Научная статья на тему 'Психологические и психогенетические особенности агрессивных и враждебных стратегий взаимодействия у подростков и молодых людей'

Психологические и психогенетические особенности агрессивных и враждебных стратегий взаимодействия у подростков и молодых людей Текст научной статьи по специальности «Психологические науки»

CC BY
2506
483
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
ПСИХОГЕНЕТИЧЕСКИЕ ИССЛЕДОВАНИЯ / PSYCHOGENETIC RESEARCH / ПСИХОГЕНЕТИКА АГРЕССИВНОСТИ / PSYCHOGENETICS OF AGGRESSION / ПОДРОСТКИ / TEENAGERS / АГРЕССИВНОСТЬ / AGGRESSION / АГРЕССИЯ / ВРАЖДЕБНОСТЬ / HOSTILITY / ГНЕВ / ANGER / ГЕНОТИП / GENOTYPE / ГЕНЕТИЧЕСКИЕ ФАКТОРЫ / GENETIC FACTORS / ГЕНЕТИЧЕСКИЕ ПОЛИМОРФИЗМЫ / GENETIC POLYMORPHISMS / МОЛЕКУЛЯРНАЯ ГЕНЕТИКА / MOLECULAR GENETICS / AGGRESSIVENESS

Аннотация научной статьи по психологическим наукам, автор научной работы — Крючкова А. С., Ермаков П. Н., Абакумова И. В.

Работа выполнена в рамках проектной части внутреннего гранта Южного федерального университета № 213.01-07-2014/15ПЧВГ «Угрозы национальной безопасности в условиях геополитической конкуренции и модели агрессивного и враждебного поведения молодежи» Рассмотрены различные подходы к трактовке понятия агрессии, количество которых указывает на то, что данный феномен это сложный механизм, и его природа неоднозначна. Проведен анализ исследований, рассматривающих взаимосвязь понятий враждебности и агрессивности. Показаны их общие и отличительные детерминанты. Представлена наиболее актуальная для данного исследования трактовка изучаемых феноменов. Представлен краткий обзор исследований генетических оснований агрессивного поведения: влияния серотониновой и дофаминергической нейромедиаторных систем, тестостерона, рассмотрено влияние факторов среды и социально-экономического статуса. Проведено междисциплинарное молекулярно-генетическое и психологическое исследование 205 лиц в возрасте 12-19 лет. В качестве психологического инструментария использовался «Тест руки» Э. Вагнера (Hand Test); оценка общей агрессивности и форм ее проявления, а также враждебности проводилась с помощью шкал опросника Басса-Дарки, считающегося одной из самых надежных методик исследования агрессии. Статистическую обработку результатов проводили с использованием программы PSPP 0.8.5. Выявлено, что генотип VM гена COMT (rs4680) может выступать в роли фактора риска склонности к агрессивному поведению. Среди генетических полиморфизмов, которые определяют риск агрессивного и враждебного поведения, наибольшую роль играет низкоактивный вариант гена фермента моноаминоксидазы А МАОА (LPR) у лиц подросткового и молодого возрастов. Данные следует учитывать при проведении психолого-профилактических мероприятий.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Похожие темы научных работ по психологическим наукам , автор научной работы — Крючкова А. С., Ермаков П. Н., Абакумова И. В.

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Psychological and Psychogenetic Characteristics of Aggressive and Hostile Strategies of Interaction with the External World of Teenagers and Young People

Different approaches were considered for the meaning of aggression, the quantity of which shows that this phenomenon is a difficult mechanism and it is ambiguous by nature. The research of interconnection of the conceptions of hostile and aggression have been made. Common and distinctive determinants are shown. The most actual interpretation of the research of these phenomena is described. A brief overview of the research of genetic basis of the aggressive behavior, influence of serotonin and dopamine in the neurotransmitter system and testosterone, the factors of environment and socioeconomic status had been considered. The molecular genetic and psychological study of 205 individuals aged 12-19 years is conducted. As psychological tools were used: a test of Wagner''s hands (Hand Test). Evaluation of the general aggression and the forms of its existence, and the hostility, was conducted using scales of the Buss-Durkee Hostility Inventory, considered one of the most reliable methods for the study of the aggression. The statistical processing of the results was performed using the program PSPP 0.8.5. It is revealed that the genotype of VM COMT gene (rs4680) may act as a risk factor of propensity to aggressive behavior. Among the genetic polymorphisms, which determine the risk of aggressive and hostile behavior, a low-level variant gene of the enzyme of monoamine oxidase A MAOA (LPR) plays the greatest role among teenagers and people of young ages. Data should be considered when conducting psychological-preventive measures.

