Научная статья на тему 'Проблемы и основные тренды формирования современной экономической агропродовольственной политики России'

Проблемы и основные тренды формирования современной экономической агропродовольственной политики России Текст научной статьи по специальности «Экономика и бизнес»

CC BY
101
20
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
ИМПОРТОЗАМЕЩЕНИЕ / IMPORT SUBSTITUTION / ЭКОНОМИЧЕСКАЯ АГРОПРОДОВОЛЬСТВЕННАЯ ПОЛИТИКА / ECONOMIC AGRICULTURAL AND FOOD POLICIES / ПРИОРИТЕТНЫЕ НАПРАВЛЕНИЯ / PRIORITIES / СЕЛЬСКОХОЗЯЙСТВЕННОЕ ПРОИЗВОДСТВО / AGRICULTURAL PRODUCTION / ИННОВАЦИИ / INNOVATION / СТАБИЛЬНОСТЬ / STABILITY / ПРОДОВОЛЬСТВЕННАЯ БЕЗОПАСНОСТЬ / FOOD SECURITY / ЭКСПОРТ / EXPORT / ИМПОРТ / IMPORT / ВНЕШНЕЭКОНОМИЧЕСКАЯ ДЕЯТЕЛЬНОСТЬ / FOREIGN TRADE ACTIVITIES

Аннотация научной статьи по экономике и бизнесу, автор научной работы — Имяреков С. М., Четайкина Ю. В., Фошина К. А.

СТАТЬЯ ПОСВЯЩЕНА РЕКОМЕНДАЦИЯМ В СФЕРЕ ЭКОНОМИЧЕСКОЙ АГРОПРОДОВОЛЬСТВЕННОЙ ПОЛИТИКИ, ОБЕСПЕЧЕНИЮ НАСЕЛЕНИЯ ПРОДОВОЛЬСТВИЕМ ПО ПРИЕМЛЕМЫМ ЦЕНАМ, НОРМАТИВНЫМ И ПРАВОВЫМ УСЛОВИЯМ ЭФФЕКТИВНОГО ВЕДЕНИЯ АПК, ПОВЫШЕНИЮ УРОВНЯ ДОХОДОВ СЕЛЬСКОГО НАСЕЛЕНИЯ, ФОРМИРОВАНИЮ РАЗВИТОГО АГРОПРОДОВОЛЬСТВЕННОГО РЫНКА И ЕГО ПРОДУКТОВЫХ СЕГМЕНТОВ, ВОСПРОИЗВОДСТВУ ПРИРОДНЫХ РЕСУРСОВ В РОССИИ.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

PROBLEMS AND MAIN TRENDS OF FORMATION OF MODERN ECONOMIC AGROFOOD POLICY OF RUSSIA

THE ARTICLE IS DEVOTED TO THE RECOMMENDATIONS IN THE FIELD OF AGRIECONOMIC POLICY, PROVIDING THE POPULATION WITH FOOD AT AFFORDABLE PRICES, THE REGULATORY AND LEGAL ENVIRONMENT OF THE EFFICIENT CONDUCT OF AGRICULTURE, RAISING RURAL INCOMES, SHAPING THE DEVELOPMENT OF THE AGRI-FOOD MARKET AND ITS PRODUCT SEGMENTS, RESTORATION OF NATURAL RESOURCES IN RUSSIA.

Текст научной работы на тему «Проблемы и основные тренды формирования современной экономической агропродовольственной политики России»

УДК: 338.43(470+571) ББК: У32

Имяреков С.М., Четайкина Ю.В., Фошина К.А.

ПРОБЛЕМЫ И ОСНОВНЫЕ ТРЕНДЫ ФОРМИРОВАНИЯ СОВРЕМЕННОЙ ЭКОНОМИЧЕСКОЙ АГРОПРОДОВОЛЬСТВЕННОЙ ПОЛИТИКИ РОССИИ

Imyarekov S.M., Chetaykina Y.V., Foshina K.A.

ISSUES AND TRENDS OF FORMATION OF MODERN RUSSIAN ECONOMIC

AGRICULTURAL POLICY

Ключевые слова: импортозамещение, экономическая агропродовольственная политика, приоритетные направления, сельскохозяйственное производство, инновации, стабильность, продовольственная безопасность, экспорт, импорт, внешнеэкономическая деятельность.

