УДК 377.6:63 ГРНТИ 14.33.21
13.00.00 Педагогические науки
АДАПТАЦИЯ ВЫПУСКНИКОВ СЕЛЬСКОХОЗЯЙСТВЕННОГО КОЛЛЕДЖА К ПРОФЕССИОНАЛЬНОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ
Матвеева Наталья Ивановна к. пед.н
Прикаспийский НИИ аридного земледелия, Россия
В статье освещены вопросы подготовки выпускников колледжа к профессиональной деятельности, к рыночным отношениям и рынку труда; экономическая и социальная адаптация молодых людей включает в себя формирование профессиональных качеств, стремления к качественному труду, положительное отношение к изменениям на производстве, умение работать в коллективе, развитие предпринимательских характеристик, инициативность и ответственность. Раскрывается сущность психолого-педагогического сопровождения. В психолого-педагогической литературе психолого-педагогическое сопровождение рассматривается как система профессиональной деятельности, которая обеспечивает создание условий для успешной адаптации человека к условиям его жизнедеятельности; психолого-педагогическое сопровождение учебно-воспитательного процесса включает в себя педагогические и психологические закономерности обучения и воспитания, наработанные приемы и технологии, опыт педагогического состава на практике. Целью психолого-педагогического сопровождения в условиях среднего профессионального образования является создание благоприятной обстановки для успешного личностного развития, обеспечения социального и профессионального самоопределения, самореализации и становления, сохранения психологического здоровья участников учебно-воспитательного процесса. Работа по адаптации выпускников к профессиональной деятельности проводилась на базе ГАОУ АО СПО «Черноярский губернский колледж» Астраханской области
Ключевые слова: ПРОФЕССИОНАЛЬНАЯ ДЕЯТЕЛЬНОСТЬ, ПСИХОЛОГО-ПЕДАГОГИЧЕСКОЕ СОПРОВОЖДЕНИЕ, РЫНОК ТРУДА, АДАПТАЦИЯ, САМОРЕАЛИЗАЦИЯ, ПРОФЕССИОНАЛЬНЫЕ КОМПЕТЕНЦИИ
Doi: 10.21515/1990-4665-122-074
UDC 377.6: 63 GRNTI 14.33.21
Pedagogic sciences
ADAPTATION OF GRADUATES OF AGRICULTURAL COLLEGES FOR PROFESSIONAL WORK
Matveeva Natalya Ivanovna
Candidate of Pedagogical Science
Caspian Research Institute of Arid Agriculture, Russia
The article highlights the issues of preparation of college graduates to the profession, to a market economy and the labor market; economic and social integration of young people includes the formation of professional qualities, commitment to quality work, a positive attitude to the changes in the production, teamwork, entrepreneurial development abilities, initiative and responsibility. The essence of psycho-pedagogical support was revealed. In psychological and educational literature, a psycho-pedagogical support is regarded as a system of professional activity which provides the creation of conditions for successful human adaptation to its conditions of life; psycho-pedagogical support of the educational process includes pedagogical and psychological patterns of training and education, tried and tested techniques and technologies, experience of teaching staff in practice. The aim of psycho-pedagogical support in terms of vocational education is to create an enabling environment for a successful personal development, ensuring social and professional self-determination, self-realization and the formation, preservation of psychological health of participants in the educational process. The work of the graduates to adapt to the professional activity was carried out on the basis of GAOU JSC SPA "Cherno-yarsky provincial College" in the Astrakhan region
Keywords: PROFESSIONAL ACTIVITY, PSYCHOLOGICAL AND EDUCATIONAL SUPPORT, LABOR MARKET ADAPTATION, SELF-REALIZATION, PROFESSIONAL COMPETENCES
В настоящее время рыночные отношения требуют более грамотных, коммуникабельных профессионалов. Поэтому прохождение адаптации
подростков к современной действительности во многом зависит от качественной системы образования. Профессиональные учебные заведения должны подготавливать выпускников к взрослой жизни в рыночных отношениях, преподать им определенный объем знаний, умений и навыков, которые повысили бы конкурентоспособность на рынке труда, способствовали их занятости в сельском хозяйстве, а также содействовали развитию предпринимательских качеств характера.