Текст научной работы на тему «Психологические и психогенетические особенности агрессивных и враждебных стратегий взаимодействия у подростков и молодых людей»

УДК 159.91

ПСИХОЛОГИЧЕСКИЕ И ПСИХОГЕНЕТИЧЕСКИЕ ОСОБЕННОСТИ АГРЕССИВНЫХ И ВРАЖДЕБНЫХ СТРАТЕГИЙ ВЗАИМОДЕЙСТВИЯ У ПОДРОСТКОВ И МОЛОДЫХ ЛЮДЕЙ

Крючкова Анна Сергеевна Ермаков Павел Николаевич Абакумова Ирина Владимировна

Работа выполнена в рамках проектной части внутреннего гранта Южного федерального университета № 213.01-07-2014/15ПЧВГ «Угрозы национальной безопасности в условиях геополитической конкуренции и модели агрессивного и враждебного поведения молодежи»

Рассмотрены различные подходы к трактовке понятия агрессии, количество которых указывает на то, что данный феномен - это сложный механизм, и его природа неоднозначна.

Проведен анализ исследований, рассматривающих взаимосвязь понятий враждебности и агрессивности. Показаны их общие и отличительные детерминанты. Представлена наиболее актуальная для данного исследования трактовка изучаемых феноменов.

Представлен краткий обзор исследований генетических оснований агрессивного поведения: влияния серотониновой и дофаминергической ней-ромедиаторных систем, тестостерона, рассмотрено влияние факторов среды и социально-экономического статуса.

Проведено междисциплинарное молекулярно-генетическое и психологическое исследование 205 лиц в возрасте 12-19 лет. В качестве психологического инструментария использовался «Тест руки» Э. Вагнера (Hand Test); оценка общей агрессивности и форм ее проявления, а также враждебности проводилась с помощью шкал опросника Басса-Дарки, считающегося одной из самых надежных методик исследования агрессии. Статистическую обработку результатов проводили с использованием программы PSPP 0.8.5.

Выявлено, что генотип VM гена COMT (rs4680) может выступать в роли фактора риска склонности к агрессивному поведению. Среди генетических полиморфизмов, которые определяют риск агрессивного и враждебного поведения, наибольшую роль играет низкоактивный вариант гена фермента моноаминоксидазы А МАОА (LPR) у лиц подросткового и молодого возрастов.

Данные следует учитывать при проведении психолого-профилактических мероприятий.

Ключевые слова: психогенетические исследования, психогенетика агрессивности, подростки, агрессивность, агрессия, враждебность, гнев, генотип, генетические факторы, генетические полиморфизмы, молекулярная генетика.

Проблема агрессии, враждебности и агрессивного поведения все больше привлекает внимание исследователей в связи с неуклонно увеличивающимся уровнем преступности в обществе. Значимость обозначенной проблемы определяют тревожные тенденции последнего времени: негативизация общества, рост девиаций поведения, повышение уровня преступности, алкоголизма и т. д. Причем в наиболее выраженной форме перечисленные деструкции наблюдаются у подростков и молодых людей.

Существует большое количество теоретических концепций, объясняющих природу возникновения агрессии, проводятся многочисленные экспериментальные исследования; усилия многих терапевтических школ направлены на разработку техник коррекции агрессивного поведения. Но, тем не менее, проблема остается открытой, а многие ее стороны вообще не затронутыми.

Само определение данного феномена у многих исследователей звучит по-разному, а это говорит о том, что агрессия - сложный механизм, и ее природа неоднозначна.

В первоначальном значении слова «быть агрессивным» означали нечто вроде «двигаться в направлении цели без промедления, без страха и сомнения». И данный термин имел положительный оттенок, обозначающий преодоление каких-либо препятствий объективного или негативного характера. На сегодняшний день понятие «агрессия» часто рассматривается с негативной стороны, заключая в себе понятие повреждения или разрушения. Из существующих определений можно выделить ряд близких по смыслу. Например, отечественный ученый, фармаколог В. П. Пошивалов дает следующее определение: «Агрессия - это нанесение, попытка нанести или угроза нанести повреждение другому субъекту». Философ и психоаналитик Э. Фромм под агрессией подразумевает «все те действия, которые причиняют (или намерены причинить) ущерб другому человеку, живому или неживому объекту» [4]. Согласно определению, предложенному психологом-бихевиористом А. Бассом, агрессия - это «ответ, содержащий стимулы, способные причинить вред другому существу» [11]. Психолог Р. Бэрон придерживается следующего определения: «Агрессия - это любая форма поведения, нацеленного на оскорбление или причинение вреда другому живому существу, не желающему подобного обращения» [4].

