Научная статья на тему 'Раскладка как прием финансового планирования в губерниях Российской империи'

Раскладка как прием финансового планирования в губерниях Российской империи Текст научной статьи по специальности «История и археология»

CC BY
192
36
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Журнал
Финансы и кредит
ВАК
Область наук
Ключевые слова
РОССИЙСКАЯ ИМПЕРИЯ / ПЕРМСКАЯ ГУБЕРНИЯ / РАСКЛАДКА / СМЕТА / ДОХОДЫ / РАСХОДЫ / ЗЕМСТВО / ПЛАНИРОВАНИЕ

Аннотация научной статьи по истории и археологии, автор научной работы — Истомина Н. А.

В статье отмечается, что уровень развития финансового планирования в губерниях Российской империи в XIX-XX столетиях был достаточно высоким. это подтверждается применением интересных и оригинальных приемов планирования, в частности, раскладки. раскладка суммы земских сборов зависела от объемов необходимых земских расходов. рассмотрен опыт применения раскладки в Пермской губернии в начале ХХ в.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Текст научной работы на тему «Раскладка как прием финансового планирования в губерниях Российской империи»

Страницы истории

Удк 336.144

раскладка как прием финансового планирования в губерниях российской империи

Н. А. ИСТОМИНА, кандидат экономических наук, доцент кафедры государственных и муниципальных финансов Е-mail: n_istomina_usue@mail. т Уральский государственный экономический университет

В статье отмечается, что уровень развития финансового планирования в губерниях Российской империи в Х1Х-ХХ столетиях был достаточно высоким. Это подтверждается применением интересных и оригинальных приемов планирования, в частности раскладки. Раскладка суммы земских сборов зависела от объемов необходимых земских расходов. Рассмотрен опыт применения раскладки в Пермской губернии в начале ХХв.

Ключевые слова: Российская империя, Пермская губерния, раскладка, смета, доходы, расходы, земство, планирование.

Одной из основных целей бюджетного планирования на уровне государства и отдельных территорий во все исторические эпохи являлось определение объемов финансовых ресурсов, которые поступят в очередном периоде в определенный денежный фонд. Достижение этой цели обеспечивало саму возможность существования государства как административной надстройки, так как именно доходы создают основу для финансирования расходных обязательств органов власти и управления.

Можно выделить два основных подхода к планированию доходов денежных фондов (бюджетов, смет) государства и территорий, применение которых подтверждается имеющимися материалами по истории финансов.

1. Оценка объектов обложения (источников доходов) обязательными сборами на основе объективно присущих им количественных характеристик и факторов, оказывающих на них влияние.

В рамках этого подхода:

- определяются все составляющие (параметры) различных объектов;

- проводится их количественное измерение в определенных условиях (при воздействии внешних и внутренних факторов);

- производятся обобщение данных и определение вероятных сумм доходных поступлений.

Таким образом, применение этого подхода подчиняет показателю «доходы» показатель «расходы». Не представляется возможным заложить в бюджет сумму расходов, превышающую предполагаемую плановую сумму доходов.

2. Определение исходной суммы поступлений, которая должна быть получена от определенной совокупности объектов обложения, на основе стоимостной оценки существующих государственных расходных обязательств. В рамках этого подхода:

а) приоритет отдается обязательному финансовому обеспечению потребностей:

- органов власти;

- управления;

- государственных учреждений и организаций;

74

финансы и кредит

б) создаются предпосылки для полного учета расходных потребностей.

Однако при обязательном требовании обеспечить сбор определенной суммы доходов (рассчитанной на базе потребности в расходах) возникает опасность чрезмерной фискальной нагрузки на объекты обложения и невозможности мобилизовать в полном объеме доходны в бюджет.

В финансовой практике Российской империи широкое распространение получил особый финансовый прием (финансовая технология), известная под термином «раскладка». Раскладку можно отнести к финансовым технологиям, отражающим второй из представленных подходов к планированию доходов государства (и территорий). Имеется достаточное количество свидетельств применения раскладки в финансовом планировании на уровне губерний Российской империи. В настоящем исследовании в качестве объекта выступает Пермская губерния.

При определенном разнообразии формулировок понятия «раскладка» представляется необходимым выделить ее основное смысловое содержание.

