УДК 332.1(470)
Керашев Анзаур Асланбекович
доктор экономических наук, профессор, проректор по непрерывному образованию и инновационной деятельности Адыгейского государственного университета [email protected]
Мокрушин Александр Александрович
доктор экономических наук, доцент, профессор кафедры экономики и управления Адыгейского государственного университета [email protected]
Королева Нина Алексеевна
кандидат философских наук, докторант кафедры экономики и управления Адыгейского государственного университета [email protected]
АКТИВИЗАЦИЯ УЧАСТИЯ МЕГАКОРПОРАЦИИ В МОДЕРНИЗАЦИИ РЕГИОНАЛЬНОЙ ЭКОНОМИКИ СОВРЕМЕННОЙ РОССИИ
Kerashev Ansaur Aslanbekovich
D.Phil. in Economics, Professor, Vice-rector for Continuing Education and Innovation Activities, Adyghe State University [email protected]
Mokrushin Alexander Aleksandrovich
D.Phil. in Economics, Professor of the Economics and Management Department, Adyghe State University [email protected]
Koroleva Nina Alekseevna
PhD, applicant for a D.Phil. degree of the Economics and Management Department, Adyghe State University [email protected]
ENERGIZING OF MEGA-CORPORATION’S
PARTICIPATION IN THE MODERNIZATION OF THE REGIONAL ECONOMY IN THE CURRENT RUSSIA
Аннотация:
Данная статья посвящена проблеме обеспечения эффективного взаимодействия мегакорпораций и региональных экономических систем современной России, способствующих структурной модернизации хозяйственного пространства, интенсивному развитию человеческого фактора территории, росту конкурентоспособности обеих метасистем. Предложен способ взаимодействия мега-корпорации «Газпром» с экономической системой Краснодарского края. Выделены приоритетные пространственные системные локализации постиндустриального роста во внутренней среде Краснодарского края с участием ресурсов ОАО «Газпром».
Ключевые слова:
мегакорпорация, региональная экономическая система, модернизация, взаимодействие, постиндустриальный рост, Краснодарский край, холдинг «Газпром».
Summary:
The paper contemplates the problem of ensuring the efficient cooperation between the mega-corporations and regional economic systems of the contemporary Russia, that contributes to the structural modernization of the commercial space and intensive development of the territorial human resources, increases the competitiveness of both meta-systems. The authors propose the method of collaboration of the “Gazprom" mega-corporation with the economic system of the Krasnodar Krai and define the first-priority spatial system localizations of the post-industrial growth in the internal environment of the Krasnodar Krai with implementation of resources of the Gazprom, JSC.
Keywords:
mega-corporation, regional economic system, modernization, cooperation, post-industrial growth, Krasnodar Krai, “Gazprom" Holding.
Для мезоуровня организации хозяйственного пространства России характерно активное развитие взаимодействия глобальных по своей природе, относящихся к мегауровню, корпоративных организаций и региональных экономических систем, что выражается в инвестиционной экспансии корпораций во внутреннюю среду регионов, преобразовании локальных рынков, совместном формировании новых объектов территориальной инфраструктуры, перспективных субрегиональных локализаций. Некоторые из мегакорпораций, в том числе «Газпром», имеют российские корни, что придает указанному процессу особые черты. Динамичное развертывание глобальной интеграции хозяйственных отношений и постиндустриальных преобразований обусловливает растущую значимость взаимодействия мегакорпораций и региональных экономических систем, формирует потребность в его исследовании.
Региональные экономические системы России входят в процесс глобальной интеграции, располагая различными возможностями, что, во многом, задает темпы, характер и индивидуальную направленность преобразований, происходящих в их внутренней среде. Динамично и устойчиво развивающемуся региону, каким является Краснодарский край, эффективное взаимодействие с мегакорпорацией может придать дополнительный импульс обновления, выражающийся в создании новых возможностей модернизации. При этом востребованы устойчивые и продуктивные пространственные формы организации взаимодействия указанных системных субъектов.
Переплетение, сопряжение ресурсных баз и факторов хозяйственных процессов двух мезосистем -корпоративной (интраэкономической) и региональной - создает условия для генерации синергетического эффекта, который может быть как позитивным, так и негативным (эффект «умножения угроз»). Именно корпоративная интеграция обладает мощным антикризисным модернизационным потенциалом, формирует вектор устойчивого развития мезоэкономики [1, с. 108].
