УДК 327.8
РАЗВИТИЕ РЕГИОНОВ ДАЛЬНЕГО ВОСТОКА РОССИИ КАК ТУРИСТИЧЕСКОЙ ДЕСТИНАЦИИ И ПОВЫШЕНИЕ ИХ ПРИВЛЕКАТЕЛЬНОСТИ ДЛЯ ЗАРУБЕЖНЫХ ТУРИСТОВ
А. В. Осипова, А. Е. Гремитских
Казанский (Приволжский) федеральный университет
Аннотация. В статье представлен анализ проблемы туристского развития Дальнего Востока. Обозначены проблемы и перспективы. Показан туристский потенциал территории и пути его использования.
Ключевые слова: Дальний Восток России, Байкальский регион, международный туризм, въездной туризм, внутренний туризм, туристический потенциал
Самая восточная часть нашей страны, Дальний Восток не случайно называется дальним - от столицы его отделяют более восьми тысяч километров, а местное время опережает московское на целых семь часов. Лететь сюда иной раз дольше, чем на другие континенты, путешествие же на поезде растянется на долгую, но чрезвычайно насыщенную впечатлениями неделю. Здесь остро чувствуется влияние дружественных культур (мы о Китае и Японии в первую очередь), а до Америки - подать рукой: всего-то перемахнуть через узкую северную часть Тихого.
Актуальность данной темы в том, что Дальний Восток обладает значительным потенциалом развития всех видов туризма и невысоким уровнем его использования. Дальний Восток характеризуется уникальными природно-климатическими особенностями, богатым историческим наследием и перспективным территориальным расположением. Кроме того, на Дальнем Востоке гремит военная слава тихоокеанского флота, являющимся средством обеспечения военной безопасности России в Азиатско-Тихоокеанском регионе, едва ли не главная достопримечательность Владивостока, что в туризме идеально для военно-патриотических или активных выходных.
В этом регионе можно попробовать очень простые в приготовлении и нереально вкусные блюда из рыбы. К примеру, такие как, блюдо нанайской кухни пинан (ницан, ница), которое готовится из вареной рыбы, которую толкли в ступке или рубили ножом. Приправой к нему служат ягоды, дикие съедобные растения. Специальный холодец со-гдата мосини, или моей - варили из хряща калуги. Приготовленный бульон охлаждали и ели как заливное. У нижнеамурских нанайцев моей варили из кожи рыбы, очищенной от чешуи. Кожицу заливали теплой водой и варили ее до испарения воды. Получалась студенистая, клейкая масса. Ее разбавляли рыбьим жиром, добавляли в навар свежие ягоды, мелко истолченные орехи, луковицы съедобных растений. Все это перемешивали и оставляли застывать. В результате получалось заливное из рыбы. И подобных интересных блюд не мало, что становится нашим преимуществом в гастрономическом туризме. Просто, по-деревенски, необычно! По многочисленным отзывам туристов, здесь живут самые доброжелательные и отзывчивые люди!
Дальний Восток - крупнейший округ Российской Федерации, образованный в 2000 году Указом Президента. Его территория занимает 36 процентов суши Российской Федерации и вмещает в себя Амурскую, Еврейскую, Магаданскую, Сахалинскую области, а также Камчатский, Приморский и Хабаровский края и Республику Саха.
Из-за своей протяженности климат Дальнего Востока неоднозначен и меняется в зависимости от удаления от южных широт. На Дальнем Востоке господствует субарктический, умеренный и субтропический климат. Резко-континентальный климат и продолжительная зима обуславливают сезонный характер туристического бизнеса. Крупнейший
А. В. Осипова, А. Е. Гремитских РАЗВИТИЕ РЕГИОНОВ ДАЛЬНЕГО ВОСТОКА РОССИИ КАК ТУРИСТИЧЕСКОЙ ДЕСТИНАЦИИ И ПОВЫШЕНИЕ ИХ ПРИВЛЕКАТЕЛЬНОСТИ ДЛЯ ЗАРУБЕЖНЫХ ТУРИСТОВ
реки Лена, Амур и Колыма, благодаря которым Дальний Восток славится добычей красной и черной икры, а также красной рыбы. Этот край подходит для любого из способов ловли. Каждый, даже самый привередливый рыбак найдет способ ловли, который ему по душе. Рыбы так же огромное количество. Эти края богаты своим количеством ленка. Ленок - просто замечательная и чрезвычайно вкусная рыба в любом виде приготовления. Так же очень много хариуса и форели. Спиннингист безо всяких проблем найдет место, где можно наловить много крупной щуки. Это место - замечательный вариант для отпуска, который поможет оздоровиться и отвлечься от будничных проблем, которые терзают нас каждый день. Множество замечательных баз отдыха, сделают времяпровождение с семьей комфортным. Ночлег, аренда снастей, приманки и многое другое. Вот такие услуги на сегодняшний день предоставляются рыболовные базы. По-нашему мнению, очень достойный вариант для отдыха, что может привлечь как китайских, так и японских туристов к хорошим и плодотворным выходным.
