риант может быть интерпретирован двояко. С одной стороны, развитие себя выступает для руководителя средством повышения субъектности. С другой — только имея определенную степень независимости, управленец получает шанс для самосовершенствования.
Структура профессиональных ценностей в группе со слабо выраженной акмеологиче-ской ориентацией также несколько напоминает результаты диагностики акмеологически ориентированных руководителей. Так, в рамках одного фактора (11,1 %) оказались объединенными ценности «работа» (0,886) и «стабильность» (0,867), отражающие восприятие деятельности как средства обеспечения прогнозируемости существования. С другой стороны, ярко выделился ценностный вектор организационного продвижения, основным смыслом которого становится увеличение возможности влиять на других (образован ценностями «карьера» (0,861) и «власть» (0,821)).
Таким образом, можно сделать вывод о том, что дифференциация в значимости акмео-логических ценностей у руководителей сопряжена с различиями в структуре их ценностных ориентаций (количестве факторов, их содержании и «весе»). При этом наибольшие отличия между рассмотренными группами руководителей касаются восприятия творчества, места ценностей неформальных межличностных отношений и своего Я. Вместе с тем общность профессиональной деятельности обусловливает определенную общность в ценностных ориентациях. В обеих группах акмеологические ценности прямо не ассоциируются со сферой профессиональной деятельности, а выполняемая работа — это, скорее, возможность обеспечения прочности положения, а не раскрытия и реализации своего потенциала.
Л.А. Степнова, Москва
АКМЕОЛОГИЧЕСКИЕ ТЕХНОЛОГИИ РАЗВИТИЯ АУТОПСИХОЛОГИЧЕСКОЙ КОМПЕТЕНТНОСТИ ГОСУДАРСТВЕННОГО СЛУЖАЩЕГО
Ключевые слова: аутопсихологические технологии, профессиональная креативность, профессиональная идентичность
Keywords: autopsychological technologies, professional creativity, professional identity
Аутопсихологическая компетентность (АК) выделяется в качестве одного из основных индикаторов успешного функционирования человека в профессиональной деятельности (А.А. Деркач, Н.С. Глуханюк, А.К. Маркова), в деятельности управленца (А.А. Деркач, В.Г. Зазыкин, РЛ. Кричевский, С.Н. Ситник и др.), в деятельности в экстремальных условиях (А.А. Деркач, В.Г. Зазыкин, А.М. Столяренко, В.А. Пономаренко, П.А. Корчемный, А.В. Щербина и др.). Для понимания места и роли аутопсихологических технологий в личностно-профессиональном развитии государственного служащего важно исходить из положения о том, что субъект профессиональной деятельности овладевает своими индивидуальными и личностными особенностями как средством эффективной реализации профессиональной деятельности. Развитие АК осуществляется при этом на различных уровнях: субъекта профессионализации, личности профессионала, когнитивных процессов, эмоциональноволевом и поведенческом уровнях.
Исходя из данной посылки, рассмотрим влияние аутопсихологических технологий на развитие таких важных направлений личности профессионала как профессиональная креативность, профессиональная идентичность.
Профессиональная креативность, творчество понимается как способность дивергентно мыслить в разных направлениях за счет интеллектуальных, личностных, мотивационных, эмоциональных способностей, детерминирующих в целом продуктивность и эффективность профессиональной деятельности. Исходя из этого, развитие компетентности в отношении самого себя является инструментом развития профессионала в области творчества. Со-
держательная структура профессиональной креативности включает: рефлексию творческих процессов, развитие творческой готовности, творческий потенциал, личностно-креативное развитие, продуктивность творческой деятельности, познавательную деятельность, когнитивные способности и антиципацию в профессиональной деятельности, акмеологические способности. Типичные проблемы в развитии основных компонентов профессиональной креативности в условиях профессиональной деятельности у государственных служащих связаны с несформированностью ценностных ориентаций личностно-профессионального роста, сниженной мотивацией к профессиональному самосовершенствованию, завышенной самооценкой, недостаточным уровнем профессиональных знаний, неэффективным межличностным взаимодействием, высокой личностной тревожностью, снижением уверенности в себе, признаками эмоционального выгорания (Л.А. Степнова, И.О. Сорокина). Установлено, что общий показатель профессиональной креативности государственных служащих находится в диапазоне оценок среднего уровня и оценивается как средний и низкий, при этом выявлена тенденция в снижению уровня креативных способностей при увеличении должностного статуса.
