МЕЖДУНАРОДНЫЙ НАУЧНЫЙ ЖУРНАЛ «ИННОВАЦИОННАЯ НАУКА» №12-3/2016 ISSN 2410-6070
Таким образом, идея усиления исследовательского, поискового характера обучения соответствует не только сущности многих современных образовательных технологий, основанных на организации активной познавательной деятельности учащихся, но и идее о модели учебного процесса как системы решения познавательных обучающих задач. А сама исследовательская деятельность позволяет наиболее полно выявлять и развивать как интеллектуальные, так и потенциальные творческие способности детей. За основу берется поисково-исследовательская краеведческая деятельность.
Список использованной литературы: 1.Чилдибаев Д.Б., Избасарова Р.Ш., Жумагулова К.А. Компетентностные подходы в подготовке будущих учителей биологии в условиях 12-летней школы - учебно-методическое пособие / Алматы, 2012, 75 с. 2.Ердавлетов С.Р. География туризма Казахстана // Алма-Ата: Гылым. 1992.192с.
© Бердыгулова Г.Е. 2016
УДК 378.018:46
Е.Ю. Бондырева, к.п.н. НХТИ ФГБОУ ВО «КНИТУ», г. Нижнекамск, Российская Федерация Т.Р. Сафиуллина, к.х.н., доцент НХТИ ФГБОУ ВО «КНИТУ», г. Нижнекамск, Российская Федерация Э.Н. Нуриева, к.п.н., доцент НХТИ ФГБОУ ВО «КНИТУ», г. Нижнекамск, Российская Федерация
АКМЕОЛОГИЧЕСКИЕ АСПЕКТЫ РАЗВИТИЯ ПРОФЕССИОНАЛИЗМА У СОВРЕМЕННОГО
ПЕДАГОГА ВЫСШЕЙ ШКОЛЫ
Аннотация
Проанализированы акмеологические аспекты профессионализма педагога высшей школы. Сформулированы условия, на основе которых возможно дальнейшее развитие профессионализма. Показано, что оптимальное соединение в практической деятельности способностей и потенциальных возможностей создает акмеологический резерв личностно-профессионального развития. Акмеологический аспект в образовании помогает по-новому взглянуть на развитие видов профессиональных способностей, необходимых для осуществления педагогической деятельности в высшей школе.
Ключевые слова Акмеологический подход, профессиональное мышление, компетенции
Рост требований к качеству подготовки бакалавров и магистров, выпускаемых высшей школой, и к самим преподавателям высшей школы, необходимость междисциплинарного подхода к решению неоднозначных вопросов, осознание масштабности проблем и их глубины при ограниченности в сроках и ресурсах, отводимых на их решение, - все это очень значительные моменты, которые приводят к тому, что многие начинают искать ресурсы в смежных дисциплинах. Для педагогической науки высшей школы это -системный анализ, акмеология, психология [1].
Рассматривая человека как сложную систему, мы видим, что и на простые, и более сложные образования в человеке как личности и субъекта, влияют множество причин, как способствующих развитию, так и затрудняющих и даже исключающих его. Человек - это целостная система, внутри её постоянно идут взаимосвязанные процессы. Эти процессы могут носить как положительный, так и отрицательный характер,
_МЕЖДУНАРОДНЫЙ НАУЧНЫЙ ЖУРНАЛ «ИННОВАЦИОННАЯ НАУКА» №12-3/2016 ISSN 2410-6070_
а чаще всего эти процессы проявляются с нейтральным для развития знаком. И сами личностная и субъектная ипостаси человека беспрерывно влияют друг на друга, при этом мы можем наблюдать различные последствия этого влияния. Возникшие столкновения и противоречия между всеми ими, оказывают наивысший стимул для их более глобального или индивидуального развития. Одним из путей повышения качества профессионализма является использование акмеологических аспектов, для поиска новых возможностей, как для обучающихся, так и для педагогов высшей школы [2].
«Сущность акмеологического подхода заключается в осуществлении комплексного исследования и восстановления целостности субъекта, проходящего через различные ступени зрелости, когда его личностные и субъектно-деятельностные характеристики изучаются в единстве, во всех взаимосвязях и опосредованиях, для того чтобы содействовать его достижению высших уровней, на которые может подняться каждый» [3].
