УЧЕНЫЕ ЗАПИСКИ КАЗАНСКОГО ГОСУДАРСТВЕННОГО УНИВЕРСИТЕТА Том 150, кн. 3 Гуманитарные науки 2008
УДК 159.9
АКМЕОЛОГИЧЕСКИЕ ФАКТОРЫ РАЗВИТИЯ ПРОДУКТИВНОГО ЛИЧНОСТНОГО САМООПРЕДЕЛЕНИЯ СУБЪЕКТА ОБРАЗОВАТЕЛЬНОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ
Е.К. Фоминых Аннотация
Статья посвящена проблеме выявления личностных детерминант, определяющих оптимальное профессиональное становление субъекта образовательной деятельности. Рассматривается диалектическое единство таких подструктур, как профессионализм деятельности и профессионализм личности. Показан один из центральных психологических механизмов обеспечения профессиональной компетентности психолога-профес-сионала.
В результате осуществляемых в стране социально-экономических преобразований на рынке труда создается естественная конкуренция молодых специалистов. Общая психологическая компетентность специалиста становится значимой компонентой его профессиональной успешности, обеспечивающей при этом его конкурентоспособность.
Высокий профессионализм и творческое мастерство в ее осуществлении самыми различными специалистами - вот тот главный, собственно человеческий ресурс, который становится важнейшим фактором оптимального решения насущных глобально-кризисных проблем. В этом социокультурном контексте особое значение приобретает изучение закономерностей и технологии развития вершин профессионализма и творчества как «акме» - форм оптимального осуществления всевозможных видов профессиональной деятельности [1].
Анализ современного состояния социально-экономической действительности показывает, насколько актуальна разработка следующего круга проблем: «условия и факторы достижения высокой профессиональной компетентности»; «профессионализм и его основные характеристики»; «профессионализм и здоровье человека»; «личностные детерминанты, обеспечивающие конкурентоспособность будущего специалиста», «акмеологические факторы развития продуктивного личностного самоопределения субъектов образовательной деятельности».
Прежде чем мы перейдем к предмету нашего профессионального интереса, обратимся к тем понятиям, которые позволят проследить логику наших рассуждений.
Согласно современным взглядам, основными сферами социализации являются деятельность, общение и самосознание, поскольку основу социализации составляет взаимодействие человека с социальной средой. Это обстоятельство
требует изучения не просто становления личности самой по себе, а становления личности, включенной в различные системы отношений и взаимоотношений, в процессе ее активной деятельности.
В работах отечественных психологов особо подчеркивается мысль, согласно которой становление личности в период взрослости тесно связано с включенностью человека в профессиональную среду и его профессиональной социализацией.
В некоторых теоретических и практических исследованиях вопрос о соотношении профессии и личности занимает по праву центральное место. Так, соответствие типа профессиональной среды типу личности свидетельствует об адекватности профессионального выбора и приводит к наибольшей удовлетворенности в профессиональной сфере. Л.А. Головей [2] прямо указывает на то, что самореализация и развертывание потенциалов личности в профессиональной деятельности во многом определяется адекватностью профессионального выбора индивидуальным особенностям, свойствам личности. Известно, что несоответствие типа личности предмету труда приводит к возможности максимальной профессиональной деформации. Что касается исследований социальнопсихологической адаптации к условиям профессиональной деятельности как компонента профессиональной социализации, считается, что наибольшее значение для эффективности процесса социально-психологической адаптации имеет выраженность определенных личностных качеств.
Мы попытались выявить те личностные детерминанты, которые определяют оптимальное профессиональное становление субъекта развития, обеспечивая при этом его продуктивное самоопределение. Было проведено исследование особенностей формирования личностных детерминант на разных этапах профессионализации. Этапы профессионализации отражают разные особенности деятельности, сопровождаются различными требованиями к субъекту. При этом каждый этап сопряжен с реализацией функций определенной совокупности личностных свойств. Смена этапов профессионализации раскрывается как формула социализации личности, поэтому в профессионализации человека можно выделить два основных компонента, один из которых отражает операциональную сторону деятельности, а другой - специфическую активность личности, в рамках которой осуществляется становление и реализация личности профессионала.