Акмеологическая модель продуктивного аутопсихологического развития профессиональной креативности отражает процесс становления и развития государственного служащего как профессионала через уровни его осведомленности о своих реальных и потенциальных способностях, содержании Я-концепции, умениях, навыках саморегуляции, мотивации к саморазвитию, способности к профессиональному самоопределению и самореализации в области профессиональной креативности. Модель можно представить как процесс овладения способами и средствами саморазвития на базе реалистичного самосознания и высокого уровня саморегуляции в профессиональном творчестве, интегрированными показателями которой выступают в субъективном плане гибкость, адаптируемость, приспособляемость, способность реализовать собственный потенциал, интернальность; в объективном плане — профессиональная успешность и эффективность за счет внутренней активности и ответственности за собственное развитие; оптимальность поведения как интеграция самостоятельности и умения учитывать прошлый опыт, а также мнение других.
В качестве базового акмеологического механизма развития профессиональной креативности в структуре аутопсихологической компетентности выступает рефлексивный механизм, поскольку именно данный механизм оказывает наибольшее влияние на развитие профессиональной креативности: рефлексируя, человек способен уловить то ценное и важное, что появилось в процессе деятельности, и направить свои усилия на создание качественно нового, придающего этой деятельности творческий характер. Механизм саморегуляции способствует повышению активности личности в ситуациях неопределенности, которые характерны для творческой деятельности, обеспечивает стабильность этой деятельности и способствует развитию креативности личности за счет стимулирования креативной активности.
Аутопсихологическая технология развития профессиональной креативности определяет конкретный способ организации деятельности для получения определенного результата и удовлетворяет требованиям направленности на решение определенной акмеологической задачи, логичности и последовательности этапов решения задачи, развивающего характера деятельности. Процессуально аутопсихологические технологии используются в следующих формах: исследовательская (постановка проблем актуального и потенциального развития профессиональной креативности, выдвижение и проверка гипотез, генерация идей и т. д.); проектная деятельность (целеполагание и проектирование собственного развития креативности); коммуникативно-диалоговая, дискуссионная (выявление и сопоставление точек зрения в оценке самого себя, анализ позиций, подбор и предъявление аргументации в обосновании собственного развития в профессиональном творчестве); игровая, моделирующая формирование новых качеств в предметно-содержательном (имитационно игровом и социально-психологическом (ролевом) плане).
Проектной деятельностью в рамках аутопсихологического развития является проектирование индивидуальных траекторий развития профессиональной креативности с указанием базовых и специальных элементов аутопсихологической компетентности, необходимых для
эффективной реализации профессиональной деятельности. Суть проблемного обучения в развитии профессиональной креативности заключается в создании (организации) проблемных ситуаций и их решении в процессе обучения при максимальной самостоятельности обучаемого.
В системе психолого-акмеологического сопровождения развития профессиональной креативности выделены основные виды консалтинговой деятельности в развитии профессиональной креативности: экспертное консультирование, процессное консультирование, обучающее консультирование. В содержание обучения государственных служащих методам и средствам профессиональной креативности входят специальные знания о методах решения креативных задач. К логическим методам решения креативных задач относятся методы, в которых преобладают логические правила анализа, сравнения, обобщения, классификации, индукции, дедукции и т. д. К эвристическим методам относятся методы: мозгового штурма, эвристических вопросов, многомерных матриц, свободных ассоциаций, инверсии, эмпатии (метод личной аналогии), синектики, организованных стратегий.
Аутопсихологические технологии используются также при развитии профессиональной креативности государственного служащего. Профессиональная идентичность в структуре аутопсихологической компетентности определяется как целостное, динамическое, психологическое образование, проявляющееся в формировании определенной системы ценностей, форм поведения, особенностей самосознания личности в ходе профессиональной деятельности, определяющее степень отождествления человека с профессией, заключающееся в переживании своей профессиональной целостности и определенности, обусловленное процессом повышения аутопсихологической компетентности (Л.А. Степнова, Н.А. Кушнир).
Аутопсихологические технологии развития профессиональной идентичности выражаются в способности к самостоятельному выявлению соответствия личности ее объективной принадлежности к той или иной профессиональной системе при сохранении представлений о целостности и уникальности собственного Я; как результат активного рефлексивного процесса, отражающий подлинные представления субъекта о себе, собственном, а не навязанном пути профессионального развития и сопровождающийся ощущением личностнопрофессиональной определенности, тождественности и целостности, дающей возможность субъекту воспринимать свою профессию как опыт продолжительности и непрерывности сознания, единства жизненных целей и повседневных поступков, действий и их значений, которые позволяют действовать последовательно.
