«как верховная ценность», жизнь, равное нравственное отношение к себе и окружающему миру, человек и благо каждого как ценность, стоящая выше политических, экономических, идеологических интересов государства.
Литература
1. Философский энциклопедический словарь. М.: ИНФРА-М, 1998. 576 с.
2. Адаптация и здоровье / Под ред. Э.М. Казина. Кемерово: Кузбассвузиз-дат, 2003. 301 с.
3. Ручка А.А. Ценностный подход в системе социологического знания. Киев: Наукова думка, 1987. 155 с.
4. Rokeach M. The nature of human values.N-Y, Free Press, 1973. P. 13.
5. Коменский Я.А. Материнская школа / Пер. с нем. // Избр. пед. соч.: В 2 т. М., 1982. Т. 1. С. 229-237.
6. Педагогика: Учеб. пособие для студентов пед. учеб. заведений / В.А. Сластенин, И.Ф. Исаев, А.И. Мищенко и др. М.: ШколаПресс, 1998. 512 с.
7. Вентцель К.Н. Этика и педагогика творческой личности. М., 1912. 667 с.
8. Щуркоеа Н.Е. Диагностика воспитанности: Педагогические методики. М., 1994. 256 с.
9. Шилова М.И. Теория и практика воспитания черт характера младших школьников в урочной и внеурочной деятельности / М.И. Шилова, Н.И. Малиновская. Красноярск: РИО КГПУ, 2001. 104 с.
10. Римский клуб: 25 лет со дня основания // Вопросы философии. 1995. № 3. С. 65-70.
11. Мордовская А.В. Теория и практика жизненного и профессионального самоопределения старшеклассников: С использованием материалов этнопедагогики народа саха. М.: Academia, 2000. 176 с.
12. ВолковГ.Н. Этнопедагогика: Учеб. для студ. сред. и высш. пед. учеб. заведений. 2-е изд., испр. и доп. М.: Академия, 2000. 176 с.
13. Афанасьев В.Ф. Этнопедагогика нерусских народов Сибири и Дальнего Востока. Якутск, 1979. 184 с.
S. V Fedorova
Problem of formation of ethic values for pupils in psychological and pedagogical literature
The article studies a problem of formation of ethic values for pupils in psychological and pedagogical literature. The author presents theoretical significance for the words «ethic» and «values» and considers main approaches in educating of ethic values for pupils. Key-words: ethic, morality, values, universal human and ethic values, classification of values, education.
■ФФФ-
УДК Э71
O.O. Фиклистова
АКТИВНЫЕ МЕТОДЫ ОБУЧЕНИЯ КАК СПОСОБ ОСУЩЕСТВЛЕНИЯ ПРИНЦИПА РЕГИОНАЛИЗАЦИИ ОБРАЗОВАНИЯ
Для повышения уровня обученности школьников применяются активные методы обучения. Таким образом на практике реализуется компетентностный подход в изучении географии посредством применения принципа регионализации образования.
Ключевые слова: активные методы обучения, регионализация образования, образ геокультурного пространства, обученность, рефлексия, рейтинг, экспертная оценка, осмысление, творческая деятельность, межличностное общение.
Принцип регионализации образования не может быть осуществлен без изучения народных традиций, обычаев, обрядов тех народов, которые живут в геокультурном пространстве, без создания условий для становления эмоционально-ценностного отношения личности к геокультурно-му образу своего местожительства, без усвоения позитивных ценностей на всех этапах обучения географии.
С точки зрения организации учебно-воспитательного процесса, регионализация системы школьного географи-
ФИКЛИСТОВА Ольга Олеговна - учитель географии МОУ «СОШ № 1», г. Ленек, PC (Я)
ческого образования предполагает изменение целевой установки образовательной парадигмы и соответственно пересмотр всех компонентов, определяющих состояние учебного процесса.
В процессе преподавания географии реализуются и воспитательные задачи: развитие эмоционального восприятия мира, творческой деятельности, ценностного отношения к миру, воспитание эстетических чувств и патриотизма, а также привитие навыков и умений поисково-исследовательского характера.
