Научная статья на тему 'Актуализация инновационной функции малого предпринимательства в Республике Саха (Якутия)'

Актуализация инновационной функции малого предпринимательства в Республике Саха (Якутия) Текст научной статьи по специальности «Экономика и бизнес»

CC BY
229
28
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Аннотация научной статьи по экономике и бизнесу, автор научной работы — Степанова Н. А.

Статья посвящена анализу возможностей и функций малого инновационного предпринимательства в региональной инновационной системе Республики Саха (Якутия). Основной задачей явилось определение стратегических направлений развития инновационного предпринимательства в условиях модернизации экономики республики в целях повышения эффективности проводимых структурных преобразований, обеспечения устойчивости формирующейся инновационной системы региона.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Текст научной работы на тему «Актуализация инновационной функции малого предпринимательства в Республике Саха (Якутия)»

АКТУАЛИЗАЦИЯ ИННОВАЦИОННОЙ ФУНКЦИИ МАЛОГО ПРЕДПРИНИМАТЕЛЬСТВА В РЕСПУБЛИКЕ САХА (ЯКУТИЯ)

Н. А. СТЕПАНОВА, старший научный сотрудник Институт региональной экономики Севера

Вектор экономического развития республики на долгосрочный период определен Схемой комплексного развития производительных сил, транспорта и энергетики Республики Саха (Якутия) до 2020 г., нацеленной на достижение оптимального баланса отраслевой структуры и пространственной организации экономики, эффективное использование и преумножение уникальных природных богатств республики, повышение качества жизни населения, устойчивое развитие региональных экосистем в долгосрочном периоде.

Инновационное развитие Республики Саха (Якутия) на указанный период, в соответствии с принятой Схемой, характеризуется инновационным преобразованием традиционных отраслей, появлением новых, усилением роли перерабатывающих отраслей и рынков услуг, сменой технологических укладов, повышением инновационного потенциала, инновационной активности и восприимчивости хозяйствующих субъектов и экономики региона в целом.

Процессы экономических преобразований, сопровождающиеся развитием инновационной системы региона, заставляют по-новому расставлять акценты, определяя задачи малого предпринимательства в социально-экономическом развитии республики.

Малое предпринимательство — многофункциональное явление. В период перехода к рыночным условиям хозяйствования и кризиса экономики сектор обеспечил стабилизацию негативных последствий реформирования, стал инструментом снижения безработицы, обеспечения безопасности локальных потребительских рынков.

Сегодня, в условиях стабилизации, предпринимательство оказывает значительное влияние на социально-экономическое положение республики. В секторе представлена половина общего

числа действующих на территории республики предприятий, обеспечивается до 20 % занятости, практически полностью — внутренний потребительский рынок товаров и услуг; он формирует более 6 % ВРП и более 8 % оборота предприятий республики. Вклад малого предпринимательства особенно заметен в сфере платных услуг, в оптовой и розничной торговле, строительстве. Значителен вклад малого предпринимательства в развитие перерабатывающего производства, создания основы для формирования средних компаний региона.

Возможность и необходимость активного участия в масштабных задачах социально-экономического развития региона актуализирует новые возможности малого предпринимательства региона, в первую очередь на создаваемых инновационных площадках — урбанизированных территориях с развитой инфраструктурой. Мы считаем, что в современных условиях востребованной становится инновационная функция малого предпринимательства, состоящая в активизации инновационных процессов, отборе и распространении эффективных инноваций.

В табл. 1 обобщены формы участия малых компаний в достижении целей инновационного преобразовании экономики Республики Саха (Якутия).

Малые компании действуют на отдельных этапах инновационного цикла, наибольший инновационный эффект возникает при взаимодействии компаний различных масштабов деятельности в рамках инновационной системы.

