МЕЖОТРАСЛЕВЫЕ И МЕЖРЕГИОНАЛЬНЫЕ ВЗАИМОДЕЙСТВИЯ ЕДИНОГО ПРОДОВОЛЬСТВЕННОГО РЫНКА
ПЕРМСКОГО КРАЯ
П.В. ЧЕРДАНЦЕВ (фото),
аспирант,
М.К. ВЛАСОВА (фото), соискатель,
И.А. ОВЧИННИКОВА,
аспирант, Пермская ГСХА, г. Пермь
Ключевые слова: государственное регулирование, агропродовольственный рынок, инфраструктура, субъекты рынка, иерархия управления, механизмы регулирования агропродовольственного рынка.
Продукция, созданная в аграрной сфере, пройдя все стадии: распределение, обмен, транспортировку, хранение и переработку, завершает свой кругооборот реализацией и потребляется как продукты питания.
Следовательно, агропродовольственный рынок неразрывно связан с производством и сбытом продовольственных товаров. При этом с точки зрения участия в товарообменных отношениях все участники агропродовольственного рынка абсолютно равноправны, никто из них не является основными и вспомогательными субъектами для рынка. Участники агропродоволь-ственного рынка имеют различное функциональное назначение: одни из них являются непосредственными производителями или потребителями определенных товаров (продуктов), а другие выступают всего лишь посредниками между ними, то есть покупают продукцию не для потребления, а для последующей продажи.
Следовательно, участники агропро-довольственного рынка подразделяются на продавцов и покупателей. И они всегда находятся под воздействием закона спроса и предложения.
Сказанное позволяет нам выделить следующие виды отношений между участниками агропродовольственного рын-
ка: направленные на формирование спроса, направленные на формирование предложения, направленные на удовлетворение спроса, направленные на удовлетворение предложения.
Исходя из вышесказанного, следует, что агропродовольственный рынок представляет собой систему отношений между сельскохозяйственными товаропроизводителями, предприятиями пищевой и перерабатывающей промышленности, субъектами рыночной и производительной инфраструктуры (транспортировки, заготовок, хранения продовольствия, тарного хозяйства, а также оптовой и розничной реализации) по поводу производства, обмена потребления сельскохозяйственной продукции, сырья и продовольствия, адаптации к условиям внешней и внутренней среды.
Агропродовольственный рынок может рассматриваться как совокупность взаимосвязанных, взаимообусловленных товарных рынков, в которой существует определенная иерархия, пронизанная материальными, информационными и финансовыми потоками. В его составе можно выделить рынок зерна и продуктов его переработки, рынок молока и продуктов его переработки, рынок мяса и продуктов его переработки и т.д. (табл. 1).
Экономика
Главенствующим в этой иерархии является рынок зерна, который обеспечивает сырьем другие сельскохозяйственные и перерабатывающие отрасли - так называемые отрасли технологических переделов.
Количество рыночных сделок и их параметры (цена, объем и т.д.) определяются эффективностью функционирования механизма агропродовольствен-ного рынка, под которым понимается система действий экономических расчетов для сбалансированности спроса и предложения на товары и услуги на микро- и макроуровнях. При этом увязка спроса и предложения на данном рынке осуществляется посредством системы цен и конкуренции.
Следовательно, спрос, предложение, цена, конкуренция - основные инструменты экономического механизма функционирования агропродоволь-ственного рынка. Однако функционирование агропродовольственного рынка существенно отличается от классического понимания рынка. Агропродоволь-ственный рынок является динамичным и нестабильным механизмом, так как он связан со сложными биоклиматически-ми условиями. Здесь предложение аграрной продукции является инерционным и его невозможно изменить до завершения производственного цикла, даже если спрос повышается или снижается.
По причине продолжительности и непрерывности биологического процесса в данной сфере сельскохозяйственному товаропроизводителю сложно быстро приспособить предложение к спросу на агропродовольственном рынке. Это связано со временем. Время от посева до уборки урожая исчисляется многими месяцами и даже годами.
Аграрное производство специфично и в том, что оно несколько сдерживает своевременное и адекватное регулирование объемов производства на конъюнктуру рынка. При этом объем производства здесь в отличие от отраслей промышленности не может расти стабильно высокими темпами.
Government control, the agro food market, infrastructure, subjects of the market, control hierarchy, mechanisms of regulation of the agro food market.
Таблица 1
Иерархичность товарных рынков в системе агропродовольственного рынка
Рынок зерна
Рынок товаров первого технологического передела
Пищевой спирт
Солод
Крахмал
Зерноотходы
Рынок това ров второго технологического передела
Скот Птица Водка Ликеро- водочные изделия Пиво Патока
Рынок товаров третьего технологического передела
Молоко
Мясо птицы
Яйца
Рынок товаров четвертого технологического передела
Мясные изделия
Молочная продукция
Следует отметить, что, конечно, имеются отдельные отрасли аграрного сектора, которые способны быстро реагировать на рыночные колебания. Так, птицеводство способно реагировать на рыночные изменения в течение года за счет осуществления нескольких оборотов капитала. Чтобы реагировать на рыночные перемены, производителям продукции свинины потребуется 3-5 лет, говядины - 7-10 лет. Еще больше времени потребуется работникам отрасли растениеводства, чтобы технически оснастить участников агропродоволь-ственного рынка.
