УДК 153.2
АДАПТИВНАЯ ФИЗИЧЕСКАЯ РЕКРЕАЦИЯ В РАБОТЕ С ДОШКОЛЬНИКАМИ, ИМЕЮЩИМИ ЗАДЕРЖКУ ПСИХИЧЕСКОГО РАЗВИТИЯ
© Александр Александрович НИКИТИН
Тамбовский государственный университет им. Г.Р. Державина, г. Тамбов, Российская Федерация, аспирант кафедры адаптивной физической культуры, e-mail: [email protected]
В статье раскрывается сущность, специфика и средства адаптивной физической рекреации, а также исследуется ее влияние на дошкольников с задержкой психического развития.
Ключевые слова: адаптивная физическая рекреация; дошкольники с задержкой психического развития; психические нарушения; двигательные нарушения; средства.
Проблемы коррекции, компенсации отставания в умственном и физическом развитии, а также социализации ребенка с задержкой психического развития (ЗПР) обусловлены распространенностью этого дефекта.
По данным Всемирной организации здравоохранения, число детей с проблемами в развитии в экономически развитых странах составляет 1-3 % детского населения. Частота недоразвития познавательной сферы у детей дошкольного возраста в нашей стране 1-1,2 %; 0,8-0,9 % от всех детей, достигших школьного возраста, подлежат обучению в специальной (коррекционной) школе либо в коррекционных классах (Т.А. Молосаева, 2005).
В системе специального обучения и в олигофренопедагогике идет поиск эффективных средств, способствующих формированию у детей с проблемами в развитии достаточной готовности к самостоятельной жизни. Только 15-20 % из числа детей 7-9 лет, оканчивающих дошкольное учреждение 7-го вида, являются адаптированными к окружающему миру.
Современная образовательная система, ориентированная преимущественно на обучение и воспитание дошкольников с ЗПР, утратила свою оздоровительную направленность. Устаревшие методы и формы преподавания, далекие от совершенства учебные программы приводят дошкольников к нервно-психическим перегрузкам.
В связи с этим наблюдается поиск наиболее эффективных форм и методов укрепления здоровья и повышения усвоения дошкольниками учебной программы средствами физической культуры, в частности физической рекреации.
В проведенных ранее исследованиях делается акцент на мотивационных аспектах рекреационных занятий здоровых детей (Г.П. Виноградов, 1997; А.В. Мухина, 1999; Т.А. Яшина, 1998; Т.В. Платонова, 2003, Г.К. Зайцев, 1993; В.Н. Станиславский, 2003; Р.И. Соленова, 1999 и др.), либо на влияние различных видов рекреационных занятий на здоровье и личность занимающихся (лица, не имеющие отклонений в состоянии здоровья), однако воздействие адаптивной двигательной рекреации на детей дошкольного возраста с задержкой психического развития мало исследовано.
Рассуждая о физической рекреации, нельзя обойти тему психических нагрузок в связи с дошкольной учебной деятельностью занимающихся. В этом случае рекреационная физическая активность будет рассматриваться как средство, способствующее снизить негативные психические нагрузки с целью адаптации и социализации в обществе и подготовки к дальнейшему обучению.
Адаптивная двигательная рекреация -это компонент (вид) адаптивной физической культуры, позволяющий удовлетворить потребности человека с отклонениями в состоянии здоровья (включая инвалида) в отдыхе, развлечении, интересном проведении досуга, смене вида деятельности, получении удовольствия, общении [1].
Она использует традиционные для физической культуры основные, фоновые, вспомогательные средства: физические упражнения, естественные силы природы, режим питания, труда, отдыха, быта.
Специфику адаптивной физической рекреации дошкольников с задержкой психиче-
ского развития составляют следующие положения [1].
- построение комплексной программы адаптивной физической рекреации для формирования, укрепления и сохранения здоровья на всех уровнях жизни с учетом пола, возраста, физической подготовленности и других условий и обстоятельств;
- разработка валеологических и рекреационных мероприятий, направленных на восстановление здоровья детей с ЗПР;
- использование современных методов здоровьеформирующих технологий, адекватных для каждого ребенка с ЗПР.
