Вестник Челябинского государственного университета. 2015. № 25 (380). Право. Вып. 45. С. 67-75.
УДК 34.03 ББК 67.301
АДМИНИСТРАТИВНАЯ ЮРИСДИКЦИЯ ОРГАНОВ ГОСУДАРСТВЕННОГО УПРАВЛЕНИЯ В СФЕРЕ ИГОРНОГО БИЗНЕСА
С. В. Горовенко
ФГБОУ ВО «Тюменский государственный университет», Тюмень, Россия
Е. С. Изюмова
ФГБОУ ВПО «Южно-Уральский государственный университет» (национальный исследовательский университет),
Челябинск, Россия
Описаны основные подходы к пониманию термина «административная юрисдикция». Особенности административной юрисдикции органов государственного управления в сфере игорного бизнеса раскрыты через административные производства, являющееся ее составляющими (об административных правонарушениях; по жалобам граждан на акты управления или на действия (бездействие) органов исполнительной власти (их должностных лиц); дисциплинарное производство).
Ключевые слова: административная юрисдикция, игорный бизнес, производство об административных правонарушениях, производство по жалобам, дисциплинарное производство.
К вопросу о содержании понятия «административная юрисдикция» обращались многие ученые-административисты. В этой связи сложилось несколько подходов к определению указанного понятия. Прежде всего необходимо определиться, что мы вкладываем в это понятие, в чем его сущность, какие цели преследуются при осуществле -нии административной юрисдикции [14. С. 56].
Толковый словарь С. И. Ожегова трактует юрисдикцию как правомочие производить суд, решать правовые вопросы [24]. «Большой толковый словарь русского языка» дает сразу два опре -деления юрисдикции: 1) производство суда, реше -ние правовых вопросов; 2) область, на которую распространяется такое право [4]. В соответствии с «Современным экономическим словарем» юрисдикция (от лат. jurisdictio — суд, судопроизводство) — предусмотренные законом или другим правовым актом правомочия, полномочия государственного органа давать оценку правомерно -сти или неправомерности действий юридических или физических лиц, разрешать юридические споры, применять санкции к лицам, нарушающим законы и нормы права. Специальными органами юрисдикции являются суды, арбитражные суды, уполномоченные административные органы [21].
В юридической литературе сложились следующие тенденции к пониманию административной юрисдикции:
1) как части административного процесса. К примеру, И. В. Панова выделяет администра-
тивную юстицию среди таких видов административного процесса, как административно-нормотворческий и административно-право-наделительный [19. С. 8-9]. Ее подход совпадает с точкой зрения Д. Н. Бахраха [3. С. 547], М. А. Макаренко [15. С. 9], А. В. Мелехина [16. С. 150], М. А. Лапиной [13. С. 39-40];
2) как особого вида правоохранительной деятельности по разрешению правовых конфликтов (широкий подход), где органы публичного управления наделены полномочиями по их рассмотрению [17. С. 21; 22. С. 7]. Как отмечает И. М. Лазарев, административная юрисдикция включает в себя также рассмотрение и разрешение административных споров, в том числе рассмотрение жалоб граждан и организаций органами государственной администрации, а также применение органами исполнительной власти и судами мер административного принуждения к физическим и юридическим лицам [12. С. 46];
3) как производства по делу об административном правонарушении (узкий подход) [1; 9. С. 82; 18. С. 9];
4) как круга полномочий органов публичного управления [2. С. 11; 6. С. 68; 8. С. 85].
Если исходить из анализа выше приведенных точек зрения, то наиболее точно раскрывающей суть явления административной юрисдикции является первая.
Административная юрисдикция обладает рядом признаков, обозначив которые, можно определить
исследуемое понятие. Первый признак административной юрисдикции — наличие административного спора. Эти споры являются основанием для отграничения административной юрисдикции от иных видов юрисдикции (уголовной, гражданской), определяя ее предмет. Они могут возникать как по инициативе управляющей стороны, так и между различными участниками управленческих правоотношений. В качестве основания административно-правовых споров могут выступать жалобы граждан и иных участников административно-правовых отношений.
Второй признак административной юрисдикции — наличие полномочий по рассмотрению административного спора у определенного органа публичного управления. Полномочия органов публичного управления закрепляются в положениях об этих органах либо в отдельных законах, определяющих подведомственных тех или иных административных споров.
