МЕЖДУНАРОДНЫЙ НАУЧНЫЙ ЖУРНАЛ «ИННОВАЦИОННАЯ НАУКА» №04-2/2017 ISSN 2410-6070
- С.576- 579.
8. Узойкин А.И., Мурнева М.И. Речевая культура индивида как отражение языкового облика общества // Лингвистические и экстралингвистические проблемы коммуникации: теоретические и прикладные аспекты, Выпуск 5. - Саранск, 2006. - 240с.
© Купряшкина М.В., Адушкин Н.С., Абрамова А.В., 2017
УДК 159.942.5
Куцеева Е.Л.
к.псх.н.
КубГУ
г. Краснодар, Российская Федерация КУЛЬТУРА ЗДОРОВЬЯ РУКОВОДИТЕЛЯ УЧРЕЖДЕНИЯ ОБРАЗОВАНИЯ
Аннотация
В статье рассматривается роль культуры здоровья руководителя школы в структуре профессионализма. Описаны стрессоры управленческой деятельности директора школы. Кратко описаны технологии стресс-менеджмента современного руководителя, представлены методы оптимизации (уменьшения) профессионального стресса в деятельности руководителя. Рассмотрены меры снижения стрессового напряжения в педколлективе. Подчеркивается особое значение психолого-акмеологического сопровождения педагогов в оздоровлении психологического климата образовательной организации.
Ключевые слова Культура здоровья, деструктивная профессионализация, стресс, стрессоры управленческой деятельности, стресс-менеджмент.
Культура здоровья современного руководителя является значимым компонентом его профессиональной компетентности. Культура здоровья - это часть общей культуры личности и характеризуется: наличием позитивных целей и ценностей здоровьесозидания; грамотным и осмысленным отношением к своему здоровью, природе и обществу; ведением здорового образа жизни, позволяющего реализовывать программы самосохранения, самореализации и саморазвития и др. (Н.Н. Малярчук). Безусловно, культура здоровья является важным условием эффективной самореализации и в сфере профессиональной деятельности.
Управленческая деятельность содержит множество рисков нарушения здоровья руководителя. Она изобилует разнообразными стрессами: информационными, эмоциональными, коммуникативными. Профессиональные стрессы проявляются в физических и психических реакциях личности на напряженные ситуации в трудовой деятельности. Стресс представляет собой один из механизмов деструктивной профессионализации, ведущей к появлению мноогочисленных профессионально-личностных деформаций: эмоциональному выгоранию, синдрому хронической усталости, невропатизации и психопатизации личности управленческого персонала. Стрессовые ситуации - неотъмлимая часть педагогической среды учреждений образования и педагогического руководства. Профессиональная деятельность директора школы на современном этапе модернизации образования характеризуется сложностью, полифункциональностью, широким спектром решаемых задач, а самое главное - большой социальной значимостью. Требования к качеству образования, социальные ожидания родителей, общественности по отношению к школе, другим воспитательным институтам постоянно растут. Современное образование находится в состоянии перманентного реформирования и - это также накладывает определенный отпечаток на педагогическое руководство.
_МЕЖДУНАРОДНЫЙ НАУЧНЫЙ ЖУРНАЛ «ИННОВАЦИОННАЯ НАУКА» №04-2/2017 ISSN 2410-6070_
Рассмотрим вопросы стресс-менеджмента (или способности управлять стрессом) как значимого компонента профессионализма руководителя учреждения образования. Необходимо подчеркнуть, что нарушения психофизического здоровья - негативные новообразования (деструкты) в управленческом мышлении, самосознании, эмоциональных и поведенческих реакциях - могут привести к снижению показателей эффективности педагогического руководства, удовлетворенности деятельностью, разрушению деловых и межличностных взаимоотношений в педколлективе.
В психолого-педагогической литературе описаны многочисленные стрессоры управленческой деятельности: информационные нагрузки и информационная неопределенность, ответственность, дефицит времени, полифокусность деятельности, агрессивная конкурентная среда, некомпетентные подчиненные, межличностные и ролевые (внутриличностные) конфликты [1, 4 и др.]. Безусловно, это имеет место и в управленческой деятельности директора. Но следует подчеркнуть, что в ней есть и свои специфические стрессоры. Проанализируем их.
