УДК 332.142.02
ББК У049(2)6-55+У9(2)-45-50
РЕГИОНАЛЬНЫЕ ФАКТОРЫ ФОРМИРОВАНИЯ ПРЕДПРИНИМАТЕЛЬСКОЙ ЭКОНОМИКИ ИННОВАЦИОННОГО ТИПА
И.Д. Колмакова
Анализируются условия и факторы развития региональных секторов национальной инновационной системы: ресурсы инновационного развития, поддержка региональными и муниципальными органами власти субъектов инновационного развития, развитие малого и среднего предпринимательства как основы инновацион ных процессов.
Ключевые слова: регион, инновации в регионе, факторы, условия развития региональной инновационной системы.
Инновационная экономика - это приоритет государственного развития в современных условиях. Для ее формирования Правительством РФ предпринят ряд мер. В частности, создана президентская комиссия по модернизации и технологическому развитию экономики, а также правительственная комиссия по высоким технологиям и инновациям. Приняты законодательные меры, направленные на стимулирование инновационных процессов.
Экономисты выделяют пять приоритетов программы инновационного развития:
1) общее экономическое законодательство;
2) региональная политика;
3) технологические приоритеты;
4) инструменты механизма государственной инновационной политики;
5) преобразование науки [4, с. 124].
Понятия «инновации» и «модернизация» тесно связаны между собой. Неправильно, на наш взгляд, противопоставлять эти понятия. Задача модернизации промышленности в целом вряд ли выполнима без применения инновационной стратегии.
По мнению А.И. Татаркина и Д. А. Татаркина, «модернизация всегда и при всех условиях характеризуется сочетанием двух взаимопроникающих процессов. Именно взаимопроникающих, а не взаимоисключающих процессов. С одной стороны, модернизация основана на разрушении старого способа производства и ликвидации неэффективных методов (механизмов, форм, факторов, производств, институтов, кадров) хозяйствования, замене (или обновлении) их на более современные и прогрессивные. С другой стороны, модернизация привносит в социально-экономическое и общественное развитие новые, более прогрессивные способы производства и методы хозяйствования и ведения бизнеса, более конкурентную структуру производства. Она подключает к общественному развитию эффективные институты и источники развития: макроэкономические, региональные,
муниципальные, микроэкономические, общест-
венные (коллективистские), индивидуально-личностные (новаторство, предприимчивость, творчество, инициативность) и международные [3, с. 1617].
Эффективное развитие национальной инновационной системы невозможно без развития региональных секторов национальной инновационной системы. Это обусловлено следующим.
1. Неравномерным распределением ресурсов для инновационного развития; условия и факторы развития региональных секторов национальной инновационной системы приобретают существенные особенности, которые необходимо анализировать с целью разработки соответствующих инструментов региональной инновационной политики.
В экономической литературе проводится классификация регионов России по набору сходных институциональных характеристик региональных инновационных систем. Названия, присвоенные каждой группе, отражают состояние параметров развития инновационных систем:
1) регионы, ориентированные на импорт технологий (Липецкая область, Краснодарский край, Ленинградская область);
2) стабильно развивающиеся регионы (Тюменская, Томская области, Красноярский край, Иркутская область, Республика Саха (Якутия), Кемеровская, Белгородская, Архангельская, Вологодская области, Республика Хакасия, Оренбургская, Костромская области, Удмуртская республика, Ивановская область и др.);
3) регионы, ориентированные на социальное развитие (Чукотский автономный округ, Псковская, Кировская и Магаданская области);
4) регионы-инноваторы (Ростовская, Ярославская области, Алтайский край, Республика Башкортостан, Челябинская, Свердловская, Ульяновская, Новгородская, Новосибирская, Самарская, Нижегородская области и др.). В эту группу входят 34 региона, для которых характерна активная региональная инновационная политика, поддержка инициатив наукоемких компаний, развитие инновационной инфраструктуры;
Управление инвестициями и инновационной деятельностью
5) регионы с развитым институциональным и исследовательским потенциалом (г. Москва, Санкт-Петербург). Данная группа лидирует по таким показателям, как экспорт технологий, патентная активность, численность персонала, занятого исследованиями и разработками, и имеет самую низкую долю убыточных предприятий среди выделенных групп регионов;
6) регионы-аутсайдеры (Карачаево-Черкесская Республика, Камчатская область, Республика Адыгея и др.) [1, с. 184-186].