Акмеологический аспект дает возможность обнаружить значимые траектории развития педагогов как личностей и как профессионалов, выставить границы и определить ориентиры акмеологизации профессиональной деятельности педагогов высшей школы. В данном контексте акмеологизацию профессиональной деятельности можно понимать, как создание педагогом проекции в будущее для достижения целей и выбора тех ценностей, которые будут являться основой достижения вершин профессиональной самоактуализации, личностной и профессиональной деятельности.
Важность понимания жизненного цикла человека и тех фаз, образующих этот цикл, несут в себе акмеологические аспекты. При этом необходимо определять последовательность смены состояний развития, необратимости и однонаправленности времени жизни, другими словами, топологическую характеристику этого времени. Моменты преобразований этого уровня можно представить, как генетические переходы между ступенями возрастного развития, которые могут оцениваться как переменные величины, меняющие свое значение в течение всего жизненного цикла индивидуума. Определение продолжительности каждой из этих переменных величин, которые могут быть названы фазами или дискретным моментами, предполагает обязательный учет: а) гетерохронности функциональных и личностных изменений; б) возрастную и индивидуальную изменчивость. Период «акме» для человека как деятельностного и личностного субъекта является значительно менее унифицированным, его границы являются более индивидуальными.
— ранняя взрослость — период возрастного развития от 20 до 40.
— средняя взрослость — период возрастного развития от 40 до 60.
— поздняя взрослость и старость — период возрастного развития от 60 лет и далее [2,3,5].
В основном преподаватели ВУЗов находятся в стадии возраста средней взрослости. Этот период характеризуется относительным снижением характеристик психофизических функций человека. Однако это никак не отражается на функционировании когнитивной сферы людей данного возрастного периода, не приводит к значительному снижению их работоспособности и позволяет сохранять активность в трудовой и творческой деятельности. Однако развитие аффективной сферы в период средней взрослости протекает неравномерно. Данный этап жизни может быть периодом расцвета применительно к профессиональной карьере человека, его творческим способностям и семейной жизни.
А если выразиться более точно, то анализ развития человека выявляет сложнейшую и довольно противоречивую картину этого процесса: наблюдаются такие факты, которые указывают на то, что достижения наиболее высокого уровня в развитии разных систем организма человека протекают неодновременно относительно простых и совсем сложных в его психике образований и такую же неодновременность, или по-другому, гетерохронность проявляют их необратимая деградация, ослабление или распад психических функций и неодинаковость быстроты протекания этого процесса.
Основываясь на работах Г. Хакена [6,7,8], можно сказать, что свойства самоорганизации обнаруживают объекты самой различной природы. Процессы же самоорганизации происходят за счет перестройки существующих и образования новых связей между элементами системы. Отличительной особенностью процессов самоорганизации, по мнению Г. Хакена, может считаться их целенаправленный, но одновременно и естественный, спонтанный характер: эти процессы, которые протекают при соприкосновении окружающей среды и системы, в той или иной мере независимы от среды. Случайность и
_МЕЖДУНАРОДНЫЙ НАУЧНЫЙ ЖУРНАЛ «ИННОВАЦИОННАЯ НАУКА» №12-3/2016 ISSN 2410-6070_
необходимость, взаимодействуя между собой, порождают процесс самоорганизации, который в большинстве случаев всегда связан с переходным этапом от неустойчивости к устойчивости. Концептуально-методологическая новизна идей самоорганизации связывается с признанием способности систем различного типа к саморазвитию не только за счет поглощения предоставляемой энергии, информации или вещества извне, но и за счет использования их внутренней энергии и внутренних возможностей.
Структура нашего образования понимает под многовариантностью создание в среде получающих образование условий выбора и возможность предоставления каждому индивиду шанса своего собственного движения к вершинам успеха, стимулирование самостоятельности выбора и ответственности за принятые решения, обеспечение развития самостоятельного и присущего только ему пути. Если быть более точными, то такой выбор состоит в возможности определять индивидуальный путь приобретения знаний, темп обучения, достигать разного уровня образованности, выбирать формы и методы обучения, индивидуальные средства и методики.
