ся на сохранении языка и традиций телеутского народа. Каждый год телеуты отмечают свои национальные праздники: Пар-дакай, Ильин день, Девятая пятница и др. В Беловском районе ежегодно проходят областные спортивные мероприятия: детская спартакиада по национальным видам спорта коренных малочисленных народов Кемеровской области и турнир по национальной борьбе «куреш».
Несмотря на предпринимаемые меры, восстановление духовной культуры телеутов, которая основательно разрушена, маловероятно. Для этого необходимо возрождение окружающей природной среды, что в условиях индустриального Кузбасса вряд ли возможно.
- В рамках языковой политики Бековская общеобразовательная школа с 2008 года включила в образовательный процесс обязательный национально-региональный компонент. Те-леутский язык планово изучается во 2-6 классах 1 час в неделю. Во вторых классах - 1 час в неделю, плюс 2 часа - кружковое обучение. Однако национально-региональный компонент введен лишь в МБОУ «Бековской основной общеобразовательной школе», а в МБОУ «Новобачатская средняя общеобразовательная школа» данный компонент не введен, несмотря на смешанный состав учащихся. Педагоги Бековской школы вошли в состав рабочей группы областной программы «Разработка национально-языкового и этно-педагогического компонентов в школах в местах компактного проживания коренных малочисленных народов Кемеровской области».
Проводимая работа по использованию национально-регионального компонента в образовательных учреждениях, организации этнопедагогической деятельности на территории района требует научно-методического сопровождения, обновления подхода к решению вопроса. С 1991 года работа по внедрению национально-регионального компонента в содержание образования носило чисто интуитивный характер. Педагоги самостоятельно разрабатывали программы по телеутскому языку, декоративно-прикладному искусству телеутов, проводили мероприятия по изучению истории и культуры этноса.
Результаты констатирующего этапа исследования, проведенного нами, позволили выявить следующие особенности:
1) существующий учебный процесс характеризуется рассогласованием между необходимостью сохранения языка и куль-
Библиографический список
туры телеутского народа и недостаточностью количества часов в учебном плане;
2) этнопедагогичсекая деятельность обследованной территории сводится лишь к сохранению языка и традиций телеутс-кого народа, не учитывая проблемы межэтнического взаимодействия и социализации личности школьника;
3) преобладает доминирование внеурочной деятельности, организация этнопедагогической деятельности осуществляется в большей степени ею;
4) организационно-содержательный компонент и педагогическое сопровождение в работе школ представлено слабо.
Мы считаем, что возможности сельских школ по организации этнопедагогической деятельности обследованной территории должны складываться из следующих параметров:
- развитости материально-технического оснащения школы;
- квалифицированности преподавательского состава;
- регулирования качества взаимодействия с учреждениями культуры, здравоохранения и пр.;
- построения гуманистических отношений участников воспитательного процесса (педагог - ребенок - родитель);
- развитости научно-методического обеспечения.
На территории Беловского района успешно реализовываются первые три компонента. Последние два нуждаются в пе-ресмотрении.
Перспективы организации этнопедагогической деятельности в сельской школе видятся нам в разработке направлений организации этнопедагогической деятельности по социализации учащихся, включающих:
- создание и использование полиэтнической образовательной среды сельской школы (формы, методы, средства),
- реализацию регионального компонента содержания образования по социализации учащихся разных ступеней, осуществление этнопедагогической направленности образовательного процесса,
- методическое обеспечение этнопедагогической деятельности социума, образовательного учреждения и семьи.
Разработка данных направлений представляется нам не только в сохранении языка и культуры народа, но и регулировании межличностных отношений между школьниками, а также процессов социализации, которые не возможны без организации этнопедагогической деятельности в сельской школе.
1. Бережнова, Л.Н. Этнопедагогика: учеб. пособие для студ. высш. учеб. заведений / Л.Н. Бережнова, И.Л. Новак, В.И. Щеглов. -М., 2007.
Bibliography
1. Berezhnova, L.N. Ehtnopedagogika: ucheb. posobie dlya stud. vihssh. ucheb. zavedeniyj / L.N. Berezhnova, I.L. Novak, V.I. Theglov. -M., 2007.
Статья поступила в редакцию 02.05.13
УДК 378
Kazibekova S. T. ACTUATION OF COGNITIVE ACTIVITY OF BACHELORS OF MATHEMATICS USING MULTIMEDIA TECNOLOGIES. The function and the place of multimedia technology in actuation of cognitive activity of bachelors of pedagogical education in math are reviewed in the article. Author's multimedia presentations, which make it possible to labialize cognitive of activity bachelors in the study of discipline «Methods of teaching mathematics».
