предприятиями и перерабатывающей отраслью. Необходимо создать систему закупок продукции ЛПХ населения, адекватную рыночной экономике, сократив до минимума число посредников.
Среди множества факторов, влияющих на развитие производства в ЛПХ, наиболее важное место занимает помощь со стороны сельхозпредприятия. Однако объемы помощи, которая раньше была традиционной, значительно сократились, так как многие сельхозпредприятия (особенно малые) сами оказались в трудном финансовом положении и не имеют возможности обеспечивать личные подсобные хозяйства своих работников необходимой ресурсной базой.
Основные виды помощи, необходимые для ЛПХ, сводятся к следующему:
- организация реализации (сбыта) продукции;
- обеспечение кормами;
- выделение пастбищ для выпаса скота;
- организация службы по использованию пастбищ;
- зооветеринарная и агрономическая помощь;
- оказание транспортных услуг.
Проблемы заготовки кормов для скота, использования пастбищ, обработки земли, реализации продукции следует рассматривать как составную часть необходимого комплекса мер по обслуживанию личных подсобных хозяйств с учетом местных условий.
В крупных, экономически крепких сельхозпредприятиях для оказания услуг ЛПХ целесообразно создавать внутрихозяйственные подразделения по обслуживанию населения. Взаимоотношения их с предприятиями следует строить на основе долговременных договорных отношений, закрепляющих права, обязанности и ответственность сторон.
В других случаях целесообразна организация кооперативов по обслуживанию ЛПХ, создаваемых самими владельцами ЛПХ. Преимущество кооператива состоит в том, что при его создании не требуется объединения в паевой фонд земельных участков. Кооперативы организуются при содействии местных органов с целью совместной обработки земли, заготовки кормов, организации пастьбы скота.
Одной из мер по упорядочению процессов реализации продукции является организация закупочно-сбытовых кооперативов. Целью хозяйственной деятельности закупочно-сбытовых кооперативов является обеспечение наиболее выгодных условий реализации животноводческой продукции путем:
- поиска каналов сбыта продукции;
- разработки условий реализации и составления договоров или соглашений между владельцами домохозяйств и перерабатывающими структурами;
- формирование соответствующих партий продукции с целью использования системы «кольцевого вывоза»;
- учета конъюнктуры рынка продукции.
Таким образом, в государственной политике,
проводимой по отношению к ЛПХ, можно выделить три основных направления:
- создание нормативно-правовой базы, обеспечивающей развитие личных подсобных хозяйств населения;
- государственная поддержка кооперации в области сбыта и переработки продукции;
- содействие местных органов власти, сельскохозяйственных предприятий в деятельности личных подсобных хозяйств населения.
18.4. КИТАЙСКАЯ НАРОДНАЯ РЕСПУБЛИКА
АГРОБИЗНЕС КИТАЯ: ЭКОНОМИЧЕСКИЙ РОСТ И ЭКОЛОГИЧЕСКИЕ ВЫЗОВЫ
С.М. Пшихачев, к.э.н., Кабардино-Балкарская государственная сельскохозяйственная академия
Говоря о феномене китайского сельского хозяйства постмаоистского периода, многие отечественные и зарубежные ученые признают значимость серьезных изменений, произошедших в социальноэкономическом развитии «поднебесной страны». Вместе с тем исследование проблем, во что обходится Китаю, его природным ресурсам, задействованным в решении проблем гигантского прироста масштабов аграрного производства этот прирост, по нашему мнению, представляет особую актуальность как в контексте дальнейшего самодостаточного продовольственного обеспечения большой массы людей, проживающих в самом государстве, так и экологического благополучия крупного региона мира. Реальный анализ обозначенных аспектов развития аграрной сферы КНР дает основание полагать, что некогда перманентно присущая китайской аграрной экономике отсталость не является фатально непреодолимой. За последние десятилетия Китаем проде-
монстрирован пример трезвого использования зарубежного опыта внедрения рыночных институтов, адаптированных к местным условиям, а также эволюционного наращивания весомости экономики; Китай, с истинно восточной мудростью отстаивает свои интересы в процессе поэтапной интеграции в мировую экономику.
Китай как экономическая держава за последние годы выходит на передовые позиции в мире, набирает обороты, позволяющие оценивать потенциал данной страны наряду с Японией и Кореей как ядро азиатского пространства. Более того, сложившиеся за последние два десятилетия мирохозяйственный механизм, конъюнктура мировых рынков, поддерживаемый сильно заниженный курс юани по отношению к американскому доллару, заставляющий администрацию США просить китайское руководство о плавном воздействии на этот процесс, говорит о серьезных экономических резервах КНР.