Региональная инновационная система (РИС) становится институциональной основой складывающейся в результате инновационных преобразований экономики Республики Саха (Якутия). Элементами РИС являются хозяйствующие субъекты региона различных масштабов деятельности,

Таблица 1

Формы участия малого предпринимательства в процессе инновационного преобразования региональной экономики

Цели Формы участия малого предпринимательства

Диверсификация и технологическое обновление экономики - генерирование идей и апробация новшеств; - формирование производственной инфраструктуры; - применение высоких технологий, обеспечивающих деятельность малых предприятий на отраслевые рынки с высокими «барьерами входа»; - обеспечение спроса крупных компаний на наукоемкие услуги и продукты

Обеспечение устойчивого экономического роста и эффективное использование природных богатств - рост доли малых предприятий в ВРП; - снижение цен; - освоение и использование местных источников сырья и отходов крупных производств; - обеспечение эффективной аллокации ресурсов; - создание новых перерабатывающих производств

Повышение уровня жизни населения и преодоление территориальных диспропорций - обеспечение занятости социально незащищенных слоев населения, в том числе высококвалифицированных; - рост квалификации работников в сфере высоких технологий; - повышение удовлетворенности от творческого труда; - рост доходов полностью и частично занятых на малых предприятиях, капиталов частных собственников; - повышение качества и конкурентоспособности товаров и услуг; - сохранение и развитие традиционных видов деятельности и самобытности коренных малочисленных народов, оленеводства, охотничьих промыслов, звероводства, рыболовств; - создание социальной инфраструктуры в арктических улусах; - организация производства продукции, в том числе продовольственной, завоз которой из других районов требует больших затрат; - создание предприятий мелкой энергетики, позволяющей сократить объемы завоза топливно-энергетических ресурсов

Улучшение экологической ситуации и снижение темпов истощения невоспроизводимых минерально-сырьевых ресурсов - использование малыми предприятиями воспроизводимых природных ресурсов; - внедрение инновационных технологий при разработке низко рентабельных или мелких по объемам запасов месторождении полезных ископаемых; - внедрение экологических методов производства

а также взаимосвязи между ними. РИС нацелена на обеспечение поступательного социально-экономического развития региона на основе широкого использования знаний и технологий.

Малое инновационное предпринимательство (МИП) является неотъемлемым, системообразующим элементом инновационной системы; его роль состоит в повышении инновационной активности и эффективности и устойчивости системы. Эти функции малого предпринимательства в РИС предопределены свойствами малого предпринимательства как формы организации хозяйствующей деятельности, такими как мобильность, гибкость, рисковость, высокая инновационная активность и адаптивность.

Исходя из функций малых компаний в инновационной системе, нами выделяются следующие типы малых инновационных компаний: • инфраструктурные компании, основанные на спросе промышленности. Специализация данных компаний — инновационная деятельность

как особый вид коммерческой деятельности, цель — выполнение определенного этапа инновационного процесса для последующей передачи результатов для реализации. Основная функция в инновационной системе — сокращение издержек и сроков инновационного процесса; компании, созданные для коммерциализации конкретной разработки. В зависимости от качества инновационной идеи и ее воплощения малая компания, проходя несколько этапов инновационного процесса, производит новые продукты и технологии. Основная функция таких компаний — отбор эффективных инновационных идей;

устойчивая малая компания, реализующая инновационный проект. Инновационная деятельность в данном случае является инструментом управления, составляющей предпринимательского ресурса, повышающей конкурентоспособность предприятия. Цель осуществления инновационной деятельнос-

ти — модернизация продукции, расширение доли рынка, занятие новой рыночной ниши. Функция — диффузия инноваций. Региональная инновационная система (РИС) Республики Саха (Якутия) находится на стадии формирования. Сильными сторонами формирующейся системы является развитость таких элементов, как фундаментальная и прикладная наука, образование, развитие и диверсификация промышленного сектора. Формируется нормативно-правовая база, обеспечивающая деятельность РИС, создаются механизмы финансовой поддержки малых инновационных предприятий на региональном уровне, одним из основных является Фонд содействия развитию малых форм предприятий в научно-технической сфере, с начала 1990-х гг. в республике действуют и развиваются организации инновационной инфраструктуры.

