КУЛЬТУРОЛОГИЯ МЕДИА CULTURAL MEDIA
Знак: проблемное поле медиаобразования. 2024. № 1 (51). С. 79-87 elSSN 2949-3641; ISSN 2070-0695 (print). Znak: problemnoe pole mediaobrazovanija. 2024;1(51): 79-87. elSSN 2949-3641; ISSN 2070-0695 (print).
Научная статья УДК 316.752; 8144
DOI 10.47475/2070-0695-2024-51-1-79-87
АКСИОМАРКИРОВАНИЕ СОБЫТИЙ И ФОРМИРОВАНИЕ ЦЕННОСТНЫХ УСТАНОВОК В КУЛЬТУРНОМ МЕДИАДИСКУРСЕ ПЕРЕХОДНОГО ПЕРИОДА
Вера Владимировна Антропова
Челябинский государственный университет, Челябинск, Россия, [email protected], https://orcid.org/0000-0003-3421-9978
Аннотация. Автор, разделяя мнение транзитологов о ценностной турбулентности в переходном обществе, в качествеобъектаисследования рассматриваеткультурный медиадискурснастоящего времени:пропагандируя вечные ценности, он стоит над всеми остальными тематическими остросоциальными дискурсами, является показательным именно в силу своей нейтральности, надситуационности, рефлексивности. Предметом анализа стали когнитивные механизмы аксиомаркирования и аксиоконструирования в культурном медийном дискурсе переходного периода, цель работы - выявление определенных закономерностей аксиомаркирования и аксиоформирования. Материалом стали публикации, посвященные двум ценностно релевантным и ценностно значимым событиям 2023 года - вечеринке Анастасии Ивлеевой и выходу сериала «Слово пацана. Кровь на асфальте», извлеченные из официальных источников информации и из СМИ, претендующих на непредвзятое освещение.
Применяя метод анализа контента, автор приходит к основным выводам: 1) в культурном дискурсе транзитивного периода образуются зоны перехода, в которых локализуются другие тематические дискурсы; 2) доля присутствия в нем иных тематических дискурсов и степень проявленности оценки (в самом широком ее понимании) зависит от типа СМИ. В официальных медиа культурный дискурс все больше маргинализируется, уходит от надвременности, начинает функционировать так, как остросоциальные дискурсы, в нем все более отчетливо проявляют себя жесткая ценностная категоризация и структурирование информации. В дискурсе культуры независимых СМИ аксиомаркирование и аксиоконструирование осуществляется в фактологической системе координат; 3) главными когнитивными механизмами ценностной категоризации являются, во-первых, противопоставление с применением разного рода бинарных оппозиций, выходящих далеко за пределы сферы культуры, во-вторых, сценирование; 4) адресат культурного дискурса переходного периода становится свидетелем нескольких ценностных программ - «старых» и «новых», находящихся в конфликтных и конкурентных отношениях, при этом в официальных СМИ о новом аксиологическом проекте говорится как уже об утвержденном и единственно возможном, независимым присущи проектность, конкурентность.
Ключевые слова: медийный дискурс, переходное общество, культура, аксиомаркирование, ценностные установки.
Для цитирования: Антропова В. В. Аксиомаркирование событий и формирование ценностных установок в культурном медиадискурсе переходного периода // Знак: проблемное поле медиаобразования. 2024. № 1 (51). С. 79-87. doi: 10.47475/2070-0695-2024-51-1-79-87
Original article
THE AXIOMARKATION OF EVENTS AND THE FORMATION OF VALUE ATTITUDES IN THE CULTURAL MEDIA DISCOURSE OF THE TRANSITION PERIOD
Vera V. Antropova
Chelyabinsk State University, Chelyabinsk, Russia, [email protected], https://orcid.org/0000-0003-3421-9978
Abstract. The author, sharing the opinion of transitionologists about value turbulence in a transitional society, considers the cultural media discourse of the present time as an object of research. Propagating eternal values, it stands above all other thematic acute social discourses, is indicative precisely because of its neutrality, supra-situationality, reflexivity. The subject of the analysis is the cognitive mechanisms of axiomarkation and axioconstruction in the cultural media discourse of the transition period, the purpose of the work is to identify certain patterns of axiomarkation and axioforming. The material was published on two value-relevant events in 2023 -Anastasia Ivleeva's party and the release of the TV series "The Word of the Kid. Blood on the asphalt", they were extracted from official sources of information, as well as from the media claiming to have unbiased coverage.
Using the content analysis method, the author comes to the main conclusions: 1) in the cultural discourse of the transitive period, transition zones are formed in which other thematic discourses are localized; 2) the proportion of the presence of other thematic discourses in it and the degree of manifestation of the assessment depends on the type of media. In the official media, cultural discourse is increasingly marginalized, moving away from the supra-temporal, begins to function like highly social discourses, and rigid value categorization and structuring of information are becoming more and more clearly manifested in it. In the discourse of culture of independent media, axiomarkation and axioconstruction are carried out in a factual coordinate system; 3) the main cognitive mechanisms of value categorization are, firstly, opposition using various kinds of binary oppositions that go far beyond the sphere of culture, and secondly, staging; 4) the addressee of the cultural discourse of the transition period becomes a witness to several value programs - "old" and "new", which are in conflict and competitive relations, while in the official media the new axiological project is spoken of as already approved and the only possible one, which is inherent in design, competitiveness.
Key words: media discourse transitional society, culture, axiomarkation, value attitudes.
