УДК 37.012
ВКЛАД А.М. НОВИКОВА В МЕТОДОЛОГИЮ © Новиков Дмитрий Александрович
доктор технических наук, профессор, член-корреспондент РАН,
директор Института проблем управления им. В. А. Трапезникова РАН (г. Москва)
E-mail: [email protected]
Публикация представляет собой стенограмму доклада автора на пленарном заседании международной научно-практической конференции «Учитель учителей, учитель ученых», посвященной 75-летию академика А.М.Новикова (1941-2013 гг.). Видеозапись доклада размещена по адресу https://www.youtube.com/watch?v= GuwTtj5vo50&feature=youtu.be.
Ключевые слова: методология, организация, деятельность. Уважаемые коллеги, добрый день!
Во-первых, хочу поблагодарить всех за добрые слова и память об отце. В своем докладе хочу рассказать о том научном направлении, которым он занимался последние десять лет. Я считаю, что разработка методологии — это его основной теоретический вклад не только в педагогику, но и в науку в целом.
Если обращаться к понятию «методология», то в литературе можно найти несколько десятков определений, начиная от Декарта (учение о методах).
Один из основных результатов научной деятельности Александра Михайловича состоит в том, что он выкристаллизовал понимание методологии, сформулировал, с одной стороны, достаточно общее, с другой стороны, конструктивное определение: «методология — учение об организации деятельности» [1]. В этом определении ключевыми категориями являются деятельность и организация. Соответственно предметом методологии является организация человеческой деятельности.
Деятельность определяется как целенаправленная активность человека, характеризующаяся особенностями, принципами, условиями, нормами. Выделены логическая и временная структуры деятельности, отражающие категории диалектики «историческое (временное) и логическое». Логическая структура деятельности включает компоненты: субъект, объект, предмет, формы, средства, методы деятельности, ее результат. Временная структура деятельности охватывает фазы, стадии и этапы деятельности.
Организация рассматривается как внутренняя упорядоченность, согласованность взаимодействия более или менее дифференцированных и автономных частей целого, обусловленная его строением и совокупность процессов или действий, ведущих к образованию и совершенствованию взаимосвязей между частями целого. В таком контексте методология представляет собой учение об организации любой человеческой деятельности: и научной, и любой практической профессиональной деятельности, и художественной, и игровой и т. д. — с одной стороны. С другой стороны — и индивидуальной, и коллективной деятельности.
ВЕСТНИК БУРЯТСКОГО ГОСУДАРСТВЕННОГО УНИВЕРСИТЕТА ОБРАЗОВАНИЕ. ЛИЧНОСТЬ. ОБЩЕСТВО_
2017. Вып. 2
А. М. Новиков для изучения процесса осуществления деятельности использовал понятие «проект» и в рамках проекта рассматривал жизненный цикл деятельности, включающий три фазы. Фаза проектирования направлена на построение модели создаваемой системы и разработку плана ее реализации. Технологическая фаза — это фаза реализации системы. Рефлексивная фаза — это оценка реализованной системы и самой деятельности.
Данная конструкция деятельности является универсальной для всех видов деятельности. Такой широкий подход позволяет исследовать методологию деятельности ученого и педагога, учителя и учащихся и т. д. Поэтому можно говорить о методологии игровой деятельности, методологии учебной деятельности, методологии трудовой, профессиональной деятельности.
Александр Михайлович успел построить методологию научного исследования, методологию практической деятельности, методологию учебной деятельности, методологию образования, а также основы методологии художественной деятельности и методологии игровой деятельности.
Что касается хронологии этапов разработки методологии, то она выглядит так.
Первый цикл — это пособия «Как работать над диссертацией: пособие для начинающего педагога-исследователя» (1994), «Докторская диссертация? Пособие для докторантов и соискателей ученой степени доктора наук» (1998), «Научно-экспериментальная работа в образовательном учреждении: деловые советы» (1996), «Основания педагогики» (2010), «Я — педагог» (2011). В этих пособиях собран богатый опыт А.М.Новикова и его учеников. В качестве ремарки хочу сказать, что пособия по кандидатским и докторским диссертациям были написаны отцом через год после моих соответствующих защит. И я говорил ему: «Если бы ты написал эти книжки на год раньше, мне было бы гораздо легче защищаться...». Кстати, несмотря на то, что методология и методика научных исследований раскрыта в этих пособиях, в основном, на примерах из области педагогики, я своим аспирантам, которые защищаются по физико-математическим или техническим наукам, рекомендую читать эти книжки — там много полезного для любого исследователя.
Второй цикл — общие работы: «Российское образование в новой эпохе / Парадоксы наследия, векторы развития» (2000), «Развитие отечественного образования» (2006), «Постиндустриальное образование» (2009).
Третий цикл — книги по методологии образования и учебной деятельности: «Образовательный проект (методология образовательной деятельности)» (2004), «Методология учебной деятельности» (2005), «Методология образования» (2006).
Четвертый цикл — методология игровой и художественной деятельности: «Введение в методологию игровой деятельности» (2006), «Методология художественной деятельности» (2008).
Пятый цикл — общая методология и методология научной деятельности: «Методология» (2007), «Методология научного исследования» (2009). Все эти книги востребованы и уже выдержали несколько изданий.
В последний год своей жизни (2013) А. М. Новиков выпустил два словаря: «Педагогика: словарь системы основных понятий», «Методология: словарь системы основных понятий».
Сегодня мы с коллегами и учениками с позиций системного анализа в логике проектно-технологического и знаниевого типов организационной культуры продолжаем разрабатывать методологию управления как учение об организации управленческой деятельности. Нами охарактеризован новый этап развития кибернетики — «кибернетика 2.0», как науки об (общих закономерностях) организации систем и управлении ими, обоснована актуальность развития нового раздела кибернетики — «теории организации», исследующей организацию как свойство, процесс и систему (эти книги можно найти на сайте www.mtas.ru). В последнее время мы с моим докторантом активно занимаемся методологией комплексной деятельности, надеюсь, что в течение года по результатам исследования выйдет книга. Завершая свое выступление, хочу напомнить, что все книги и статьи А.М.Новикова, в т.ч. по методологии, находятся в открытом доступе на сайтах anovikov.ru и mehodolog.ru.
Литература
1. Новиков А. М., Новиков Д. А. Методология. — М.: СИНТЕГ, 2007. — 668 с. CONTRIBUTIONS OF A. M. NOVIKOV TO METHODOLOGY
Novikov Dmitry A.
Doctor of Sc/ (Techn.), professor, corresponding member of RAS, director of V.A.Trapeznikov Institute of Control Sciences. E-mail: [email protected]
The publication represents a transcript of the author's report on the plenary meeting of International scientific conference "The teacher of teachers, the teacher of scientists", devoted to 75-th anniversary of academician A.M.Novikov (1941-2013). Video of the report is available at https://www.youtube.com/watch?v= GuwTtj5vo50&feature= you-tu.be.
Keywords: methodology, organization, activity.