1 год К К
2 год К К
1 год ЭК
2 год ЭК
34,1 51,6 14,3 W
о
25,3 61,5 13 і V
Ж
26,4 51,6 п W
ж
8,8 56 35,2 W
/ у
10 20 30 40 50 60 70 80 90 100
высокпн уровень ■ средннн уровень нпзкпп уровень
Рис. 2. Изменения уровня заболеваемости школьников за время эксперимента (в %)
Достоверные положительные сдвиги, выявленные также по остальным физическим качествам, свидетельствуют о значительных потенциальных возможностях спортивно-оздоровительного туризма как эффективного средства всесторонней физической подготовленности детей подросткового возраста.
Здоровье учащихся оценивалось по частоте заболеваемости. Данная оценка осуществлялось с целью реализации оздоровительной направленности вариативной части программы по физической культуре на основе спортивно-оздоровительного туризма для учащихся 5-9 классов.
В зависимости от количества перенесенных инфекционных заболеваний за учебный год учащиеся были отнесены к одной из трех групп. Низкая заболеваемость отмечалась, если у учащихся было зарегистрировано не более 2-х заболеваний в год, средняя заболеваемость - не более 5 заболеваний в год и высокая заболеваемость - более 5 заболеваний в год. Такой методикой пользуются врачи в практической работе для определения детей группы риска [1].
Наблюдения проводились в течение всего педагогического эксперимента в конце каждого обучения. Высчитывалось количество учащихся с тем или иным уровнем заболеваемости, прослеживалась динамика данных показателей из первого года на второй год. Кроме этого, определялось среднее число заболеваний в год у мальчиков и девочек. И оно определялось по определению достоверности различий по критерию х1 [2].
Полученные результаты показали, что в экспериментальных классах, как среди мальчиков, так и среди девочек, наблю-
Библиографический список
далось значительно меньшее количество детей с высокой заболеваемостью уже после второго года обучения по предлагаемой нами программе. В динамике прослеживается тенденция к уменьшению количества детей с высокой заболеваемостью в экспериментальных классах. Так, к концу педагогического эксперимента в экспериментальных классах наблюдаются несколько детей (8 чел) с высокой заболеваемостью, тогда как в контрольных классах количество детей с высокой заболеваемостью осталось практически неизменным (рис. 2).
Это свидетельствует о достоверности различий между уровнями заболеваемости детей экспериментальных и контрольных классов, а стало быть, подтверждается наша гипотеза о том, что применение спортивно-оздоровительного туризма в школьной практике позволит повысить состояние здоровья учащихся 5-9 классов.
Объясняется данный факт тем, что значительное количество времени отводилось на занятия на свежем воздухе, а также преимущественной направленностью упражнений на всестороннее и гармоничное развитие организма детей, что положительно сказалось на их здоровье.
Таким образом, результаты, полученные в исследовании уровня состояния здоровья учащихся, также подтверждают эффективность разработанной нами программы физической культуры на основе спортивно-оздоровительного туризма и целесообразность используемых средств и методов в обучении и оздоровлении детей экспериментальных классов.
1. Авдеева, Т.Г. Детская спортивная медицина / Т.Г. Авдеева, И.И. Бахрах. - Ростов-н/Д., 2007.
2. Железняк, Ю.Д. Основы научно-методической деятельности в физической культуре и спорте: учеб. пособие для студентов выс. учеб.
заведений. / Ю.Д. Железняк, П.К. Петров. - М., 2009.
Bibliography
1. Avdeeva, T.G. Detskaya sportivnaya medicina / T.G. Avdeeva, I.I. Bakhrakh. - Rostov-n/D., 2007.
2. Zheleznyak, Yu.D. Osnovih nauchno-metodicheskoyj deyateljnosti v fizicheskoyj kuljture i sporte: ucheb. posobie dlya studentov vihs. ucheb.
zavedeniyj. / Yu.D. Zheleznyak, P.K. Petrov. - M., 2009.
Статья поступила в редакцию 25.04.13
УДК 371:39
Biryukova A.S. OPPORTUNITIES AND PROSPECTS OF THE ORGANIZATION OF ETHNOPEDAGOGICAL ACTIVITY. In work results of a stating investigation phase of the organization of the ethnopedagogical activity, the compact accommodation of representatives of the teleut ethnos carried out in the territory are presented, opportunities and prospects of ethnopedagogical activity in this territory are defined.
