Научная статья на тему 'ПРАКТИКА АКТУАЛИЗАЦИИ ПАТРИОТИЗМА В МЕДИАПРОСТРАНСТВЕ СЕВЕРНОГО КАВКАЗА'

ПРАКТИКА АКТУАЛИЗАЦИИ ПАТРИОТИЗМА В МЕДИАПРОСТРАНСТВЕ СЕВЕРНОГО КАВКАЗА Текст научной статьи по специальности «СМИ (медиа) и массовые коммуникации»

CC BY
0
0
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
медиа / информационная повестка / Северный Кавказ / СКФО / патриотизм / патриотические практики / социальные акторы / медийный дискурс / information agenda / North Caucasus / patriotism / patriotic practices / social actors / media discourse

Аннотация научной статьи по СМИ (медиа) и массовым коммуникациям, автор научной работы — Ольга Ивановна Лепилкина, Татьяна Владимировна Марченко

Актуальность исследования обусловлена современными социокультурными вызовами и постоянным интересом отечественных и зарубежных ученых к теме «Патриотизм и СМИ». Целью исследования, результаты которого излагаются в данной статье, являлось определение наиболее значимых способов актуализации идеи патриотизма в информационном пространстве Северного Кавказа, что предполагало решение ряда задач: установление специфики информационной повестки в региональном медиадискурсе о патриотизме; рассмотрение в рамках критического дискурс-анализа выбора акторов дискурсивного события и исследование дискурсивных стратегий в части их категоризации и номинации; выявление в медиатекстах интерпретации и оснований патриотизма и героев, репрезентирующих его. Источниковую базу исследования составили выявленные с помощью базы данных СМИ и системы контекстного поиска информационно-аналитической системы «Медиалогия» за три месяца (с 1 апреля по 30 июня 2023 года) 3832 медиатекста, где так или иначе говорили о патриотизме. Установлено, что основной акцент в информационной повестке дня, связанной с патриотизмом, в информационном пространстве Северного Кавказа делается на репрезентации патриотических практик, в том числе тематически связанных с СВО. Вторым по распространенности поводом для включения понятия «патриотизм» в информационную повестку дня было выступление официальных лиц. Подобный выбор средствами массовой информации социальных акторов, безусловно, позволяет транслировать позицию власти, но в то же время не вполне достаточен для формирования и отражения общественного мнения. Мало представлена точка зрения лидеров мнения (религиозных деятелей, известных ученых, спортсменов, деятелей культуры и искусства и т.д.), единично – рядовых граждан. Исследование показало, что медиа СКФО чаще всего видели основаниями для патриотизма Великую Победу и эпизоды Великой Отечественной войны, а героями, репрезентирующими российский патриотизм, соответственно, называли участников и ветеранов Великой Отечественной войны.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

PATRIOTISM ACTUALIZATION PRACTICES IN THE MEDIA SPACE OF THE NORTH CAUCASUS FEDERAL DISTRICT

The topicality of the study is due to modern socio-cultural challenges and the constant interest of domestic and foreign scientists in the topic of Patriotism and the Media. The study aimed to specify the most significant ways of actualizing the idea of patriotism in the information space of the North Caucasus. It involved a number of tasks: to identify the peculiarities of the information agenda in the regional media discourse on patriotism; to consider within the framework of critical discourse analysis the choice of actors of a discursive event and the study of discursive strategies in terms of their categorization and nomination; to determine the interpretation and basis of patriotism and the heroes who represent it in media texts. The source base of the study included 3832 patriotism-related media texts selected using the media database and the contextual search system of the information and analytical system Medialogy over three months (from April 1 to June 30, 2023). It has been specified that the main emphasis in the information agenda related to patriotism in the information space of the North Caucasus is placed on the representation of patriotic practices, including those thematically related to the North Caucasus Military District. The second most common reason for including the concept of patriotism in the information agenda was the speech of officials. Such a choice of social actors by the media certainly allows broadcasting the position of the authorities, but at the same time is not sufficient to form and reflect the public opinion. Opinion leaders’ point of view (religious figures, prominent scientists, athletes, people of culture, etc.) is poorly represented, and ordinary citizens are represented sporadically. The study showed that the media of the North Caucasus Federal District most often saw the Great Victory and episodes of the Great Patriotic War as reasons for patriotism, and the heroes representing Russian patriotism were participants and veterans of the Great Patriotic War.

Текст научной работы на тему «ПРАКТИКА АКТУАЛИЗАЦИИ ПАТРИОТИЗМА В МЕДИАПРОСТРАНСТВЕ СЕВЕРНОГО КАВКАЗА»

РЕЧЕВЫЕ МОДЕЛИ И СТРАТЕГИИ МЕДИАДИСКУРСА SPEECH MODELS AND MEDIA DISCOURSE STRATEGIES

Знак: проблемное поле медиаобразования. 2024. № 3 (53). С. 74-81. elSSN 2949-3641; ISSN 2070-0695 (print). Znak: problemnoe pole mediaobrazovanija. 2024;3(53): 74-81. elSSN 2949-3641; ISSN 2070-0695 (print).