Keywords: import substitution, economic agricultural and food policies, priorities, agricultural production, innovation, stability, food security, export, import, foreign trade activities.

Аннотация: статья посвящена рекомендациям в сфере экономической агропродоволь-ственной политики, обеспечению населения продовольствием по приемлемым ценам, нормативным и правовым условиям эффективного ведения АПК, повышению уровня доходов сельского населения, формированию развитого агропродовольственного рынка и его продуктовых сегментов, воспроизводству природных ресурсов в России.

Abstract: the article is devoted to the recommendations in the field of agri- economic policy, providing the population with food at affordable prices, the regulatory and legal environment of the efficient conduct of agriculture, raising rural incomes , shaping the development of the agri-food market and its product segments, restoration of natural resources in Russia.

Возрождение сельского хозяйства России началось с 2006 г., с момента реализации национального проекта «Развитие агропромышленного комплекса», который включал 3 направления:

ускоренное развитие животноводства;

стимулирование развития малых форм хозяйствования в агропромышленном комплексе;

обеспечение доступным жильем молодых специалистов (или их семей) на селе. На эти цели было израсходовано 45,3 млрд руб.

Основные мероприятия включали:

а) расширение доступности дешевых долгосрочных (до 8 лет) кредитных ресурсов на строительство и модернизацию животноводческих комплексов (ферм);

б) увеличение поставок по системе федерального лизинга племенного скота и техники, а также оборудования для животноводства;

в) модернизация и развитие инфраструктурной сети заготовленных, снабжен-

ческо-сбытовых сельскохозяйственных потребительских кооперативов;

г) предоставление субсидий бюджетам субъектов РФ на финансирование мероприятий по обеспечению доступным жильем молодых специалистов на селе; и др.

В результате реализации проекта выполнили все 20 контрольных показателей, а рентабельность сельскохозяйственных

предприятий выросла с 58 до 83%. Было создано 4 тыс. сельскохозяйственных потребительских кооперативов, а 32 тыс. молодых специалистов получили новое жильё на селе. В 2 раза увеличилась поставка техники, на 15% вырос объём товарной продукции, построили 2 тыс. животноводческих комплексов, что позволило выйти на 60% уровень производства РСФСР в 1991 г. Однако в 2000-х гг. технологиями кормления и селекцией в животноводстве у нас никто не занимался.

В 2007 г. в России был собран рекордный урожай зерновых - 85,5 млн т., что позволило экспортировать 12,5 млн т. В 2008 г.

намолотили 105 млн т. зерна, в 2009 г. - 93 млн т. (из них 56 млн т. пшеницы), а в 2011 г. - 90 млн т. Однако при этом в стране, с небогатым населением, был дорогой хлеб. К тому же, на российских прилавках имелось только 47% отечественных продуктов. По мясу, молоку и овощам насыщенность рынка была в среднем меньше на 25%, а по рыбе - на 40%. Мы завозили 18% молока и 36% свинины. В плачевном состоянии находилось 10 конезаводов и 30 звероферм, из 400 существовавших в былые времена. И как результат, мы занимали 3 место в мире на пушном рынке.

Проблемой являются значительные потери урожая в ходе уборки и хранения, дороговизна удобрений, солярки. Так, к примеру, в 2011 г. в Курганской области 1 т. солярки стоила как 9 т. продовольственной пшеницы, а дотация государства на неё составляла всего 10%. Сельскохозяйственные удобрения производили только 2 завода, продукция которых в основном шла на экспорт, а выпуск удобрений дотировался государством. Вот и получается, что российское правительство дотировало не своего крестьянина, а зарубежного производителя.

Остро стояла проблема квалифицированных кадров в этой отрасли АПК, подготовку которых осуществляли 59 аграрных вузов и свыше 300 техникумов. Однако молодые специалисты не ехали на работу в хозяйства, где средняя зарплата составляла 2 - 4 тыс. руб. в месяц. К тому же была снята бронь на молодёжь призывного возраста, которая занята в сельском хозяйстве.

