УДК 159.943.8
Ерзин А.И.
Оренбургский государственный университет E-mail: [email protected]
АГРЕССИЯ КАК ФОРМА ПРОАКТИВНОГО ПОВЕДЕНИЯ
Представлено описание феномена агрессии в современных психологических исследованиях с разных методологических подходов. Явление агрессии анализируется на основании базовых положений концепции функциональной системы П.К. Анохина. Уточнено, что природа агрессии в основном рассматривается с позиции реактивности. Представлены классификационные признаки агрессивного поведения. Автор предлагает рассматривать любое агрессивное действие человека через призму проактивности личности.
Ключевые слова: агрессия, проактивность, проактивное поведение, концепция функциональных систем.
В современной литературе феномен проак-тивности личности изучен еще недостаточно хорошо. Следует отметить, что предпосылки про-активной психологии начали формироваться еще в середине прошлого столетия в рамках экзистенциально-гуманистического направления (В. Франкл, Г. Оллпорт). В какой-то мере можно утверждать, что природа человека до сих пор объясняется с позиции реактивности, то есть внешние проявления активности человека, выражающиеся в его поведении, его манерах, его привычках, его образе жизни, рассматриваются в основном как результат взаимодействия личности с ее окружением, как реакция на это окружение, на совокупность определенных обстоятельств. Но человека, по мнению ряда авторов [5], [9], и отличает от животных наличие свободной воли, позволяющей ему выбирать тот или иной способ, стиль поведения и адекватно реагировать на меняющиеся условия существования. Личность всегда является социальной формацией [2], продуктом воздействия социума, однако, из этого вовсе не следует, что человек представляет собой пассивное биопсихосоциальное существо, способное лишь демонстрировать определенный репертуар поведенческих реакций в зависимости от социального окружения.
В то же время в современной психологической литературе отсутствует единое определение понятия «агрессия». Нет сомнений в том, что личность в разных обстоятельствах реагирует по-разному на социальные стимулы. Но также нет никаких сомнений, что и разные люди в одной и той же ситуации будут демонстрировать различные модели поведения. К примеру, на нападки со стороны отдельных членов коллектива один человек может ответить словесно в мягкой форме, а другой - отреагирует физи-
ческой агрессией. Феномен агрессии является настолько многогранным явлением, что нельзя однозначно утверждать, кроются ли истоки жестокости в биологических основах, или же она детерминируется исключительно социальными факторами. К тому же и сами формы человеческой агрессии разнообразны. Вместе с тем остается открытым вопрос, представляет ли агрессия лишь ответную реакцию на воздействующие раздражители, или же она в иных случаях является проявлением проактивного поведения личности, свободным выбором человека вопреки обстоятельствам.
Термин «агрессия» происходит от латинского «а^твЖ», что означает «нападать». До начала XIX века термин «агрессия» был весьма широким: агрессивным считалось любое активное поведение (как дружелюбное, так и враждебное). Позднее значение термина трансформировалось, стало более узким. Агрессию стали понимать как враждебное, жестокое поведение по отношению к окружающим людям.
Ведущие специалисты, занимающиеся проблемой агрессии, выделяют ее структуру (Р. Бэ-рон, Б. Басс, Э. Фромм и др.), ее сущностные характеристики (Х. Хекхаузен, Р. Бэрон, Д. Ричардсон и др.), описывают ее проявления (А. Реан, Л.В. Зубова, В.А. Дереча, С.Н. Ениколопов и др.). Несмотря на различия в определении понятия «агрессия» у разных авторов, идея причинения вреда другому субъекту присутствует практически всегда, что и представляется вполне обоснованным [8]. Р. Бэрон специально фиксирует внимание на данном критерии и подчеркивает, что в качестве агрессивных действий могут рассматриваться только те действия, которые причиняют вред живым существам. Однако, замечает А. Реан (1999), как должно интерпретиро-
ваться битье посуды во время ссоры? И уточняет, что вред (ущерб) человеку может наноситься и посредством причинения вреда любому объекту, от состояния которого зависит физическое или психологическое благополучие человека [6], [8].