Таким образом, адаптивная физическая рекреация является новым направлением в области формирования, восстановления, укрепления и сохранения здоровья, также она востребована людьми разного возраста, пола, состояния здоровья, физической подготовленности и может быть использована в работе с дошкольниками, имеющими ЗПР.
Цель нашего исследования состояла в том, чтобы исследовать эффективность методики адаптивной физической рекреации, которая направлена на коррекцию психофизического статуса детей с задержкой психического развития.
Ряд авторов считают [1-5], что детям с ЗПР свойственны как психические (нарушение внимания, мышления, памяти, восприятия, представления), так и двигательные (нарушение координации, плохая работоспособность, отставание в развитии основных физических качеств) нарушения.
Поэтому предложенная нами методика адаптивной физической рекреации направлена на коррекцию этих дефектов.
Коррекция психических нарушений осуществлялась с помощью следующих средств.
1. Игровая деятельность, которая использовалась для коррекции психического и эмоционального фона дошкольников.
В дошкольном образовании игра - это разновидность физической и интеллектуальной (непродуктивной) деятельности, лишенная прямой практической целесообразности и представляющая индивиду возможность самореализации, выходящей за рамки его актуальных социальных ролей. Основной мотив данной деятельности лежит в удоволь-
ствии, связанном не только с результатом, но и с самим процессом деятельности [6].
Так как объектом исследования является ребенок с ЗПР, то мы использовали игры, которые действуют на психические нарушения ребенка с ЗПР, такие как иголка и нитка (формирование эмоционально-волевой сферы), почувствуй и запомни позу (внимание и двигательная память), чудесный предмет (восприятие) и т. д.
2. Дыхательные упражнения - включают серию упражнений и заданий по постановке диафрагмально-речевого дыхания. Неправильное или слабое участие дыхательных мышц наносит вред процессу звукообразования, и поэтому основная задача этого направления - постановка правильного дыхания и увеличение жизненной емкости легких [7]. Для ослабленного детского организма правильное дыхание - залог здоровья. Обучение правильному дыханию мы проводим после упражнений, связанных с большой тратой энергии (бега, прыжков, игры и т. д.).
3. Методики самомассажа кистей рук. По насыщенности акупунктурными зонами кисть не уступает уху и стопе. Восточные медики установили, что массаж большого пальца повышает функциональную активность головного мозга, массаж указательного пальца положительно воздействует на состояние желудка, среднего - на кишечник, безымянного - на печень и почки, мизинца -на сердце (Г.Ф. Кумарина, 2003; М.Э. Вайнер, 2003; Ю.Н. Вьюнкова, 2003).
Массаж выполняется одной рукой, другая рука придерживает массируемую конечность. Продолжительность массажа 3-5 минут; проводится несколько раз в день.
Массаж включает в себя следующие типы движений:
- поглаживание: совершается в разных направлениях;
- растирание: отличается от поглаживания большей силой давления (рука не скользит по коже, а сдвигает ее);
- вибрация: нанесение частых ударов кончиками полусогнутых пальцев;
- массаж с помощью специального мячика: мячиком нужно совершать движения по спирали от центра ладони к кончикам пальцев; практический совет: мячик должен быть твердым, т. е. не должен легко дефор-
мироваться (тогда воздействие будет максимальным);
- сгибание-разгибание пальцев: пальцы изначально сжаты в кулак; каждый палец по очереди разгибается и массируется со стороны ладони круговыми движениями от основания к кончику.
Коррекция двигательных нарушений осуществлялась с помощью следующих средств.
1. Упражнения на развитие моторики: общей (координация движений) и мелкой.
По мнению ряда авторов (Т.А. Ткаченко. 2007; М.Н. Кольцова, 1973), мелкая моторика рук взаимодействует с такими высшими свойствами сознания, как внимание, мышление, оптико-пространственное восприятие (координация), воображение, наблюдательность, зрительная и двигательная память, речь. Развитие навыков мелкой моторики важно еще и потому, что вся дальнейшая жизнь ребенка потребует использования точных, координированных движений кистей и пальцев, которые необходимы, чтобы одеваться, рисовать и писать, а также выполнять множество разнообразных бытовых и учебных действий.