Другим вызовом является качество отечественной сельхозтехники, так как она в 3 - 4 раза менее эффективна, чем западные образцы, а модернизация предприятий, производящих сельхозтехнику, идёт медленно. К тому же в начале 2011 г. в сельском хозяйстве было 70 - 80% устаревших машин, в то время как в ОАО «Росагроли-зинг» стояли 5 тыс. новых образцов, не доступных фермерам по цене. В марте 2011 г. В.В. Путин распорядился отдать им эту технику по цене в 2 раза дешевле. В целом доля «Росагролизинга» в поставках техники селу составляла 25%. Не способствовала развитию АПК и структура распределения земли, а также преференциальное отношение госу-

дарства к различным формам хозяйств.

29 декабря 2006 г., президент В.В. Путин подписал Закон «О развитии сельского хозяйства», в котором предусматривалась его кредитная поддержка. На селе стал работать РоссельхозБанк, который в 2006 г. выдал 150 тыс. кредитов, а в начале 2008 г. - уже 300 тыс. Но не везде их брали охотно. К примеру, на Северном Кавказе и в Волгоградской области, так как высокой была банковская учётная ставка. Но в ряде регионов местные власти убедили сельское население брать кредиты. К примеру, в Мордовии оформили 6 тыс. кредитов на ЛПХ. На этот регион пришёлся 300 тыс. кредит. В целом для Мордовии проект имел огромное значение, так как сельскохозяйственная отрасль республики давала 18% ВРП, в сельской местности проживало 42% населения.

В целом российскому сельскохозяйственному производству необходима мощная государственная поддержка, поэтому параметры национального проекта были продолжены в государственной программе развития сельского хозяйства до 2020 г. С 1 января 2012 г. действует федеральная государственная программа «Молодой фермер», в соответствии с которой ежегодно будет выдаваться 1 тыс. грантов, по 1 750 тыс. руб. каждый, на поддержку молодых предпринимателей. В целом в 2012 г. государственная поддержка сельского хозяйства составит 170 млрд руб. и 150 млрд руб. выделят по кредитам.

Сегодня агропродовольственная политика представляет собой упорядоченную деятельность государства и санкционированных им общественно-правовых институтов по формированию экономических, социальных, правовых условий обеспечения продовольствием населения страны. Эта политика должна учитывать интересы социальных групп общества, а специфика её формирования заключается в разработке комплекса научно-обоснованных тактических и долгосрочных стратегических мер, гарантирующих создание необходимых условий для эффективного функционирования агропромышленного комплекса страны, его отраслей и товаропроизводителей в целях стабильного продовольственного обеспечения населения - физической и экономиче-

ской доступности для потребителей продуктов питания.

Мы полагаем, что общая целевая направленность экономической агропродо-вольственной политики в перспективе должна определяться следующим образом:

а) обеспечение населения качественным продовольствием по экономически оправданным ценам на основе создания организационных, экономических, нормативных и правовых условий для эффективного ведения агропромышленного производства, социального возрождения села, повышения уровня доходов сельского населения и улучшения качества жизни в сельской местности;

б) формирование развитого агропро-довольственного рынка в целом и его продуктовых сегментов для обеспечения надежного продовольственного снабжения населения;

в) сохранение окружающей среды, восстановление и поддержание в ней экологического равновесия, воспроизводства природных ресурсов агропромышленного производства.

Аграрная продовольственная политика, являясь важнейшей составной частью государственной социально-экономической политики, должна формироваться и реали-зовываться не спонтанно. Её становление должно базироваться на научно обоснован-

ной, скоординированной, долговременной государственной стратегии развития агропромышленной сферы в целом, включая экономику и агропродовольственный комплекс. Кроме того, агропромышленность должна формироваться на законодательной основе, на базе принципиального положения о многофункциональности его исходной отрасли - сельского хозяйства, его значимой роли и важном месте в экономике страны, с учётом его связей с другими отраслями. Всё многообразие связей аграрной и агропродовольственной политики представлено на рисунке 1.

В указе Президента РФ от 12.05.2009 г. № 537 «Стратегия национальной безопасности Российской Федерации до 2020 г.» одним из главных направлений работы Правительства РФ в среднесрочной перспективе названа продовольственная безопасность -результат действия многих факторов, в числе которых: а) развитие биотехнологий и импортозамещения по основным пищевым продуктам; б) предотвращение истощения земельных ресурсов, сокращения сельскохозяйственных земель и пахотных угодий, захвата национального зернового рынка иностранными компаниями, распространения пищевой продукции, полученной из генно-модифицированных растений.