В современных условиях взаимодействие мегакорпорации «Газпром» и экономической системы Краснодарского края представлено тремя основными процессами:
1. обеспечением потребностей населения и организаций региона в газе и тепловой энергии, то есть, энергетическим обеспечением;
2. строительством и обслуживанием магистральных газопроводов, в основном, экспортного назначения;
3. газификацией отдельных, удаленных от газовых сетей, районов региона.
В частности, на 2013-2014 гг. указанной интегрированной мегакорпорацией поставлены следующие задачи:
- увеличение объема газа, транспортируемого через газопровод «Джубга-Лазаревское-Сочи»;
- подключение к сетям газового обеспечения олимпийских объектов и прибрежных районов;
- сварка первого стыка проходящего по территории Краснодарского края магистрального газопровода «Южный поток»;
- формирование ответвлений «Южного потока» в юго-западных районах с целью обеспечения газом населения и предприятий Анапы и Новороссийска;
- реконструкция 60 км магистрального газопровода в Краснодаре.
Указанные процессы вполне соответствуют стратегической ориентации региональной политики ОАО «Газпром» (рисунок 1). Анализ основных этапов формирования региональной политики указанной мегакорпорации позволяет сформулировать вывод о том, что региональные экономические системы рассматриваются «Газпромом» в качестве площадки для реализации его собственной стратегии, а также в качестве потребителей, оплачивающих его продукцию. Фактически, действующая концепция региональной политики «Газпрома» не предполагает субъектного участия регионов в формировании и реализации данной политики. Речь идет только о «конкретизации основных направлений региональной политики данной компании в специфических условиях региона».
Рисунок 1 - Формирование региональной политики ОАО «Газпром»
Глобальная рецессия высветила ущербность существующего способа взаимодействия экономической системы Краснодарского края и организаций, входящих в систему «Газпрома» и обозначила предел действующей стратегической ориентации развития данной мегакорпорации. С одной стороны, динамичная перестройка мирового рынка с учетом тенденций энергосбережения обусловливает ускоряющееся снижение глобального спроса на природный газ, а также ужесточение конкуренции за счет появления альтернативных продуктов с большей долей добавленной стоимости (СПГ, сланцевый газ, биотопливо и другое).
С другой стороны, региональные экономические системы современной России остро нуждаются в формировании и интенсивном развитии системных субрегиональных локализаций, обладающих потенциалом постиндустриального роста, как внутренних плацдармов дальнейших преобразований. Налицо противоречивая ситуация, выход из которой предполагает вовлечение в процесс развития указанных локализаций ресурсов развития мегакорпораций, ранее стратегически ориентированных на добычу, первичную переработку и экспорт топливно-энергетических и сырьевых продуктов, что обусловливает:
- расширение ресурсной базы и пространства маневра для ускорения модернизации и дальнейшего инновационного развития региональной экономики;
- стратегическую коррекцию развития мегакорпорации, что выражается в трансформации ресурсов расширения топливно-сырьевого экспорта в ресурсы инвестирования региональной модернизации и инновационного развития.
Адаптация данной научной идеи к условиям взаимодействия организаций холдинга «Газпром» и экономической системы Краснодарского края позволяет обосновать способ преобразования указанного взаимодействия в соответствии с императивами модернизации региональной экономики и ускорения постиндустриальных трансформаций в мировом хозяйстве. Это адресное инвестиционное использование потенциала развития указанных организаций в целях создания перспективных для мегакорпорации и региональной экономики субрегиональных локализаций, обладающих постиндустриальной стратегической ориентацией и способных внести существенный вклад в приращение конкурентоспособности обоих указанных системных субъектов (рисунок 2).
Рисунок 2 - Процесс вовлечения ресурсов холдинга «Газпром» в развитие перспективных локализаций в экономике Краснодарского края
Соотнесем предлагаемый способ с двумя ранее применявшимися механизмами взаимодействия крупной организации - поставщика газа и территориальной экономики. Во-первых, в отличие от дотационного механизма, применявшегося в советский период и первые годы рыночных преобразований и ориентированного на привлечение средств бюджетной поддержки, предлагаемый способ ориентирован не на компенсационное, с использованием общественных средств, а на доходное участие ресурсов поставщика газа в модернизации и развитии региональной экономики. При этом возможно применение специальных расчетных цен с включением разницы между рыночной и расчетной ценой в оборотный капитал инвестируемого проекта, в качестве вклада (инвестиционного участия) поставщика газа. Также возможен вариант ресурсного заимствования проекта на величину указанной разницы в ценах с начислением фиксированных процентов (аналог предоставления облигационного займа).
