САМОСТОЯТЕЛЬНАЯ РАБОТА СТУДЕНТОВ ПО ДИСЦИПЛИНЕ КАК СРЕДСТВО ФОРМИРОВАНИЯ ПРОФЕССИОНАЛЬНЫХ КОМПЕТЕНЦИЙ
СПЕЦИАЛИСТА
Л.Т.Суздальцева
Кызылский недагогическии колледж, г. Кызыл
THE INDEPENDENT WORK OF STUDENTS ON SUBJECTS AS A WAY OF PROFESSIONAL COMPETENCE FORMATION OF SPECIALISTS
L. Sysdalzeva
Kyzyl Teachers College, Kyzyl
В статье рассматриваются вопросы, связанные с организацией самостоятельной работы студентов, которые при правильной организации позволят подготовить компетентного специалиста, способного принимать самостоятельные решения, творчески осуществлять свою профессиональную деятельность.
Ключевые слова: самостоятельная работа, аудиторная, внеаудиторная, систематический контроль, современные интенсивные методы, в условиях ФГОС.
Reviewed in this article are the questions related to the organization of the independent work of students that, with correct organization, allows for the preparation of competent specialists, that are capable of making their own decisions, and creatively exercising their professional occupation.
Key words: self study, classroom, extracurricular, systematic control, modern intensive methods in the GEF.
Повышение качества подготовки выпускника - одна из важнейших проблем образовательного учреждения. Сегодня недостаточно обладать теоретическими знаниями, устойчивыми практическими умениями и навыками. Современный специалист должен уметь реализовывать свой профессиональный потенциал в изменяющихся социальных условиях, принимать самостоятельно решения, адаптироваться к изменяющимся условиям жизни, вносить творческий компонент в свою деятельность. По этой причине большое значение приобретают хорошо сформированные умения и навыки самостоятельной работы студентов.
Между тем исследователи указывают на то, что анализ практики обучения в средних специальных учебных заведениях показывает на необходимость обучения студентов навыкам работы с учебной, учебно-методической и научной литературой, на необходимость четкого планирования самостоятельной работы преподавателем. Недостаточно сформиро-
ванные навыки самостоятельной работы студентов приводят к тому, что обучающиеся не выполняют учебный план, испытывают значительные трудности в выполнении курсовых, дипломных проектов, а в дальнейшем тяжело адаптируются к профессиональной деятельности, имеют меньше возможностей для профессионального роста [1:8].
Кроме того, роль самостоятельной работы возрастает также в связи с тем, что в условиях реализации Федерального государственного образовательного стандарта (ФГОС) в учебных планах подготовки специалистов среднего звена уменьшается объем аудиторных занятий, что приводит к увеличению доли самостоятельной учебной деятельности студентов.
Анализ специальной литературы показал, что единообразная трактовка понятия «самостоятельная работа» (CP) отсутствует. Не вдаваясь в детали, отметим только, что CP называется в числе методов обучения (В.К. Буряк, A.M. Новиков, И.И.
ВЕСТНИК Педагогические науки
2012/4
Ильясов и др.), средств обучения (А.Д. Ишков, O.A. Козырева, В.Я. Ляудис); форм организации познавательной деятельности (В.С.Безрукова, Г.И.Ибрагимов и др.), считается одновременно средством обучения и формой учебно-научного познавания (В.Г.Орловский, П.И. Пидкасистый, A.B. Усова).
Самостоятельная работа студентов (СРС) - вид учебной деятельности, которую студент совершает в установленное время и в установленном объеме индивидуально или в группе, но без непосредственной помощи и указаний преподавателя, руководствуясь сформированными ранее представлениями о порядке и правильности выполнения действий [2: 114].
В СПО выделяются два вида СР: аудиторная, внеаудиторная.
Аудиторная СР по дисциплине выполняется на учебных занятиях под непосредственным руководством преподавателя и по его заданию. Внеаудиторная СР выполняется студентом по заданию преподавателя, но без его непосредственного участия.
