнь Юга России"
№ 1 (64), 2017
References
1. Guseva E.N. Innovation strategy, factor and condition development libraries // Shkol'naja biblioteka. 2012. No 6/7.
2. Golubeva N.L. Project activities children's library: an educational aspect // Vestnik BAE. 2016. No 1.
3. Dyachenko VK. Sotrudnichestvo v obuchenii: O kollektivnom sposobe uchebnoj raboty [Cooperation in learning: collective mode of learning]. Moskow, 1991. 192 p.
УДК 004.6
Э.В. КУЗЬМИНА, Н.Г. ПЬЯНКОВА, М.Ф. ТИТОРЕНКО
МЕТОДЫ ИНТЕЛЛЕКТУАЛЬНОЙ ОБРАБОТКИ ЭЛЕКТРОННЫХ ФОЛЬКЛОРНЫХ РЕСУРСОВ
Кузьмина Эвелина Вячеславовна, кандидат педагогических наук, доцент кафедры математики и информатики Краснодарского филиала Финансового университета при Правительстве РФ (Краснодар, ш. Нефтяников, 32), lin37@yandex.ru
Пьянкова Нина Геннадьевна, кандидат педагогических наук, доцент кафедры математики и информатики Краснодарского филиала Финансового университета при Правительстве РФ (Краснодар, ш. Нефтяников, 32), ninapyankova@mail.ru
Титоренко Марина Федоровна, доктор исторических наук, завкафедрой философии, истории и права Краснодарского филиала Финансового университета при Правительстве РФ (Краснодар, ш. Нефтяников, 32), MFTitorenko@fa.ru
Аннотация. В статье рассматриваются методы интеллектуальной обработки и визуализации фольклорной информации, представленной в разных машинных форматах. Был проработан функционал для интеллектуализации работы пользователя с фольклорными ресурсами. Предложена матрица соответствия методов трансформации данных типу фольклорного ресурса. Рассмотрены основные средства трансформации данных для оснащения аналитических систем обработки фольклорных ресурсов. Ключевые слова: интеллектуальная обработка, фольклорное творчество, электронные фольклорные ресурсы, визуализация, форматы данных.
UDC 004.6
E.V. KUZMINA, N.G. PYANKOVA, M.F. TITORENKO
INTELLIGENT PROCESSING TECHNIQUES OF ELECTRONIC RESOURCES OF FOLKLORE
Kuzmina Evelina Vyacheslavovna, PhD (pedagogical sciences), associate professor of mathematics and computer science department at the Krasnodar branch of Financial university under the Government of the Russian Federation (Krasnodar, Neftyanikov av., 32), lin37@yandex.ru
Pyankova Nina Gennadievna, PhD (pedagogical sciences), associate professor of mathematics and computer science department at the Krasnodar branch of Financial university under the Government of the Russian Federation (Krasnodar, Neftyanikov av., 32), ninapyankova@mail.ru
Titorenko Marina Fedorovna, PhD (historical sciences), head of department of philosophy, history and law of the Krasnodar branch of Financial university under the Government of the Russian Federation (Krasnodar, Neftyanikov av., 32), MFTitorenko@fa.ru
Abstract. The article deals with intellectual processing techniques and visualization folkloric information provided in different formats machine. It was elaborated functionality for intellectualization of user experience with folklore resources. We have developed a matrix that presents methods of transformation of folklore