Научная статья на тему 'Административные расходы губерний Российской империи в конце XIX - начале XX века: исторические особенности планирования'

Административные расходы губерний Российской империи в конце XIX - начале XX века: исторические особенности планирования Текст научной статьи по специальности «Экономика и бизнес»

CC BY
207
40
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Журнал
Финансы и кредит
ВАК
Область наук
Ключевые слова
РОССИЙСКАЯ ИМПЕРИЯ / ГУБЕРНИИ / АДМИНИСТРАТИВНЫЕ РАСХОДЫ / ЧИНОВНИКИ / ПЛАНИРОВАНИЕ

Аннотация научной статьи по экономике и бизнесу, автор научной работы — Истомина Н. А.

В статье отмечается, что расходы на обеспечение деятельности административных органов (аппарата управления) или административные расходы во все периоды истории России занимали значительную часть бюджетов как государства, так и его территорий. Исследована практика планирования таких видов административных расходов губерний, как расходы на содержание губернской управы, выплату пенсий и обеспечение проезда чиновников (на примере Пермской губернии).

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Текст научной работы на тему «Административные расходы губерний Российской империи в конце XIX - начале XX века: исторические особенности планирования»

Страницы истории

Удк 336.144

административные расходы губерний российской империи

в конце xix - начале xx века:

исторические особенности планирования

Н. А. ИСТОМИНА, кандидат экономических наук, доцент кафедры государственных и муниципальных финансов Е-mail: n_istomina_usue@mail. т Уральский государственный экономический университет

В статье отмечается, что расходы на обеспечение деятельности административных органов (аппарата управления) или административные расходы во все периоды истории России занимали значительную часть бюджетов как государства, так и его территорий. Исследована практика планирования таких видов административных расходов губерний, как расходы на содержание губернской управы, выплату пенсий и обеспечение проезда чиновников (на примере Пермской губернии).

Ключевые слова: Российская империя, губернии, административные расходы, чиновники, планирование.

Административные расходы (расходы на обеспечение деятельности органов власти и управления) занимают важное место в структуре расходов любого бюджета. За счет административных расходов бюджетов создаются условия для выполнения органами власти и управления возложенных на них функций. Этот вид расходов формирует:

- общее впечатление о состоянии экономики государства, региона, муниципального образования;

- репутацию властных органов и институтов.

Именно благодаря административным расходам

функционирует государство в целом как административная надстройка.

Во все периоды истории Российской империи важность и необходимость стабильного финансирования административных расходов не ставились под сомнение. В связи с этим представляют научный интерес подходы и приемы, которые использовались для определения плановой величины административных расходов как на общегосударственном уровне, так и на уровне административно-территориальных единиц (с конца ХУШ в. - губерний и уездов).

Документы, связанные с историей финансов в губерниях Российской империи, содержат интересный фактический материал, на основе которого можно провести исследование особенностей планирования административных расходов на территориальном уровне. Объектом изучения являются отдельные элементы административных расходов в Пермской губернии (в конце XIX - первом десятилетии ХХ века).

Административные расходы губерний в Российской империи (или расходы на исполнение повинностей в сфере управления) состояли из:

- затрат, обусловленных потребностями исключительно земских администраций;

- затрат на обеспечение деятельности государственных служащих.

Земства должны были помимо собственных интересов предусматривать источники финанси-

рования общегосударственных административных потребностей.

Наибольшее значение в составе административных расходов исключительно губернского значения занимали расходы, связанные с финансированием управ - губернских администраций (институтов исполнительной власти). В смете доходов и расходов и раскладочной ведомости на 1910 г. приведены показатели, которые использовались в тот период для планирования расходов на обеспечение деятельности Пермской губернской управы [6].

1. Расходы на содержание личного состава:

а) жалованье, руб. в год:

- председатель управы - 5 000;

- заступающий место - 3 600;

- член управы - 2 700;

б) суточные (по губернии и вне губернии), руб.:

- председатель управы - 5; 10;

- члены управы - 4; 10;

в) разъездные:

- председатель управы - на 3 лошади и по ж/д -3-й класс;

- члены управы - на 3 лошади и по ж/д - 3-й класс.