Научная статья УДК 070

DOI 10.47475/2070-0695-2024-53-3-74-81

ПРАКТИКА АКТУАЛИЗАЦИИ ПАТРИОТИЗМА В МЕДИАПРОСТРАНСТВЕ СЕВЕРНОГО КАВКАЗА

Ольга Ивановна Лепилкина1, Татьяна Владимировна Марченко2

1 2 Северо-Кавказский федеральный университет, Ставрополь, Россия

1 [email protected], https://orcid.org/0000-0002-7310-7197

2 [email protected], https://orcid.org/0000-0002-2779-4010

Аннотация. Актуальность исследования обусловлена современными социокультурными вызовами и постоянным интересом отечественных и зарубежных ученых к теме «Патриотизм и СМИ». Целью исследования, результаты которого излагаются в данной статье, являлось определение наиболее значимых способов актуализации идеи патриотизма в информационном пространстве Северного Кавказа, что предполагало решение ряда задач: установление специфики информационной повестки в региональном медиадискурсе о патриотизме; рассмотрение в рамках критического дискурс-анализа выбора акторов дискурсивного события и исследование дискурсивных стратегий в части их категоризации и номинации; выявление в медиатекстах интерпретации и оснований патриотизма и героев, репрезентирующих его. Источниковую базу исследования составили выявленные с помощью базы данных СМИ и системы контекстного поиска информационно-аналитической системы «Медиалогия» за три месяца (с 1 апреля по 30 июня 2023 года) 3832 медиатекста, где так или иначе говорили о патриотизме.

Установлено, что основной акцент в информационной повестке дня, связанной с патриотизмом, в информационном пространстве Северного Кавказа делается на репрезентации патриотических практик, в том числе тематически связанных с СВО. Вторым по распространенности поводом для включения понятия «патриотизм» в информационную повестку дня было выступление официальных лиц. Подобный выбор средствами массовой информации социальных акторов, безусловно, позволяет транслировать позицию власти, но в то же время не вполне достаточен для формирования и отражения общественного мнения. Мало представлена точка зрения лидеров мнения (религиозных деятелей, известных ученых, спортсменов, деятелей культуры и искусства и т.д.), единично - рядовых граждан.

Исследование показало, что медиа СКФО чаще всего видели основаниями для патриотизма Великую Победу и эпизоды Великой Отечественной войны, а героями, репрезентирующими российский патриотизм, соответственно, называли участников и ветеранов Великой Отечественной войны.

Ключевые слова: медиа, информационная повестка, Северный Кавказ, СКФО, патриотизм, патриотические практики, социальные акторы, медийный дискурс

Благодарности: Статья выполнена в рамках Программы научных исследований, связанных с изучением этнокультурного многообразия российского общества и направленных на укрепление общероссийской идентичности 2023-2025 гг. (руководитель академик РАН В. А. Тишков). Проект «Патриотизм как интегрирующая ценность полиэтничного российского общества» (FSRN-2023-0025).

Для цитирования: Лепилкина О. И., Марченко Т. В. Практика актуализации патриотизма в медиапространстве Северного Кавказа // Знак: проблемное поле медиаобразования. 2024. № 3 (53). С. 74-81. doi: 10.47475/2070-0695-2024-53-3-74-81

Практика актуализации патриотизма в медиапространстве Северного Кавказа Original article

PATRIOTISM ACTUALIZATION PRACTICES

IN THE MEDIA SPACE OF THE NORTH CAUCASUS FEDERAL DISTRICT Olga I. Lepilkina1, Tatiana V. Marchenko2

1 2 North-Caucasus Federal University, Stavropol, Russian Federation

1 [email protected], https://orcid.org/0000-0002-7310-7197

2 [email protected], https://orcid.org/0000-0002-2779-4010

Abstract. The topicality of the study is due to modern socio-cultural challenges and the constant interest of domestic and foreign scientists in the topic of Patriotism and the Media.

The study aimed to specify the most significant ways of actualizing the idea of patriotism in the information space of the North Caucasus. It involved a number of tasks: to identify the peculiarities of the information agenda in the regional media discourse on patriotism; to consider within the framework of critical discourse analysis the choice of actors of a discursive event and the study of discursive strategies in terms of their categorization and nomination; to determine the interpretation and basis of patriotism and the heroes who represent it in media texts. The source base of the study included 3832 patriotism-related media texts selected using the media database and the contextual search system of the information and analytical system Medialogy over three months (from April 1 to June 30, 2023).

It has been specified that the main emphasis in the information agenda related to patriotism in the information space of the North Caucasus is placed on the representation of patriotic practices, including those thematically related to the North Caucasus Military District. The second most common reason for including the concept of patriotism in the information agenda was the speech of officials. Such a choice of social actors by the media certainly allows broadcasting the position of the authorities, but at the same time is not sufficient to form and reflect the public opinion. Opinion leaders' point of view (religious figures, prominent scientists, athletes, people of culture, etc.) is poorly represented, and ordinary citizens are represented sporadically.

The study showed that the media of the North Caucasus Federal District most often saw the Great Victory and episodes of the Great Patriotic War as reasons for patriotism, and the heroes representing Russian patriotism were participants and veterans of the Great Patriotic War.

Key words: information agenda, North Caucasus, patriotism, patriotic practices, social actors, media discourse

Acknowledgments: The article was made within the framework of the Program of scientific research related to the study of the ethno-cultural diversity of Russian society and aimed at strengthening the all-Russian identity in 2023-2025 (headed by RAS academician V. A. Tishkov). Project "Patriotism as an Integrating Value of a Multi-Ethnic Russian Society" (FSRN-2023-0025).