Key words: multimedia technology, actuation of cognitive activity, multimedia presentations, bachelors of maths.
С.Т. Казибекова, ассистент каф. информатики и вычислительной техники Дагестанского гос.
педагогического университета, г. Махачкала, E-mail: [email protected]
АКТИВИЗАЦИЯ ПОЗНАВАТЕЛЬНОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ БАКАЛАВРОВ ПО ПРОФИЛЮ «МАТЕМАТИКА» С ИСПОЛЬЗОВАНИЕМ МУЛЬТИМЕДИЙНЫХ ТЕХНОЛОГИЙ
В статье рассматривается роль и место мультимедийных технологий в активизации познавательной деятельности бакалавров педагогического образования по профилю «Математика». Представлены авторские мультимедийные презентации, которые позволяют активизировать познавательную деятельность бакалавров при изучении дисциплины «Методика обучения математике».
Ключевые слова: мультимедийные технологии, активизация познавательной деятельности, мультимедийные презентации, бакалавр по профилю «Математика».
Система образования в Российской Федерации вступила в период фундаментальных перемен, характеризующихся новым пониманием ее целей, ценностей, качества и осознанием необходимости перехода к непрерывному образованию и инновационным концептуальным подходам в разработке и использовании современных педагогических технологий.
В связи с этим одним из основных направлений формирования перспективной и мобильной системы высшего профессионального образования в России, наряду с повышением уровня его качества, обеспечением большей доступности для всех групп населения, повышением творческого начала, является и обеспечение нацеленности обучения на новые информационные технологии. Это предусматривается в ряде государственных документов: «Национальная доктрина образования в Российской Федерации», «Федеральная программа развития образования на 2001-2005 гг.», «Основные направления социально-экономической политики Правительства Российской Федерации на долгосрочную перспективу» и др.
Информатизация образования предъявляет новые требования к профессиональным качествам и уровню подготовки бакалавров. Интегральным показателем качества подготовки бакалавров в контексте модернизации образования следует рассматривать профессиональную компетентность, которая характеризует умение человека мобилизовать в конкретной ситуации полученные знания и опыт. Следует отметить, что, в связи с переходом высшей школы на двухуровневую систему подготовки кадров (бакалавриат и магистратура), педагогическая наука и практика нуждаются в более глубоком и детальном научнотеоретическом исследовании, в экспериментальной разработке и апробации модели использования мультимедийных технологий в активизации познавательной деятельности бакалавров педагогического образования по профилю «Математика».
При изучении научно-методических публикаций стало очевидным, что еще не разработаны методологические основы профессиональной подготовки бакалавров. В то же время невозможно осуществить личностно-ориентированный подход в подготовке бакалавров без знания педагогических условий формирования их личности, без понимания специфики их практической деятельности в тех или иных социальных условиях. В целом, изучение состояния вопроса по теме исследования позволило вскрыть противоречия между:
- необходимостью перехода высшего педагогического образования на двухуровневую систему подготовки кадров в связи с современными требованиями и слабой теоретической и методической разработанностью этой проблемы в части активизации их познавательной деятельности;
- необходимостью использования мультимедийных технологий в активизации познавательной деятельности бакалавров педагогического образования и отсутствием в науке и практике специально разработанных комплексной модели и технологии ее осуществления.
Выявленные противоречия послужили основанием для определения проблемы исследования, которая сформулирована следующим образом: каковы особенности и педагогические условия, способствующие активизации познавательной деятельности бакалавров педагогического образования с использованием мультимедийных технологий?
Применение в учебном процессе мультимедийных технологий, в которых значительная часть управления познавательной деятельностью обучающегося осуществляется через специально разработанные мультимедийные средства, требует не только наличия технических средств обучения, но и средств методической поддержки учителя для эффективного использования в учебном процессе новейших образовательных технологий.
Как отмечается в работе [1], явные преимущества применения мультимедийных технологий в организации учебного процесса не вызывает сомнения. Их использование существенно активизирует учебную информацию, делает более наглядной для восприятия и легкой для усвоения.
Необходимым условием успешной подготовки бакалавров педагогического образования является проведение практических занятий не только в виде традиционных семинаров, но и в виде создания проектов учебного процесса. Кроме того, целесообразно включить в программу педагогической практики в качестве обязательного элемента проектирование образовательного процесса на базе информационно-коммуникационной образовательной среды (обоснование учебной деятельности обучающихся, подбор соответствующих учебных задач и средств ИКТ).
