педагогические науки
Рашидова Зарема Джаруллаховна МУЛЬТИМЕДИЙНАЯ ОБРАЗОВАТЕЛЬНАЯ ...
УДК 378.147.34
МУЛЬТИМЕДИЙНАЯ ОБРАЗОВАТЕЛЬНАЯ СРЕДА КАК УСЛОВИЕ АКТИВИЗАЦИИ САМОСТОЯТЕЛЬНОЙ ПОЗНАВАТЕЛЬНОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ СТУДЕНТОВ БАКАЛАВРИАТА
© 2018
Рашидова Зарема Джаруллаховна, старший преподаватель кафедры «Информатика»
Дагестанский государственный университет народного хозяйства (367000, Россия, Махачкала, пр. Акушинского,7линия, д.1 «а», e-mail: [email protected])
Аннотация. В статье рассматривается проблема активизации самостоятельной познавательной деятельности студентов бакалавриата. Приводится анализ психолого-педагогической практики подготовки студентов-бакалавров, который выдвигает противоречие между недостаточной готовностью преподавателей вузов к реализации процесса активизации самостоятельной познавательной работы студентов на базе мультимедийных образовательных технологий и отсутствием механизмов реализации (не разработанность содержания, методик) и его осуществления. Дается определение мультимедиа технологии, под которыми понимается эффективное и многофункциональное педагогическое средство, интегрирующее в себе мощные распределенные образовательные ресурсы и позволяющее продуцировать, обрабатывать, хранить, передавать информацию, представленную в различных формах, что способствуют проявлению студентами активности, самостоятельности и творчества, что в целом активизирует их познавательно-профессиональную деятельность. Обосновываются критерии оценивания самостоятельной познавательной деятельности студента (наличие у студента метазнаний (знания о знаниях), персональная выработка студентами способов работы, построение студентом образа исследуемого объекта) и структура мультимедийной образовательной среды факультета включающей (технологические средства, методический кабинет, электронная библиотека, сайт факультета, электронный журнал) и представляющая собой целенаправленную, организованную совокупность условий и обстоятельств, методик и технологий, ценностей и принципов, взаимодействующих с личностью и формирующие ее профессиональную составляющую. Кроме того, определены качества личности студента, формируемые в мультимедийной образовательной среде: организационные (мобильность, разносторонность, гибкость, избирательность, требовательность, работоспособность), интеллектуальные (эрудированность, находчивость, логичность, инициативность), мотивационные (целеустремленность, предприимчивость, самостоятельность).
Ключевые слова: студент бакалавриата, самостоятельная познавательная деятельность студента, мультимедийные технологии, мультимедийная образовательная среда, критерии оценивания самостоятельной познавательной деятельности студента.
MULTIMEDIA EDUCATIONAL ENVIRONMENT AS A CONDITION OF ACTIVIZATION OF INDEPENDENT COGNITIVE ACTIVITIES OF UNDERGRADUATE STUDENTS
© 2018
Rashidovа Zarema Caralluna, senior lecturer in computer science Dagestan State University of National Economy (367000, Russia, Makhachkala, Akushinsky Avenue, 7, line, 1"a", e-mail: [email protected])
Abstract. The article deals with the problem of activation of independent cognitive activity of undergraduate students. The analysis of psychological and pedagogical practice of preparation of students-bachelors which puts forward a contradiction between insufficient readiness of teachers of higher education institutions for implementation of process of activation of independent cognitive work of students on the basis of multimedia educational technologies and lack of mechanisms of realization (not development of the contents, techniques) and its implementation is resulted. The definition of multimedia technology, which means an effective and multifunctional pedagogical tool that integrates powerful distributed educational resources and allows to produce, process, store, transmit information presented in various forms, which contribute to the manifestation of students ' activity, independence and creativity, which generally activates their cognitive and professional activity. Justify the criteria of estimation of independent cognitive activity of the student (whether the student metaknowledge (knowledge about knowledge), personal development of students, ways of working, building the student image of the test object) and the structure of the multimedia educational environment of the faculty including (technology, staff room, electronic library, the faculty website, e-magazine) and represents a focused, organized set of conditions and circumstances, in techniques and technologies, values and principles, interacting with the personality and forming its professional component. In addition, to determine the quality of a student generated multimedia educational environment: organizational (mobility, versatility, flexibility, selectivity, taste, health), intellectual (intelligence, resourcefulness, consistency, creativity), motivation (commitment, initiative, independence).
Keywords: undergraduate student, independent cognitive activity of the student, multimedia technologies, multimedia educational environment, evaluation criteria of independent cognitive activity of the student.
