УДК 001
АКАДЕМИК А. М. НОВИКОВ — УЧИТЕЛЬ, УЧЕНЫЙ, ПЕДАГОГ
© Рулиене Любовь Нимажаповна
доктор педагогических наук, доцент,
профессор кафедры общей педагогики Педагогического института, Бурятский государственный университет E-mail: [email protected]
Публикация представляет собой стенограмму доклада автора на пленарном заседании международной научно-практической конференции «Учитель учителей, учитель ученых», посвященной 75-летию А. М. Новикова (1941-2013 гг.). Отмечаются личностные качества академика, повлиявшие на становление его учеников. В тексте приведены цитаты из книг Новикова А. М. Ключевые слова: учитель, ученый, педагог, ученики, судьба.
В начале своего выступления я бы хотела зачитать притчу, записанную в книжке Александра Михайловича Новикова «Анекдоты от академика»: «Человек просил у Бога дать ему другую судьбу. Просил, просил — выпросил. Отправил Бог его в галерею возможных судеб. Ходил, ходил человек по галерее, примерял судьбы: одна слишком тяжела, другая слишком легка, эта кривая, эта слишком прямая ... Ходил, ходил и, наконец, выбрал судьбу — свою собственную». Думаю, что текст этой притчи очень хорошо отражает жизнь и деятельность А.М.Новикова.
Александр Михайлович так писал о своей судьбе и о своей жизни: «Я прожил счастливую жизнь, всегда занимался тем, чем хотел, к чему стремился. Я прожил жизнь «по мечте» и это совсем не просто... на протяжении всей жизни напряженный труд и учеба. Зачастую без выходных и отпусков — за письменным столом, классной доской и кафедрой» [2].
Действительно жизнь Александра Михайловича была трудная и интересная. В коротких личных беседах он говорил о том, что всегда любил трудиться. Я бы сказал, что он был очень закаленным в труде. В июне 2011 г. Александр Михайлович принял участие в II Байкальской межрегиональной научно-практической конференции с международным участием «Инфокоммуни-кационные образовательные технологии: модели, методы, средства, ресурсы». Получилось так, что в день прилета ему предстояло выступить с интерактивной лекцией перед аспирантами, докторантами и соискателями вузов г. Улан-Удэ. Встречая А.М.Новикова в аэропорту, я стала извиняться за то, что уже через 1 час нужно читать лекцию, он очень спокойно ответил мне: «Ничего, мне бы только побриться». Позже, во время встречи, наш ректор (С.В.Калмыков), узнав об этом, сделал мне замечание. На что Александр Михайлович сказал: «Да, не ругайте Вы её, я привычный к таким нагрузкам: вечером сел в поезд, утром и днем отработал и вечером снова в поезд».
Все, кто знал его близко, был рядом с ним, восхищались его трудолюбием, выносливостью, мужеством.
ВЕСТНИК БУРЯТСКОГО ГОСУДАРСТВЕННОГО УНИВЕРСИТЕТА. ОБРАЗОВАНИЕ. ЛИЧНОСТЬ. ОБЩЕСТВО
2017. Вып. 1
Александр Михайлович вспоминал, что его трудовая деятельность началась в детстве: «Я занимался в радиокружке в Московском городском доме пионеров ... мне предложили поехать в пионерский лагерь руководителем радиокружка. Без зарплаты, но с питанием и проживанием. На что я охотно согласился ... в летние каникулы после девятого класса я устроился работать на стройку, разнорабочим... Потом ... мне присвоили первую мою профессиональную квалификацию — «арматурщик 3-го разряда» [2]. Академик Новиков А.М. не стеснялся, что он начинал свою биографию с профессии строителя.
Как отмечают коллеги Александра Михайловича, он являл собой пример ответственного педагогического и научного работника. Не случайно, он много занимался трудовым воспитанием. В самом начале своей научной деятельности Александр Михайлович создал инструментальную психолого-физиолого-педагогическую лабораторию для изучения процессов формирования трудовых навыков. В лаборатории были выявлены общие закономерности повторяющегося обучения.
Но профессией всей жизни Александра Михайловича была профессия учителя, педагога. Начав учёбу в знаменитом московском Физтехе, он закончил физико-математический факультет заочного педагогического института.
