Международный научный журнал «ВЕСТНИК НАУКИ» № 2 (83) Том 1. ФЕВРАЛЬ 2025 г. УДК 34
Жутов В.В.
студент юридического факультета
Московский финансово-промышленный университет «Синергия»
(г. Москва, Россия)
АДМИНИСТРАТИВНАЯ ОТВЕТСТВЕННОСТЬ ЗА НАРУШЕНИЕ ПРАВИЛ ДОРОЖНОГО ДВИЖЕНИЯ
Аннотация: в работе представлен анализ тенденции увеличения автоматических дорожных камер и количества штрафных постановлений в России за последние 10 лет. Проведен анализ текущей безопасности дорожного движения на дорогах общего пользования за период с 2015-2024 гг., предложены критерии оценки текущей безопасности дорожного движения, выявлены проблемы. Определены пределы допустимого количества автоматических дорожных камер в зависимости от текущей численности автопарка страны в целях решения задач обеспечения безопасности дорожного движения.
Ключевые слова: дорожные камеры, штрафные постановления, административная ответственность, ПДД, ДТП, профилактика.
Основной причиной дорожно-транспортных происшествий (далее по тексту - «ДТП») обычно выделяется противоправное поведение автовладельцев, по этой причине административное наказание является одним из средств профилактики и предупреждения ДТП, повышения безопасности дорожного движения, снижения смертности на дорогах России, которая, к сожалению, исчисляется десятками тысяч жизней наших сограждан.
Из года в год от различного рода экспертов, журналистов и даже от самих сотрудников ГИБДД РФ мы слышим утверждение в духе «чем больше дорожных камер, тем лучше для водителя» или «чем больше дорожных камер, тем выше безопасность дорожного движения».
Но в последние годы наблюдается тенденция, которая наглядно демонстрирует полную абсурдность данного утверждения.
Как известно, в настоящее время порядка 90% всех совершаемых правонарушений в области безопасности дорожного движения фиксируются на автоматические дорожные камеры.
Именно за последние 10 лет в России наблюдается плавный рост количества установленных автоматических камер на автомобильных дорогах общего пользования.
В 2015 году в нашей стране произошел резкий скачок популярности использования среди территориальных подразделений ГИБДД РФ данного инструмента фиксации нарушений Правил Дорожного Движения (далее по тексту - «ПДД»).
Если в 2014 году и ранее количество установленных стационарных и мобильных комплектов дорожных камер исчислялось несколькими тысячами на всю страну, то начиная с 2015 года их количество резко возросло и преодолело отметку в 10 тысяч установленных комплектов. И в дальнейшем на протяжении 10 лет произошло увеличение в 2,9 раза (практически троекратно) их количества: с 10 300 комплектов - в 2015 году, до 29 800 комплектов - в 2024 году.
Также за аналогичный период с 2015 по 2023 год произошел рост в 2,4 раза количества регистрируемых постановлений о назначении административного наказания в виде штрафа (далее по тексту - «Штрафные постановления») автовладельцам: с 70,7 млн. постановлений - в 2015 году, до 170,2 млн. постановлений - в 2023 году.
Отдельно хотелось бы обозначить критерии и выделить нужную информации, имеющуюся в открытом доступе, по которой мы можем оценить эффективность троекратного увеличения автоматических камер на безопасность дорожного движения.
Первый критерий - это количество дел об административных правонарушениях за нарушение ПДД.
Зачастую журналисты, которые занимаются публикацией материалов по данной тематике (статистике нарушений ПДД), смешивают воедино два абсолютно разных понятия и выдают их за одно: «количество дел о нарушении ПДД» и «количество штрафных постановлений».
В соответствии со ст. 29.9 КоАП РФ, постановление о назначении административного наказания является документом, который выносит суд или должностное лицо по результатам рассмотрения дела об административном правонарушении [1].
Также по результатам рассмотрения дела об административном правонарушении суд выносит постановление либо о назначении административного наказания, либо о прекращении производства по делу об административном правонарушении.
Таким образом, постановления о назначении наказания в виде штрафа являются частным случаем постановлений о назначении административных наказаний, и их статистика не учитывает постановлений о назначении наказаний в виде предупреждения, лишения специального права, или, например, случаев прекращения производства по делу.
Поэтому наиболее полную картину по количеству нарушений ПДД всё же отражает цифра - «количество дел о нарушении ПДД», которая имеется в открытом доступе только за 2015 г. - 81,7 млн. дел, за 2018 г. - 131,1 млн. дел, за 2021 г. - 182,9 млн. дел, за 2022 г. - 204,1 млн. дел, за 2023 г. - 240,1 млн. дел.
Но поскольку эти данные, в целом, коррелируют с количеством штрафных постановлений по годам за 2015-2024 гг., то в выводе будем опираться на количество штрафных постановлений, число которых регулярно публикуется в СМИ.
Второй критерий, по которому мы можем оценить эффективность влияния троекратного увеличения автоматических камер на безопасность дорожного движения, является количество зарегистрированных транспортных средств в России, так как от него напрямую зависит и количество ДТП, и количество штрафных постановлений. Ведь чем меньше автомобилей в стране,
тем реже случаются ДТП, и тем меньше автоматические камеры выпишут штрафов нарушителям.
Этот параметр за последние годы новейшей истории России фактически стабилизировался и достиг уровня 55±5 млн. транспортных средств, по этой причине количество зарегистрированных транспортных средств за последние 10 лет в России примем равным постоянной величине (константе).