Key words: ethnopedagogical activity, teleut ethnos, opportunities, prospects.
А.С. Бирюкова, ассистент каф. социальной работы и менеджмента социальной сферы социально-психологического факультета Кемеровского гос. Университета, г. Кемерово,
E-mail: birukova. anastasiya@gmail. com
ВОЗМОЖНОСТИ И ПЕРСПЕКТИВЫ ОРГАНИЗАЦИИ ЭТНОПЕДАГОГИЧЕСКОИ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ
В работе представлены результаты констатирующего этапа исследования организации этнопедагогической деятельности, проведенного на территории компактного проживания представителей телеутского этноса, определены возможности и перспективы этнопедагогической деятельности на данной территории.
Ключевые слова: этнопедагогическая деятельность, телеутский этнос, возможности, перспективы.
Реализация образовательной программы основного общего образования включает организацию этнопедагогической деятельности, которая должна проявляться в урочной и внеурочной деятельности. Целью этнопедагогической деятельности является развитие этнокультурной компетентности школьника, воспитание у него культуры межэтнического общения, что создаст национальную систему образования с определением базовых национальных ценностей [1].
В феврале 2012 г. нами было проведено исследование, ареал которого охватил Беловский муниципальный район Кемеровской области - этническую территорию проживания телеутов, а именно, Новобачатское и Бековское сельские поселения. Констатирующий этап исследования был проведен на базе муниципальных бюджетных образовательных учреждений (МБОУ) «Бе-ковская основная общеобразовательная школа» и «Новобачат-ская средняя общеобразовательная школа». Спецификой данных учреждений является: смешанный состав учащихся, использование национально-регионального компонента в содержании образования. Выбор определялся тем, что на территории Бе-ковского и Новобачатского сельских поселений находятся наиболее крупные места компактного проживания телеутов. Из 2643 телеутов, проживающих в Российской Федерации, в населенных пунктах сельских поселений Беловского муниципального района проживает 1238 телеутов, то есть почти половина всех представителей этой национальности. Организация этнопеда-гогической деятельности в школах обследованной территории складывается из решения следующих проблем: сокращения языкового и культурного пространства.
Проведенное нами исследование социокультурных особенностей межэтнического взаимодействия телеутского этноса (2011 г.) на базе Бековского и Новобачатского сельского поселения выявило, что языковая ситуация в районе характеризуется достаточно сильными позициями русского языка. Среди 100 опрошенных телеутов знание своего родного языка продемонстрировали в общей сложности 30% опрошенных, в том числе 20% ответили, что владеют телеутским свободно, но в основном данные респонденты относились к средней возрастной группе, от 30 до 50 лет. Тревожность вызывает тот факт, что 70% респондентов ответили, что с трудом владеют языком, особенно респонденты младшей возрастной группы - до 29 лет.
Впервые в 1989 году был серьезно поставлен вопрос о возрождении телеутского языка. Так бывший педагог, языковед Людмила Тимофеевна Сыркашева-Рюмина, уроженка этих мест, по национальности телеутка, многие годы собирала телеутские слова, словосочетания, в том числе и географические обозначения. Итогом этой долгой и кропотливой работы стало создание двух уникальных словарей: телеутско-русского и русско-те-леутского.
С 2004 года в телеутских школах был впервые введен те-леутский букварь - «Телеут Тилинин». Инициаторами создания книжки для телеутских первоклассников выступила ассоциация телеутского народа «Энэ-Байат». По инициативе и при непосредственном участии Ассоциации было организованно изучение в Бековской средней школе истории, языка, декоративно-прикладного творчества телеутов, проведено этногене-тическое обследование популяции бачатских телеутов, открыто национальное телеутское предприятие «Байат», разработан проект этнографического музея под открытым небом «Чол-кой» (с. Беково), изданы учебники и учебно-методические пособия по изучению телеутского языка и культуры, проведены десятки «круглых столов», конференций и семинаров по воп-
росам сохранения среды обитания телеутов и совершенствования законодательной базы по защите прав коренных малочисленных народов.