Акмеологизация образовательной деятельности преподавателей высшей школы на уровне теории и практики обусловлена рядом тенденций:
• изменением философского понимания общепринятых ценностей, связанных с культурно-социальными факторами и природой личности, в профессионально-педагогической деятельности;
• установкой цели достижения нового современного качества образования;
• базированием на методологии компетентностного подхода в области профессионально-педагогического образования и переподготовки кадров высшей школы.
Одной из сторон профессионализма педагога является личностно - индивидуальная компетентность, которую образуют:
— знания о личностной психологии;
— педагогические умения: умение изучать и развивать личность обучаемых; умение изучать и развивать свои личностные качества, осуществлять понимание и сохранение нравственных ценностей в труде обучающего; уметь логически выстроить и реализовать направления своего саморазвития в плане личности и профессионализма; умение изучать и хронометрировать процесс собственного труда; умение видеть сильные и слабые стороны своего труда, особенности своего индивидуального стиля; умение поддерживать работоспособность и др.
— профессиональные и педагогические позиции: самодиагностика, осознанная индивидуальность;
— профессионально важные качества:
— педагогическое целеполагание (как способность планировать свою деятельность с учетом возможностей учащихся; строить планы собственного профессионального развития);
— педагогическая рефлексия как обращенность сознания педагога на самого себя, педагогическое самосознание;
— педагогические способности (понимать другого человека и воздействовать на него).
Процесс самоорганизации является самопроизвольным процессом, который дает возможность новым структурам относительно устойчиво существовать в открытых неравновесных системах. Самоорганизация в педагогической системе предполагает наличие определенного взаимодействия между обучающим и обучающимся, что соответствует требованиям развития педагогической системы и вытекает из объективных предпосылок её самодвижения. При этом возникает понимание механизма развития педагогического процесса, в результате чего становится очевидным, что нельзя навязывать пути развития системам со сложноорганизованной структурой, так как всякая система такого типа имеет, как правило, не единственный, а множество собственных, отвечающих ее природе, путей развития и демонстрирует, что хаос может выступать механизмом самоорганизации и самодостраивания структур, удаления лишнего [8].
Одним из акмеологических аспектов является развитие аутопсихологической компетентности, которая осуществляется преимущественно во внутриличностном пространстве с выходом в межличностное. В аутопсихологическую компетентность выносятся свойства личности, который позволяют направить активную деятельность человека на самопознание, адекватную самооценку, самоконтроль и самоуправление.
_МЕЖДУНАРОДНЫЙ НАУЧНЫЙ ЖУРНАЛ «ИННОВАЦИОННАЯ НАУКА» №12-3/2016 ISSN 2410-6070_
Ее развитие возможно и с ориентацией на биоэнергетические ресурсы, что позволяет активно влиять на функциональные состояния и тем самым повышать стрессоустойчивость и работоспособность.
Это развитие позволяет повысить уровень этического и экологического самосознания, ускорить процесс личностно-профессионального развития.
Было доказано, что аутопсихологические свойства являются одними из стимулов движения личности к самосовершенствованию. Эти способности приводят в движение процессы энергетического и информационного преобразования развивающейся личности и включают в себя интериоризацию, рефлексию и внутреннюю адаптацию, а также информацию о потенциальных возможностях в процессе самосовершенствования. На основе этой теории были разработаны акмеологические методы развития таких способностей до высокого уровня, обусловленного требованиями профессионализма.
При оценке наличия и характера профессионального «акме» у конкретного человека важно учитывать психологические показатели профессионализма и компетентности, сложившиеся в данной профессии и в профессиональном сообществе, а также психологические знания о профессионализме. Выявление и оценивание профессионального «акме» зависит от того, как понимается профессионализм, каковы показатели профессионализма и профессиональной компетентности, сложившиеся в данной профессии и в конкретно-историческое время.
Поэтому на кафедре химии начата работа по созданию профессиограмм, акмеограмм преподавателей. В исследованиях приняли участие 8 преподавателей различной возрастной категории и стажа трудовой деятельности (табл.1). Исследование акмеологических аспектов начинается с основных психологических характеристик, в частности было проведено тестирование по оценки нервно-психической устойчивости педагога [12,13].