В то же время формирование инновационной системы региона, отвечающее новым реалиям и перспективам долгосрочного развития, определенным Схемой комплексного развития производительных сил, транспорта и энергетики в Республике Саха (Якутия) на период до 2020 г., сталкивается с такой проблемой, как низкий уровень развития малого инновационного предпринимательства.

В этой связи стимулирование развития инновационного предпринимательства является приоритетным направлением региональной инновационной, экономической политики. Основными задачами развития инновационного предпринимательства в новых условиях, по нашему мнению, становятся:

• развитие интеграционных связей между малыми и крупными компаниями, содействие формированию высокотехнологичных, наукоемких малых фирм в инфраструктуре промышленного сектора;

• создание и поддержка технологичных компаний, созданных с целью коммерциализации разработок (start-ups);

• повышение инновационной активности устойчивых малых компаний.

Формирование технологичных компаний в инфраструктуре промышленного сектора. Инновационно-технологический аспект диверсификации экономики республики состоит в повышении инновационной активности хозяйствующих субъектов региона, которая будет связана с технологическим переоснащением промышленности, куда и будут направлены значительные инвестиции. На развитие систем теплоснабжения Республи-

ки Саха (Якутия) до 2020 г. потребуется не менее 140,7 млрд руб. [19, раздел 4], для строительства угледобывающих предприятий Южной Якутии — до 1 млрд долл. при минимальном варианте роста объемов угледобычи, на развитие нефтяной промышленности в 2006—2010 гг. — 77, 97 млрд руб., развитие переработки газа и газового конденсата — 160,8 млрд руб., на строительство магистральных трубопроводов — 26 млрд руб. [15]. Значительные инвестиции требуются для развития золотодобывающей, оловодобывающей, сурьмяной промышленности, развитие и освоение новых железорудных месторождений, потребность в инвестициях по строительству горно-обогатительного комбината Таежный в Нерюнгринском районе на базе одноименного железорудного месторождения составляет 5 630 млн руб. Реализация мероприятий по развитию транспортного комплекса республики в период 2007—2020 гг. потребует более 300 млрд руб. [19, раздел 3].

Масштабные инвестиционные затраты, высокая себестоимость производства в условиях Севера требуют у менеджмента компаний искать пути повышения эффективности инвестиционных затрат, сокращения издержек хозяйствующей деятельности. Предприятия ограничены в вопросах снижения материальных затрат, так как без основных и вспомогательных материалов продукцию произвести нельзя. Поэтому пристальное внимание менеджмента будет привлечено к поиску путей снижения накладных и транзакционных издержек.

Возникающую потребность переноса некоторых функций за пределы промышленных компаний могут удовлетворить малые специализированные фирмы, рамки эффективности которых значительно расширены благодаря влиянию научно-технического прогресса, сервизации и софтизации современной экономики, дифференциации спроса на наукоемкие услуги.

Сказанное обусловливает рыночную необходимость формирования малых инновационных, технологических компаний, основанных на спросе предприятий промышленности. Эти малые компании будут ориентированы преимущественно не на разработку инноваций, а на выбор, адаптацию и внедрение существующих инновационных решений, технологий и техники в производственную деятельность предприятий промышленности региона. Содержательно деятельность малых технологичных компаний может включать в себя разнообразные виды экономической деятельности, в частности маркетинг, обеспечение экологического

мониторинга, информационно-аналитическое обслуживание, логистику и материально-техническое снабжение, технологическое посредничество, послепродажное сервисное обслуживание и поставку запасных частей, юридическое и бухгалтерское сопровождение, научно-исследовательские и опытно-конструкторские работы, услуги по патентованию, экспертизе и пр.