Как видно из приведенных определений, каждое из них содержит в себе указание на причинение вреда, ущерба или повреждения и подтверждает негативный оттенок самого понятия. Агрессия многими специалистами связывается с намеренным причинением вреда живым существам. Данный критерий в большинстве существующих определений агрессии представляется весьма логичным.

По мнению некоторых исследователей, тесную связь с агрессией и агрессивностью имеет такое понятие, как враждебность. В ранних исследованиях враждебность выступала синонимом таких понятий, как: «агрессия», «агрессивность», «гнев», «цинизм». Ч. Спилбергер с коллегами говорят о синдроме ВАГ (враждебность-агрессия-гнев), причем враждебность они рассматривают как личностную черту, представляющую собой набор склонностей, которые мотивируют агрессивное поведение и служат основной предпосылкой гнева.

Однако А. Басс отмечает, что враждебность и агрессивное поведение сочетаются хотя и часто, но отнюдь не всегда. Люди могут находиться во враждебных отношениях, но никакой агрессии не проявлять, т. к. заранее известны ее отрицательные последствия для «агрессора». Напротив, бывает и агрессия без враждебности, когда, например, наносят вред человеку, не испытывая к нему никаких враждебных чувств.

К. Изард также подчеркивает, что агрессивные вербальные и физические действия не входят во враждебность, и это действительно так. Враждебное (агрессивное) поведение может вытекать из чувства враждебности, мотивироваться им, но само этим чувством не является. Враждебность еще не есть агрессия, хотя трудно представить себе, чтобы по отношению к объекту вражды человек не проявил косвенную вербальную агрессию. Также К. Изард считает, что враждебность является сложным мотивационным состоянием. Действительно, чувство враждебности может участвовать в мотивации враждебного поведения в качестве одного из мотиваторов.

Наиболее полным и точным нам представляется определение J. Barefoot. Он рассматривает враждебность как антагонистическое отношение к людям, включающее когнитивный, аффективный и поведенческий компоненты. Аффективный компонент включает ряд взаимосвязанных эмоций, включая гнев, раздражение, обиду, негодование, отвращение и т. п. Когнитивный компонент включает негативные убеждения в отношении человеческой природы в целом, а также убеждения в недоброжелательности других людей по отношению к самому субъекту. Поведенческий компонент включает разнообразные формы проявления враждебности в поведении, часто скрытые, - агрессию, негативизм, нежелание сотрудничать, избегание общения и т. д. Данное определение охватывает как устойчивую, так называемую

личностную враждебность, так и разнообразные ситуативные комплексы враждебных установок по отношению к конкретным людям в конкретных условиях.

Таким образом, в нашем исследовании под враждебностью мы будем понимать негативное, оппозиционное отношение к окружающему миру (в первую очередь, к людям) преимущественно когнитивного характера, подразумевающее наличие негативных эмоций и поведенческих проявлений в виде агрессии, негативизма, аутизации и т. д. Под агрессией мы будем понимать любые намеренные действия, которые направлены на причинение ущерба другому человеку, группе людей или животному. Под агрессивностью - устойчивое свойство личности, проявляющееся в готовности к агрессивному поведению, которое не всегда может выражаться в агрессивных действиях.

Базовая агрессивность и враждебность зачастую являются следствием социальных воздействий, но также важную роль в их формировании играют наследственные факторы, влияние которых остается малоизученным. В связи с этим возрастает значимость изучения, описания и выявления генетических различий у подростков и молодых людей с разной формой проявления агрессивного и враждебного поведения.

О взаимосвязи генетических особенностей и психологических параметров свидетельствуют многочисленные психогенетические исследования, основными направлениями которых являются: исследования свойств нервной системы; исследования формально-динамических свойств - это, прежде всего, свойства темперамента; исследование психофизиологических характеристик; исследование двигательных характеристик; исследования роли наследственности и среды в развитии психологических характеристик.

Исследования, предметом которых являются вопросы о соотносительном вкладе генотипа и среды в вариативность агрессивности и враждебности у людей, а также касающиеся источников агрессивности и ее места в структуре индивидуальности, представляют особый интерес для нашего исследования. Так, выраженность рассматриваемой личностной особенности связывают с высоким уровнем содержания гормонов (тестостерона и кортизола) и холестерина в крови. Было выявлено, что лица мужского пола, в крови которых содержится большое количество андрогенов, демонстрируют высокую склонность к преступному и активному сексуальному поведению. Исследования показывают, что высокий уровень тестостерона связан с криминальными формами поведения, девиантным поведением и алкоголизмом второго типа.