И третьим критерием, по которому мы можем оценить эффективность влияния троекратного увеличения автоматических камер на безопасность дорожного движения, является статистика общего количества ДТП, регистрируемых ежегодно по всей стране, количества ДТП с погибшими и раненными и число жертв ДТП. При этом, в открытом доступе проблематично найти статистику по общему количеству ДТП, регистрируемых ежегодно по всей стране. Вместо этого, НИЦ БДД МВД России публикует только ежегодную статистику ДТП с погибшими и раненными, начиная с 2015 года. А это совсем другие цифры [2].
Так, например, в открытых источниках мне удалось найти только статистику по общему количеству ДТП, зарегистрированных в информационных банках данных МВД РФ за 2023 год - 1 735 157 дорожно-транспортных происшествий (на основании письма замначальника ГУОБДД МВД России генерал-майора полиции Владимира Кузина вице-президенту Национального автомобильного союза (НАС) Антону Шапарину, которое оказалось в распоряжении «Известий»). При этом, в том же 2023 году НИЦ БДД МВД России зарегистрировало - 132 466 ДТП с погибшими и раненными.
Таким образом, 12 из 13 ДТП в Российской Федерации обходится без пострадавших, и информация о них в открытых источниках практически не публикуется. А ведь эти цифры напрямую позволили бы оценить эффективность от повсеместного внедрения автоматических дорожных камер.
Итак, внесем все вышеперечисленные и доступные данные в Таблицу №°1, проанализируем их и сделаем вывод.
Таблица №1.
Год Кол-во штрафных постановлений, млн. Кол-во зарегистрированных ТС, млн. Кол-во ДТП с погибшими и раненными Кол-во жертв ДТП Общее кол-во дорожных камер
2015 75,3 50,7 184 000 23 114 10 300
2016 87,1 51,6 173 694 20 308 13 000
2017 108,7 53,5 169 432 19 088 13 500
2018 129,2 54,1 168 099 18 214 15 500
2019 142,1 55,1 164 358 16 981 16 400
2020 167,0 59,9 145 073 16 152 20 700
2021 179,5 59,6 133 331 14 874 20 400
2022 201,0 55,9 126 705 14 172 27 000
2023 237,6 54,5 132 466 14 504 29 200
2024 148,1 55,0 (-) (-) 29 800
Примечание к Таблице №1:
Данные по количеству штрафных постановлений (млн.), количеству зарегистрированных транспортных средств (млн.) и общее количество дорожных камер взяты из официальных СМИ.
Данные по количеству ДТП с погибшими и раненными, количеству жертв ДТП взяты из обзоров дорожно-транспортной аварийности в Российской Федерации за 2015-2024 гг., официально публикуемые НИЦ БДД МВД России.
(-) - информация ещё не опубликована на официальном сайте НИЦ БДД МВД России.
Вывод: за период с 2015 по 2021 гг. наблюдается плавный рост количества штрафных постановлений и снижение количества ДТП с пострадавшими, а также снижение жертв ДТП, из-за чего у простого обывателя может сложиться впечатление, что, действительно, увеличение количества административных наказаний (штрафных постановлений) и дорожных камер положительно влияет на безопасность дорожного движения.
Но далее проанализируем период с 2022 по 2023 гг.
В 2022 году было вынесено 201,0 млн. штрафных постановлений, при этом количество ДТП с пострадавшими зарегистрировано на уровне - 126 705, количество жертв ДТП - 14 172.
А в 2023 тенденция внезапно меняется! В 2023 году было вынесено рекордное количество 237,6 млн. штрафных постановлений (т.е. рост составил +18,2%), а количество ДТП не уменьшилось, а наоборот, увеличилось - 132 466 (т.е. рост составил 4,5%), и число жертв также увеличилось - 14 504 (т.е. рост составил +2,3%).
Таким образом, количество административных наказаний граждан за нарушение правил дорожного движения в 2023 году выросло, автовладельцам было выписано ещё больше штрафов, а безопасность дорожного движения от этого только ухудшилась.
А значит, дальнейшее увеличение количества автоматических дорожных камер свыше 30 000 комплектов при текущей численности автопарка России в 55±5 млн. транспортных средств уже не решает задачу профилактики и предупреждения ДТП и является нецелесообразным.
СПИСОК ЛИТЕРАТУРЫ:
1. Кодекс Российской Федерации об административных правонарушениях от 30.12.2001 N 195-ФЗ (ред. от 19.10.2023);
2. Обзоры дорожно-транспортной аварийности в Российской Федерации за 2015-2024 гг. в редакции НИЦ БДД МВД России
Zhutov V.V.
Moscow Financial and Industrial University "Synergy" (Moscow, Russia)
ADMINISTRATIVE LIABILITY FOR VIOLATION OF TRAFFIC RULES
Abstract: the paper presents an analysis of the trend of increasing the number of automatic road cameras and the number of fines in Russia over the past 10 years. An analysis of the current road safety on public roads for the period from 2015-2024 was conducted, criteria for assessing the current road safety were proposed, and problems were identified. The limits of the permissible number of automatic road cameras were determined depending on the current number of the country's vehicle fleet in order to solve the problems of ensuring road safety.
Keywords: traffic cameras, penalty orders, administrative liability, traffic regulations, accidents, prevention.