УДК 338.48.571
Аркадий Николаевич Чурин
(аспирант Барнаульского филиала Московской академии предпринимательства при Правительстве Москвы, г. Барнаул)
АГРОПРОДОВОЛЬСТВЕННЫЙ РЫНОК И ЕГО ОСНОВНЫЕ ЭЛЕМЕНТЫ ФУНКЦИОНИРОВАНИЯ
Ключевые слова: агропродовольственный рынок, рыночная экономика, конкурентоспособность, функционирование.
Рыночная экономика - это среда взаимодействия потребителей и производителей, которая обладает определенным порядком и саморегуляцией в рамках действия основного закона - закона спроса и предложения. Это особая система взаимодействия участников, которые добровольно и независимо принимают решения по распределению и использованию ресурсов, а также по получению выгоды от совершения сделок в отношении этих ресурсов. Для того чтобы рынок мог выполнять свои функции, обязательным является наличие следующих условий [1]:
- многообразие всех форм собственности, стимулирование хозяйствующих субъектов и участников рынка доходом и прибылью;
- децентрализация системы ценообразования, которая позволит субъектам хозяйствования перемещать ресурсы в целях наилучшего их использования;
- конкуренция как механизм поощрения эффективного производства;
- свобода выбора для потребителей и производителей в их производственной и сбытовой деятельности;
- ограниченное воздействие государства на хозяйственную систему субъектов рынка.
Результатом функционирования агропро-довольственного рынка является множество сделок, которые заключаются между участниками в отношении произведенной продукции с целью удовлетворения потребностей населения и получения эффекта по результатам их деятельности. Отношения, возникающие между участниками данного рынка, становятся ядром хозяйствования, основой устойчивости и эффективности агропромышленного производства. По своей сути, они определяют стратегию и структуру, а также организацию производ-
ства, каналы, формы сбыта продукции, затраты на производство и реализацию. Объем сделок, параметры (цена) определяют эффективность функционирования механизма рынка, под которым следует понимать систему действия экономических рычагов для сбалансированного спроса и предложения на продукцию рынка. Эти элементы определяют формы взаимосвязи и количественные пропорции между потреблением и производством.
Основываясь на общих экономических положениях, можно сказать, что спрос и предложение на рынке осуществляются через ценовую систему и конкуренцию. Спрос, предложение, цена и конкуренция - это ключевые элементы механизма функционирования агропродоволь-ственного рынка. Следует заметить, что его функционирование имеет свою специфику, он является динамичным и недостаточно стабильным. Спрос на продукцию сельского хозяйства, сырье, продовольствие более стабилен, чем предложение на данном рынке.
Так, взаимодействие малоэластичного сельскохозяйственного производства и продовольственного рынка обуславливает высокую эластичность цен в зависимости от объемов производства сельскохозяйственной продукции и продовольствия. Цены могут изменяться (вверх или вниз) непропорционально по сравнению с амплитудами поставок и спроса. В описанных условиях цена выполняет регулирующую функцию выравнивания спроса и предложения в сравнительно узких пределах, перепады цен могут разрушать как сельское хозяйство, так и агропродовольственный рынок. Наибольшие изменения объемов производства, спроса и предложения в краткосрочном периоде трансформируются в большие колебания цен на сельскохозяйственную продукцию и
доходов сельхозпроизводителей. Это определяет неустойчивость как самого агропродо-вольственного рынка, так и цен. В результате ценовой механизм не способен полностью выполнять свою основную функцию - быть регулятором спроса и предложения [2], а сам агро-продовольственный рынок не может быть в полной мере саморегулирующимся в условиях больших объемов сбыта продукции.
Существующие проблемы определения равновесных цен на агропродовольственном рынке очень часто связаны с наличием административных барьеров и многих посреднических структур, которые устанавливают свои цены и препятствуют перемещению сельскохозяйственного сырья и продуктов питания, что, в свою очередь, не может не оказывать негативного влияния на результаты деятельности участников агропродовольственного рынка.
Агропродовольственный рынок развивается стабильно в случае, если цена достаточно устойчива и связана с колебанием в доступных пределах. Данный вопрос может быть решен на основе различных подходов. Один из них - это административное сдерживание цен с фиксацией их на определенном уровне или же с установлением их колебания в определенных пределах. Жесткое государственное регулирование цен вводят в чрезвычайных условиях (периоды войн, стихийных бедствий и т.д.), и оно перерастает в административное регулирование и нормированное распределение продовольствия. Конечно же, этот подход мало имеет общего с рыночной экономикой, которая должна регулироваться механизмами рынка на основе влияния на цены, спрос, предложение, а также применения метода товарной интервенции государства.