Важную роль в формировании различных поведенческих реакций в виде отклоняющегося поведения занимают дофаминергическая и серотониновая

нейромедиаторные системы. Очень высокий уровень агрессивности часто связывают с хронически низкой активностью серотониновой системы. Проведенные исследования генотип-средового взаимодействия у макак-резусов, воспитывавшихся матерями и в изоляции, показали, что отсутствие материнской заботы усиливает агрессивность особей, гомозиготных по S-промотору гена SLC6A4, но не влияет на гомозигот LL и гетерозигот. Это говорит о том, что в основе дефектности серотониновой системы лежит взаимодействие биологических и социальных факторов.

Исследования влияния социально-экономического статуса на активность серотониновой системы выявили наличие высокого уровня агрессивности при низком социально-экономическом статусе у людей с генотипами SS и LS.

Исследования показывают, что значимую роль в формировании такой личностной особенности, как агрессивность и враждебность, играет среда; тем не менее, на сегодняшней день существует мнение о том, что ее влияния на генетические параметры носят «поверхностный» характер, препятствующий или способствующий их развитию.

Изучение биологического компонента предрасположенности к агрессивному, враждебному поведению у подростков и молодых людей может поспособствовать разработке психолого-профилактических мероприятий по его коррекции.

Цель исследования: изучение взаимосвязи агрессивности, враждебности и агрессивного поведения с наследственными факторами у подростков и молодых людей для оптимизации профилактики агрессивного, девиантного поведения.

Задачи исследования: определить уровень агрессивности, враждебности и агрессивного поведения у подростков и молодых людей; провести молекулярно-генетическое исследование у исследуемых; провести оценку агрессивности, враждебности и агрессивного поведения во взаимосвязи с генетическими факторами.

Объект исследования: подростки и молодые люди в возрасте от 12 до19 лет. Общий объем выборки составил 205 человек.

Методы и методики исследования

Для диагностики агрессивности использовался «Тест руки» Э. Вагнера (Hand Test). Оценка общей агрессивности и форм ее проявления, а также враждебности проводилась с помощью шкал опросника Басса-Дарки, считающегося одной из самых надежных методик исследования агрессии. Опросник выявляет семь форм агрессивных и враждебных реакций человека: физическую, косвенную, вербальную агрессию, склонность к раздражению, негативизм, обиду и подозрительность. Сумма числовых показателей

по четырем шкалам: раздражения, физической, косвенной и вербальной агрессии - образуют индекс агрессивных реакций (ИАР). ИАР может иметь значение от 0 до 43 (сумма 1, 2, 3 и 7 шкал).

Статистическую обработку результатов проводили с использованием программы PSPP 0.8.5. Статистическая значимость различий - при p < 0,05.

В молекулярно-генетическом исследовании в качестве гена кандидата рассматривали генотипы и аллели гена нейромедиаторных путей, фермента катехол-о-метилтрансферазы COMT, который контролирует выработку фермента, разрушающего дофамин. Дофамин - один из главных нейромедиаторов головного мозга, отвечающий за эмоциональную сферу. В настоящее время существует два наиболее распространенных варианта гена COMT - Val158 и Met158. Половина европейцев несут по одной копии обоих вариантов гена, 25 % являются носителями двух копий Val158, оставшиеся 25 % - двух копий Met158. У людей, в геноме которых имеется две копии Met158 варианта, отмечается наиболее низкая активность гена COMT и соответственно наиболее высокий уровень медиатора дофамина в головном мозге.

Также рассматривали генотипы и аллели гена, определяющего работу фермента моноаминоксидазы (MAOA). Его молекулы распределяются вокруг точек соединения нервных клеток. В этих точках происходит передача нервного импульса от одной нервной клетки к другой через особые вещества - нейромедиаторы. При этом часть нейромедиаторов остается в пространстве между клетками. Если они быстро разрушаются моноами-ноксидазой, возбуждение быстро гаснет и человек успокаивается. Когда моноаминоксидаза повреждена, возбуждение растягивается и человек пребывает в сильном раздражении.

Результаты исследования

Результаты молекулярно-генетического анализа полиморфизма V158M гена COMT (MIM 309850), а также результаты молекулярно-генетического анализа гена МАОА представлены в таблице 1.