Постановка проблемы в общем виде и ее связь с важными научными и практическими задачами. Динамичное развитие современного общества обусловлено внедрением компьютерных технологий практически во все сферы человеческой деятельности, в связи, с чем становится актуальным процесс информатизации образования с использованием возможностей информационных технологий для осуществления качественного педагогического процесса, что в свою очередь предполагает постоянное обновление специалистами приобретенных знаний и умений.
Не обошло стороной и процесс активизации самостоятельной познавательной деятельности студента, который существенно можно видоизменить посредством мультимедийной образовательной среды.
Самостоятельна познавательная деятельность студента в вузе, планируется преподавателем в сочетании с другими формами обучения и предусматривает фор-
мирование у них инициативности, ответственности, самостоятельности, что предполагает готовность к самообразованию личности и возможность постоянного повышения квалификации или переквалификации. Кроме того, самостоятельная работа студента выполняет познавательную, обучающую и воспитывающую функции, т.е. расширяет и углубляет полученные на занятиях знания, развивает умение учиться, формирует у личности способность к саморазвитию, творческому применению полученных знаний, способам адаптации к профессиональной деятельности в современном мире.
Анализ психолого-педагогической практики подготовки студентов-бакалавров показал, что существует множество разнообразных форм условий и методов, активизации самостоятельной работы студентов, однако реализация компетентностного подхода в образовании предусматривает использование в учебном процессе интерактивных форм проведения занятий в сочетании с
Rashidova Zarema Caralluna MULTIMEDIA EDUCATIONAL ..
pedagogical sciences
внеаудиторной работой, без участия преподавателя.
Проведенное исследование в области активизации познавательной самостоятельной деятельности студентов, а также анализ нормативно-правовых федеральных и локальных документов вуза позволяют нам сформулировать проблему исследования, заключающуюся в противоречии между недостаточной готовностью преподавателей вузов к реализации процесса активизации самостоятельной познавательной работы студентов на базе мультимедийных образовательных технологий и отсутствием механизмов реализации (не разработанность содержания, методик) и его осуществления. Кроме того, в научно-педагогических исследованиях вопросам активизации самостоятельной познавательной деятельности студентов посредством мультимедиа технологий не уделено достаточного внимания.
Анализ последних исследований и публикаций, в которых рассматривались аспекты этой проблемы и на которых обосновывается автор; выделение неразрешенных раньше частей общей. Обратимся к анализу сущности понятия самостоятельная познавательная деятельность студента.
В исследованиях А.Г. Асмолова [1], Г.В. Бурменской [1], И.А. Володарской [1], А.А. Вербицкого [2], Л.Б Гиль [3], В.М. Марухно [4], Е.К. Красновского, Н.Б. Крыловой, А.М. Новикова [5], Е.К. Овсянниковой [4], Л.Н. Разумовой, С.В. Соколовой [3], Т.И. Шамовой
[6], самостоятельная познавательная деятельность студентов — это вид учебной деятельности, направленной на формирование у студентов знаний, умений и навыков без участия преподавателя, или частичного участия преподавателя, с помощью самостоятельно подобранных средств и приемов.
По их мнению, преподаватель выступает в качестве организатора и консультанта самостоятельной деятельности студентов, создает условия развития самостоятельной работы студентов, определяет: содержание ((задания, упражнения, задает тематику исследовательских и проектных работ); объём и время выполнения; вид работы (индивидуальные, групповые, коллективные); способы деятельности (репродуктивный, исследовательский, творческий); критерии оценивания.
Систематизируя и обобщая материал по исследуемой проблеме, нам удалось, определить критерии оценивания самостоятельной познавательной деятельности студента:
- наличие у студента метазнаний (знания о знаниях);
- персональная выработка студентами способов работы;
- построение студентом образа исследуемого объекта.
Некоторые аспекты активизации познавательной деятельности, с использованием мультимедиа технологий рассматриваются в работах М.М. Абдуразакова
[7], Н.С. Анисимовой [8], Я.А. Ваграменко [9], Н.В. Гафуровой, Б.С. Гершунского, А.Н. Данилова, Ю.Н. Егоровой, Л.С. Зазнобиной, М.Б. Игнатьева, И.Л. Кожемяко [10] и др. [11-19], где под ними понимается информационные технологии, объединяющие в себе звук, видеоизображения, графические образы, анимацию.
Складываются три различных понимания мультимедиа технологий:
«мультимедиа технологии как идея», т. е. инновационный подход к интерпретации данных- научных исследований и проектов;
«мультимедиа технологии как средство», т. е. средство переработки и хранения информации;
«мультимедиа технологии» как продукт, т. е. представление информации в виде электронного учебника, каталога, энциклопедии.