Проблема профессиональной социализации занимает одно из центральных мест в психологии профессиональной деятельности; широко рассматриваются вопросы о свойствах и состояниях личности в профессиональной деятельности следующими авторами: К.А. Абульханова-Славская, А.В. Брушлинский, Л.Г. Дикая, Е.А. Климов, В. Д. Шадриков и др. [3-6].
Одним из перспективных направлений является проблема успешности профессиональной деятельности, разрабатываемая Н.В. Кузьминой, В.Д. Шад-риковым, К.А. Марковой и др. [6-8]. Опираясь на категорию профессионализма деятельности, введенную Н.В. Кузьминой, было доказано, что необходимо рассматривать категорию профессионализма в более широком контексте, в деятельностном и личностном проявлениях. Действительно, в процессе становления профессионализма деятельности личность обязательно развивается. При этом речь может идти как минимум о четырех направлениях данного развития -
личностно-профессиональном, профессионально-квалификационном, профессионально-должностном и нравственном (А.А. Дергач, В.Г. Зазыкин и др.) [1].
Иными словами, речь должна идти уже о профессионализме, включающем подструктуры профессионализма деятельности и профессионализма личности, находящиеся в диалектическом единстве. Это выводит наше исследование на уровень личностного в профессиональном.
В связи с вышесказанным вызывает интерес выявление личностных детерминант продуктивного личностного самоопределения субъекта образовательной деятельности, обеспечивающих его профессиональную успешность.
Известно, что для эффективной профессиональной деятельности важное значение имеет осознанный выбор профессии, сформированное самосознание, осознание своей профессиональной пригодности, а также умение на основе рефлексии развивать необходимые личностные и профессиональные качества.
Существует огромная потребность в высокопрофессиональных, социально активных людях, обладающих инициативой, ответственностью, организованностью и творческим потенциалом.
В этой связи актуализируются запросы, связанные с проведением научнопрактических исследований личностных аспектов возможностей, способов развития и достижения вершин профессионализма, в процессе овладения личностью пространства профессионально-творческого образования, становления, саморазвития и самореализации.
Особенности структуры и закономерности профессионального и личностного становления диктуют необходимость учета специфики формирования профессионального и личностного самоопределения уже в процессе обучения в вузе, то есть на ранних стадиях профессионализации.
Идеи гуманизации, свободного творческого развития личности студента как субъекта образовательной деятельности, формирования его профессиональной пригодности получают все большее распространение в системе образования.
Научные школы отечественной психологии имеют достаточный опыт исследования субъекта (работы Б.Г. Ананьева, Л.С. Выготского, А.Н. Леонтьева, В.С. Мерлина, В.Н. Мясищева). Однако наиболее развернутая философско-психологическая концепция субъекта, раскрывшая особую роль и место человека в мире, принадлежит С.Л. Рубинштейну. Субъект, по Рубинштейну, характеризует активность, способность к развитию и интеграции, самодетерминации, самодвижению и самосовершенствованию.
Новая образовательная парадигма, основанная на приоритете личности, выдвинула на первый план всестороннее изучение обучаемых, их индивидуально-психологических особенностей и такой важной их составляющей, как активность субъекта образовательной деятельности, которая обеспечивает возможность саморазвития и самореализации личности.
Обучение в вузе динамизирует процесс развития личности, определяющим фактором личностного развития студента является учебно-профессиональная деятельность, занимающая промежуточное положение между деятельностью школьной, связанной с овладением знаний, и деятельностью профессиональной, направленной на выполнение профессиональных функций. Основными векторами личностного развития в студенческом возрасте является осознанное
стремление к самореализации, а также готовность к личностному и профессиональному самоопределению.