Раскладка - это финансовый прием, предполагающий распределение общей суммы определенного вида доходов на совокупность объектов обложения или территорий взимания. Сумма, подлежащая раскладке, как правило, зависела от стоимостной оценки тех расходных потребностей, которые существовали у губернии или уезда.

В финансовой практике губерний Российской империи существовали два основных вида земских сборов:

- губернский земский сбор;

- уездные земские сборы.

Последние подлежали распределению внутри уездов на основе уездных раскладок. Губернские земские сборы распределялись между уездами губернии.

В табл. 1-12 представлена раскладка губернского земского сбора между уездами Пермской губернии Российской империи на 1913 г.

Таблица 1 Пример раскладки губернского земского сбора - Пермский уезд Пермской губернии, руб. [2]

Окончание табл. 1

Предмет обложения Ценность Сумма сбора

Ведомства государственных 142 014 1 667

имуществ

Горного ведомства 566 688 6 651

Ведомства путей 200 2

сообщения

Городского общества 360 4

Прочие недвижимые имущества

Сельских обществ 31 333 368

Частных лиц 7330012 86 029

Ведомства государственных 4 036 47

имуществ

Горного ведомства 701 040 8 228

Ведомства путей сообщения 569 530 6 684

Городского общества 5 156 709 60 522

Итого... 26 931 840 316 086

Таблица 2

Пример раскладки губернского земского сбора - Верхотурский уезд Пермской губернии, руб. [2]

Предмет обложения Ценность Сумма

Земли и леса

Сельских обществ 6 285 228 47 474

Частных лиц 7 472 535 56 442

Ведомства государственных 6 669 412 50 376

имуществ

Горного ведомства 1 172 148 8 854

Ведомства путей сообщения - -

Городского общества 30 159 228

Прочие недвижимые имущества

Сельских обществ - -

Частных лиц 8 525 268 64 394

Ведомства государственных 179 252 1 354

имуществ

Горного ведомства 1 230 631 9 295

Ведомства путей сообщения - -

Городского общества 185 329 1 400

Итого... 35 808 158 270 469

Таблица 3 Пример раскладки губернского земского сбора - Екатеринбургский уезд Пермской губернии, руб. [2]

Предмет обложения Ценность Сумма сбора

Земли и леса

Сельских обществ 3 887 104 45 621

Частных лиц 7 655 203 89 846

Предмет обложения Ценность Сумма сбора

Земли и леса

Сельских обществ 4 754 097 66 273

Частных лиц 4 138685 57 694

Ведомства государственных 39 239 547

имуществ

Горного ведомства 1 151 664 16 055

Ведомства путей сообщения - -

Городского общества 12 250 171

Прочие недвижимые имущества

Сельских обществ 111 987 1 561

Окончание табл. 3

Предмет обложения Ценность Сумма сбора

Частных лиц 9 704 341 135 283

Ведомства государственных 45 907 640

имуществ

Горного ведомства 50 663 706

Ведомства путей сообщения - -

Городского общества 4 074 522 56 800

Итого... 29 617 678 412 878

Таблица 4

Пример раскладки губернского земского сбора - Ирбитский уезд Пермской губернии, руб. [2]

Предмет обложения Ценность Сумма сбора

Земли и леса

Сельских обществ 565 156 72 023

Частных лиц 75 560 9 629

Ведомства государственных 61 406 7 826

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.

имуществ

Горного ведомства - -

Ведомства путей сообщения - -

Городского общества 1 600 204

Прочие недвижимые имущества

Сельских обществ 57 7

Частных лиц 43 072 5 489

Ведомства государственных 20 3

имуществ

Горного ведомства - -

Ведомства путей сообщения - -

Городского общества 81 152 10 342

Итого... 846100 107827

Таблица 5

Пример раскладки губернского земского сбора - Камышловский уезд Пермской губернии, руб. [2]

Предмет обложения Ценность Сумма сбора

Земли и леса

Сельских обществ 9 044 829 125 823

Частных лиц 18 859 263

Ведомства государственных 1 403 591 19 525

имуществ

Горного ведомства 89 720 1 248

Ведомства путей сообщения - -

Городского общества 8 496 118

Прочие недвижимые имущества

Сельских обществ 51 438 716

Частных лиц 1 525 676 21 224

Ведомства государственных 46 165 642

имуществ

Горного ведомства 119 851 1 667

Ведомства путей сообщения - -

Городского общества 774 738 10 777

Итого... 13 315 358 185 230

Таблица 6

Пример раскладки губернского земского сбора - Красноуфимский уезд Пермской губернии, руб. [2]

