Дебелая И.Д.
Старший научный сотрудник, кандидат географических наук, Институт водных и экологических проблем ДВО РАН Работа выполнена при поддержке гранта РАН № 12-1-ОНЗ-15 и № 12-1-ПЗ1-01.
АКТИВИЗАЦИЯ РАЗВИТИЯ ТУРИЗМА В ПРИГОРОДНОЙ ЗОНЕ ХАБАРОВСКА
Аннотация
В статье выделены основные тенденции современного туристического освоения пригородной зоны Хабаровска; определены перспективные виды туризма. Полученные материалы использовались при разработке краевой целевой программы «Развитие внутреннего и внешнего туризма в Хабаровском крае (2013-2020 гг.)».
Ключевые слова: туристические ресурсы, пригородная зона, туристический кластер.
Debelaya ID.
Candidate of Sciences (Geography), Institute for Aquatic and Ecological Problems of FEB Russian Academy of Sciences ACTIVIZATION OF TOURISM DEVELOPMENT IN THE KHABAROVSK RESIDENTIL SUBURB
Abstract
The article highlighted the main trends of modern tourism development of Khabarovsk residential suburb and identified promising forms of tourism. The resulting materials were used in the development of the regional target program "Development of internal and external tourism in the Khabarovsk Territory (2013-2020)".
Keywords: tourist resources, residential suburb, tourism clusters.
Современный финансово-экономический кризис повлиял на развитие индустрии отдыха и развлечений: востребованы более дешевые, короткие и быстрые отпуска недалеко от места проживания, увеличился спрос на формирование систем кратковременного отдыха горожан. За рубежом и в субъектах Российской Федерации разрабатываются концепции и реализуются программы туристического освоения пригородных зон.
Дальневосточный федеральный округ - регион с высоким уровнем развития урбанизации. Доля городского населения составляет 75,9 %, что превышает средний показатель по России (73 %). Интенсификация труда горожан, посещение пригородных зон туристами из других регионов РФ и из-за рубежа, предъявляет высокие требования к организации туризма.
Длительное время туристический потенциал окрестностей Хабаровска был не востребован в должной мере. Новый статус города - центр ДФО - способствовал увеличению спроса на туристические услуги со стороны российских и зарубежных гостей. В Хабаровске ежегодно проводятся десятки деловых, научных, спортивных, культурных мероприятий различного уровня и статуса, способствующих активизации внутреннего и въездного туризма.
Одним из наиболее перспективных и развивающихся направлений является организация транзита туристических групп из КНР, Японии, стран Западной Европы, предполагающая знакомство с дальневосточным городом и его окрестностями. Главный туристический объект пригородной зоны Хабаровска - река Амур, одна из десяти Великих рек мира. Знакомство с культурой и традициями коренных амурских народов, а также переселенцев из европейской части России вносит свой неповторимый дальневосточный колорит в создание туристического продукта.
Пригород Хабаровска выделяется в особую туристическую зону, характеризующуюся представительным спектром не только природных, но и социально-культурных туристических ресурсов [1]. В ходе натурных исследований была проведена инвентаризация и составлен реестр туристических объектов.
Нами выделены основные тенденции, характеризующие специфику современного туристического освоения пригородной зоны Хабаровска: 1) постоянное увеличение спроса «на отдых» как у жителей, так и у гостей центра ДФО; 2) большое разнообразие
туристических ресурсов и их высокая концентрация на отдельных участках позволяют удовлетворить спрос на любой отдых; 3) многофункциональность использования одних и тех же ресурсов, дают возможность комбинировать маршруты для различных категорий туристов; 4) динамичность туризма заставляет организаторов этой деятельности расширять спектр туристических услуг по всем сегментам рынка, использовать новые технологии, развивать туристическую инфраструктуру (малые гостиницы, туристические центры для семейного отдыха, гостиницы вдоль федеральных автомагистралей, заимки и кордоны для любителей спортивной охоты и рыбалки и др.); 5) интенсивное освоение транспортно и финансово доступных территорий обусловило
неравномерность и пространственную очаговость использования туристических ресурсов; 6) развитие самодеятельного, нерегулируемого туризма является причиной интенсивной трансформации природных ландшафтов на легкодоступных территориях; 7) сокращение доли лиц, посещающих санаторно-оздоровительные учреждения с целью восстановления здоровья, обусловило их перепрофилирование: использование для проведения конференций, деловых встреч, кратковременного отдыха в период праздников, каникул и т.д.; 8) пригородная зона традиционно используется для дачного отдыха и уже имеется
первый опыт развития агротуризма на территории дачных обществ; 9) состояние окружающей среды регламентирует развитие туризма: например, качество воды в водоемах и экологическое состояние пляжей не позволяет открыть «купальный сезон»; 10) жизнь горожан тесно связана с природой: собиратели дикоросов, любители спортивной рыбалки и охоты освоили транспортно доступную часть пригорода; 11) организация ООПТ различных категорий (государственный природный заповедник «Большехехцирский», природные заказники, памятники природы краевого и местного значения) позволяет с определенной степенью регламентации использовать их для развития научно-познавательного туризма; 12) сезонность развития
туризма обусловлена не только природно-климатическими условиями, но и низким уровнем развития сферы услуг; 13) пренебрежение нормами экологической культуры; 14) низкий уровень охраны туристических ресурсов и мониторинг их использования; 15) незначительное число предложений, представленных на рынке туристических услуг, рассчитано на
удовлетворение спроса различных возрастных, профессиональных и формирующихся «по интересам» групп, не приняты во внимание социально-экономические и психологические аспекты развития внутреннего туризма; 16) проблемой является стремление властей и инвесторов на местах создать элитный сектор туристических услуг для иностранцев и VIP-клиентов, не проводя целенаправленной работы по обеспечению условий для массового отдыха горожан; 17) активно развивается автотуризм, который усиливает линейно-узловой принцип территориальной организации туристической деятельности; 18) отмечается слабое информационно-технологическое сопровождение развития туризма: рекламная продукция преобладает над информационной и аналитической; не сформирован узнаваемый туристический образ территории.