For citation: Lepilkina O. I., Marchenko T. V. (2024). Patriotism actualization practices in the media space of the North Caucasus federal district. Znak: problemnoepole mediaobrazovanija. 3(53): 74-81. (In Russ). doi: 10.47475/2070-0695-2024-53-3-74-81

Введение

Наш научный интерес в рамках проекта «Патриотизм как интегрирующая ценность полиэтничного российского общества» к медиапрактике Северо-Кавказского федерального округа закономерен, поскольку «влияние медиа на общество и инспирируемые медиаэффекты становятся все более системными, таргетированными, распространяющимися на все сферы социальной повседневности» (Ефанов, Юдина 2021: 144), а «каждое медиа как структурная единица выступает посредником между участниками социальной деятельности, обеспечивая их взаимодействие в процессах преобразования действительности, при которых знания из области индивидуального переходят в область коллективного, в сферу общественного сознания. Аудиторией приобретаются и восполняются сведения об условиях жизни общества, обновляются и корректируются аксиологические ресурсы, формируются и совершенствуются поведенческие модели» (Шкондин 2016: 178).

Актуальность исследования обусловлена постоянными обращениями зарубежных и российских ученых к теме «Патриотизм и СМИ» (см., например, Abdolian, Takooshian 2003; Мапюи, РИойои, Кейет 2016; Rababa, А1кИа№ 2018; Waisbord 2002; Анкудинов 2024; Возжеников, Кузнецов 2022; Гребенщикова, Павлова 2019; Смолин 2016 и др.). Внимание к этой теме вызвано, на наш взгляд, тем, что «патриотическая риторика может рассматриваться как эффективное средство социального конструирования и социального управления, более того, она, вероятно, и является наиболее естественным таким средством, затрагивающим ключевую человеческую ценность любви к родине» (Николаева 2020: 30) и что региональные СМИ могут успешно заниматься «вопросами общероссийского патриотического воспитания граждан национальных окраин» (Евсеев, Ерофеева 2020: 118). В то же время результаты опроса, проведенного исследователями Санкт-Петербургского и Забайкальского государственных университетов в рамках проекта «Профессиональная идеология журналиста», свидетельствуют, что сами журналисты «в перечень тем, которые слабо представлены в информационном пространстве России» включают вопрос «о патриотизме и героях России (16,1 %)» (Гришанина, Ерофеева 2023: 224).

Исходя из понимания, что для создания медиаэффектов и медиавоздействия на аудиторию необходимо

как минимум включение самого понятия «патриотизм», патриотических практик в информационную повестку медиа региона, поскольку чем чаще о них говорят / сообщают, тем больший вес они потенциально могут приобрести в глазах аудитории. Наше исследование на первом этапе было нацелено на выявление частоты использования лексемы «патриотизм» или ее дериватов в медиапространстве СКФО. Результаты показывают, что они достаточно широко присутствуют в нем, что обеспечивается как региональными средствами массовой информации разного вида и типа, так и веб-сайтами официальных структур, ведомств, учреждений, организаций: выявленные с помощью базы данных СМИ и системы контекстного поиска информационно-аналитической системы «Медиалогия» за три анализируемых месяца (с 1 апреля по 30 июня 2023 года) медиатексты составили массив из 3832 наименований, то есть в среднем в месяц региональные медиа в СКФО выпускали 1277 текста, где так или иначе говорили о патриотизме (см.: Лепилкина, Ганжара 2023).

Целью исследования, результаты которого излагаются в данной статье, являлось определение наиболее значимых способов актуализации идеи патриотизма в информационном пространстве Северного Кавказа на материале выявленного ранее и представленного выше массива медиатекстов, что предполагало решение ряда задач: установление специфики их информационной повестки; рассмотрение в рамках критического дискурс-анализа выбора акторов дискурсивного события и исследование дискурсивных стратегий в части их категоризации и номинации; выявление в медиадискурсе интерпретации и оснований патриотизма и героев, его репрезентирующих.

Результаты исследования

Значительное место и в теории медиаэффектов, и в критическом дискурс-анализе отводится установлению информационной повестки, под которой мы вслед за Е. П. Прохоровым понимаем «совокупность тем, проблем, суждений, то есть в создании всесторонней информационной картины современности как момента перехода из прошлого в будущее, всего актуально значимого в действительности» (Прохоров 2009: 190).

Анализ массива выявленных медиатекстов с лексемой «патриотизм» и ее дериватами показал, что основной акцент в информационной повестке дня, связанной с патриотизмом, в информационном пространстве Северного Кавказа делается на репрезентации патриотических практик - от всероссийских до школьных, детсадовских, семейных. Среди них, например, материалы «Учитель МКОУ СОШ № 6 с. Гофицкого Петровского городского округа Касмынин Григорий Афанасьевич представил Ставропольский край на Всероссийском патриотическом форуме в г. Москве» (Сайт администрации Петровского муниципального округа Ставропольского края. 2023. 29 июня, http://petrgosk.ru/ob-okruge/novosti/10001/), ««Патриотический час» под названием «Никто не забыт, ничто не забыто» прошел в Детской школе искусств г. Аргун 21.06.2023 г. в рамках реализации национального проекта «Культура»» (Вести Чеченской Республики. 2023. 27 июня, https://clck.ru/3ECw9w), «В Терском районе прошел патриотический конкурс-фестиваль «Я - Мы - Россия»» (РИА «Кабардино-Балкария». 2023. 29 апр., https://kbrria.ru/konkursy/VTers komrayoneproshelpatrioticheskiykonkursfestivalYAMyRossiya) и др. Эффективной практикой формирования патриотизма неоднократно называли «Бессмертный полк».