Прежде всего это огромная моральная ответственность за жизнь, здоровье детей, их качественное образование, подготовку подрастающего поколения к самостоятельной жизни и интеграции в социум. Сегодня это приоритетные общественные сверхзадачи, и в их решении огромную роль играет школа. Особенностью управления в сфере образования является то, что руководитель вынужден овладевать широким репертуаром профессиональных ролей. Причем это не только сугубо управленческие: администратор, плановик, организатор, контролер, инструктор, арбитр и др., но и роли педагогические: учитель, воспитатель, наставник, советчик, консультант и др. Директор проводит уроки, внеклассные и внешкольные мероприятия. В противном случае отрыв от «живой» учебно-воспитательной работы значительно снижает его профессиональную компетентность и лидерские позиции как руководителя школы. Директору нужно быть в курсе педагогических инноваций, знать детскую психологию, владеть навыками межличностного взаимодействия с учениками разных возрастов и их родителями. Усложнилась хозяйственная функция директора, теперь необходимо строить работу в рыночных условиях, зарабатывать, предоставляя различные дополнительные образовательные услуги. Следует обратить внимание на особенности педагогического руководства в инклюзивных школах. Сегодня система образования детей-инвалидов и детей с ограниченными возможностями здоровья (ОВЗ) претерпевает кардинальные изменения. Число детей с отклонениями в развитии неуклонно растет, необходимо обеспечить возможность получения ими качественного коррекционного образования и помощи в соответствии с образовательными потребностями. Широко обсуждаются идеи инклюзивного (совместного) обучения детей с нормальным и аномальным развитием, предпринимаются практические шаги по созданию инклюзивных классов и школ. К сожалению, эти процессы не нашли глубокой проработанности в правовом, программно-методическом и социально-психологическом аспектах. Все это отражается на качестве управления школами, приводит к появлению новых стресс-факторов в работе директора учреждения образования.
Усиливает стресс руководителя специфичность профессиональной деятельности его подчиненных, учителей и воспитателей. Именно от качества их труда во многом зависит успешность функционирования школы как общественного воспитательного института. Педагог - ключевая фигура во всей работе образовательного учреждения. И сегодня к профессионализму, личностным качествам учителя предъявляются особые требования. Но педагогическая профессия массовая, в нее попадают не только достойные и квалифицированные специалисты. Это, без сомнения, является фактором напряженности и потенциальной конфликтности в педагогическом коллективе школы.
Кроме того, высокая личностная и мотивационная вовлеченность педагогов в работу, значительное «эмоциональное выкладывание» в общении с детьми приводит к значительным психоэмоционральным затратам, а то и к дезадаптации, потере профессиональной эффективности и здоровья. В специальных исследованиях выявлено, что учительство как профессиональная группа отличается низкими показателями психофизического здоровья. Кроме того, педагогический коллектив школы - это женский коллектив, который характеризуется повышенной эмоциональностью. Много сил и времени женщина-учитель вынуждена отдавать собственной семье и воспитанию детей.
Отметим, что в инклюзивных классах условия профессиональной деятельности учителей
_МЕЖДУНАРОДНЫЙ НАУЧНЫЙ ЖУРНАЛ «ИННОВАЦИОННАЯ НАУКА» №04-2/2017 ISSN 2410-6070_
усложняются, работа с детьми, имеющими отклонения в развитии, представляет собой дополнительный стресс-фактор педагогического труда. В психолого-педагогической литературе отмечается необходимость формирования у педагогов профессионально-личностной готовности к инклюзии, включающей усвоение педагогами знаний в области дефектологии и специальной психологии, технологий совместного обучения детей с разными образовательными потребностями, а также психологической готовности к принятию и установлению благоприятных межличностных отношений и общения с учащимися с ОВЗ [2, 3 и др.].
Помимо объективных (внешних) факторов стресса, существует большая группа субъективных (внутренних). Они связаны с личностью руководителя. В специальных исследованиях выявлена зависимость стрессочувствительности (стрессоустойчивости) человека от генетической предрасположенности. Примерно на 30-40 % реакции человека на стрессогенные факторы среды определяются наследственными и врожденными факторами и на 60-70 % - воспитанием, жизненным опытом, выработанными умениями и навыками человека справляться со стрессом. Особое значение в предрасположенности к стрессу имеют тип высшей нервной деятельности и личностные особенности человека. Это отсутствие педагогической направленности, повышенная агрессивность, импульсивность, раздражительность, ригидность, низкая эмпатийность, интолерантность, высокая тревожность, пессимистичность, эмоциональная неустойчивость, эгоцентризм, неадекватная самооценка, нравственные дефекты личности, властность, авторитарность и др. Значительно усиливает стрессогенность педагогической среды школы низкая психологическая и коммуникативная культура руководителя.
Очевидно, назрела необходимость создания и внедрения программ обучения руководителей бесстрессовому управлению. Представляется, что это важнейшее условие оптимизации профессиональной деятельности директора школы, средство психофизического восстановления и самосохранения. В организационной психологии разрабатываются технологии стресс-менеджмента руководителя, позволяющие ослабить влияние неизбежных стресс-факторов управленческой деятельности, овладеть копинг-стратегиями (способами преодоления стрессовой напряженности), а также методами предупреждения и преодоления негативных последствий профессиональных стрессов в рабочей группе [5].