2. Содержание канцелярии управы (извлечение), жалованье, руб. в год:

- секретарь - 2 100;

- помощник секретаря - 1 320;

- двое писцов - 1 440;

- архивариус - 360;

- бухгалтер - 2 100;

- помощник бухгалтера старший - 1 320.

3. Наем и содержание помещений губернской земской управы (извлечение), расходы на отопление, потребность и цена 1 сажени дров:

- еловые - 230 сажень по 4 руб. 60 коп.;

- березовые - 10 сажень по 5 руб. 50 коп.

Как следует из анализа представленных данных,

планирование расходов на содержание личного состава управы (председателя и членов), а также на содержание служащих канцелярии управы было основано на установлении окладов жалованья каждой категории должностных лиц. Если жалованье председателя управы существенно отличалось от размера вознаграждения следующей категории чиновников по административной иерархии, то, например, жалованье рядового члена управы было сопоставимо с окладом жалованья секретаря и бухгалтера управы. Также интересно отметить, что среди категорий служащих канцелярии управы разрыв в окладах

содержания достигал примерно 6 раз (наиболее высокий уровень - 2 100 руб. - бухгалтера и секретаря, наименьший уровень - 360 руб. - архивариус).

Также отметим высокий уровень качества планирования расходов на суточные выплаты при поездках чиновников. Поездки за пределы губернии стоили дороже. Поэтому размер суточных выплат в этих поездках устанавливался в два раза выше, чем при поездках внутри губернии. Подтверждением того, что при планировании расходов на разъезды чиновников (расходы на проезд), учитывался принцип экономии, является тот факт, что в смету расходов управы был заложен проезд по железной дороге только 3 классом.

Планирование расходов по другим направлениям было также достаточно детализированным. Например, расходы на отопление помещений управы рассчитывались исходя из потребности в дровах определенного качества (на определенную площадь помещения), а также цены одной сажени дров. Судя по представленным данным, более активно для отопления помещений управы использовались еловые дрова, не в последнюю очередь вследствие их более низкой цены.

Кроме рассмотренных расходов на разъезды чиновников собственно губернской управы, на земства были возложены обязанности по финансированию расходов на обеспечение разъездов многочисленных категорий государственных служащих (исправника, становых приставов, судебных следователей, жандармских унтер-офицеров и нарочных).

Такие расходы отражались в смете губернии в особом разделе: «Участие в расходах правительственных учреждений». При этом «деньги /на расходы правительственных учреждений/ не перегонялись в центр и обратно, а сразу предусматривались в смете расходов» [5].

Сведения по стоимости разъездов по земским станциям (лошади), по железным дорогам для разных государственных чиновников за ряд лет, средней стоимости и величине плановых расходов на 1902 г. представлены в табл. 1. Анализ материалов табл. 1 позволяет сделать вывод о том, что стоимость проезда по железным дорогам была значительно ниже стоимости проезда по земским станциям с использованием лошадей. В табл. 1 представлены суммарные годовые расходы на проезд всех чиновников каждой категории. Поэтому общие расходы на разъезды становых приставов и судебных следователей (численность которых была значительной) превышают расходы на разъезды уездного исправника и его помощника. Ежегодно

Таблица 1

стоимость разъездов разных должностных лиц по земским станциям и железным дорогам (на примере Екатеринбургского уездного земства Пермской губернии) и средняя стоимость, учтенная при планировании административных расходов, в 1898-1900 гг., руб. [6]

стоимость разъездов по земским станциям стоимость разъездов

Должностное лицо из прогонов с версты и годовой платы по железным дорогам

1898 1899 1900 Всего средняя стоимость План на 1902 г. 1898 1899 1900 Всего средняя стоимость План на 1902 г.