Наш вывод о преимущественном использовании в анализируемых медиатекстах подобных практик патриотического воспитания в качестве информационных поводов коррелирует с результатами исследования других ученых, которые констатируют, что архивные публикации в СМИ Чеченской республики, тематически связанные с патриотическим просвещением, информируют о мероприятиях, соревнованиях, форумах, а также о традициях и быте (Евсеев 2024), что материалы о прошлом региона в волгоградских СМИ ориентированы «на отражение коммеморации», что, в свою очередь, обусловливает «доминирующее предъявление одного типа фактов (событий) и некоторую статичность образа прошлого, недостаточное отражение динамики, взаимосвязей разных периодов прошлого и настоящего» (Ребрина 2019: 61).

Среди большого количества патриотических практик, представленных в медиа СКФО, особняком стоят те, которые тематически связаны со специальной военной операцией. Так, например, в региональном СМИ вышла публикация о картине «Донбасс. Резервный полк»: «Это фильм о студентах университета искусств им. Матусовского из Луганска, которые стали участниками СВО и сформировали полк. Фильм рассказывает, как из творческих людей, музыкантов, дизайнеров, режиссеров сформировались воины. Как в боях они обрели настоящий патриотизм» (В рамках форума «Белая акация» на Ставрополье покажут фильмы об СВО // ИА «Победа 26». 2023. 8 июня, https://pobeda26.ru/news/kultura/2023-06-08/v-ramkah-foruma-belaya-akatsiya-na-stavropolie-pokazhut-filmy-ob-svo-258793).

Вторым по распространенности поводом для включения понятия «патриотизм» в информационную повестку дня было выступление президента Российской Федерации В. В. Путина, политиков, руководителей региональных органов власти, общественных организаций (например, «Владимир Путин в своем обращении поблагодарил россиян за сплоченность и патриотизм» (Вести Чеченской Республики. 2023. 28 июня, https://vesti095.ru/2023/06/vladimir-putin-v-svoem-obrashhenii-poblagodaril-rossiyan-za-splochennost-i-

patriotizm/), ««Пример настоящего патриотизма и командирских качеств»: Кадыров о поездке Путина в зону СВО» (ИА «Грозный-информ». 2023. 20 апр., https://grozny-inform.ru/news/society/150103/), «Валерий Дибияев: «Чувство патриотизма и любви к Родине - это неотъемлемая черта людей всех поколений, всех национальностей»» (Ватан. 2023. 24 июня, http://gazetavatan.ru/2023/06/валерий-дибияев-чувство-патриотизм/) и т. д.).

В отдельных случаях понятие патриотизма использовалось средствами массовой информации для трансляции упреков в недостаточной патриотичности тех или иных групп населения, а также обвинений местной власти в снижении уровня патриотизма граждан. Публицист Артемий Мириков констатировал противоречие между тем, что «сегодня со всех трибун и экранов нам говорят о патриотизме и о любви к Родине» и в то же время в Осетии по вине частного собственника «срубили деревья, посаженные руками ветеранов Великой Отечественной войны» в память о «семи братьях Газдановых, погибших на фронтах Великой Отечественной войны» (Мириков А. Не улетайте, журавли // Лента новостей Владикавказа. 2023. 23 мая, https://vladikavkaz-news.net/other/2023/05/23/149790.html). В материале сетевого издания NewsTracker приводилась позиция одного из депутатов, который обвинил администрацию округа в неучастии в похоронах погибших бойцов ЧВК: «Считаю, что подобное отношение местной власти снижает уровень патриотизма среди жителей нашей Родины» (Территория безразличия: почему ветераны и депутаты недовольны властями Георгиевска // NewsTracker. 2023. 4 мая, https://clck.ru/3ECwEj). В тексте транслировались также обвинения в адрес администрации округа из-за «отказа в проведении патриотического автопробега» в поддержку СВО (Там же).

В рамках критического дискурс-анализа мы рассмотрели медиатексты с позиции того, какие именно социальные структуры выступали акторами дискурсивных событий, в рамках которых шло обсуждение патриотизма как явления или практики. Для детального анализа были отобраны 48 материалов с величиной медиаиндекса от 30 до 145 (за исключением 2 публикаций, заблокированных по решению Роскомнадзора РФ).

Анализ дискурсивных стратегий в части категоризации и номинации социальных акторов, репрезентируемых в медийном дискурсе о патриотизме на примере материалов с высоким медиаиндексом позволил выявить, что таковыми преимущественно были представители властных структур - депутаты Государственной Думы РФ, глава Карачаево-Черкесии, председатель Правительства Республики Дагестан, губернатор Ставропольского края, министр образования и науки Республики Северная Осетия - Алания, руководитель Федерального агентства по делам молодежи, спикер Народного Собрания Республики Дагестан, председатель Народного Собрания (Парламента) Карачаево-Черкесской Республики и т. д. В трех материалах приводились высказывания на тему патриотизма полномочного представителя президента Российской Федерации в СКФО Ю. Я. Чайки, который информировал о патриотических практиках региона, а также приветствовал участников военно-патриотического форума казачьей молодежи «Братство Терека» («Мы еще раз все вместе можем продемонстрировать друзьям и недругам, какое оно -настоящее братство истинных патриотов Отечества, уважающих славные традиции своих предков, единых по духу, жизненным целям и приоритетам!» (Пятигорск стал площадкой военно-патриотического форума казачьей молодежи «Братство Терека» // ГТРК «Ставрополье». 2023. 21 апр., https://stavropolye.tv/ news/181431).