Стресс-менеджмент может осуществляться на уровне организации и индивидуальном уровне. К мерам снижения стрессового напряжения в педколлективе относятся следующие:
- гармонизация межличностных отношений и улучшение психологического климата в школе, сплочение коллектива;
- привлечение учителей к принятию значимых для коллектива решений, делегирование управленческих полномочий, развитие инициативы и самостоятельности сотрудников; ограждения от мелочной опеки, контроля, психологического прессинга;
- создание творческой атмосферы, снятие препятствий для профессионального роста и самовыражения учителей;
- эффективная организация труда педагогов: сбалансированные нагрузки в течение рабочей недели, учебного года, удобное расписание и др.;
- улучшение материально-технической базы образовательного учреждения;
- социальная поддержка, выравнивание баланса между затраченными усилиями учителей и получаемым вознаграждением и др.;
- организация системы психолого-акмеологического сопровождения учителей целью психологической поддержки, профилактики профессиональных деформаций, обучение по антистрессовым программам, организация психотренингов личностного роста и др.
Процесс оптимизации (уменьшения) стресса в деятельности руководителя на индивидуальном уровне включает следующие направления:
- овладение управленческими умениями и навыками;
- рационализация управленческой деятельности;
- оптимизация стиля профессионального общения, отказ от авторитарности, гибкость в применении различных способов педагогического руководства;
- ведение здорового образа жизни, поддержание хорошей физической формы;
_МЕЖДУНАРОДНЫЙ НАУЧНЫЙ ЖУРНАЛ «ИННОВАЦИОННАЯ НАУКА» №04-2/2017 ISSN 2410-6070_
- формирование механизмов адаптации к напряженным факторам труда;
- повышение психологической и коммуникативной компетентности;
- формирование эмоциональной культуры и стрессоустойчивости.
Таким образом, культура здоровья является необходимым профессионально значимым качеством современного руководителя учреждения образования и овладение стресс-менеджментом обеспечит оздоровление личности директора, профилактику профессиональной дезадаптации, а также улучшение психологического климата в педколлективе и повышение эффективности профессиональной деятельности субъектов образовательного процесса в образовательной организации. Список использованной литературы:
1. Карпов А.В. Психология менеджмента. М.: Гардарики, 2005.
2. Куцеева Е.Л. Культура здоровья учителя инклюзивной школы //Историческая и социально-образовательная мысль. 2016. Т.8. № 5-3. С. 91-95
3. Куцеева Е.Л. Подготовка учителя к воспитанию школьников в условиях инклюзивного образования // Воспитание в современном культурно-образовательном пространстве: сборник статей. Т. 3. /Под общ. ред. О.К. Поздняковой. М., Изд-во Московского психолого-социального университета, 2014, С. 144-147.
4. Куцеева Е.Л., Смирнова Л.В. Стресс-менеджмент в профессиональной деятельности директора школы //Социальная сфера общества: инновационные тенденции развития: Материалы V Международной научно-практической конференции. Краснодар, 2014. С. 167-172
5. Щербатых Ю.В. Психология стресса и методы коррекции. Спб: Питер, 2012.
© Куцеева Е.Л., 2017
УДК 37
Лаптева Ю. А.
Студентка 5 курса физико-математического факультета Воронежский государственный педагогический университет
г. Воронеж, Российская Федерация E-mail: [email protected] Сахаров Ю. Е.
Старший преподаватель кафедры общей физики Воронежский государственный педагогический университет
г. Воронеж, Российская Федерация E-mail: [email protected]
ИСПОЛЬЗОВАНИЕ ИНТЕРАКТИВНЫХ ТЕХНОЛОГИЙ ДЛЯ ФОРМИРОВАНИЯ И ОЦЕНКИ
УНИВЕРСАЛЬНЫХ УЧЕБНЫХ ДЕЙСТВИЙ
Аннотация
Достижение целей обучения учащихся возможно только через овладение обучающимися универсальными учебными действиями (УУД). В настоящее время перед педагогами стоит задача не только сформировать УУД, но и диагностировать результаты своей работы. Удобным выходом является использования для решения этой задачи интерактивных технологий обучения (ИТО). Целью работы авторов данной статьи была разработка методологической составляющей технологии оценки уровня сформированности УУД с помощью ИТО. Она состоит в проектировании трех групп карт УУД. В процессе их построения вырисовывается полная картина об уровне сформированности конкретного УУД как отдельного обучающегося, так и класса в целом. Представленная разработка может быть полезна практикующим педагогам.