УДК 37.013.75.
Регионализация образования как подход в обучении
О.О. Фиклистова
В статье рассмотрена регионализация образования как подход в обучении географии, представлен системный проект региональной программы "Геокультурное наследие Якутии" и основные направления работы по этой программе.
This article examines vegionalisation of education as a way in the teaching of geograhpy and the systemic project of regional program "geocultural heritage of Yakutia " and main directions of the work on this program are introdused.
/Сиочевые понятия: региона/шзация образования, социокультурный подход, национально-региональный компонент, педагогические технологии.
В условиях обноачения содержания образования, совершенствования методов и средств обучения в современной школе необходимо пересматривать подходы к организации обучения. Рассмотрим трактовку регионализации образования как подход в обучении.
Мы согласны с мнением ведущих учителей-практиков по поводу того, что необходим новый подход, осуществляющий согласование содержательной (инвариантной и вариативной) и процессуальной (учебной деятельности) сторон обучения, - региональный. В основу совершенствования образования в нашем регионе должно быть положено изменение не социального заказа, а акцентов на решение вопросов взаимодействия общего и специфического, позволяющих через содержание вариативной части программ обучения усилить образовательные, воспитательные и развивающие возможности предмета географии. Это означает, что наряду с базовыми программами, едиными для всей страны (общее в образовании), должны создаваться региональные образовательные программы (специфические или особенные), которые требуют иного подхода к постановке задач обучения, воспитания и развития учебного предмета географии. Инвариантная часть, нацеленная на приобщение учащихся к общекультурным и национально значимым ценностям, формирование личностных качеств, не может быть реализована в полной мере, поскольку не разработана программа вариативной части, отражающей региональное.
ФИКЛИСТОВА Ольга Олеговна, учитель географии муниципального общеобразовательного учреждения "Средняя общеобразовательная школа №1" г. Ленска Республики Саха (Якутия).
Мы считаем, что нужен системный проект развития принципа региональное™. Учителя разных дисциплин работают разрозненно, и единого результата нет. Чтобы узнать, на каких предметах, кроме географии, изучается Якутия, мы провели анкетирование учащихся 8 - 9-х классов (102 чел. СОШ №1 г. Ленска РС(Я). Анализ анкет показал, что многие школьники (45%) считают, что получить информацию о Якутии можно только на уроке географии, 29% учащихся называли историю, литературу и изобразительное искусство, а 26% не знали, что ответить.
Принцип межпредметной интеграции при изучении геокультурного пространства позволит учащимся действительно почувствовать гордость за свое место проживания, проявит желание после учебы в вузах вернуться и работать на своей малой Родине. 79% учащихся испытывают гордость, когда слышат по радио и видят по телевидению, читают в газетах о Якутии, о родном крае.
Есть много положительных примеров разработок новых программ. В Вологодской области заложена прочная основа для становления и дальнейшего развития социокультурного подхода в образовании. В региональный компонент базисного учебного плана включен учебный курс "Истоки", категории которого должны придать единый контекст не только образовательному процессу, конкретному образовательному учреждению, но и образовательному пространству всего региона. Разработана эта профамма под руководством профессора РАЕН И.А. Кузьмина |1|.
Методологическую основу программы составляет социокультурный подход к содержанию образования. "Истоки" развивают социокультурные ценности личности с приоритетом духовной ос-
НАУКА И ОБРАЗОВАНИЕ. №2. 200Х. ИЮНЬ
23
новы, элементы управленческой культуры, эффективное обшение на основе принципа диало-гизма. Стержневую основу данной программы составляют учебный курс "Истоки" и образовательная программа "Воспитание на социокультурном опыте", разработанная для 1-11 классов общеобразовательной школы. Более трех тысяч педагогов прошли через различные программы подготовки по основам социокультурного системного подхода. В работу включились по данному направлению Вологодский педагогический университет, Высший педагогический колледж. В Вологде, Череповце, Соколе, Тотьме, Белозерске действует механизм систематических консультаций, выявления и обобщения педагогического опыта. В Вологде проходят ежегодные областные научно-практические конференции, анализирующие, закрепляющие и наполняющие новым содержанием элементы социокультурного подхода. Реализуется обширная издательская программа, включающая в себя учебно-методические комплексы. книги по истории, литературе, культуре края.
В Свердловской области разработан системный проект на основе социокультурного подхода "Урал - человек - истоки". Этот проект концентрированно выражает социокультурные ценности, присущие Уральскому региону. Особенность национально-регионального компонента Свердловской области заключается в комплексном осмыслении региональных процессов и их роли в образовании, самоопределении и саморазвитии обучающихся. Содержание регионального компонента образовательных программ Свердловской области не сводится к информированию об особенностях региона, а строится на основе комплексного соотнесения особенностей, условий, динамики развития региона (включая развитие образовательных потребностей), культурных и экономических ресурсов с формами самоопределения и саморазвития личности [2).