Предмет обложения Ценность Сумма сбора

Земли и леса

Сельских обществ 7 190 412 95 301

Частных лиц 3 189 634 42 276

Ведомства государственных 537 819 7 128

имуществ

Горного ведомства 229 384 3 040

Ведомства путей сообщения - -

Городского общества 12 990 172

Прочие недвижимые имущества

Сельских обществ 273 926 3 631

Частных лиц 2 329 377 30 873

Ведомства государственных 233 418 3 094

имуществ

Горного ведомства 114 418 1 516

Ведомства путей сообщения - -

Городского общества 178 329 2 364

Итого... 14 554131 192 899

Таблица 7

Пример раскладки губернского земского сбора - Кунгурский уезд Пермской губернии, руб. [2]

Предмет обложения Ценность Сумма сбора

Земли и леса

Сельских обществ 393 535 46 801

Частных лиц 76 515 9 100

Ведомства государственных 182 815 21 741

имуществ

Горного ведомства 134 625 16 010

Ведомства путей сообщения - -

Городского общества 5 381 640

Прочие недвижимые имущества

Сельских обществ 437 52

Частных лиц 23 401 2 783

Ведомства государственных 10 1

имуществ

Горного ведомства 5 717 680

Ведомства путей сообщения - -

Городского общества 80 621 9 588

Итого... 905 703 707 711

Таблица 8

Пример раскладки губернского земского сбора - Осинский уезд Пермской губернии, руб. [2]

Предмет обложения Ценность Сумма сбора

Земли и леса

Сельских обществ 7 037 399 120 654

Частных лиц 997 264 17 098

Окончание табл. 8

Предмет обложения Ценность Сумма сбора

Ведомства государственных 289 906 4 970

имуществ

Горного ведомства 302 737 5 190

Ведомства путей сообщения - -

Городского общества 28 726 492

Прочие недвижимые имущества

Сельских обществ 49 485 849

Частных лиц 777 728 12 334

Ведомства государственных 763 13

имуществ

Горного ведомства - -

Ведомства путей сообщения - -

Городского общества 190 726 3 270

Итого... 10 380 974 177 978

Таблица 9

Пример раскладки губернского земского сбора - Оханский уезд Пермской губернии, руб. [2]

Предмет обложения Ценность Сумма сбора

Земли и леса

Сельских обществ 6 302 926 64 602

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.

Частных лиц 2 978 722 30 530

Ведомства государственных 349 4

имуществ

Горного ведомства 82 608 847

Ведомства путей сообщения - -

Городского общества 98 1

Прочие недвижимые имущества

Сельских обществ 69 196 709

Частных лиц 1 368 127 14 023

Ведомства государственных 13 600 139

имуществ

Горного ведомства 2 542 26

Ведомства путей сообщения - -

Городского общества 227 371 2 331

Итого... 11 205 642 114 853

Таблица 10

Пример раскладки губернского земского сбора - Соликамский уезд Пермской губернии, руб. [2]

Предмет обложения Ценность Сумма сбора

Земли и леса

Сельских обществ 3 590 293 31 343

Частных лиц 8 217 095 71 736

Ведомства государственных 1 127 891 9 847

имуществ

Горного ведомства 157 296 1 373

Ведомства путей сообщения - -

Городского общества 51 962 454

Прочие недвижимые имущества

Сельских обществ - -

Частных лиц 6 235 104 54 433

Окончание табл. 10

Предмет обложения Ценность Сумма сбора

Ведомства государственных 3 214 28

имуществ

Горного ведомства 175 516 1 532

Ведомства путей сообщения - -

Городского общества 362 297 3 163

Итого... 22 056 989 192 560

Таблица 11

Пример раскладки губернского земского сбора - Чердынский уезд Пермской губернии, руб. [2]

Предмет обложения Ценность Сумма сбора

Земли и леса

Сельских обществ 3 297 152 14 355

Частных лиц 1 666 748 7 256

Ведомства государственных 17 993 616 78 340

имуществ

Горного ведомства - -

Ведомства путей сообщения - -

Городского общества 36 231 158

Прочие недвижимые имущества

Сельских обществ - -

Частных лиц 168 817 735

Ведомства государственных 31 371 137

имуществ

Горного ведомства - -

Ведомства путей сообщения - -

Городского общества 378 735 1 649

Итого... 23 586 333 102 689

Таблица 12

Пример раскладки губернского земского сбора - Шадринский уезд Пермской губернии, руб. [2]