Дошкольникам с ЗПР присущи следующие нарушения мелкой моторики:
- нарушения подачи сигнала на выполнение действия;
- нарушения передачи сигнала;
- нарушения в приеме и выполнении сигнала.
Развитие мелкой моторики осуществлялось с помощью следующих средств.
Пальчиковая гимнастика - суть занятия состоит в том, чтобы научить ребенка с ЗПР при помощи пальцев изображать какие-то предметы или живых существ.
Она помогает ребенку с ЗПР разобраться с такими понятиями, как сверху, снизу, правый, левый и т. д. После того, как мы научили дошкольника с ЗПР выполнять одиночные упражнения, можно пытаться разыграть сценки или небольшие сказки, распределяя роли между собой и ребенком (например, встреча ежика и зайчика в лесу).
Занятия, упражнения и игры с использованием детской продуктивной деятельности. Мы считаем, что большим коррекционно-развивающим потенциалом с точки зрения совершенствования ручной умелости и
тренировки мелких мышц руки обладают традиционные и ставшие уже привычными в дошкольном учреждении виды детской продуктивной деятельности (конструирование, перебирание круп, закручивание и откручивание крышки у банки и т. д.).
Чрезвычайно важным в таких упражнениях является приобретение ведущей рукой опыта оперирования разными инструментами, а также формирование навыка содружественных и координированных движений правой и левой рук с одновременным разграничением их функций.
Специальные физические упражнения. Мы использовали упражнения и игры с применением разнообразного спортивного инвентаря (мячей, обручей, кеглей, лент) и других предметов, игрушек на занятиях с дошкольниками, имеющими ЗПР. Они открывают широкие возможности для выработки у дошкольников координированных движений всех звеньев рук и тренировки мелких мышц руки. Преимущество этих упражнений по сравнению с другими видами детской деятельности (рисование, графическая подготовка, лепка) заключается в одновременной тренировке обеих рук. Даже если приходится выполнять большое количество упражнений, непосредственно направленных на развитие тонких и точных движений рук, дети никогда не жалуются на усталость, т. к. все упражнения носят большей частью игровой характер.
Упражнения на развитие общей координации движений мы давали с постепенным усложнением заданий. Сначала используются упражнения, в которых как бы изолированно тренируются руки, ноги, туловище, а затем постепенно вводятся упражнения, объединяющие части тела и дыхание.
2. Коррекционные упражнения. Физические упражнения могут использоваться для коррекции моторных нарушений и недостатков физического развития детей с нарушенным интеллектом. Это указано в исследованиях Р.Д. Бабенковой, В.В. Гориневского,
А.А. Дмитриева, Н.А. Козленко, А.С. Самы-личева, С.Ю. Юровского.
Они применяются для укрепления опорно-двигательного аппарата, для развития равновесия, формирования правильной осанки, способствуют развитию физических способностей ребенка с ЗПР.
Для проверки эффективности экспериментальной методики занятий по адаптивной физической рекреации был проведен педагогический эксперимент на базе государственного образовательного учреждения для детей, нуждающихся в психолого-педагоги-ческой и медико-социальной помощи «Центр лечебной педагогики и дифференцированного обучения» г. Тамбова.
В нем приняли участие 7 дошкольников (мальчики и девочки) 6-8 лет с задержкой психического развития. Занятия по разработанной методике проходили в экспериментальной группе два раза в неделю по 25 минут в течение 8 месяцев.
В нашей методике большинство упражнений и игр применялись для развития скоростно-силовых и координационных способностей, поэтому целесообразно было протестировать уровень их развития в начале применения методики и в конце.
На наш взгляд, наибольший интерес представляет количественная сторона данного анализа, для того чтобы наиболее полно судить об эффективности методики адаптивной физической рекреации. Для этого мы воспользовались формулой В.И. Усакова [8]:
и, 100 (у2-у1)
1/2(^1+К2).
