Медиасреда. 2024. № 2. С. 84-86. ISSN 2070-0717 (print). Mediasreda. 2024; 2: 84-86. ISSN 2070-0717 (print).
Научная статья УДК 821.161.1
DOI 10.47475/2070-0717-2024-1-2-84-86
ПУБЛИКАЦИИ НА ТЕМУ СВО В РЕГИОНАЛЬНОМ МАССМЕДИЙНОМ ДИСКУРСЕ КАК СИМВОЛИЧЕСКИЙ КОНСОЛИДАТОР СОВРЕМЕННОГО РОССИЙСКОГО ОБЩЕСТВА
Василий Викторович Федоров,
Челябинский государственный университет, Челябинск, Россия [email protected], orcid.org/0000-0001-6295-5054.
Аннотация: Публикации на тему СВО в региональном массмедийном дискурсе становятся символическим консолидатором современного российского общества, создавая новую идентичность на основе коллективности, общности, сострадания и принятия амбивалентной ценности операции. Такая идентичность имеет аксиологическое значение, в отличие от новостной повестки текучей современности, и однозначную трактовку. На основе концепции «текучей современности» З. Баумана делается попытка сформулировать тезис о консолидирующей функции регионального массмедийного дискурса в контексте СВО, которая противопоставлена «текучей новостной повестке» современного дискурса СМИ. Объект исследования - региональный массмедийный дискурс как транслятор ценностей, объединяющих общество в контексте специальной военной операции. Предмет - медиадискурсивные технологии конструирования единства, консолидации. Материалом работы стали публикации в газете «Южноуральская панорама» с марта по июль 2024 года. Методы - дискурс-анализ текстов, текстовый и компонентный анализ. Автор выделяет медиадискурсивные технологии, которые репрезентуют идею консолидации общества. Во-первых, технология, связанная с идеей коллективного опыта, общности переживания событий и испытаний, партиципарность. Во-вторых, технология, базирующаяся на понятиях помощи, сострадании, взаимовыручке и новой искренности. Акторами дискурса становятся лица, представляющие власть, что говорит о постановке задачи консолидирования общества на официальном уровне.
Ключевые слова: региональный массмедийный дискурс, СВО, консолидатор, современное российское общество, коллективность, общность, сострадание, взаимовыручка, государственное лицо
Благодарности: Исследование выполнено при финансовой поддержке Фонда перспективных научных исследований ФГБОУ ВО «ЧелГУ» (№126-1 от 2024)
Для цитирования: Федоров В. В. Публикации на тему СВО в региональном массмедийном дискурсе как символический консолидатор современного российского общества // Медиасреда. 2024. № 2. С. 84-86. doi: 10.47475/2070-0717-2024-1-2-84-86
For citation: Fedorov V V (2024). Publications on the topic of SVO in the regional mass media discourse as a symbolic consolidator of modern Russian society. Mediasreda, 2: 84-86. (In Russ.). doi: 10.47475/2070-0717-2024-1-2-84-86
Философ и социолог З. Бауман (Иноземцев 2004) сравнил соврменное общество постомодерна с супермакетом, в котором каждый сам выбирает идентичность, мировоззрение: «Учитывая изменчивость и непостоянство всех или большинства форм идентичности, именно способность «делать покупки» в супермаркете идентичностей, степень истинной или предполагаемой потребительской свободы выбирать свою идентичность и удерживать ее сколь угодно долго становится самым легким путем к исполнению фантазий об идентичности. В потребительском обществе всеобщая потребительская зависимость -универсальная зависимость от покупок - это обязательное условие всей индивидуальной свободы; главным образом свободы отличаться» (Бауман 2008: 92). По мысли З. Баумана, в дискурсе о ценностях происходит перенос внимания «на право человека оставаться отличным от других и по собственному желанию выбирать модели счастья и соответствующего образа жизни» (Бауман 2008: 37), то есть важна не сама ценность, а право выбора и ее субъективная интерпретация, когда частное подавляет общественное.
Этот базовый тезис, по нашему мнению, повлиял на формирование новостной актуальной повестки, которая характеризуется релятивистским подходом к выбору объекта дискурса и его аксиологического статуса. Здесь мы вновь можем обратиться к работам З. Баумана, который дал определение такому нестабильному состоянию и предложил понятие «текучей современности», которое связано с: «плавлением
твердых тел: (то есть по определению растворением того, что продолжает существовать определенный период времени и не собирается изменяться или обладает иммунитетом к его течению). Это стремление, в свою очередь, вызывало «профанацию священного»: развенчание прошлого и отречение от него, и прежде всего от «традиций», а именно того, что осталось от прошлого в настоящем...» (Бауман 2008: 10).