Результаты анкетного опроса, проведенного нами в 2012 г., показали, что языковая ситуация в местах компактного проживания телеутов Беловского района, по-прежнему, характеризуется традиционно сильной позицией русского языка, который выступает средством межнациональной коммуникации, не смотря на проводимые в районе мероприятия. Таким образом, в условиях сильного влияния русскоязычного информационного фона, не только телеутское, но и значительная часть русского населения живет в ситуации билингвизма, сферы употребления русского языка и русской культуры постоянно расширяются и происходит постепенная культурная ассимиляция телеутской этнической культуры.
Сохранение и развитие языка и культуры являются одними из главных проблем телеутского этноса. Воспитание учащихся на народной культуре, знании языка позволит оказать гуманизирующее влияние на духовный мир школьников, сохранить историческую преемственность поколений. Сегодня, в условиях многонационального государства, стабилизирующим фактором является национальная культура. Каждый народ имеет право на сохранение и развитие своей национальной культуры, как основного фактора своей самобытности, а также - как органической части общественной культуры, учитывая сохранение баланса во взаимоотношениях между народами.
Проведенный нами сбор эмпирических данных позволил сделать следующие выводы:
- На территории Беловского района успешно реализуются программы разного уровня: региональная программа «Социально-этническое развитие наций и народностей в Кемеровской области», «Социальное развитие коренных малочисленных народов», целями и задачами которых являются среди прочих: создание условий для сохранения и развития культуры, языка, повышение уровня образования коренных малочисленных народов - телеутов.
- Предприняты попытки организации этнопедагогической деятельности на данной территории: выявлен организационносодержательный аспект этнопедагогической деятельности, представленный программами, функционированием национальных групп, кружков, процессуальный аспект этнопедагогической деятельности, заключающийся в комплексе теоретических и методических знаний и педагогических умений представлен слабо.
В 2010 г. в с. Беково Беловского района на базе МОУ «Бе-ковская средняя общеобразовательная школа» впервые открылся областной лингвистический лагерь дневного пребывания «Тан» («Рассвет»). В работе лагеря приняли участие 25 детей в возрасте от 11 до 15 лет, изучающие телеутский язык и культуру, из г. Белово, Беловского и Гурьевского районов.
Организаторы лингвистического лагеря поставили следующие цели:
- создать условия для сохранения и развития языка, традиций, обычаев телеутского народа,
- способствовать сохранению национальных видов спорта,
- воспитать у детей чувства патриотизма и уважения к традиционным семейным ценностям.
С 2011 и до 2014 г. на территории Бековского сельского поселения реализуется программа педагогического эксперимента «Этнокультурный образовательный центр как условие сохранения телеутского языка и культуры среди учащихся». Направления реализации данной программы в основном концентрируют-
ся на сохранении языка и традиций телеутского народа. Каждый год телеуты отмечают свои национальные праздники: Пар-дакай, Ильин день, Девятая пятница и др. В Беловском районе ежегодно проходят областные спортивные мероприятия: детская спартакиада по национальным видам спорта коренных малочисленных народов Кемеровской области и турнир по национальной борьбе «куреш».
Несмотря на предпринимаемые меры, восстановление духовной культуры телеутов, которая основательно разрушена, маловероятно. Для этого необходимо возрождение окружающей природной среды, что в условиях индустриального Кузбасса вряд ли возможно.
- В рамках языковой политики Бековская общеобразовательная школа с 2008 года включила в образовательный процесс обязательный национально-региональный компонент. Те-леутский язык планово изучается во 2-6 классах 1 час в неделю. Во вторых классах - 1 час в неделю, плюс 2 часа - кружковое обучение. Однако национально-региональный компонент введен лишь в МБОУ «Бековской основной общеобразовательной школе», а в МБОУ «Новобачатская средняя общеобразовательная школа» данный компонент не введен, несмотря на смешанный состав учащихся. Педагоги Бековской школы вошли в состав рабочей группы областной программы «Разработка национально-языкового и этно-педагогического компонентов в школах в местах компактного проживания коренных малочисленных народов Кемеровской области».