Третьим признаком административной юрисдикции является процессуальная регламентация действий органов публичного управления. Указанный признак имеет большое значение, ввиду того что в случае наличия процессуальных нарушений со стороны органов публичного управления может повлечь признание незаконными их действий, отмену выданных органом юрисдик-цонных актов. Зачастую указанные процедуры закрепляются в административных регламентах. Однако нормативным актом, содержащим наибольшее количество административных процедур, является Кодекс РФ об административных правонарушениях (КоАП РФ).
Четвертый признак административной юрисдикции: результатом выполняемых органом публичного управления действий является юрис-дикционный акт, обязательный для исполнения, индивидуально определенный акт, влекущий правовые последствия для участников административных правоотношений. Итак, административную юрисдикцию, исходя из вышеизложенных признаков, можно определить как процессуально регламентированную деятельность компетентных органов публичного управления, управомоченных на рассмотрение административных споров, вынесение по их результатам обязательных для исполнения, индивидуально определенных юрисдикционных актов.
В свою очередь некоторые авторы разграничивают понятия «административная юрисдикция» и «административно-судебная юрисдик-
ция», используя при этом характеристику органа, рассматривающего дело [7. С. 16; 13. С. 39-40].
В составе административной юрисдикции выделяют следующие составляющие:
1) производство по делам об административных правонарушениях;
2) производство по административно-правовым спорам;
3) дисциплинарное производство [25. С. 19].
A. Ф. Виноградов, отождествляя административную юрисдикцию с производством по делам об административных правонарушениях, выделяет: 1) обычное (полное) производство; 2) ускоренное (упрощенное) производство; 3) расширенное производство; 4) производство, связанное со случаями отказа в возбуждении уголовного дела, прекращения головного дела при наличии в действиях лица признаков административного правонарушения; 5) производство по возмещению имущественного ущерба; 6) производство в органе второй инстанции [5. С. 21].
B. А. Поникаров в содержание административной юрисдикции включает: 1) производство по делам об административных правонарушениях; 2) дисциплинарное производство; 3) производство по жалобам; 4) материальное производство [20. С. 11].
И. М. Серебрякова включает в содержание этого понятия: 1) производство по делам об административных правонарушениях; 2) разрешение административно-правовых споров; 3) применение мер административно-юрисдикционного обеспечения [23. С. 4].
По мнению О. В. Гречкиной, в составе административной юрисдикции таможенных органов можно выделить: 1) производство по делам об административных правонарушениях и рассмотрению таких дел в соответствии с законодательством об административных правонарушениях; 2) производство по рассмотрению жалоб на решения, действия (бездействие) органов и их должностных лиц; 3) производство по осуществлению дисциплинарного производства в отношении должностных лиц [7. С. 16].
С точки зрения М. А. Лапиной, административная юрисдикция органов исполнительной власти включает в себя: 1) производство по жалобам граждан на акты управления или на действия (бездействие) органов исполнительной власти (их должностных лиц); 2) дисциплинарное производство; 3) исполнительное производство; 4) производство по делам об административных правона-
рушениях [13. С. 39-40]. В составе административной юрисдикции органов государственного управления в сфере игорного бизнеса можно выделить следующие производства: 1) об административных правонарушениях; 2) по жалобам граждан на акты управления или на действия (бездействие) органов исполнительной власти (их должностных лиц); 3) дисциплинарное производство.
Юрисдикционная деятельность органов государственного управления в сфере игорного бизнеса осуществляется в форме контроля и надзора. Правовая регламентация форм юрисдикционной деятельности имеет важное значение для обеспечения их эффективности.
КоАП РФ предусмотрены две статьи, напрямую относящиеся к сфере азартных игр и пари: ст. 14.1.1 «Незаконные организация и проведение азартных игр» и 14.1.1-1 «Нарушение организаторами азартных игр в букмекерской конторе и тотализаторе требований к заключению пари на официальные спортивные соревнования и проведению других азартных игр».
Согласно ч. 3 и 4 ст. 14.1.1, ст. 14.1.1-1 КоАП РФ, протокол об административном правонарушении вправе составлять должностные лица налоговых органов; согласно ч. 1 и 2 ст. 14.1.1 КоАП РФ — должностные лица органов внутренних дел, а также органы прокуратуры.