Сегодня 70 субъектов РФ из 83 (т. е. 84 %) вот уже более 10 лет являются хронически убыточными. В них проживает 74,2 % населения страны, они охватывают 87 % территории России. По итогам 2010 г. в экономике России появились и полностью дотационные федеральные округа. Все регионы Южного, Сибирского и Дальневосточного федеральных округов получают дотации из федерального бюджета. В 2010 г. структура распределения дотаций по федеральным округам выглядела следующим образом: ЦФО -13,3 %; СЗФО -
4.5 %; ЮФО - 26,2 %; ПрФО - 10,1 %; УрФО -
2.6 %; СФО - 18,2 %; ДФО - 25,1 % [3, с. 12]. Понятно, что хроническая убыточность 85 % регионов, 90 % муниципалитетов и 3 из 8 федеральных округов не может рассматриваться как нормальное явление. Существенны проблемы в развитии макроэкономической и общественной среды, сложившаяся ситуация продолжает сдерживать инновационное развитие.
2. Поддержка государством различных субъектов инновационной деятельности предполагает активное участие в ней и органов государственного управления субъектов Российской Федерации и органов местного самоуправления.
Существуют разные точки зрения по поводу участия государства в формировании инновационной экономики: от экономического дирижизма до ультралиберальной концепции, оставляющей государству минимум функций. По нашему мнению, роль государственных и муниципальных органов власти в формировании региональных и муниципальных инновационных систем заключается в реализации таких функций как: разработка стратегии инновационного развития экономики регионов и муниципальных образований; формирование благоприятных условий для развития инновационного бизнеса; организация процесса прогнозирования технологического развития и определение на этой базе научно-технических приоритетов; развитие инфраструктуры инновационной деятельности в регионе и муниципальном образовании; разработка мер по стимулированию инновационной деятельности; участие в развитии сферы исследований и разработок, главным образом, в области фундаментальных исследований.
Региональные и муниципальные власти в плане инновационного развития не могут существенно изменить ситуацию, поскольку выстроенная
вертикаль власти сконцентрировала большую часть полномочий (более 65 %) на федеральном уровне. Более того, обладая возможностью в рамках ограниченных полномочий влиять на социальные процессы, они не имеют финансовых возможностей сделать это, поскольку бюджетный процесс законодательно и организационно выстроен в пользу федерального центра. По расчетам специалистов, от 64 до 67 % всех поступлений в бюджеты всех уровней приходится на федеральный бюджет [3, с. 12].
Инновационные производства могут рассматриваться в перспективе как главный источник устойчивого социально-экономического развития территории. Изменения во внешней среде и усиливающаяся конкурентная борьба приводит к необходимости вводить инновации в коммерческую деятельность организаций региона и муниципальных образований, принимать меры по совершенствованию продуктов и услуг, производимых в регионе и муниципальных образованиях.
Инновационное развитие региона включает процессы:
• освоения новых продуктов или качественное изменение в существующих продуктах;
• освоения новых методов производства и реализации продукции и услуг;
• освоения новых рынков сбыта;
• внедрения новых методов управления;
• реализации новых методов учета и использования финансовых ресурсов и др.
Система целей инновационного типа развития региона представляется следующая:
• обеспечение высокого уровня жизни населения региона;
• поддержание репутации региона;
• укрепление позиций на отечественном и внешнем рынках; выпуск продукции, соответствующей мировому уровню;
• сохранение и развитие трудового потенциала территории;
• повышение стоимости активов территории.
На региональном и муниципальном уровнях
принимаются законодательные меры по стимулированию инновационного развития экономики. Например, в Челябинской области принята областная целевая программа «Развитие инновационной деятельности в Челябинской области» на 2011-2012 годы», действует Закон «О стимулировании инновационной деятельности в Челябинской области», в котором названа основная цель государственной инновационной политики в регионе: устойчивое экономическое развитие Челябинской области на основе использования ее инновационного потенциала и повышение качества жизни населения Челябинской области. Проведение инновационной политики должно обеспечить увеличение валового регионального продукта за счет освоения производства принципиально новых
для Челябинской области видов продукции и технологий.
Региональная политика стимулирования инновационной деятельности осуществляется органами государственной власти Челябинской области в следующих формах:
> разработка и реализация областных целевых программ развития инновационной деятельности в Челябинской области, инновационных проектов;
> предоставление субъектам инновационной деятельности, инновационным бизнес-инкубаторам, аккредитованным инновационным технопаркам налоговых льгот; отсрочек, рассрочек по уплате региональных налогов и федеральных налогов в части сумм, подлежащих зачислению в областной бюджет; предоставление субсидий за счет средств областного бюджета, предоставление субъектам инновационной деятельности, имущества, находящегося в государственной собственности Челябинской области, в аренду на льготных условиях.