Возникает «текучая», или релятивистская, система ценностей, которая формирует новостной контент в виде набора тем в системе нон-селекции, то есть отсутвия иерархии, например, контент политических передач на отечественном телевидении (Саитгалин 2020). Таким образом, массмедиа не способствуют созданию единого аксиологического пространства, не играют роли транслятора ценностной идентичности общества, что приводит к замене всех смыслов и ценностей тотальной текучестью с торжеством рыночного потребительства в процессе идентификации. Так, М. В. Загидуллина определяет такое состояние как набор «тотальных частностей» (Загидуллина 2016).
С началом СВО ситуация трансформируется. В этом проявляется уникальный феномен: война, конфликт, травма становятся базой производства ценностей, объединяющих социум, что важно в контексте ревизии ценностей. Например, на это указывает В. В. Антропова (Антропова 2020). В массмедийном дискурсе появляются тексты о ходе спецоперации и смежных темах (социальная адаптация участников СВО и членов их семей, интеграция событий, связанных с войной, в повседневность обывателя). Такая совокупность публикаций может быть названа как «комплекс текстов» разной жанровой природы, или сверхтекст (Лошаков 2008; Каблуков 2012), или медианарратив (Явинская 2019), формирующийся вокруг предметно-тематического поля «военная операция» и его тематических вариантов (Александрова 2017; 2018), которые объединяются в ядерные сюжеты (Александрова 2024).
Однако именно региональный массмедийный дискурс способствуюет превоначальному интегрированию темы СВО и ее вариантов в картину мира обывателя, создает эмоционально и когнитивно близкий медиаобраз события. Медиадискурсивные технологии в эпоху социальных потрясений и в условиях ценностной ревизии, когда наблюдается колоссальное расширение сферы травмирующих факторов в общественной и культурной жизни социума, могут выступать важным инструментом преодоления социального нигилизма, который является деструктивным фактором, индуцирующим напряженность информационного поля, дезорганизацию социокультурных процессов, депрессивные настроения, культурные травмы. На это указывают В. В. Антропова, В. В. Федоров в статье «Верификация ценностных доминант в региональном медиадискурсе: травмирующе-фобический сегмент информационного поля (Антропова, Федоров 2021). Преодоление страха часто выступает основой создания условий для единения и сплочения (Панова 2021). Именно журналистские материалы о военной операции становятся базой для продуцирования ценностей, способных объединить современное российское общество. Такая амбивалентная природа связана с отсутсвием других интегрирующих начал в условиях социкультурного нигилизма. Таким образом, возникает социальная потребность возвращения к ценностной норме, вызванная усталостью от «текучей современности», которая транслируется рядом СМИ (Федоров 2023).
Объект исследования - региональный массмедийный дискурс как транслятор ценностей, объединяющих общество в контексте специальной военной операции.
Предмет - медиадискурсивные технологии конструирования единства, консолидатиции.
Материалом работы стали публикации в газете «Южноуральская панорама» с марта по июль 2024 года.
Методы - дискурс-анализ текстов, текстовый и компонентный анализ.
Анализируя корпус текстов, собранных в рамках исследования «Медиадискурсивные технологии преодоления социокультурного нигилизма в условиях ценностной ревизии (на материале текстового комплекса «военная операция» в региональных СМИ)», поддержанного ФГБОУ ВО «ЧелГУ» (№1261 от 2024), можно сделать вывод об инкорпорировании темы СВО и ее дериватов в контекст текущей повседневности, чтобы «приблизить» к жизни обывателя пугающую и травмирующую тему военной операции (это касается в первую очередь социальной тематики), можно даже утверждать, что возникает новая искренность, неосентиментализм - переживание простых челевоческих эмоций. Даже на речевом уровне происходит смешение официально-делового стиля и публицистического, использование подчеркнуто книжной лексики (воины, рубежи, мемориал) и «делового» сленга (подшефный, рабочий визит). Этот эффект можно назвать стилевым коллажем.
Так, для включения темы СВО и ее дериватов в повседневную картину мира аудитории использована тактика «очеловечивания», представление темы в ракурсе «окопной правды»: «Для нее важно поддержать супруга в миссии помощи людям: где-то пораздавать, принести еду старикам, подать, позаботиться, посострадать, поплакать вместе - людям это очень необходимо. Ей приходилось омываться холодной водой, под дождем готовить, испытывать неудобства военного времени» (ЮП от 09.07.2024). Тактика строится на передаче живой разговорной речи героя, на переводе в частную жизнь (мама, старики, детали быта) событий, связанных с военными буднями, использование просторечий (халява).