Состав ч. 1 ст. 14.1.1 КоАП РФ предполагает незаконную организацию и (или) проведение азартных игр с использованием игрового оборудования вне игорной зоны, либо с использованием информационно-телекоммуникационных сетей, в том числе сети Интернет, а также средств связи, в том числе подвижной связи, либо без полученного в установленном порядке разрешения на осуществление деятельности по организации и проведению азартных игр в игорной зоне. Состав ч. 2 ст. 14.1.1 КоАП РФ подразумевает осуществление деятельности по организации и проведению азартных игр в букмекерских конторах и тотализаторах без лицензии. В виду того, что в силу положений ст. 15.1 Федерального закона от 29 декабря 2006 г. № 244-ФЗ «О государственном регулировании деятельности по организации и проведению азартных игр и о внесении изменений в некоторые законодательные акты Российской Федерации» государственный надзор в области организации и проведения азартных игр осуществляется Федеральной налоговой службой и ее территориальными органа-
ми, отсутствие полномочий по составлению про -токолов об административных правонарушениях по ряду составов (являющихся основным видом совершаемых правонарушений) представляется нелогичным. Более того, согласно положениям указанного федерального закона, именно налоговые органы осуществляют лицензирование в указанной сфере.
Административная юрисдикция налоговых органов не распространяется на ряд составов административных правонарушений в сфере азартных игр и пари. Причинами сложившейся ситуации являются: во-первых, неотнесение Постановлением Правительства РФ от 4 февраля 2013 г. № 75 указанных вопросов к государственному надзору в сфере азартных игр и пари; во-вторых, отсутствие административного регламента, на основании которого орган государственного управления выполнял бы административную процедуру по проведению проверок в сфере азартных игр и пари за соблюдением установленных ст. 5 Федерального закона № 244-ФЗ ограничений; в третьих, отсутствие административного регламента по проведению проверок за соблюдением требований Федерального закона № 244-ФЗ к лицензированию деятельности по организации и проведению азартных игр в букмекерских конторах и тотализаторах.
Таким образом, полагаем необходимым дополнить административную юрисдикцию налоговых органов в сфере азартных игр и пари, доработав описание предмета государственного надзора в сфере азартных игр и пари в Постановлении Правительства РФ от 4 февраля 2013 г. № 75, включив в него сферу лицензирования, и установленных ст. 5 Федерального закона № 244-ФЗ ограничений, а также разработав соответствующие административные регламенты с целью регламентации административных процедур.
Дела об административных правонарушениях, связанных с нарушением закона об азартных играх и пари, предусмотренные ст. 14.1.1 и 14.1.1-1 КоАП РФ, уполномочены рассматривать исключительно суды, ввиду того что санкция указанных статей предусматривает возможность применения такого дополнительного вида наказания, как конфискация игорного оборудования (орудия совершения административного правонарушения). Следующий вид администра-тивно-юрисдикционного производства в сфере игорного бизнеса — производство по жалобам
на действия (бездействие) органов государственного управления. Ввиду того что государственный надзор в сфере азартных игр и пари осуществляется как федеральными органами власти, так и на уровне регионов, субъекты административной юрисдикции подразделяются на два уровня — соответственно федеральный и региональный.
Порядок административного производства регламентирован административными регламентами, утверждаемыми на соответствующих уровнях. На федеральном уровне Приказом Минфина России от 11 октября 2011 г. № 128н утвержден административный регламент исполнения Федеральной налоговой службой государственной функции по проверке технического состояния игрового оборудования. Так, разд. 5 указанного административного регламента предусмотрен досудебный (внесудебный) порядок обжалования решений и действий (бездействия) органа, исполняющего государственную функцию, а также должностных лиц.
Заявители имеют право на обжалование в досудебном порядке действий (бездействия) должностного лица территориального налогового органа, а также принимаемых им решений при исполнении государственной функции:
1) управлениями по субъектам РФ — руководителю Федеральной налоговой службы (ФНС) России;
2) инспекциями ФНС России по районам, районам в городах, городам без районного деления, инспекциями ФНС России межрайонного уровня и межрегиональными инспекциями ФНС России по крупнейшим налогоплательщикам — руководителю Управления по субъекту РФ.