Предмет обложения Ценность Сумма сбора

Земли и леса

Сельских обществ 12 783 751 169 568

Частных лиц 39 198 520

Ведомства государственных 1 514985 20 095

имуществ

Горного ведомства - -

Ведомства путей сообщения - -

Городского общества 45 745 607

Прочие недвижимые имущества

Сельских обществ - -

Частных лиц 597 517 7 926

Ведомства государственных 4 930 54

имуществ

Горного ведомства - -

Ведомства путей сообщения - -

Городского общества 1 171 820 15 543

Итого... 16 207 527 214 982

Анализ приведенных в табл. 1-12 показателей свидетельствует, что раскладка губернского земского сбора осуществлялась помимо собственно отдельных уездов на основе ценности объектов обложения сбором. В соответствии с утвержденными в конце XIX в. правилами оценивались:

- земли;

- леса;

- прочие недвижимые имущества.

Это была недвижимость, отнесенная к иму-ществам:

- сельских обществ;

- частных лиц;

- ведомств государственных имуществ и путей сообщения;

- горного ведомства;

- городского общества.

На каждый вид имущества в уезде была назначена определенная сумма губернского земского сбора.

Обращает на себя внимание тот факт, что связь ценности объекта обложения и суммы губернского земского сбора не была прямо пропорциональной. При том, что ценность имущества (земель и лесов) сельских обществ в Пермском уезде была более чем в полтора раза меньше, чем ценность такого же имущества в Верхотурском уезде, сумма губернского сбора, «положенного» на каждый из уездов, была практически равной. Это объясняется значительным набором факторов, которые принимались в расчет при определении ценности имущества (оценка не всегда была объективной). Кроме того, при производстве раскладки имели место:

- субъективизм;

- недостаточный учет реальной платежеспособности плательщиков.

Раскладка также показывает особенности хозяйственного статуса уезда. В частности, в сельскохозяйственных уездах (Камышловский, Крас-ноуфимский, Осинский) преобладала раскладка на имущества сельских обществ (в части земель и лесов). В уездах, где была значительна роль городов (Екатеринбургский, Верхотурский), раскладка в основном осуществлялась на прочие недвижимые имущества частных лиц.

Ввиду отсутствия полного набора финансовых документов, характеризующих деятельность по производству раскладок, некоторые данные, приведенные в табл. 1-12, могут вызвать определенные вопросы. Однако в целом принцип производства

раскладки показан достаточно полно. Подчеркнем, что раскладка уездных сборов производилась внутри каждого уезда на основании похожих принципов.

В основе суммы сбора, которая подлежала раскладке, была заложена стоимостная оценка расходов на удовлетворение земских повинностей (которые также разделялись на губернские повинности и уездные повинности). В первом приближении благодаря раскладке финансовые ресурсы для исполнения земских повинностей должны были быть сформированы полностью. Однако в финансовой практике земств (в том числе в Пермской губернии) имеются документальные свидетельства того, что сборами по раскладкам все земские расходы не покрывались. В частности, в табл. 13 этот тезис доказан на примере губернской сметы Пермской губернии и совокупности смет уездных земств (1908 г.).

Как видно из анализа данных табл. 13, расходы, финансируемые по смете губернского земства и сметам уездных земств, включали один и тот же набор направлений (только расходы на содержание мест заключения проводились по сметам уездных земств).

Интересно отметить, что на расходы распределялись суммы сборов на основании раскладки по конкретным видам имущества и плательщиков. Например, расходы на земское управление (уровень губернии) покрывались доходами от имуществ казны, частных владельцев и т. п., в меньшей степени затрагивая имущества сельских обществ. Расходы на народное образование (сметы уездных земств) покрывались по раскладкам, в основном -с земель и лесов как сельских обществ, так и казны, частных владельцев и т. п. В этом процессе важную роль играло закрепление тех или иных повинностей соответственно за губернским уровнем управления и уездным уровнем, которое не всегда было объективным и нечасто характеризовалось преемственностью по годам.