For citation: Antropova V. V. (2024). The axiomarkation of events and the formation of value attitudes in the cultural media discourse of the transition period. Znak: problemnoe pole mediaobrazovanija. 1(51): 79-87. doi: 10.47475/2070-0695-2024-51-1-79-87 (In Russ.).
Введение
Аксиомаркирование событий (придание событиям ценностной значимости, идентифицирование событий как ценностно значимых) и формирование ценностных установок в период транзита осуществляется по-особому в силу важных особенностей именно транзитивного (переходного) общества:
1) «старые ценности уже не работают или по инерции продолжают сосуществовать с новыми, находящимися в становлении» (Кусля 2012: 11),
2) имеется несколько проектов системного трансформирования общества, находящихся в конфликтных и конкурентных отношениях (Кусля 2012; Попов, Музыка, Киселев 2016, 2017; Тимофеенко 2015; Федотова 2015),
3) итогом системных ценностных изменений становится утверждение новых социальных отношений, ценностных установок на основе ценностно-нормативного консенсуса (Кусля 2012; Федотова 2010, 2015).
Российское общество сегодня с полным правом можно назвать переходным, поскольку нынешняя общественно-политическая ситуация пришла в противоречие с превалировавшей в последние десятилетия моделью развития России как частью глобализированного западного общества, что выразилось в отказе от западных установок и ориентировании на национально-культурные традиции (автор 2023; Балашова 2022; Бредихин 2023; Панкратов 2022; Седова 2023). Спецоперация, превратившаяся в затяжной военный конфликт, обнаружила системность трансформирования российского социума на всех уровнях его организации - идеологическом, политическом, геополитическом, экономическом, культурном и, конечно, ценностном, поскольку ценности пронизывают все сферы жизнедеятельности общества.
Постановка цели исследования, материалы, методы
Объектом анализа стал культурный медийный дискурс настоящего времени, который был выбран не случайно: пропагандируя так называемые вечные ценности, он как бы стоит над всеми остальными тематическими дискурсами - остросоциальными, кратковременными и быстротечными, является показательным именно в силу своей нейтральности (Василенко 2013: 17), надситуационности, рефлексивности. Под культурным медийным дискурсом будем понимать совокупность текстов на тему культуры, опубликованных в СМИ (Василенко 2015: 17). Предметом анализа стали когнитивные механизмы аксиомаркирования и аксиоконструирования в культурном медиадискурсе переходного периода. Цель работы - выявить определенные закономерности аксиомаркирования и аксиоформирования в культурном медийном дискурсе обозначенного типа.
В качестве ценностно релевантных (соответствующих цели, обеспечивающих достоверность выводов, удовлетворяющих научно-поисковым параметрам) событий в культурном медиадискурсе были определены
два - выход сериала «Слово пацана. Кровь на асфальте» и вечеринка Анастасии Ивлеевой - на том основании, что достоверные источники информации (качественные аналитические СМИ; аналитические центры; официальные СМИ, публикующие новостную информацию) называют эти события как ценностно резонансные, ценностно значимые в 2023 году, причем как в связке, так и по отдельности. Так, «Коммерсантъ» в рейтинге «Громкие культурные события года» на четвертую позицию (после передачи иконы «Троица» РПЦ) поместил премьеру сериала «Слово пацана. Кровь на асфальте» (Громкие культурные события года // Коммерсантъ. 2023. 30 декабря, https://www.kommersant.ru/gallery/6412572?ysclid=lrkg4zv68f453158881). В отчете Левада-Центра (внесен Минюстом в список иноагентов) фильм «Слово пацана. Кровь на асфальте» на основании опроса россиян назван лучшим телесериалом 2023 года (первая позиция в номинации «Лучший сериал»), а его выход считается одним из главных культурных событий года (Главные политические и культурные события и герои 2023 года // Аналитический центр Юрия Левады. 2023. 22 декабря, https://www.levada.ru/2023/12/22/glavnye-politicheskie-i-kultumye-sobytiya-i-geroi-2023-goda/?ys clid=lrkf07maej898622290). Вечеринка Насти Ивлеевой не вошла в топ-10 самых обсуждаемых событий года, поскольку в рейтинге «Коммерсанта» заметность событий напрямую зависит от влиятельности освещающих их СМИ, а этот инфоповод широко обсуждался прежде всего в массовых изданиях, публикующих светскую хронику. В рейтинге Левада-Центра вечеринка не вошла в топ-10 важнейших событий из-за акцентирования в анкете внимания респондентов на политических событиях, поскольку сфере культуры посвящены отдельные специальные номинации.
Однако следующие СМИ эти события рассматривали в тандеме, позиционируя их как два самых обсуждаемых события 2023 года:
1) Социолог о культуре в 2023-м: «Слово пацана» и «голая вечеринка» подвели черту // Радио Sputnik. 2023. 29 декабря, https://sputnik.by/20231229/sotsiolog-o-kulture-v-2023-m-slovo-patsana-i-golaya-vecherinka-podveli-chertu-1082454725.html?ysclid=lrdn5z3bjr450715663,
2) Глава Дагестана высказался о сериале «Слово пацана» и голой вечеринке Ивлеевой // Lenta.ru. 2023. 29 декабря, https://lenta.ru/news/2023/12/29/glava-dagestana-vyskazalsya-o-seriale-slovo-patsana-i-goloy-vecherinke-ivleevoy/?ysclid=lrdmul67ae754700498,
3) Меликов высказался о сериале «Слово пацана» и голой вечеринке Ивлеевой // РИА «Новости». 2023. 28 декабря, https://ria.ru/20231228/melikov-1918865261.html?ysclid=lrdmjsuaym381872350,
4) Глава Дагестана прокомментировал вечеринку Ивлеевой и сериал «Слово пацана» // Московский комсомолец. 2023. 29 декабря, https://www.mk.ru/social/2023/12/29/glava-dagestana-prokommentiroval-vecherinku-ivleevoy-i-serial-slovo-pacana.html?ysclid=lrdmvvyk46165601407,
5) Глава Дагестана раскрыл, что думает о «Слове пацана» и вечеринке Ивлеевой // News.ru. 2023. 29 декабря, https://news.ru/regions/glava-dagestana-raskryl-chto-dumaet-o-slove-pacana-i-vecherinke-ivleevoj/?ys clid=lrkhmkxnl3438572184.