Проделывая анализ процессов подготовки студентов к профессиональной деятельности, к рыночным отношениям и рынку труда репрезентируется более субтильно использовать термин «социально-экономическая адаптация». Этот термин отображает не только процесс адаптации, приспособления, молодых людей к профессиональной деятельности и рынку труда, но и включает в себя хозяйствующий экономический момент.
Экономическая адаптация и существование в социуме молодых людей включает в себя формирование высокопрофессиональных качеств, стремления к квалитативному труду, положительное отношение к изменениям на производстве, умение работать в коллективе, развитие предпринимательских талантов и характеристик, инициативность и ответственность.
В современных условиях профессиональное образование следует рассматривать не только как социальный институт. Этот рынок непосредственно связан с рынком труда, особенно с его отдельной частью - рынком труда молодежи. Чем ближе и результативней взаимоотношения этих рынков, тем интенсивнее происходит процесс развития общества.
На базе Черноярского губернского колледжа обучают таким профессиям, как «Электрогазосварщик», «Мастер сельскохозяйственного производства», «Парикмахер», «Продавец, контролер, кассир». В колледже ведется значительная работа по заключению договоров с работодателями на прохождение производственной практики обучающихся на предприятиях. В Черноярском губернском колледже проводится перманентный прогноз
рынка труда для более эффективного выбора социальных партнеров, который включает анализ профессиональных знаний востребованного специалиста; готовности предприятия-работодателя к совместной деятельности; возможности организации производственной практики и дальнейшего трудоустройства выпускников; условий работы; соблюдения техники безопасности.
В рамках социального партнерства педагогический коллектив осуществляет деятельность по прогнозированию требований работодателей в части профессиональных и общепрофессиональных компетенций, и на этой основе совершенствование содержания профессионального и общего образования, а также внедрения современных методов обучения: исследовательских, информационных, проектных.
Для сельскохозяйственного колледжа открылись дополнительные возможности непрерывного доступа к информации о рынке труда. Это позволяет детализировать структуру профессий и масштаб подготовки кадров, организацию практики на профессиональном оборудовании, действующем в современном секторе экономики, рационализировать содержание учебных планов и программ, привлекать к итоговой аттестации сотрудников предприятий.
Колледж тесно сотрудничает с ОБГКУ «Центр занятости населения Черноярского района» по программе «Реализация дополнительных мер по снижению напряженности на рынке труда Черноярского района», в результате которой работодатели с удовольствием принимают на практику молодых специалистов с последующим трудоустройством.
Работодатели предъявляют большие требования к будущим специалистам. Выпускникам сельскохозяйственного колледжа для успешной профессиональной и трудовой деятельности необходимо быть не просто квалифицированными специалистами, но также нужно быть ориентированными в информации о потребностях на рынке труда, обладать про-
фессионально важными качествами. Особое значение в связи с этим приобретает психологическое и педагогическое сопровождение обучающихся - будущих профессиональных служащих и рабочих.
В педагогической литературе сущность психолого-педагогического сопровождения понимается как деятельность, которая обеспечивается созданием условий при принятии субъектом оптимального решения в разнообразных жизненных ситуациях, делая свой личный выбор. В психологических источниках психолого-педагогическое сопровождение рассматривается в виде системы профессиональной деятельности, которая обеспечивает создание условий для удачной адаптации человека к условиям его жизнедеятельности. Качественно организованное психолого-педагогическое сопровождение помогает индивидууму войти в непознанную «зону развития», которая пока ему не доступна.
Целью психолого-педагогического сопровождения в условиях среднего профессионального образования является создание благоприятной обстановки для успешного личностного развития, обеспечения социального и профессионального самоопределения, самореализации и становления, сохранения психологического здоровья участников учебно-воспитательного процесса. Главная задача сельскохозяйственного колледжа - это формирование самостоятельной, ответственной, психически здоровой личности, способной к успешной профессиональной деятельности, активной адаптации к рынку труда и социализации в обществе.