Уездный исправник 422,6 344,9 438,9 1226,5 408,8 450,0 216,8 229,8 229,2 675,3 225,1 200

и его помощник

Становые пристава 3 719,8 4 005,4 3 074,4 10 799,7 3 599,9 3 700,0 354,3 367,8 510,6 1 232,7 410,9 520,0

Судебные следователи 2 600,3 2 456,3 2 286,1 73 42,7 2 447,5 2 600,0 608,1 517,6 519,1 1 644,9 54 832 550,0

Жандармские унтер-офицеры 382,5 282,3 325,1 989,9 329,9 370,0 83,9 64,2 57,8 206,7 68,9 85,0

Нарочные: - от уездного 38,9 72,8 41,7 153,4 51,1 75,0 5,0 2,2 23,6 30,8 10,2 25,0

исправника - от полицейского 389,4 200,8 183,7 774,0 258,0 350,0 160,8 190,6 186,4 537,9 179,3 200,0

управления - от приставов 1 679,2 2 682,4 2 409,8 6 721,5 2 240,53 2 855,0 474,7 1 168,6 1 068,4 2 711,8 902,9 1 120,0

- от судебных 377,7 435,0 430,7 1243,5 414,5 450,0 4,8 6,5 - 12,0 4,0 10,0

следователей

стоимость расходов на разъезды изменялась. Поэтому при планировании этого вида административных расходов на будущий год во внимание принималась средняя стоимость проезда, определенная на основе стоимости за три предыдущих года.

В качестве примера административных расходов в губерниях Российской империи также можно выделить расходы на «...производство пенсий и единовременных пособий, назначаемых из земских сборов по правилам Устава о пенсиях» [7].

В исторических источниках, посвященных финансовым аспектам деятельности земств в Пермской губернии, достаточно подробно обосновываются принципы установления пенсий и пособий лицам, состоявшим на службе земства, а также членам их семей и членам семей покойных, ранее работавших в различных земских структурах. Можно выделить ряд оснований, которые учитывались при назначении выплат.

1. Стаж работы получателя пособия или покойного кормильца, состоявшего в свое время на службе («... при назначении пособия имелась в виду продолжительная служба в земстве») [1].

2. Состояние здоровья на момент запроса о пособии, а также наличие определенного приносящего доход занятия, либо физическая способность приобрести такое занятие (например, необходимость удовлетворения запроса о пенсии, пособии базирова-

лась на том, что тот или иной заявитель «. больной человек, совершенно не способный к труду») [1].

3. Материальное положение просителя, наличие собственности (приносящей доход), а также иных источников дохода (включая пособия и пенсии членов семьи). В документах Пермского земства, например, отмечалось, что проситель «.владеет частью. недвижимого имущества, оцененного для земского обложения в 500 р.» [1], либо «... средства семьи - ... квартирная плата по дому -. 25 р. В месяц [1]».

4. Состав семьи, количество детей, их возраст, учатся ли дети (также получают ли стипендию) или состоят на службе, оказывают ли помощь родителям (например, так описывалось положение одной из просительниц: «.она средств не имеет, нет и родственников» [1]; «.из 4-х детей трое закончили образование, но. не могут оказывать . материального пособия») [1].

Кроме пенсий, назначавшихся бывшим служащим земств и членам их семей (в случае потери кормильца), к административным расходам земств относились обязательные пенсионные выплаты государственным служащим (эти категории лиц назывались «получавшими содержание от земства»).

Сведения о размерах пенсий, включенных в расходы по смете Пермской губернии на 19121914 гг., по некоторым получателям пенсионных выплат приведены в табл. 2.

Таблица 2

размеры пенсионных выплат за счет средств Пермского губернского земства по некоторым получателям [2, 3, 4]

Получатель пенсии Предположено на 1912 г. Предположено на 1913 г. Предположено на 1914 г.

