4. Ярошенко Н.Н. История и методология теории социально-культурной деятельности: учебник / Н.Н. Ярошенко - М.: МГУКИ, 2007. - 360 с.
Чернова Людмила Владимировна,
кандидат педагогических наук, доцент кафедры музыкального образования.
Уральский государственный педагогический университет. (г. Екатеринбург, Россия)
УДК 378.978:37.013.73
АКСИОСФЕРА И ЭКОСФЕРА МУЗЫКАЛЬНО-ПЕДАГОГИЧЕСКОЙ КУЛЬТУРЫ
AXIOSPHERE AND ECOSPHERE OF MUSICAL-PEDAGOGICAL CULTURE
В предлагаемой статье затрагивается проблема ценностного подхода к теории и практике музыкального образования. Аксиология музыкального образования ставит вопрос о связи ценностей с природой, культурой, обществом, личностью. Отмечается необходимость сопряжения ценностного и экологического подходов к пониманию сущности музыкально-педагогической культуры и ее места в системе профессионального музыкального образования.
Ключевые слова: музыкальное образование, ценностное отношение к искусству, экологический кризис.
This article addresses the issue of axiological approach to the theory andpractice of music education. Axiology of music education raises the question about the relationship of values to nature, culture, society, personality. The necessity of pairing values and ecological approaches to understanding of essence of musical-pedagogical culture and its place in the system of professional music education is underlined.
Key words: music education, value attitude to the arts, environmental crisis.
Аксиологические ориентиры, воплощающие в себе непреходящие ценности духовной жизни общества, всегда составляли одну из сущностных основ стратегии в сфере образования. Одним из главных признаков стратегии современного развития музыкального образования, по нашему убеждению, является создание у будущего учителя музыки не только фундаментальных начал существующей системы традиционных общечеловеческих ценностей, но и формирование новых, актуализировавшихся в современных условиях.
Аксиология образования ставит вопрос о связи ценностей между собой и связи их с природой, культурой, обществом, личностью. Значимость духовной составляющей образования, понимание его как процесса передачи ценностного знания и на его основе формирования ценностного отношения, ценностного поведения человека подчеркивал еще Платон.
Современный ценностный подход представляет собой необходимое связующее звено между теорией и практикой музыкального образования.
Прежде всего, следует исходить из положения о том, что система ценностей не статична, находится в постоянном развитии, она обусловливается достижениями данного общества в сфере культуры. Художественно-творческий, педагогический поиск сопряжения ценностного и экологического подходов к пониманию сущности музыкально-педагогической культуры и ее места в системе профессионального музыкального образования вызван назревшей необходимостью разрешения противоречий между разными формами сознания (научным, художественно-эстетическим, ценностным, экологическим), между духовным и материальным способом освоения мира.
Поскольку человечество вступило в грозную для него эпоху «экологического кризиса», происходит вызревание новой мыслительной парадигмы, теоретическое осмысление взаимоотношений между природой, культурой и обществом. В своей основе проблема экологии культуры и экология окружающей природной среды имеют много общего. В центре внимания многих экологических мероприятий стоит проблема борьбы с загрязнением среды. Сходные задачи возникают и в искусстве. К нарушению, разладу естественных отношений человека и среды, как известно, ведут разные причины. Техническая революция вносит в природу дисгармонию, загрязняет ее. В эволюции музыки тоже происходят экологические сдвиги. Уходит в прошлое первозданная чистота региональных культур, смещаются жанровые, стилевые, языковые элементы относительно первоначальных границ. Слушатель может и не знать, какая опасность таится в восприятии предлагаемой музыки, что его «окуривают» некоей неприемлемой музыкой, что ему внушается ложное представление о ценностях музыкальной культуры. Нужно быть предельно острожным при непродуманных реконструкциях существующей художественной системы. Борьба за чистоту музыкальных вкусов, за идеал искренности и правдивости в оценках явлений искусства -одна из актуальных проблем музыкальной педагогики, сравниваемых с очищением водоемов и атмосферы.
Музыкально-педагогическая культура, являясь интегративным качеством будущего специалиста в области музыкально-педагогического образования, включает в себя, прежде всего, ценностное отношение к наследию человечества в области разных видов музыкальной деятельности. Познание сущности ценностей как компонента культуры помогает раскрыть значение этой категории для анализа музыкально-педагогической реальности, для музыкального исполнительства.
Уровень музыкально-творческого потенциала педагога определяется неразрывностью цепи художественных связей системы «композитор-исполнитель-слушатель» в процессе функционирования музыкально-педагогической культуры. Этот слой составляют информационный, аксиологический и экологический потенциалы. Спецификой каждого из них
определяются разные возможности и формы участия субъектов в музыкально-педагогической деятельности. Экологический и аксиологический потенциалы являются в определенной мере весьма значимыми на всем протяжении деятельности музыканта-педагога. Ибо в них кристаллизуются духовные потребности и ученика, и учителя, отражается степень их удовлетворения и осмысливаются пути дальнейшей музыкальной эволюции.