Подобный выбор средствами массовой информации социальных акторов, безусловно, позволяет транслировать позицию власти, но в то же время, на наш взгляд, не вполне достаточен для формирования общественного мнения, поскольку в этой общественной дискуссии, как справедливо пишут исследователи, «важна личностно-субъективная позиция людей и целых групп, слоев общества» (Князева, Зеленина 2019: 2).

Установлено также, что в пяти случаях была озвучена позиция по патриотизму двух представителей Вооруженных Сил России (начальника службы ракетно-артиллерийского вооружения 49-й армии и ветерана пограничной службы), одного религиозного деятеля (благочинного православных церквей), двух деятелей культуры (народного артиста РФ и руководителя кинематографического направления международного форума творческих союзов «Белая акация»).

Выявлено также, что все перечисленные выше социальные акторы (и представители властных структур, и представители других сфер), разделенные нами по четырем категориям в соответствии с их номинациями в текстах, были поименованы, что призвано придавать особую убедительность дискурсу о патриотизме.

В нескольких материалах социальные акторы - организаторы мероприятий - не были названы и присутствовали имплицитно. Так, в публикации о турнире «Это наша Победа!» сообщалось (вероятно, с использованием формулировок организаторов), что он проводился для «воспитания подросткового поколения и населения в духе патриотизма, любви, уважения и гордости к своей стране» (Сборная Дагестана стала призером турнира по игре «Что? Где? Когда?» «Это наша Победа!», который состоялся в столице Республики Северная Осетия - Алания // РИА «Дагестан». 2023. 7 мая, https://clck.ru/3ECwLb). Аналогично о Всероссийской научно-практической конференции школьников «Интеллект XXI века»

писали, что она «проводилась в целях воспитания патриотизма у подрастающего поколения через научно-практическую деятельность, повышения интереса к истории родного края и чтения литературных произведений о родине» (Призерами Всероссийской научно-практической конференции стали ученицы из Грозного // ГТРК «Грозный». 2023. 20 мая, https://grozny.tv/news/education/54969) и т. д. К этому же блоку примыкает текст социальной рекламы о «главной российской площадке по подготовке добровольческих сил», завершающийся призывом «Прояви свое мужество и патриотизм в чеченской кузнице героев!» (Чеченская Республика продолжает активный набор добровольцев для участия в СВО // ГТРК «Грозный». 2023. 13 мая, https://grozny.tv/news/army/54868).

Незначительное место в структуре социальных акторов, репрезентируемых в медийном дискурсе о патриотизме, занимают представители аудитории. Такая практика обнаружена нами в материалах, подготовленных редакцией республиканской газеты «День республики» (КЧР). В рубрике «Эхо недели» издание публикует мини-истории читателей (с указанием их имени, фамилии, места проживания, иногда - профессии), две из которых были связаны с темой патриотизма. Автор одной на собственном опыте пришел к выводу, что «в ходе армейской службы становятся ближе и ясней понятия гражданственности и патриотизма. Особенно в нынешнее время» (Эхо недели // День республики. 2023. 13 июня, https://denresp. ru/2023/06/13/eho-nedeli-156/), вторая рассказала, как дала дочери «уроки патриотизма», побывав с ней на благотворительной ярмарке для детей Луганской Народной Республики и на благотворительном концерте, средства от которого будут направлены «в помощь военнослужащим из Карачаево-Черкесии, которые сейчас находятся в зоне СВО» (Эхо недели // День республики. 2023. 6 июня, https://denresp.ru/2023/06/06/ eho-nedeli-155/).

На наш взгляд, подобное приобщение «простого народа» к кругу социальных акторов, заявляющих о своей патриотической позиции, с одной стороны, делает саму проблематику более убедительной для аудитории, а с другой - позволяет целостнее представить общественное мнение.

Другой способ его трансляции - через упоминания об откликах аудитории - избрало ставропольское сетевое издание NewsTracker. В материале о военном параде Победы в детском саду, где «воспитанников учреждения переодели в военную форму, а также раздали им флаги России», корреспондент отметил: «Пользователи в комментариях одобрили подобные мероприятия и заявили, что таким образом возрождается патриотизм» (Военный парад Победы устроили в детском саду в Невинномысске // NewsTracker. 2023. 8 мая, https://newstracker.ru/news/2023-05-08/voennyy-parad-pobedy-ustroili-v-detskom-sadu-v-nevinnomysske-2922945).

В ходе исследования дискурсивных стратегий в части категоризации и номинации социальных акторов, репрезентируемых в материалах с высоким медиаиндексом, особое внимание было уделено собственно журналистской позиции. Установлено, что она явно выражена всего в 6 текстах, что, безусловно, недостаточно для популяризации идеи патриотизма.

Авторская позиция по этому вопросу в текстах выражалась через маркирование деятельности как патриотической, определение людей как патриотов, через оценочные суждения о значимости патриотизма. Так, например, дагестанский журналист написал: «Новые вызовы, связанные с возрождением фашизма в Европе, пробудили историческую память народов России, чувства патриотизма и гражданской ответственности. И никакая западная пропаганда не сможет поколебать нашу уверенность в новой Победе!» (Дагиев А. Рассекреченные материалы о фашистских агентах-диверсантах в Дагестане в годы войны // РИА Дагестан. 2023. 22 июня, https://clck.ru/3ECwSc). Другой пример - корреспондент ГТРК «Ставрополье», информируя о военно-патриотическом форуме, сообщил аудитории: «.. .на передовой сейчас свыше тысячи истинных патриотов» (Пятигорск стал площадкой военно-патриотического форума казачьей молодежи «Братство Терека» // ГТРК «Ставрополье». 2023. 21 апр., https://stavropolye.tv/news/181431).