Ученый-педагог Новиков А.М. писал: «... настоящий учитель добивается успеха . повседневным трудом, своей компетенцией, силой своего интеллекта и характера, обаянием своей личности». Могу подтвердить, что все эти качества были в нем самом. С ним было очень комфортно и интересно, потому что обладал поистине энциклопедическими знаниями. Совершенно справедливо он пишет о профессиональном долге учителя: «Учитель, преподаватель может чувствовать себя за классной доской, за кафедрой уверенно, если он знает как минимум в 10 раз больше, чем рассказывает ученикам».
Научная карьера А.М.Новикова охватывает все этапы научного работника: лаборант, техник, младший научный сотрудник, старший научный сотрудник, заведующий лабораторией, заместитель директора/директор Всесоюзного научно-методического центра профессионально-технического обучения молодежи, академик-секретарь отделения Российской академии образования. Александр Михайлович более 10 лет руководил Всесоюзным научно-методическим центром профессионально-технического обучения молодежи Государственного комитета СССР (на правах НИИ). Центр разрабатывал перечни профессий, учебные планы и программы, координировал деятельность учебно-методических кабинетов 80-ти отраслевых союзных министерств, учебно-методических кабинетов профтехобразования 15-ти союзных республик. По сути, Александр Михайлович возглавлял уникальный и масштабный научно-образовательный центр.
Что касается научной деятельности, то А.М.Новиков всегда находился в гуще научных событий, в подтверждение тому — публикации 2013 года, он писал научные статьи до последних дней жизни. Давая практические советы молодым исследователям о том, как стать ученым, Александр Михайлович писал, что нужно:
1) любить учиться — ученый учится всю жизнь;
2) необходима вдумчивость, усидчивость, упорство;
3) романтический склад души (уметь мечтать, уметь переживать);
4) с детства, с юности — критическое отношение ко всему на свете;
5) готовиться к скудным материальным возможностям... занятия наукой не приносят больших доходов;
6) для ученого необходимо понимание окружающих и в семье.
Эти советы были пережиты и исполнены автором, поэтому они эффективны.
Труды академика Новикова А.М. являются первоисточником, классикой современных педагогических исследований. В базе данных научной электронной библиотеки eLIBRARY.RU размещены 204 статьи Александра Михайловича, процитированные 7615 раз, то есть в среднем каждая статья цитируется около 40 раз. К статье «Российское образование в новой эпохе» обращались более 1000 авторов! Александра Михайловича нет с нами уже более 3 лет, но индекс Хирша у его публикаций продолжает расти. Думаю, что на сегодняшний день в отечественной педагогической науке ни у кого нет таких высоких показателей. Эти факты свидетельствуют о том, что мысли, идеи А. М. Новикова востребованы современной наукой.
Александр Михайлович считал, что новое знание только тогда становится научным знанием, когда оно доведено до общества, до всего человечества. Он считал, что «... обязанность ученого не только получить новое научное знание, не только написать статью, книгу, но и довести их до возможно более широкого читателя». Поэтому по его инициативе был создан «Сайт академика РАО Новикова А. М.» (http://anovikov.ru/), в электронной библиотеке которого в свободном (бесплатном) доступе размещены все его книги, полемические статьи, словари, презентации, которые по-прежнему можно читать или скачать.
В этой связи вспоминается еще один факт. Когда я встречала Александра Михайловича в аэропорту, у него с собой был багаж — небольшой, но довольно тяжелый чемодан. Предваряя вопрос водителя, которому предстояло нести чемодан, академик сказал: «Здесь книги». С этим чемоданом мы поехали на Байкал, где состоялось пленарное заседание конференции. После своего доклада, Александр Михайлович сказал: «ну вот, теперь раздайте эти книги». Так, каждый участник конференции (более 30 человек) получил бесплатно монографию Новикова А. М. «Постиндустриальное образование». Такое было для нас ново и неожиданно: выдающийся ученый прилетел из Москвы и привез свои книги в подарок!
Хочу несколько слов сказать о личном опыте общения с академиком Новиковым А. М., о том, какую роль он сыграл в моей научной деятельности, какое влияние оказала на меня его личность. В книге, посвященной 70-летнему юбилею Института теории и истории педагогики Российской академии образования [1], я назвала свои воспоминания «Встречи, подарившие радость». Действительно, знакомство, наша дистанционная переписка, все мои встречи на протяжении с Александром Михайловичем — это подарок Бога, встречи, которые подарили мне радость от общения с прекрасным человеком.