Универсальным механизмом взаимодействия малых технологичных компаний с крупными и средними промышленными предприятиями становится аутсорсинг. Примерами инновационного аутсорсинга в промышленном секторе республики сегодня могут служить малые компании, созданные для внедрения и обслуживания систем менеджмента на промышленных предприятиях в соответствии с требованиями международных и национальных стандартов; внедрения ресурсосберегающих и энергосберегающих технологий на основном производстве; внедрения технологий очистки промышленных вод; восстановления и упрочения деталей промышленной техники по технологии наплавки и напыления порошковых материалов из местного минерального сырья; изготовления сверхустойчивых деталей для работы в экстремальных условиях.

Таким образом, развитие инновационных компаний промышленной инфраструктуры обеспечит гибкость, инновационную восприимчивость и эффективность организационной структуры промышленного сектора. Организационный механизм аутсорсинга будет применен в тех сферах, где он экономически выгоден предприятиям промышленности, малым фирмам.

В дальнейшем, с развитием бизнес-процессов между крупными компаниями и обслуживающими их технологичными предприятиями, их взаимодействие переходит на новый уровень и сосредоточивается на сфере разработки и обкатки технологий. Происходит образование гибких организационных структур, в том числе с привлечением других участников, постепенно становясь основой инновационного кластера.

Формирование мальж компаний в научно-технической сфере. Потенциал роста числа малых предприятий в республике не исчерпан в целом, что подтверждается показателями плотности малых предприятий (в 2006 г. — 3,1). Однако источники роста ограничены, о чем свидетельствует замедление темпов роста числа малых компаний, неизменность отраслевой структуры сектора. Это говорит о приоритетности стимулирования появления и

обеспечения роста малых компаний, основанных на новых технологиях в тех видах деятельности, которые имеют большой региональный эффект.

К числу основных факторов, определяющих развитие в регионе малых венчурных, разрабатывающих и осваивающих технологичную наукоемкую продукцию (start ups) предприятий, относится научно-технический потенциал региона, выражающийся в направлениях научных изысканий, наличии опытно-конструкторской базы, квалифицированных специалистов.

В Республике Саха (Якутия) накоплен уникальный научно-технический задел решения разнообразных практических задач жизнеобеспечения и жизнедеятельности в условиях Севера и вечной мерзлоты. Научные исследования нацелены на решение социально-экономических задач региона и традиционно обслуживают горнопромышленный, агропромышленный, строительный и транспортный комплексы региона. В последние годы, реорганизация системы финансирования научно-исследовательских и опытно-конструкторских работ усилила данную тенденцию, привела к повышению доли прикладных исследований в их общем объеме.

Высокий уровень развития прикладной науки, уникальный исследовательский материал сопровождаются низкими результирующими показателями прикладных исследований и опытно-конструкторской деятельности, выражающимися в наличии прав на интеллектуальную собственность. Это остается одной из основных проблем эффективности инновационной деятельности в регионе.

Создание и развитие малых форм предприятий на основе результатов прикладных исследований и разработок становится возможным в направлениях, ориентированных на внутренний рынок. Это агро- и биотехнологии, технологии строительства, информационные технологии, новые материалы, экология и здравоохранение на Севере.

Развитию наукоемкого бизнеса в этих направлениях способствуют следующие факторы:

• наличие существенного научно-технического задела (научные школы, квалифицированные специалисты, приборная база, результаты научных исследований выражены в виде защищенной интеллектуальной собственности, опытных образцах или опытном мелкомасштабном производстве);

• региональная направленность разработок (технические и технологические решения основаны на использовании местных сырьевых

ресурсов, нацелены на решение актуальных задач социально-экономического развития северных территорий);

• наличие устойчивого платежеспособного спроса на продукцию и услуги на локальных потребительских и промышленных рынках при высоком потенциале роста данных рынков. Кроме того, немаловажным является сравнительная эффективность организации маломасштабного производства в данных сферах, не требующих больших капитальных вложений.