Э. Фромм определил агрессию как намеренное причинение ущерба человеку или животному [10]. Под это широкое определение можно отнести любые разрушительные действия, и тогда все они должны иметь одинаковую мотивацию и общую психологическую природу.
Х. Хеккаузен обозначает нанесение вреда центральным критерием в определении агрессии: «множество разнообразных действий, которые нарушают физическую или психическую целостность другого человека (или группы людей), наносят ему материальный ущерб, препятствуют осуществлению его намерений, противодействуют его интересам или же ведут к его уничтожению» [11].
С точки зрения Р. Бэрона и Д. Ричардсон, «агрессия, в какой бы форме она не проявлялась, представляет собой поведение, направленное на причинение вреда или ущерба другому живому существу, имеющему все основания избегать подобного с собой обращения» [1]. Это определение включает в себя следующие ключевые моменты:
1. преднамеренное, целенаправленное причинение вреда жертве;
2. вред или ущерб причиняется живым организмам;
3. жертва должна обладать мотивацией избегать подобного обращения.
А.А. Реан под агрессией предлагает понимать «любые намеренные действия, которые направлены на причинение ущерба другому человеку, группе людей или животному». В «Словаре психиатрических и относящихся к психическому здоровью терминов» дается следующее определение: «Агрессия - это наносящее вред поведение, направленное против других и самого себя (аутоагрессия) и мотивированное враждебностью, гневом, соперничеством» [7].
Таким образом, на основании сравнительного анализа отечественных и зарубежных концепций агрессивности и агрессивного поведения, можно утверждать, что идея причинения вреда другому субъекту выступает ключевым аспектом в определении понятия агрессии.
Мы солидарны с определением агрессии и агрессивного поведения в рамках концепции функциональных систем П.К. Анохина. Согласно этой концепции, частные механизмы организма животных и человека объединяются в целостную систему приспособительного поведенческого акта, образуя в итоге «интегратив-ную единицу». В рамках концепции выделяются два основных типа функциональных систем.
1. Системы первого типа обеспечивают го-меостаз за счет внутренних (уже имеющихся) ресурсов организма, не выходя за его пределы (например, кровяное давление).
2. Системы второго типа поддерживают гомеостаз за счет изменения поведения, взаимодействия с внешним миром и лежат в основе различных типов поведения.
Таким образом, можно утверждать, что в основе агрессии, как любой другой формы поведения, лежит именно второй тип функциональных систем. Рассматривая феномен агрессии через базовые положения теории Анохина, можно выделить несколько этапов в формировании агрессивного поведения.
1. На первом этапе происходит так называемый «афферентный синтез». ЦНС человека (и в частности головной мозг) проводит анализ различной информации, поступающей по афферентным, то есть восходящим, каналам. В качестве факторов, вызывающих подобные возбуждения в нервных проводниках, можно выделить:
а) потребности (как биологические, так и социальные);
б) пусковую афферентацию, которая включает в себя условные и безусловные раздражители;
в) обстановочную афферентацию (нервное возбуждение, вызываемое окружающей обстановкой);
г) мнестические процессы, включающие индивидуальную и видовую память.
2. На втором этапе после анализа поступившей информации происходит принятие решения. Процесс принятия решения включает такие компоненты, как формирование акцептора результата действия (то есть создание идеального образа цели) и эфферентный синтез (стадия программы действия, когда само действие уже сформировано, но не проявляется внешне).
3. На третьем этапе происходит выполнение программы поведения, то есть реализация дей-
Ерзин А.И.
Агрессия как форма проактивного поведения
ствия. В частности, агрессия проявляется именно на этом этапе и представляет собой итог слаженной работы всей функциональной системы.
4. На четвертом этапе происходит оценка результата действия, его сравнение с идеальным образом, созданным на этапе формирования акцептора результата действия (происходит обратная афферентация). В случае, когда агрессивное действие осознанно и целенаправленно применялось субъектом как инструмент для достижения поставленной цели и если эта цель достигнута, потребность индивида удовлетворяется, а действие прекращается. Если же достигнутый результат в чем-то не соответствует намеченной цели, функциональная система как бы начинает новый цикл работы, корректируя, изменяя как саму цель, так и программу действия.
