УДК 37.036:373.3
Р. М. Васильева1, С. Г. Соколова12
ДИДАКТИЧЕСКИЕ АСПЕКТЫ ХУДОЖЕСТВЕННО-ЭСТЕТИЧЕСКОЙ СРЕДЫ В НАЧАЛЬНОЙ ШКОЛЕ
1Чувашский государственный институт культуры и искусств, г. Чебоксары, Россия
2Чувашский государственный педагогический университет им. И. Я. Яковлева,
г. Чебоксары, Россия
Аннотация. Статья посвящена дидактическим аспектам художественно-эстетической среды в начальной школе. Особое внимание уделено реализации основных функций (образовательной, воспитательной, развивающей) педагогического процесса в художественно-эстетической среде. Охарактеризованы составляющие личностного потенциала учащегося, развивающиеся в созданной среде: познавательный, ценностный, творческий, коммуникативный, художественно-эстетический. Выявлены особенности художественно-эстетической среды.
Ключевые слова: педагогика среды, эстетическая среда, художественно-эстетическая среда, развитие личности, начальные классы.
Актуальность исследуемой проблемы. В современной научной литературе образовательная среда рассматривается как система влияний и условий формирования личности по заданному образцу, а также возможностей для ее развития, содержащихся в социальном и предметно-пространственном окружении. Художественно-эстетическая среда в этом случае рассматривается как ее культурная разновидность, определяющая особенности средового поведения и ориентаций обучающихся.
Несмотря на то что в педагогической теории и практике имеются работы, прямо или косвенно освещающие тему нашего исследования, мы считаем, что она недостаточно разработана. В теме и направлении исследования есть противоречия, которые необходимо разрешить.
Процесс изучения современной практики начальной школы и научных публикаций позволил нам выявить противоречия, разрешение которых необходимо в целях получе-
© Васильева Р. М., Соколова С. Г., 2018
Васильева Раиса Михайловна - кандидат педагогических наук, заведующая кафедрой народного художественного творчества Чувашского государственного института культуры и искусств, г. Чебоксары, Россия; e-mail: Vasileva_Raisa@mail.ru
Соколова Светлана Георгиевна - кандидат педагогических наук, доцент кафедры педагогики и методики начального образования Чувашского государственного педагогического университета им. И. Я. Яковлева; доцент кафедры народного художественного творчества Чувашского государственного института культуры и искусств, г. Чебоксары, Россия; e-mail: sokolova_sg@mail.ru
Статья поступила в редакцию 16.05.2018
ния эффективного результата воспитания и образования учащихся: противоречие между необходимостью создания художественно-эстетической среды образовательной организации и отсутствием таковой во многих школах; между ростом художественно-эстетических потребностей учащихся и недостаточной степенью разработанности данной проблемы в педагогической науке; между необходимостью иметь критерии оценки создания художественно-эстетической среды учебного класса-кабинета начальной школы и отсутствием таковых согласно требованиям ФГОС НОО к условиям реализации основной образовательной программы в начальной школе. Вышеизложенные противоречия обусловили выбор темы нашего исследования.
Материал и методика исследований. Был проведен теоретический анализ психолого-педагогической литературы по дидактическим аспектам художественно-эстетической среды в начальной школе.
Результаты исследований и их обсуждение. С древних времен педагоги старались среде, окружающей их воспитанников, придать эстетическую значимость. Например, согласно Платону, художественно-эстетическая среда должна была участвовать в формировании человека, знающего законы, и помогать ему стать законопослушной личностью, тогда его жизнь наполнится добродетелью, умением подчиняться старшим, честно прожившим всю свою жизнь [6]. Согласно Аристотелю, художественно-эстетическая среда обладает способностью доставлять эстетическое наслаждение и формирует эстетический вкус человека [1].
Значимость влияния образовательной среды на развитие детей была отмечена в трудах Томаса Мора (1478-1535) и Томмазо Кампанеллы (1568-1639). Данные авторы впервые по истечении многих веков подняли важнейшую проблему необходимости создания специально организованной среды для обучения и воспитания с целью формирования всесторонне развитой личности.