Рисунок 1 - Основные составляющие аграрной и агропродовольственной политики

Обеспечение продовольственной безопасности становится доминантой современной государственной агропродоволь-ственной политики и её соответствующего

обеспечения на период до 2020 г. Приоритетные направления финансирования основных составляющих данной политики отражены на рисунке 2.

Рисунок 2 - Приоритетные направления финансирования в 2020 г.

Исходя из анализа современного состояния отечественного АПК, уровня макроэкономического развития и жизни населения, особенностей географического положения, наличия экологических проблем, а также места России в системе международного разделения труда в условиях глобализации, концепция агропродовольственной политики в долгосрочной перспективе должна ориентироваться на решение трех важнейших задач: а) обеспечение продовольственной безопасности; б) устойчивое развитие сельских территорий; в) укрепление позиций РФ на мировом агропродо-вольственном рынке.

Для решения этих задач необходимо увеличивать объемы производства и переработки продукции сельского хозяйства, развивать рынки сельскохозяйственной продукции, сырья и продовольствия, обеспечивать население страны пищевыми продуктами, а пищевую и перерабатывающую промышленность - качественным сельскохозяйственным сырьем, наращивать и стабилизировать их экспорт. В связи с этим в программном документе «Основные направления агропродо-вольсгвенной политики правительства Российской Федерации на 2001-2010 годы» были определены следующие стратегические задачи государства, отражающие специфику формирования АПК:

1. Экономические - формирование эффективного, конкурентоспособного агропромышленного производства, обеспечивающего продовольственную безопасность страны, а также интеграцию в мировое сельскохозяйственное производство и рын-

ки продовольствия;

2. Социальные - повышение качества жизни сельского населения, развитие социальной инфраструктуры села;

3. Экологические - производство экологически чистых продуктов питания, сохранение природных ресурсов аграрного производства на основе повышения его технологического уровня, ресурсосберегающих и экологически чистых технологий.

Решение этих задач возможно при условии соблюдения таких принципов, как: прозрачность агропродовольственной политики; равная доступность к ресурсам, в том числе к информационным, всех сельскохозяйственных товаропроизводителей и адресность государственной поддержки, включая кооперацию в АПК; гарантированность исполнения обязательств государства перед участниками агропродовольственного производства; активность государственного регулирования агропродовольственного рынка.

Для достижения этих целей в настоящее время созданы и в перспективе будут развиваться следующие направления: реестр бюджетополучателей (около 500 тыс. организаций); реестр инвестиционных проектов (мясо, молоко); определены критерии оценки эффективности действующей системы государственной поддержки; усилены меры ответственности регионов за выполнение показателей госпрограммы на основе «паспортов регионов»; разработаны прогнозные балансы продовольствия на федеральном и региональном уровнях; создан реестр подведомственных учреждений в целях контроля их эффективности.

Цели и требования принципов агропродовольственной политики реализуются через механизмы государственного управления, учитывающие специфику функционирования агропродовольственного комплекса и размещение сельского хозяйства в регионах России: тарифное и нетарифное регулирование импорта/экспорта сельскохозяйственной продукции, сырья и продовольствия, стимулирование развития институтов и инфраструктуры агропродовольственного рынка и его отдельных продуктовых сегментов, антимонопольное регулирование, информационное обеспечение и консультационное обслуживание хозяйствующих субъектов, стимулирование инновационной деятельности в агропромышленном комплексе, бюджетную поддержку товаропроизводителей, субъектов агропродо-вольственного рынка. Анализ ситуации свидетельствует о разделении мер государственной поддержки по уровням управления экономикой.

С целью оценки государственной поддержки каждого вида продукции сравниваются цены рынка с ценами, наиболее точно отражающими альтернативные издержки товаропроизводителей. Для одних видов продукции, которые обращаются на мировых рынках, показателем альтернативных издержек выступают мировые цены. Для других видов продукции, которые не выходят на мировые рынки, оценкой альтернативных издержек являются их цены на теневых рынках внутри страны. Уровень государственного вмешательства находит отражение в разнице между альтернативными издержками и фактическими ценами реализации продукции.

