Д.Ю. Гапеенко,
Московский университет МВД России им. В.Я. Кикотя
АДМИНИСТРАТИВНАЯ ОТВЕТСТВЕННОСТЬ ЗА УЧАСТИЕ В АЗАРТНЫХ ИГРАХ ВНЕ ИГОРНЫХ ЗОН
ADMINISTRATIVE RESPONSIBILITY FOR PARTICIPATION IN GAMBLING OUT OF GAMBLING ZONES
Автор анализирует необходимость введения административной ответственности за участие в азартных играх вне игорных зон в целях защиты нравственности, прав и законных интересов граждан.
Author analyzes the necessity of zones in order to protect morals, rights and legitimate interests of citizens.
Как свидетельствуют многочисленные исследования, российская нормотворческая практика установления различного рода запретов, ограничений и обязательств, обеспечиваемых юридической ответственностью, далеко не всегда приводит к желаемому результату. Впоследствии это влечет либо отмену принятых правовых установлений, либо внесение в них соответствующих дополнений и изменений. Причем основной объем подобных корректив приходится на административное законодательство, являющееся наиболее динамичным в силу объективной зависимости от предмета правового регулирования, постоянно претерпевающего значительные метаморфозы.
Относительно попыток юридического упорядочения игорной деятельности следует заметить, что за десятилетие, прошедшее после принятия Федерального закона №244-ФЗ «О государственном регулировании деятельности по организации и проведению азартных игр и о внесении изменений в некоторые законодательные акты Российской Федерации» [1], в него, а также в иные нормативные правовые акты федерального уровня неоднократно вносились многочисленные изменения, что, на наш взгляд, свиде-
тельствует о важности, сложности и неоднозначности общественных отношений в данной области.
Так, например, за указанный период глава 14 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях была дополнена статьями 14.1.1 (Незаконные организация и проведение азартных игр); 14.1.1-1 (Нарушение организаторами азартных игр в букмекерской конторе и тотализаторе требований к заключению пари на официальные спортивные соревнования и проведению других азартных игр); 14.27 (Нарушение законодательства о лотереях).
Вместе с тем, несмотря на предпринятые попытки наведения порядка в рассматриваемой сфере, приходится констатировать повсеместное продолжение незаконной организации и функционирования подпольных игорных заведений, а также неэффективность правоприменительной практики по предупреждению, своевременному выявлению и пресечению подобных фактов, привлечению лиц, причастных к неправомерному игорному бизнесу, к юридической ответственности.
Осмысление обстоятельств, обусловливающих сложившуюся нормотворческую и правоприменительную практику в рассматриваемой
области позволяет признать, что, по мнению законодателя, в качестве основного объекта правовой охраны здесь выступают общественные отношения, складывающиеся в процессе осуществления экономической деятельности по оказанию, а также потреблению соответствующих услуг в игорной сфере. В действительности же дело обстоит несколько иначе.
На наш взгляд, максимальное раскрытие охранительного потенциала административных правовых норм может быть достигнуто при условии определения оптимальных (необходимых и достаточных) направлений, пределов и масштабов их реализации. На эффективность правоприменения при этом будет влиять установление всех возможных объектов охранительного воздействия, успешный выбор и сочетание используемых административно -правовых
средств, форм и методов противодействия различным общественно-опасным проявлениям, исходящим от конкретных субъектов либо возникающим при конкретных обстоятельствах.
Что касается игорного бизнеса, то необходимость его перевода в специально созданные игорные зоны, полагаем, была обусловлена отнюдь не соображениями обеспечения нормального развития экономики, а, в основном, целями ограждения широких слоев населения от соответствующих негативных последствий. Однако на сегодняшний день данные правоохранительные цели реализованы далеко не в полной мере. В частности, представляется, что для их достижения не до конца использован институт административной ответственности.
Как свидетельствует практика, усилия правоприменителей преимущественно сконцентрированы на защите отношений предпринимательства по оказанию и потреблению услуг в игорной сфере. При этом защита нравственности, прав и законных интересов граждан от негативного влияния игорной индустрии до сих пор воспринимается как второстепенная задача.
Таким образом, согласно сегодняшней официальной позиции, в конфликте между нарушителем законодательства об азартных играх и государством усматривается исключительно экономический (финансовый) сегмент, главным следствием которого является стремление принудить субъекта предпринимательской деятельности к своевременной и полной уплате соответствующих налогов, а также не допустить дальнейшего ведения бизнеса, сопряженного с нарушением законодательства об азартных играх. Вместе с тем приоритетной целью государства в сфере игорной деятельности должна быть защита нравственности, прав и законных интересов граждан,
и только потом уже нужно рассматривать ее экономическую составляющую.