Таким образом, в анализируемом массиве текстов идею патриотизма вводили в повестку дня преимущественно представители властных структур, тем самым СМИ, в недостаточной мере представляя точку зрения другой части населения и практически не артикулируя свою позицию, переводили ее в плоскость официальной идеологии, а не повседневной практики.

Рассмотрение сущности и тиражирования смыслов в медиадискурсе Северного Кавказа о патриотизме позволило выявить, что в регионе его преимущественно интерпретируют как любовь к Родине и служение Отечеству.

Патриотизм воспринимается как защита интересов страны в сложных геополитических условиях: «Сегодня, когда на независимость нашего государства посягают недобитые фашистские приспешники, объединились гитлеры и лжедмитрии, мазепы и карлы шведские, наполеоны, становится особо значимым патриотический код нации, та самая духовная скрепа, сплачивающая народы страны» (Чеджемов С. Патриотический код нации // Северная Осетия. 2023. 23 мая, https://moyaokruga.ru/sevosetia/Articles. aspx?articleId=583639). В некоторых материалах контекстуально можно определить понимание патриотизма как этнического. Так, в материале «В Карачаево-Черкесии проходят мероприятия, посвященные 66-й

годовщине Возрождения карачаевского народа» приводится цитата из выступления главы республики Рашида Темрезова: «Сегодня очень важно, чтобы подрастающее поколение знало историю своего народа, своей республики, имена героев, простых тружеников... Память, как знак уважения силе воли, мужеству и величайшему патриотизму наших старших, для которых дороже всего была, есть и будет Родина. Вечная память погибшим на чужбине, которым не суждено было испытать радость возращения на свою Родину» (РИА «Карачаево-Черкесия». 2023. 3 мая, https://clck.ru/3ECwV3). Есть публикации, в которых представлено понимание патриотизма как чувства любви к малой родине. Об этом, в частности, свидетельствует медиатекст о Долорес Билаоновой, где сказано, что, «несмотря на приглашения из разных театров страны, большой патриотизм, живший в певице, не отпускал ее за пределы республики» (Во Владикавказе прошел концерт памяти Долорес Билаоновой // ГТРК «Алания». 2023. 19 мая, https://alaniatv.ru/vo-vladikavkaze-proshel-kontsert-pamyati-dolores-bilaonovoj/), и заголовок одной из публикаций в ставропольском краевом информационном агентстве - «Покупай, ешь, пей ставропольское: как формируется продовольственный патриотизм» (В Ставрополе на выходные будут работать четыре ярмарки // ИА «Победа 26». 2023. 30 июня, https://pobeda26.ru/news/ekonomika/2023-06-30/v-stavropole-na-vyhodnye-budut-rabotat-chetyre-yarmarki-260590).

Исследование медиатекстов по параметру «транслируемые основания патриотизма» показало, что большой блок публикаций в региональных медиа СКФО представляет таковыми события прошлого, преимущественно Великой Победы и Великой Отечественной войны, что обусловлено в том числе и хронологическими рамками исследования, которые включали и 9 мая - День Победы, и 22 июня - День памяти и скорби. Есть некоторое количество материалов, где в качестве основания патриотизма выступает специальная военная операция.

Среди героев, репрезентирующих российский патриотизм, региональные медиа называли представителей разного времени - участников и ветеранов Великой Отечественной войны, театральных режиссеров, народную артистку России, поэта, православного журналиста, Петра Великого, «царского генерала, белоэмигранта А.И. Деникина и лидера страны и партии большевиков И.В. Сталина», участников СВО.

Выводы

Исследование медиадискурса Северного Кавказа показало, что в информационном пространстве региона сложилась достаточно трафаретная практика актуализации патриотизма с преимущественным вниманием к соответствующим тематике мероприятиям и высказываниям официальных лиц. В условиях информационных войн и дискредитации патриотизма как значимой социально-политической ценности в СМИ мало представлена точка зрения лидеров мнения (религиозных деятелей, известных деятелей культуры и искусства и т. д.), единично - рядовых граждан.

Потенциальное значение для формирования российского патриотизма на современном этапе наряду с обращением к историческим военным победам (Великая Отечественная война, Отечественная война 1812 г. и т. д.) имеет популяризация в медиапространстве региона научных достижений ученых прошлого и современности, успехов спортсменов, примеров трудовых подвигов российских граждан, успешной добровольческой (волонтерской) деятельности и эффективных практик по формированию патриотизма в регионе.

В то же время роль СМИ в медиации общественных процессов и формировании патриотизма как идеологической конструкции могла бы быть значительно выше при наличии развитой системы государственной поддержки региональных медиапроектов патриотической тематики различных форматов (документальных фильмов для трансляции на телевидении, подкастов для радиоэфиров, мультимедийных спецпроектов для интернет-СМИ, видеороликов для социальных сетей и т. д.) и молодежных конкурсов медиапроектов патриотической тематики.

Список источников

Анкудинов И. А. Патриотический дискурс в Рунете: до и после 24 февраля 2022 г. // Мониторинг общественного мнения: экономические и социальные перемены. 2024. № 2 (180). С. 153-177. https://www. doi.org/10.14515/monitoring.2024.2.2515.

Возжеников А. В., Кузнецов А. Н. СМИ как субъект формирования патриотизма и гражданственности: исторический опыт и перспективы // Коммуникология. 2022. № 10 (1). С. 107-118. https://www.doi. org/10.21453/2311-3065-2022-10-1-107-118.