В регионе регулярно проводятся салоны инноваций и инвестиций, ярмарки венчурных инновационных проектов, научно-практические конференции, «круглые столы», семинары-практикумы, конкурсы «Изобретатель Южного Урала» и «Лидеры инновационного бизнеса Челябинской области». Результатом этих мероприятий можно считать постепенное увеличение доли инновационной продукции в валовом региональном продукте.
Цель, которая была поставлена на первом этапе развития инноваций в регионе, выполнена. Создана инфраструктура поддержки инноваций на областном уровне. На втором этапе, как предусмотрено программой, необходимо сформировать инфраструктуру поддержки инноваций на муниципальном уровне и запустить механизм частногосударственного партнерства по финансированию и привлечению инвестиций в крупные инновационные проекты.
3. Современные инновационные процессы во многом опираются на среду малого и среднего предпринимательства, сосредоточенную в основном на региональном уровне. Например, в США малые и средние предприятия не только обеспечивают 75 % новых рабочих мест, но и создают 70 % всех инноваций (открытий и изобретений). Малое предпринимательство инновационно по своей природе, чему способствуют такие черты организаций малого бизнеса, как адаптивность, гибкость, мобильность в быстро меняющейся ситуации, ориентация на достижение максимально возможного результата, возможность рисковать, высокая отдача на единицу финансовых вложений в НИОКР. Преимуществом малого бизнеса является ярко выраженная творческая инициативность, способность к быстрым переменам, самостоятельность в принятии важных решений, что способствует созданию и внедрению инноваций. Для открытия малых инновационных предприятий требуется
меньше затрат, они обладают большими возможностями в сжатый срок перепрофилировать производство на новой технической основе. Кроме выпуска инновационной продукции эти предприятия не имеют других средств для выхода на рынок и сохранения своих позиций на нём, поэтому они и идут на риск внедрения новшеств.
Перспективным направлением развития бизнеса сегодня является инновационное венчурное финансирование. Однако доля этого рискового сектора предпринимательства в России пока невелика. Сравнение с другими странами в развитии венчурных проектов показывает, что доля России на мировом рынке наукоемкой продукции составляет сегодня менее 1 %, в то время как в развитых странах мира - более 30 % [6].
Поэтому поддержка малого и среднего бизнеса становится приоритетным направлением деятельности региональных и муниципальных органов власти.
В Челябинской области сегодня реализуется пятая областная целевая программа развития малого и среднего предпринимательства (Областная целевая Программа развития малого и среднего предпринимательства в Челябинской области на 20122014 годы). В 2010 году на реализацию программы направлено 398,5 млн рублей, в том числе из областного бюджета - 90,1 млн рублей и 308,4 млн рублей привлечено из федерального бюджета на приоритетные мероприятия программы. Объем финансирования программы представлен на рис. 1 [5].
397 174,0* 398 492,2*
федеральный бюджет областной бюджет
318 087,3 308 366,0
99 926,3*
51 707,1
69 294,0*
28 966,6
26 816,8 “42 477
_____20 9з|>,7 79 086.7 '-:'0 126,2_
2006
2007
200$
2009
2010
Рис. 1. Объем финансирования Программы развития малого и среднего предпринимательства в Челябинской области, тыс. руб.
Доля занятых в малом и среднем бизнесе в общей численности занятых в экономике Челябинской области имеет положительную тенденцию (рис. 2).
Таким образом, сфера малого и среднего предпринимательства в регионе - одна из наиболее динамично развивающихся сфер. В 2010 году количество субъектов малого и среднего предпринимательства составило 146,4 тысячи. Однако существуют факторы, сдерживающие развитие малого и среднего бизнеса в регионе.