В связи с этим уместно привести высказывание Президента России В.В. Путина, который, оценивая ситуацию с игорным бизнесом в стране, отметил: «Зависимость от азартных игр... может быть не меньшей, чем от алкоголя или наркотиков. Мы должны подумать о том, чтобы оградить наших граждан от того, что сейчас происходит в сфере игорного бизнеса» [4].
Действительно, игрок, рассчитывающий получить материальные блага без приложения усилий, постепенно утрачивает потребность в общественно значимой работе, поскольку предполагает, что деньги и иные материальные блага можно иметь в результате одномоментного выигрыша по воле случая. Кроме того, азартные игры небезобидны для психического здоровья человека, который не замечает, как простое любопытство перерастает в болезненное влечение, расстройство — лудоманию. Современные исследования в области медицины указывают, что зависимость от азартных игр обладает всеми клиническими признаками, присущими алкоголизму или наркомании, и сопровождается к тому же рядом характерных психопатологических проявлений в изменении личности, сходных с расстройством психики [5].
Следует учитывать также, что патологическое влечение к азартным играм больше тридцати лет назад (1978 г.) было включено в Международную классификацию болезней под кодом F63.0 [6].
Изложенное позволяет сделать вывод, что здоровье населения, отнесенное Конституцией России к высшей ценности нашего общества, в совокупности с общественной нравственностью надлежит рассматривать как объекты административно-правовой защиты от негативного влияния незаконной игорной индустрии.
Кроме того, ученые-криминологи, характеризуя обстоятельства, способствующие совершению правонарушений, отмечают, что азартные игры являются благоприятной средой для распространения различных, в том числе тяжких, преступлений и представляют серьезную опасность для общества и отдельных граждан, чему способствует множество факторов: большие обороты денежных средств при относительной простоте организации деятельности игорного заведения; коррумпированность чиновников; минимальные затраты для организации бизнеса [7].
Таким образом, признавая многовектор-ность общественной опасности незаконных азартных игр, законодатели зарубежных стран для успешного противодействия противоправ-
ному игорному бизнесу активно совершенствуют национальную правовую базу, предусматривая возможность привлечения к ответственности наряду с организаторами и работниками подпольных казино также и посетителей нелегальных игорных заведений.
В качестве примера можно назвать: а) часть 1 статьи 191 Кодекса Республики Узбекистан об административной ответственности, где предусмотрено наказание за незаконное участие в азартных и других, основанных на риске играх; б) часть 1 статьи 357 Кодекса Туркменистана об административных правонарушениях, установившей ответственность за участие в азартных играх (в карты, «наперсток» и др.) на деньги, вещи и иные ценности, а равно принятие ставок частными лицами на спортивных и других состязаниях.
Что касается российского административного законодательства, то на сегодняшний день в нем не предусмотрено норм, устанавливающих ответственность за неправомерное участие в азартных играх физических лиц. В то же время очевидно, что важным условием существования незаконных игорных заведений является наличие у них соответствующей клиентуры, отсутствие которой делает данную противоправную деятельность бессмысленной. По нашему мнению, введение административной ответственности указанных субъектов помогло бы сократить число посетителей нелегальных игорных заведений.
Целесообразность и обоснованность подобных мер, на наш взгляд, является очевидной. Практика существования незаконных игорных заведений свидетельствует о применении в них комплекса конспиративных мер: система условных сигналов; элементы маскировки; ограниченность доступа желающих участвовать в играх; невозможность свободного бесконтрольного посещения заведения посторонними лицами; физическая охрана; видеонаблюдение и др. Соответственно, все лица, находящиеся в таком заведении, осознают незаконность его функционирования и ту роль, которую они при этом выполняют, находясь в его помещениях. Однако привлечь посетителей таких заведений за участие в подобных играх к юридической ответственности не представляется возможным ввиду отсутствия в законодательстве об административных правонарушениях соответствующих правовых запретов и института соучастия.
В качестве дополнительного аргумента в пользу данного предложения можно провести аналогию с решением законодателя об установлении административной ответственности за потребление нарко-
тических средств или психотропных веществ без назначения врача (статья 6.9 КоАП РФ), приводящее потребителей к нездоровой зависимости и способствующее незаконному обороту указанных веществ.