Таблица 1.

Результаты молекулярно-генетического анализа гена МАОА и COMT

Числовые показатели МАОА COMT

Аллель 3 (низкая активность) Аллели 4,3,5 (высокая активность) Наличие обоих аллелей Гомозиготы (VV) Гетеро-зиготы (VM) Гомозиготы по мутации (MM)

Количество человек 28 141 32 51 99 55

Процентный показатель 14 70 16 25 48 27

ШББ™ РБУСНОЮаСМ JOURNAL • 2015 VOL. 12 # 4

Результаты данных, касающиеся склонности к агрессии и враждебности, полученные с помощью методики Басса-Дарки, представлены в таблице 2.

Таблица 2.

Результаты диагностики по методике Басса-Дарки

Факторы MAOA COMT

Аллель 3 (низкая активность) Аллель 4,3,5 (высокая активность) Наличие обоих аллелей Гомозиготы №) Гетеро- зиготы ^) Гомозиготы по мутации (MM)

Кол-во чел. % Кол-во чел. % Кол-во чел % Кол-во чел. % Кол-во чел. % Кол-во чел. %

Высокий индекс агрессивности 4 14 29 21 4 12 3 6 26 26 12 22

Средний индекс агрессивности 21 75 86 61 20 63 37 73 53 54 33 60

Низкий индекс агрессивности 3 11 26 18 8 25 11 21 20 20 10 18

Высокий индекс враждебности 27 96 42 30 17 53 19 37 42 42 26 47

Средний индекс враждебности 1 4 91 65 15 47 32 63 49 49 27 49

Низкий индекс враждебности 0 0 8 5 0 0 0 0 7 7 2 4

Анализ табличных данных показывает, что высокий уровень агрессивности отмечается у 26 % испытуемых с генотипом VM, что составляет 64 % от общего количества выявленных с высоким индексом агрессивности. Высокий уровень враждебности наблюдается у 42 % молодых людей с данным генотипом, и 47 % с генотипом ММ, что составляет 48 % и от общего количества имеющих высокий индекс враждебности.

Высокий уровень агрессивности отмечается у 14 % испытуемых, имеющих аллель с 3-мя повторами (низкоактивный вариант гена МАОА), а высокий уровень враждебности - у 96 % молодых людей, имеющих аллель 3 (низкая активность фермента).

Полученные данные позволяют предполагать, что испытуемые с низкоактивным (аллель 3) вариантом гена (МАОА), несмотря на невысокий показатель агрессивности по тесту Басса-Дарки, почти везде имеют высокий показатель враждебности.

Сравнительный анализ уровней агрессивности и враждебности (по методике Басса-Дарки) среднегрупповых профилей между выборками «гетерозиготный генотип УМ», «гомозиготный генотип УУ», «гомозиготный генотип по мутации ММ» представлен на рисунках 1 и 2.

УМ \А/ ММ

Рисунок 1. Уровни агрессивности у обладателей разных генотипов

Рисунок 2. Уровни враждебности у обладателей разных генотипов

Как видно на рисунке 1, наивысший уровень агрессивности проявляется у молодых людей, имеющих гетерозиготный генотип, низший - у обладателей гомозиготного генотипа с мутантной аллелью.

Уровни враждебности в выборках различных генотипов имеют обратную закономерность. То есть, самый высокий среднегрупповой уровень враждебности наблюдается у обладателей гомозиготного генотипа с мутантной аллелью (ММ), в то время как уровень агрессивности этой выборки был минимальным. А самый низкий среднегрупповой показатель враждебности наблюдается у обладателей гетерозиготного генотипа (УМ), уровень агрессивности которых был максимален.

Сравнительный анализ уровней враждебности (по методике Басса-Дарки) среднегрупповых профилей между выборками обладателей «высокоактивного», «низкоактивного» вариантов гена МАОА, а также обладателей обоих аллелей, представлен на рисунке 3.

Рисунок 3. Сравнительная характеристика уровня враждебности

Как видно на рисунке, очевидны существенные генетические различия уровня враждебности. У обладателей низкоактивного варианта (аллель 3) гена МАОА уровень враждебности гораздо выше.

Результаты проведенного однофакторного дисперсионного анализа, где в качестве независимой переменной выступали генетические параметры, а зависимой - разные формы проявления агрессии и враждебности, указывают на наличие достоверной связи склонности к враждебному (F = 24,30; p < 0,05) и агрессивному (по методике Hand Test) (F = 19,86; p < 0,05)

поведению с низкоактивным вариантом гена фермента моноаминоксидазы А МАОА (1РГ).