Таким образом, мультимедиа технологии эффективное и многофункциональное педагогическое средство, интегрирующее в себе мощные распределенные обра-
зовательные ресурсы и позволяющее продуцировать, обрабатывать, хранить, передавать информацию, представленную в различных формах, что способствуют проявлению студентами активности, самостоятельности и творчества, что в целом активизирует их познавательно-профессиональную деятельность.
Формирование целей статьи (постановка задания). С целью разрешения вышеприведенного противоречия мы, в нашей статье предлагаем определить в качестве педагогического условия активизации самостоятельной познавательной деятельности мультимедийную образовательную среду факультета, которая позволяет формировать умения у студента быстро и продуктивно выполнять самостоятельную работу, заданную преподавателем.
Изложение основного материала исследования с полным обоснованием полученных научных результатов.
Разработка мультимедийной образовательной среды по активизации познавательно-профессиональной деятельности студентов строилась на принципах теории П.Я. Гальперина [20], для формирования нового действия должны выполняться следующие психологические условия:
• сформирована адекватная мотивация освоения действия и его осуществления;
• обеспечена полноценная ориентировка и исполнение осваиваемого действия;
• свойства действия доведены до желаемого уровня;
• действие перенесено в идеальный (умственный) план.
Обобщая различные позиции нами в исследовании, среда рассматривается как пространство, включающее все то, что оказывает влияние на личность. При этом центральной линией или методологическим подходом выступает то, что она приобретает личностно значимый характер.
В самом общем смысле «среда» понимается как окружение, чаще всего подразумевая ту или иную совокупность условий и влияний, окружающих человека» [21].
Следовательно, среда человека, охватывая комплекс природных (физических, химических, биологических) и социальных факторов, прямо или косвенно, мгновенно или долговременно влияет на жизнь и деятельность личности. В Европейском экономическом сообществе среда представляет собой совокупность элементов, при сложении своих отношений, составляющих пространство и условия жизни человека.
Следовательно, мультимедийная образовательная среда факультета является целенаправленной, организованной совокупностью условий и обстоятельств, методик и технологий, ценностей и принципов, которая взаимодействует с личностью и формирует ее профессиональную составляющую. В мультимедийной образовательной среде формируется личность, которой присущи активность познавательной деятельности, способность к преобразованию окружающей действительности и высокая самооценка.
Рисунок 1 - Структура мультимедийной образовательной среды факультета.
педагогические науки
Рашидова Зарема Джаруллаховна МУЛЬТИМЕДИЙНАЯ ОБРАЗОВАТЕЛЬНАЯ ...
Структурный компонент мультимедийной образовательной среды - технологические средства представляют собой совокупность устройств с дидактическим обеспечением, применяемых в образовательном процессе с целью его оптимизации и включающие в себя:
- компьютер,
- принтер,
- сканер,
- видеокамера,
- видеомагнитофон,
- проектор,
- интерактивная доска,
- фотоаппарат,
- телевизор.
Электронная библиотека - это база данных содержащая в себе электронные учебники, энциклопедии, ауди-окниги, презентации, конспекты лекций, лабораторные и практические задания, снабженные средствами навигации и поиска.
Сайт факультета - это совокупность логически связанных веб-страниц, содержащих в себе информацию об истории создания факультета, о структурных подразделениях факультета, о культурной жизни и спортивно-массовой работы факультета, а также включает в себя нормативно-правовую базу (ФГОСы, учебные планы, положения) и контактную информацию.
Электронный журнал - это система контроля и ранжирования результатов и достижений студентов, кроме того в функции электронного журнала могут быть включены:
- комментарии,
- замечания,
- домашние задания,
- расписание занятий,
- пересдачи,
- перенос и замена занятий,
- отчеты преподавателей,
- отчеты студентов,
- диаграммы,
- графики,
- таблицы успеваемости.
Метод кабинет - это виртуальная база, включающая в себя методические материалы для самостоятельной работы студентов, методическая и справочная литература, дидактический и наглядный материал, портфолио каждого студента (статьи, проекты, курсовая работа, реферат, ВКР).
Кроме того, мультимедийная образовательная среда создает возможности для развития следующих групп качеств личности студента, а именно:
организационные (мобильность, разносторонность, гибкость; избирательность, требовательность, работоспособность);
интеллектуальные (эрудированность, находчивость, логичность, инициативность);
мотивационные (целеустремленность, предприимчивость, самостоятельность).
Выводы исследования и перспективы дальнейших изысканий данного направления.
Таким образом разработка и реализация мультимедийной образовательной среды факультета, позволило существенным образом активизировать самостоятельную познавательную деятельность студента, поскольку она предполагает интенсивное включение студента в среду информационных, справочных и методических материалов по учебным дисциплинам, инициирующие поведение студента и усиливающие его самостоятельную составляющую учебной деятельности.