Так, по данным ГСУ КНР, объем ВВП в 2004 г. составил 13 651,5 млрд юани, или 1 650,0 млрд долл.,
прирост ВВП к предыдущему году составил 9,5%. При этом внешнеторговый оборот достиг 1 154,8 млрд долл. на фоне положительного торгового баланса в 32 млрд долл. Запасы иностранной валюты оцениваются в 609,9 млрд долл. при фактическом освоении привлеченного иностранного капитала размером 60,6 млрд долл. [1]. Безусловно, в основе заметного утяжеления доли Китая в мировой экономике находятся высокие темпы экономического роста. Обозначенная в 1980 г. задача увеличения национального производства товаров и услуг в 4 раза к 2000 г. выполнена в 1995 г. За два десятилетия объем ВВП увеличился в 5,7 раза, в расчете на душу населения - в 4,4 раза [2].
Оценивая динамику развития данной страны сквозь призму общемировых тенденций следует отметить, что прошедший XX в. явился в своем роде уникальным, поскольку никогда за всю историю развития мирового сообщества не наблюдалось таких масштабных качественных изменений в экономике, в том числе аграрной, сопряженных с серьезными экологическими проблемами вследствие небывалых техногенных перегрузок биосферы. Ускорение экономического развития стало возможным наряду с использованием экстенсивных методов наращивания экономики за счет интеграции, концентрации, специализации производства, позволивших кратно увеличить его производительность и эффективность. За прошедшее столетие в мировой экономике производительность труда возросла в 5 раз, в том числе в развитых странах - в 6,3 раза, в развивающихся - в 5,9 раза. Беспрецедентен рост производительности в отдельных новых индустриальных странах: в Южной Корее увеличение производительности составило 17,3 раза, в Таиланде -10,5 раза, Тайване - 23,7 раза. В Китае производительность труда в XX в. увеличилась в 7,5 раза, причем резкое увеличение динамики наблюдалось за последние два десятилетия, после реформ Дэн Сяопина [3].
В сопоставимых ценах по паритету покупательной способности 2000 г. Китай имел объем сельскохозяйственного производства в 1900 г. 60 млрд долл., в 1950 г. - 90 млрд долл., в 2000 г. -
590 млрд долл. Доля Китая в общемировом производстве сельскохозяйственной продукции составляла: в 1900 г. - 14,46%, в 1950 г. - 11,76%, в 2000 г. -23,84%, или почти четверть общемирового производства сельскохозяйственной продукции [4].
Аграрная продукция за время реформ в КНР увеличилась почти в 4 раза [5], при котором возрос экспорт многих сельскохозяйственных культур. Совершенствуется структура аграрного сектора: падает традиционно высокая доля полеводства (при увеличении в абсолютных величинах), растет выработка скотоводства примерно в 6 раз, рыболовства - в 4 раза, лесного хозяйства - в 3,6 раза [5].
Слагаемые успеха - кардинальная смена экономического курса и проведение институциональных реформ. Передача земли в долгосрочную аренду крестьянам, с использованием на начальном этапе мотивации личной заинтересованности, без предоставления права частной собственности на землю, заключение договоров с производственными бригадами на поставку сельскохозяйственной продукции
- все это сыграло заметную роль в ускорении рыночных преобразований на селе. К тому же китайский аграрий не утратил исконно присущего трудолюбия, хозяйских навыков и коммерческой жилки. К этому следует прибавить мощную поддержку китайцев хуацяо, живущих за пределами страны, капитал и профессионализм которых был востребован в условиях реформирования экономики, что также повлияло на увеличение прямых иностранных инвестиций в реальный сектор экономики.
Сдвиги в сельском хозяйстве подкреплены еще более впечатляющими показателями китайской промышленности, позволяющими вести речь о семикратном увеличении инвестиций за 1990-е гг., и модернизаций промышленности - свыше 90% промышленного оборудования в Китае введено в строй после 1980-х гг. [6].
Анализируя трансформацию пореформенного Китая, Сьюзан Шерк из Калифорнийского университета еще в начале 1990-х гг. отмечал, что китайские реформы можно рассматривать как процесс пробивания каменной стены в уязвимых местах [7]. Для нас актуально, что в Китае именно реформирование сельского хозяйства создало материальную, финансовую, кадровую и социально-политическую базу для рыночной трансформации всей экономики. К примеру, аграрные реформы вызвали рост на селе избыточной рабочей силы - ежегодно во внутринациональном масштабе примерно 140 млн человек отправляются из села в город на заработки.
