УЧЕНЫЕ ЗАПИСКИ КАЗАНСКОГО ГОСУДАРСТВЕННОГО УНИВЕРСИТЕТА Том 151, кн. 5, ч. 1 Гуманитарные науки 2009
УДК 159.9
ПСИХОЛОГО-АКМЕОЛОГИЧЕСКОЕ СОПРОВОЖДЕНИЕ ПРОДУКТИВНОГО ЛИЧНОСТНОГО САМООПРЕДЕЛЕНИЯ СУБЪЕКТА ОБРАЗОВАТЕЛЬНОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ
Е.К. Фоминых Аннотация
Статья посвящена проблеме профессионального развития субъекта образовательной деятельности. Показан один из центральных психологических механизмов оптимизации процесса обеспечения профессиональной компетентности психолога-профессионала -психолого-акмеологическое сопровождение его продуктивного личностного самоопределения.
Ключевые слова: профессионализм, профессиональный выбор, личностные детерминанты, оптимальное профессиональное становление субъекта, личностное самоопределение, психолого-акмеологическое сопровождение.
В условиях социально-экономических и политических преобразований в обществе возрастает социальная значимость в их психологическом обеспечении. Динамизм и нестандартность процессов, происходящих в обществе, как наиболее отличительные черты современной российской действительности определяют новый характер требований к профессиональной деятельности, а следовательно, и к системе подготовки специалистов. Общая психологическая компетентность специалиста становится значимой компонентой его профессиональной успешности, обеспечивающей при этом его конкурентоспособность. Этим объясняется актуальность задачи изучения основ становления субъекта развития и определения возможности формирования структурных компонентов его личностного и профессионального самоопределения.
Высокий профессионализм и творческое мастерство в осуществлении этой задачи самыми различными специалистами - вот тот главный собственно человеческий ресурс, который становится важнейшим фактором оптимального решения насущных глобально-кризисных проблем. В этом социокультурном контексте особое значение приобретает изучение закономерности и технологии развития вершин профессионализма и творчества как «акме» - форм оптимального осуществления всевозможных видов профессиональной деятельности [1].
В реальной профессиональной карьере молодого специалиста значительную роль играет его способность психологически грамотно выстроить отношения с руководителем и коллегами, вызвать доверие клиента, разрешить критическую профессиональную ситуацию, детерминированную зачастую фактором человеческих отношений. Общая психологическая компетентность становится
значимой компонентой его профессиональной успешности. В связи с этим необходимо наметить адекватное направление обучения будущего молодого специалиста, предоставить ему возможность для проявления себя как активного и творческого субъекта своей жизненной стратегии, субъекта избранной сферы труда и социально-ценностных отношений.
Все это объективно определило потребность в изучении психолого-акмео-логического сопровождения развития профессионального самосознания будущих молодых специалистов как субъектов образовательной деятельности, что позволит оптимизировать процесс подготовки конкурентоспособного специалиста в современных условиях. Приоритетной задачей психолого-акмеологиче-ского сопровождения является обеспечение всесторонней подготовки профессионального становления специалиста (А. А. Деркач, В.Г. Зазыкин, А.К. Маркова и др.) [1, 2].
В ряде исследований, выполненных на кафедре акмеологии и психологии профессиональной деятельности РАГС при Президенте РФ, рассматриваются вопросы организации и технологического обеспечения психолого-акмеологиче-ского сопровождения профессиональной деятельности (А.А. Деркач, А.С. Гусева, Л. А. Степанова, А.К. Маркова и др.) [1, 2]. Именно в акмеологическом направлении по-новому решаются вопросы профессионализации кадров, создания продуктивных моделей, алгоритмов, технологии развития и реализации творческого потенциала. Вместе с тем следует подчеркнуть, что проблема пси-холого-акмеологического сопровождения развития профессионального самосознания вступающей в профессиональную сферу молодежи, включая психо-лого-акмеологические методы диагностики и развития, а также способы формирования профессионального самосознания будущих специалистов, разработана недостаточно.
Теоретический анализ основных направлений развития личности в студенческом возрасте и возможностей личностно-профессионального развития студен-тов-психологов выявил, что студенчество является специфической общностью людей, объединенных учебно-профессиональной деятельностью как системообразующим фактором. В студенческом возрасте должны быть сформированы основные новообразования ранней юности и намечены линии личностного развития, характерные для ранней молодости.