Следует обратить внимание, что на этапе афферентного синтеза, когда агрессивное поведение как бы только зарождается, огромное влияние оказывают не только физиологические потребности индивидуума, но и компоненты высшего уровня личности - идеалы, убеждения, установки, интересы отдельного человека. Именно в этом контексте агрессия, обусловленная не одними лишь внешними раздражителями, вызывающими состояние какой-либо потребности, а мировоззренческими установками и свободным осознанным выбором самой личности - в такой случае агрессия может квалифицироваться как проактивная.
Вопрос о классификации агрессивного поведения является весьма сложным. Поскольку проявления агрессии у людей бесконечны и многообразны, необходимым оказывается ограничение изучения подобного поведения концептуальными рамками, предложенными Бассом (Bass, 1976). По его мнению, агрессивные действия можно описать на основании трех шкал: физическая - вербальная, активная - пассивная и прямая - косвенная. Их комбинация дает восемь возможных категорий, под которые подпадает большинство агрессивных действий. Например, такие действия, как стрельба, нанесение ударов холодным оружием или избиение, при которых один человек осуществляет физическое насилие над другим, могут быть классифицированы как физические, активные и прямые. С другой стороны, распространение слухов или пренебрежительные высказывания за глаза можно охарактеризовать как вербальные, активные и непрямые.
Необходимо рассмотреть еще один вариант дихотомического деления агрессии - агрессию враждебную и инструментальную (Buss, 1961, 1971; Fechbach, 1964, 1970; Hartup, 1974).
Термин враждебная агрессия применим к тем случаям проявления агрессии, когда главной задачей агрессора является причинение страданий жертве. Люди, демонстрирующие враждебную агрессию, просто стремятся причинить зло или вред тому, на кого они нападают. Понятие инструментальная агрессия, наоборот, характеризует случаи, когда агрессоры нападают на других людей, преследуя цели, не связанные с причинением ущерба. Другими словами, для лиц, проявляющих инструментальную агрессию, нанесение вреда другим не является самоцелью. Они используют агрессивные действия в качестве инструмента для осуществления различных целей.
Необходимо уделить особое внимание делению агрессивных действий по шкале проактив-ность - реактивность. Как указывалось выше, до сегодняшнего дня в психологии доминирует понимание человеческого поведения с позиции реактивности. То есть все поступки, которые совершают люди, представляют собой лишь ответы на воздействие каких-либо раздражителей. Подобная трактовка поведения человека более свойственна и близка бихевиоральному направлению в психологии (Дж. Уотсон, Э. Торндайк, Б. Скиннер и др.). Данное понимание поведенческой активности незаметно проникло и в другие теоретические направления в психологии, а также в другие области знания - в частности в психиатрию. В отечественной психиатрии любое психическое заболевание рассматривается как результат воздействия определенных факторов (внешних или внутренних). Незначительная роль в процессе формирования и развития тех или иных психопатологических проявлений отводится личности больного, его переживаниям, установкам, потребностям, убеждениям. Такой подход в конечном счете действует и в отношении любого агрессивного поведения, которое с позиции реактивности понимается лишь как ответ на воздействие извне.
В русле экзистенциально-гуманистического направления и антропологической парадигмы актуальным следует отметить развивающий подход [3], согласно которому личность свободна в выборе моделей своего поведения. По мне-
же время проактивной, достаточно хорошо продумана, как бы заранее спланирована.
С проактивным подходом к оценке поведения меняется и взгляд на природу человека - он перестает рассматриваться как объект воздействия комплекса различных факторов. Через осознание причин своего поведения, через выявление связи между поступками и убеждениями, принципами и установками, через восприятие своей судьбы как подвластной собственному контролю человек сможет не только регулировать свою поведенческую активность, но и избежать неприятных и даже трагических последствий, связанных с реализацией агрессивных тенденций.