Во-вторых, в отличие от механизма ограничения роста внутренних цен на газ, применяемого в настоящее время и позволяющего пролонгировать различие между мировыми и внутренними ценами на указанный ресурс, что обусловливало асимметрию в экономической политике «Газпрома» (использование монопольной ренты от внешних поставок для компенсации потерь на внутреннем рынке), предлагаемый способ ориентирован на обеспечение равновесия между внешними и внутренними продажами газа. Это обеспечит более устойчивое развитие для «Газпрома» и необходимую коррекцию его позиции на мировом рынке (отказ от пролонгированных монопольных контрактов).
Опираясь на результаты региональных исследования (Попов Р.А, Мокрушин А.А., Прохорова В.В.), выделим перспективные локализации постиндустриального роста во внутренней среде Краснодарского края, для развития которых востребовано привлечение инвестиционных ресурсов холдинга «Газпром»:
1. Рекреационно-образовательная подсистема, ориентированная на интенсивное развитие человеческого фактора территории на основе комбинирования и переплетения имеющихся ресурсов и факторов научно-образовательного и рекреационного профилей. В данной подсистеме возможно формирование существенного синергетического эффекта в развитии наиболее ценных компонентов человеческого фактора территории - высококвалифицированной рабочей силы и человеческого капитала. Правомерно ожидать и адекватный прирост ресурсного участия «Газпрома» (таблица 1).
Таблица 1 - Оценка потребности в ресурсном участии «Газпрома» в рекреационно-образовательной подсистеме Краснодарского края, %
Секторы иподсистемы региона Вклад в ВРП Доля на региональном рынке труда Доля в совокупном потреблении газа в регионе
Сектор образовательных услуг 8,4 9,7 8,9
Сектор туристско-рекреационных услуг 16,6 19,6 16,2
Перспективная рекреационнообразовательная подсистема (прогноз) 28-30 32-34 30-32
Следует отметить, что Краснодарский край обладает необходимыми материальными и организационными предпосылками (представительными рекреационными ресурсами, развернутой сферой образования, относительно развитой территориальной инфраструктурой) для создания рекреационнообразовательной подсистемы. Потребность в обеспечении газом может быть удовлетворена на основе инвестиционного участия в данном проекте «Газпрома» (с учетом острого дефицита средств на развитие у рекреационных и образовательных организаций).
2. Продовольственная подсистема, ориентированная на воспроизводство здорового и способствующего развитию человека питания на основе применения комплекса высоких технологий. Ресурсное участие «Газпрома» в функционировании АПК и в формировании перспективной продовольственной подсистемы Краснодарского края представлены в таблице 2.
Таблица 2 - Оценка потребности в ресурсном участии «Газпрома» в АПК и в формировании продовольственной подсистемы Краснодарского края, %
Комплексы и подсистемы региона Вклад в ВРП Доля на региональном рынке труда Доля в совокупном потреблении газа в регионе
Действующий АПК 18,9 21,7 16,9
Перспективная продовольственная подсистема 24-26 22-24 20-22
Продовольственная подсистема может быть сформирована на основе рыночного преобразования существующего территориального АПК. Краснодарский край обладает для создания указанной подсистемы богатыми природными условиями, подготовленным человеческим фактором, опытом развития соответствующих видов деятельности, достаточно высокой инвестиционной привлекательностью, накопленной экономической культурой в области сельского хозяйства, пищевой промышленности.
Для реализации предложенного способа взаимодействия мегакорпорации «Газпром» с экономической системой Краснодарского края необходимы специальные принципы, обеспечивающие преобразование региональной экономической политики:
1. Ориентация на формирование новых конкурентных преимуществ, значимых в условиях постиндустриальных преобразований, поскольку в условиях динамичного изменения конкурентной среды только такая ориентация способна обеспечить устойчивую конкурентоспособность мегакорпорации и региональной экономической системы. При этом под устойчивой конкурентоспособностью следует понимать ту, которая обеспечена для данного системного субъекта на длительный срок, сопоставимый с продолжительностью цикла деловой активности [2]. Такая конкурентоспособность в условиях постиндустриальных преобразований предполагает насыщение структуры активов двумя приоритетными компонентами: инновационными нематериальными активами и человеческим капиталом. Представляется, что каждый из участников межсистемного взаимодействия призван внести симметричный вклад в такой процесс.