Управление инвестициями и инновационной деятельностью
Результаты мониторинга и анкетирования субъектов малого и среднего предпринимательства, проводимых общественным координационным советом по развитию малого и среднего предпринимательства в Челябинской области совместно с информационно-консультационными центрами
муниципальных образований Челябинской области, выявили ряд сдерживающих факторов:
1) территориальные диспропорции в уровне развития муниципальных образований Челябинской области, недостаточное финансовое обеспечение за счет местных бюджетов муниципальных программ развития субъектов малого и среднего предпринимательства;
2) недостаток «коротких» и дешевых кредитных ресурсов, недостаточное развитие системы микрофинансирования в муниципальных образованиях Челябинской области;
3) высокий износ основных средств в сфере малого и среднего предпринимательства;
4) низкий уровень инвестиций малых и средних предприятий в основной капитал;
5) высокий уровень конкуренции, особенно в крупных городах;
6) увеличение тарифной нагрузки на энергоресурсы при низкой энергетической эффективности;
7) дефицит квалифицированных кадров, недостаточный уровень их профессиональной подготовки;
8) недостаточная информированность субъектов малого и среднего предпринимательства в различных вопросах предпринимательской деятельности, особенно в муниципальных образованиях
Челябинской области, отдаленных от областного центра;
9) низкий уровень социальной ответственности работодателей [2].
Основными факторами, сдерживающими инновационную активность предприятий региона, являются экономические (такие, как отсутствие собственных средств на инновации; недостаточность или отсутствие финансовой помощи со стороны государства, высокая стоимость новых разработок, высокий экономический риск и длительные сроки окупаемости нововведений).
Негативную роль играют также производственные факторы (такие, как низкий инновационный потенциал организации; недостаток персонала, имеющего соответствующую квалификацию; имеется дефицит квалифицированных специалистов по коммерциализации научно-технических разработок и управлению результатами интеллектуальной деятельности; недостаток возможностей для кооперирования с другими организациями, предприятиями и научными организациями; недостаток информации о рынках сбыта и о новых технологиях; отсутствует кластерный подход к формированию инновационной инфраструктуры, с помощью которой осуществляется взаимодействие между образовательными учреждениями и предприятиями).
Существенную роль играют правовые факторы - недостаточность законодательных и нормативно-правовых актов и правовых документов на федеральном, региональном и муниципальном уровнях, регулирующих и стимулирующих инновационную деятельность.
Можно выделить также «прочие» факторы -низкий спрос со стороны потребителей на инновационную продукцию, неразвитость рынка технологий и всей инновационной инфраструктуры.
Основными задачами развития инновационной деятельности в регионе, на наш взгляд, являются:
1) разработка и совершенствование нормативных правовых актов, регулирующих инновационную деятельность;
2) развитие инновационной инфраструктуры;
3) информационная поддержка инновационной деятельности, повышение уровня инновационной культуры;
4) финансовая поддержка субъектов инновационной деятельности;
5) развитие кадрового потенциала в инновационной сфере;
6) продвижение инноваций на международные, межрегиональные и региональные рынки.
Реализация этих направлений позволит сформировать в регионе основы экономики инновационного типа, в которой основной прирост ВВП формируется за счет создания и освоения технологических новшеств и производства постоянно обновляемой наукоемкой продукции.
Литература
1. Инновационная система в регионах России: оценка состояния и развития / Ю.С. Сердюкова, О.В. Валиева, Д.В. Суслов, А.В. Старков // Регион. Экономика и социология. - 2010. - № 1.
2. Областная целевая Программа развития малого и среднего предпринимательства в Челябинской области на 2012-2014 годы. Утверждена постановлением Правительства Челябинской области от 16 ноября 2011 г. № 394-П.
3. Татаркин, А.И. Инновационная миссия модернизации общественного уклада - потребность устойчивого развития России / А.И. Татаркин, Д.А. Татаркин // Экономическая наука современной России. - 2011. - № 2.
4. Чубайс, А. Инновационная экономика в России: что делать? / А. Чубайс // Вопросы экономики. - 2011. - № 1.
5. http://www.econom-chelreg.ru/news?news=
151
6. http://www.innovbusiness.ru/content/document _r_4AE83C23-BE2A-47C3-AE93-01DB203C9B 72. html
Поступила в редакцию 19 декабря 2011 г.
Колмакова Ирина Дмитриевна. Доктор экономических наук, доцент, зав. кафедрой государственного и муниципального управления, Челябинский государственный университет (г. Челябинск). Область научных интересов - эффективность регулирования социально-трудовых отношений в регионе. Контактный телефон: 8 (351) 799-70-92, 89085768772. E-mail: [email protected]
Irina Dmitrievna Kolmakova is Doctor of Science (Economics), an associate professor, Head of the State and Municipal Management Department, Chelyabinsk State University, Chelyabinsk. Research interests: effectiveness of regulation of social and labor relations in the region. Tel: 8 (351) 799-70-92, 89085768772. E-mail: [email protected]