Более того, в конце декабря в Москве, после вечеринки Насти Ивлеевой, прошла вечеринка в стиле «Слово пацана», и уже одно это событие с его дресс-кодом автоматически отсылает читателей к вечеринке Насти Ивлеевой и связывает эти два инфоповода в сознании аудитории воедино (Фадеева Е., Борисова В. Переодетые милиционеры, парни со двора и чушпаны. Как в Москве прошла вечеринка с автором «Слова пацана» // MSK1. RU. 2023. 30 декабря, https://msk1.ru/text/entertainment/2023/12/30/73083296/?ysclid=lrdms9kg1d623433493).
Материалом анализа стали заявленные публикации, в которых одновременно комментируются эти два события (см. список выше), к ним мы добавили топовые публикации из СМИ, отобразившиеся в поисковой системе «Яндекс» на первых страницах отдельно по запросу «вечеринка Ивлеевой» и отдельно по запросу «Слово пацана» (по состоянию на 15.01.2024). В общей сложности с помощью метода анализа контента было проанализировано 18 материалов из массмедиа, которые позиционируют себя как официальные источники информации (то есть публикуют информацию о деятельности органов государственной власти, излагают официальную позицию по определенным вопросам - Ахмадулин, Овсепян 2023: 12-13) или же претендуют на независимость, объективность, непредвзятое освещение (нумерация продолжается):
6) Последствия голой вечеринки Ивлеевой: налоговая проверка и извинения, что грозит блогерше // Lenta.ru. 2023. 28 декабря, https://lenta.ru/articles/2023/12/28/posledstviya-goloy-vecherinki-ivleevoy/?ysclid=l rew0ytyyl507797426,
7) Вход по черным спискам. Участников вечеринки Анастасии Ивлеевой лишают эфира и рекламных контрактов // Коммерсантъ. 2023. 26 декабря, https://www.kommersant.ru/ doc/6427360?ysclid=lrew1owhrn146140567,
8) Ошибка дверью: как власть использует скандал с вечеринкой Насти Ивлеевой // Forbes Russia. 2023. 28 декабря, https://www.forbes.ru/mneniya/503569-osibka-dver-u-kak-vlast-ispol-zuet-skandal-s-vecerinkoj-nasti-ivleevoj?ysclid=lrew2fcefd858244894,
9) «Голая вечеринка» Анастасии Ивлеевой и ее последствия для шоу-бизнеса // РБК. 2023. 28 декабря, https://www.rbc.ru/society/28/12/2023/658c5e779a794703efb49791?ysclid=lrew31b7nz965923413,
10) Звезды на «голой» вечеринке Ивлеевой: кто был в списке приглашенных // РЕН ТВ. 2023. 28 декабря, https://ren.tv/longread/1176911-zvezdy-na-goloi-vecherinke-ivleevoi-kto-uchastvoval-a-kto-otkazalsia ?ysclid=lrew4z2ikp828746251,
11) Час расплаты: как наказали гостей «голой вечеринки» // РИА «Новости». 2024. 13 января, https:// ria.ru/20240113/vecherinka-1920742226.html?ysclid=lreuvp0mt4932241690,
12) Отмена звезд с «голой» вечеринки: почему россияне не поверили их извинениям? // Российская газета. 2023. 28 декабря, https://rg.ru/2023/12/28/otmena-zvezd-s-goloj-vecherinki-pochemu-rossiiane-ne-poverili-ih-izvineniiam.html?ysclid=lrewcm2bfq670739021,
13) Вечеринка Ивлеевой на контрасте с тем, что происходит на СВО // Радио России, программа «Консерватники». 2023. 24 декабря, https://smotrim.ru/audio/2744282?ysclid=lrewi5z25766380500,
14) Вышел сериал «Слово пацана» о молодежных бандах времен распада СССР. Почему его обязательно стоит посмотреть? // Lenta.ru. 2023. 10 ноября, https://lenta.ru/articles/2023/11/10/slovop/?ysclid =lrmb828bw917053770,
15) «Слово пацана»: о чем сериал и почему его хотят запретить // Коммерсантъ. 2023. 4 декабря, https:// www.kommersant.ru/doc/6379657?yschd=lrmaw98ngh673815960,
16) «Слово пацана. Кровь на асфальте»: что говорят о сериале критики. «Талантливый проект» или «косплей», который выясняет отношения с прошлым // РБК. 2023. 21 ноября, https://www.rbc.ru/life/news/655b6 5bf9a79471d1edd3aaa?ysclid=lrmc53jnki308745243,
17) «Слово пацана» - жесть на экране. Стоит ли бояться бандитского сериала // РИА «Новости». 2023. 5 декабря, https://ria.ru/20231205/serial-1913698880.html?ysclid=lrmb4x1dlp891069550,
18) «Слово пацана»: почему сериал о подростковом мордобое стал хитом // Российская газета. 2023. 22 декабря, https://rg.ru/2023/12/22/maloletnie-shakaly.html?ysclid=lrmbyb7gin433473683.