Государственное регулирование агро-продовольственного рынка выражается не только в поддержке товаропроизводителей и субсидировании, но и в их налогообложении. В первом случае разница между внутренней и справочной ценами будет иметь положительное значение, а во втором - отрицательное.

В России экономическая агропродоволь-ственная политика формируется и реализуется федеральными и региональными органами управления. Федеральный центр, обладая политической инициативой при разработке целей и приоритетов государственной агропродовольственной политики, обеспечивает единство рыночного пространства и законодательных

условий функционирования экономики в регионах и отраслях агропромышленного комплекса. Социально-экономические интересы регионов, в том числе и в формировании трудового потенциала Приволжского федерального округа, учитываются на стадии разработки федеральных и региональных целевых программ, их ресурсного обеспечения: регионы, обладая экономической самостоятельностью, способны сами успешно решать специфические проблемы собственных территорий.

Для эффективной реализации агро-продовольственной политики, деятельность соответствующих федеральных органов необходимо сконцентрировать на приоритетных направлениях, а именно на:

а) поддержании стабильности и повышении уровня продовольственного обеспечения;

б) рациональном распределении функций между федеральными и региональными органами управления;

в) обеспечении наполняемости внутреннего агропродовольственного рынка и его продуктовых сегментов;

г) проблеме эффективности структурной и внешнеэкономической политики;

д) реализации единой земельной, технологической и финансовой политики;

е) вопросах проведения эффективной кадровой политики;

ж) создании оперативного и объективного информационного обеспечения;

з) осуществлении государственных контрольных функций - ценового мониторинга промышленной и сельскохозяйственной продукции;

и) регулировании межотраслевых экономических отношений;

к) разработке и реализации стандартов социального обеспечения сельского населения.

Предлагаем рассмотреть схему процесса разработки стратегии развития аграрного сектора экономики отдельного региона, представленную на рисунке 3.

Рисунок 3 - Схема процесса разработки стратегии развития агропродовольственного сектора экономики в Республике Мордовия

Как видно, для обеспечения продовольственной безопасности страны необходимы определенность и предсказуемость размеров бюджетной поддержки сельского хозяйства, обоснование объемов поступления импортной и отечественной продукции на агропродовольственный рынок и наличие социальных стандартов. Для решения этих задач нам предстоит сформировать новую систему индикативного планирования и прогнозирования, что позволит обеспечить оперативность разработки и доступность продуктовых балансов на федеральном и региональном уровнях.

Производство и потребление сельскохозяйственной продукции, сырья и продовольствия представляет собой сложную систему, состояние и развитие которой зависят от воздействия комплекса факторов внешнего и внутреннего характера. В силу ряда причин в настоящее время она еще не полностью выполняет свою функцию по обеспечению населения страны достаточным и полноценным питанием за счет мобилизации потенциала отечественного агропромышленного производства. Достижение ее выполнения непосредственно связано с реализацией агропродовольственной политики государства, поскольку продовольственное обеспечение, во многом определяющее физические и духовное здоровье населения страны, относится к одной из наиболее приоритетных и важных социально-экономических проблем, связанных с производством, распределением, обменом и потреблением пищевых продуктов. Эффективность осуществления агропродо-вольственной политики во многом зависит от уровня развития агропродовольственного рынка.

Государственное влияние на рынок является отражением федеральной и региональной агропродовольственной политики, достижения ее конкретных целей на основе использования в управлении программно-целевого метода, применение которого при разработке и реализации агропродовольст-венной политики выражается в выборе приоритетов, направленных на поддержку потребителей или производителей сельскохозяйственной продукции, сырья и продовольствия. Это формирует в свою очередь два типа политики поддержки.

Первый тип ориентирован на снижение цен на сельскохозяйственную продукцию с одновременным увеличением ее предложения на национальном агропродо-вольственном рынке. Реализация продукции происходит на основе целевых продовольственных субсидий низкодоходным группам населения.

Второй тип политики - поддержка производителей. Для современных условий российской экономики в силу разных обстоятельств целесообразны и первый, и второй типы господдержки. В качестве приоритетов агропродовольственной политики объективно можно определить, во-первых, осуществление мер по обеспечению доходности товаропроизводителей путем оказания им государственной поддержки, создания условий снижения издержек и, как следствие, улучшения их инвестиционных возможностей; во-вторых, государственную поддержку и содействие развитию инфраструктуры агропродовольственного рынка и разумный протекционизм отечественной продукции.