В концепции личностно-ориентированного обучения такие ценности, как родной край, экология, планета Земля,
0.0. Фиклистова. АКТИВНЫЕ МЕТОДЫ ОБУЧЕНИЯ КАК СПОСОБ ОСУЩЕСТВЛЕНИЯ ПРИНЦИПА РЕГИОНАЛИЗАЦИИ ОБРАЗОВАНИЯ
уголок природы, свобода, мой дом, природа и др., которые необходимо сформировать у учащихся, исполняют роль фундаментальных норм, обеспечивающих интеграцию знаний, помогая индивидам осуществлять выбор своего поведения в жизненно значимых ситуациях. Ценностные позиции являются ориентирами для современной школы и предопределяют становление ученика в школьные годы; происходит развитие личности как активного субъекта процесса познания. Вклад школьной географии в формирование системы ценностей личности определяется тем, что:
- знакомит школьников с основными методами географической науки, вооружает их соответствующими познавательными и практическими учениями (наблюдать, создавать образ геокультурного пространства и т.п.);
- формирует систему прочных и действенных знаний учащихся, обеспечивает умение самостоятельно работать с различными источниками географической информации и т.п.;
- способствует формированию геокомпетентностей, осуществляя тесную связь теории с практикой, с жизнью; профессиональному самоопределению школьников, помогает выбрать будущую профессию;
- развивает личностную установку школьников на орга-низацию процесса познания, самостоятельную творческую деятельность [1].
Основу новой структуры ценностей составляет позиция, называемая компетенцией, и на сегодняшний день перед учителем географии поставлена сложная методическая задача - сформировать у учащихся готовность использовать усвоенные знания, умения и способы деятельности в реальной жизни для решения практических задач и жизненно значимых ситуаций, то есть реализовать на практике компетентностный подход.
Применительно к учебно-воспитательному процессу обученность школьников можно рассматривать в качестве комплекса достижений учащихся не только непосредственно в учебном процессе, но также в проявлении творческого отношения к учебе, прилежании (ответственности) и рефлексии (способность самооценки, самоанализа, оценки окружающей действительности).
Проведенное диагностическое исследование показало, что учащиеся не умеют осуществлять ценностно-ориентированный выбор в жизненно важных ситуациях, принимать решения в сложных и конфликтных случаях и не обла -дают в достаточной степени сформированными навыками межличностного общения. Школьная программа не предусматривает решение данной проблемы. Анализ педагогической литературы по данной проблеме показал, что решить создавшуюся ситуацию может помочь, на наш взгляд, стратегия активного обучения, которая предполагает использовать активные методы обучения не только на уроках, но и во внеклассных мероприятиях. Администрацией СОШ № 1 г. Ленска для чтения лекций учителям был приглашен профессор РАЕН И. А. Кузьмин, который про-
вел мастер-класс технологии активного обучения. Подобные семинары были проведены в 2005 -2007 гг. На этих обучающих семинарах учителя приобретали умения применять методику активного обучения.
Данная методика предусматривает пять основных аспектов:
1-й аспект - содержательный, предполагает качественное освоение знаний.
2-й аспект - коммуникативный, предусматривает освоение навыков эффективного общения, культуру общения, умение приходить к согласию, умение слушать и слышать друг друга.
3-й аспект - управленческий, включает освоение управленческих навыков, умение определять и выделять значимые цели и определять главное, развитие способности у ученика управлять собственной деятельностью и деятельностью группы.
4-й аспект - психологический, развивает восприятие визуальных, аудиальных, кинестетических функций, формирует мотивацию ученика на самоутверждение, саморазвитие, самообучение.
5-й аспект - социокультурный, субъект обучения развивается не только как индивидуальность, но и в связи с этим изменяется все школьное общество [2].
Цель активного обучения - развивать коммуникативные, управленческие умения учащихся, формировать у учеников такие качества, как терпимость, уважение кино-му, отличающемуся от своего мнению, способствовать развитию мотивации школьника к изучению нового. Коллективом средней школы № 1 г. Ленска сформирован методический сборник уроков с применением активных форм обучения, в который вошел ряд разработанных нами уроков по географии.
Методикой активного обучения предусмотрено формирование детей в группы, в которых были бы по одному выраженному визуалисту, аудиалисту и кинестетику. Также желательно, чтобы в группе был ученик, у которого в достаточной степени сформированы все сенсорные каналы. Целенаправленная и системная работа учителя позволит выделить к концу учебного года «активно действующую группу». В результате методически организованной работы в группах школьники учатся слышать друг друга, помогать менее успешным в учебе товарищам. Важно обращать внимание на позитивные проявления в поведении учеников в группе: способность внимательно слушать друг друга, спокойно отстаивать свою точку зрения, принимать совместное решение. В ходе работы в группе ученики испытывают эмоциональный подъем, ощущение сопричастности к общему делу. Это повышает интеллектуальную активность, снижает чувства напряженности, тревоги и беспокойства, которые часто возникают в условиях традиционной формы работы.