Фактически данные, приведенные в табл. 13, показывают, что раскладка не позволяла обеспечить покрытия всей суммы необходимых потребностей как по смете губернского земства, так и по смете уездных земств. По смете губернского земства наибольшая сумма прочих доходов привлекалась для обеспечения потребностей в сфере земского управления и медицинской части. Для смет уездных земств - для народного образования и также медицинской части. Следует отметить, что указан-

сметы уездных земств Расходы покрываются другими доходами 42 436,17 38 976,1 13 544,71 | 38 763,22 | 200 303,26 | 4 022,10 | 208 392,05 | 8 947,59 | 25 107,62 11 203,97 | 21 177,82 | 8 948,05 | 9 999,50

сбором по раскладкам с прочих недвижимых имуществ казны, частных владельцев и др. 89 685,93 87 609,00 | 10 590,3 | 51 537,18 | 375 219,44 | 9 299,70 | 367 796,17 | 19 115,42 | 23 743,36 23 527,12 | 41 084,50 | 20 188,93 | 23 407,37

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.

сельских обществ 6 368,54 4 454,87 | 5 62,95 2 690,02 | 23 602,89 | 291,26 2 3618,51 | 1 471,91 920,18 984,10 5 150,25 | 1 518,94 | 1 126,96

с земель и лесов казны, частных владельцев и др. 109 652,57 110 901,82 | 11 516,17 | 74 645,72 | 501 178,91 | 11 741,16 | 448 924,40 | 24 512,54 | 35 829,29 24 459,34 | 59 201,83 | 29 634,09 | 22 721,81

сельских обществ 159 562,52 127 813,67 | 14 172,37 | 79 049,97 | 605 674,84 | 13 970,58 | 593 187,45 | 27 220,54 | 40 077,02 32 406,41 | 39 096,70 | 36 097,00 | 25 485,28

смета губернского земства Расходы покрываются другими доходами 1 349,8 76 551,62 | 1 16 730,4 | 23 449,04 | 7 367,48 | 85 065,41 | 1 998,57 | 4 461,34 10 536,48 | 3 345,50 | 2 514,31 1 593,19

сбором по раскладкам с прочих недвижимых имуществ казны, частных владельцев и др. 2 655,4 25 060,08 | 1 81 583,86 | 49 199,55 | 12 148,79 | 137 795,02 | 9 745,70 | 21 755,07 51 380,09 | 6 007,72 | 12 260,85 | 7 768,68

Сельских обществ 30,57 288,27 1 939,45 566,54 139,88 1 586,73 | 112,22 250,51 591,65 69,32 141,18 89,45

с земель и лесов казны, частных владельцев и др. 3 022,19 28 521,32 | 1 92 852,05 | 55 995,06 | 13 826,09 | 156 826,97 | 11 091,76 | 24 759,83 58 476,58 | 68 37,40 | 13 954,28 | 8 841,67

Сельских обществ 3 889,87 36 710,00 | 1 119 510,88 | 72 071,68 | 17 796,72 | 201 853,38 | 14 276,42 | 31 868,82 75 265,43 | 8 800,06 | 17 960,59 | 11 380,68

Наименование расходов Расходы на содержание правительственных учреждений | Земское управление | Места заключения | Дорожная повинность | Народное образование | Общественное призрение | Медицинская часть | Ветеринарная часть Расходы, связанные с экономическим благосостоянием | Уплата долгов | Разные расходы | Образование земских капиталов Образование запасной суммы

ные направления являются одними из самых затратных и для местных бюджетов современной России.

В заключение отметим, что финансовые приемы, подобные раскладке, не следует рассматривать как объективный прием оценки доходных источников определенного уровня власти. Это следует трактовать как способ переложения бремени государственных и территориальных повинностей на определенные территориальные единицы и (или) конкретные объекты обложения.

Для современной практики бюджетной деятельности характерно применение первого из ранее описанных подходов к планированию финансовых поступлений в денежные фонды - оценки объектов обложения, потенциала по мобилизации налогов и сборов.

Однако и в этом направлении финансовой работы можно обнаружить элементы раскладки (оценку объектов обложения для распределения суммы сбора). Следовательно, исследование истории финансов нашей страны не теряет своей актуальности.

Список литературы

1. Обзор финансового положения земств Пермской губернии. Сметы, раскладки, капиталы и их взаимоотношения за десятилетний период 1899-1909 гг. Пермь: Электротипография губернского земства. 1910.

2. Свод земских смет и раскладок Пермской губернии на 1913 год. Пермь: Электротипография губернского земства. 1912.

финансы и кредит

79

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.