Совершенствование экономической агропродовольственной политики связано также с улучшением внешнеэкономической деятельности в агропродовольственном секторе, поскольку в современных условиях глобализации она является важным фактором устойчивого развития государства, ее эффективность в значительной степени определяет состояние продовольственной безопасности.

Политику импорта и экспорта агропромышленной продукции необходимо координировать в увязке с основными направлениями внутренней агропродовольствен-ной политики, в большей степени координировать деятельность соответствующих заинтересованных федеральных министерств и ведомств, четко разграничить полномочия федеральных, региональных и местных органов в сфере регулирования внешнеэкономической деятельности в агро-продовольственном секторе. С учетом этого необходимо разработать долгосрочный прогноз направлений внешнеэкономической деятельности страны в агропродовольст-венном секторе с учетом вариантов перспективного развития мирового агропродовольственного рынка.

Экспорт агропродовольственной продукции следует постепенно обогащать за счет растительного масла, мяса птицы и свиней, сухого молока, а при условии плантационного разведения и лесных ягод. При этом необходимо законодательно установить, что большая часть доходов от экспорта поступает сельскохозяйственным товаропроизводителям. В интересах отечественных сельскохозяйственных товаропроизводителей целесообразно ввести пошлины на экспорт минеральных удобрений, уровень которых стимулирует производителей инвестировать средства в развитие отрасли и реализовать продукцию в России. Вместе с тем важным направлением внешнеэкономической деятельности в агропромышленной сфере является активизация связей в СНГ и ЕАЭС.

Итак, формирование экономической агропродовольственной политики в России осуществляется под воздействием политической воли, макроэкономических факторов, конкуренции в условиях ВТО и АЕЭС, возможности импортозамещения, а также специфических особенностей регионов России.

БИБЛИОГРАФИЧЕСКИЙ СПИСОК

1. Имяреков, С.М. Мордовия: модернизация 2000-х гг.: монография / С.М. Имяреков; Саран. кооп. ин-т РУК; Лит.фонд России. - Саранск: Красный Октябрь, 2014. - С. 175-179.

2. Имяреков, С.М. Итоги национального проекта «Развитие агропромышленного комплекса» и его перспективы / С.М. Имяреков // Инновации в образовательной среде: мат-лы Междунар.науч.-практ.конф. (Саранск, 8-9 апр. 2015 г.). - Саранск: ЮрЭксПрактик, 2015. -С. 293.

3. Имяреков, С.М. Заготовительная деятельность потребительской кооперации Республики Мордовия: проблемы и перспективы развития: монография / С.М. Имяреков. - Саранск: Мордов. кн. изд-во, 2006.

4. Имяреков, С.М. Теория и практика развития сельскохозяйственной кооперации в России: монография / С.М. Имяреков. - М.: Академический Проект, 2005;

5. Старченко, В.М. Регулирование земельных и имущественных отношений в сельскохозяйственных производственных кооперативах: монография / В.М. Старченко, С.М. Имяреков, А.Г. Сулейманова. М.: Восход-А, 2007;

6. Имяреков, С.М. О преимуществах кооперативных форм хозяйствования в аграрном секторе экономики / С.М. Имяреков // Известия высших учебных заведений. Поволжский регион. Общественные науки. - 2006. - № 2(23). - С. 118-124;

7. Имяреков, С.М. Земельные отношения в сельскохозяйственных производственных кооперативах / С.М. Имяреков // Аграрная наука. Научно-теоретический и производственный журнал. -2007. - № 6. - С. 12-15;

8. Имяреков, С.М. Правовые отношения в сельскохозяйственных производственных кооперативах / С.М. Имяреков, А.А. Пиксайкина, Е.А. Юденков // Аграрная наука. Научно-теоретический и производственный журнал. - 2008. - № 8. - С. 2-5;

9. Имяреков, С.М. Управление финансовыми ресурсами в сельскохозяйственных кооперативных организациях / С.М. Имяреков // Финансы и бизнес. Научно-практический журнал. -

2007. - № 3. - С. 94-100;

