Научная статья на тему 'Активизация познавательной деятельности студентов колледжа на уроках русского языка'

Активизация познавательной деятельности студентов колледжа на уроках русского языка Текст научной статьи по специальности «Науки об образовании»

CC BY
295
37
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Текст научной работы на тему «Активизация познавательной деятельности студентов колледжа на уроках русского языка»

модернизация профессионального образования

ния к смыслам (журнал «Русский язык в школе. № 1. 2012).

В качестве заданий для проекта предлагаю слова, которые отнесены к ключевым словам русской культуры (хлеб, дом, земля, любовь, береза, вера, время), слова профессиональной лексики (для студентов специальности «физическая культура» слова тренер, олимпиада, огонь, рекорд).

В процессе работы над лингвокультурным проектом студенты приходят к выводу: русское слово неисчерпаемо, чем короче, привычнее слово, тем оно «безграничнее» и «бездоннее».

Позднее, когда студенты переходят к изучению синтаксиса, предлагаю задания, позволяющие оценить и осмыслить предложение с разных сторон, в разном позиционном аспекте. Фраза — интеграция вербальных единиц, предполагающая осмысление валентности и контекстов слова. Ранее достигнутый уровень интереса к слову, его глубинным слоям — семантическому и историческому — обо-

гащается таким же интересом к синтаксическому и коммуникативному (прагматическому) потенциалу слова, обнаруживающемуся исключительно во фразе.

Ядром креативной мысли можно считать афоризм. По предложенным на занятии афоризмам студенты должны изложить свое видение и понимание афористической мысли. Одновременно они учатся оценивать эффект такой сжатости и подчиненности слова логическим структурам, являющимся каркасом афоризма.

Подобный путь изучения слова, на мой взгляд, позволяет дать молодому поколению представление о том, как народ через язык передает свою историю, характер, систему нравственных ценностей, показать, что СЛОВО — это хранилище смыслов (народных, национальных, региональных, личностных), а потому требует внимательного, бережного отношения с ним как в устной, так и в письменной речи.

активизация познавательной деятельности студентов колледжа на уроках русского языка

Н. В. Ионова, преподаватель ГПОУ «Беловский педагогический колледж»

Активизация познавательной деятельности студентов на уроках русского языка особенно актуальна в рамках реализации федерального государственного стандарта среднего профессионального образования, так как успешность достижения образовательной цели зависит не только от содержания обучения, но и от того, как оно усваивается.

Непосредственное вовлечение студентов в активную учебно-познавательную деятельность А. А. Булаев, А. А. Вербицкий и А. М. Смолкин связывают с применением активных методов обучения, которые при умелом применении позволяют решить одновременно три учебно-организационные задачи:

• подчинить процесс обучения управляющему воздействию преподавателя;

• обеспечить активное участие всех студентов в учебной работе;

• установить непрерывный контроль процесса усвоения учебного материала.

В процессе педагогической деятельности готовится учебно-методическое обеспечение

дисциплины «русский язык»: конспекты лекций, сборники планов семинарских занятий, практических работ, внеаудиторной самостоятельной работы. Обычно активные методы обучения применяются в комплексе с традиционными и охватывают все виды аудиторных и внеаудиторных занятий со студентами. Эффективным методом активизации студентов является и внеклассная работа по дисциплине. Это различные олимпиады, КВН, конкурсы творческих работ местного и областного значения, в которых студенты колледжа неоднократно занимали призовые места.

Активные методы обучения используются на различных этапах учебного процесса, а большинство из них имеет многофункциональное значение. Например, лингвистиче-

ский анализ текста можно использовать для решения трех дидактических задач: закрепления новых знаний, полученных во время лекции; совершенствовании уже полученных профессиональных умений; активизации обмена знаниями и опыта.

На этапе первичного овладения знаниями используются проблемная лекция, лекция-визуализация, беседа, дискуссия и т. д.

Проблемную лекцию начинают с вопросов, с постановки проблемы, которую в ходе изложения материала необходимо решить. Учебные проблемы должны быть доступными, познавательными и значимыми для усвоения нового материала, общего и профессионального развития личности. Например, при изучении темы «Фразеология» студенты, исходя из цели занятия, формулируют следующие проблемные вопросы: в чем отличие фразеологического оборота от слова и свободного словосочетания; могут ли фразеологические обороты вступать в синонимические отношения; какова роль фразеологических оборотов в речи. В ходе урока студенты самостоятельно отвечают на поставленные вопросы, делают выводы.

Лекция-визуализация является результатом нового использования принципа наглядности, учит студентов преобразовывать устную и письменную информацию в визуальную форму (схема, таблица, рисунок и др.), что формирует профессиональное мышление за счет систематизации и выделения наиболее значимых, существенных элементов содержания обучения. Эта информация может быть развернута и служить опорой для мыслительных и практических действий. При изучении темы «Принципы русской орфографии» студентам предлагается оформить в виде схемы теоретический материал по вопросу «Орфограмма-гласная в корне слова» (проверяемая, непроверяемая, чередующиеся). Затем они составляют таблицу «Чередование гласных в корне слова», где отражают группы орфограмм (по смыслу, в зависимости от последующего согласного, от суффикса и т. п.). Каждое правило иллюстрируется примерами, рисунками. Особенно эффективно этот метод работает на специальности «дизайн», т. к. визуальный канал восприятия информации у студентов этой специальности развит сильнее.