Все вышеописанное лишь малая часть того, что может представить нам дальневосточный регион. Здесь найдутся развлечения для любого, даже самого прихотливого и много повидавшего туриста. Данный регион дарит нам возможность для экзотического, культурно - исторического, военно - патриотического, экологического, оздоровительного, круизного, этнографического туризмов, а также акватуризма, круизного, спелеотуризма и даже игорного бизнеса. Смешанная восточная культура, удивительная девственная природа и особенная атмосфера «края света» - все это можно найти, отправившись в дальневосточную экспедицию. Каждый уголок этой части страны прекрасен, но на изучение всего не хватит и нескольких жизней.
Проведя анализ туристской инфраструктуры, мы сделали вывод, что на сегодняшний день Дальневосточное направление для зарубежных туристов представляет немалый интерес. Очень большое внимание сейчас уделяют продвижению туризма, как внутри страны, так и за рубежом. Если ранее туристические фирмы специализировались на организации туров наших граждан за рубеж, которые составляли 65% (преимущественно туры в КНР, Корею), то сейчас ситуация меняется. Иностранных туристов привлекают: девственная природа, история и культура коренных народов, оздоровительные комплексы, специализированные виды туризма - рыбалка и охота, спортивный туризм, а также экотуризм, но не только иностранцев привлекает ДВ, также с удовольствием приобщаются к активным видам отдыха и дальневосточники. Год от года расширяется обмен официальными и деловыми делегациями, проводятся совместные научные и практические совещания-конференции, симпозиумы, разрабатываются и начинают реализовываться проекты международного экономического сотрудничества.
В своей работе мы хотели бы рассмотреть какие же существуют проблемы данного направления, пути решения и продвижения уже существующих турпродуктов и представить вашему внимаю свои креативные идеи развития туристического бизнеса регионов Дальнего Востока. Мы считаем, что, исходя из текущей политической и экономической ситуации, развитие туризма на Дальнем Востоке является для нашей страны стратегически важной и масштабной задачей, для решения которой необходимо конструктивное межведомственное взаимодействие на всех уровнях. И для начала нужно будет постараться устранить следующие проблемы, мешающие развитию рассматриваемого нами региона:
1) Проблемы развития въездного туризма, связанные с низким уровнем развития туристической инфраструктуры (недостаток соответствующих маршрутов, в том числе и авиационных). Из-за высокой стоимости авиабилетов существенно ограничивается развитие туристического обмена с европейской частью страны. Ведь стоимости билетов на самолет на одного человека, к примеру из Москвы, составляют порядка 30000 рублей, что превышает среднестатистическую зарплату человека рабочего класса. Конечно же можно добраться и на поезде в течении 5 дней прямым рейсом в среднем за 20000 рублей
с одного человека. И, конечно, как для российских, так и для иностранных путешественников с каждым годом становится наибольшей проблемой растущие цены на проживания в гостиницах, экскурсии и другие развлечения. На сегодняшний момент в наиболее крупных городах региона, таких как Владивосток, Хабаровск и некоторых других, практически отсутствуют гостиницы эконом-класса, почти все построенные в последнее время отели рассчитаны в основном на людей «с достатком». Хотя существует реальная возможность в данных условиях города для создания хостелов (удобно и недорого), по примеру Гонконга или Сингапура.