Применительно к экономической системе Краснодарского края данный вклад может быть представлен следующим образом:
- восстановление (на новой технологической базе) индустриальной базы региона с помощью инструментов государственно-частного партнерства;
- создание востребованных постиндустриальными преобразованиями качественно новых компонентов территориальной социально-экономической инфраструктуры (коммуникационного консалтингового и других);
- формирование условий для расширенного воспроизводства и накопления в системе региона высококвалифицированной рабочей силы и человеческого капитала;
- создание во внутренней среде региональной экономики ряда перспективных локализаций на основе поддержки развития зон активного постиндустриального роста.
Применительно к мегакорпорации «Газпром» данный вклад представлен, прежде всего, ускорением обновления основного капитала и поддержкой процесса накопления инновационных нематериальных активов и специалистов качественно иного уровня подготовки во внутренней среде корпорации. Для современного состояния внутренней среды «Газпрома», при всей прибыльности его деятельности, характерно сочетание комплекса негативных признаков. Так, степень износа основных фондов превышает 41 %, при этом коэффициент обновления составляет менее 3 %, что влечет за собой нарастающее технологическое отставание экономической системы корпорации, снижение ее конкурентоспособности.
Несмотря на постиндустриальные преобразования, в экономической политике региональных экономических систем и крупных корпораций с трудом утверждается представление о том, что нематериальные активы вносят свой вклад в доход предприятия и ВРП территории, наряду с движимым и недвижимым материальным имуществом [3]. Доходы, приносимые нематериальными активами, как правило, более защищены от действий конкурентов, чем доходы, приносимые более традиционными факторами производства. Соответственно, точная оценка стоимости нематериальных активов является важнейшим условием эффективного управления ими и обеспечения устойчивой конкурентоспособности организации и пространственной экономической системы. Продуктивное взаимодействие указанных системных субъектов в отношении накопления и коммерциализации нематериальных активов позволит существенно повысить их конкурентоспособность.
2. Соразмерность участия в формировании и распределении конечных результатов взаимодействия, что означает преодоление характерной для многих «отраслевых регионов» России асимметрии в распределении результатов в пользу доминирующих в регионе топливно-сырьевых мегакорпораций. Если асимметрия в распределении результатов взаимодействия мегакорпорации и региональной экономической системы закрепляется в нормах, контрактах, стандартах и формах экономического поведения, то она становится ин-
ституциональной. Типичным примером такого закрепления может служить Концепция региональной политики ОАО «Газпром».
3. Системное инфраструктурное обеспечение потребностей развития взаимодействия, что означает создание адекватной инфраструктурной платформы, системно обеспечивающей потребности формирования и развития системных локализаций, перспективных для мегакорпорации и региональной экономики и обладающих постиндустриальной ориентацией.
Создание целостной инфраструктурной платформы, обеспечивающей потребности постиндустриальных преобразований и необходимую конкурентоспособность участников исследуемого взаимодействия, предполагает, что каждый вновь возникающий элемент инфраструктуры включен в ее целостность, системные связи с другими элементами инфраструктуры.
Особенно важна инфраструктурная платформа для поддержки развития продуктивных субрегиональных локализаций, складывающихся во взаимодействии мегакорпорации и региональной экономической системы. П. Кругман, анализируя развитие таких локализаций (ядер развития территории), приходит к выводу, что отдельные воспроизводственные процессы и экономические субъекты не только притягиваются друг к другу, но и отталкиваются, что, в итоге, обеспечивает формирование в хозяйственном пространстве множества альтернативных вариантов размещения производства. Посредством отбора оптимальных вариантов размещения реализуется стратегия формирования новой зоны роста, нацеленная на извлечение комплексного экономического эффекта [4].
Опережающее формирование целостной инфраструктурной платформы субрегиональной локализации, в том числе, с инвестиционным участием мегакорпорации, обеспечит доминирование сил взаимного притяжения над силами отталкивания, что, в конечном счете, позволит субрегиональной локализации устойчиво развиваться.
4. Комбинирование и переплетение возможностей спецификации активов участников локальных рынков и потенциала экономической политики, поддерживающего силы естественного притяжения, что позволяет рассчитывать на извлечение соответствующего синергетического эффекта. Данный принцип ориентирован на соединение двух основных сил, определяющих результаты исследуемого нами взаимодействия. С одной стороны, силы спецификации естественным образом связывают между собой участников локальных рынков. С другой стороны, потенциал экономической политики региональной экономической системы и мегакорпорации обеспечивает закрепление естественно сформировавшихся связей, поддержку возникших субрегиональных локализаций, минимизирует транзакционные издержки взаимодействия указанных системных субъектов.