Обращение к музыкальному искусству как к средству гармонизации человека с окружающей культурной и природной средой вызывает необходимость изучения аксиосферы и экосферы музыкально-педагогической культуры. Эта концептуальная идея, включающая экологический и ценностный подходы, может быть реализована через комплекс принципов: целостности, адаптивности и эволюционности. Эти принципы реализуются нами в процессе подготовки студентов вуза к музыкально-педагогической деятельности.
Принцип целостности позволяет педагогу организовывать обучение музыкальному искусству в единстве исполнения и восприятия мировых, национальных и региональных образцов музыкального искусства.
Принцип адаптивности позволяет преподавателю конструировать педагогический процесс таким образом, чтобы студент научился приспосабливаться к постоянно меняющимся современным условиям существования музыкального искусства.
Принцип эволюционности позволяет педагогу организовывать учебный процесс обучения музыкальному искусству на основе накопления, обобщения слухового и исполнительского опыта мирового музыкального искусства, с позиций изменения их потребностей и музыкальных вкусов.
Музыкальная деятельность человека, как и любая другая, многогранна по своей структуре. Она представляет собой сложнейшую организацию целого ряда когнитивных, исполнительских, целеобразующих, эмоционально-оценочных и прочих процессов, между которыми существуют подвижные взаимосвязи. Природа и сущность этих явлений находятся в центре внимания научной мысли философов, физиологов, психологов и педагогов. В отличие от других видов художественной деятельности человека (создания живописных произведений, скульптуры), музыкальная, а точнее музыкально-исполнительская деятельность является актом вторичного воссоздания художественного продукта. Поэтому музыкант-исполнитель и музыкант-педагог выступают как посредники между автором и слушателем. Вследствие этого музыкально-педагогическое сознание должно отражать общественные вкусы, предпочтения, идеалы, художественно-эстетические и морально-этические позиции людей, способствующие распространению духовно -нравственных ориентиров и интересов.
В развитии музыкальной культуры, особенно в развитии певческого жанра, происходят сейчас значительные изменения. Убывающая сфера классики обретает форму определенного социального статуса - элитного искусства. В то же время возрастает роль эстрадных жанров. Именно в
настоящее время выявляется потребность в современной эстрадной индустрии, ориентированной на западный афроамериканский стиль, не свойственный русской музыкальной культуре, направленной на заполнение свободного времени и несущей развлекательную функцию. Все это ведет к потере национальных корней и традиций, интонационной основы не только певческого, но и других жанров музыкального искусства, а также к оскудению духовно-нравственного потенциала как исполнителей, так и слушателей. Развитие множества техник композиции, с одной стороны, успехи в области инструментального, аппаратурного, электроакустического обеспечения музыкантов и слушателей, с другой, явились причиной появления опасности превращения музыки в бытовой шум.
В различных научных источниках методологическими основами экологического образования детей и юношества являются идеи, концепции и положения, раскрывающие систему отношения человека к его связям с внешним миром, возможности и последствия изменения этой связи в интересах человечества, приоритет сохранения природной среды в решении задач социального порядка.
В педагогической науке (А. Н. Захлебный, И. Д. Зверев, И. Т. Суравегина и др.) разработана концепция, сформулированы принципы, определены цели и задачи экологического образования в общеобразовательной школе, которые призваны формировать экологическое мировоззрение, нравственность и экологическую культуру подрастающего поколения.
К концу XX века в психолого-педагогической науке начались дискуссии о дальнейших стратегиях развития экологического образования школьников. Поэтому в середине 90-х годов прошлого столетия на стыке трех научных дисциплин, - экологии, экологической психологии и педагогики, - возникло новое направление, - экологическая психопедагогика (С. Д. Дерябо, В. А. Ясвин и др.), предметом которой явилось изучение становления и развития психических состояний, обеспечивающих формирование экологического сознания личности и ощущение себя частью природы.
Решение задач экологической психопедагогики требует разработки экологического подхода во всей системе образования, в том числе и в системе музыкального образования. Решение проблемы разработки экологического подхода в музыкально-педагогическом образовании связано с необходимостью осуществления комплексного анализа основных экологических идей философов, музыковедов, психологов, физиологов, педагогов и социологов.
В философском учении русских космистов (Н. А. Бердяев, В. И. Вернадский, В. С. Соловьев, Н. Ф. Федоров и др.) рассматриваются идеи единства человека и природы и их гармоничного взаимодействия. Рассмотрение этого подхода невозможно без выявления общих черт в экологическом, ценностном и художественно-эстетическом сознании педагога-музыканта. Их объединяет идея гармонизации личности с окружающим миром и с самим собой, провозглашается идея и о
необходимости реализации педагогического процесса в опоре на созидательную и жизнеутверждающую творческую деятельность.
Суть и формы образовательной деятельности, будь она направлена на других людей или на самого себя, определяется убеждениями, связанными с отношениями к культуре, природе, обществу. Музыкальная культура общества и культура педагога-музыканта являются показателем того, как усваивается истина и красота, как усваиваются художественно-эстетические и общечеловеческие ценности.