2) Проблема отсутствия системы прямой финансовой поддержки. Очень мало развита система выездного туризма из Дальнего Востока, отсутствуют системы конкурсного механизма финансирования некоммерческих организаций, которые предлагают культурно-исторические и познавательные туры в европейскую часть России, в частности, для граждан, нуждающихся в социальной государственной помощи, молодежи и детей. Ведь отдых на Дальнем Востоке не должен становиться делом для немало обеспеченных людей, он должен быть доступен и для среднестатистического человека, тем более для граждан Росси.
3) Проблема недостатка квалифицированных кадров в сфере туризма. Думаем проблема профессиональных гидов и проводников представляет довольно серьезную проблему в сфере туризма. На базе средних специальных и высших учебных заведениях Дальнего Востока не уделяется должного внимания к подготовке обслуживающего персонала. Такие специалисты должны хорошо знать тайгу, реки, озера, горы, особенности жизнедеятельности человека в данных природных условиях. Кроме всего прочего, такие проводники должны владеть приличной научной эрудицией, уметь пользоваться современными средствами связи и транспорта, знать, по крайней мере, хотя бы один иностранный язык. А для этого необходимо готовить таких специалистов целенаправленно.
4) Проблема рекламно-информационной и имиджевой политики. Недостаток должного внимания позиционированию таких завораживающих и значимых объектов как, озеро Байкал, бассейна реки Амур и Камчатки в качестве мировых центров экологического и эксклюзивного активного отдыха.
Стоит отметить, что большая часть перечисленных нами проблем развития туризма в Дальневосточном регионе, носит общероссийский характер. Нам видится решение данных проблем абсолютно не сложным при условии создания конкурентных турпродуктов под единым брендом. Межрегиональный комплексный маршрут "Восточное кольцо России", целью которого состоит в объединении разрозненных, но уникальных маршрутов в единое целое, является тому примером. И придав данному маршруту федеральный статус мы не только ничего не потеряем, но и выиграем в десятикратном размере.
Полагаем, что в будущем, при грамотном планировании и развитии, туристический рынок Дальнего Востока и Байкальского региона станет важнейшей и неотъемлемой частью национального рынка и важной составляющей рынка стран Азиатско-Тихоокеанского региона.
Для продвижения необходимо выработать единые специализированные туристско-рекреационные комплексы на территории Дальнего Востока и Байкальского региона, такие как, экологический, спортивный, морской круизный, рыболовный, лечебно-оздоровительный и культурно-этнографический туризм. Особое значение придать развитию сферы активного отдыха, в частности горнолыжному туризму, экстремальному, экспедиционному туризму и др.
туристско-рекреационном комплексе Дальнего Востока и Байкальского региона сформировать массовые и эксклюзивные сегменты. Массовый сегмент будет связан с посещением туристами таких уникальных природных объектов, как озеро Байкал, ландшафтные комплексы южной части тихоокеанского побережья России и историко-культурных объектов. Спрос на массовый туризм на Дальнем Востоке и в Байкальском
А. В. Осипова, А. Е. Гремитских РАЗВИТИЕ РЕГИОНОВ ДАЛЬНЕГО ВОСТОКА РОССИИ КАК ТУРИСТИЧЕСКОЙ ДЕСТИНАЦИИ И ПОВЫШЕНИЕ ИХ ПРИВЛЕКАТЕЛЬНОСТИ ДЛЯ ЗАРУБЕЖНЫХ ТУРИСТОВ
регионе будут формировать жители Дальнего Востока и Байкальского региона, европейской части России, стран Азиатско-Тихоокеанского региона.
Привлечение туристов из европейской части России и жителей Дальнего Востока и Байкальского региона можно будет достичь за счет повышения качества туристического продукта в регионе и пропаганды преимуществ внутреннего туризма за счет его ценовой привлекательности перед зарубежными туристическими поездками. Развитие приграничного взаимодействия позволит привлечь значительное число туристов из Китая, для которых особенной ценностью обладают климатические условия весенне-летнего сезона в Забайкальской и Байкальской туристско-рекреационной зонах опережающего экономического развития. В долгосрочной перспективе акцент в развитии рекреационного комплекса предполагается сделать на более высокий ценовой сегмент туров, сравнимых с отдыхом на курортах севера Китая и Республики Корея. Особые условия экономической деятельности сферы туризма в обязательном порядке нужно будет создать также на Камчатке.