В работах американских психологов Р. Арнхейма, Р. Барнера, Р. Парка и других отражены дифференцированные подходы к изучению влияния среды на людей (психологической, пространственной, воспитательной, цветовой и др.). В российской педагогике проблема влияния среды на личность учащихся рассматривалась в трудах А. С. Макаренко, В. А. Сухомлинского, К. Д. Ушинского, С. Т. Шацкого. Теоретические основы проектирования образовательной среды при использовании на практике обучения и воспитания рассмотрены в работах О. С. Газмана, М. В. Кларина, И. Д. Фрумина и др.
Педагоги, психологи-практики В. И. Слободчиков, В. А. Петровский, Н. Б. Крылова, М. М. Князева и др. обратили внимание на философские аспекты понятия «образовательная среда», приемы и технологии ее конструирования. В трудах Ф. Ф. Эрисмана предложены рекомендации по организации образцовой классной комнаты в школе, сказано о ее значении в развитии и формировании художественно-эстетического вкуса учащихся [10]. Культурно-эстетические аспекты школьной образовательной и развивающей среды представлены в трудах Л. П. Печко, Т. Н. Щербаковой.
В процессе изучения научно-теоретической литературы мы обнаружили, что существуют различные концепции прогнозирования образовательных систем и среды, например, разработаны теоретико-методологические основы моделирования социальных систем (В. А. Афанасьев, И. В. Блауберг, В. И. Загвязинский, В. Н. Садовский, В. И. Михеев, Ф. Тейлор, В. А. Штофф).
Художественно-эстетическая среда образовательной организации является компонентом педагогики среды. В российской педагогике впервые в научный оборот был вве-
ден С. Т. Шацким термин «педагогика среды». По его мнению, под ним следует понимать теорию и практику изучения педагогической организации социальной среды, окружающей воспитанника, выступающей объектом целенаправленного влияния общества, государства, их институтов и органов; проявлений среды как субъекта воспитания, располагающего существенными воспитательными потенциалами и каналами, способами, методами их практической реализации [9].
В 90-е годы XX в. были активизированы исследования, посвященные педагогике среды (М. А. Галагузова, Л. В. Мардахаев, А. Н. Мудрик, В. Д. Семенов, Б. Т. Лихачев и др.). Так, А. Н. Мудрик и Л. В. Мардахаев показали, что «среда несет в себе значительный развивающий и воспитательный потенциал с определенными направленностью и интенсивностью. Ее влияние особенно велико на ребенка и может носить как позитивный, так и негативный характер. Важно знать педагогические возможности среды и учитывать их в процессе воспитания» [3, с. 265].
Многие исследователи (П. П. Автомонов, Т. А. Астрова, К. В. Гавриловец, Н. А. Кава-лерова, Л. П. Печко, Т. Н. Щербакова и др.) сделали попытку определить основные компоненты эстетической среды - освещение, цветовая отделка помещения, дизайн мебели, учебно-наглядные пособия, информационные стенды, комнатные растения, природа и т. д. К примеру, К. В. Гавриловец в своем исследовании по поводу эстетической среды высказывает мнение, что она должна оказывать на обучающихся нравственно-эстетическое воздействие. К эстетике школьной среды она относит обстановку классов, кабинетов, залов, коридоров и т. д. Она считает, что убранство вестибюля, оформление стендов - все это молчаливые помощники учителя в эстетическом, а следовательно, и в нравственном воспитании обучающихся либо его враги. По ее мнению, если ребенка с первого класса и до окончания школы окружают вещи, отличающиеся красотой, целесообразностью, простотой, то в его жизнь подсознательно входят такие критерии, как целесообразность, упорядоченность, чувство меры, то есть критерии, которые позднее определяют его вкусы и потребности [2].
В практике современных начальных школ сегодня достаточно большое внимание уделяется созданию эстетической среды образовательной организации. Особенно это касается оформления класса-кабинета начальной школы. Такая необходимость создает появление еще одного термина - «художественно-эстетическая среда». Мы до сих пор говорили об эстетической среде образовательной организации, сознательно не затрагивая слово «художественно-эстетическое». Дело в том, что часто на уровне бытовой лексики эти слова применяются в качестве синонимов. Но это не так. Понятия «художественное» и «эстетическое» в содержательном аспекте достаточно сильно отличаются друг от друга. «Художественное» - это все то, что связано с творческой деятельностью в области искусства, по законам искусства и эстетики. Следовательно, говоря о художественно-эстетической среде, следует иметь в виду, что она в современных исследованиях понимается как сложная динамическая совокупность компонентов и их свойств, включающая условия, объекты и субъекты, позитивно соответствующим процессам культурно-эстетического развития личности обучающегося, в соответствии с современными педагогическими целями [5].
