УДК 342.92
АДМИНИСТРАТИВНЫЙ РЕГЛАМЕНТ -ОСНОВА ПРАВОВОГО РЕГУЛИРОВАНИЯ КОНТРОЛЬНО-НАДЗОРНОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ ОРГАНОВ ГОСУДАРСТВЕННОГО УПРАВЛЕНИЯ В СФЕРЕ ИГОРНОГО БИЗНЕСА
Изюмова Е.С.,
аспирант кафедры конституционного и административного права, ЮУрГУ (НИУ), г. Челябинск E-mail: [email protected]
Аннотация
Административный регламент выступает основой правового регулирования любой административной процедуры. В ходе анализа действующего законодательства сделан вывод о том, что содержательным основанием дифференциации административных регламентов является предмет административного регулирования. В связи с этим по данному основанию можно подразделить административные регламенты на регламенты исполнения государственной функции и административные регламенты предоставления государственных услуг. В статье рассматривается проблема отсутствия должной правовой регламентации административной процедуры, связанной с выполнением государственной функции по осуществлению контроля и надзора в сфере игорного бизнеса. Органом, уполномоченным на проведение контрольно-надзорных мероприятий в сфере игорного бизнеса, является Федеральная налоговая служба и ее территориальные подразделения. Также полномочия по осуществлению государственного регионального надзора в сфере игорного бизнеса в игорных зонах делегированы органам субъектов Российской Федерации, в которых они созданы. Между тем механизм проведения проверок, предметом которых являются отношения, связанные с нарушением установленных в ст. 5 Федерального закона от 29.12.2006 № 244-ФЗ «О государственном регулировании деятельности по организации и проведению азартных игр» ограничений, до настоящего времени не определен.
По результатам проведенного исследования сделан вывод о том, что возможным решением проблемы отсутствия должной правовой регламентации контрольно-надзорной деятельности органов государственного управления в сфере игорного бизнеса является разработка и утверждение административного регламента, предметом проверок в соответствии с которым должны стать отношения, связанные с нарушением установленных в ст. 5 Федерального закона от 29.12.2006 № 244-ФЗ «О государственном регулировании деятельности по организации и проведению азартных игр» ограничений. Также обоснована точка зрения о необходимости осуществления государственного контроля и надзора в сфере игорного бизнеса исключительно органами федерального уровня.
Ключевые слова: административный регламент, административная процедура, игорный бизнес, контрольно-надзорная деятельность.
ADMINISTRATIVE REGULATIONS AS THE BASIS OF LEGAL REGULATION OF CONTROL AND SUPERVISION ACTIVITY OF STATE BODIES IN THE SPHERE OF GAMBLING BUSINESS
Izyumova E.S.,
post-graduate SUSU (NRU), (Chelyabinsk) E-mail: [email protected]
Abstract
The administrative regulations act is a basis of legal regulation of any administrative procedure. During the analysis of the current legislation the conclusion that the substantial basis of differentiation of administrative regulations is the subject of administrative regulation is drawn. In this connection, on this basis it is possible to subdivide administrative regulations on: regulations of execution of the state function and administrative regulations of providing the state services. In article the problem of lack of a due legal regulation of the administrative procedure connected with performance of the state function of control and supervision in the sphere of a gambling is considered. The body authorized on carrying out control and supervising actions in the sphere of a gaming is the Federal Tax Service and its territorial divisions. Also powers on implementation of the state regional supervision in the sphere of a gaming in gambling zones are delegated to bodies of subjects of the Russian Federation in which they are created. Meanwhile, the mechanism of carrying out checks, is not determined by a subject which the relations connected with violation of the restrictions established in Art. 5 of the Federal law of 29.12.2006 No. 244-FZ "On state regulation of activities for the organization and carrying out gamblings" so far are.
By results of the conducted research the conclusion that a possible solution of the problem of lack of a due legal regulation of control and supervising activity of state bodies in the sphere of a gaming is development and the approval of administrative regulations a subject of checks according to which have to be relations connected with violation of the restrictions established in Art. 5 of the Federal law of 29.12.2006 No. 244-FZ "On state regulation of activities for the organization and carrying out gamblings" is drawn. The point of view about need of implementation of the state control and supervision in the sphere of a gaming exclusively is also proved by bodies of federal level.
Keywords: administrative regulations, administrative procedure, gambling, control and supervising activity.
Термин «регламент» (от лат. «regula» -норма, правило и «regere» - править, управлять; от фр. «reglament» - распорядок, правило) [1, с. 2015] давно используется в административном праве. Согласно толковым словарям русского языка под регламентом понимаются правила, регулирующие порядок какой-нибудь деятельности или последовательности работ [6, с. 5 - 41].