10. Имяреков, С.М. Ретроспективный анализ развития сельскохозяйственной кооперации / С.М. Имяреков // Вестник Саратовского государственного социально-экономического университета. Научный журнал. - 2008. - № 5 (24). - С. 43-47;

11. Имяреков, С.М. Оптимизация заготовительной деятельности потребительской кооперации [Текст] / С.М. Имяреков // Научные ведомости Белгородского государственного университета. Серия: История. Политология. Экономика. Научный рецензируемый журнал. -

2008. - № 5 (45). Выпуск 7. - С. 207-214;

12. Имяреков, С.М. Потребительская кооперация в решении социальных и экономических проблем села / С.М. Имяреков // Известия Оренбургского государственного аграрного университета. Теоретический и научно-практический журнал. - 2009. - №3 (23). - С. 164-169;

13. Имяреков, С.М. Значение закупок сельхозпродукции в выполнении социальной миссии потребительской кооперации / С.М. Имяреков // Экономика, труд, управление в сельском хозяйстве. Научно-практический журнал. - 2010. - № 4 (5). - С. 52-56.

14. Имяреков, С.М. Внешняя и внутренняя политика России в начале XXI века: учебное пособие для вузов / С.М. Имяреков, О.Б. Кевбрина, В.С. Имяреков. - М.: Академический Проект; Альма Матер, 2012. - С. 74.

15. Имяреков, С.М. Проблемы реализации национального приоритетного проекта «Развитие агропромышленного комплекса» и государственных сельскохозяйственных программ в Республике Мордовия / С.М. Имяреков, С.В. Келейникова // Вестник НИИ гуманитарных наук при Правительстве Республики Мордовия. Научный журнал. - Саранск, 2015. № 1(33). - С. 106, 112.

16. Имяреков, С.М. Значение закупок сельхозпродукции в выполнении социальной миссии потребительской кооперации / С.М. Имяреков // Экономика, труд, управление в сель-

Вестник Волжского университета имени В.Н. Татищева № 3 (34) 2015

ском хозяйстве. - 2010. - № 4 (5), декабрь. - С. 52-55.

17. Миндрин, А.С. Методические подходы к формированию региональных товарных потоков / А.С. Миндрин // Экономика, труд, управление в сельском хозяйстве. - 2011. - № 1 (6), март. - С. 7.

18. Семёнова, Н.Н. Господдержка сельского хозяйства как фактор обеспечения продовольственной безопасности / Н.Н. Семёнова, Л.В. Тябляшкина // Экономика, труд, управление в сельском хозяйстве. - 2012. - № 3 (12), сентябрь. - С. 23-24.

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.

19. Старченко, В.М. Концептуальные основы формирования кооперативной системы в АПК / В.М. Старченко, О.Н. Кондрашова // Экономика, труд, управление в сельском хозяйстве. - 2012. - № 2 (11), июнь. - С. 38.

20. Миндрин, А.С. Методология размещения сельского хозяйства в регионе / А.С. Миндрин, Н.Р. Орехов // Экономика, труд, управление в сельском хозяйстве. - 2013. -№ 1 (14), март. - С. 12.

21. Кевбрина, О.Б. Кооперативное образование Республики Мордовия: история и современность: монография / О.Б. Кевбрина. - Саранск: Морд. кн. изд-во, 2006. - С. 165-177.

22. Карякина, Л.А. Выявление экономических интересов агентов рынка в развитии агропромышленного кластера Мордовии / Л.А. Карякина // Экономика и предпринимательство. - 2014. - № 12 (ч. 3) (53-3). - С. 259-260.

23. Имяреков, С.М. Внешняя экономическая политика России на современном этапе мирового развития / С.М. Имяреков // Кооперативная наука и образование в инновационных исследованиях: мат-лы Междунар. науч. конф. профессорско-преподавательского состава, сотрудников и аспирантов Российского университета кооперации, кооперативных вузов стран СНГ по итогам научно-исследовательской работы в 2013 г. (Москва, 6 фев. 2014 г.). - М.; Ярославль: Канцлер, 2014. - С.116-117.

24. Имяреков, С.М. Современная внешнеэкономическая политика России / С.М. Имяреков, Л.М. Лохтина // Современные проблемы науки и образования. - 2015. - № 1; URL: http://www.science-education.ru/121-18813 (дата обращения: 29.04.2015).

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.