В последние годы педагогическая теория и практика обогатились исследованиями в области проблем организации художественно-эстетической среды образовательной организации. Например, Е. Г. Новолодская среду образовательной организации рассматривает как сложную, многофункциональную образовательную систему-комплекс. По ее
мнению, грамотная организация предметно-пространственной среды в плане благоприятного воздействия на здоровье учеников, его сохранения и укрепления может явиться значительным стимулом в повышении работоспособности и деловой активности учащихся в течение учебного дня. Она считает, что важнейшим требованием к сохранению работоспособности учащихся, их зрения и нормальной осанки является соответствие школьной мебели размерам и пропорциям тела детей и подростков, ее правильная расстановка в помещении, а также достаточное правильное освещение. Особую роль при этом играет биологическое воздействие солнечного света: он стимулирует функционирование центральной нервной системы и всех органов чувств, повышает эмоциональный тонус организма [4, с. 13-14].
В своих разработках Д. В. Григорьев, И. В. Кулешова, П. В. Степанов обосновали, что в школе воспитательным потенциалом обладает все окружение учащихся. Это и содержание образования, и стиль одежды педагога, и внешний тип школьного сооружения. Авторы с сожалением констатируют тот факт, что о потенциале наглядно-эстетической сферы в некоторых школах обычно вспоминают только при проведении праздников. А ведь обстановка двора, холла, класса - это то, с чем обучающийся имеет дело ежедневно. Исследователи считают, что эстетические ценности, возбуждающие воображение, поражающие изяществом и чистотой форм, образной безупречностью, оттачивают чувства и отчеканивают вкус, делая учащихся более привередливыми в выборе и переустройстве условий своей жизни. Мы полностью солидарны с утверждением авторов, что «важно то, что предметно-эстетическая среда способствует формированию у ребенка отношения к школе как к своей» [7], [8].
Более подробное определение художественно-эстетической среды образовательной организации приводит Л. П. Печко, понимая под ней пространственно-временное, содержательно-культурное, педагогически функционирующее поле, обладающее предметно-материальным эстетическим обликом и эстетической атмосферой, проявляющейся в активности педагогов и обучающихся, а также присутствие эстетических и художественных форм взаимодействия, коллективных и индивидуальных проявлений эстетического сознания личности [5].
Итак, в процессе изучения и обобщения литературы мы определили, что художественно-эстетическая среда как среда, обладающая педагогической функцией, исследована многими педагогами. Главное в этих исследованиях - призыв к гармонизации среды как жизненного пространства, внутри которого учащийся станет обретать способность размышлять, исследовать собственные силы и возможности, проводить эксперименты с материалами, устанавливать собственные взаимоотношения с миром, достигать жизненного диалога, осваивать методы творческого действия и обучаться использовать эту среду для саморазвития и самосохранения. Организация среды образовательной организации обязана отвечать принципам, а именно: культуросообразности, поликультурности, полихудожественности, природоцелесообразности, стабильности, динамичности, про-блемности, доверия, диалога и т. д.
В созданной художественно-эстетической среде реализуются основные функции педагогического процесса: образовательная, воспитательная, развивающая.
Образовательная функция художественно-эстетической среды направлена на развитие мотивировки и опыта учебно-познавательной и практической деятельности, осваивание баз академических познаний, ценностных ориентаций и взаимоотношений учащихся начальной школы. Мы считаем, что формирование эстетического сознания обучаю-
щихся сложно представить без сформированной у них концепции ценностей. Эстетическое сознание в научной литературе рассматривается как комплекс идей, теорий, взглядов, критериев художественных суждений, вкусов, благодаря которым человек обретает возможность точно определять эстетическую ценность окружающих его предметов, явлений жизни, искусства. Процедура изучения ценностей художественной и эстетической культуры осуществляется обучающимися в процессе усвоения ими содержания учебных дисциплин и внеаудиторных занятий (художественно-творческие работы, работа над проектами, участие в выставках, форумах и т. д.). Так совершается развитие у обучающихся эстетического сознания и ценностного отношения к искусству и окружающей среде образовательной организации. В процессе художественно-эстетической деятельности в начальной школе (создание творческих работ, социально-педагогических проектов, изготовление подарков и т. д.) учащийся показывает собственные креативные возможности, которые выражаются в мастерстве разрешать конкретные проблемы творческими способами.