СР предполагает реализацию задач, направленных на развитие самостоятельной деятельности обучаемых, выработку самостоятельности, самовыражения в решении профессиональных задач. Этот вид учебной деятельности помогает привить студентам профессиональные умения и навыки, формирует самостоятельность мышления, способности к саморазвитию, самосовершенствованию и самореализации, развивает исследовательские умения. Успех этой работы зависит от правильности и логичности организации самого учебного процесса в целом, а также от планирования и организации СРС по конкретной учебной дисциплине. Объем времени согласно ФГОС, отведенный на СРС, находит отражение как в рабочем учебном плане в целом по теоретическому обучению, каждому из циклов дисциплин и модулей, так и в рабочих программах учебных дисциплин и модулей с примерным распределением по разделам или темам.
Для успешного выполнения СР помимо организации и планирования необходим систематический контроль со стороны преподавателей, ведущих конкретную дисциплину, учебной части, методической службы учебного заведения. Такой контроль позволяет выявить успехи студентов, пробелы и недостатки в знаниях, умениях, дать предварительную оценку качеству усвоения пройденного. Контроль стимулирует обучение и влияет на поведение студентов. Отсутствие контроля в учебном процессе приводит, как показывает опыт исследователей, к снижению качества обучения. Эффективность контроля обусловливается следующими моментами: - информированностью студентов о содержании контроля (что будет контролироваться); - средствах (как будет осуществляться контроль); -сроках и длительности контроля.
Контроль за СРС должен быть общеколледжным и регулироваться учебной частью для того, чтобы избежать совпадений по срокам, чтобы студентам не пришлось сдавать работы одновременно по нескольким предметам. Поэтому, как нам представляется, необходим не только график выполнения СР по конкретной дисциплине, но и в целом по отделению, колледжу. В противном случае СР будет выполняться студентами формально и не решит возложенные на нее функции.-
В условиях реализации ФГОС возникает необходимость в создании учебно-методического сопровождения СРС как в целом, так и конкретной дисциплины в частности. Имеется в виду прежде всего учебно-методический комплекс дисциплины - УМКД, - в котором должен быть четко распланирован весь объем СРС. В Кызылском педколледже составлены УМКД, их структура и содержание унифицированы в соответствии с рекомендательными документами учебно-методического отдела нашего университета, отдельные коррективы внесены учебно-методической службой колледжа с учетом специфики СПО. В УМКД указываются темы, вынесенные для самостоятельной работы, содержатся виды
работ, выполнение которых является обязательным, предлагается список литературы для изучения. По каждой дисциплине преподавателями составлен целый ряд рекомендаций: по работе с учебником, по составлению конспекта, по подготовке реферата, по выполнению контрольной работы и др. Однако, на наш взгляд, необходимы общие рекомендации, позволяющие студентам организовать свою самостоятельную деятельность по разным видам работы и по разным дисциплинам.
СР может осуществляться как индивидуально, так и с группой студентов. Это зависит от цели, объема, конкретной тематики самостоятельной работы, уровня сложности, уровня умений студентов. Перед выполнением студентами внеаудиторной самостоятельной работы преподаватель обязательно проводит инструктаж по выполнению задания, который включает цель задания, его содержание, сроки выполнения, ориентировочный объем работы, основные требования к результатам работы, критерии оценки.
По русскому языку и методике преподавания в последние годы некоторые преподаватели предметно - цикловой комиссии используют форму портфолио. Как показал опыт, эта форма отчета студента по дисциплине предполагает не эпизодическую, а систематическую работу, только в результате систематической работы студент может подготовить качественное портфолио.
По русскому языку и методике преподавания студенты выполняют следующие виды работ:
- чтение текста учебника и дополнительной литературы;
- составление плана работы с текстом;
- ответы на контрольные вопросы;
- самостоятельная работа с учебником, книгой:
- конспектирование текста;
- выполнение практических работ;
- выполнение лабораторных работ;-решение вариантных задач и упражнений;
- подготовка сообщений, рефератов, докладов;
- тестирование;
- контрольные работы;
- подготовка к деловым играм и их проведение;
- выполнение курсовых, дипломных работ и др.