Условия функционирования агропродо-вольственного рынка являются достаточно трудными, и многие обстоятельства снижают позиции участников рынка, оказывая тем самым влияние на свободу конкуренции среди них [3]. При наличии большого количества участников рынка как со стороны спроса, так и предложения позиция каждого в отдельности на рынке слаба, что обуславливает широкое распространение посредников во взаимодействии его участников. Кроме того, для современного агропродовольственного рынка характерно возникновение формирований, занимающих
господствующее положение, которые присущи в особенности пищевой и перерабатывающей промышленности и сфере торговли. Ими становятся и отдельные организации, монополии или олигополии (объединение нескольких организаций, способных осуществлять собственную политику). Монополизм перерабатывающих предприятий, связанный с концентрацией производства, объясняется также и следующими причинами: ненадлежащее реформирование собственности в приватизационный период, исключительность положения отдельных заготовительных и перерабатывающих предприятий на сырьевых аграрных рынках, неразвитость дорожной сети, отсутствие информационной инфраструктуры и т.д. Предприятия могут вести собственную политику обеспечения лидерства в таком важнейшем элементе рыночного механизма - цене.
Среди участников агропродовольствен-ного рынка Алтайского края выделяются монополисты регионального уровня. Как известно, в соответствии с положениями Федерального закона «О защите конкуренции» [4], к таким предприятиям относятся субъекты товарных рынков, занимающие доминирующее положение, при этом доля субъекта на рынке определенного товара превышает 50%. Причем данный список не постоянен. Изменения в нем обуславливаются следующими факторами: появление новых участников рынка, изменения емкости рынка по конкретной продукции, а также производственных показателей и показателей реализации предприятий-монополистов. Так, например, в Алтайском крае за 2012-2014 гг. из списка предприятий-монополистов - участников агропродоволь-ственного рынка были исключены ОАО «Рубцовский хладокомбинат», признаваемый монополистом на региональном рынке мороженого, ОАО «Восход» - колбасные изделия, ОАО «Барнаульский винзавод» - услуги по розливу вин, АООТ «Алмак» - макаронные изделия, ОАО «Мельница» - мука. При этом появились в качестве новых монополистов или расширили свою деятельность на другие товарные рынки следующие предприятия пищевой и перерабатывающей промышленности Алтайского края в отношении некоторых видов продукции: ОАО «Бийский комбинат хлебопродуктов» - мука, комбикорма; ОАО
Агропродовольственный рынок и его основные элементы функционирования
«Алейскзернопродукт» - комбикорма; ОАО «Мельник» - мука, комбикорма; ОАО «Барнаульский дрожзавод» - дрожжи пекарские.
Монополии могут создаваться и в форме монопсонии, иначе говоря, монополии покупателя. Зачастую это связано с тем, что сельскохозяйственная продукция большей частью является скоропортящейся и малотранспортабельной. Данное положение еще усугубляется высокими транспортными издержками и тарифами. Нахождение некоторых производителей вдали от крупных центров переработки и хранения аграрной продукции не позволяет обеспечить ее сбыт на более выгодных условиях. Поставить произведенную сельскохозяйственную продукцию практически можно только на местное перерабатывающее предприятие, которое является по существу монополистом. Такая форма больше всего характерна для закупочных фирм. Следовательно, на агропродо-вольственном рынке может иметь место структурное неравенство.
После того как продукция получена и возникает нужда в ее реализации, у товаропроизводителя появляются две основные проблемы: первая - нет информации о том, где, когда и по какой цене можно продать продукцию; вторая - слабо развита рыночная инфраструктура. Недостаточная информированность участников агропродовольственного рынка о конъюнктуре: контрагентах, вариации цен, каналах сбыта, формах кооперации и поставок - имеет следствием нерациональность хозяйственных связей, высокие трансакционные издержки, издержки обращения и пр. Одной из важнейших причин низкой конкурентоспособности предприятий АПК является несовершенство информационного обеспечения агропродоволь-ственных рынков и связанный с этим большой удельный вес трансакционных издержек в конечной цене продуктов. Так, учеными Омского государственного аграрного университета были проанализированы публикации районных и региональных периодических изданий Омской области и близлежащих регионов, содержание передач телевизионных и радиоканалов, в ре-
зультате чего практически не было обнаружено рубрик с рыночной информацией для сельских товаропроизводителей. Если сведения о ценах продуктов питания на рынках публикуются регулярно, то информации, которая помогала бы крестьянину-товаропроизводителю сделать выбор относительно более выгодной продажи зерна, животных, мяса, молока, картофеля, не оказалось [5]. А вариантов для реализации, например, скота множество: увезти в региональный или районный центр и реализовать мясокомбинату; забить животных и продать мясо столовой, ресторану, соседям. Можно также реализовать на городском или сельском рынке, продать скот перекупщику или для дальнейшего откорма. Таким образом, существует объективная проблема дефицита информации о ценах на различных рынках по каналам продаж.