Нестабильность баланса спроса и предложения агропродовольственного рынка усиливается и неравномерным, сезонным поступлением многих видов аграрной продукции. Аграрное производство как биологическая система находится в постоянной зависимости от окружающей среды, от ее главного компонента - погоды.
Глобальное изменение климата и снижение технологического уровня аграрного производства, что выражается в увеличении продолжительности вегетационного периода и колебании урожайности на большинстве территорий, существенно влияют на колебания спроса и предложения на агропродовольствен-ном рынке. Изменения спроса и предложения происходят также под влиянием изменений численности населения: и покупателей, и продавцов, их вкусов и предпочтительности на отдельные продукты, цен на конкурирующие продукты и ожиданий будущих цен.
Поэтому экономический механизм регулирования агропродовольственно-го рынка в условиях смешанной рыночной экономики кроме вышеуказанных элементов должен включать государственное регулирование и саморегулирование рынка, то есть систему организационно-экономических отношений, складывающихся между участниками агропродовольственного рынка.
Как показывают исследования, во всех развитых странах рыночной экономики агропродовольственный рынок дополняется инструментами государственного регулирования, соотношение которых зависит от природно-климатических условий, плотности населения, доли государственного сектора среди участников агропродовольственного рынка, исторических особенностей и традиций развития народов, населяющих территории. В зависимости от этих и многих других условий соотношение рыночного механизма и государственного регулирования составляет от 20:80 до 80:20. В связи с этим функционирование чисто рыночных отношений на аг-ропродовольственном рынке должно дополняться инструментами государственного регулирования.
Рынок и государство являются важнейшими общественными инструментами, дополняющими друг друга. Роль государства должна заключаться в пре-
дупреждении и исправлении ошибок аг-ропродовольственного рынка всем арсеналом доступных ему экономических институтов. Следовательно, усиление роли государственного регулирования должно рассматриваться не в качестве антипода или альтернативы рыночного механизма, а как его составная часть. При отсутствии вмешательства публичной власти, как отмечает известный ученый-аграрник И.Г. Ушачев, наш отечественный рынок все равно не останется свободным: место государственной власти займут монопольные, спекулятивные и криминальные группировки [5].
Понимая негативность последствий нерегулируемого аграрного рынка, разработчики Федерального закона "О развитии сельского хозяйства" (2006 год) определили регулирование рынка сельскохозяйственной продукции, сырья и продовольствия и развитие его инфраструктуры в качестве одного из основных направлений государственной аграрной политики на современном этапе.
Таким образом, государственное регулирование агропродовольственно-го рынка может трактоваться как функция государственного управления. Причем такая функция признается в административном праве приоритетной. Государственное регулирование осуществляется с двух сторон: с одной - как административное государственное регулирование, определяющее меры рационирования, контингентирования, лицензирования, квотирования и контроля над целыми доходами и т.д. Сюда же относятся издание нормативных актов, создание вспомогательных инструментов, а также разработка правил взаимодействия органов государственной власти и управления, государственных и негосударственных агентств в рамках делегированных полномочий.
С другой стороны, государственное регулирование призвано способствовать формированию экономических интересов хозяйствующих субъектов экономическими методами прямого и косвенного воздействия. Экономические методы прямого государственного регулирования включают систему форм безвозвратного финансирования (субвенции, дотации, пособия, доплаты из бюджета и внебюджетных фондов). Сюда же относятся льготные кредиты и налоговые льготы. Косвенное государственное регулирование включает рычаги кредитно-денежной, налоговой, амортизационной, валютной, внешнеэкономической и другой политики. В целом направления государственного регулирования агропродовольственного рынка должны быть ориентированы на корректировку рыночного механизма в соответствии с экономическими и социальными приоритетами.
При этом основным направлением государственного регулирования должно являться формирование экономичес-
Экономика
ких интересов его участников, через которые государство может повлиять на поведение участников агропродо-вольственного рынка, предупреждать возможное возникновение кризисных явлений на агропродовольственном рынке и тем самым минимизировать их негативные последствия, координировать все виды экономической деятельности участников агропродовольствен-ного рынка и создавать необходимые условия для их эффективного развития.
Появление агропродовольственного рынка, соответствующий уровень материально-технического обеспечения аграрного производства в инновационной среде, увеличение производства аграрной продукции в хозяйствах населения, где возникают проблемы сбыта продукции и снабжения ресурсами, объективно вызывают потребность в создании и развитии системы сельскохозяйственных потребительских кооперативов, осуществляющих перерабатывающие, снабженческо-сбытовые и обслуживающие функции.