Таким образом, весь психотерапевтический и психокоррекционный процесс в работе с агрессивной личностью должен сводится не к уменьшению и отстранению от провоцирующих ситуаций, а к нивелированию восприятия роли различных внешних обстоятельств, влияющих на поступки и действия людей, к учету значения высшего уровня личности - идеалов, мировоззренческих установок, интересов, метапот-ребностей, ценностных ориентаций - в возникновении опасных агрессивных действий.
28.09.2012
Список литературы:
1. Бэрон, Р. Агрессия / Р. Бэрон, Д. Ричардсон. - СПб., 1997 - 336 с.
2. Дереча, В. А. Психология и психопатология личности / В. А. Дереча. - Оренбург : ГРУ «РЦРО», 2009. - 307 с.
3. Епанчинцева, Г. А. Психология развивающей диагностики в образовании : Монография / Г. А. Епанчинцева. - Оренбург : ИПК ГОУ ОГУ, 2008. - 300 с.
4. Кови, С. Р. Семь навыков высокоэффективных людей : Мощные инструменты развития личности / С. Р. Кови. - М. : «Альпина Паблишер», 2012. - С. 374.
5. Олпорт, Г. Становление личности / Г. Олпорт. - М. : Смысл, 2002.
6. Реан, А. А. Психология изучения личности / А. А. Реан. - СПб., 1999. - С. 216-251.
7. Словарь психиатрических и относящихся к психическому здоровью терминов. - Женева : Изд-во ВОЗ, 1991. - Т. 1. -С. 59, 78.
8. Соколова, Е. В. Системная психокоррекция отклоняющегося развития личности / Е. В. Соколова // Мир науки, культуры, образования. - 2008. - № 5. - С. 175-177.
9. Франкл, В. Человек в поисках смысла / В. Франкл. - М. : Прогресс, 1990.
10. Фромм, Э. Анатомия человеческой деструктивности / Э. Фромм. - М., 1998. - 672 с.
11. Хекхаузен, Х. Мотивация и деятельность / Х. Хекхаузен. - М., 1986. - Т. 1. - 408 с.
Сведения об авторе:
Ерзин Александр Игоревич, аспирант кафедры общей психологии и психологии личности Оренбургского государственного университета 460018, пр-т Победы, 13, ауд. 2301, тел. (3532) 404677, e-mail: [email protected]
UDC 159.943.8 Erzin A.I.
Orenburg state university, е-mail: [email protected] AGGRESSION AS A FORM OF PROACTIVE BEHAVIOR
The description of a phenomenon of aggression in modern psychological researches from different methodological approaches is presented. Attempt is made to issue aggression definition by means base concepts of P.K. Anokhin's functional system theory. It is specified that the aggression nature is considered from a reactive position. Classification of aggressive behavior are considered signs. The author suggests to define any aggressive action of the individual through pro-activity of the personality.
Key words: aggression, proactivity, proactive behavior, the concept of functional systems.
нию представителей гуманистического направления, люди от рождения являются про-актив-ными, свободными выбирать, как им реагировать в той или иной ситуации [4]. С этой позиции агрессивное поведение уже не рассматривается только как реакция на внешние раздражители. Агрессия в этом случае уже не представляет собой нечто неизбежное и необратимое.
Проактивная и реактивная агрессия часто используются как синонимы инструментальной и враждебной, однако далеко не всегда такое соотнесение верно. Проактивная агрессия обычно возникает без всякого повода. Она, как правило, хорошо обдумана со всеми вытекающими последствиями. Реактивная агрессия является ответом на какое-либо внешнее раздражение (воздействие) и обычно сопровождается гневом (Dodge и Coie, 1987; Pulkkinen, 1996). Враждебная агрессия может быть как реактивной, так и проактивной. Инструментальная агрессия более всего соотносится с проактивной, поскольку причинение вреда жертве в данном случае не является первичной задачей агрессора, использующего агрессивные действия лишь как средство для достижения поставленной цели. В такой ситуации агрессия, являясь в то