Мы проанализировали данную программу, а также состояние учебно-методического обеспечения регионального компонента Республики Саха (Якутия), требования государственного образовательного стандарта, национально-регионального компонента и сделали вывод о том, что практика разработки и внедрения программы "Социокультурные истоки" может быть полезна и нам по следующим позициям:
- опыт разработки и реализации системного учебно-методического комплекса надпредметно-го характера, выражающего социокультурные ценности;
- системное научно-методическое, технологическое, дидактическое обеспечение образова-
тельного процесса, построенного на социокультурных основаниях;
- системная практика по повышению квалификации учителей, совмещенная с апробированием и развитием учебно-методического комплекса "Истоки":
- опыт реализации системного проекта по развитию учебно-методического обеспечения образования на социокультурных основаниях.
Таким образом, анализ существующих программ показал, что первым шагом должны стать:
1) разработка образовательной программы "Геокулыурное наследие Якутии", которая будет являться стержневой основой развития регионального учебно-методического комплекта, позволит переосмыслить и объединить уже имеющиеся разработки якутских педагогов, ученых на основе социокультурных ценностей, присущих Якутии и России в целом;
2) разработка учебно-методического комплекта "Геокультурное наследие Якутии", которая потребует творческой работы, осмысления культурного наследия Якутии, через адаптацию этой программы на материале истории и культуры Якутии в перспективе можно выйти на авторский учебно-методический комплект, сохраняющий единство с вологодским комплектом по основным социокультурным ценностям;
3) работа по направлениям:
- переосмысление социокультурного, ценностного ялра. системы категорий культуры программы в соотнесении с культурой и традициями Якутии;
- соотнесение содержания программы с особенностями геополитического, геокультурного пространства Якутии:
- отбор и организация материала по истории, географии и культуре Якутии;
- выработка отношения к методологии включения ценностей религиозных культур в содержание программы и т.д.;
4) создание межрегионального временного научно-исследовательского коллектива на базе ИПКРО для объединения усилий научно-педагогических кадров, координации издательских проектов. организации постоянно действующей кон-сультационно-информационной и мониторинговой службы.
Такой подход к регионализации образования позволит придать единый контекст и общность целей многим региональным проектам и направлениям: авторским программам углубленного изучения народной культуры, программам экологического воспитания и образования, военно-патриотического воспитания начиная с детского сада и заканчивая профессионатьной и высшей
школой. А также программам "Дети-сироты", "Одаренные дети", программам, направленным на обновление содержания образования и развитие личности, таким педагогическим технологиям, получившим развитие в образовании Якутии, как проблемное обучение, развивающее обучение. адаптивное обучение, дифференцированное обучение и др.
Таким образом, задачами регионализации образования являются:
- установление взаимосвязи регионализации образования с социально-психологической, управленческой, экономической и образовательной концепциями развития региона ради социокультурного обновления региона;
- развитие социокультурной основы образования, возрождение первоначального контекста социокультурных категорий и ценностей;
- устранение разрывов между всеми формами образования: детский сад - школа, между общеобразовательной, профессиональной и высшей школой;
- становление педагогических технологий развития, в наибольшей степени развивающих ресурсы личности (ребенка, родителей, педагогов)
и формирующих мотивацию на социокультурное обновление региона;
- выход на новое понимание качества образования, включающего в себя не только усвоение содержания, но и развитие духовности, коммуникативных и управленческих умений, формирование мотивации и опыта социокультурного обновления региона:
- усиление открытости региональной образовательной системы для общественности при одновременном выполнении ею роли важнейшего фактора оздоровления социокультурной среды.
ЛИТЕРАТУРА
1. Истоковедеине. Тома 3 - 4. - М.: Издательский дом "Истоки". - 320 с.
2. Лянцевич В.М. Методические особенности разработки национально-регионального компонента государственных образовательных стандартов по географии (на примере Республики Коми). / В.М. Лянневич // Лвтореф. дисс. на соис. уч. ст. по спец. 13.00.01- общая педагогика, история педагогики и образования. - М.. 1999. - С. 8.
УДК 37.013.75
Создание условий для проектной деятельности учителя и ученика
Т.Ю. Дьячкова
Кратко игюжено содержание деятельности по освоению учителями и школьниками проектной логики. ¡Стчевые иова: учебный проект, дискуссия, информационные технологии.
In this article the activiti maintenance on development by teachers and schoolboys of design logic is short slated.
Применение информационно-коммуникационных технологий в освоении школьниками содержания образования - одно из положительных изменений, которые происходят в школе. Наша задача - накапливать подобные изменения, оценивать их результативность, создавать условия для учителей и учеников, чтобы каждый мог убедиться в реальной пользе от применения информационно-коммуникационных технологий на уроках.
ДЬЯЧКОВА Тамара Юрьевна, зам. директора по учебной работе муниципального образовательного учреждения "Средняя общеобразовательная школа К?1" г. Ленска Республики Саха (Якутия).
Для мотивации педагога на участие в проектной деятельности, самостоятельного поиска информации в интернете, совершенствования владением проектной логикой и демонстрации успехов учеников в программе опытной работы была определена как технология модернизации управления учебной работой школьная конференция "Открытые дискуссии". Цель такой конференции для школьников: формирование у обучающихся способности использовать приобретенные предметные знания и знания по информационно-коммуникационным технологиям для решения задач реальной жизни; для педагогов - совершенствование первоначальных навыков по компьютерным технологиям и владения проектной логи-