Вдова состоявшего при министерстве внутренних дел статского советника Вердеревского 10 руб. 32 коп. 10 руб. 32 коп. 10 руб. 32 коп.

Бывший непременный член Екатеринбургского по крестьянским делами присутствия, статский советник Мерный 72 руб. 85 коп. 72 руб. 85 коп. 72 руб. 85 коп.

Бывший председатель Камышловской уездной управы, коллежский советник Буров 9 руб. 02 коп. 9 руб. 02 коп. 9 руб. 02 коп.

Вдова бывшего земского начальника Верхотурского уезда Любовь Космач 42 руб. 15 коп. 42 руб. 15 коп. 45 руб. 12 коп.

Дочь бывшего помощника Соликамского уездного исправника Ариадна Буевская 13 руб. 59 коп. 13 руб. 59 коп. 13 руб. 59 коп.

Вдова бывшего пристава 4-го стана Верхотурского уезда Александра Комионко 12 руб. 60 коп. 12 руб. 60 коп. 12 руб. 60 коп.

При исследовании данных, приведенных в табл. 2, обращает на себя внимание фиксированный размер пенсии в каждый год рассмотренного трехлетнего периода для каждого получателя. Высокий статус в прошлом получателя пенсии (как у статского советника Мерного) не являлся единственной причиной относительно высокого годового пенсионного содержания. В отношении вдовы бывшего земского начальника на размер ежегодного пенсиона повлияло сложное финансовое и семейное положение просительницы.

Кроме рассмотренных примеров административных расходов в сметах губерний Российской империи (в частности, Пермской губернии) присутствовали и другие виды расходов, связанные как с обеспечением собственно земских интересов, так и общегосударственных интересов на территориях губерний.

По результатам проведенного исследования представляется необходимым сделать ряд обобщающих выводов:

1) планирование административных расходов в губерниях Российской империи в основном строилось на использовании нормативного метода, при котором устанавливался определенный объем денежных выплат, иных расходов на одно должностное лицо (на одного получателя средств) или на единицу работы, услуги, иной потребности;

2) суммы расходов зависели от статуса должностного лица, от фактических расходов по определенному направлению в прошлые отчетные периоды, от объективных факторов, изменявших стоимость определенных затрат или их периодичность;

3) органы управления губернией при формировании административных расходов находились под

давлением возложенных на земства общегосударственных потребностей в сфере управления. Данные потребности при планировании земской сметы должны были обеспечиваться в полном объеме.

Список литературы

1. Отчет Пермской губернской земской управы о движении денежных сумм и капиталов, бывших в ее распоряжении в 1907 г. Сметы расходов, доходов и раскладка на 1909 г. Пермь: Электротипография Пермского уездного земства. 1909.

2. Пермское губернское земство. Сметы доходов и расходов и раскладочная ведомость на 1912 г. с объяснительной запиской. Пермь: Электротипография губернского земства. 1911.

3. Пермское губернское земство. Отчет Пермской губернской земской управы о движении денежных сумм и капиталов, бывших в ее распоряжении в 1911 г. Сметы расходов и доходов и раскладка на 1913 г. Пермь: Электротипография губернского земства. 1913.

4. Пермское губернское земство. Сметы доходов и расходов и раскладочная ведомость на 1914 г. с объяснительной запиской. Пермь: Электротипография губернского земства. 1913.

5. Салчинский В., Чемезов С., Якимов В. Бюджетное устройство губерний России 1864-1914 гг. (по материалам Пермской губернии) // Городское управление: журнал для профессионалов местного самоуправления. URL: http://emsu. ru/um/default. asp?c=537&p=1.

6. Сметы доходов и расходов и раскладочная ведомость на 1910 г. Пермь: Электротипография губернского земства. 1909.

7. Устав о земских повинностях. Раздел второй: Свод законов Российской империи в пяти книгах. Книга вторая. Том IV / под ред. и с примечаниями И. Д. Морду-хай-Болтовского. СПб: Русское книжное товарищество «Деятель». 1912.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.