Основой сельских реформ в Китае, как выше упомянуто, явились арендные отношения, а также создание кооперативных формирований и поселково-волостных частных предприятий, появление и укрепление потенциала сельских неаграрных коммерческих структур. Рыночные преобразования последовательности от аграрной сферы к другим -характерная черта китайских реформ, и именно это оказало позитивное влияние на их ход. Другой чертой является поддержка некоторой стихийности применения отдельных новшеств, без коренной шоковой ломки, с последующим юридическим закреплением и апробированием на практике. Такая стратегия позволила осуществить плавный переход от жестко марксистских к конфуцианским мировоз-з ренческим установкам, понятным китайцу-
труженику, созвучным с уже свойственным ему нравственным основам и культурным традициям.
Провозглашаемые конфуцианством приоритетность дисциплины и строгая система старшинства на фоне традиционно имеющих приоритет семейноклановых отношении принцип приоритетности родственно-земляческих связей, перенесенных в сферу коммерции, предопределили то обстоятельство, что сформировались специфическая предпринимательская среда и структура, где преобладали малый и средний бизнес, организованный по иерархической схеме. Идеи Конфуция были взяты на вооружение китайским руководством в начале 1980-х гг. для адаптации к национальным особенностям проводимых рыночных реформ. К примеру, провозглашение лозунга: «Хорошо быть богатым и тем самым быть примером другим» [8]. Это дало возможность в 1990-х гг. добиться высокой динамики экономического роста сельской промышленности - 21-134% по сравнению с городской государственной промышленностью - 2,5-12%, что сыграло позитивную
роль в удовлетворении возрастающего потребительского спроса как в городе, так и на селе, расширило экспортную базу, повысило занятость, дало толчок к зарождению среднего класса, появлению рыночных структур. Соединение рыночных принципов управления с китайскими традициями закрепило тенденцию опережающего роста сельской промышленности в восточных приморских провинциях, откуда к тому же вышли большинство китайских хуа-цяо, и вкладывающих инвестиции в строительство предприятии в этих провинциях. Так, на восточные провинции в 1980-1993 гг. приходилось около 65% объема производства сельской промышленности [9].
Идеи дальнейшего реформирования и роста экономики в ближайшие два десятилетия были развиты и конкретизированы в ноябре 2002 г. на XVI съезде КПК, принято решение втрое увеличить ВВП в Китае к 2020 г. Иными словами, был подтвержден курс на наращивание экономической мощи КНР, составной частью которой является китайский агробизнес.
Следует подчеркнуть, что оценки становятся более приземленными, когда осмысливается вопрос -за счет каких факторов обеспечивается такой экономический рост, каково качественное состояние природных ресурсов, вовлеченных в аграрное производство, насколько разрешены на сегодня экологические императивы?
Известный китайский экономист Сюй Дисинь в предисловии к своей работе «Экологические проблемы Китая» еще более 20 лет назад говорил о нарушении экологического равновесия в масштабе страны, о том, что господствовавшая в КНР левацкая идеология требовала поспешных результатов, в результате чего экономическая деятельность в промышленности и сельском хозяйстве привела к серьезным негативным экологическим последствиям: загрязнению окружающей среды и эрозии почв. Им подчеркивалась значимость взаимосвязи экологии и экономики, недопустимость расточительного подход: «Сначала загрязнение, а потом устранение последствий». Сюй Дисинь предостерегал: «Чем дольше идти по такому пути, тем больше будет ухудшаться состояние окружающей среды и будет усугубляться ущерб, наносимый природным ресурсам и человеческому здоровью. И когда однажды мы оглянемся вокруг и приступим к устранению последствий - то цена, которую придется заплатить, окажется огромной» [10].
Наиболее злободневные экологические проблемы земледелия Китая, ждущие своего решения последние два-три десятилетия, это:
- соотношение между расходованием и восстановлением плодородия земли;
- чрезмерное применение минеральных удобрений и пестицидов, загрязнение окружающей среды стоками, отработанными газами и твердыми отходами предприятий.
- негативное влияние эрозии на результаты сельскохозяйственного производства.