Результаты исследования и их обсуждение
Анализ публикаций о вечеринке Анастасии Ивлеевой
Аксиомаркирование события (то есть идентифицирование события как ценностно значимого) - первый этап ценностной рефлексии в медиадискурсе - имеет смысл рассматривать через заголовки и лидер-абзацы - «сильные», ценностно акцентированные элементы публикаций, которые с самого начала в «сжатом» виде транслируют ценностную программу всего материала и СМИ в целом.
В публикациях официальных медиа и публикациях, содержащих комментарии официальных лиц, аксиомаркирование вечеринки осуществляется в четко структурированной, ценностно заданной системе координат, когда событию присваивается отрицательная оценка со стороны различных общественных институций. Она строится:
- на ценностно-инвективных противопоставлениях «вечеринка - СВО» (Вечеринка Ивлеевой на контрасте с тем, что происходит на СВО), «вечеринка - субъекты РФ / власть» (Глава Дагестана Меликов раскритиковал «Слово пацана» и голую вечеринку Ивлеевой; Меликов, комментируя «Слово пацана» и голую вечеринку: такое чуждо Дагестану), и здесь наблюдается переход культурного дискурса в общественно-политический;
- на ценностно-назидательных сценариях «вечеринка ^ наказание», «вечеринка ^ расплата» (Час расплаты: как наказали гостей «голой вечеринки». <...> Чем участники поплатились за скандальную вечеринку; Отмена звезд с «голой» вечеринки: почему россияне не поверили их извинениям? Скандал, спровоцированный так называемой «голой вечеринкой», признанной судом пропагандой нетрадиционных отношений <...>, не думает утихать), и в этом случае культурный дискурс тоже видоизменяется, усложняется, переходя в общественно-институциональный, в общественно-правовой. Однако в обоих случаях можно наблюдать категоричность оценивания данного события.
В независимых медиа аксиомаркирование вечеринки происходит в фактологической системе координат, так как в заголовках и лидер-абзацах сообщается лишь о последствиях для участников в виде налоговых проверок, лишения эфира и рекламных контрактов; событие прямо не оценивается как отрицательное, а косвенная, имплицитная оценка выражается не со стороны общественных институций, а с позиций личной прагматики, в частности, речь идет о финансовых потерях, которые несут участники вечеринки, репутационном ущербе. Forbes Russia вообще позволил себе усомниться в существовании какой бы то ни было четко структурированной, ценностно атрибутированной системы координат в новых условиях, поскольку не видит ни субъекта этой системы, ни предмета ценностного конфликта, ни ценностных стандартов (Ни субъект, перед которым должны каяться участники скандальной вечеринки, ни культурный код, который они нарушили, нигде четко не прописаны. Новые правила игры должны угадываться. Отсюда, обращает внимание социолог Алексей Фирсов, демонстративная жесткость наказания селебрити - они должны понимать, что лучше перестраховаться, чем рисковать).
Формирование ценностных установок - второй этап - можно наблюдать уже непосредственно в самих материалах. Анализ показал, что конструирование ценностей продолжается по тем же
когнитивным механизмам, по которым происходило аксиомаркирование. Так, в официальных СМИ, во-первых, наблюдается, противопоставление нескольких ценностных понятий / систем, однако набор бинарных оппозиций в самих текстах значительно расширяется, и такое конструирование информации призвано подчеркнуть ценностно полярное, ценностно оппозитивное мышление, аксиологическую дистанцированность, конфликтность реального и должного; во-вторых, к апробированным ранее сценариям «вечеринка ^ наказание», «вечеринка ^ расплата» добавляется семантика справедливого возмездия, которое предполагает соответствующую проступку меру наказания и как бы узаконивает новые ценностные предписания и правила. Аудитория наблюдает сосуществование «старой» и «новой» ценностных систем, которые находятся в конфликтных отношениях друг с другом, но у новой ценностной системы, и это прямо показывает дискурс, есть все шансы стать новой нормой.