Важнейшими секторами туристско-рекреационного комплекса Дальнего Востока лучше всего сделать бизнес-туризм, событийный и культурно-исторический туризм с высоким потенциалом спроса на исторический туризм со стороны жителей стран Азиатско-Тихоокеанского региона. В связи с этим следует ожидать развития гостиничного бизнеса в крупнейших агломерациях Дальнего Востока и Байкальского региона, а также на приграничной территории. Развитие въездного культурно-исторического туризма на территории Дальнего Востока и Байкальского региона станет важным механизмом формирования образа России как страны, благоприятной для туризма, обладающей уникальными природными ресурсами и богатой историей. Сформировать межрегиональные туристические маршруты "Восточное кольцо России" (Республика Бурятия, центральная часть Республики Саха (Якутия), Забайкальский край, Камчатский край, Приморский край, Хабаровский край, Амурская область, Сахалинская область, Еврейская автономная область) и "Великий чайный путь" (Республика Бурятия, Забайкальский край, Пермский край, Иркутская область).
Развитие туристической сферы, в частности различных форм сельского туризма, будет иметь высокую значимость с точки зрения формирования системы расселения в приграничных районах Дальнего Востока и Байкальского региона, и снижения интенсивности эмиграции.
В рамках новой градостроительной и архитектурно-планировочной политики вокруг агломераций и крупных городов Дальнего Востока и Байкальского региона будут формироваться пригородные зоны отдыха.
Механизмами содействия развитию туристско-рекреационного комплекса Дальнего Востока станет нормативно-правовое обеспечение, формирование системы финансовой поддержки, а также совершенствование транспортной и коммунальной инфраструктуры, формирование кадровой и информационной политики.
Важным фактором развития туризма в прибрежной зоне Дальнего Востока и Байкальского региона является наличие единого порядка согласования круизных маршрутов и возможность организации высадки туристов в местах, не оборудованных для стоянки судов, а также создание системы регулирующих правил осуществления круизов под иностранным флагом на Дальнем Востоке, в частности в океанических зонах опережающего развития. Условием развития въездного туризма является оптимизация работы пунктов пропуска через государственную границу Российской Федерации, в том числе изменение статуса уже существующих таких пунктов (перевод на круглосуточный режим работ) и создание новых.
Раскрытие туристического потенциала уникальных природных объектов Дальнего Востока и Байкальского региона связано с необходимостью установления возможности использования отдельных участков особо охраняемых природных территорий для
экологического туризма. На территории Дальнего Востока необходимо создать особые экономические зоны туристско-рекреационного типа, определяющие особый правовой режим для благоприятного ведения экономической деятельности, и обеспечению формирования необходимой для них инфраструктуры на условиях государственно-частного партнерства.
Развитие въездного туризма из зарубежных стран в значительной степени определяется состоянием приграничной и таможенной инфраструктуры. В связи с этим проводить работы по реконструкции портов в местах организации высадки туристов и стоянок туристических поездов. Важным направлением развития транспортной инфраструктуры сделать развитие малой авиации, модернизация аэропортов, вокзалов и строительство дорог к ключевым объектам туристического показа, а также к центрам активного отдыха.
К значимой для развития туристско-рекреационного комплекса инфраструктуре федерального значения относятся евразийские транспортные коридоры из Китая, Японии и Республики Корея, а также интермодальные авиакомплексы и обустроенные пункты пропуска через государственную границу Российской Федерации на побережье для кру-изных маршрутов, ориентированных на Японию, США и Канаду.
Наиболее значимым является участок транспортного коридора от государственной границы Российской Федерации до Иркутска с обустроенной инфраструктурой размещения и сервисами, ориентированными на обслуживание транзитных туристических потоков. Важнейшим транзитным пунктом является г. Чита.