Проведение стратегического курса «зерно -это основа» создало диспропорцию внутри растениеводства между зерновыми и другими культурами, в результате чего были отодвинуты на задний план почвоохранные севообороты. При этом серьезная диспропорция наметилась в агроэкосистемах в региональном аспекте, произошло нарушение соотно-
шения между такими элементами, как пашня - водоемы - пастбища - лесные насаждения, поскольку в массовом порядке распахивались пастбища и луга, вырубались леса. В результате заметно усилились негативные экологические последствия: наводнения, уносящие плодородную пашню и жизни людей, усугубление процесса опустынивания - ему подвержено 1,7 млн кв. км, или 18,2%, что влияет на условия жизни около 400 млн человек. Ежегодный ущерб от опустынивания оценивается в 6,5 млрд долл. [11].
По утверждению Сюй Дисинь площадь земель, подверженных эрозии, выросла с 1,15 млн кв. км в начале 1950-х гг. до 1,5 млн в середине 1980-х гг. Он приводит данные катастрофических масштабов эрозии плодородной почвы в Китае - смыв 5 млрд т почвы ежегодно, в том числе 50 млн т плодородного верхнего слоя - гумуса, в результате чего интенсивно заиливаются водоемы, поднимается уровень рек. К примеру, река Хуанхэ ежегодно поднимается на 10 см [12]. В начале XXI в. мы наблюдаем нарастание этих экологически негативных явлений.
Так, в апреле 2001 г. специалисты Национальной лаборатории по исследованию океана и атмосферы США, находящейся в г. Боулдер, штат Колорадо, сообщили о гигантской пыльной буре, образовавшейся на севере Китая и достигшей территорий Канады и западных штатов США. Однако мало кто из американцев знал истинное происхождение пыли на их машинах и тумана, опустившегося на данный регион. Это китайская пыльная буря, пронесшаяся в северных засушливых провинциях Китая, сигнализировавшая о деградации агроэкосистемы региона [13].
Рост животноводства на экстенсивной основе, оказывает дополнительное давление на агроэкосистемы, поскольку масштабы наращивания поголовья скота чрезвычайные. Так, поголовье крупного рогатого скота росло с 60 млн голов в 1949 г. до 83,8 млн голов в 1957 г., с 84,2 млн га в 1965 г. до 96,8 млн га в 1975 г., в начале 1980-х гг. поголовье крупного рогатого скота превысило 90 млн. Поголовье овец и коз за тот же период достигло 187,7 млн голов, или прирост составил 4,4 раза. По данным американских специалистов, теперь в Китае 127 млн голов крупного рогатого скота, 279 млн голов овец и коз (для сравнения: в Австралии овец и коз - 117 млн голов; США, располагающие примерно той же территорией, имеют всего - 9 млн голов овец и коз). Такой безудержный экстенсивный рост животноводства не замедлил сказаться на экологических составляющих. Естественные кормовые угодья испытывают перегрузки из-за высокого уровня поголовья скота. Кроме того, из-за дефицита оросительной воды наблюдается чрезмерное выкачивание грунтовых вод, в результате их уровень снижается недопустимыми темпами под Великой Китайской равниной, зерновой житницей, где собирают четверть китайского урожая зерновых культур. Наблюдается серьезная диспропорция в распределении водных ресурсов, оказывающей дополнительную техногенную нагрузку на природные и аграрные экосистемы. Так, на севере Китая на полив 1 га пашни приходится в 8 раз меньше воды, чем на юге страны [14].
Китайские специалисты признают, что усугубление агроэкологических проблем - это результат крупномасштабного экстенсивного роста аграрного производства и ими принимаются конкретные меры
по ресурсосбережению, освоению наукоемких аграрных технологий. В 2003 г. был принят специальный закон о налаживании экологически чистого производства. Это осуществляется в контексте провозглашенных в ноябре 2002 г. на XVI съезде КПК установки на необходимость научно обоснованного развития, принципа «единого планирования в пяти направлениях»: города и села, регионального развития, развития экономики и социальной сферы, гармоничного развития человека и природы, развития внутри страны и открытости для внешнего мира. Еще ранее, в 1994 г., согласно установкам мирового саммита в Рио-де-Жанейро (1992 г.), Китай проявил свою добрую волю и принял парадигму экологоэкономического устойчивого развития. Опубликованы «Повестка дня Китая на XXI век» - «Белая книга «Народонаселение, окружающая среда и развитие Китая в XXI в.», где обозначен широкий спектр установок касательно экологизации экономики и жизнедеятельности общества. На самом деле с тех пор уже прошло более десяти лет, но говорить о том, что произошла радикальная смена парадигмы развития не приходится, об этом свидетельствует целый клубок экологических проблем в экономике в целом, в аграрной в особенности. В этом плане нам есть чему друг у друга поучиться и начать совместно решать проблемы перехода к устойчивому развитию.