Воспитательная функция художественно-эстетической среды направлена на формирование определенных качеств, свойств и отношения учащихся к среде. В процессе воздействия художественно-эстетической организации среды у учащихся развиваются такие качества, как аккуратность, аналитические способности, воля, исполнительность, направленность интересов, коммуникабельность, общественная активность и многие другие. Художественно-эстетическая среда активно участвует в формировании у учащихся начальной школы эстетических чувств, вкусов и развитии мотивации (потребностей, интересов) и способностей к художественно-творческой деятельности, помогает в формировании компетенций противодействия дезориентирующим влияниям псевдокультуры.
Эта функция направлена на воспитание и развитие культурно-эстетического сознания учащихся, таких его качеств и форм, как эстетические переживания, оценки, идеалы, суждения и художественно-эстетические потребности. Все сказанное развивает у учащихся потребность в эстетическом наслаждении. Благодаря этой потребности учащиеся будут стремиться сделать красивой свою жизнь - быт, отдых, взаимоотношения с одноклассниками, все свои поступки они будут определять с позиций прекрасного и с позиций нравственных принципов. Восприятие же эстетических ценностей художественно-эстетической среды образовательной организации облагораживает личность учащегося, возвышает ее, раскрывает красоту окружения. Кроме того, восприятие эстетических ценностей среды развивает и воспитывает у учащихся потребность в художественном творчестве. Эстетические потребности влияют на развитие у учащихся эстетических вкусов, идеалов, стремление жить и трудиться по законам красоты.
Развивающая функция художественно-эстетической среды направлена на формирование и развитие психических процессов, свойств и качеств личности, таких как отношение к самому себе, к своей внешности, вкус, умение адекватно подать себя; особенностей мышления: его преобладающий тип (конкретно-образное, абстрактно-логическое), самостоятельность, гибкость и быстрота; преобладающее настроение, самооценка и многие другие. Развивающая функция участвует в формировании у учащихся эмоционально-ценностного отношения к окружающему миру, знаниям, познавательной деятельности, самому себе; в развитии потребностей, установок, способностей, сопереживания и общения с другими людьми в поле культуры, в контексте искусства, эстетического творчества. Эта функция участвует в формировании опыта (умений и навыков) познавательной деятельности, способности к творчеству, принятию нестандартных решений, развитию
мышления. Кроме того, развивающая функция художественно-эстетической среды проявляется в развитии деятельности и активности личности учащегося - познавательной, творческой, эстетической, художественной.
В процессе реализации функций педагогического процесса в специально созданной художественно-эстетической среде у учащихся развивается личностный потенциал: познавательный, ценностный, творческий, коммуникативный, художественно-эстетический. Кратко рассмотрим их характеристики.
Познавательный (гносеологический) потенциал развивается в процессе восприятия той информации, которая присуща художественно-эстетической среде. Эта информация складывается из знаний об окружении, природной и предметной среде. Познание учеником художественно-эстетического окружения гарантирует ему значительную независимость действий и раскрывает широкие горизонты учебного творчества. В этом случае мы вправе говорить о непосредственном влиянии среды на учащегося, что освобождает его от чувства неуверенности в своих действиях. В свою очередь, познавательный потенциал учащихся будет выступать как общая (в ориентировке: познание своего окружения, объективной действительности) и как частная потребность - желание познать специфические явления действительности, например, народные художественные традиции, художественные традиции семьи и т. д.
Ценностный (аксиологический) потенциал учащихся в условиях художественно-эстетической среды формируется на основе приобретения системы художественно-эстетических ценностей, ежедневно окружающих их учебную деятельность.