Следует заметить, что самовольное потребление наркотиков в Российской Федерации в определенный исторический период перестали признавать административным правонарушением. Однако лица, больные наркоманией, обязаны были проходить специальное лечение, и административная ответственность в то время предусматривалась лишь за уклонение от такого лечения [7]. Вновь административная ответственность за указанные деяния, с учетом высокой степени их общественной опасности и значительной распространенности в обществе, была установлена в 2002 году [2], что было сделано весьма своевременно.
На основании изложенного считаем уместным дополнить Кодекс Российской Федерации об административных правонарушениях статьей, устанавливающей ответственность за участие в азартных играх вне игорных зон, включив ее в главу 6 «Административные правонарушения, посягающие на здоровье, санитарно-эпидемиологическое благополучие населения и общественную нравственность». За совершение этого административного деликта предполагается установить административные наказания в виде административного штрафа или административного ареста с конфискацией орудия совершения или предмета административного правонарушения. Следует уполномочить должностных лиц органов внутренних дел (полиции) составлять протоколы о данном административном правонарушении. Право рассмотрения дел о таких правонарушениях предполагается предоставить судьям.
ЛИТЕРАТУРА
1. О государственном регулировании деятельности по организации и проведению азартных игр и о внесении изменений в некоторые законодательные акты Российской Федерации: Федеральный закон от 29.12.2006 №244-ФЗ // Российская газета. — 2006. — 31 дек.
2. Собрание законодательства Российской Федерации. — 2002. — № 1. — Ст. 1.
3. Большое интервью. Ответы Президента Российской Федерации В.В. Путина на вопросы журналистов [Электронный ресурс]. — URL: http://lenta.ru/articles/2006/01/31/putin/ (дата обращения: 15.04.2014).
4. Бузик О.Ж. Зависимость от азартных игр: клинические проявления, особенности течения и лечения: дис. ... д-ра мед. наук. — М., 2008.
5. Международная статистическая классификация болезней и проблем, связанных со здоровьем. 10-й пересмотр. — Женева, 1995.
6. Трунцевский Ю.В. Игромания как фактор, способствующий совершению преступлений // Труды Академии управления МВД России. — 2008. — № 3.
7. Федоров А.В. Ответственность за немедицинское потребление наркотических средств и психотропных веществ // Наркоконтроль. — 2011. — № 2.
REFERENCES
1. O gosudarstvennom regulirovanii deya-telnosti po organizatsii i provedeniyu azartnyih igr i o vnesenii izmeneniy v nekotoryie zakonodatelnyie aktyi Rossiyskoy Federatsii: Federalnyiy zakon ot 29.12.2006 №244-FZ // Rossiyskaya gazeta. — 2006. — 31 dek.
2. Sobranie zakonodatelstva Rossiyskoy Federatsii. — 2002. — № 1. — St. 1.
3. Bolshoe intervyu. Otvetyi Prezidenta Rossiyskoy Federatsii V.V. Putina na voprosyi zhur-nalistov [Elektronnyiy resurs]. — URL: http ://lenta. ru/articles/2006/01/31/putin/ (data obrascheniya: 15.04.2014).
4. Buzik O.Zh. Zavisimost ot azartnyih igr: klinicheskie proyavleniya, osobennosti techeni-ya i lecheniya: dis. ... d-ra med. nauk. — M., 2008.
5. Mezhdunarodnaya statisticheskaya klassi-fikatsiya bolezney i problem, svyazannyih so zdo-rovem. 10-y peresmotr. — Zheneva, 1995.
6. Truntsevskiy Yu.V. Igromaniya kak faktor, sposobstvuyuschiy soversheniyu prestupleniy // Trudyi Akademii upravleniya MVD Rossii. — 2008. — № 3.
7. Fedorov A.V. Otvetstvennost za nemed-itsinskoe potreblenie narkoticheskih sredstv i psihotropnyih veschestv // Narkokontrol. — 2011. — № 2.
СВЕДЕНИЯ ОБ АВТОРЕ
Гапеенко Дмитрий Юрьевич. Адъюнкт факультета подготовки научно-педагогических и научных кадров.
Московский университет МВД России имени В.Я. Кикотя. E-mail: [email protected]
Россия, 117437, г. Москва, ул. Академика Волгина, 14-73. Тел. 8-926-470-63-89.
Gapeenko Dmitry Yurievich. Postgraduate of faculty training of the teaching and research staff.
Moscow University of the Ministry of the Interior of Russia named by V.Ya. Kikot.
E-mail: [email protected]
Russia, 117437, Moscow, Academicia Volgina Str., 14-73.
Tel. 8-926-470-63-89.
Ключевые слова: административное правонарушение; азартные игры; административная ответственность.
Key words: administrative offense; gambling; administrative responsibility. УДК 342.9