Литература
1. Курбатов, В.П. КНР: Модернизация экономики и сотрудничество с Россией/ В.П.Курбатов// Российский экономический журнал. - 2005. - № 2. - С. 51.
2. Мировая экономика. - М.: Экономисты- 2003. -С. 613.
3. Глобальные тенденции за 100 лет. Мировая экономика. - М.: Экономистъ, 2003. - С. 11- 12.
4. Там же. С. 590-591.
5. Селищев, А.С., Селищев, Н.А. Китайская экономика в XXI веке/ А.С.Селищев, Н.А.Селищев. М: Питер, 2004. - С. 197-198.
6. Там же. С. 201.
7. Shirk, S. The political logic of economic reforms in China. Berkeley Cal., 1993.
8. Chan, A. Confucianism and development in East Asia. Journal of contemporary Asia. 1996, Vol. 9, № 3, p. 412.
9. Yang, D.L, Wei, H. Rural enterprise development and regional policy in China. Asian perspective. 1996. Vol. 20, № 1, p. 75.
10. Сюй, Дисинь Экологические проблемы Китая. Сокр. Перевод с кит. - М.: Прогресс, 1990. - С. 52.
11. Ушаков, И.В. Китай: экологический вызов/ И.В.Ушаков// Мировая экономика и международные отношения. № 12. - С. 78-79.
12. Сюй, Дисинь. Экологические проблемы Китая. С. 167.
13. China Dust Storm Strikes USA, National Oceanic and Atmospheric Administration), 18 April 2001; Ann Schrader, Latest Import From China: Haze, Denver Post, 18 April 2001.
14. Fred, W. Crook and Xinshon Diao. Water Pressure in China: Growth Strains Resources, Agricultural Outlook (USDA, ERS), January/Fabruary 2000, pp. 25-29.
АКТУАЛЬНЫЕ ПРОБЛЕМЫ АГРАРНОГО СЕКТОРА КИТАЯ НА СОВРЕМЕННОМ ЭТАПЕ
О.В. Каменецкая, науч. сотр. Всероссийского НИИ экономики сельского хозяйства
Перенаселенность Китайской Народной Республики вкупе с ограниченными природными ресурсами на протяжении долгого времени провоцировала периодические продовольственные кризисы в стране. В связи с этим экономические реформы в Китае были начаты в сельском хозяйстве.
По прошествии нескольких десятилетий централизованного планирования экономики в настоящее время Китай осуществляет серию политических и институциональных преобразований с целью развития рынка. На раннем этапе реформ, начавшихся в 1978 г., китайские фермеры отреагировали на ценовые стимулы небывалым ростом производства. Однако изменение рыночных цен могло привести к негативным последствиям для китайских производителей сельскохозяйственной продукции.
Вместе с этим менялась и государственная политика в отношении рынков сельскохозяйственной продукции. В настоящее время развитие рынка в Китае все еще продолжается, например, предстоит усовершенствовать спецификацию и стандартизацию товаров. Фермеры в Китае имеют возможность реализовывать произведенную продукцию на рынках, которые организуются в благоприятных зонах, однако существуют определенные препятствия для развития сельскохозяйственных рынков.
В условиях рыночной экономики государство должно обеспечить поддержку сфере услуг, к которой относятся система достоверной и оперативной рыночной информации, развитая финансовая система в сельском хозяйстве, доступная правовая система, разрешающая вопросы в отношении прав собственности на землю, заключения контрактов. За исключением институциональной инфраструктуры, обеспечивающей потребности в сервисе, развитие рынка несколько приостановилось, и преимущества китайских фермеров от участия в мировой торговле ограничились.
Снижение тарифов, квот и других барьеров торговли не будет значительно воздействовать на китайский рынок при условии ограничения проникновения иностранных товаров по конкурентоспособным ценам. Несовершенная рыночная система распределения в Китае ограничивает мировую и межрайонную торговлю в стране. В последние годы темпы создания таких элементов инфраструктуры, как автомагистрали, железные дороги, складские помещения, холодильные камеры несколько снизились. Таким образом, например, недостаток низкотемпературных холодильных установок и оборудованных портов ограничивает развитие торговли как внутри страны, так и на мировом рынке сельскохозяйственных товаров.