Лекция-беседа, или «диалог с аудиторией», является наиболее распространенной и сравнительно простой формой активного вовлечения студентов в учебный процесс. Беседа — основной метод, используемый на заня-

тиях различного вида (лекционные, семинарские, практические, зачетное занятие в форме устного ответа на вопросы и т. д.). Кроме того, на уроках русского языка используются задания исследовательского характера, в основе которых лежит беседа как метод сбора необходимой информации (типа «Речевой портрет студента», «Диалектные слова в речи старожилов Кемеровской области», «Использование профессиональной лексики студентами педагогического колледжа» и др.).

Методы круглого стола включают в себя различные виды семинаров и дискуссий, основанных на принципе коллективного обсуждения проблем и направленных на развитие творческого, профессионального мышления, познавательной мотивации и свободного владения языком науки. Эффективность семинара во многом зависит от качества лекций и самостоятельной подготовки студентов. На семинарских занятиях обсуждаются различные подходы к выделению частей речи в русском языке, проблема выделения типов и стилей речи, подбираются и анализируются тексты профессиональной направленности и т. д.

Суть активных методов обучения, используемых на этапе формирования умений и навыков, состоит в том, чтобы обеспечить выполнение студентами тех заданий, в процессе решения которых они самостоятельно овладевают умениями и навыками. Например, словарный диктант — традиционная часть урока русского языка. Однако наиболее эффективно в диктанте работает сочетание таких приемов, как подбор слов на 2-3 правила одновременно, формулировка вопросов, направленных на развитие речи, различные виды лингвистического анализа, лексический словарный диктант (диктант-кроссворд), цифровое кодирование ответов и т. д.

На этапе контроля знаний (закрепления) используются такие методы, как запланированные ошибки, терминологические диктанты, тестирование и др. Разрабатываются комплект тестовых заданий по всем разделам дисциплины, контрольно-измерительные материалы для проведения итоговой аттестации. Кроме того, подобраны тематические диктанты, изложения различных видов, широкая тематика сочинений на лингвистические темы.

Урок с запланированными ошибками выполняет не только стимулирующую функцию, но и контрольную. Он направлен на развитие у студентов умения оперативно анализировать профессиональные ситуации; выступать в ро-

ли экспертов, оппонентов, рецензентов; вычленять неверную или неточную информацию. Задача преподавателя — заложить в содержание урока определенное количество ошибок содержательного, методического или поведенческого характера. Задача студентов — по ходу занятия отмечать в конспекте замеченные ошибки и назвать их в конце лекции. Нередко они указывают и такие ошибки, которые были невольно допущены преподавателем, особенно речевые и поведенческие. На разбор ошибок отводится 10-15 минут. Так, на заключительном занятии по лексикологии используется дидактическая игра «Светофор». Преподаватель выступает в роли отвечающего, рассуждающего студента (например, слова большой, огромный — синонимы, а слова большой, маленький — антонимы; лексическое значение слова уточняют по орфографическо-

му словарю и т. п.). В соответствии со своим ответом студенты показывают сигнальные карточки (зеленый круг обозначает «верно», желтый — «частично верно», красный — «неверно»).

Результаты самообследования показали, что при использовании активных методов обучения качественная успеваемость студентов по дисциплине «русский язык» увеличилась с 37 % (результаты входного контроля) до 49 % (результаты итоговой аттестации по дисциплине). Активные методы обучения помогают в решении психологических проблем в коллективе, способствуют развитию мыслительной (интеллектуальной), аналитической деятельности студентов, более прочному усвоению знаний, наблюдается высокий уровень мотивации, самоуправления, развиваются творческие и коммуникативные способности.

воспитание духовно-нравственных качеств обучающихся на уроках литературы в рамках фгос

Т. Ю. Зорикова, преподаватель ГПОУ «Кемеровский коммунально-строительный техникум»

имени В. И. Заузелкова

Воспитать человека интеллектуально, не воспитав его нравственно, — значит вырастить угрозу для общества.

Теодор Рузвельт

Работа преподавателем русского языка и литературы на протяжении 15 лет, общение с коллегами позволяют говорить о снижении интереса обучающихся к изучению русского языка и литературы, о падении интереса к чтению, а значит, и к национальной культуре, что ведет к духовному опустошению подрастающего поколения.

Перед современным образованием стоит сложная и ответственная задача — воспитание многогранной личности, личности, способной ориентироваться на духовно значимые нормы и ценности. Влияние литературы в целом, чтения в частности, на формирование личности обучающегося является неоспоримым фактом. Важность чтения подчеркивал и В. А. Сухомлинский: «Чтение как источник духовного обогащения не сводится к умению читать; этим умением оно только начинается. Чтение — это окошко, через которое

дети видят и познают мир и самих себя» [1, с. 63]. Читательская культура является существенным показателем духовного потенциала общества.

Российское общество переживает в настоящее время духовно-нравственный кризис. Сложившееся положение является отражением перемен, произошедших в общественном сознании и государственной политике. Российское государство лишилось идеологических, духовных и нравственных идеалов. Сведенными к минимуму оказались духовно-нравственные обучающие и воспитательные функции системы образования. И как следствие, совокупность ценностных установок во многом разрушительна с точки зрения развития личности, семьи и государства.

Вопрос нравственного воспитания настолько актуален, что это нашло свое отражение

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.