Гребенщикова Т. А., Павлова Н. Д. Патриотический дискурс в политическом интернет-сообществе // Вопросы психолингвистики. 2019. №4 (42). С. 34-49. https://www.doi.org/10.30982/2077-5911-2019-42-4-36-51.

Гришанина А. Н., Ерофеева И. В. Фактор духовности в профессиональной идеологии современного журналиста: к вопросу о культурной памяти // Вопросы теории и практики журналистики. 2023. Т. 12, № 2. С. 216-231. https://www.doi.org/10.17150/2308-6203.2023.12(2).216-231.

Евсеев А. Ю. Архивные материалы СМИ Чеченской республики как инструмент медиатрансляции национальной памяти // Знак: проблемное поле медиаобразования. 2024. № 2 (52). С. 6-14. https://www.doi. org/10.47475/2070-0695-2024-52-2-6-14.

Евсеев А. Ю., Ерофеева И. В. Медиаобраз Северного Кавказа в СМИ Чеченской Республики как инструмент национальной идентификации // Гуманитарный вектор. 2020. Т. 15, № 5. С. 116-125. https:// www.doi.org/10.21209/1996-7853-2020-15-5-116-125.

Ефанов А. А., Юдина Е. Н. Медиаэффекты в современном неоинформационном обществе // Коммуникология. 2021. Т. 9, № 4. С. 136-147. https://www.doi.org/10.21453/2311-3065-2021-9-4-136-147.

Князева М. Л., Зеленина Е. В. Понятийно-смысловая парадигма патриотизма в публичном дискурсе России // Вестник Волжского университета имени В. Н. Татищева. 2019. № 1, т. 1. С. 1-13.

Лепилкина О. И., Ганжара О. А. Лексема «патриотизм» и ее дериваты в медиатекстах Северо-Кавказского федерального округа: региональный срез // Вестник Воронежского государственного университета. Серия: Филология. Журналистика. 2023. № 4. С. 128-132.

Николаева О. В. Коммуникативные практики реализации риторики патриотизма в китайских СМИ на английском языке // Известия Восточного института. 2020. № 1. С. 23-33. https://www.doi.org/10.24866/2542-1611/2020- 1/23-33.

Прохоров Е. П. Введение в теорию журналистики. 7-е изд., испр. и доп. Москва : Аспект Пресс, 2009. 349 с.

Ребрина Л. Н. Формирование локального патриотизма прошлого: информационный баланс коммуникативно-текстовой среды // Научный диалог. 2019. №2. С. 49-64. https://www.doi.org/10.24224/2227-1295-2019-2-49-64.

Смолин И. В. Функционирование концепта «патриотизм» в дискурсе СМИ о Российской армии // Известия Уральского федерального университета. Серия 1: Проблемы образования, науки и культуры. 2016. Т. 22, № 4 (154). С. 56-61.

Шкондин М. В. Журналистика как интеллектуальная система: аспекты целостности // Известия Иркутской государственной экономической академии. 2016. Т. 26, № 2. С. 175-182. https://www.doi. org/10.17150/1993-3541.2016.26(2).175-182.

Abdolian L. F. & Takooshian H. The USA Patriot Act: Civil Liberties, the Media, and Public Opinion // Fordham Urban Law Journal. 2003. Vol. 30, № 4. Pp. 1429-1453.

Maniou Th. A., Photiou I. & Ketteni E. Mediating Patriotism and Triumph through the National Press: Newspaper Content and Journalistic Perceptions // International Journal of Social Science Studies. 2016. Vol. 4, № 6. Pp. 65-75.

Rababa M. A., Issa A. A. B. & Alkhaldi I. The role of media in promoting patriotism values strategic vision proposed // Dirasat Human and Social Sciences. 2018. Vol. 45, № 3. Pp. 181-209.

Waisbord S. Journalism, risk, and patriotism // Journalism after September 11 / ed. by Barbie Zelizer a. Stuart Allan. London; New York, 2002. Pp. 201-219.

References

Ankudinov, I. A. (2024). Patrioticheskij diskurs v Runete: do i posle 24 fevralja 2022 g. [Patriotic discourse in RuNet: before and after February 24, 2022]. Monitoring obshhestvennogo mnenija: jekonomicheskie i social'nye peremeny, 2 (180), 153-177. https:// www.doi.org/10.14515/monitoring.2024.2.2515. (In Russ.).

Vozzhenikov, A. V. & Kuznetsov, A. N. (2022). SMI kak sub'ekt formirovaniya patriotizma i grazhdanstvennosti: istoricheskii opyt i perspektivy [Mass media as a subject of formation of patriotism and civic consciousness: historical experience and prospects]. Kommunikologiya, 10 (1), 107-118. https://www.doi.org/10.21453/2311-3065-2022-10-1-107-118 (In Russ.).

Grebenshchikova, T. A. & Pavlova, N. D. (2019). Patrioticheskii diskurs v politicheskom internet-soobshchestve [Patriotic discourse in the political online community]. Voprosypsikholingvistiki, 4 (42), 34-49. https://www.doi.org/10.30982/2077-5911-2019-42-4-36-51 (In Russ.).

Grishanina, A. N. & Erofeeva, I. V. (2023). Faktor dukhovnosti v professional'noi ideologii sovremennogo zhurnalista: k voprosu o kul'turnoi pamyati [The spirituality factor in the professional ideology of a modern journalist: on the issue of cultural memory]. Voprosy teorii ipraktiki zhurnalistiki, 2 (12), 216-231. https://www.doi.org/10.17150/2308-6203.2023.12(2).216-231 (In Russ.).