Наблюдая за ходом урока, мы видели, что все дети в группе принимают участие в учебной деятельности, стараются помочь друг другу, если задание выполнено
ошибочно, участвуют в обсуждении работы каждого и группы в целом. Важно, когда учитель, оценивая работу группы, обращает внимание на характер общения в группе, на умение лидера точно высказать решение, умение обобщить все мнения, высказанные в группе, тем самым, воспитывая у детей управленческие и коммуникативные умения. Работа в группах позволяет в образовательном процессе выйти на три составляющие оценки знаний, умений и навыков учеников - самооценку, взаимооценку и экспертную оценку. Самооценка - это присутствие в каждой работе группы индивидуального этапа выполнения задания. Взаимооценка - работа в паре и четверке дает возможность школьникам оценить имеющиеся друг у друга знания и способы деятельности. Экспертная оценка дополняет и уточняет две предыдущие. Применение активных методов обучения способствует профессиональному и личностному росту учителя [3].
При использовании актив ных методов обучения четко прослеживаются все этапы учебной деятельности: восприятие предметов и явлений - этап абстрактного мышления
- осмысление - обобщение и систематизация общих существенных признаков предметов и явлений - применение знаний. Важное положение в определении сущности процесса учения было сформулировано Е.Н. Кабановой-
Меллер. Она указывала на то, что наряду с формированием знаний необходимо обучать учащихся рациональным приемам умственной и практической деятельности. Ученик, овладевший приемом, знает способ действия при выполнении той или иной задачи и умеет им пользоваться. Еще одно положение состоит в том, что знания и приемы учебной работы приобретаются взаимосвязано и находятся во взаимодействии [4].
Все методы, которые нами применялись в опытно-экспериментальной работе, стимулировали эмоциональноценностное отношение учащихся к природе, к образу гео-культурного пространства.
После проведения педагогического эксперимента увеличилось количество учащихся, у которых повысился уровень обученности. Результаты представлены в табл. 1. Если до эксперимента в 8-х классах 18 учеников имели низкий уровень, после эксперимента количество имеющих низкий уровень обученности сократился до 8 чел. В 9-х классах 32 ученика имели низкий уровень до эксперимента, а после его проведения - 12 чел. И в 8-х и 9-х классах повысился средний и высокий уровень обученности. Это свидетельствует о том, что учащиеся научились осуществлять самооценку и делать самоанализ, более ответственно, творчески относиться к учебе.
Таблица 1
Уровни обученности учащихся 8-х, 9-х классов
Показатели обученности Низкий уровень обученности Средний уровень обученности Высокий уровень обученности
1. Успеваемость 2. Творческие достижения 3. Прилежание 4. Рефлексия (самоосмысление, самооценка) Учащийся удовлетворительно и хорошо учится, не проявляет творческой активности и развитость самооценки, не проводит самоанализ своей деятельности Учащийся учится удовлетворительно и хорошо, проводит самоанализ и самооценку, ответственно относится к учебе, но не проявляет творчества в учебной деятельности Учащийся учится хорошо, проводит самоанализ и самооценку, ответственно относится к учебе, проявляет творчество в учебной деятельности
До эксперимента
8 а, б, в (38 чел.) 18 чел. 12 чел. 8 чел.
9 а, б, в (64 чел.) 32 чел. 20 чел. 12 чел.
После эксперимента
8 а, б, в (38 чел.) 8 чел. 10 чел 20 чел.
9 а, б, в (64 чел.) 12 чел. 25 чел. 27 чел.
Такие уроки в сравнении с традиционными способствуют эмоциональному подъему, ощущению сопричастности к общему делу, снижают чувство напряженности, тревоги и беспокойства, повышают интеллектуальную активность школьников. На таких уроках учащиеся испытывают большой интерес и к полученной информации о своей малой Родине, и к поиску новой, а это повышает рейтинг географии среди других предметов. Уроки с применением активных методов обучения способствуют эффек-
тивности формирования образа геокультурного пространства как стержневой основы осуществления принципа регионализации образования.