С точки зрения оптимизации процесса профессиональной подготовки наибольший интерес представляет исследование акмеологических факторов, обеспечивающих его протекание. В качестве системообразуюшего фактора высокопродуктивной образовательной системы рассматривается возможность эффективной реализации личностного самоопределения. Существует диалектическое единство и взаимообусловленность личностного и профессионального самоопределения, причем личностное самоопределение, его успешность и продуктивность являются одновременно предпосылкой и условием эффективного профессионального самоопределения личности.
Гуманизация образования, понимаемая нами как осуществляемое на протяжении всего образовательного процесса единство аксиологически-смыслового, культурологического, социально-исторического, личностного воздействия, ре-зультирующееся прежде всего в формировании гуманной системы ценностных ориентаций, личностной и социальной ответственности, рефлексируемого жизненного смысла, наряду с широкой образованностью, культурой поведения, глубиной и системностью знаний, особенно в области профессиональной подготовки. В силу такого понимания гуманизации образования и может возникнуть некоторое столкновение с тем, что предполагает его качество.
Возросшая социальная потребность в психологическом обеспечении осуществляющихся преобразований предъявляет к профессиональной подготовке специалистов особые требования. Только системность внутреннего развития человека и всех социальных, образовательных институтов его воспроизводства, адекватная растущей системности социально-экономического бытия (по закону адекватной системности), является одним из важных потенциальных оснований для решения поставленных проблем.
Роль одного из таких критериев качества образования, на наш взгляд, мог бы выполнять такой показатель развития личности, как сформированность психологической готовности к личностному самоопределению.
Вопросы связи личностных и профессиональных характеристик рассматривались в разных контекстах: как оптимизация профессиональной подготовки и условий осуществления успешной профессиональной деятельности (Б.Г. Ананьев, Е.М. Борисова) [9, 10] и как формирование профессионально важных личностных качеств самоактуализации и самореализации (В.А. Бодров, Л.А. Ко-ростылева и др.) [11, 12].
Вместе с тем, несмотря на значимость и результативность проведенных исследований, ряд проблем личностного развития профессионального становления студента еще остается малоизученным.
С уровнем профессиональной подготовки специалиста, с овладением им профессиональным мастерством и обеспечением его профессиональной успешности связано происхождение и развитие профессионального самосознания. Имеющиеся в литературе данные показывают, что существует связь между успешностью профессионала в любом виде профессиональной деятельности, качеством профессиональной подготовки и развитием профессионального самосознания (Е.М. Борисова, Н.В. Кузьмина, А.К. Маркова и др.) [7, 8, 10].
Профессиональное самосознание выступает внутренним механизмом профессионального становления специалиста.
Вопросы формирования самосознания у профессионалов невозможно решить, не опираясь на психологические исследования сущности, структуры самосознания, условий его формирования и развития. По мнению Е.А. Климова [5], возникнув, профессиональное самосознание становится важным звеном в регулировании как текущей деятельности, так и профессионального развития субъекта в целом.
Профессиональное самосознание как разновидность социально-специфического самосознания представляет собой сложное личностное образование, формирующееся под воздействием профессиональной среды и активного участия субъекта в профессиональной деятельности.
Известно, что ведущим механизмом развития профессионального самосознания и одновременно важнейшим условием профессионализации является идентификация студента с будущей профессией. Успешность идентификации как процесса и результата построения профессионального «Я», проявляясь на трех уровнях: когнитивном, эмоциональном и поведенческом, выражается в уровне развития профессионального самосознания.
Анализ формирования профессионального самоопределения студентов-пси-хологов показал необходимость активизации этого процесса, связанную прежде всего с необходимостью осмысления и проектирования студентами перспектив собственного профессионального развития.
Профессиональная компетентность определяется не столько достаточным уровнем сформированности психологических знаний, умений и навыков, сколько готовностью к реализации тех или иных видов деятельности в соответствии с требованиями профессиональной практики, которая, в свою очередь, определяется сформированностью личностного самоопределения.
Одним из центральных психологических механизмов обеспечения профессиональной компетентности психолога-профессионала является сформирован-ность его личностного самоопределения.