Понятие «административной регламент» активно стало употребляться после реформы исполнительной власти 2004 года. Однако законодателем не дано нормативного определения административного регламента, что привело к дискуссии в юридической литературе по поводу того, что является предметом административного регламента [2, с. 90; 3, с. 55-57; 5, с. 125-126].
Предметом административного регламента является административная процедура. А.Ф. Ноздрачев под административной процедурой понимает официально установленное действие органа исполнительной власти, которое имеет фиксируемое начало (юридический факт), четко определенные стадии и сроки исполнения действия, включающие критерии и варианты принятия решений и юридически фиксируемый результат в виде стандарта исполнения [6, а 5 - 41].
Предмет административного регламента является одним из оснований классификации административных регламентов. Исходя из анализа действующего законодательства, можно выделить административные регламенты исполнения государственной функции и административные регламенты предоставления государственных услуг.
Контроль и надзор являются одними из важнейших государственных функций, в связи с чем их правовая регламентация имеет большое значение [4, с. 115].
В силу положений п. 3 ч. 2 ст. 4 Федерального закона от 26.12.2008 №2 294-ФЗ «О защите прав юридических лиц и индивидуальных предпринимателей при осуществлении государственного контроля (надзора) и муниципального контроля» разработка и утверждение административных регламентов является обязанностью органа, осуществляющего функцию контроля и надзора в определенной сфере.
Как отмечает А.В. Яцкин, практика принятия федеральными органами исполнительной власти административных регламентов показала, что многие ведомства были не заинтересованы и не мотивированы осуществлять эту деятельность [10, с. 19].
Проблема отсутствия правовой регламентации исполнения государственной функции по осуществлению контрольно-надзорной деятельности в сфере игорного бизнеса остается актуальной и в настоящее время.
Органом, уполномоченным на проведение контрольно-надзорных мероприятий в сфере игорного бизнеса, является Федеральная налоговая служба и ее территориальные подразделения. Также полномочия по осуществлению государственного регионального надзора в сфере игорного бизнеса в игорных зонах делегированы органам субъектов Российской Федерации, в которых они созданы.
С целью определения механизма проведения проверочных мероприятий налоговыми органами утверждены следующие административные регламенты:
- административный регламент исполнения Федеральной налоговой службой государственной функции по проверке технического состояния игрового оборудования (утвержденный Приказом Минфина России от 11.10.2011 № 128н);
- административный регламент исполнения Федеральной налоговой службой государственной функции по осуществлению государственного надзора за деятельностью саморегулируемых организаций организаторов азартных игр в букмекерских конторах и саморегулируемых организаций организаторов азартных игр в тотализаторах (утвержденный Приказом Минфина России от 30.03.2015 № 50н);
административный регламент, регулирующий механизм проведения проверок, предметом которых являются отношения, связанные с нарушением установленных в ст. 5 Федерального закона от 29.12.2006 № 244-ФЗ «О государственном регулировании деятельности по организации и проведению азартных игр» ограничений, не разработан и не утвержден, что затрудняет проведение указанных проверок.
Таким образом, полагаем, что предметом указанного административного регламента должно стать соблюдение установленных ст. 5 Федерального закона № 244-ФЗ «О государственном регулировании деятельности по организации и проведению азартных игр и о внесении изменений в не-
которые законодательные акты Российской Федерации» ограничений:
1) деятельность по организации азартных игр и пари может осуществляться исключительно организаторами азартных игр при соблюдении требований, предусмотренных настоящим Федеральным законом, другими федеральными законами, законами субъектов Российской Федерации и иными нормативными правовыми актами;
2) деятельность по организации и проведению азартных игр может осуществляться исключительно в игорных заведениях, соответствующих требованиям, предусмотренным настоящим Федеральным законом, другими федеральными законами, законами субъектов Российской Федерации, иными нормативными правовыми актами Российской Федерации;
3) деятельность по организации и проведению азартных игр с использованием информационно-телекоммуникационных сетей, в том числе сети Интернет, а также средств связи, в том числе подвижной связи, запрещена, за исключением случаев, предусмотренных настоящим Федеральным законом;
4) игорные заведения (за исключением букмекерских контор, тотализаторов, их пунктов приема ставок) могут быть открыты исключительно в игорных зонах в порядке, установленном настоящим Федеральным законом;
5) игорные зоны не могут быть созданы на землях населенных пунктов, за исключением создания игорной зоны в границах земельных участков, предоставленных для размещения олимпийских объектов федерального значения, финансирование и строительство которых не осуществлялись за счет бюджетных ассигнований или средств Государственной корпорации по строительству олимпийских объектов и развитию города Сочи как горноклиматического курорта;
6) не допускается прием ставок организатором азартных игр в букмекерских конторах или тотализаторах путем пере-
вода денежных средств, в том числе перевода электронных денежных средств, приема платежей физических лиц, почтового перевода денежных средств организатору азартных игр, осуществляемых оператором по переводу денежных средств, в том числе оператором электронных денежных средств, банковским платежным агентом и (или) банковским платежным субагентом, за исключением денежных средств, признаваемых в соответствии с настоящим Федеральным законом интерактивной ставкой.