5. Опора на устойчивые пространственные формы развития экономических отношений во внутренней среде региона, обладающие потенциалом постиндустриального роста, что предполагает отбор наиболее перспективных системных локализаций, способных обеспечить необходимую конкурентоспособность мегакорпорации и региональной экономической системы. Среди таких форм развития экономических отношений во внутренней среде региона, обладающих потенциалом постиндустриального роста, в первую очередь, следует выделить научные и научно-технические локализации (внедренческие особые экономические зоны, наукограды и другое), которых в настоящее время нет в хозяйственном пространстве Краснодарского края.
Выделим в данном отношении концептуальную идею «модели тройной спирали» [5] (Triple Helix), предложенную Г. Ицковицем и Л. Лейдесдорфом, суть которой в том, что инновационное развитие наиболее эффективно может быть обеспечено в процессе интенсификации взаимодействия трех сил: государства, бизнеса и научного сообщества. В основе высокотехнологичных локализаций региональной экономики в наиболее развитых странах, как правило, стоит классический университет, встроенный в модель «тройной спирали». Выделим в данном отношении аспект включения университетов в модель взаимодействия мегакорпорации и региональной экономической системы. Новая роль в данной модели не сводится к предоставлению человеческого фактора, обладающего некоторыми компетенциями, а расширяется до вовлечения научно-образовательного потенциала университета (ученых, преподавателей, студентов, аспирантов) в процесс модернизации региональной экономики.
Определение конкретной роли мегакорпорации в модели «тройной спирали» - сложная задача, требующая корректной оценки потенциала данного системного субъекта. Важно найти баланс между включением ресурсов мегакорпорации и региональной экономической системы в развитие взаимодействия. В современном мире государство все чаще выступает как частный предприниматель, инвестирующий инновации. В свою очередь, крупные корпорации выходят далеко за пределы своих традиционных функций и берут на себя новые функции некоммерческой деятельности, поддержки социального развития, социализации и другое. Выделим новую для корпораций функцию интеллектуального наполнения своей системы деятельности, которая обеспечивает непрерывное формирование и включение в состав капитала корпорации нематериальных активов, в том числе:
- виртуальные рыночные активы (торговую марку, знаки сервиса, покупательскую лояльность, лицензионные соглашения и другое);
- творческие активы (патенты, программы, технологические секреты, ноу-хау);
- организационные активы (структуры управления, технологии организации бизнеса, новые виды организационных функций);
- институциональные активы (новые нормы, контракты, стандарты, формы поведения, механизмы защиты интересов);
- культурные активы (приращение корпоративной культуры, философия управления корпорацией и другое) [6].
Указанные нематериальные активы востребованы в качестве «взноса» современных крупных корпораций в развитие эффективных субрегиональных локализаций. Вместе с тем, в большинстве своем российские мегакорпорации не ориентированы на такое взаимодействие с региональными экономическими системами. В свою очередь, региональные экономические системы без поддержки федерального цен-
тра не могут обеспечить формирование продуктивных постиндустриальных локализаций в своей внутренней среде. В данном контексте реализация представленных принципов, обеспечивающих преобразование региональной экономической политики, направлена на активизацию участия мегакорпорации в модернизации региональной экономической системы.
Ссылки:
1. Мокрушин А.А., Суслов А.И. Корпоративный потенциал структурной модернизации региональных агропродоволь-ственных систем современной России // Вестник Адыгейского государственного университета. Серия «Экономика». 2012. Вып. 1 (96).
2. Портер М. Конкуренция. М., 2003.
3. Мокрушин А.А. Способ структурной организации взаимодействия вертикально интегрированных корпораций с региональными экономическими системами Южного федерального округа // Известия Кабардино-Балкарского научного центра РАН. 2011. № 5 (43).
4. Кругман П. Международная экономика: теория и политика. М., 1997.
5. Дежина И.Г., Киселева В.В. Государство, наука и бизнес в инновационной системе России. М., 2008.
6. Бережнов Г.В. Креативная деятельность предприятия как основа для извлечения прибыли из интеллектуального капитала // Креативная экономика. 2007. № 1. С. 69-75.