Взаимодействие спроса, предложения, формирование цены и действие конкурентных сил на агропродовольственном рынке не являются сбалансированными и свободными. Стабильного функционирования агропродоволь-ственного рынка можно достичь с помощью: во-первых, балансировки изменений конъюнктуры и, во-вторых, устранения структурных недостатков аграрного производства [6]. Таким образом, агропродовольственный рынок - это многоуровневая, многоцелевая и многофункциональная система, в которой различные секторы производства и потребления, а также их хозяйствующие субъекты имеют свои особенности и достаточно противоречивые интересы. При этом рыночный механизм в его классическом понимании при наличии определенных негативно воздействующих факторов не способен направить их развитие к одной общей цели. Механизм функционирования агропродо-вольственного рынка нужно рассматривать как систему экономических рычагов рыночного саморегулирования и государственного регулирования для формирования сбалансированного спроса и предложения на товары с целью достижения эффективности всех участников агропродовольственного рынка.
Библиографический список
1. Полтарыхин, А.Л. Приграничный агропромышленный регион: предпосылки и перспективы экономической интеграции : монография / А.Л. Полтарыхин, И.Н. Сычева, П.В. Михайлушкин, Е.С. Пер-мякова. - Барнаул : Азбука, 2013. - 198 с.
2. Полтарыхин, А.Л. Оценка эффективности реализации и переработки сырья в рамках давальче-ской схемы взаимоотношений между партнерами / А.Л. Полтарыхин, П.В. Михайлушкин // Экономика устойчивого развития. - 2013. - №15. - С. 104-111.
3. Боговиз, А.В. Прикладные исследования стратегического развития отрасли агропромышленного комплекса / А.В. Боговиз, А.Ю. Тарасова // Экономика. Профессия. Бизнес. - 2015. - №2. - С. 86.
4. Полтарыхин, А.Л. Программы социально-экономического развития как фактор повышения конкурентоспособности региона (на примере Алтайского края) / А.Л. Полтарыхин, Т.Ю. Важенина // Вестник алтайской науки. - 2013. - №2-2. - С. 179-183.
5. Пузаков, А.В. Рынок мяса и мясопродуктов в России: состояние и перспективы развития / А.В. Пузаков // Экономика, статистика и информатика. Вестник УМО. - 2014. - №6-2. - С. 446-452.
6. Тарасова, А.Ю. Модель стратегического развития мараловодства как отрасли агропромышленного комплекса / А.Ю. Тарасова // Экономика. Профессия. Бизнес. - 2016. - №3. - С. 20.
References
1. Poltaryihin, A.L. Prigranichnyiy agropromyishlennyiy region: predposyilki i perspektivyi ekono-micheskoy integratsii : monografiya / A.L. Poltaryihin, I.N. Syicheva, P.V. Mihaylushkin, E.S. Permyako-va. - Barnaul : Azbuka, 2013. - 198 s.
2. Bogoviz, A.V. Prikladnyie issledovaniya strategicheskogo razvitiya otrasli agropromyishlennogo kompleksa / A.V. Bogoviz, A.Yu. Tarasova // Ekonomika. Professiya. Biznes. - 2015. - №2. - S. 86.
3. Poltaryihin, A.L. Otsenka effektivnosti realizatsii i pererabotki syirya v ramkah davalcheskoy shemyi vzaimootnosheniy mejdu partnerami / A.L. Poltaryihin, P.V. Mihaylushkin // Ekonomika ustoychivogo razvitiya. - 2013. - №15. - S. 104-111.
4. Poltaryihin, A.L. Programmyi sotsialno-ekonomicheskogo razvitiya kak faktor povyisheniya konkurentosposobnosti regiona (na primere Altayskogo kraya) / A.L. Poltaryihin, T.Yu. Vajenina // Vestnik altayskoy nauki. - 2013. - №2-2. - S. 179-183.
5. Puzakov, A.V. Ryinok myasa i myasoproduktov v Rossii: sostoyanie i perspektivyi razvitiya / A.V. Puzakov // Ekonomika, statistika i informatika. Vestnik UMO. - 2014. - №6-2. - S. 446-452.
6. Tarasova, A.Yu. Model strategicheskogo razvitiya maralovodstva kak otrasli agropromyishlennogo kompleksa / A.Yu. Tarasova // Ekonomika. Professiya. Biznes. - 2016. - №3. - S. 20.