Приведем примеры существенно расширенной и дополненной системы бинарных оппозиций:
1) «вечеринка - СВО / героизм / подвиг» («Существуют подвиги героев в зоне СВО и голые вечеринки. Они же есть. И не все на самом деле придерживаются четкого осуждения этих событий. Большое количество людей заняло выжидательную позицию, что недопустимо!»);
2) «вечеринка - субъекты РФ / власть / самобытность / нравственность, традиции» (Глава Республики Дагестан Сергей Меликов, комментируя растущую популярность сериала «Слово пацана» и голую вечеринку в Москве, заявил, что такие явления чужды Дагестану, который является «оплотом нравственности»; Дагестан - «оплот нравственности», и местным жителям трудно понять подобное»);
3) «вечеринка - власть / Россия / Родина / СВО / россияне» (Депутаты Госдумы Сергей Миронов и Олег Морозов предложили лишить тусовщиков наград, а также запретить им получать деньги, выступая в России. По мнению Миронова, организация такой вечеринки - предательство родины в тяжелое для нее время, когда идет СВО; По словам репера Vacio, пришедшего на вечеринку в одном носке, он просто хотел «удивить» коллег <...>. Удивил - правда, в основном неприятно - он и других россиян, не оценивших надпись на обнаженной спине юноши: «Уроды бояться красоты» (орфография сохранена); С осуждением мероприятия выступали в том числе и бойцы СВО);
4) «вечеринка - не Украина» (Не сразу уловила, куда ветер дует, и певица Лолита Милявская, некогда хваставшая перед друзьями украинского президента Зеленского из «95 квартала», что «потребляет москалей». 60-летняя уроженка города Мукачево Закарпатской области отнеслась к дресс-коду со всей серьезностью и пришла в эпатажном наряде. <...> Приехавшую с Украины артистку Анну Асти могут лишить не так давно полученного гражданства РФ);
5) «вечеринка / лживость / театральность - правда / искренность» (Через пару дней <...> Лолита принялась за «работу над ошибками» - не такую, однако, надрывную и не настолько исполненную показательного самобичевания, как у Ивлеевой. <...> Филиппу Киркорову и Диме Билану также не удалось переубедить публику в том, что они не заслужили принятия против себя мер. Оба хором заверяют, что понятия не имели о том, что их ждало в «Мутаборе», хотя Киркоров, «зашедший не в ту дверь», судя по фотографиям, вполне весело проводил время. <...> Ксения Собчак в числе первых записала свою версию извинений, сдобрив их рассуждениями о праве взрослых людей на подобные выходки; Это абсолютно комичная, водевильная стрип-постановка);
6) «вечеринка / антиэлита - подлинная элита» (В силу того, что это страшный компот из бывших элит, из «грязи да в князи», выросших в 90-х, и их наследников, из остатков, ошметков советских элит, получается чистый декаданс. Почему в периоды сломов исторических появляется такое явление в культуре, как декаданс, когда все чрезмерно, все гротескно, все китчево? <...> Декаданс - это всегда навоз, перегной, политический, социальный);
7) «вечеринка / Запад / антикультура - истинная культура» (Эта вечеринка во многом показательна, потому что мы обсуждаем не культурное явление, а поведение разных известных лиц - тех, кого в западном мире называют селебрити, которые, может быть, и не делают культуру. <...> И в этом плане то, что происходит, еще лишь дополнительно обозначает этот разлом);
8) «вечеринка / антиэстетика - настоящая эстетика» (Ну не обсуждать же тельце старое Собчак под сеточкой!; Какая-то кучка пенсионеров с целлюлитом, в каких-то дешевых одеждах, в занавесках совершенно, абсолютно вульгарного, пошлого вида! И видно этот момент, что они бездарны, они очень старые, они внутренне пустые, у них глаза тухлые, и этим людям друг с другом скучно. <...> Это какие-то половые тряпки. Это прислуга бывшего олигархата. <...> Это трухлявая пошлость. То, как они дешево выглядели, шокировало всех. <... > Этот кринж, эта стыдобища будет разрушать их репутацию еще очень долго. <...> Это выжившее из ума старичье. <...> Это визуальный кошмар);
9) «вечеринка / старое / отмершее / ненужное / паразиты - новое / народ / фронтовики / достоинство» (Пришло новое время. <... > Приходят ребята с фронта. Они идут школьными учителями, и они что скажут? «Вот это голож...пая старуха. Она нам кто? Дети, забудьте эту Шапокляк и идите
дальше!» <...> Они выпали из этой реальности, и народ их начинает встречать смехом; Мы говорим о времени, и эти люди фактически живут уже после своего времени, но они паразитируют на душе народной, и этого допускать нельзя; Если сохранять этих живых зомби с их абсолютно устаревшими гримасами, повадками... Самое главное, всем надоела их бездарность, всем надоела их вторичность. <... > Не надо искусственно поддерживать эту жизнь; Это уже не мейнстрим, но некоторым бы хотелось, чтобы все еще оставался мейнстрим. <... > Надо стареть с достоинством);
10) «вечеринка / болезнь / смерть - выздоровление / дыхание / жизнь» (Нам бы выздороветь, нам бы свежим воздухом подышать. Откройте окошко, там свежий воздух, там новые жизни, похороните своих мертвецов).
Намеченные в заголовках когнитивные сценарии «вечеринка ^ наказание», «вечеринка ^ расплата», попадая в текстах в семантическое поле справедливого возмездия, транслируют идею правильности, несомненности, нормативности, системности новых ценностных установок, а использование градации при подаче информации лишь усиливают это впечатление (Лефортовский суд Москвы оштрафовал Ивлееву на 100 тысяч рублей. Согласно постановлению, при проведении вечеринки «были допущены нарушения общественного порядка в виде нахождения граждан в голом, оскорбляющем человеческое достоинство виде, пропаганда нетрадиционных сексуальных отношений, нецензурная брань в общественном месте». <...> Ночной клуб «Мутабор» по решению суда закрыли с 27 декабря на 90 суток из-за нарушения санитарно-эпидемиологических норм. Это максимально возможное наказание по соответствующей статье КоАП. <...> Anna Asti наказали: ее концерт в столичном клубе Gipsy перенесли на неопределенный срок, новогоднее выступление в «Барвихе Luxury Village» не состоится, компания «Сима-ленд» отказалась от ее участия в своем корпоративе. <...> «Этот проект создавался для детей. И, мне кажется, она (Глюкоза - В.А.) выросла уже из этого образа. Больше не хочу, чтобы меня как музыканта ассоциировали с этим артистом». <...> Больше всех досталось рэперу Vacío, который пришел на вечеринку лишь в носке на половом органе. <...> Кроме того, Vacío оштрафовали на 200 тысяч рублей за пропаганду ЛГБТ; Неудивительно, что рэпер и стал «первой ласточкой» широких и жестких санкций, развернувшихся после шквала общественного негодования).