Как показывает опыт, работу по языку и методике его преподавания эффективней проводить, используя тексты (текстоцентристский подход) Приведем примеры заданий, которые можно использовать на занятиях. Так, по теме «Лексика. Методы и приемы изучения лексики» студентам молено предложить следующий текст:
Самым подвижным пластом языка является лексика. Именно поэтому язык требует к себе пристального вшшания, бережной заботы - особенно на переломных этапах общественного развития.
Новое политическое мышление требует и новых речевых средств, точного их употребления, так как без языковой точности и конкретности не может быть ни уважения человека человеку, ни стабилизации экономики, ни прогресса.
Но за последние годы особенно среди молодежи заметны признаки духовного обнищания, духовной деградации, напрямую связанные с языковыми потерями.
Именно поэтому сегодня, как никогда, надо пробудить в каждом человеке чувство собственного достоинства и самоуважения. Еще К.Г. Паустовский писал: «По отношению каждого человека к своему языку можно совершенно точно судить не только о его культурном уровне, но и гражданской ценности. Истинная любовь к своей стране немыслима без любви к своему языку».
Нынешнее время совершенно особое. Многим словам и понятиям возвращены или возвращается их подлинный, первоначальный смысл, например:
ВЕСТНИК Педагогические науки
2012/4
благотворительность, милосердие,
раскаяние, духовность, благородство и др. Но в то же время в нашей жизни есть место грубой ненормированной лексике. Пагубность этого явления осознается всеми, однако не всегда и не все понимают, что это - истинное зло. Блатной язык грозит стать нормой. Такому явлению должна быть объявлена беспощадная «война».
Словарь: пагубность — вред, блатной язык (арго) - язык деклассированных элементов общества (зэков, «воров в законе», бомжей и др.)
Беседа по вопросам:
- Приведите примеры активных изменений в лексике на переломных этапах общественного развития.
- Как вы понимаете высказывание К.Г.Паустовского?
- Как духовное возрождение общества проявляется в лексике? Приведите свои примеры.
- Почему блатной язык - это истинное зло, с которым нужно бороться?
- Используете ли вы блатной язык, ненормативную лексику? Допустимо ли это в речи будущего педагога?
Задания по тексту:
- Докажите, что перед вами текст
- Какова тема текста?
- Какова главная мысль текста?
- Какое название можно дать тексту? Для чего нужно заглавие в тексте?
- Составьте план текста и перескажите его по плану.
По теме « Гласные после шипящих и Ц. Разделительные Ъ и Ь знаки. Правописание приставок» в разделе «Орфография» в качестве самостоятельной домашней работы студентам можно предложить следующие виды работ:
1. Дайте определение орфограммы
2. Назовите типы и виды орфограмм, приведите свои примеры
3. Назовите основные принципы русской орфографии. Приведите примеры
4. Изучите правила орфографии и составьте алгоритмы рассуждений для определения правописания: согласных в корне; гласных после шипящих; приставок;
разделительных ъ, ь; прописной и строчной буквы.
В качестве примера преподаватель предлагает образец алгоритма.
Образец: алгоритм правописания гласной в корне.
а) определить, является ли гласная в корне проверяемой (ударением, правилами чередования) или непроверяемой;
б) если гласная проверяется ударением, то можно подобрать однокоренные слова, в которых эта гласная становится ударной;
в) если правописание гласной зависит от чередования в корнях, вы применяете соответствующее правило;
г) если гласная не проверяется, её правописание необходимо запомнить и в случаях затруднения обратиться к словарю.
Дан следующий словарный материал: пол...екать щенка, пол...екать белье, зак...литься на солнце, раск...лоть дрова, отв...рить картофель, отв...-рить дверь, пос...деть на скамейке, пос...деть от старости, проживать на даче, проживать мясо, сл...зать сметану, сл...зать с забора, зап...вать лекарство, зап...вать песню.