Творческий потенциал формируется в процессе учебной, художественно-эстетической деятельности и определяется самостоятельно выработанными умениями и навыками, способностями к творческому действию. Художественно-эстетическая среда начальной школы напрямую влияет на развитие творческого потенциала учащихся. В этих условиях среды его формирование приобретает целенаправленный и активный характер. Активность развития и формирования творческого потенциала учащихся определяется целенаправленностью обучения и воспитания. Художественно-эстетическая среда начальной школы может оказать влияние на развитие творческого потенциала учащихся стихийно. Однако формирование творческого потенциала в этом случае будет замедленным и потребует больше времени.
Коммуникативный потенциал учащихся может успешно развиваться в условиях специально созданной художественно-эстетической среды начальной школы. Л. П. Печко считает, что «в основе любой формы художественно-эстетической среды в школе идет осуществление средового диалога типа „ученик и учитель + культура, искусство" или чаще „культура, искусство + учитель + ученик" (с возрастным отбором материала и технологии). Тип и конкретная форма диалога заданы целями и программой, методиками, личностью учителя, его эстетическим сознанием, уровнем общей и художественно-эстетической культуры» [5, с. 119].
Художественно-эстетический потенциал учащихся определяется уровнем, содержанием, интенсивностью их художественных потребностей и тем, как они их удовлетворяют. Педагоги и психологи считают, что художественная активность учащихся развертывается в творчестве или в самостоятельном потреблении произведений искусства (И. Ю. Кулагина, Л. М. Фридман). По мнению исследователей, на развитие художественного потенциала влияет такой фактор среды, как «эстетико-художественная и культурная микросреда, окружающая, обнимающая школу, охватывает широкие социо-
культурные институты и связи с ними и выступает в функции неисчерпаемого источника культурно-средовых форм, эстетических норм, образцов, моделей, явлений искусства и жизни, педагогически интерпретируемых учителем адресно каждому классу и каждому ученику» [5, с. 120].
Итак, сказанное выше позволяет охарактеризовать художественно-эстетическую среду и ее функции как «динамическую совокупность компонентов и свойств, включающую условия, объекты и субъекты, позитивно соответствующие процессам культурно-эстетического развития личности ученика в соответствии с современными педагогическими целями» [5, с. 118]. Такой подход к определению художественно-эстетической среды позволяет нам выделить следующие ее особенности:
1. Реализация вышеназванных педагогических функций осуществляется в основном пространстве художественно-эстетической среды начальной школы, в условиях традиционных и новых образовательных форм уроков, внеурочных мероприятий, досугового культурно-деятельного общения и творчества.
2. Художественно-эстетическая среда образовательной организации выступает как личностно-ориентирующая учащегося, его эстетическое сознание и поведение.
3. «В основе любой формы художественно-эстетической среды в школе идет осуществление средового диалога типа „ученик и учитель + культура, искусство" или чаще „культура, искусство + учитель + ученик" (с возрастным отбором материала и технологии). Тип и конкретная форма диалога задан целями и программой, методиками, личностью учителя, его эстетическим сознанием, уровнем общей и художественно-эстетической культуры» [5, с. 119].
4. Художественно-эстетическая среда образовательной организации призвана развивать потенциал учащихся: познавательный, ценностный, творческий, коммуникативный и художественно-эстетический.
Резюме. В особенной художественно-эстетической среде начальной школы реализуются функции педагогического процесса: образовательная, воспитательная, развивающая. В процессе реализации этих функций у учащихся начальных классов развивается личностный потенциал: познавательный, ценностный, творческий, коммуникативный, художественно-эстетический.
ЛИТЕРАТУРА
1. Аристотель. Сочинения : в 4 т. Т. 1. - М. : Мысль, 1975. - 550 с.
2. Гавриловец К. В. Нравственно-эстетическое воспитание школьников. - Минск : Народная Асве-та, 1988. - 126 с.
3. МардахаевЛ. В. Социальная педагогика. - М. : Юрайт, 2011. - 797 с.
4. Новолодская Е. Г.Методика проведения валеологической экспертизы условий предметно-пространственной среды учебного кабинета // Начальная школа. - 2016. - № 6. - С. 13-20.
5. Печко Л. П. Культурно-эстетические аспекты школьной образовательной и развивающей среды // Вестник Московского государственного университета культуры и искусств. - 2012. - № 12. - С. 118-123.