ВЕСТНИК БУРЯТСКОГО ГОСУДАРСТВЕННОГО УНИВЕРСИТЕТА. ОБРАЗОВАНИЕ. ЛИЧНОСТЬ. ОБЩЕСТВО
2017. Вып. 1
В начале весны 2011 г. зашла на сайт А. М. Новикова. Изучая ресурсы сайта, захотелось посоветоваться с автором, я решила задать вопросы академику... С волнением и, не имея 100% уверенности, что мне ответят, я написала. К великой радости через два дня на мой почтовый ящик пришел краткий ответ от Александра Михайловича: «Ваша тема мне интересна, давайте обсудим». С этого дня началась электронная переписка, в ходе которой мы начали обсуждать тему моей докторской. 25 апреля 2011 г. состоялась наша первая встреча в московской квартире Александра Михайловича, он задавал мне вопросы, внимательно слушал и в конце разговора подарил свою книгу «Докторская диссертация?», сказав: «Ну что же, будем работать». Потом я поняла, что это был своеобразный экзамен в докторантуру академика Новикова, но как тактично и просто он его провел.
В июне 2011 г. Александр Михайлович побывал у нас в Бурятии, на конференции, о которой я уже сказала. Программа визита была очень насыщенной. В первый день, после шестичасового перелета и несмотря на 5-часовую разницу во времени, Александр Михайлович, прочитал интерактивную лекцию для аспирантов, соискателей вузов г. Улан-Удэ, провел индивидуальные консультации. Во второй день была встреча с преподавателями Улан-Удэнского инженерно-педагогического колледжа. На третий день Александр Михайлович принял участие в конференции, которая состоялась на Байкале. Позже участники конференции отметили, что их поразило, как Александр Михайлович внимательно выслушал все выступления: «мы думали, что академику будут не интересны наши доклады, а он почти каждому задал вопрос».
Слушая мое выступление на конференции, он давал советы: «Будьте осторожны с терминами. не спешите делать выводы» и т.д. Меня всегда поражало его умение выразить главную мысль кратко и понятно. Позже, когда Александр Михайлович читал и правил мой автореферат, выражался также лаконично: «В целом, неплохо для начала, только Вы пишете в буклетном варианте, а надо в содержательном»; «в содержании ничего менять не надо, а только редакционно причесать аппарат». Будучи уже тяжело больным, он несколько раз читал мой автореферат, терпеливо объяснял, как его улучшить, вносил замечания и вот, наконец, 25 июня 2013 года он написал: «Я удовлетворен, можно приступать к обсуждению». Это был один из самых радостных дней 2013 года. Александр Михайлович умел вдохновить, настроить и нацелить на плодотворную работу. Александр Михайлович Новиков стал для меня больше, чем научный консультант, я счастлива, что могу называть себя его ученицей. Понимаю, что называя себя так, беру на себя большую ответственность. Понимаю, что мне нужно много трудиться, чтобы соответствовать этому статусу.
Завершая свое выступление, хочу поблагодарить Дмитрия Александровича Новикова за то, что он согласился приехать в улан-Удэ, чтобы продолжить дело своего отца.
Литература
1. Институт теории и истории педагогики: 1944-2014 // Под общей редакцией д-ра филос. наук, проф. С.В. Ивановой — М.: ФГНУ ИТИП РАО, 2014. — 448 с.
2. Новиков А. М. Я — педагог. — М.: Изд. «Эгвес», 2011. — 136 с.
THE ACADEMICIAN A. M. NOVIKOV IS A TEACHER, THE SCIENTIST, THE TEACHER
Ruliene Lyubov N.
doctor of pedagogical sciences, associate professor,
professor of department of general pedagogics of Teacher training college
Buryat State University
E-mail: [email protected]
The publication represents the shorthand report of the report of the author at a plenary session of the international scientific and practical conference "Teacher of Teachers, Teacher of Scientists" devoted to A. M. Novikov's 75 anniversary (1941-2013). The personal qualities of the academician which influenced formation of his pupils are noted. In the text are cited Novikov A. M. books. Keywords: teacher, scientist, teacher, pupils, destiny.