Акмеологическая модель аутопсихологического развития профессиональной идентичности состоит из диагностического, целевого, содержательного и оценочного блоков и включает следующие функциональные компоненты: когнитивный, мотивационный, эмоционально-волевой, операционный, рефлексивный. Модель учитывает внешние и внутренние условия и позволяет наметить пути оптимизации развития профессиональной идентичности государственных служащих.
В модели качество знаний о себе, мотивация самосовершенствования и эффективные навыки саморазвития являются результирующими индикаторами сформированности профессиональной идентичности в структуре аутопсихологической компетентности. Методы диагностики, обучения, коррекции, развития — составляющие процесса достижения эталонного состояния профессиональной идентичности в структуре аутопсихологической компетентности. Программно-целевая направленность данной модели понимается как ориентированность всей системы на воссоздание целостного феномена профессиональной идентичности в структуре аутопсихологической компетентности для специалиста конкретного вида профессиональной деятельности — государственной службы.
Акмеологический подход к изучению профессиональной идентичности в структуре аутопсихологической компетентности позволил выделить следующие подсистемы ее развития: индивидуально-личностную (мера профессиональной ответственности; соотношение процессуальной и целевой активности; уровень личностного и «технологического» развития; характер выраженности и самопринятия экзистенциального и функционального Я), процессуально-технологическую (мотивационная готовность к реализации себя на избран-
ном профессиональном поприще, вхождение в профессиональное сообщество, постоянное самоисследование и развитие своей личности, образа Я;), профессионально-предметную (успешное усвоение (присвоение) прав и обязанностей, норм и правил профессиональной деятельности, воспитание в соответствии со сложившимися традициями в семье и ближайшем окружении; получение информации о профессиональной принадлежности «значимых других» и переработка этой информации; получение информации об особенностях различных профессий и ее оценивание; формирование образа профессии, который, возможно, во многом зависит от эмоциональной окраски полученной информации) и самоактуализаци-онную (эмоционально-положительный фон, на котором происходило получение первичной и последующей информации о собственной профессии; положительное восприятие себя в качестве субъекта профессиональной деятельности; эмоционально-позитивное принятие своей принадлежности к профессиональному сообществу).
Таким образом, влияние аутопсихологических технологий может проявляться в различных направлениях развития личности профессионала. Их воздействие будет эффективным, если задействованы аутопсихологические критерии, показатели и механизмы развития.
Н.В. Соловьева, Москва акмеологические аналогии гениев русской науки
Ключевые слова: наука, ученый, национальный гений.
Keywords: science, the scientific, national genius.
летие русского гения Д.И. Менделеева празднуется всенародно в этом
международных научных организаций.
Д.И. Менделеева называют ученым-энциклопедистом, так как он занимался в естествознании почти всеми областями, но истоком его уникальности явилось созданное методологическое знание — системный метод в познании природных и социальных явлений, соотношение теоретического и эмпирического знания, количественно-качественных переходов в исследовании явлений, поиска истины в познании, учение о периодичности и др.
В Розановской энциклопедии Д.И. Менделеев представлен русским интеллигентом, который никогда не расходился с народом («К познанию России»).
Сравнивая судьбу Д.И. Менделеева с судьбой М.В. Ломоносова, Розанов задается вопросом: «Почему Академия наук не была вверена Ломоносову — что так естественно для нашего глаза, нашей оценки, — а всевластно распоряжался в ней Шумахер, без всякого имени и заслуг для науки и для России. И это в пору Елизаветы, столь благоприятную для Ломоносова, и когда покровителем его был И.И. Шувалов, всесильный этап Царствования? Почему? Что такое? Почему тоже, приблизительно то же повторилось с Менделеевым, который был заперт куда-то в главного начальника палаты “мер и весов” “хранить меры и хранить веса”, — человеку, горевшему изобретениями и новыми исканиями (ОПП)».
В 1880 году кандидатура Менделеева в академики была отвергнута, в связи с чем Розанов замечает, что Академия наук «напичкала себе в “члены” старых генералов и пронырливых немцев, обойдя Д.И. Менделеева».
Продолжим сравнение национальных гениев.
1. Неожиданность и несвязанность идей ученого между собой. «Самый жизненный подвиг поражает кратковременностью и фатальной изменчивостью — почти безграмотный 20-летний крестьянин в течение 10-ти лет обогащается познаниями настолько глубокими, что становится в ряду самых образованных современников; 31 год — адъюнкт по физике при Академии наук, 33 года — профессор химии при той же Академии, высказавший в период каких-то десяти лет идеи, которые служат базой современной химии и плодотворность
году. Указ № 1431 Президента Российской Федерации утверждает масштаб мероприятия от субъектов Федерации до ЮНЕСКО и заинтересованных
зз