Предельной рамкой нашей трактовки самоопределения выступает онтология неопределенности, предполагающая, кроме всего прочего, и индивидуальный выбор той или иной модальности собственного бытия в мире, а значит, и оснований определенности.
Как же можно рассматривать непрерывное психологическое образование в данной парадигме? Мы имеем в виду необходимость выделения содержания собственного внутреннего мира как особый предмет в качестве принципиального условия эффективности психологической работы.
Профессиональное самоопределение неразрывно связано с личностным и, как указывает ряд авторов (М.Р. Гинзбург, А.К. Маркова и др.) [8, 13], является его частью. Нами было проведено, в частности, уточняющее данное утверждение исследование, целью которого было выявление личностных детерминант формирования профессионального самоопределения студента-психолога в процессе его профессионального образования и определения психолого-педагогических условий, способствующих оптимизации данного процесса.
Известно, что структура профессиональной деятельности, ее содержание не остаются неизменными. Они трансформируются в ходе личностного роста специалиста, который находит в ней новые грани, новый смысл, новые формы, то есть развитие личности стимулирует возможное преобразование профессиональной деятельности и углубление представлений о ней. В то же время преобразование профессиональной деятельности, ее качественно новый уровень приводит к дальнейшему личностному росту (не только за счет преобразования операционального аспекта деятельности), но и через формирование необходимых качеств личности, что наполняет профессиональную деятельность новым смыслом, надситуативным содержанием (В. Франкл) [14], актуализируя значимость самопонимания и самоопределения человека.
Для решения обозначенной выше проблемы нами был разработан подход, позволяющий определить степень сформированности, динамику и качественные особенности такого феномена, как психологическая готовность субъекта к личностному самоопределению. Положение о взаимодействии процессов социализации и индивидуализации было принято как основание для формирования готовности к личностному самоопределению в процессе профессиональной подготовки специалиста-психолога.
В результате теоретического анализа и проведенного экспериментального исследования [15] утвердилось концептуальное положение, развивающее идею о том, что профессиональное и личностное становление может быть понято и описано не только как социализация, но и как вторичная индивидуализация, результатом которой будет состоявшаяся индивидуальность как профессиональное личностное качество, как характеристика субъектной активности в конкретной деятельности при достижении определенного уровня образования. Таким образом, психологическая готовность к личностному самоопределению рассмотрена как интегративная характеристика личности, которая формируется на основе способности к самопознанию, самоидентификации и самореализации, продуцируя при этом возможность построения системы индивидуальных взаимодействий с миром в пространственно перспективных траекториях индивидуального развития.
Выявлены основные параметры психологической готовности к личностному самоопределению: автономность, интернальность и спонтанность, а также такие интегральные способности, как способность к целеполаганию и самокор-рекции, ориентации во времени и синергии [15].
Таким образом, опираясь на полученные нами результаты и возвращаясь к поставленной ранее проблеме о выявлении личностных детерминант, обеспечивающих профессиональную компетентность будущего специалиста, можно утверждать следующее.
Развитие профессионального самосознания субъекта образовательной деятельности находит свое выражение в уровне сформированности каждого компонента и составляющих их структурных элементов, при этом основу этой целостности «Я» составляет именно сформированность психологической готовности к личностному самоопределению.
Трудности в процессе формирования профессионального самосознания субъекта образования обусловливаются недостаточным развитием тех компо-
нентов психологической готовности к личностному самоопределению, которые занимают центральное место в ее структуре и, следовательно, определяют оптимальность анализируемого процесса. Создан диагностический комплекс, внедрение которого в учебный процесс позволяет выявить особенности и уровень сформированности психологической готовности к личностному самоопределению и осуществить на его основе целенаправленное воздействие на развитие основных компонентов этой интегральной характеристики.