Как эффективней его использовать в начальной школе в 4 классе на уроке при изучении правописания слов с безударными гласными? На каком этапе урока? Какие методы и приемы при этом можно использовать?
При изучении раздела «Лексикография» предлагаются задания: выписать из параграфа «Понятие о лексикографии» названия всех словарей, их основное назначение, выписать по одной словарной статье из «Толкового словаря русского языка» С.И. Ожегова, словарей синонимов, омонимов, «Фразеологического словаря» под ред. В. Молоткова и «Этимоло-гичевского словаря» Н.М. Шанского. Сделать анализ статей словаря.
При изучении темы «Словосочетание и предложение» можно предложить задания типа: Как, с помощью использования каких методов можно провести фронтальную работу по теме? Какие дидактические игры можно при этом
предложить учащимся? Какие вопросы может задать учитель в процессе обобщения знаний о предложении?
При изучении текста, темы текста преподаватель может предложить задания: Как интересно в нестандартной форме можно сообщить школьникам тему урока? (Например, попросить отгадать кроссворд с темой урока. По первым начальным буквам отгаданного кроссворда можно определить тему урока)
В качестве контроля усвоения раздела русского языка и методики его преподавания студентам предлагаются разнообразные тесты (закрытой, открытой, смешанной структуры и др.). В случае неудовлетворительного их выполнения студенты возвращаются к теории и практическому материалу. который определяется преподавателем, и затем снова выполняют новый вариант тестов до получения положительного результата.
Современные интенсивные методы обучения ведут неизбежно к новым поискам в области повышения качества и эффективности педагогического контроля и появлению его новых форм, например, таких как балльно-рейтинговая. Балльно-рейтинговая система начинает внедряться в
колледже, как и в университете в целом. Так, учебно-методическим отделом университета была разработана структура и содержание УМКД, в котором предусмотрена балльно-рейтинговая оценка усвоения разделов курса в целом и заданий по самостоятельной работе в частности.
Таким образом, хорошо спланированная и подверженная систематическому контролю аудиторная и внеаудиторная СРС, осуществляемая как индивидуально, так и с группой, позволит подготовить компетентного специалиста, способного принимать самостоятельные решения, творчески осуществлять свою профессиональную деятельность.
Литература:
1. Колобков В. Ф. Самостоятельная учебная работа как фактор социально-профессиональной адаптации студентов колледжа. Автореферат дисс. на соискание ученой степени к. п. н. / В.Ф. Колобков. -М., 2007. - 27 с.
2. Полуянов В.Б., Перминова Н.Б. Процессный подход к управлению внеаудиторной самостоятельной работой студентов / В.Б. Полуянов, Н.Б. Перминова // Вестник Учебно-методического объединения высших и средних профессиональных учебных заведений Российской Федерации по профессионально-педагогическому образованию. - Екатеринбург: Изд-во Росс. гос. проф.-псд. ун-та, 2006,-№ 1 (39).-С. 112-125.
ПРЕДПОСЫЛКИ ФОНЕТИЧЕСКОЙ ИНТЕРФЕРЕНЦИИ
С.Ф. Сегленмей
Тувинский государственный университет, г. Кызыл
BACKGROUND PHONETICALLY INTERFERENCE
S. Seglenmey
Tuvan State University, Kyzyl
В статье рассматриваются закономерности, обусловливающие фонетическую интерференцию при тувинско-русском билингвизме, которые требуют разработки адекватной методики преподавания русского языка, учитывающую функциональную сторону звуков речи
Ключевые слова: фонетическая интерференция, функциональный аспект, фонема, артикуляционно-акустический, произношение, дистрибуция.
The article deals with the laws that cause interference with phonetic Tuvan-Russian bilingualism, which require the development of adequate methods of teaching Russian language, taking into account the functional aspect of speech sounds.
Key words: phonetic interference, functional aspect, the phoneme, articulatory-acoustic, pronunciation, distribution.