Появление малых инновационных компаний в ресурсоемких и капиталоемких сферах возможно в виде организации опытного производства, в виде высокотехнологичного производства. Так, возможность появления малых компаний в ресурсоемкой добывающей промышленности ограничена действием эффекта масштаба в этой сфере. Внедрение новых технологий добычи позволит малым компаниям эксплуатировать истощенные природные активы в алмазодобыче, малые нефтегазовые объекты, мелкие россыпные месторождения золота, предоставление персональных услуг по газификации, поставке угля.

Таким образом, существуют достаточные предпосылки для развития малых инновационных компаний на основе существующего научно-технологического задела в Республике Саха (Якутия). Региональный эффект от успешной деятельности малых технологичных компаний состоит в зарождении в регионе новых отраслей более высокого технологического уровня.

Проблемы малых инновационных предприятий данного типа вытекают из необходимости реализации полного инновационного цикла — с зарождения научной идеи до ее коммерческого воплощения. Помимо предпринимательских рисков эти компании сталкиваются с высокими инновационными рисками. Вследствие этого успешное развитие таких компаний затруднено и зависит от множества факторов как внешней, так и внутренней среды организаций. К числу основных факторов успеха технологичных компаний относят следующие:

• правильный выбор коммерциализуемой разработки;

• устойчивое финансовое положение;

• сохранение тесных связей с научной средой;

• устойчивость платежеспособного спроса;

• квалифицированный менеджмент, совмещение навыков ведения бизнеса и глубокого понимания технологического процесса (альянс ученого

и бизнесмена, либо ученого, который одновременно оказался хорошим менеджером);

• мотивация руководства и персонала фирм к работе, нацеленность на успех;

• грамотная маркетинговая стратегия;

• наличие кооперационных связей с партнерами. В целях стимулирования создания таких

предприятий необходим, по нашему мнению, достаточно простой экономический механизм, включающий систему прямых методов поддержки наряду с правом приоритетного предоставления поддержки субъектам малого предпринимательства в Российской Федерации.

На региональном уровне эффективным инструментом обеспечения выживаемости и роста инновационных фирм является их инкубирование в центрах развития технологий. Инкубация является универсальным низкозатратным механизмом комплексной поддержки малых инновационных компаний, позволяющим сократить риски инновационного и предпринимательского характера, создать максимально благоприятные условия для успешности стартующих инновационных фирм.

Преимущества инкубации обусловлены гибкостью его структуры, которая позволяет приспосабливать инкубатор к различным внешним условиям. Гибкость позволяет инкубатору легко вписаться в инфраструктурные комплексы региона, позволяет выполнять разнообразные наборы функций экономического развития в зависимости от локальных условий и потребностей, служить удовлетворению интересов различных социальных групп и организаций — обществу в целом, малым предприятиям, органам исполнительной власти и местного самоуправления, крупному бизнесу, научным кругам.

Инновационные центры развития технологий и инкубации как элементы инфраструктуры инновационной деятельности будут оказывать влияние на ее формирование, прежде всего в трех основных направлениях. Во-первых, предопределяя развитие и локализацию самой инновационной системы региона; во-вторых, требуя опережающего развития отраслей, которые становятся важными проводниками инновационной политики; в-третьих, обусловливая опережающее развитие отраслей, где внедрение научных достижений характеризуется большей социально-экономической эффективностью.

Развитие программ инкубации приведет к концентрации и локализации инновационного потенциала территорий, обеспечит привлечение финансовых ресурсов, концентрацию интеллектуального потенциала региона, высокотехнологичных

и наукоемких товаров, приведет к образованию инновационных структур более высокого порядка — технопарков, зон технологического развития.

Повышение инновационной активности и восприимчивости устойчивых малых компаний. Сегодня инновационная составляющая в секторе малого предпринимательства Республики Саха (Якутия) заметна в типичных отраслевых рынках малого предпринимательства — сфере платных услуг, оптовой и розничной торговли, строительства, в информационно-коммуникационном секторе. Характер инновационной деятельности состоит в активном использовании уже прошедших «обкатку» в других странах и регионах готовых технологий и решений, идей под ключ.