Для того чтобы подготовить бакалавра к работе в условиях информационно-коммуникационной образовательной среды, необходимо, чтобы процесс обучения в вузе проходил в новой образовательной среде, способствующий активизации познавательной деятельности и развитию творческих способностей студентов.
Опираясь на структуру профессиональной готовности, выделенную Н.П. Клушиной, мы предложили следующий компонентный состав готовности бакалавров педагогического образования по профилю «Математика» к использованию мультимедийных технологий для активизации их познавательной деятельности, который впоследствии был использован нами при разработке модели подготовки бакалавров к использованию мультимедийных технологий:
- мотивационный компонент готовности (осознание значимости мультимедийных технологий, гибкость мышления, твор-ческость, открытость, стремление к педагогическому взаимодействию при решении профессиональных задач);
- когнитивный компонент готовности (обладание системой теоретических и практических знаний о сущности, содержании, активизация познавательной деятельности, ее целях, видах и формах);
- эмоционально-волевой компонент готовности (наличие у бакалавра сформированных умений и навыков познавательной деятельности, осознание значимости использования мультимедийных технологий в данной деятельности);
- рефлексивный компонент готовности (наличие способности у бакалавров в адекватной оценке своей познавательной деятельности по использованию мультимедийных технологий).
Использование мультимедийных технологий на занятиях по математике стимулирует познавательную активность бакалавров, облегчает восприятие новой информации, делает более успешным запоминание материала, основанного на динамичных зрительных образах, развивает пространственное воображение и умение мыслить логически.
Проведенное исследование позволило выделить аспекты, среди которых:
1. Наличие знаний, касающихся использования мультимедийных технологий в профессиональной деятельности.
2. Качественная характеристика самой личности в приложении к ее профессиональной деятельности.
3. Характеристика умений и навыков, касающиеся использования мультимедийных технологий в профессиональной деятельности.
4. Общечеловеческие составляющие готовности (общеучебные знания и умения, умение общаться, стиль мышления, адекватный требованиям современного информационного общества).
Анализ причин побуждающих бакалавров к использованию мультимедийных технологий показывает, что большинство опрошенных (57%) в качестве основной причины, по которой они решили изучать мультимедийные технологии и в последующем использовать их в профессиональной деятельности рассматривают личную инициативу, а 43% респондентов в качестве таковой назвали требования к профессиональной деятельности современного педагога.
Следует отметить, что большинство респондентов (58%) основным мотивом, повлиявшим на принятие ими решения использовать мультимедийные технологии выступает желание повысить свой профессиональный уровень.
Анализ ответов респондентов на вопрос «Какую помощь Вы намереваетесь получить от мультимедийных технологий?», показывает, что в большей степени бакалавры хотели бы получить знания по специальным дисциплинам (54%), а по использованию мультимедийных технологий в профессиональной деятельности (45%).
В соответствии с современными требованиями к готовности бакалавров к использованию мультимедийных технологий в профессиональной деятельности нами проанализирован процесс информационной подготовки в педвузе и его возможности в реализации непрерывности, преемственности и достаточности информатизации учебного процесса, интеграции специальных и информационных дисциплин. В связи с этим для обеспечения непрерывной информационной подготовки нами был разработан и предложен курс по выбору «Мультимедийные технологии в математическом образовании».
Предложенный и разработанный нами курс по выбору связан, прежде всего, с задачами углубления специальных знаний. Нами разработаны и апробируются электронные средства обучения при изучении школьного курса математики, в частности при изучении тем «Геометрическое тело», «Квадратные уравнения». На практических занятиях и во время прохождения педа-
Библиографический список
гогической практики в школе бакалавры проводят демонстрации и презентации разработанных проектных работ на различные темы в группах («Математическая шкатулка», «Куда исчезла математика» и др.), после чего организуется дискуссия, где каждый может выступать в качестве оппонента и высказать критические замечания.
1. Азизова, Л.Н. Модель формирования готовности студентов политехнического колледжа к использованию мультимедийных технологий / Л.Н. Азизова, Т.Г. Везиров // Экономические и гуманитарные исследования регионов: научно-теоретический журнал. - Ростов-на-Дону. - 2011. - № 2.
Bibliography
1. Azizova, L.N. Modelj formirovaniya gotovnosti studentov politekhnicheskogo kolledzha k ispoljzovaniyu muljtimediyjnihkh tekhnologiyj / L.N. Azizova, T.G. Vezirov // Ehkonomicheskie i gumanitarnihe issledovaniya regionov: nauchno-teoreticheskiyj zhurnal. - Rostov-na-Donu. -2011. - № 2.