М. А. Лапина классифицирует жалобы в зависимости от их содержания: 1) на акты ненормативного характера, неправомерное действие или бездействие органов публичной власти — вышестоящим органам; 2) на действия или бездействие должностных лиц органа исполнительных власти — вышестоящим должностным лицам данного или вышестоящего органа; 3) на действия (бездействие) должностных лиц органа исполнительной власти путем издания акта ненормативного характера — вышестоящим органам исполнительной власти [13. С. 87].
Заявления рассматриваются в течение 30 дней (п. 82 административного регламента, ст. 12 Федерального закона № 59-ФЗ). По результатам рассмотрения обращения заявителю направля-
ется письменный ответ. По результатам рассмотрения обращения может быть принято решение об удовлетворении жалобы либо об отказе в ее удовлетворении (п. 84 административного регламента). На уровне регионов административные регламенты разработаны и утверждены субъектами РФ, являющимися игорными зонами. Так, Постановлением главы администрации (губернатора) Краснодарского края от 22 апреля 2014 г. № 380 утвержден административный регламент исполнения Министерством стратегического развития, инвестиций и внешнеэкономической деятельности Краснодарского края государственной функции по осуществлению регионального государственного надзора в области организации и проведения азартных игр. Приказом Департамента туризма Приморского края от 16 марта 2014 г. № 36 утвержден административный регламент Департамента туризма Приморского края по исполнению государственной функции регионального государственного надзора в области организации и проведения азартных игр в игорной зоне «Приморье». Приказом Управления Алтайского края по развитию туристско-рекреационного и санитар-но-курортного комплексов от 12 февраля 2015 г. утвержден административный регламент исполнения Управлением Алтайского края по развитию туристско-рекреационного и санитарно-курортного комплексов государственной функции регионального государственного надзора в области организации и проведения азартных игр в игорной зоне «Сибирская монета» на территории Алтайского района Алтайского края. В Калининградской области административный регламент не разработан.
В каждом из действующих административных регламентов предусмотрен разд. 5, определяющий досудебный (внесудебный) порядок обжалования решений и действий (бездействия) органа, исполняющего государственную функцию, а также должностных лиц.
Из анализа указанных разделов административных регламентов регионов следует, что они имеют ряд принципиальных различий. Рассмотрим указанные положения административных регламентов в сравнении с Федеральным законом от 2 мая 2006 г. № 59-ФЗ «О порядке рассмотрения обращений граждан Российской Федерации», регламентирующим общий порядок и сроки рассмотрения заявлений, обращений граждан (см. таблицу).
Основные различия административных регламентов регионов, касающиеся административно-юрисдикционного производства по обращениям
Положение
Алтайский край
Краснодарский край
Приморский край
Норма Федерального закона № 59-ФЗ
Предмет обращения
Форма обращения
Срок рассмотрения обращения
Результат рассмотрения обращения
Нарушение прав, законных интересов, противоправное решение, действие или бездействие должностных лиц, нарушение настоящего регламента, некорректное поведение или нарушение служебной этики
Письменная; электронная
Тридцать дней со дня регистрации, срок может быть продлен не более, чем на 30 дней
Удовлетворение обращения;
отказ в удовлетворении обращения
Нарушение прав, законных интересов, противоправное решение, действие или бездействие должностных лиц, некорректное поведение или нарушение служебной этики
Письменная; электронная; устная
Тридцать дней со дня регистрации, срок может быть продлен не более, чем на 30 дней
Удовлетворение об -ращения;
отказ в удовлетворении обращения
Действие (бездействие), решение органа или его должностных лиц, осуществляемое в ходе исполнения государственной функции
Письменная; электронная; устная
Пятнадцать дней со дня регистрации, срок может быть продлен не более, чем на 30 дней
Удовлетворение об-ращения и признание обжалованного решения неправомерным; действия (бездействие) должностного лица; отказ в удовлетворении обращения
Письменная; электронная; устная
Тридцать дней со дня регистрации, срок может быть продлен не более чем на 30 дней Не описаны возможные результаты рассмотрения обращений
Таким образом, административные регламенты регионов, являющихся игорными зонами, регламентирующие административно-юрисдикци-онное производство по обращениям, имеют различия в части предмета обращения. Например, в Алтайском крае предметом обжалования могут являться не только действие (бездействие), решение органа государственного управления, но и нарушение административного регламента, а также требований к служебному поведению должностных лиц. В то же время административный регламент Алтайского края не предусматривает устной формы подачи обращения (заявления).