Литература
1. Истоковедение / Под ред. И.А. Кузьмина. Тома 3-4. М.: Издательский дом «Истоки». 2004. 320 с.
2. Истоковедение / Под ред. И.А. Кузьмина. Т. 5. М.: Издательский дом «Истоки», 2005. 208 с.
3. Слейтер Ф.А. Оценка уровня усвоения учебной програм- 4. Методика обучения географии в средней школе (теорети-
мы школьниками // Новые взгляды нагеографическое образова- ческие основы методики обучения географии) / Под ред.
ние: Пособие ЮНЕСКО: Пер. с англ. / Под ред. В.П. Максаков- А.Е. Бибик и др. М.: Просвещение, 1969. 391 с.
ского и Л.М. Панчешниковой. М.: Прогресс, 1986. С. 391-399.
O.O. Fiklistova
Active methods of training as a way of implementing the principle of education regionalization
In order to increase level of education active methods of training are applied. Thus a competent approach in the study of geography is practically realized through principle of educational regionalization.
Key-words: active training methods, education regionalization, image of geo-cultural space, training standard, reflection, rating, expert assessment, re-evaluation, creative activity, inter-personal communication.
■4MN*-
УДК 93/99 (4/9) (571.56)
А.А. Моякунова
ФОРМИРОВАНИЕ НАЦИОНАЛЬНОЙ ЭЛИТЫ В ЯКУТИИ
Раскрывается проблема формирования национальной элиты в Якутии. Особое внимание уделено первому этапу становления якутской национальной элиты с момента ее зарождения (конец ХУП-ХУШ вв.). Подробнее рассматривается процесс отстаивания прав и привилегий местной верхушки, в ходе которого происходит ее поэтапное формирование как национальной элиты.
Ключевые слова: национальная элита, периферия, элитология, интеграция, имперский центр, аристократия, Российская империя.
Настоящая статья является попыткой проследить становление якутской национальной элиты с момента ее зарождения (конец ХУП-ХУШ вв.). Данная проблема только начинает разрабатываться. В российской историографии рассматриваются проблемы понятия «элита», ее судьба в символическом пространстве и во времени. В якутской историографии пока идет обмен мнений: была ли сформирована «национальная элита» или нет, если да, то в какие хронологические рамки.
Переходя к рассмотрению данной проблемы, следует начать с того, что якутские племена, жившие до прихода русских казаков, не представляли собой государственного объединения. Как мы знаем, в якутских преданиях XVII век определяется эпохой Тыгына и Тыгынидов. А.П. Окладников назвал его «якутским царем». По материалам Я. И. Линденау, наследником титула правящего рода, той-он-ууса, стал Тыгын, младший сынМунньан Дархана. Старшие братья Тыгына были крайне раздосадованы тем, что отец отнял у них преимущество в наследовании его прав, и поссорились с Тыгыном. Ссора же сыновей Мунньан Дархана вызвала волнение в народе. Междоусобные распри между наследниками Мунньан Дархана во второй
МОЯКУНОВА Анна Альбертовна - аспирант ИФ ЯГУ
половине XVI и в начале XVII вв. привели к эпохе войн и раздоров - ёибаип реуоу [1], т.е. можно утверждать, что до конца XVII века в Якутии не было той социальной группы, которую можно было бы определить как национальную элиту, а была так называемая верхушка. Сам факт того, что происходили распри из-за земель и предводителя всех родов, говорит об отсутствии в то время условий создания государственного объединения. Историческим толчком стало вмешательство извне в лице русского, доселе не виданного «цивилизованного» народа, ускорившего внутренний процесс консолидации местных племен, который можно назвать элементарным рефлексом самозащиты перед неизвестностью и опасностью. Именно в этот момент самозащиты выделяются из остальной массы по-настоящему лучшие люди, от которых сейчас и в будущем будет зависеть судьба народа.
Для того, чтобы рассмотреть судьбу самих, так называемых «лучших людей», следует обратиться к типологии элит американского социолога Д. Белла [2], по которому существуют: 1) «элита крови» (аристократическая элита соответствует рабовладельческому и феодальному, т.е. «доин-дустриальным» обществам); 2) «элита богатства» (капиталистическая элита «индустриального общества»); 3) «элита знаний» (соответствует «постиндустриальному обществу»).