Проводимая работа по использованию национально-регионального компонента в образовательных учреждениях, организации этнопедагогической деятельности на территории района требует научно-методического сопровождения, обновления подхода к решению вопроса. С 1991 года работа по внедрению национально-регионального компонента в содержание образования носило чисто интуитивный характер. Педагоги самостоятельно разрабатывали программы по телеутскому языку, декоративно-прикладному искусству телеутов, проводили мероприятия по изучению истории и культуры этноса.
Результаты констатирующего этапа исследования, проведенного нами, позволили выявить следующие особенности:
1) существующий учебный процесс характеризуется рассогласованием между необходимостью сохранения языка и куль-
Библиографический список
туры телеутского народа и недостаточностью количества часов в учебном плане;
2) этнопедагогичсекая деятельность обследованной территории сводится лишь к сохранению языка и традиций телеутс-кого народа, не учитывая проблемы межэтнического взаимодействия и социализации личности школьника;
3) преобладает доминирование внеурочной деятельности, организация этнопедагогической деятельности осуществляется в большей степени ею;
4) организационно-содержательный компонент и педагогическое сопровождение в работе школ представлено слабо.
Мы считаем, что возможности сельских школ по организации этнопедагогической деятельности обследованной территории должны складываться из следующих параметров:
- развитости материально-технического оснащения школы;
- квалифицированности преподавательского состава;
- регулирования качества взаимодействия с учреждениями культуры, здравоохранения и пр.;
- построения гуманистических отношений участников воспитательного процесса (педагог - ребенок - родитель);
- развитости научно-методического обеспечения.
На территории Беловского района успешно реализовываются первые три компонента. Последние два нуждаются в пе-ресмотрении.
Перспективы организации этнопедагогической деятельности в сельской школе видятся нам в разработке направлений организации этнопедагогической деятельности по социализации учащихся, включающих:
- создание и использование полиэтнической образовательной среды сельской школы (формы, методы, средства),
- реализацию регионального компонента содержания образования по социализации учащихся разных ступеней, осуществление этнопедагогической направленности образовательного процесса,
- методическое обеспечение этнопедагогической деятельности социума, образовательного учреждения и семьи.
Разработка данных направлений представляется нам не только в сохранении языка и культуры народа, но и регулировании межличностных отношений между школьниками, а также процессов социализации, которые не возможны без организации этнопедагогической деятельности в сельской школе.
1. Бережнова, Л.Н. Этнопедагогика: учеб. пособие для студ. высш. учеб. заведений / Л.Н. Бережнова, И.Л. Новак, В.И. Щеглов. -М., 2007.
Bibliography
1. Berezhnova, L.N. Ehtnopedagogika: ucheb. posobie dlya stud. vihssh. ucheb. zavedeniyj / L.N. Berezhnova, I.L. Novak, V.I. Theglov. -M., 2007.
Статья поступила в редакцию 02.05.13
УДК 378
Kazibekova S. T. ACTUATION OF COGNITIVE ACTIVITY OF BACHELORS OF MATHEMATICS USING MULTIMEDIA TECNOLOGIES. The function and the place of multimedia technology in actuation of cognitive activity of bachelors of pedagogical education in math are reviewed in the article. Author's multimedia presentations, which make it possible to labialize cognitive of activity bachelors in the study of discipline «Methods of teaching mathematics».
Key words: multimedia technology, actuation of cognitive activity, multimedia presentations, bachelors of maths.
С.Т. Казибекова, ассистент каф. информатики и вычислительной техники Дагестанского гос.
педагогического университета, г. Махачкала, E-mail: [email protected]
АКТИВИЗАЦИЯ ПОЗНАВАТЕЛЬНОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ БАКАЛАВРОВ ПО ПРОФИЛЮ «МАТЕМАТИКА» С ИСПОЛЬЗОВАНИЕМ МУЛЬТИМЕДИЙНЫХ ТЕХНОЛОГИЙ
В статье рассматривается роль и место мультимедийных технологий в активизации познавательной деятельности бакалавров педагогического образования по профилю «Математика». Представлены авторские мультимедийные презентации, которые позволяют активизировать познавательную деятельность бакалавров при изучении дисциплины «Методика обучения математике».
Ключевые слова: мультимедийные технологии, активизация познавательной деятельности, мультимедийные презентации, бакалавр по профилю «Математика».