Независимые СМИ тоже реализуют ранее отработанные когнитивные механизмы конструирования информации: приводят только факты и пересказы уже известной информации, намеренно оставляют в стороне нравственно-этические оценки и снова переводят все повествование в плоскость личной прагматики (Ивлеева столкнулась с «отменой», налоговой проверкой и иском на миллиард рублей. «Лента.ру» рассказывает, что известно о последствиях голой вечеринки, извинениях звезд и Анастасии Ивлеевой, а также объясняет, какое наказание может грозить блогерше в результате проверки ФНС; Участники рынка полагают, что в будущем артистов и блогеров, участвовавших в вечеринке, помимо финансовых потерь из-за приостановки контрактов, могут ожидать иски от компаний, которым был причинен репутационный ущерб). Если же и приводятся нравственно-этические, общественно-правовые оценки, ценностно оппозитивные построения, то исключительно в контексте чьих-либо реакций на это событие, со ссылкой на конкретные источники информации (Сама Анастасия Ивлеева и ее гости столкнулись с критикой подписчиков и общественных деятелей. <...> Общественники обратились в прокуратуру с просьбой проверить вечеринку блогерши на пропаганду ЛГБТ. <...> Просьбу поддержали и бойцы, находящиеся в зоне проведения СВО на Украине. Они записали видеообращение, в котором один из военнослужащих заявил, что пока российские мужчины отдают свои жизни на поле боя, селебрити развращают молодежь. Также участников мероприятия раскритиковал журналист Владимир Соловьев, а глава Лиги безопасного Интернета Екатерина Мизулина назвала вечеринку «устроенным во время СВО шабашем». 27 декабря Лефортовский суд Москвы признал мероприятие в столичном клубе пропагандой нетрадиционных сексуальных отношений). Forbes Russia рассматривает возникший ценностный конфликт через призму театральной метафоры (В «обществе спектакля» необходим символический момент, который задает канон публичного поведения для публичных фигур в контексте текущей ситуации - с покаянием, отлучением, долгим обсуждением деталей. <...> Фактически это продолжение давней линии на ликвидацию автономных этических или эстетических систем, входящих в конфликт с традиционной нормой, как ее понимают «хранители»).
Анализ публикаций о сериале «Слово пацана. Кровь на асфальте»
Ценностное идентифицирование события происходит несколько по-иному. Противопоставление как когнитивная структура сохраняется в журналистском дискурсе обеих групп СМИ, если в заголовках и лидер-абзацах отражены мнения официальных лиц. Оно выражается либо через оппозицию «сериал -субъекты РФ / власть / чиновники» (Меликов, комментируя «Слово пацана» и голую вечеринку: такое чуждо Дагестану; Как сериал стал популярен среди подростков и чем возмутил чиновников), и в этом случае мы вновь наблюдаем апелляцию к общественно-политическому дискурсу, который всегда подчиняется
строгому ценностному ранжированию, либо через оппозицию «сериал / антикультура - истинная культура» (Как получилось, что главными событиями конца года в околокультурной среде стали сериал «Слово пацана» и «голая вечеринка» - о «некультурных» итогах 2023-го рассуждает руководитель проекта Социософт.ТВ, эксперт-аналитик Наталия Луковникова). В остальных случаях во всех СМИ независимо от их типологических признаков работает когнитивный сценарий «фильм ^ сенсация / потрясение», подчеркивающий сенсационность, феноменальность, уникальность данного фильма и намечающий уход от прямой оценки, ценностную неопределенность, ценностную амбивалентность дискурса об этом фильме («Слово пацана»: почему сериал о подростковом мордобое стал хитом. <...> Вышел последний эпизод самого громкого отечественного сериала десятилетия. Без преувеличения «Слово пацана» уже можно назвать феноменом. Разбираемся, почему криминальная история времен позднего СССР покорила миллионы зрителей, вызвала споры, скандалы, обзавелась армией хейтеров; «Слово пацана. Кровь на асфальте» вызывает огромный резонанс и в соцсетях, и в СМИ. Его называют одним из главных телевизионных открытий сезона; Кинокритики по-разному оценили сериал).
На следующем этапе - этапе формирования ценностных установок - в журналистских текстах система выявленных противопоставлений «сериал - субъекты РФ / власть / чиновники», «сериал / антикультура -истинная культура» получает слабое развитие, так как дополнятся буквально одной дихотомией - «сериал / безнравственность - нравственность» (К сожалению, этот сериал становится более популярным, чем другие вещи, которые привносят нравственные ценности); конкретизируется оппозиция «сериал -власть / чиновники» (Из-за возражений <... > чиновников съемки перенесли в Ярославль. <...> Омбудсмен по правам ребенка в Татарстане Ирина Волынец попросила Роскомнадзор проверить сериал «Слово пацана. Кровь на асфальте» на соответствие «государственной политике по сохранению и укреплению традиционных российских духовно-нравственных ценностей». По ее мнению, проект <...> способствует «распространению преступной идеологии». <...> Против показа также выступила омбудсмен по правам ребенка в Московской области Ксения Мишонова. <...> Глава Татарстана Рустам Минниханов заявил, что сериал не соответствует политике региона).
Зато когнитивный сценарий «фильм ^ сенсация / потрясение», намечающий в заголовках и лидер-абзацах уход от прямой или косвенной оценки, ценностную неопределенность, неоднозначность дискурса об этом фильме, в самих текстах находит полную реализацию (Это попытка осмыслить с позиции сегодняшнего дня время больших перемен. <...> За важным вопросом - что это вообще было? -логичным образом следует и рефлексия по поводу того, куда нас все это привело; Это серьезный и очень подробный кинотекст о целой эпохе: о закате Союза, о перестройке, о людях, который системный Молох перемалывал десятилетиями; Сюжет «Слова пацана» - всего одна история из тысячи. <...> За «пацанов» больно. И боль очень важно прочувствовать и обдумать каждому - эта рефлексия может определить жизнь другого Андрея, другого Марата, уже в наши дни; Произведение Крыжовникова не претендует на системный анализ. <...> «Слово пацана» - чуткая рефлексия, шокирующая своей безжалостностью и натуралистичностью).
