модернизация профессионального образования
ния к смыслам (журнал «Русский язык в школе. № 1. 2012).
В качестве заданий для проекта предлагаю слова, которые отнесены к ключевым словам русской культуры (хлеб, дом, земля, любовь, береза, вера, время), слова профессиональной лексики (для студентов специальности «физическая культура» слова тренер, олимпиада, огонь, рекорд).
В процессе работы над лингвокультурным проектом студенты приходят к выводу: русское слово неисчерпаемо, чем короче, привычнее слово, тем оно «безграничнее» и «бездоннее».
Позднее, когда студенты переходят к изучению синтаксиса, предлагаю задания, позволяющие оценить и осмыслить предложение с разных сторон, в разном позиционном аспекте. Фраза — интеграция вербальных единиц, предполагающая осмысление валентности и контекстов слова. Ранее достигнутый уровень интереса к слову, его глубинным слоям — семантическому и историческому — обо-
гащается таким же интересом к синтаксическому и коммуникативному (прагматическому) потенциалу слова, обнаруживающемуся исключительно во фразе.
Ядром креативной мысли можно считать афоризм. По предложенным на занятии афоризмам студенты должны изложить свое видение и понимание афористической мысли. Одновременно они учатся оценивать эффект такой сжатости и подчиненности слова логическим структурам, являющимся каркасом афоризма.
Подобный путь изучения слова, на мой взгляд, позволяет дать молодому поколению представление о том, как народ через язык передает свою историю, характер, систему нравственных ценностей, показать, что СЛОВО — это хранилище смыслов (народных, национальных, региональных, личностных), а потому требует внимательного, бережного отношения с ним как в устной, так и в письменной речи.
активизация познавательной деятельности студентов колледжа на уроках русского языка
Н. В. Ионова, преподаватель ГПОУ «Беловский педагогический колледж»
Активизация познавательной деятельности студентов на уроках русского языка особенно актуальна в рамках реализации федерального государственного стандарта среднего профессионального образования, так как успешность достижения образовательной цели зависит не только от содержания обучения, но и от того, как оно усваивается.
Непосредственное вовлечение студентов в активную учебно-познавательную деятельность А. А. Булаев, А. А. Вербицкий и А. М. Смолкин связывают с применением активных методов обучения, которые при умелом применении позволяют решить одновременно три учебно-организационные задачи:
• подчинить процесс обучения управляющему воздействию преподавателя;
• обеспечить активное участие всех студентов в учебной работе;
• установить непрерывный контроль процесса усвоения учебного материала.
В процессе педагогической деятельности готовится учебно-методическое обеспечение
дисциплины «русский язык»: конспекты лекций, сборники планов семинарских занятий, практических работ, внеаудиторной самостоятельной работы. Обычно активные методы обучения применяются в комплексе с традиционными и охватывают все виды аудиторных и внеаудиторных занятий со студентами. Эффективным методом активизации студентов является и внеклассная работа по дисциплине. Это различные олимпиады, КВН, конкурсы творческих работ местного и областного значения, в которых студенты колледжа неоднократно занимали призовые места.
Активные методы обучения используются на различных этапах учебного процесса, а большинство из них имеет многофункциональное значение. Например, лингвистиче-
ский анализ текста можно использовать для решения трех дидактических задач: закрепления новых знаний, полученных во время лекции; совершенствовании уже полученных профессиональных умений; активизации обмена знаниями и опыта.
На этапе первичного овладения знаниями используются проблемная лекция, лекция-визуализация, беседа, дискуссия и т. д.
Проблемную лекцию начинают с вопросов, с постановки проблемы, которую в ходе изложения материала необходимо решить. Учебные проблемы должны быть доступными, познавательными и значимыми для усвоения нового материала, общего и профессионального развития личности. Например, при изучении темы «Фразеология» студенты, исходя из цели занятия, формулируют следующие проблемные вопросы: в чем отличие фразеологического оборота от слова и свободного словосочетания; могут ли фразеологические обороты вступать в синонимические отношения; какова роль фразеологических оборотов в речи. В ходе урока студенты самостоятельно отвечают на поставленные вопросы, делают выводы.
Лекция-визуализация является результатом нового использования принципа наглядности, учит студентов преобразовывать устную и письменную информацию в визуальную форму (схема, таблица, рисунок и др.), что формирует профессиональное мышление за счет систематизации и выделения наиболее значимых, существенных элементов содержания обучения. Эта информация может быть развернута и служить опорой для мыслительных и практических действий. При изучении темы «Принципы русской орфографии» студентам предлагается оформить в виде схемы теоретический материал по вопросу «Орфограмма-гласная в корне слова» (проверяемая, непроверяемая, чередующиеся). Затем они составляют таблицу «Чередование гласных в корне слова», где отражают группы орфограмм (по смыслу, в зависимости от последующего согласного, от суффикса и т. п.). Каждое правило иллюстрируется примерами, рисунками. Особенно эффективно этот метод работает на специальности «дизайн», т. к. визуальный канал восприятия информации у студентов этой специальности развит сильнее.