Интеграция основывается и на включении темы СВО в перечень национальных событий, подобно
ВОВ, для конструирования общей идентичности и консолидации, которые выступают как символические формы, объединяющие народ именно через борьбу или испытание, совместность и коллективность в преодолении вызовов и угроз. Так реализуется стратегия партиципарности: «Он вспомнил трудности ковидных времен, отметил, что и сейчас, когда идет специальная военная операция, горожане сплотились и помогают воинам СВО и жителям Донбасса» (ЮП от 28.05.2024). В этом смысле оправдано использование прецедентных единиц для создания единого дискурсивного стереотипа событий, связанных с коллективным опытом, национальным самосознанием: «Любит с гордостью повторять, что сам из «суровых челябинских парней». «Все для победы, верим, что она не за горами», -отметил глава региона» (ЮП от 09.07.2024).
С другой стороны, продолжением стратегии партиципарности является актуализация понятий сострадания и взаимовыручки, общего дела: «Из Челябинска на Донбасс ушел 41-й гуманитарный конвой» (все неравнодушные жители Челябинской области и представители различных организаций региона непрерывно помогают нашим защитникам и жителям подшефных территорий) (ЮП от 27.05.2024), а также: По словам губернатора, заботиться о семьях участников специальной военной операции - наш общий долг» (ЮП от 26.05.2024).
Таким образом, публикации на тему СВО в региональном массмедийном дискурсе становятся символическим консолидатором современного российского общества, создавая новую идентичность на основе коллективности, общности, сострадания и принятия амбивалентной ценности специальной военной операции.
Список источников
Александрова И. Б. Медианарратив о войне // Медиалингвистика. Материалы II Международной научно-практической конференции / отв. редактор А.А. Малышев. СПб. : СпбГУ, 2017. С. 25-27.
Александрова И. Б. Медианарратив о войне // Медиалингвистика. 2018. Т. 5. № 1. С. 21-33.
Александрова И. Б., Славкин В. В. Лингвистическая специфика современного новостного медиатекста // Медиалингвистика. Материалы VIII международной научной конференции. Санкт- Петербург, 2024. С. 685-689.
Антропова В. В. Концепт «другой» в дискурсе качественных СМИ: репрезентация идентичности и ценностные доминанты // Знак: проблемное поле медиаобразования. 2020, № 1 (35). C. 78-85. ISSN/ISBN 2070-0695
Антропова В. В., Федоров В. В. Верификация ценностных доминант в региональном медиадискурсе: травмирующе-фобический сегмент информационного поля // Гуманитарный вектор. 2021. Т. 16. № 4. C. 158-168. ISSN/ISBN 1996-7853
Бауман З. Текучая современность / пер. с англ. СПб. : Питер, 2008. 240 с.
Загидуллина М. В. Ключевые черты медиаэстетики: ментально-языковые трансформации // Челябинский гуманитарий. 2016. № 2 (35). С. 46-54.
Иноземцев В. А. Зигмунт Бауман и его «Индивидуализированное общество» // Высшее образование в России. 2004. № 1. С. 142-145.
Каблуков Е. В. К вопросу о конструировании сверхтекстов в интернет-медиа // Известия Уральского федерального университета. Серия 1: Проблемы образования, науки и культуры. 2012. Т. 98, № 1. С. 56-61.
Лошаков А. Г. Сверхтекст: проблемы целостности, принципы моделирования // Известия Российского государственного педагогического университета им. А.И. Герцена. 2008. № 66. С. 100-109.
Панова Е. Ю. Репрезентация медиастрахов в региональных СМИ как способ рефлексии ценностей: постановка проблемы // Знак: проблемное поле медиаобразования. 2021. № 4. C. 66-71. ISSN/ISBN 2070-0695.
Саитгалин Т. Р. Содержательное и жанровое своеобразие политических передач на современном российском ТВ: сравнительный анализ // Медиасреда. 2020. C.86-90. ISSN/ISBN 2070-0717.
Федоров В. В. Нарратив о приведении к норме в медиадискурсе как явление переходного периода // Горизонты цивилизаций. 2023. Т.14, № 2. C. 51-60. ISSN/ISBN 2413-0125.
Южноуральская панорама. - URL :https://up74.ru/
Явинская Ю. В. Медианарратив как объект дискурс-анализа // Журнал Белорусского государственного университета. Журналистика. Педагогика. 2019. № 2. С. 49-56.
Информация об авторе:
В. В. Федоров - кандидат филологических наук, доцент кафедры теории медиа факультета журналистики Челябинского государственного университета.
Статья поступила в редакцию 10.11.2024; одобрена после рецензирования 11.11.2024;
принята к публикации 11.11.2024.
The article was submitted 10.11.2024; approved after reviewing 11.11.2024; accepted for publication 11.11.2024.
Автор заявляет об отсутствии конфликта интересов.
The author declares no conflicts of interests.