Для различных территорий Дальнего Востока характерны ограничения развития туризма, связанные с инфраструктурой, в частности для Камчатки - это пассажирские таможенные терминалы и пункты пропуска через государственную границу Российской Федерации для круизных маршрутов, для Амурской области - развитие пограничных переходов, автомобильных дорог, мостовых переходов через р. Амур с ориентацией туристических потоков на г. г. Благовещенск, Хабаровск и Комсомольск-на-Амуре.
Необходимо обязательное формирование системы подготовки кадров в сфере туризма на базе средних специальных и высших учебных заведений Дальнего Востока и Байкальского региона с особым вниманием к подготовке обслуживающего персонала.
Исходя из наших исследований отдельным направлением необходимо сделать рекламно-информационную и имиджевую политику. Повышение интереса в области туризма к Дальнему Востоку и Байкальскому региону на международном и внутреннем туристических рынках будет осуществляться посредством создания и развития информационного банка курортных территорий, формирования брендов курортных городов и туристических продуктов с четким определением адресатов маркетинговой политики. Особого внимания требует позиционирование озера Байкал, бассейна р. Амура и Камчатки как мировых центров экологического туризма и эксклюзивного активного отдыха.
Несмотря на многочисленное разнообразие турпродуктов, представленных в данном регионе все же есть, по-нашему мнению, основные из них, которые остаются без должного внимания. Самым важным направлением для наших соотечественников мы считает военно - патриотический туризм. Многие молодые люди только и мечтают, как бы уехать из России и реализовать свой потенциал в другом месте. Мы считаем, что это большое упущение нашего государства и именно поэтому в подрастающем поколении нужно воспитывать патриотизм и любовь к своей Родине. И именно поэтому предлагаем создание туров для детей школьного возраста, при поддержке Российской Федерации ради будущего нашей страны. Устраивать различные премии, гранды, где победителю в качестве приза подарят уникальное путешествие на фестиваль «Владивостокская крепость», «Восточное кольцо России» или «Великий чайный путь». Для спортивной молодежи устраивать поездки на спортивно-массовое мероприятие «Владивостокский международный марш», где они, не отвлекаясь от своего любимого занятия будут познавать культуру и историю своей страны. Ведь наша страна богата необычайной, масштабной и насыщенной историей, для изучения которой необходима чуть ли не вся жизнь.
А. В. Осипова, А. Е. Гремитских РАЗВИТИЕ РЕГИОНОВ ДАЛЬНЕГО ВОСТОКА РОССИИ КАК ТУРИСТИЧЕСКОЙ ДЕСТИНАЦИИ И ПОВЫШЕНИЕ ИХ ПРИВЛЕКАТЕЛЬНОСТИ ДЛЯ ЗАРУБЕЖНЫХ ТУРИСТОВ
Конечно, мы считаем, что нашим преимуществом перед другими странами являются природа и пейзажи, а точнее природный и экологический виды туризма. Взять, к примеру, хотя бы Камчатский край. Территория размером с Францию практически не освоена, три города, расположенных на полуострове, буквально отвоевали свое право на Камчатскую землю. Здесь на расстоянии вытянутой руки величественный Тихий океан, заснеженные вершины гор и кальдеры вулканов, кипящие озера, реки, бурлящие лососем, медвежьи тропы и похожие на норвежские фьорды бассейны с термальной водой, в которых можно купаться круглый год, и уникальная Долина гейзеров. Думаем можно сделать Камчатку отдельным брендом, и именно здесь нужно выработать единую систему специализированного туристско-рекреационного комплекса. Для успешного развития экологического туризма Камчатки необходима реконструкция существующих объектов размещения туристов, а также строительство цепей малых экологически безопасных гостиниц. Камчатская область, Чукотка и Курильские острова являются наиболее перспективными районами для развития экологического туризма. Финансирование строительства средств размещения туристов должно осуществляться преимущественно за счет привлечения внебюджетных источников. Необходимый для этого объём инвестиций может быть рассчитан на основе потребностей отдельных регионов в современных средствах размещения и соответствующей туристской инфраструктуре (дороги, инженерные сети). При грамотном планировании и поддержке государства это место может стать жемчужиной Дальневосточного региона.