Инновационная активность — это изменение различных функций компании (в том числе менеджмента, маркетинга, финансов, логистики, людских ресурсов, производства и распределения). Инновационная деятельность малых устойчивых компаний нацелена на повышение конкурентоспособности, повышение качества и снижение себестоимости продукции и услуг, рост ценности и рыночной доли компании.

С точки зрения регионального эффекта, повышение инновационной активности устойчивых компаний приводит к росту доли малого предпринимательства в ВРП, повышению качества жизни населения, повышению доли коммерциализации результатов научных исследований и разработок и т. д.

Стимулирование инновационной активности устойчивых компаний региона состоит в создании благоприятных условий для инновационно-преобразовательной деятельности; формирования культуры инновационного предпринимательства, основанного на непрерывном поиске наилучшей парадигмы между наиболее инновационными решениями, их стоимостью и ситуацией на рынках, снижения инновационных и предпринимательских рисков на этапах реализации инновационного проекта, т. е. создании благоприятного инновационного климата в регионе.

Организационным механизмом стимулирования инновационной активности малых форм предприятий республики являются региональные целевые программы развития малого и среднего предпринимательства; программы инновационного развития; отраслевые программы развития.

В целом, экономическое развитие региона, повышение благосостояния населения будет способствовать активному внедрению технологических, организационных инноваций в данном секторе экономики региона.

В табл. 2 обобщены финансово-экономические, информационно-аналитические и организационные меры по стимулированию инновационных компаний в Республике Саха (Якутия).

Результатами принятия мер по формированию и развитию малых инновационных компаний, повышению инновационной активности существую-

Таблица 2

Меры по стимулированию инновационных компаний в регионе

Т1ш компании Формы стимулирования

Финансово-экономические Информационно-аналитические и правовые Организационные

Start-up (разработка, внедрение) — прямое бюджетное и внебюджетное финансирование; — освобождение от региональных налогов; — формирование экономических стимулов для инвесторов содействие в проведении технологической экспертизы, оформлении прав интеллектуальной собственности, анализе рынков сбыта, организации бизнес-процессов, сертификации — льготы на пользование недвижимостью и приборной базой; — стимулирование интеграционных процессов

Технологичные и наукоемкие инфраструктурные компании (внедрение, трансфер) - субсидирование страховых расходов, процентных ставок по кредитам, участия в специализированных ярмарках, подготовки персонала; - налоговое стимулирование крупных компаний к участию в создании технологичных компаний и инфраструктуры инновационной деятельности; - создание и поддержка специализированных баз данных; - проведение семинаров по субподрядным работам, кооперации и т. д.; - обеспечение юридической и правовой помощи - стимулирование интеграционных процессов; - аккредитация технологических компаний; - обеспечение государственных гарантий по обязательствам МИП; - стимулирование кооперации в отраслях, отраслевых и технологичных рынках; - защита интересов МИП в отраслевых, межотраслевых программах, крупномасштабных региональных проектах

Окончание табл. 2

ТИп компании Формы стимулирования

Финансово-экономические Информационно-аналитические и правовые Организационные

Устойчивые малые компании (потребление, распространение) — освобождение от налогов в части налогов в региональный бюджет; — субсидирование процентов по кредитам на реализацию инновационных проектов — содействие в проведении технологической экспертизы, оформлении прав интеллектуальной собственности, сертификации; — создание специализированных баз данных; — проведение семинаров по инновационному менеджменту; — формирование лизинговых и франчайзинговых компаний - стимулирование кооперации в отраслях, отраслевых и технологичных рынках с научными институтами

щих малых компаний в Республике Саха (Якутия) регионе станут:

• повышение качества жизни населения республики, выражающееся в повышении качества продукции и услуг, росте благосостояния и удовлетворенности трудом;

• обеспечение эффективности функционирования отраслей региональной специализации;

• развитие перерабатывающих производств на основе использования местного сырья;

• создание основы для формирования и наращивания в республике элементов новой экономики;

• снижение темпов истощения невосполнимых природных ресурсов;

• обеспечение устойчивого развития уникальных региональных экосистем;

• увеличение доли малых компаний в ВРП.