Срок рассмотрения обращения (заявления), согласно положениям административного регламента Приморского края, составляет 15 дней. Это означает сокращение допустимых сроков адми-нистративно-юрисдикционного производства, что является допустимым, однако вызывает угрозу снижения качества рассмотрения обращений в связи с сокращением сроков.
Согласно положениям п. 18.4 административного регламента Приморского края, в случае, если по результатам рассмотрения жалоба признана обоснованной, принимается решение о применении мер ответственности к должностному лицу органа государственного управления, допустившему нарушения в ходе исполнения государственной функции. Указанные обстоятельства являются основанием для начала дисциплинарного производства. Основанием для возбуждения дисциплинарного производства является совершение дисциплинарного правонарушения.
Дисциплинарное производство, как и другие виды административно-юрисдикционного производства, состоит из определенной совокупности стадий. М. А. Лапина выделяет следующие: 1) возбуждение дела о дисциплинарном проступке и служебная проверка фактов и обстоятельств его совершения; 2) рассмотрение дела о дисциплинарном проступке и принятие решения по делу; 3) обжалование принятого по делу
решения (факультативная стадия); 4) исполнение решения о наложении дисциплинарного взыскания или взыскания за совершение коррупционного правонарушения [13. С. 93].
Особенностью дисциплинарного производства органов государственного управления в сфе -ре игорного бизнеса является то, что его субъектами выступают государственные служащие, порядок привлечения которых регламентирован Федеральным законом от 27 июля 2004 г. № 79-ФЗ «О государственной гражданской службе Российской Федерации», а также рядом локальных нормативных актов. К примеру, порядок привлечения должностных лиц Федеральной налоговой службы и ее территориальных подразделений регламентирован в том числе Приказом ФНС РФ от 22 августа 2011 г. № ММВ-7-4/507@ «Об утверждении Инструкции о порядке организации и проведения служебной проверки в Федеральной налоговой службе», Приказом ФНС РФ от 11 апреля 2011 г. № ММВ-7-4/260@ «Об утверждении Кодекса этики и служебного поведения государственных гражданских служащих федеральной налоговой службы», Приказом ФНС РФ от 15 февраля 2007 г. № САЭ-3-18/62@ «Об утверждении Регламента Федеральной налоговой службы».
Согласно положениям административных регламентов Краснодарского (п. 102) и Алтайского (п. 16.12) краев, наиболее серьезным дисциплинар -ным проступком является проведение проверки с грубым нарушением положений Федерального закона от 26 декабря 2008 г. № 294-ФЗ «О защите прав юридических лиц и индивидуальных предпринимателей при осуществлении государственного контроля (надзора) и муниципального контроля», что является основанием для признания
результатов проверки недействительными в судебном порядке. Предусмотрена также административная ответственность за ряд грубых нарушений ст. 19.6.1 КоАП РФ. Однако составить протокол об административном правонарушении по данной статье могут исключительно должностные лица органов прокуратуры. Следует отметить, что дисциплинарная ответственность не исключает ответственность административную, и наоборот.
По результатам дисциплинарного производства составляется юрисдикционный акт, которым на должностное лицо органа государственного управления может быть наложено одно из следующих видов дисциплинарных взысканий: 1) замечание; 2) выговор; 3) предупреждение о неполном должностном соответствии; 4) освобождение от замещаемой должности гражданской службы; 5) увольнение с гражданской службы.
Согласно положениям административных регламентов Приморского (п. 18.4) и Краснодарского (п. 90) краев, заявителю сообщается о мерах, принятых в отношении должностных лиц, виновных в нарушении законодательства РФ, в течение семи и десяти дней соответственно.
Таким образом, административная юрисдикция органов государственного управления в сфере игорного бизнеса состоит из производств:
1) об административных правонарушениях;
2) по жалобам граждан на акты управления или на действия (бездействие) органов исполнительной власти (их должностных лиц); 3) дисциплинарное производство. Они обладают своей спецификой, требуют четкой законодательной регламентации на фоне модернизации управленческих процессов, где административный процесс выходит на первый план.
Список литературы
1. Административная деятельность органов внутренних дел : учеб.-метод. рек. по самостоят. изучению курса : в 2 ч. Ч. 1. / сост. Н. В. Сидоряк. - Орел : Орл. юрид. ин-т МВД России, 2008.
2. Андрианова, Ю. А. Административная юрисдикция мировых судей в Российской Федерации : дис. ... канд. юрид. наук / Ю. А. Андрианова. - Саратов, 2004.