Заключение
Таким образом, мы пришли к следующим выводам:
1) в культурном дискурсе транзитивного периода образуются зоны перехода, в которых локализуются другие тематические дискурсы: общественно-политический, общественно-правовой, военно-политический, финансово-экономический, социально-репутационный, нравственно-этический;
2) доля присутствия в нем иных тематических дискурсов и степень проявленности в нем оценки (в самом широком ее понимании) зависит от типа СМИ. В официальных медиа культурный дискурс все больше маргинализируется, уходит от надвременности и начинает функционировать так, как остросоциальные дискурсы, в нем все более отчетливо проявляются жесткая ценностная категоризация и структурирование информации. В дискурсе культуры независимых СМИ аксиомаркирование и аксиоконструирование осуществляется в фактологической системе координат, при этом и его герметичность заметно нарушается;
3) главными когнитивными механизмами ценностной категоризации в культурном дискурсе переходного периода становятся, во-первых, противопоставление с применением разного рода бинарных оппозиций, выходящих далеко за пределы сферы культуры (общественно-политических, военно-политических, геополитических, правовых, этических, эстетических, морбиальных, витальных и мортальных), во-вторых, сценирование (то есть конструирование когнитивных сценариев). Противопоставление направлено на формирование четко определенной, безальтернативной, строгой императивной ценностной системы, а использование сценариев («вечеринка ^ наказание», «вечеринка ^ расплата», «фильм ^ потрясение») помогает наглядно представить динамику развития событий в контексте нарушения установленного ранее равновесия и, таким образом, актуализировать в сознании
читателей сценарии приведения ненормы к норме, сценарии инклюзии (включения). Такие частные сценарии подчиняются общим правилам конструирования журналистского дискурса, когда событие, по словам Э. В. Чепкиной, «отступая от обычного порядка вещей», являясь частью «социального хаоса», должно быть в итоге вписано в «социальный порядок», «включено в некоторый смысловой ряд и таким образом объяснено» (Чепкина 2000: 104-105);
4) адресат культурного дискурса переходного периода становится свидетелем нескольких ценностных программ - «старых» и «новых», находящихся в конфликтных и конкурентных отношениях, при этом в официальных СМИ о новом аксиологическом проекте говорится как об утвержденном и единственно возможном, а независимым присущи проектность, конкурентность.
Список источников
Антропова В. В. К вопросу о травматичном компоненте в концепции транзитивного общества // Горизонты цивилизации. 2023. № 1 (14). С. 4-17.
Ахмадулин Е. В., Овсепян Р. П. История отечественной журналистики ХХ века. Москва : Юрайт, 2023. 382 с.
Балашова Л. В. Идеологема «коллективный Запад» сквозь призму антропоморфной метафоры (на материале выступлений С. В. Лаврова после начала специальной военной операции 24.02.2022) // Политическая лингвистика. 2022. № 5 (95). С. 24-39.
Бредихин А. Л. Эволюция идеологических доминант современной России // Юридический вестник Самарского университета. 2023. Т. 9, № 2. С. 11-17.
Василенко И. В. Культурный дискурс в новгородских СМИ // Вестник Новгородского государственного университета. 2013. № 7. С. 17-20.
Василенко И. В. Культурный дискурс в региональном медиаполе: лингвистические параметры : автореф. дис. ... канд. филол. наук. Великий Новгород, 2015. 20 с.
Кусля А. А. Социально-философский анализ феномена политической власти в транзитивном обществе : автореф. дис. ... канд. филос. наук. Краснодар, 2012. 29 с.
Панкратов С. А. Траектории ценностных трансформаций российского общества и государства в системе современных координат международных отношений // Идейно-ценностные перспективы политического развития современной России : сборник научных статей по материалам Всероссийской научно-практической конференции. Саратов : СГУ 2022. С. 99-103.
Попов В. В., Музыка О. А., Киселев С. А. Концепция транзитивности и трансформации общества // Международный журнал прикладных и фундаментальных исследований. 2017. № 1. С. 365-368.
Попов В. В., Музыка О. А., Киселев С. А. Транзитивное общество : опыт концептуализации // Международный научно-исследовательский журнал. 2016. № 12. С. 159-161.
Седова Н. Н. Особенности трансформации мировоззренческих установок российской молодежи в контексте геополитического конфликта // Вестник Института социологии. 2023. Т. 14, № 4. C. 176-198.
Тимофеенко В. А. Транзитивное общество в контексте философии и права : историко-ретроспективный подход // Современные проблемы науки и образования. 2015. № 2-2. URL: https://science-education.ru/ru/article/ view?id=21561&ysclid=lbmb63ppji394548047 (дата обращения: 29.01.2024).
Федотова М. Г. К содержанию понятия «транзитивное общество» // Вестник Вятского государственного гуманитарного университета. 2010. № 1-4. С. 28-31.
Федотова М. Г. Означивание социальной информации как фактор стабилизации транзитивных обществ Европы, Азии и Евразии : монография. Омск : Изд-во ОмГТУ, 2015. 140 с.