Таблица 1
Возрастные категории и стаж педагогической деятельности преподавателей кафедры химии
Количество человек Возрастная категория Стаж педагогической деятельности, в годах
1 менее 30 лет 5
2 30-40 10 и 6
2 41-50 18 и 16
2 55-60 25 и 24
1 более 60 9
Используемая для исследования методика разработана в Военно-медицинской академии им. С.М. Кирова и предназначена для первоначального выделения лиц с признаками нервно-психической неустойчивости. Она позволяет выявить отдельные предболезненные признаки личностных нарушений, а также оценить вероятность их развития и проявлений в поведении и деятельности человека.
Проведена обработка результатов тестирования, определены уровни и группы нервно-психической устойчивости (НПУ).
25 -20 -15 -10 5
0 -.........
менее 30-40 30-40 41-50 41-50 55-60 55-60 более
30 60
□ Оценка ответов по шкале Н11У
□ Оценка по 10-балльной шкале Рисунок 1 - Зависимость ответов по шкале НПУ от возраста преподавателей кафедры химии
_МЕЖДУНАРОДНЫЙ НАУЧНЫЙ ЖУРНАЛ «ИННОВАЦИОННАЯ НАУКА» №12-3/2016 ISSN 2410-6070_
Таким образом, установлено, что для 37,5 % преподавателей кафедры нервно-психические срывы маловероятны. У остальных преподавателей (62,5 %) нервно-психические срывы возможны, особенно в экстремальных условиях. Причем явно видно, что максимальная психологическая устойчивость приходится на возрастную группу от 41 до 50 лет в дальнейшем с возрастом оценка нервно-психической устойчивости по 10 балльной шкале уменьшается. Однако прогноз для всех преподавателей кафедры благоприятный, и они могут заниматься педагогической деятельностью.
Зависимость нервно-психической устойчивости от стажа работы по данной методике не выявлен.
Однако представляло интерес выяснить причины сравнительно низкой нервно-психической устойчивости 33,7% преподавателей возрастной категории менее 30 и до 40 лет. При анализе ситуации было выявлено, что именно эти преподавателей ведут активную научно-исследовательскую деятельность параллельно с ведением учебной нагрузки на уровне других преподавателей. Анализ научно-исследовательской деятельности преподавателей представлен на рис.2.
14
12
10
8
6
4
2
0
Рисунок 2 - Количество опубликованных статей в журналах, рекомендованных ВАК, за последние 5 лет.
Таким образом, можно предположить, что дополнительные нагрузка в виде активной научно-исследовательской деятельности, в том числе работа над кандидатскими и докторскими диссертациями, превышает лимит времени, отведенный для профессиональной деятельности, отнимая время, предназначенное для отдыха и релаксации. Нарушение режима труда и отдыха может привести к возникновению ситуаций, провоцирующих нервно-психические срывы. Наряду с вышеизложенным, можно констатировать, что данная часть педагогического состава кафедры химии более активно, чем другие преподаватели, повышает свой уровень компетентности, который служит стимулом к приобретению новых навыков и умений, при этом осуществляется качественное повышение их уровня профессионального мастерства. Развитие же компетентности добавляет субъективного самосознания и самодисциплинированности в личностно-профессиональные стандарты и может положительно влиять на мотивацию личностных и профессиональных достижений. При этом оно практически не имеет рамок, которые существенно ограничивают это развитие, а это в свою очередь может послужить отправной точкой к расширению субъективного пространства. Несомненно, что роль компетентности в профессиональной деятельности и ее акмеологическое значение трудно переоценить. Не нужно скидывать со счетов, что стремление и движение педагогов высшей школы к «акме» - новым «вершинам» профессионального и личностного роста - есть тот путь развития, который отвечает идеологии непрерывного образования, основной идеей которой является актуализация своего «я» педагога в образовательном инновационном пространстве и современном обществе в ракурсе социокультурного контекста.
Список использованной литературы:
1. Тарасенко Ф. Т. Введение к статье Р. Акоффа «Рассогласование между системой образования и требованиями к успешному управлению // Вестн. высш. шк., № 2, 1990. - с. 12-14.