СПИСОК ЛИТЕРАТУРЫ:
1. Асмолов А.Г., Бурменская Г.В., Володарская И.А., Как проектировать универсальные учебные действия в начальной школе: от действия к мысли: пособие для учителя /; под ред. А.Г. Асмолова. — М.: Просвещение, 2008. - 151 с.
2. Вербицкий А.А, Ильязова М.Д. Инварианты профессионализма: проблемы формирования: монография / А.А. Вербицкий, М.Д. Ильязова. - М.: Логос, 2011. - 288 с.
3. Гиль Л.Б., Соколова С.В. Самостоятельная познавательная деятельность студентов в условиях адаптивной системы обучения // Успехи современного естествознания. - 2008. - № 4. С. 48-49.
4. Марухно В.М., Овсянникова Е.К. Некоторые аспекты активизации самостоятельной работы студентов в вузе // Международный журнал прикладных и фундаментальных исследований. - 2016. - № 4-1. С. 219-220.
5. Новиков А.М., Новиков Д.А. Методология. - М.: СИН, 2007. - 668 с.
6. Управление образовательными системами: Учеб. пособие для студ. высш. учеб. заведений / Под ред. Т.И. Шамовой. — М.: Гуманит. изд. центр ВЛАДОС, 2001. - 320 с.
7. Абдуразаков М.М. Совершенствования содержания подготовки будущего учителя информатики в условиях информатизации образования (монография). -Махачкала: ДНЦ, 2007. - 208 с.
8. Анисимова Н.С. Теоретические основы в методология использования мультимедийных технологий в обучении: Дисс. ... док. пед. наук:13.00.02. - Санкт-Петербург, 2002 - 330с.
9. Ваграменко Я.И, Игнатьев М.Б. Изменение характера образования под влиянием информационных технологий // Электронные ресурсы в непрерывном образовании («ЭРН0-2015»): Труды IV Международного научно-методического симпозиума - Ростов -на-Дону: Изд-во ЮФУ, 2015. С. 9-13.
10. Кожемяко И.Л. Активизация познавательно-профессиональной деятельности студентов посредством мультимедиа технологий: Дисс. ... кан. пед. наук:13.00.08. - Кемерово, 2011 - 267с.
11. Смирнова Е.В. Формирование мотивации студентов к применению электронных средствх учебного назначения в изучении иностранного языка // Балтийский гуманитарный журнал. 2015. № 4 (13). С. 44-49.
12. Зубенко Д.П., Зубренкова О.А. Направления автоматизации образовательной деятельности // Вестник НГИЭИ. 2016. № 12 (67). С. 7-11.
13. Малова Н.В. Дидактический потенциал средств записи и распознавания речи в преподавании иностранного языка студентам института культуры // Балтийский гуманитарный журнал. 2016. Т. 5. № 4 (17). С. 258-260.
14. Сидакова Н.В. Индивидуальная траектория подготовки мультимедийной презентации на французском языке студентами технического профиля // Балтийский гуманитарный журнал. 2017. Т. 6. № 4 (21). С. 393-397.
15. Юрина М.В., Градалева Е.А. Методические основы создания мультимедийных учебных пособий // Поволжский педагогический вестник. 2016. № 4 (13). С. 67-72.
16. Аниськин В.Н., Бурцев Н.П., Добудько Т.В., Тюжина И.В. Подготовка педагога к мультимедийному сопровождению образовательного процесса в условиях реализации ФГОС // Балтийский гуманитарный журнал. 2016. Т. 5. № 4 (17). С. 140-144.
17. Рубцова Е.В. Повышение качества образовательного процесса (коммуникативной направленности обучения) иностранных учащихся с помощью информационных компьютерных технологий // Карельский научный журнал. 2017. Т. 6. № 4 (21). С. 76-80.
18. Кучай А.В. Интеграция мультимедийных технологий в процесс обучения // Балтийский гуманитарный журнал. 2014. № 4. С. 85-87.
19. Новикова А.В. Опыт использования информационных интерактивных образовательных технологий в техническом вузе // XXI век: итоги прошлого и проблемы настоящего плюс. 2014. № 6 (22). С. 239-242.
20. Гальперин П.Я. Основные результаты исследований по проблеме «Формирование умственных действий
Rashidova Zarema Caralluna MULTIMEDIA EDUCATIONAL ..
pedagogical sciences
и понятий». М., 1965.
21. Ясвин В.А. Психолого-педагогическое проектирование образовательной среды [Текст]: [Доп. образование] / В.А. Ясвин // Доп. образование. - 2000. - № 2. С. 16-22.
Статья поступила в редакцию 22.04.2018 Статья принята к публикации 27.06.2018