Если посмотреть на картину данного региона в целом, то самой первостепенной задачей мы считаем, необходимость повышения уровеня сервиса на всех объектах, занятых обслуживанием туристов, создание привлекательных национально-колоритные туристских продуктов, развитие производства уникальной местной продукции и сувениров. Также важно уделить внимание повышению полноты, доступности и удобства транспортной инфраструктуры в регионе, широкому распространению информации о событиях. Ну и, конечно, нужно повышать уровень гостеприимства всего региона в целом. Конечно же мы понимаем, что Создание новых элементов и объектов инфраструктуры туризма - самая важная и трудноосуществимая задача, так как требует больших капиталовложений и не может быть осуществлена отдельными компаниями. Здесь нужна новая философия и краевая программа развития туризма.
В целом, Дальневосточный регион стремится укреплять и развивать международные связи со всеми странами. Многие туристические фильмы стараются привлечь иностранных граждан для знакомства с нашей Дальневосточной природой и историей. Развитие туризма на Дальнем Востоке России происходит хоть и медленно, но уверенными шагами в верном направлении.
1. Ляпина И.Ю. Организация и технология гостиничного обслуживания / М.: Герда, 2002. - 356 с.
2. Макарычева В.И. Дальний Восток. Путеводитель / М.: Орфей, 2017. - 148 с.
3. Наймушина Т. А. Познавательные экскурсии по Камчатке. Петро-Павловск-Камчатский / Камчатка: 2016. -
4. Тимошенко В.Н. Вестник Центра изучения международных отношений в Азиатско-Тихоокеанском регионе / Хабаровск: ДВГГУ, 2015. - 276 с.
5. Карапетян И.В., Ван Ци и др. Россия и Китай: общее историческое наследие и вызовы современности / М.: МГИУ, 2015. - 275 с.
6. https://ria.ru/tourism/20151027/1308892262.html
7. http://tass.ru/obschestvo/4771319
8. https://www.russiatourism.ru/anonsy/12637
Литература
223 с.
Авторы публикации
А. В. Осипова, студент, Казанский (Приволжский) федеральный университет, email: asiaosipova966@ gmail.com
А. Е. Гремитских, студент, Казанский (Приволжский) федеральный университет, email: asiaosipova966@ gmail.com
DEVELOPMENT OF THE REGIONS OF THE FAR EAST OF RUSSIA AS TOURISTIC DESTINATION AND INCREASING THEIR ATTRACTIVENESS FOR FOREIGN TOURISTS
Abstract: Every year the number of people wishing to go on a tour of the Far East is growing exponentially, and it is not surprising, because there are many good reasons to spend a vacation here. The largest of the districts of the Russian Federation occupying not less than 1/3 of the territory of the country with a diverse flora and fauna, which amazes the imagination of the most sophisticated travelers. The most remote province of the capital, lies in 4 climatic zones, includes 9 autonomous regions and borders with four foreign states, and its population is less than 5% of all residents of our country.
Keywords: Far East of Russia, Baikal region, international tourism, inbound tourism, domestic tourism, Asia-Pacific region, tourism potential, extreme tourism, military-patriotic tourism, cultural tourism, ecological tourism, ethnic tourism, promotion of tourist products, branding, image policy, natural resources, tourist infrastructure.
1. Lyapina I.Y. Organization and technology of hotel services / Moscow: Gerda, 2002. - 356 p.
2. Makarycheva V.I. Far East. Guide / M: Orpheus, 2017. - 148 p.
3. Naymushina TA Cognitive excursions around Kamchatka. Petro-Pavlovsk-Kamchatsky / Kamchatka: 2016. - 223 p.
4. Timoshenko V.N. Bulletin of the Center for the Study of International Relations in the Asia-Pacific Region / Khabarovsk: FENU, 2015. - 276 p.
5. Karapetyan IV, Wang Qi, etc. Russia and China: a common historical heritage and challenges of the present / M .: MGIU, 2015. - 275 p.
6. https://ria.ru/tourism/20151027/1308892262.html
7. http://tass.ru/obschestvo/4771319
8. https://www.russiatourism.ru/anonsy/12637
Authors of the published work A. Osipova, student, Kazan Federal University, email: [email protected] A. Gremitskikh, student, Kazan Federal University, email: [email protected]
A. Osipova, A. Gremitskikh
Kazan Federal University
References
Дата поступления 10.03.2018