Обучение в вузе динамизирует процесс развития личности. Определяющим фактором личностного развития студента является учебно-профессиональная деятельность. Основными векторами личностного развития в студенческом возрасте являются: осознанное стремление к самореализации, готовность к личностному и профессиональному самоопределению, интенсификация процессов самореализации личности и коррекция профессиональных планов. Личностное развитие в студенческом возрасте существенно детерминируется профессионализацией.
С точки зрения оптимизации процесса профессиональной подготовки наибольший интерес представляет исследование акмеологических факторов, обеспечивающих его протекание. В качестве системообразуюшего фактора высокопродуктивной образовательной системы нами рассматривается возможность эффективной реализации личностного самоопределения. Существует диалектическое
единство и взаимообусловленность личностного и профессионального самоопределения, причем личностное самоопределение, его успешность и продуктивность являются одновременно предпосылкой и условием эффективного профессионального самоопределения личности.
В реализации основной цели образования - создания условий для самоопределения и самореализации личности - оказание психолого-педагогической поддержки личностного развития обучающихся является одним из важнейших приоритетов. М.Е. Битянова обозначает теоретический подход к организации психологической работы как «парадигма сопровождения». Под сопровождением в психологии понимается метод, обеспечивающий создание условий для принятия субъектом развития оптимальных решений в различных ситуациях жизненного выбора. Данной проблемой занимались как зарубежные, так и отечественные исследователи. Теоретические основы практики психологического сопровождения содержатся в трудах Б.Г. Ананьева, С.Л. Рубинштейна, К.А. Абуль-хановой и др. [3-5].
Исходным положением для формирования теоретических основ психологического сопровождения стал личностно-ориентированный подход, в логике которого развитие понимается нами как выбор и освоение субъектом тех или иных инноваций, путь становления его психологической готовности к личностному самоопределению. По мнению Э.Ф. Зеер, каждая ситуация выбора порождает множественность вариантов решений, опосредованных разными условиями. При этом сопровождение может трактоваться как помощь субъекту в формировании ориентационного поля развития, ответственность за действие в котором несет он сам.
В рамках парадигмы сопровождения, как утверждает А.Г. Асмолов, роль психолога заключается в создании оптимальных условий для развития обучающегося в соответствии с тем путем, который он самостоятельно выбрал. Выраженность затруднений, испытываемых студентами при решении психологических проблем, осложняется недостаточным развитием современной системы психологического сопровождения участников образовательного процесса в вузе и неготовностью самих студентов к активному поиску психологической поддержки.
Профессиональное самосознание как разновидность социально-специфического самосознания представляет собой сложное личностное образование, формирующееся под воздействием профессиональной среды и активного участия субъекта в профессиональной деятельности. Известно, что ведущим механизмом развития профессионального самосознания и одновременно важнейшим условием профессионализации является идентификация студента с будущей профессией. Успешность идентификации как процесса и результата построения профессионального «Я», проявляясь на трех уровнях: когнитивном, эмоциональном и поведенческом, выражается в уровне развития профессионального самосознания. Анализ формирования профессионального самоопределения студентов-психологов показал необходимость активизации этого процесса, связанную, прежде всего, с необходимостью осмысления и проектирования студентами перспектив собственного профессионального развития.
Психологическое сопровождение в вузе ориентировано на решение актуальных, связанных с имеющимися трудностями в общении и обучении задач,
а также перспективных, таких, как становление личности и индивидуальности каждого субъекта. Задаче содействия личностно-профессиональному развитию в наибольшей мере соответствуют модели сопровождения и развития.