3. Бахрах, Д. Н. Административное право : учеб. для вузов / Д. Н. Бахрах, Б. В. Россинский, Ю. Н. Ста-рилов. - М. : Норма, 2004.
4. Большой толковый словарь русского языка / сост., гл. ред. С. А. Кузнецов. - СПб. : Норинт, 1998.
5. Виноградов, А. Ф. Административная юрисдикция органов внутренних дел : автореф. дис. ... канд. юрид. наук / А. Ф. Виноградов. - М., 1996. - С. 21.
6. Головко, В. В. Административно-юрисдикционная деятельность органов внутренних дел в области дорожного движения : дис. ... д-ра юрид. наук / В. В. Головко. - М., 2008.
7. Гречкина, О. В. Административная юрисдикция таможенных органов Российской Федерации: те-оретико-приклад. исслед. : автореф. дис. ... д-ра юрид. наук / О. В. Гречкина. - М., 2011.
8. Дорохин, В. В. Производство по делам об административных правонарушениях, осуществляемое органами внутренних дел : дис. ... канд. юрид. наук / В. В. Дорохин. - М., 2006.
9. Женетль, С. З. Административная реформа: теоретические модели административной процедуры / С. З. Женетль // Законы России: опыт, анализ, практика. - 2007. - № 10. - С. 82.
10. Карасев, А. Т. Законы субъектов Российской Федерации об обращениях граждан / А. Т. Карасев, А. В. Савоськин // Рос. юрид. журн. - 2015. - № 1. - С. 48-54.
11. Кузурманова, И. В. Модель административно-юрисдикционной деятельности органов исполнительной власти / И. В. Кузурманова // Адм. право и процесс. - 2011. - № 10. - С. 8-10.
12. Лазарев, И. М. Административные процедуры в сфере взаимоотношений граждан и их организаций с органами исполнительной власти в Российской Федерации : дис. ... канд. юрид. наук / И. М. Лазарев. - М., 2002. - С. 46.
13. Лапина, М. А. Административная юрисдикция в системе административного процесса : монография / М. А. Лапина. - М. : Финансовый ун-т, 2013.
14. Майоров, В. И. Некоторые проблемы административной юрисдикции / В. И. Майоров // Актуальные проблемы применения Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях : материалы Всерос. науч.-практ. конф., г. Омск, 1 июня 2004 г. - Омск : Омс. юрид. ин-т, 2004. - С. 56-60.
15. Макаренко, М. А. Правовое обеспечение и защита прав граждан в сфере административно-юрис-дикционной деятельности Госавтоинспекции безопасности дорожного движения МВД России : дис. ... канд. юрид. наук / М. А. Макаренко. - Хабаровск, 2002.
16. Мелехин, А. В. Административное право Российской Федерации : курс лекций / А. В. Мелехин. -М., 2009.
17. Масленников, М. Я. Административно-юрисдикционный процесс / М. Я. Масленников. - Воронеж, 1990.
18. Осипова, О. В. Субъекты административной юрисдикции : дис. ... канд. юрид. наук / О. В. Оси-пова. - М., 2004.
19. Панова, И. В. Актуальные проблемы административного процесса в Российской Федерации : ав-тореф. дис. ... д-ра юрид. наук / И. В. Панова. - Екатеринбург, 2000.
20. Поникаров, В. А. Основы административно-юрисдикционой деятельности в уголовно-исполнительной системе / В. А. Поникаров. - М., 2007. С. 11.
21. Райзберг, Б. А. Современный экономический словарь / Б. А. Райзберг, Л. Ш. Лозовский, Е. Б. Стародубцева. - М. : ИНФРА-М, 2006.
22. Сасыков, Т. П. Проблемы административной юрисдикции органов внутренних дел : дис. ... канд. юрид. наук / Т. П. Сасыков. - М., 2005.
23. Серебрякова, И. М. Административно-юрисдикционная деятельность милиции Республики Беларусь : автореф. дис. ... канд. юрид. наук / И. М. Серебрякова. - Минск, 1998.
24. Словарь русского языка [Электронный ресурс]. - URL: http://www.ozhegov.org/words/40934.shtml (дата обращения 22.10.2015).
25. Чекалина, О. В. Административно-юрисдикционный процесс : автореф. дис. ... канд. юрид наук / О. В. Чекалина. - М., 2005.