По результатам проведенного исследования установлено, что наличие гетерозиготного генотипа (УМ) гена фермента катехол-О-метилтрансферазы СОМТ (гб4680) у лиц подросткового и молодого возрастов несколько повышает склонность к агрессивному поведению, однако не является достоверным фактором риска.

Среди генетических полиморфизмов, которые определяют риск агрессивного и враждебного поведения, наибольшую роль играет низкоактивный вариант гена фермента моноаминоксидазы А МАОА (1РГ) у лиц подросткового и молодого возрастов. Это еще раз подтверждает роль дофаминовой и се-ротониновой нейромедиаторных систем мозга в формировании различных поведенческих реакций в виде агрессивного и враждебного поведения, обусловленного повышенной активностью ЦНС.

Таким образом, в ходе проведенного исследования в группе лиц подросткового и молодого возрастов можно сделать соответствующие выводы:

- генотип УМ ферметна катехол-О-метилтрансферазы СОМТ может выступать в роли фактора риска склонности к агрессивному поведению;

- имеется достоверная связь склонности к враждебному поведению с низкоактивным вариантом гена фермента моноаминоксидазы МАОА (Р = 24,3, р < 0,05).

- выявленные особенности следует учитывать при проведении психолого-профилактических мероприятий.

Литература

1. АлфимоваМ. В., Трубников В. И. Генные основы темперамента и личности // Вопросы психологии. - 2000. - № 2. - С. 115-118.

2. АлфимоваМ. В., Трубников В. И. Психогенетика агрессивности // Вопросы психологии. - 2000. - № 6. - С. 112-121.

3. БерковицЛ. Агрессия: причины, последствия и контроль. - СПб., 2001.

4. Бэрон Р., Ричардсон Д. Агрессия. - СПб.: Питер, 2001. - 352 с.

5. Воробьева Е. В. Интеллект и мотивация достижения: психофизиологические и психогенетические предикторы. - М.: КРЕДО, 2006. -С. 110-111.

6. Воробьева Е. В. Психогенетические исследования взаимосвязи темперамента и мотивации достижения // Известия высших учебных заведений. Северо-Кавказский регион. Общественные науки. - 2006. -№ 3. - С. 110-111.

7. Гальтон Ф. Наследственность таланта. - М., 1996.

8. Егорова М. С. Генетика поведения: психологический аспект. - М., 1995.

9. Малых С. Б., Егорова М. С., Мешкова Т. А. Основы психогенетики. - М.,

1998.

10. Михайлова Т. И. Психологические предпосылки агрессивности // Вестник СумДУ. Серия «Медицина». - 2012. - № 1.

11. Петренко Р. А. Многоаспектность понятий «агрессия» и «агрессивность» // Гуманитарные и социальные науки. - 2010. - № 5.

12. Равич-ЩербоИ. В., Марютина Т. М., ГэигоренкоЕ.Л. Психогенетика. - М.,

1999. - C. 211-350.

13. РеанА. А. Психология изучения личности. - СПб., 1999.

14. Ребер А. Большой толковый психологический словарь. Т. 1. - М., 2001.

15. Сычев М. М. Генетика интеллекта. Лекции. - Смоленск: Изд-во СГУ, 2001.

16. Шустикова М. В. Генетические и средовые детерминанты агрессивного поведения // Вестник Харьковского национального университета им. В. Н. Каразина. Серия: Биология. - 2005. - Вып. 1-2. - № 709. -С. 111-115.

17. BirgerM., SwartzM., Cohen D. etal. Aggression: the testosterone-serotonin link // Isr. Med. Assoc. J. - 2003. - no. 5. - pp. 653-658.

18. Coccaro E. F., Bergerman C., Kavoussi R. J., Seroczynski A. Heritability of aggression and irritability: a twin study of the Buss-Durkee Aggression Scales in adult male subjects // Biol. Psychiatry. - 1997 b. - V. 41. - no. 3. -pp. 273-284.

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.

19. ErmakovP. N., Abakumova I. V. Youth against terrorism (on the work of the anti-terrorist youth festival) // Russian Psychological Journal. - 2012. - V. 9. -no. 4. - pp. 11-15.

20. Yeh M. T., Coccaro K., Jacobson C. Multivariate behavior genetic analyses of aggressive behavior subtypes // Behav. Genet. - 2010. - V. 40. -pp. 603-617.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.