К основным причинам, вызывающим необходимость кооперации производителей аграрной продукции, можно отнести высокую фондо- и материалоемкость производства, требующую больших инвестиций; ограниченность собственных денежных средств, необходимых для эффективного функционирования хозяйства; возможность расширения за счет кооперации размеров производства и повышения его эффективности; сезонность в использовании производственных ресурсов и получении агропродукции и неразвитость рыночной инфраструктуры.
Свободный рынок оказывает огромное влияние на межотраслевые связи с АПК, их виды, направленность и интенсивность. Такое влияние проявляется двояко: одни связи сократились, другие, наоборот, быстро развиваются. Так, произошло сокращение экономических связей перерабатывающей промышленности с торговлей, которые раньше осуществлялись в виде так называемых фондовых поставок. Одновременно получили развитие экономические связи сельского хозяйства с торговлей, которых ранее не существовало.
В настоящее время они часто осуществляются минуя перерабатывающую промышленность, которая своим монополизмом стимулировала создание собственной перерабатывающей базы в сельском хозяйстве. Происходит, так называемое, явление саморегулирования.
В системе государственного регулирования и саморегулирования целесообразно предусмотреть наличие таких эффективных блоков, как взаимодействие государственных органов управления с объектами рынка сельскохозяйственной продукции и материально-технических ресурсов через экономические рычаги; взаимосвязи производителей сельскохозяйственной продукции с пе-
Экономика
Рисунок 1. Система государственного регулирования и саморегулирования рынка агропродукции и материально-технических ресурсов
Рисунок 2. Схема товародвижения на агропродовольственном рынке
Пермского края
рерабатывающими предприятиями, сферами хранения и переработки; государственное регулирование с учетом спроса на продукты питания, инвестиции и материально-технические ресурсы; формирование инвестиций и материально-технических ресурсов (рис. 1).
Процесс саморегулирования обусловлен действием закона стоимости, законов денежного обращения и воспроизводства и предполагает выбор каналов производства и реализации продукции, формирование цен на аграрную продукцию с учетом спроса и предложения. Этому процессу способствовали разгосударствление и привати-
зация собственности. В связи с этим применяются и принципы работы участников агропродовольственного рынка. В новых условиях хозяйствования они самостоятельно выбирают себе поставщиков сырья и потребителей производимой продукции.
В современных условиях в АПК Пермского края используются следующие формы реализации аграрной продукции на агропродовольственном рынке:
- реализация продукции после первичной переработки на рынках городов и поселков через собственную розничную торговую сеть;
- реализация продукции заготови-
тельным организациям, посредникам;
- оптовая продажа переработанного сельскохозяйственного сырья перерабатывающим предприятиям;
- реализация аграрной продукции крупным перерабатывающим предприятиям после первичной переработки непосредственно в хозяйствах (например, для молока: фильтрация, охлаждение, сепарация).
Продуктивные цепочки, имеющие место на агропродовольственном рынке Пермского края, представлены на рисунке 2.
Оценка абсолютных объемов и доли продукции, проходящей по каждой из связей в представленной цепочке, определяет структуру агропродоволь-ственного маркетинга как связующего звена между производителями аграрной продукции, сырья и продовольствия и потребителями.
Исследования показывают, что в настоящее время во многих субъектах РФ получили распространение вышеназванные формы интеграционных взаимодействий производителей и переработчиков аграрной продукции. Основными составляющими механизма их функционирования являются:
- сельхозтоваропроизводитель, который лишается права юридического лица; а производственные ресурсы переходят на баланс организации, определяемой перерабатывающим предприятием;
- новое формирование, образованное путем купли-продажи средств сельхозпредприятий, с правом юридического лица или без предоставления права юридического лица как структурнаяединица;
- новое сельскохозяйственное формирование (общество), созданное на базе перерабатывающих и сельскохозяйственных предприятий с закреплением преобладающей доли участия в уставном капитале за перерабатывающим предприятием;
- акции, доли, числящиеся в уставном капитале сельскохозяйственных организаций и перерабатывающих предприятий.
С точки зрения предпочтения в качестве альтернативного варианта к существующему механизму агропродо-вольственного рынка можно предложить такую форму организационно-экономических отношений, как ассоциация, которая может явиться перспективной формой взаимодействия рынка и сельскохозяйственных производителей.
Литература
1. Амосов А. Агропродовольственные рынки России и Украины: общие проблемы развития // Междунар. сельскохозяйственный журнал. 2006. № 5. С. 3-9.
2. Болотова Ю. В. Правовое регулирование закупок сельскохозяйственной продукции для государственных нужд // Вестник кадровой политики, аграрного образования и инноваций. 2002. № 7. С. 8-11.
3. Борхунов Н., Зарук Н. Инвестиционная активность в аграрной экономике и вступление в ВТО // Экономика сельского хозяйства России. 2004. № 7.
4. Милосердов В. В. Сценарии экономического роста в России // Экономика сельскохозяйственных и перерабатывающих предприятий. 2006. № 5.
5. Ушачев И. Г. Развитие агропродовольственного сектора: основные направления и проблемы // Экономика сельскохозяйственных и перерабатывающих предприятий. 2006. № 6. С. 6-11.