Сведения об авторах
Горовенко Сергей Викторович — кандидат юридических наук, и. о. заведующего кафедрой административного и финансового права Института государства и права Тюменского государственного университета, Тюмень, Россия. tgamyp@yandex.ru
Изюмова Евгения Сергеевна — аспирант кафедры конституционного и административного права ЮжноУральского государственного университета (национального исследовательского университета), Челябинск, Россия. izumchik74@rambler.ru
74
C. B. ropoBeHKO, E. C. H3K>MOBa
Bulletin of Chelyabinsk State University. 2015. No. 25 (380). Law. Issue 45. Pp. 67-75.
ADMINISTRATIVE JURISDICTION OF STATE BODIES IN THE GAMING SPHERE
S. V. Gorovenko
Tyumen state University, Tyumen, Russia. tgamyp@yandex.ru
E. S. Izyumova
South Ural state University, Chelyabinsk, Russia. izumchik74@rambler.ru
The article describes the main approaches to understanding of the term "administrative jurisdiction". Features of an administrative jurisdiction of state bodies in the sphere of a gaming are described through administrative productions, being its components: about administrative offenses; according to complaints of citizens to acts of management or to actions (inaction) of executive authorities (their officials); disciplinary production.
Keywords: an administrative jurisdiction, a gaming, production about administrative offenses, production according to complaints, disciplinary production.
References
1. Sidoryak N.V. (comp.) Administrativnaya deyatel'nost' organov vnutrennikh del v 2 chastyah. Chast 1 [Administrative activity of law-enforcement bodies: educational and methodical recommendations about independent studying of a course in 2 pts. Pt. 1]. Orel, 2008. (In Russ.).
2. Andrianova Yu.A. Administrativnaya yurisdiktsiya mirovykh sudey v Rossiyskoy Federatsii: dis. ... kand. yurid. nauk [An administrative jurisdiction of magistrates in the Russian Federation. Thesis]. Saratov, 2004. (In Russ.).
3. Bakhrakh D.N., Rossinskiy B.V., Starilov Yu.N. Administrativnoepravo [Administrative law]. M., Norma Publ., 2004. (In Russ.).
4. Kuznetsov S.A. (ed.) Bol'shoy tolkoviy slovar' russkogo yazika [Big explanatory dictionary of Russian]. St. Petersburg, Norint Publ., 1998. (In Russ.).
5. Vinogradov A.F. Administrativnaya yurisdiktsiya organov vnutrennikh del: avtoref. dis. ... kand. yurid nauk [Administrative and jurisdictional activity of law-enforcement bodies in the field of traffic. Abstract of thesis]. Moscow, 1996. P. 21. (In Russ.).
6. Golovko V.V. Administrativno-yurisdiktsionnaya deyatel 'nost' organov vnutrennikh del v oblasti dorozh-nogo dvizheniya: dis. ... d-rayurid. nauk [Administrative and jurisdictional activity of internal affairs authorities in the field of traffic. Thesis]. Moscow, 2008. (In Russ.).
7. Grechkina O.V. Administrativnaya yurisdiktsiya tamozhennykh organov Rossiyskoy Federatsii: teoretiko-prikladnoe issledovanie: avtoref. dis. ... d-ra yurid. nauk [Administrative jurisdiction of customs authorities of the Russian Federation: theoretically-applied research. Abstract of thesis]. Moscow, 2011. (In Russ.).
8. Dorohin V.V. Proizvodstvo po delam ob administrativnykh pravonarusheniyakh, osushchestvlyaemoe organami vnutrennikh del: dis. ... kand. yurid. nauk [The affairs production about administrative offenses which is carried out by law-enforcement bodies. Thesis]. Moscow, 2006. (In Russ.).
9. Zhenetl' S.Z. Administrativnaya reforma: teoreticheskie modeli administrativnoy protsceduri [Administrative reform: theoretical models of an administrative procedure]. Zakony Rossii: opyt, analiz, praktika [Laws of Russia: experience, analysis, practice], 2007, no. 10, p. 82. (In Russ.).
10. Karasev A.T., Savos'kin A.V. Zakony sub''ektov Rossiyskoy Federatsii ob obrashcheniyakh grazhdan [Laws of subjects of the Russian Federation on addresses of citizens]. Rossiyskiyyuridicheskiy zhurnal [Russian legal magazine], 2015, no. 1, pp. 48-54. (In Russ.).