Помимо государственного надзора за деятельностью по организации азартных игр и пари налоговые органы осуществляют лицензионный контроль за деятельностью букмекерских контор и тотализаторов на основании п. 31 ч. 1 ст. 12 и в соответствии с положениями ст. 19 Федерального закона от 04.05.2011 № 99-ФЗ «О лицензировании отдельных видов деятельности». В силу положений ст. ч. 1 ст. 19 Федерального закона от 04.05.2011 № 99-ФЗ «О лицензировании отдельных видов деятельности» к отношениям, связанным с осуществлением лицензионного контроля, применяются положения Федерального закона от 26 декабря 2008 года № 294-ФЗ «О защите прав юридических лиц и индивидуальных предпринимателей при осуществлении государственного контроля (надзора) и муниципального контроля». Между тем административный регламент проведения проверок в рамках лицензионного контроля также до настоящего времени не разработан и не принят.
Государственный региональный надзор осуществляют органы государственной власти субъектов Российской Федерации, признанных игорными зонами (Республики Крым, Алтайского края, Краснодарского края, Приморского края, Калининградской области). При осуществлении своих полномочий, безусловно, они не должны поменять органы государственного федерального надзора. Между тем пределы компетен-
ции органов регионального государственного надзора законодательно не урегулированы. Субъектами Российской Федерации, признанных игорными зонами, административные регламенты проведения проверок не разработаны и не приняты.
Таким образом, полагаем, что осуществление государственного надзора в сфере
игорного бизнеса должно осуществляться исключительно органами федерального уровня с целью обеспечения единообразия подходов к проведению проверок, исключения злоупотреблений со стороны органов регионального государственного надзора, связанных с подменой органов федерального уровня.
БИБЛИОГРАФИЧЕСКИЙ СПИСОК
1. Большой толковый словарь русского языка / Под ред. С.А. Кузнецова. 1-е изд. СПб.: Норинт, 1998.
2. Давыдов К.В. Административные регламенты федеральных органов исполнительной власти Российской Федерации: вопросы теории / Под ред. Ю.Н. Старилова. М. : Nota Bene, 2010.
3. Кузнецов В.И. Административные регламенты. Юридические вопросы: Научно-практическое пособие. М.: Юриспруденция, 2010.
4. Майоров В.И., Лазуков А.С. Особенности государственного контроля и надзора в сфере рекламной деятельности // Проблемы права. 2015. №2. с. 114-119.
5. Никифоров М.В. Проблемы теории административных процедур. Н. Новгород: Нижегородская правовая академия, 2006.
6. Ноздрачев А.Ф. Системная регламентация административной деятельности: отечественная доктрина и практика // Законодательство и экономика. 2011. № 8.
7. Федеральный закон от 26.12.2008 №294-ФЗ «О защите прав юридических лиц и индивидуальных предпринимателей при осуществлении государственного контроля (надзора) и муниципального контроля» (ред. от 06.04.2015) // Российская газета. №266. 30.12.2008.
8. Федеральный закон от 29.12.2006 №244-ФЗ «О государственном регулировании деятельности по организации и проведению азартных игр и о внесении изменений в некоторые законодательные акты Российской Федерации» (ред. от 22.07.2014) // Российская газета. № 297. 31.12.2006.
9. Федеральный закон от 04.05.2011 № 99-ФЗ «О лицензировании отдельных видов деятельности» (ред. от 29.06.2015) // Российская газета. № 97. 06.05.2011.
10. Яцкин А.В. Правовое регулирование разработки административных регламентов // Журнал российского права. 2006. № 10.
СВЕДЕНИЯ ОБ АВТОРЕ
ИЗЮМОВА Евгения Сергеевна, аспирантка кафедры конституционного и административного права, Южно-Уральский государственный университет (НИУ), г. Челябинск.
E-mail: [email protected]