Туристический образ пригородной зоны Хабаровска складывается на основе развития «точек роста» (лечебнооздоровительные объекты, туристическо-этнографические центры, базы отдыха, особо охраняемые природные территории различных категорий, дачные общества, спортивные охотничьи и рыболовные хозяйства и др.).
Анализ различий природных условий, особенностей процессов освоения территории, специфики локализации туристических ресурсов, транспортной доступности, характера современного спроса на туристические услуги на соответствующем рынке позволил выделить в пределах пригородной зоны Хабаровска полифункциональные туристические местности, отличающиеся наибольшим туристическим освоением: долина р. Амур, предгорья хребта Большой Хехцир, Воронежские высоты.
Анализ особенностей концентрации туристических ресурсов и их использования в окрестностях Хабаровска позволил выделить наиболее перспективные виды туризма: круизно-развлекательный, лечебно-оздоровительный, спортивно-
приключенческий, историко-этнографический, научно-познавательный, событийный, агротуризм, религиозный.
94
Территория, расположенная по долине р. Амур от Хабаровска до Комсомольска-на-Амуре, как наиболее освоенная и транспортно доступная, входит в один из наиболее перспективных туристических районов - Амурский круизный (международный). В настоящее время обсуждается проект объединения уникальных мест Дальнего Востока России в «Восточное кольцо». Хабаровский край позиционирует круиз по Амуру как уникальный туристический продукт.
В последние годы усилилась поддержка развития туризма в пригородной зоне Хабаровска на всех уровнях государственного управления - федеральном [2], краевом [3], муниципальном [4], направленная на активизацию государственно-частного партнерства и поддержку местных инициатив.
В Хабаровском крае в целях выделения территорий наиболее перспективных для создания туристическо-рекреационных кластеров был выполнен анализ географического положения, демографической ситуации, особенностей локализации туристских ресурсов и возможности их сочетания и комбинирования, развития базовой туристической инфраструктуры, транспортной доступности, предпочтений российских и иностранных туристов. В пределах г. Хабаровска, включая прилегающие к нему муниципальные районы, и, прежде всего, это Хабаровский район (в котором выделены три туристические местности -«Воронежская», «Князе-Волконская» и «Краснореченская») и о. Большой Уссурийский, начинает формироваться туристическорекреационный кластер, ориентированный на развитие въездного и внутреннего туризма.
Таким образом, формирование многофункциональной туристической зоны в пригороде Хабаровска направлено на создание современного туристического комплекса Хабаровского края. Активизацию туризма необходимо рассматривать во взаимосвязи с сохранением культурно-исторического и природного наследия Приамурья, развитием транспортной и социальной инфраструктуры, расширением торгово-экономических и культурных связей.
Литература
1. Туристическое районирование территории (на примере Хабаровского края) / З.Г. Мирзеханова, И.Д. Дебелая, Н.С. Карья, В.А. Масличенко. - Хабаровск; Владивосток: ДВО РАН, 2009. 192 с.
2. Государственная программа РФ «Социально-экономическое развитие Дальнего Востока и Байкальского региона до 2025 года» принята распоряжением Правительства Российской Федерации № 466-р.
3. О государственной целевой программе Хабаровского края «Развитие внутреннего и въездного туризма в Хабаровском крае (2013-2020 гг.)». Постановление Правительства Хабаровского края от 26.2012.г. № 211-пр.
4. Паспорт объектов туристского показа Хабаровского муниципального района. Утвержден решением Собрания депутатов Хабаровского муниципального района от 22.03.2011 г. № 139.