11. Kuzurmanova I.V. Model' administrativno-yurisdiktsionnoy deyatel'nosti organov ispolnitel'noy vlasti [Model of administrative and jurisdictional activity of executive authorities]. Administrativnoe pravo i protsess [Administrative law and process], 2011, no. 10, pp. 8-10. (In Russ.).
12. Lazarev I.M. Administrativnye protsedury v sfere vzaimootnosheniy grazhdan i ikh organizatsiy s organami ispolnitel'noy vlasti v Rossiyskoy Federatsii: dis. ... kand. yurid. nauk [Administrative procedures in the
sphere of relationship of citizens and their organizations with executive authorities in the Russian Federation. Thesis]. Moscow, 2002. P. 46. (In Russ.).
13. Lapina M.A. Administrativnayayurisdiktsiya v sisteme administrativnogoprotsessa [An administrative jurisdiction in system of administrative process]. Moscow, 2013. (In Russ.).
14. Mayorov V.I. Nekotorye problemy administrativnoy yurisdiktsii [Some problems of an administrative jurisdiction]. Aktual'nyeproblemyprimeneniya Kodeksa Rossiyskoy Federatsii ob administrativnykhpravona-rusheniyakh [Actual problems of application of the Code of the Russian Federation about administrative offenses]. Omsk, 2004. Pp. 56-60. (In Russ.).
15. Makarenko M.A. Pravovoe obespechenie i zashchitaprav grazhdan v sfere administrativno-yurisdikt-sionnoy deyatel'nosti Gosavtoinspektsii bezopasnosti dorozhnogo dvizheniyaMVD Rossii: dis. ... kand. yurid. nauk [Legal support and protection of the rights of citizens in the sphere of administrative and jurisdictional activity of a state traffic inspectorate of traffic safety of the Ministry of Internal Affairs of Russia. Thesis]. Khabarovsk, 2002. (In Russ.).
16. Melekhin A.V. Administrativnoepravo Rossiyskoy Federatsii [Administrative law of the Russian Federation]. Moscow, 2009. (In Russ.).
17. Maslennikov M.Ya. Administrativno-yurisdiktsionnyy protsess [Administrative and jurisdictional process]. Voronezh, 1990. (In Russ.).
18. Osipova O.V. Sub "ekty administrativnoy yurisdiktsii: dis. ... kand. yurid. nauk [Subjects of an administrative jurisdiction. Thesis]. Moscow, 2004. (In Russ.).
19. Panova I.V. Aktual'nye problemy administrativnogo protsessa v Rossiyskoy Federatsii: avtoref. dis. ... d-ra yurid. nauk [Actual problems of administrative process in the Russian Federation. Abstract of thesis]. Ekaterinburg, 2000. (In Russ.).
20. Ponikarov V.A. Osnovy administrativno-yurisdiktsionoy deyatel 'nosti v ugolovno-ispolnitel 'noy sisteme [Bases administrative jurisdictional activity in criminal and executive system]. Moscow, 2007. P. 11. (In Russ.).
21. Rayzberg B.A., Lozovskiy L.Sh., Starodubtseva E.B. Sovremennyy ekonomicheskiy slovar' [The modern economic dictionary]. Moscow, INFRA-M Publ., 2006 (In Russ.).
22. Sasykov T.P. Problemy administrativnoy yurisdiktsii organov vnutrennikh del: dis. ... kand. yurid. nauk [Problems of an administrative jurisdiction of law-enforcement bodies. Thesis]. Moscow, 2005. (In Russ.).
23. Serebryakova I.M. Administrativno-yurisdiktsionnaya deyatel 'nost' militsii Respubliki Belarus': avtoref. dis. ... kand. yurid. nauk [Administrative and jurisdictional activity of militia of Republic of Belarus. Abstract of thesis]. Minsk, 1998. (In Russ.).
24. Slovar' russkogo yazyka [Dictionary of Russian]. Available at: http://www.ozhegov.org/words/40934. shtml, accessed 22.10.2015. (In Russ.).
25. Chekalina O.V. Administrativno-yurisdiktsionnyy protsess: avtoref. dis. ... kand. yurid nauk [Administrative and jurisdictional process. Abstract of thesis]. Moscow, 2005. (In Russ.).