Чепкина Э. В. Русский журналистский дискурс : текстопорождающие практики и коды (1995-2000). Екатеринбург : Изд-во Урал. ун-та, 2000. 279 с.
References
Antropova, V. V. (2023). K voprosu o travmatichnom komponente v koncepcii tranzitivnogo obshchestva [On the issue of the traumatic component in the concept of a transitive society]. Gorizonty civilizacii, 1 (14), 4-17. (In Russ.).
Ahmadulin, E. V. & Ovsepyan, R. P. (2023). Istoriya otechestvennoj zhurnalistiki ХХ veka [The history of Russian journalism of the twentieth century]. Moscow : Yurajt, 382 p. (In Russ.).
Balashova, L. V. (2022). Ideologema «kollektivnyj Zapad» skvoz'prizmu antropomorfnoj metafory (na materiale vystuplenij S. V. Lavrova posle nachala special'noj voennoj operacii 24.02.2022) [Ideologeme "collective West" through the prism of an anthropomorphic metaphor (based on the material of S. V. Lavrov's speeches after the start of a special military operation on 24.02.2022)]. Politicheskaya lingvistika, 5 (95), 24-39. (In Russ.).
Bredihin, A. L. (2023). Evolyuciya ideologicheskih dominant sovremennoj Rossii [Evolution of ideological dominants of modern Russia]. Yuridicheskij vestnik Samarskogo universiteta, Vol. 9, 2, 11-17. (In Russ.).
Vasilenko, I. V. Kul'turnyj diskurs v regional'nom mediapole: lingvisticheskieparametry [Cultural discourse in the regional media field: linguistic parameters] : avtoref. dis. ... kand. filol. nauk. Veliky Novgorod, 20 р. (In Russ.).
Vasilenko, I. V. (2013). Kul'turnyj diskurs v novgorodskih SMI [Cultural discourse in the Novgorod mass media]. Vestnik Novgorodskogo gosudarstvennogo universiteta, 7, 17-20. (In Russ.).
Kuslya, A. A. (2012). Social'no-filosofskij analiz fenomenapoliticheskoj vlasti v tranzitivnom obshchestve [Socio-philosophical analysis of the phenomenon of political power in a transitive society] : avtoref. dis. ... kand. filos. nauk. Krasnodar, 29р. (In Russ.).
Pankratov, S. A. (2022). Traektorii cennostnyh transformacij rossijskogo obshchestva i gosudarstva v sisteme sovremennyh koordinat mezhdunarodnyh otnoshenij [Trajectories of value transformations of Russian society and the state in the system of modern coordinates of international relations]. Idejno-cennostnye perspektivy politicheskogo razvitiya sovremennoj Rossii. Saratov : Saratov State University, 99-103. (In Russ.).
Popov, V. V., Muzyka, O. A. . Kiselev, S. A. (2017). Koncepciya tranzitivnosti i transformacii obshchestva [The concept of transitivity and transformation of society].Mezhdunarodnyjzhurnalprikladnyh i fundamental'nyh issledovanij, 1, 365-368. (In Russ.).
Popov, V. V., Muzyka, O. A. . Kiselev, S. A. (2016). Tranzitivnoe obshchestvo : opyt konceptualizacii [Transitive society : experience of conceptualization]. Mezhdunarodnyj nauchno-issledovatel'skij zhurnal, 12, 159-161. (In Russ.).
Sedova, N. N. (2023). Osobennosti transformacii mirovozzrencheskih ustanovok rossijskoj molodezhi v kontekste geopoliticheskogo konflikta [Features of the transformation of the worldview of Russian youth in the context of the geopolitical conflict]. Vestnik Instituta sociologii, Vol. 14, 4, 176-198. (In Russ).
Timofeenko, V. A. (2015). Tranzitivnoe obshchestvo v kontekste filosofii i prava : istoriko-retrospektivnyj podhod [Transitive society in the context of philosophy and law : a historical and retrospective approach]. Sovremennye problemy nauki i obrazovaniya, 2-2, available at: https://science-education.ru/ru/article/view?id=21561&ysclid=lbmb63ppji394548047 (accessed: 29.01.2024). (In Russ).
Fedotova, M. G. (2010). K soderzhaniyu ponyatiya «tranzitivnoe obshchestvo» [On the content of the concept of "transitive society"]. Vestnik Vyatskogo gosudarstvennogo gumanitarnogo universiteta, 1-4, 28-31. (In Russ.).
Fedotova, M. G. (2015). Oznachivanie social'noj informacii kak faktor stabilizacii tranzitivnyh obshchestvEvropy, Azii i Evrazii [Meaning of social information as a factor in the stabilization of transitive societies of Europe, Asia and Eurasia: monograph]. Omsk: Omsk State Technical University Publishing House, 140 p. (In Russ).
Chepkina, E. V. (2000). Russkij zhurnalistskij diskurs : tekstoporozhdayushchiepraktiki i kody (1995-2000) [Russian Journalistic Discourse : Text-generating practices and codes (1995-2000)]. Ekaterinburg: Ural University Press, 279 p. (In Russ).
Информация об авторе В. В. Антропова - доктор филологических наук, доцент, профессор кафедры теории медиа.
Information about the author Vera V. Antropova - Doctor of Philology, Associate Professor, Professor of the Department of Media Theory.
Статья поступила в редакцию 09.01.2024; одобрена после рецензирования 17.03.2024; принята к публикации 27.03.2024. The article was submitted 09.01.2024; approved after reviewing 17.03.2024; accepted for publication 27.03.2024.
Автор заявляет об отсутствии конфликта интересов. The author declares no conflicts of interests.