Лекция-беседа, или «диалог с аудиторией», является наиболее распространенной и сравнительно простой формой активного вовлечения студентов в учебный процесс. Беседа — основной метод, используемый на заня-
тиях различного вида (лекционные, семинарские, практические, зачетное занятие в форме устного ответа на вопросы и т. д.). Кроме того, на уроках русского языка используются задания исследовательского характера, в основе которых лежит беседа как метод сбора необходимой информации (типа «Речевой портрет студента», «Диалектные слова в речи старожилов Кемеровской области», «Использование профессиональной лексики студентами педагогического колледжа» и др.).
Методы круглого стола включают в себя различные виды семинаров и дискуссий, основанных на принципе коллективного обсуждения проблем и направленных на развитие творческого, профессионального мышления, познавательной мотивации и свободного владения языком науки. Эффективность семинара во многом зависит от качества лекций и самостоятельной подготовки студентов. На семинарских занятиях обсуждаются различные подходы к выделению частей речи в русском языке, проблема выделения типов и стилей речи, подбираются и анализируются тексты профессиональной направленности и т. д.
Суть активных методов обучения, используемых на этапе формирования умений и навыков, состоит в том, чтобы обеспечить выполнение студентами тех заданий, в процессе решения которых они самостоятельно овладевают умениями и навыками. Например, словарный диктант — традиционная часть урока русского языка. Однако наиболее эффективно в диктанте работает сочетание таких приемов, как подбор слов на 2-3 правила одновременно, формулировка вопросов, направленных на развитие речи, различные виды лингвистического анализа, лексический словарный диктант (диктант-кроссворд), цифровое кодирование ответов и т. д.
На этапе контроля знаний (закрепления) используются такие методы, как запланированные ошибки, терминологические диктанты, тестирование и др. Разрабатываются комплект тестовых заданий по всем разделам дисциплины, контрольно-измерительные материалы для проведения итоговой аттестации. Кроме того, подобраны тематические диктанты, изложения различных видов, широкая тематика сочинений на лингвистические темы.
Урок с запланированными ошибками выполняет не только стимулирующую функцию, но и контрольную. Он направлен на развитие у студентов умения оперативно анализировать профессиональные ситуации; выступать в ро-
ли экспертов, оппонентов, рецензентов; вычленять неверную или неточную информацию. Задача преподавателя — заложить в содержание урока определенное количество ошибок содержательного, методического или поведенческого характера. Задача студентов — по ходу занятия отмечать в конспекте замеченные ошибки и назвать их в конце лекции. Нередко они указывают и такие ошибки, которые были невольно допущены преподавателем, особенно речевые и поведенческие. На разбор ошибок отводится 10-15 минут. Так, на заключительном занятии по лексикологии используется дидактическая игра «Светофор». Преподаватель выступает в роли отвечающего, рассуждающего студента (например, слова большой, огромный — синонимы, а слова большой, маленький — антонимы; лексическое значение слова уточняют по орфографическо-
му словарю и т. п.). В соответствии со своим ответом студенты показывают сигнальные карточки (зеленый круг обозначает «верно», желтый — «частично верно», красный — «неверно»).
Результаты самообследования показали, что при использовании активных методов обучения качественная успеваемость студентов по дисциплине «русский язык» увеличилась с 37 % (результаты входного контроля) до 49 % (результаты итоговой аттестации по дисциплине). Активные методы обучения помогают в решении психологических проблем в коллективе, способствуют развитию мыслительной (интеллектуальной), аналитической деятельности студентов, более прочному усвоению знаний, наблюдается высокий уровень мотивации, самоуправления, развиваются творческие и коммуникативные способности.
воспитание духовно-нравственных качеств обучающихся на уроках литературы в рамках фгос
Т. Ю. Зорикова, преподаватель ГПОУ «Кемеровский коммунально-строительный техникум»
имени В. И. Заузелкова
Воспитать человека интеллектуально, не воспитав его нравственно, — значит вырастить угрозу для общества.
Теодор Рузвельт
Работа преподавателем русского языка и литературы на протяжении 15 лет, общение с коллегами позволяют говорить о снижении интереса обучающихся к изучению русского языка и литературы, о падении интереса к чтению, а значит, и к национальной культуре, что ведет к духовному опустошению подрастающего поколения.
Перед современным образованием стоит сложная и ответственная задача — воспитание многогранной личности, личности, способной ориентироваться на духовно значимые нормы и ценности. Влияние литературы в целом, чтения в частности, на формирование личности обучающегося является неоспоримым фактом. Важность чтения подчеркивал и В. А. Сухомлинский: «Чтение как источник духовного обогащения не сводится к умению читать; этим умением оно только начинается. Чтение — это окошко, через которое
дети видят и познают мир и самих себя» [1, с. 63]. Читательская культура является существенным показателем духовного потенциала общества.
Российское общество переживает в настоящее время духовно-нравственный кризис. Сложившееся положение является отражением перемен, произошедших в общественном сознании и государственной политике. Российское государство лишилось идеологических, духовных и нравственных идеалов. Сведенными к минимуму оказались духовно-нравственные обучающие и воспитательные функции системы образования. И как следствие, совокупность ценностных установок во многом разрушительна с точки зрения развития личности, семьи и государства.
Вопрос нравственного воспитания настолько актуален, что это нашло свое отражение