2. Деркач А.А., Зазыкин В.Г., Маркова А.К. Психология развития профессионала. - Спб.: Питер, 2003. - 256 с.
менее 30 30-40 30-40 41-50 41-50 55-60 55-60 более 60
_МЕЖДУНАРОДНЫЙ НАУЧНЫЙ ЖУРНАЛ «ИННОВАЦИОННАЯ НАУКА» №12-3/2016 ISSN 2410-6070_
3. Деркач А.А., Зазыкин В.Г.Акмеология: учебное пособие/ Спб.: Питер, 2003. - 256 с.
4. Кузьмина Н. В. Акмеологическая теория повышения качества подготовки специалистов образования. - М.: ИЦПКС, 2001. - 234 с.
5. Андреев В. И. Педагогика творческого саморазвития. - Казань: изд-во Казанского ун-та, 1996. - 568 с.
6. Новейший философский словарь /сост. А. А. Грицанов. - Минск: Изд. В. М. Скакун, 1998. - 896 с.
7. Пригожин И.А.. Порядок из хаоса: Новый диалог человека с природой: пер. с англ. /под общ. ред. В. И. Аршинова, Ю. Л. Климонтовича и Ю. В. Сачкова. - М.: Прогресс, 1986. - 432 с.
8. Игнатова В. А. Педагогические аспекты синергетики // Педагогика. - 2001. - № 8. - С. 26-31.
9. Гончарук Н.П., Хромова Е.И. Интеллектуальные компетенции как основа непрерывного профессионального образования специалистов по направлению подготовки «Химическая технология энергонасыщенных материалов»// Вестник КГУ. - 2012. - т.15. - №8. -с.434-439.
10. Анциферова Л.И. Условия деформации развития личности и конструктивные силы человека // Психология личности: новые исследования/ Под ред. К.А. Абульхановой-Славской, А.В. Брушлинского и М.И. Воловиковой. - М., 1998. - 456 с.
11. Оценка нервно - психической устойчивости педагога (http://azps.ru/tests/2/tt3.html).
12. Кузнецова А.А.. Особенности выгорания у преподавателей высшей школы с учетом профессионально-должностного статуса // Психологические науки. -2012. - №7. - с.17-18.
13. Базылевич Т.Ф. Проблема тестов в психологии и дифференциальной акмеологии: уч.пособие. - М.:РАГС 2006.- 90 с.
14. Гаязова Г.С. Формирование профессиональной речевой компетенции как основа профессиональной деятельности бакалавров технологического образования // Вестн. Казан. технол. ун-та. - 2011. - № 14 - С. 203-206.
15. Сыманюк Э.Э. Психотехнологии коррекции и профилактики профессионально обусловленных деструкций педагогов // Образование в Уральском регионе в XXI веке: научные основы развития: Тез. докл. науч.-практ. конф., 12-15 марта 2002 г. Часть 2. - Екатеринбург, 2002. - С. 110-111.
© Бондырева Е.Ю., Сафиуллина Т.Р., Нуриева Э.Н., 2016
УДК 372.851
И.А. Бреус
К.п.н., доцент ИММиКТ им. И.И. Воровича, ЮФУ г. Ростов-на-Дону, Российская Федерация
РАЗВИТИЕ ПРОСТРАНСТВЕННОГО МЫШЛЕНИЯ ОБУЧАЮЩИХСЯ В УСЛОВИЯХ ПОЛУЧЕНИЯ ДОПОЛНИТЕЛЬНОГО МАТЕМАТИЧЕСКОГО ОБРАЗОВАНИЯ
Аннотация
В статье описывается опыт организации работы по развитию пространственного мышления обучающихся в воскресной математической школе при Институте математики, механики и компьютерных наук им. И.И. Воровича Южного федерального университета. Освещена специфика дополнительного математического образования как процесса, призванного реализовывать личностно ориентированный подход, развивать индивидуальные особенности личности. Приведен обзор научного опыта по изучению проблемы развития способности оперирования пространственными образами.
Ключевые слова Развитие, оперирование образом, пространственное мышление, дополнительное математическое образование.