ЛИТЕРАТУРА

1. Федеральный закон от 24.07.2007 № 209-ФЗ «О развитии малого и среднего предпринимательства в Российской Федерации».

2. Стратегия развития науки и инноваций в Российской Федерации на период до 2015 г., утвержденная Межведомственной комиссией по научно-инновационной политике 15 февраля 2006 г.

3. Постановление Правительства РФ от 22 апреля 2005 г. № 249 «Об условиях и порядке предоставления в 2005г. средств федерального бюджета, предусмотренных на государственную поддержку малого предпринимательства, включая крестьянские (фермерские) хозяйства»

4. Схема комплексного развития производительных сил, транспорта и энергетики Республики Саха (Якутия) до 2020 г., принятая постановлением Правительства Республики Саха (Якутия) от 5 сентября 2006 г. № 411 и одобренная Правительством Российской Федерации на заседании от 08.02. 2007

5. Закон Республики Саха (Якутия) от 27.05.1999 № 97-11 «О малом предпринимательстве в Республике Саха (Якутия).

6. Закон Республики Саха (Якутия) от 28.04.2004 № 1546 «О науке и государственной научно-технической политике».

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.

7. Концепция государственной политики в области науки и технологий в Республике Саха (Якутия) на период до 2010 г., утвержденная постановлением Правительства Республики Саха (Якутия) от 22.04.2004 № 197.

8. Концепция инновационной политики Республики Саха (Якутия) на период до 2010 г, утвержденная постановлением Правительства РС (Я) от 17.08.2004 № 379.

9. Приоритетные направления развития науки, технологий и техники Республики Саха (Якутия) на период до 2010 г., утвержденные Советом по науке и технической политике при Президенте Республики Саха (Якутия) 12.04.2004.

10. Республиканская целевая программа «Развитие предпринимательства и потребительского рынка товаров и услуг в Республике Саха (Якутия) на 2002—2006 годы», утвержденная постановлением Правительства Республики Саха (Якутия) от 29.08.2002 г. № 434 (433).

11. Программы развития нефтегазовой отрасли в Республике Саха (Якутия), проект.

12. Статистический ежегодник Республики Саха (Якутия). — Якутск: ГУП НИПК Сахаполиграфиздат, 2007. — 536 с.

13. Бекетов Н. В., Степанова Н. А., Красильникова С. С., Бережнова Е. Е. Инновационные процессы в малом предпринимательстве Республики Саха (Якутия). — М.: ИНИОН РАН, 2006. — 124 с.

14. Борисов Е. А, Галичанин Е. Н, Уваров В. А, Штыров В. А. Северо-Восток России: региональная экономика и управление. Под ред. д. э. н. Е. А. Борисова, д. э. н. В. А. Уварова Монография: 2-е издание, переработанное и дополненное. — М.: Финтрекс. 2006 г. — 624 с.

15. Бортник И. М. 10 лет развития малого инновационного предпринимательства в России // Инновации. 2004, №1. С. 2—13.

16. Гранберг А. Г. Основы региональной экономики: Учебник для вузов/ А. Г. Гранберг; Государственный университет. Высшая школа экономики. — 4-е изд. — М.: ГУ ВШЭ, 2004. — 495 с.

17. ЕгоровЕ. Г., БекетовН. В. Научно-инновационная система региона: структура, функции, перспективы развития. — М.: Academia, 2002. — 224 с.

18. Инновационный тип развития экономики России: Учебное пособие. — М.: Изд-во РАГС, 2005. — 584 с.

19. Ламбен Ж. -Ж. Стратегический маркетинг (Европейская перспектива). — СПб.: Наука, 1996. — 589 с.

20. Малый бизнес республики: стратегия развития (материалы II Съезда представителей малого бизнеса Республики Саха (Якутия) / Сборник докладов. — Якутск: 2005. — 112 с.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.