6. Платон. Полное собрание сочинений в одном томе. - М. : Альфа-книга, 2015. - 1311 с.
7. Степанов П. В. Современная школа: характеристика распространенных моделей воспитания // Классный руководитель. - 2013. - № 7. - С. 25-29.
8. Степанов П. В., Григорьев Д. В.3 Кулешова И. В. Диагностика и мониторинг процесса воспитания в школе. - М. : Академия: АПКиПРО, 2013. - 82 с.
9. Шацкий С. Т. Педагогические сочинения : в 4 т. Т. 1. - М. : Просвещение, 1962. - 503 с.
10. Эрисман Ф. Ф. Профессиональная гигиена, или Гигиена умственного и физического труда. -СПб. : Типография М. М. Стасюлевича, 1877. - 406 с.
UDC 37.036:373.3
R. M. Vasilyeva1, S. G. Sokolova1'2
DIDACTIC ASPECTS OF ARTISTIC-AESTHETIC ENVIRONMENT AT PRIMARY SCHOOL
1Chuvash State Institute of Culture and Arts, Cheboksary, Russia 2I. Yakovlev Chuvash State Pedagogical University, Cheboksary, Russia
Abstract. The article is devoted to the didactic aspects of the artistic and aesthetic environment at primary school. Particular attention is paid to the implementation of the basic functions (educational, educational, and developing) of the pedagogical process in the artistic and aesthetic environment. The paper characterizes the components of the student's personal potential that develop in the created artistic and aesthetic environment. These components are informative, valuable, creative, communicative, artistic-but-aesthetic potential. It also reveals the features of the artistic and aesthetic environment.
Keywords: environment pedagogics, aesthetic environment, artistic and aesthetic environment, personality development, primary classes.
REFERENCES
1. Aristotel'. Sochineniya : v 4 t. T. 1. - M. : Mysl', 1975. - 550 s.
2. Gavrilovec K. V. Nravstvenno-esteticheskoe vospitanie shkol'nikov. - Minsk : Narodnaya Asveta, 1988. - 126 s.
3. Mardakhaev L. V. Social'naya pedagogika. - M. :Yurajt, 2011. - 797 s.
4. Novolodskaya E. G. Metodika provedeniya valeologicheskoj ekspertizy uslovij predmetno-prostranstvennoj sredy uchebnogo kabineta // Nachal'naya shkola. - 2016. - № 6. - S. 13-20.
5. Pechko L. P. Kul'turno-esteticheskie aspekty shkol'noj obrazovatel'noj i razvivayushhej sredy // Vestnik Moskovskogo gosudarstvennogo universiteta kul'tury i iskusstv. - 2012. - № 12. - S. 118-123.
6. Platon. Polnoe sobranie sochinenij v odnom tome. - M. : Al'fa-kniga, 2015. - 1311 s.
7. Stepanov P. V. Sovremennaya shkola: kharakteristika rasprostranennykh modelej vospitaniya // Klassnyj rukovoditel'. - 2013. - № 7. - S. 25-29.
8. Stepanov P. V., Grigor'ev D. V.t Kuleshova I. V. Diagnostika i monitoring processa vospitaniya v shkole. -M. : Akademiya: APKiPRO, 2013. - 82 c.
9. Shackij S. T. Pedagogicheskie sochineniya : v 4 t. T. 1. - M. : Prosveshhenie, 1962. - 503 s.
10. Erisman F. F. Professional'naya gigiena, ili Gigiena umstvennogo i fizicheskogo truda. - SPb. : Tipo-grafiya M. M. Stasyulevicha, 1877. - 406 s.
© Vasilyeva R. M., Sokolova S. G., 2018
Vasilyeva, Raisa Mikhaylovna - Candidate of Pedagogics, Head of the Department of Folk Art, Chuvash State Institute of Culture and Arts, Cheboksary, Russia; e-mail: Vasileva_Raisa@mail.ru
Sokolova, Svetlana Georgievna - Candidate of Pedagogics, Associate Professor of the Department of Pedagogics and Methods of Primary Education, I. Yakovlev Chuvash State Pedagogical University; Associate Professor of the Department of Folk Art, Chuvash State Institute of Culture and Arts, Cheboksary, Russia; e-mail: sokolova_sg@mail.ru
The article was contributed on May 16, 2018