Психолог-профессионал, оказывая помощь клиенту в самоопределении и в успешной самореализации в выбранной им сфере, сам должен обладать сформированной готовностью к личностному самоопределению, будучи в данном понимании системой более высокого порядка. Только при выполнении этого условия можно ожидать качественного выполнения психологом своей профессиональной задачи.
Центральной задачей вузовского образования должно быть развитие профессиональной компетентности будущих специалистов, которая определяется готовностью к личностному самоопределению.
Мы считаем, что в процессе подготовки студентов необходимо создавать такое психолого-педагогическое взаимодействие, которое потребует от будущего психолога формирования потребности научиться разбираться в самом себе, вырабатывать способность к целеполаганию, умение видеть и адекватно оценивать ситуацию, осуществлять долговременное планирование, принимать решения и нести за них ответственность. Другими словами, будущий специалист, осознанно стремясь к формированию собственной профессиональной компетентности через развитие такой интегральной характеристики, как психологическая готовность к личностному самоопределению, обеспечивает тем самым собственную продуктивную самоопределенность.
Summary
E.K. Fominykh. Acmeological Factors of Developing Productive Personal Self-Determination of the Educational Activity Subject.
The article is devoted to the problem of revealing personal determinants, defining the optimal professional becoming of the subject of educational activity. The dialectic unity of such substructures as activity professionalism and personal professionalism is considered. One of the central psychological mechanisms of maintaining professional competence of a professional psychologist is shown.
Литература
1. Деркач А.А., Зазыкин В.Г. Профессионализм деятельности в особых и экстремальных условиях. - М.: РАГС, 1998. - 256 с.
2. Головей Л.А. Дифференциально-психологические факторы профессионального самоопределения // Психологические проблемы самореализации личности / Под ред. Л.А. Головей, Л.А. Коростылевой. - СПб.: Изд-во С.-Петерб. ун-та, 1999. - Вып. 3 -С. 76-84.
3. Абульханова-Славская К.А. Стратегия жизни. - М.: Мысль. 1991. - 299 с.
4. БрушлинскийА.В. Проблемы психологии субъекта. - М.: Изд-во «Ин-т психологии РАН», 1994. - 109 с.
5. Климов Е.А. О структуре профессионального самосознания, профессионализма и профессионала // Психология работы с персоналом в трудах отечественных специалистов / Общ. ред. Л.В. Винокурова. - СПб.: Питер, 2001. - С. 512-514.
6. Шадриков В.Д. Психология деятельности и способности человека. - М.: Логос, 1996. - 320 с.
7. Кузьмина Н.В. Профессионализм личности преподавателя и мастера производственного обучения. - М.: Высш. шк., 1990. - 119 с.
8. Маркова А.К. Психология профессионализма. - М.: Наука, 1996. - 308 с.
9. АнаньевБ.Г. Избранные труды. - М.: Мысль, 1980. - 324 с.
10. БорисоваЕ.М. Индивидуальность и профессия. - М.: Изд-во Моск. ун-та, 1991. -220 с.
11. Бодров В.А. Проблемы профессионального психологического отбора // Психол. журн. - 1985. - № 2. - С.85-94.
12. Коростылева Л.А. Теоретико-методологические основы изучения самореализации личности // Психологические проблемы самореализации личности / Под ред. Л.А. Головей, Л.А. Коростылевой. - СПб.: Изд-во С.-Петерб. ун-та, 1999. - Вып. 3. -С. 13-19.
13. Гинзбург М.Р. Психологическое содержание личностного самоопределения // Вопр. психол. - 1994. - № 3. - С. 43-52.
14. Франкл В. Человек в поисках смысла. - М.: Наука, 1990. - 198 с.
15. Фоминых Е.К. Формирование психологической готовности к личностному самоопределению в процессе профессионализации: Автореф. дис. . канд. психол. наук. -Казань, 2000. - 25 с.
Поступила в редакцию 30.10.07
Фоминых Елена Константиновна - кандидат психологических наук, доцент кафедры психологии личности, заместитель декана факультета психологии Казанского государственного университета.
Е-шаП: psy_ek@bk.ru