Музыкально-педагогическая культура культурна в той степени, в какой приближает нас к вечным человеческим ценностям, и анти-культурна, в какой отводит человека от меры причастности к вечному, к свету Истины, Добра, Красоты.
Эволюция всей музыкальной и музыкально-педагогической культуры далека от примитивности понятий прогресса и регресса, ибо развертывается не в одном лишь линейном времени. Как ныне соседствует возрождение с вырождением, так чрез каждую точку физического времени истории, чрез дни и столетия, пробиваются два невидимых потока, две незримых истории -традиции музыкальной культуры и традиции музыкальной педагогики.
Свету, высоте, красоте благодатно преображенной жизни должно стать причастно все содержание культуры и искусства - в этом заключается их единственный смысл. Мерой причастности к мировой гармонии определяется ценность всей музыкальной культуры. Высокая цель музыкально-педагогической культуры - передавать новым поколениям людей не труху и мусор, а свет красоты и жажду духовного совершенства.
Педагогу-музыканту важно понимать, как сказываются на его работе эти убеждения. Попытка осознать эти ценности поможет обрести и сохранить необходимую педагогическую форму.
ЛИТЕРАТУРА
1. Дерябо С.Д. Экологическая педагогика и психология / С.Д. Дерябо, В.А. Ясвин. - Ростов-на-Дону: Феникс, 1996. - 480 с.
2. Каган М.С. Философия культуры / М.С. Каган - СПб.: ТОО ТК «Петрополис», 1996. -416 с.
3. Каган М.С. Философская теория ценностей / М.С. Каган - Санкт-Петербург. Тоо ТК 2 Петрополис», 1997. - 205 с.
4. Калугина О. В. Обучение младших школьников певческому искусству на основе экологического подхода в учреждениях дополнительного музыкального образования: автореферат дис. ... канд. пед. наук: 13.00.02 / О.В. Калугина - Екатеринбург, 2008. - 23 с.
5. Плеханова О.Е. Технология формирования вокально-педагогической культуры учителя музыки в процессе вузовской подготовки: автореферат дис. канд. пед. наук: спец. 13.00.08 - Теория и методика профессионального образования / О.Е. Плеханова. - Екатеринбург, 2006. - 23 с.
6. Сластенин В.А. Введение в педагогическую аксиологию: учеб. пособие для студ. высш. учеб. заведений / В.А. Сластенин, Г.И. Чижакова. - М.: Академия, 2003. - 192 с.
7. Чернова Л.В. Вокально-речевая культура учителя музыки: эксперимент, теория, практика / Л.В. Чернова - ФГБОУ ВПО Урал. гос. пед. ун-т. Екатеринбург, 2015. - 195 с.
ПРОБЛЕМЫ ПЕДАГОГИЧЕСКОЙ ПСИХОЛОГИИ
Андриенко Владлена Сергеевна
преподаватель кафедры адаптивной физической культуры ГОУ ВПО «Донецкий институт физической культуры и спорта»
(г. Донецк, ДНР)
УДК 378:159.98 - 057.875
ПСИХОЛОГИЧЕСКИЕ АСПЕКТЫ ЛИЧНОСТНОГО И ПРОФЕССИОНАЛЬНОГО СТАНОВЛЕНИЯ ПРАКТИЧЕСКОГО
ПСИХОЛОГА
PSYCHOLOGICAL ASPECTS OF THE PERSONAL AND PROFESSIONAL DEVELOPMENT OF A PRACTICAL PSYCHOLOGIST
Работа посвящена психологическому анализу особенностей личностного и профессионального становления практического психолога, как комплексной психолого-педагогической проблеме, принадлежащей социально-психологической реальности. Внедрение системы психологического обеспечения в процесс профессионального становления может позитивно влиять на профессиональное становление, самоопределение и самосовершенствование специалистов, что будет способствовать формированию и развитию гармоничной личности.
Ключевые слова: профессиональная подготовка, реализация профессиональной деятельности, самосовершенствование, профессиональная самоидентификация, профессиональное становление, самоопределение.
The work is devoted to the psychological analysis of the peculiarities of the personal and professional becoming of a practical psychologist, as a complex psychological and pedagogical problem belonging to the socio-psychological reality. The introduction of a psychological support system in the process of professional development can positively influence the professional development, self-determination and self-improvement of specialists, which will contribute to the formation and development of a harmonious personality.
Keywords: vocational training, realization of professional activity, self-improvement, professional self-identification, professional formation, self-determination.
Актуальность исследований в области профессиональной и личностной подготовки психологов определяется востребованностью услуг практического психолога и связанным с этим активным развитием психологической службы в различных областях общественной жизни, увеличением количества вузов, готовящих специалистов данного профиля. В условиях насыщения рынка психологических услуг с особой остротой встаёт вопрос об их качестве. Потребность практики в высококвалифицированных специалистах ставит перед высшей школой вопросы поиска эффективных путей обеспечения качественной профессиональной подготовки практических психологов.