Evseev, A. Yu. (2024). Arkhivnye materialy SMI Chechenskoi respubliki kak instrument mediatranslyatsii natsional'noi pamyati [Archival materials of the media of the Chechen Republic as a tool for media broadcasting national memory]. Znak: problemnoepole mediaobrazovanja, 2 (52), 6-14. https://doi.org/10.47475/2070-0695-2024-52-2-6-14 (In Russ.).

Evseev, A. Yu. & Erofeeva, I. V. (2020). Mediaobraz Severnogo Kavkaza v SMI Chechenskoi respubliki kak instrument natsional'noi identifikatsii [Media image of the North Caucasus in the media of the Chechen Republic as a tool for national identification]. Gumanitarnyi vektor, 5 (15), 116-125. https://www.doi.org/10.21209/1996-7853-2020-15-5-116-125 (In Russ.).

Efanov, A. A. & Yudina, E. N. (2021). Mediaeffekty v sovremennom neoinformatsionnom obshchestve [Media effects in the modern neo-information society]. Kommunikologiya, 4 (9), 136-147. https://www.doi.org/10.21453/2311-3065-2021-9-4-136-147 (In Russ.).

Knyazeva, M. L. & Zelenina, E. V. (2019). Ponyatiino-smyslovaya paradigma patriotizma v publichnom diskurse Rossii [Conceptual and semantic paradigm of patriotism in the public discourse of Russia]. Vestnik Volzhskogo universiteta imeni V. N. Tatishcheva, 1(1), 1-13. (In Russ.).

Lepilkina, O. I. & Ganzhara, O. A. (2023). Leksema "patriotism" i ee derivaty v mediatekstakh Severo-Kavkazskogo federal'nogo okruga: regional'nyi srez [The lexeme "patriotism" and its derivatives in media texts of the North Caucasus Federal District: regional

cross-section]. Vestnik Voronezhskogo gosudarstvennogo universiteta. Seriya: Filologiya. Zhurnalistika, 4, 128-132. (In Russ.).

Nikolaeva, O. V. (2020). Kommunikativnye praktiki realizatsii ritoriki patriotizma v kitaiskikh SMI na angliiskom yazyke [Communicative practices of implementing the rhetoric of patriotism in Chinese media in English]. Izvestiya Vostochnogo instituta, 1, 23-33. https://www.doi.org/10.24866/2542-1611/2020- 1/23-33 (In Russ.).

Prokhorov, E. P. (2009). Vvedenie v teoriyu zhurnalistiki [Introduction to the theory of journalism]. Moscow: Aspect Press, 349 p. (In Russ.).

Rebrina, L. N. (2019). Formirovanie lokal'nogo patriotizma proshlogo: informatsionnyi balans kommunikativno-tekstovoi sredy [Formation of local patriotism of the past: information balance of the communicative and text environment]. Nauchnyi dialog, 2, 49-64. https://www.doi.org/10.24224/2227-1295-2019-2-49-64 (In Russ.).

Smolin, I. V. (2016). Funktsionirovanie kontsepta "patriotism" v diskurse SMI o Rossiiskoi armii [Functioning of the concept of "patriotism" in the media discourse about the Russian army]. Izvestiya Ural'skogo federal'nogo universiteta. Seriya 1: Problemy obrazovaniya, nauki i kul'tury, 4 (154), 56-61. (In Russ.).

Shkondin, M. V. (2016). Zhurnalistika kak intellektual'naya sistema: aspekty tselostnosti [Journalism as an intellectual system: aspects of integrity]. Izvestiya Irkutskoi gosudarstvennoi ekonomicheskoi akademii, 2 (26), 175-182. https://www.doi. org/10.17150/1993-3541.2016.26(2).175-182 (In Russ.).

Abdolian, L. F. & Takooshian, H. (2003). The USA Patriot Act: Civil Liberties, the Media, and Public Opinion. Fordham Urban Law Journal, 4 (30), 1429-1453.

Maniou, Th. A., Photiou, I. & Ketteni, E. (2016). Mediating Patriotism and Triumph through the National Press: Newspaper Content and Journalistic Perceptions. International Journal of Social Science Studies, 6 (4), 65-75.

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.

Rababa, M. A., Issa, A. A. B. & Alkhaldi, I. (2018). The role of media in promoting patriotism values strategic vision proposed. Dirasat Human and Social Sciences, 3 (45), 181-209.

Waisbord, S. (2002). Journalism, risk, and patriotism. Journalism after September 11. Ed. by Barbie Zelizer and Stuart Allan. London; New York: Routledge, 201-219.

Информация об авторах О. И. Лепилкина - доктор филологических наук, профессор, профессор кафедры журналистики Т. В. Марченко - кандидат филологических наук, доцент, доцент департамента лингвистики

Information about the authors Olga I. Lepilkina - Doctor of Philology, Professor, Professor of the Chair of Journalism

Tatiana V. Marchenko - Candidate of Philology, Associate Professor, Associate Professor of the Department of Linguistics

Авторы заявляют об отсутствии конфликта интересов. The authors declare no conflicts of interests.

Статья поступила в редакцию 01.10.2024; одобрена после рецензирования 16.10.2024; принята к публикации 18.10.2024. The article was submitted 01.10.2024; approved after reviewing 16.10.2024; accepted for publication 18.10.2024.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.