Н.Л. Коноваленко высказывает свою точку зрения на эту проблему, в которой под сопровождением понимается метод, обеспечивающий создание условий для принятия субъектом развития оптимальных решений в различных ситуациях жизненного выбора. При этом под субъектом понимается как развивающийся человек, так и развивающаяся система. Подобная позиция ученого дала нам возможность в качестве развивающейся системы рассматривать личностное самоопределение субъекта образовательной деятельности. Сущность сопровождения заключается в оптимизации процесса развития личностного самоопределения субъекта образовательной деятельности через предоставление ему способов и приемов, позволяющих активно овладевать своим поведением, перестраивать непродуктивные способы самоуправления и самоорганизации и тем самым выводить себя на более высокий уровень развития. Мы попытались выявить те личностные детерминанты, которые определяют оптимальное профессиональное становление субъекта развития, обеспечивая при этом его продуктивное самоопределение. Было проведено исследование особенностей формирования личностных детерминант на разных этапах профессионализации. Этапы профессионализации отражают разные особенности деятельности, сопровождаются различными требованиями к субъекту. При этом каждый этап сопряжен с реализацией функций определенной совокупности личностных свойств. Смена этапов профессионализации раскрывается как формула социализации личности, поэтому в профессионализации человека можно выделить два основных компонента, один из которых отражает операциональную сторону деятельности, а другой - специфическую активность личности, в рамках которой осуществляется становление и реализация личности профессионала.
Проблема профессиональной социализации занимает одно из центральных мест в психологии профессиональной деятельности; рассматриваются вопросы о свойствах и состояниях личности в профессиональной деятельности следующими авторами: К.А. Абульхановой-Славской [5], А.В. Брушлинским [6], Е.А. Климовым [7], В.Д. Шадриковым [8] и др.
Одним из перспективных направлений является проблема успешности профессиональной деятельности, разрабатываемая Н.В. Кузьминой [9], В.Д. Шад-риковым [8], К.А. Марковой [2] и др. На основе категории профессионализма деятельности, введенной Н.В. Кузьминой, было доказано, что необходимо рассматривать категорию профессионализма в более широком контексте, в деятельностном и личностном проявлениях. Действительно, в процессе становления профессионализма деятельности личность обязательно развивается. При этом речь может идти как минимум о четырех направлениях данного развития: личностно-профессиональном, профессионально-квалификационном, профессионально-должностном и нравственном (А.А. Дергач, В.Г. Зазыкин и др.) [1, с. 192]. Иными словами, речь должна вестись уже о профессионализме, включающем находящиеся в диалектическом единстве подструктуры профессионализма деятельности и профессионализма личности, что выводит наше исследование на уровень личностного в профессиональном.
В связи с вышесказанным вызывает интерес выявление личностных детерминант продуктивного личностного самоопределения субъекта образовательной деятельности, обеспечивающих оптимальное сопровождение профессионального становления будущего специалиста. Условием оптимизации психолого-акмеоло-гического сопровождения процесса развития субъекта образовательной деятельности является создание психолого-акмеологической службы, представляющей собой структуру, обеспечивающую за счет психологических и акмеологических средств сбалансированность образовательной и профессионально-ориентированной среды, а также самого субъекта образовательной деятельности, создавая последнему благоприятные условия для повышения уровня его субъектности.
Психолого-акмеологическое сопровождение базируется на принципах системности, доступности и открытости для всех участников образовательного процесса, гибкости, преемственности, экономичности а также личностно-субъектной ориентированности. Системность психолого-акмеологического сопровождения развития личностного самоопределения субъектов образовательной деятельности обеспечивается особой взаимосвязью компонентов, входящих в его структуру.
Акмеологическим критерием оценки эффективности психолого-акмеологи-ческого сопровождения процесса развития личностного самоопределения является степень повышения уровня субъектности участников образовательной среды, к показателям выраженности которого относятся направленность на саморазвитие, самосовершенствование, продуктивность изменения мотивационной направленности.
Известно, что профессиональное самосознание как разновидность социально-специфического самосознания представляет собой сложное личностное образование, формирующееся под воздействием профессиональной среды и активного участия субъекта в профессиональной деятельности. Разработанный нами подход позволяет определить степень сформированности, динамику и качественные особенности такого феномена, как психологическая готовность субъекта к личностному самоопределению. Положение о взаимодействии процессов социализации и индивидуализации было принято как основание для формирования готовности к личностному самоопределению в процессе профессиональной подготовки специалиста-психолога.
В результате теоретического анализа и проведенного экспериментального исследования [10, с. 12-14] мы пришли к утверждению концептуального положения, развивающего идею о том, что профессиональное и личностное становление может быть понято и описано не только как социализация, но и как вторичная индивидуализация, результатом которой будет состоявшаяся индивидуальность как профессиональное личностное качество, как характеристика субъектной активности в конкретной деятельности при достижении определенного уровня образования. Таким образом, психологическая готовность к личностному самоопределению охарактеризована как интегративная характеристика личности, которая формируется на основе способности к самопознанию, самоидентификации и самореализации, продуцируя при этом возможность построения системы индивидуальных взаимодействий с миром в пространственно перспективных траекториях индивидуального развития. Выявлены основные параметры, определяющие психологическую готовность к личностному самоопределению:
автономность, интернальность и спонтанность, а также такие интегральные способности, как способность к целеполаганию и самокоррекции, ориентации во времени и синергии [10, с. 22].