Результаты представлены в табл. 1.
Для оценки темпов прироста показателей физических способностей мы воспользовались оценочной шкалой, предложенной
В.И. Усаковым:
- если прирост составляет 1-7 %, оценка «неудовлетворительно»;
- если 8-10 %, оценка «удовлетворительно»;
- если 10-15 %, оценка «хорошо»;
- если от 15 % и выше, оценка «отлично».
Благодаря анализу темпов прироста физических способностей, было установлено следующее.
Прирост по скоростно-силовым способностям составил 9 % в год, из этого следует, что, с одной стороны, возраст 6-8 лет не является благоприятным для развития данной группы способностей, а с другой - что система физической рекреации, применяемая в данном дошкольном учреждении, не носила своей целью целенаправленное развитие скоростно-силовых качеств и показатель прироста обусловлен за счет естественного роста и роста естественной двигательной активности. Оценка эффективности в данном случае является удовлетворительной.
Прирост по координационным способностям составил 14 % в год, это указывает на наличие в дошкольном учреждении эффективной системы адаптивной физической рекреации, которую можно использовать для развития координационных способностей. Оценка - «хорошо».
Таким образом, результаты проведенного констатирующего педагогического эксперимента, показавшего положительный прирост двигательных способностей, дают основание считать, что занятия по методике адаптивной физической рекреации с дошкольниками, имеющими ЗПР, оказывают существенное влияние на улучшение их двигательной сферы. При этом работа по внедрению предложенной методики физической рекреации в настоящее время продолжается, в
Таблица 1
Результаты тестирования координационных и скоростно-силовых способностей дошкольников с ЗПР
Название теста ^ср 1 V , у ср 2 Ш, % И'ср, %
Координационные способности
«Кулак - ребро - ладонь» 2,8 3,5 22 14
Тонкая моторика 1,5 1,7 12,5
Ловля мяча 6,5 7 7
Аист 6 7 15
Скоростно-силовые способности
Метание из-за головы 1,6 1,7 6 9
Прыжок в длину с места 0,37 0,4 7,7
Динамометрия, Правая/левая 7,1/5,2 7,4/6,1 19
Перестукивание 11,1 12,2 8
течение года будет выявлена дальнейшая динамика как показателей двигательных способностей, так и некоторых психических процессов (а именно: внимания, двигательной памяти и т. д.).
1. Евсеев С.П., Шапкова Л.В. Адаптивная физическая культура. М., 2000.
2. Литош Н.Л. Адаптивная физическая культура. Психолого-педагогическая характеристика детей с нарушениями в развитии. М., 2002.
3. Частные методики адаптивной физической культуры / под ред. Л.В. Шапковой. М., 2003.
4. Певзнер М. С. и др. Психическое развитие детей с нарушением умственной работоспособности. М., 1985.
5. Реабилитация детей с проблемами в интеллектуальном и физическом развитии / Шипи-цына Л.М., Иванов Е.С., Данилова Л.А., Смирнов И. А. СПб., 1995.
6. Аникеева Н.П. Воспитание игрой. М., 1987.
7. Брюхова Е.В. Коррекционное занятие, направленное на развитие мелкой моторики и других психических функций // Начальная школа. 1998. № 5.
8. Усаков В.И. Педагогический контроль за физической подготовленностью дошкольников. Красноярск, 1989.
Поступила в редакцию 6.Q6.2Q11 г.
UDC 153.2
ADAPTIVE PHYSICAL RECREATION IN WORK WITH PRESCHOOLERS WITH MENTAL RETARDATION Aleksander Aleksandrovich NIKITIN, Tambov State University named after G.R. Derzhavin, Tambov, Russian Federation, Post-graduate Student of Adaptive Physical Culture Department, e-mail: [email protected]
The article reveals the essence, specifics and means of adaptive physical recreation, researches its influence on preschoolers with mental retardation.
Key words: adaptive physical recreation; preschoolers with mental retardation; movement damage; means.