Статья поступила в редакцию 22.04.13
УДК 377
Kupchigina I.M., Balykova I.Y. STUDYING AND ANALYSIS OF THE FORMATION OF THE FUTURE TEACHERS PROFESSIONAL CULTURE IN THE SYSTEM OF SECONDARY PROFESSIONAL EDUCATION. The article is devoted to studying and analysis of the formation of the future teachers professional culture in the system of secondary professional education at the beginning of experimental work. In the article are presented criteria, described the characteristics of the formation of the cognitive, emotional, communicative and reflexive components of the professional culture with the position of the theory of values.
Key words: the professional culture, the future teachers professional culture, the cognitive component, the emotional component, the communicative component, the reflexive component, secondary professional education, the theory of values.
И.М. Купчигина, канд. пед. наук, доц. каф. педагогической психологии Института непрерывного педагогического образования Хакасского гос. университета им. Н.Ф. Катанова, г. Абакан,
E-mail: [email protected]; И.Е. Балыкова, магистр педагогики Хакасского гос. университета им. Н.Ф. Катанова, г. Абакан, E-mail: [email protected]
ИЗУЧЕНИЕ И АНАЛИЗ СФОРМИРОВАННОСТИ ПРОФЕССИОНАЛЬНОЙ КУЛЬТУРЫ У БУДУЩИХ УЧИТЕЛЕЙ В СИСТЕМЕ СРЕДНЕГО ПРОФЕССИОНАЛЬНОГО ОБРАЗОВАНИЯ
Статья посвящена изучению и анализу сформированности профессиональной культуры у будущих учителей в системе среднего профессионального образования на начало опытно-экспериментальной работы. В статье представлены критерии, описаны характеристики сформированности когнитивного, эмоционального, коммуникативного и рефлексивного компонентов профессиональной культуры с позиции теории ценностей.
Ключевые слова: профессиональная культура, профессиональная культура будущих учителей, когнитивный компонент, эмоциональный компонент, коммуникативный компонент, рефлексивный компонент, среднее профессиональное образование, теория ценностей.
При изучении и анализе сформированности профессиональной культуры у будущих учителей в системе среднего профессионального образования мы учитывали ее особенности, а также специфику профессиональной деятельности будущих специалистов.
Теоретический анализ позволил выявить нам в структуре профессиональной культуры четыре компонента - когнитивный, эмоциональный, коммуникативный и рефлексивный, сформиро-ванность которых является показателем профессиональной культуры у студентов педагогических специальностей. Одной из задач опытно-экспериментальной работы является выявление уровня сформированности профессиональной культуры у будущих учителей в системе среднего профессионального образования по каждому из названных компонентов.
Начало опытно-экспериментальной работы проводилось в 2011-2012 гг. на базе ФГБОУ ВПО «Хакасский государственный университет им. Н.Ф. Катанова» в колледже педагогического образования, информатики и права. Для непосредственного описания, анализа и обработки данных опытно-экспериментальной работы были выбраны экспериментальная и контрольная группы студентов 2 курса педагогического и дошкольного отделений в количестве 35 человек в каждой группе (2010-2014 гг. обучения).
Выявление уровня сформированности профессиональной
культуры у будущих учителей в системе среднего профессионального образования в совокупности показателей по каждому из вышеназванных компонентов осуществлялось на основе обозначенных нами критериев. В соответствии с названными критериями и анализом психолого-педагогической литературы по проблемам сформированности профессиональной культуры у специалистов различных профессий, нами были определены критериальные характеристики, отражающие уровни сформиро-ванности профессиональной культуры у будущих учителей в системе среднего профессионального образования - высокий, средний и низкий (таблица 1).
С целью изучения сформированности когнитивного компонента профессиональной культуры у будущих учителей в системе среднего профессионального образования мы использовали анкету, предложенную Е.Н. Новицкой [1, с. 210-211].
Полученные данные сформированности когнитивного компонента профессиональной культуры у будущих учителей в системе среднего профессионального образования на начало опытно-экспериментальной работы представлены в таблице 2.
Обработав ответы испытуемых, мы определили, что низкий уровень сформированности когнитивного компонента доминирует у студентов как экспериментальной, так и контрольной групп (ЭГ: 18 чел. - 52%; КГ: 17 чел. - 49%). У 13 чел. (37%) экспери-