Таким образом, возвращаясь к поставленной ранее проблеме выявления личностных детерминант, обеспечивающих профессиональную компетентность будущего специалиста, и опираясь на полученные нами результаты, можно утверждать следующее.
Развитие профессионального самосознания субъекта образовательной деятельности находит свое выражение в уровне сформированности каждого компонента психологической готовности к личностному самоопределению.
Трудности в процессе формирования профессионального самосознания субъекта образования обусловливаются недостаточным развитием тех компонентов психологической готовности к личностному самоопределению, которые занимают центральное место в ее структуре и, следовательно, определяют оптимальность анализируемого процесса.
Важное место в нашем исследовании занимает проблема эффективности психолого-акмеологического сопровождения, которая определяется особыми функциями, возложенными на образовательную систему. С точки зрения оптимизации процесса профессиональной подготовки наибольший интерес представляет исследование акмеологических факторов, обеспечивающих его протекание. В качестве системообразующего фактора высокопродуктивной образовательной системы рассматривается возможность эффективной реализации личностного самоопределения.
Эффективность психолого-акмеологического сопровождения определяется показателями продуктивности личностного самоопределения. Технология работы по психолого-акмеологическому сопровождению обеспечивает эффективное формирование продуктивного личностного самоопределения субъекта образовательной деятельности.
Созданный и внедренный в учебный процесс диагностический комплекс позволяет выявить особенности развития и уровень сформированности психологической готовности к личностному самоопределению и осуществить на его основе целенаправленное воздействие на развитие основных компонентов этой интегральной характеристики, тем самым обеспечив психолого-акмеологическое сопровождение продуктивного личностного самоопределения субъекта образовательной деятельности на всех этапах его становления.
Summary
E.K. Fominykh. Psychological Acmeological Accompaniment of Productive Personal Self-Determination of Subject of Educational Activity.
The article is devoted to a problem of professional becoming of educational activity subject. One of the central psychological mechanisms for optimizing the process of psychologist professional competence maintenance is shown, namely psychological-acmeological support of its productive personal self-determination.
Key words: professionalism, professional choice, personal determinants, optimum professional becoming of subject, personal self-determination, psychological-acmeological accompaniment.
Литература
1. Деркач А.А., Зазыкин В.Г. Профессионализм деятельности в особых и экстремальных условиях. - М.: РАГС, 1998. - 256 с.
2. Маркова А.К. Психология профессионализма. - М.: Наука, 1996. - 308 с.
3. АнаньевБ.Г. Избранные труды. - М.: Мысль, 1980. - 324 с.
4. Рубинштейн С.Л. Основы общей психологии: в 2 т. - М.: Педагогика, 1989. - Т. 2. -322 с.
5. Абульханова-Славская К.А. Стратегия жизни. - М.: Мысль, 1991. - 299 с.
6. Брушлинский А.В. Проблема психологии субъекта. - М.: Изд-во Моск. ун-та, 1994. -294 с.
7. Климов Е.А. О структуре профессионального самосознания, профессионализма и профессионала. // Психология работы с персоналом в трудах отечественных специалистов / Сост. и ред. Л.В. Винокуров. - СПб.: Питер, 2001. - С. 512-514.
8. Шадриков В.Д. Психология деятельности и способности человека. - М.: Логос, 1996. - 320 с.
9. Кузьмина Н.В. Профессионализм личности преподавателя и мастера производственного обучения. - М.: Высш. шк., 1990. - 119 с.
10. Фоминых Е.К. Формирование психологической готовности к личностному самоопределению в процессе профессионализации: Автореф. дис. ... канд. психол. наук. -Казань, 2000. - 25 с.
Поступила в редакцию 12.05.09
Фоминых Елена Константиновна - кандидат психологических наук, доцент кафедры психологии личности Казанского государственного университета.
Е-шаП: psy_ek@bk.ru