ЮРИДИЧЕСКИЕ НАУКИ / JURISPRUDENCE
Аманжолов Ж.М.
Кандидат юридических наук, доцент, Казахский Национальный университета имени аль-Фараби ЦЕЛИ И ПРИНЦИПЫ ООН И ИХ ЗНАЧЕНИЕ ДЛЯ ПРОЦЕССА РЕГИОНАЛИЗАЦИИ В КОНТЕКСТЕ РЕТРОСПЕКТИВНО-ЮРИДИЧЕСКОГО АНАЛИЗА ДЕЯТЕЛЬНОСТИ СЕАТО
Аннотация
Обеспечение региональной коллективной безопасности подразумевает необходимость создания и функционирования определенной системы, которая является не столько организационно-правовым механизмом, сколько незаменимым средством для поддержания международного мира и безопасности. Относительно минимальный, но фундаментальный по значению объем требований к соответствующим региональным соглашениям и организациям закреплен в Уставе ООН, в частности, в рамках статей 1 и 2 данного учредительного акта всемирной организации. В контексте указанных статей представляет интерес анализ вопроса о совместимости региональных соглашений или организаций с целями и принципами ООН в контексте изучения опыта действовавшей во второй половине XX века в Азиатско-Тихоокеанском регионе такого известного учреждения, как СЕАТО. Сформулированные на основе этого выводы могут использоваться как научное толкование и как юридический аргумент в правоприменительной деятельности институционализирующихся в настоящее время новых региональных структур.
Ключевые слова: цели и принципы, Устав ООН, региональные соглашения или организации, совместимость, СЕАТО.
Amanzholov. Zh.M.
Philosophy Doctor in Law, associate professor, Kazakh National University named after Al Farabi PURPOSES AND PRINCIPLES OF THE UNITED NATIONS AND THEIR IMPLICATIONS FOR regionalization process in the Context of Retrospective LEGAL ANALYSIS ACTIVITIES SEATO
Abstract
Securing of regional collective security means the necessary to form and function of definite system, which is not just organized legal mechanism, but it is an insignificant way of maintaining International peace and security. Relatively minimal, but fundamental to the value of the volume requirements relevant regional organizations and is enshrined in the UN Charter, in particular, under Articles 1 and 2 of the constitutive act of the world organization . In the context of these items are of interest to analyze the compatibility of regional agreements or organizations with the purposes and principles of the UN in the context of studying the experience of acting in the second half of the XX century in the Asia- Pacific region such well-known institutions such as SEATO. Formulated on the basis of the findings can be used as a scientific interpretation and as a legal argument in law enforcement currently institutionalized new regional structures.
Keywords: Purposes and Principles, UN Charter, Regional arrangements or organizations, consistent, SEATO.
Введение в суть вопроса
Общеизвестно, что цели и принципы ООН в достаточно развернутом виде закреплены в ст.ст. 1 и 2 Устава организации. Признано, что отражение их в таком универсальном международном договоре придает им силу юридически обязательных норм поведения суверенных субъектов по наиболее жизненно важным вопросам международных отношений. Соответственно каждые из них в отдельности можно рассматривать как предмет стремления всемирной организации достичь конкретно определенных задач в необходимых правовых, экономических, социальных, гуманитарных направлениях, а также в сфере обеспечения военнополитической безопасности, и как концентрированно выраженные, обобщенные и основополагающие правила поведения, способствующие реализации первых. В этом смысле «региональные органы и соглашения», как они обозначены в Главе VIII Устава ООН, должны принимать активное участие в содействии и осуществлении целей и принципов ООН как путем сотрудничества с организацией, так и в ее рамках.
Не вдаваясь подробно в их суть, нормативное содержание и виды, применительно к Азии и Азиатско-Тихоокеанскому региону отметим, что на протяжении периода времени, охватываемого 50-70 гг. прошлого ХХ века, в данных географически, экономически и политически связанных районах были созданы и в дальнейшем функционировали довольно немалое количество региональных по характеру организаций коллективной безопасности, в состав которых были вовлечены многие государства и которые свою деятельность с формальной международно-правовой точки зрения определяли в соответствии с этими целями и принципами ООН. Среди них можно отметить АНЗЮС (так называемый «малый Тихоокеанский пакт»), АНЗЮК (союз Англии, некоторых азиатских и тихоокеанских государств), АЗПАК (Азиатско-Тихоокеанский совет), Багдадский пакт, СЕНТО (Организация Центрального договора), СЕАТО (Манильский пакт), АНЗАМ (Соглашение Британского Содружества). Одновременно выдвигались инициативы учреждения НЕАТО (Организации договора для Северо-Восточной Азии) и ПАТО (Организации Тихоокеанского договора, или
95