В ГАОУ АО СПО «Черноярский губернский колледж» психолого-педагогическое сопровождение учебно-воспитательного процесса включает в себя педагогические и психологические закономерности обучения и воспитания, наработанные приемы и технологии, опыт педагогического состава на практике. Работа строится по сформированной системе, которая носит пошаговый характер и направлена на конечную цель, то есть подготовку квалифицированных рабочих кадров.
Ведущие этапы работы включают в себя:
- профориентационную работу с обучающимися школ, потенциальными студентами сельскохозяйственного колледжа;
- диагностику студентов 1-го курса, составление на каждого студента индивидуальной карты развития личности;
- психолого-педагогическое сопровождение обучающихся: включенность в учебно-воспитательный процесс индивидуальной и групповой работы, коррекционных и развивающих занятий, тренингов; важнейшую роль играет развитие активной гражданской позиции, воспитание у молодого поколения чувства патриотизма, потребности в здоровом образе жизни, морально-нравственной культуры;
- развитие профессиональных компетенций: участие обучающихся колледжа в конференциях по профессии, конкурсах профессионального мастерства, олимпиадах образовательных дисциплин гуманитарного, естественнонаучного и профессионального циклов, мероприятиях районного, областного масштаба, выставках технического и профессионального мастерства, встречах с работодателями, ветеранами войны и труда; вовлечение в волонтерское движение, спортивную жизнь колледжа, в творческие коллективы;
- профессиональное становление: выбор профессионального индивидуального плана развития с учетом результатов учебной деятельности, личностных особенностей, адаптационного ресурса;
- трудоустройство выпускников сельскохозяйственного колледжа.
На каждом этапе обучения ставятся определенные цели с совокупностью конкретных задач, которые отражают неординарность содержания экспликационной работы. Для наиболее качественного анализа проводимого процесса, психолого-педагогического сопровождения обучающихся, в динамике, а также прослеживания результатов профессионального обу-
чения и социализации молодых людей разработана и ведется индивидуальная карта развития личности.
Индивидуальная карта включает главные разделы: личные сведения; социальный паспорт; медицинское заключение; результаты успеваемости по дисциплинам; психологическое сопровождение, развивающая и кор-рекционная работа, индивидуальная диагностика личностных особенностей и межличностных отношений; характеристика прохождения производственной практики; трудоустройство. Репрезентированный документ методично заполняется мастерами производственного обучения и медицинскими работниками, классными руководителями групп. Предложенная система способствует прогнозированию дальнейшего профессионального и личностного развития студентов. Некоторые студенты после окончания первого курса с низкой профессиональной направленностью порой теряют интерес к обучению, некоторые прекращают посещать занятия вообще. Необходимое решение проблемы - в повышении интереса к выбранной профессии. Поэтому педагоги используют разнообразные методы: личный пример; постепенный переход от простого к сложному; конкретизированное знакомство с профессией; индивидуальную работу с целью получения положительного результата; создание положительных эмоций при получении результатов своего труда.
В ходе психолого-педагогического сопровождения классные руководители и мастера производственного обучения работают по ряду направлений. Проводиться психологическая диагностика, то есть изучение индивидуальных и психологических особенностей личности студентов с целью обнаружения вероятных причин возникновения проблем в ходе обучения и выявления индивидов группы риска; консультирование психолога с целью оказания психологической помощи в особо организованном процессе общения наставника и студента, в течение которого оказывается помощь в анализе и решении психологических проблем, которые связанны с лич-
ностными особенностями, сложившимися обстоятельствами, взаимоотношениями в семье, кругу друзей; самопознании; формировании адекватной самооценки и приспособление к реальным жизненным условиям.
Переходя от курса к курсу обучения, задачи психолого-педагогического сопровождения студентов могут изменяться:
- для студентов 1-го курса важнейшей проблемой является успешная адаптация в колледже;
- для студентов 2-го курса главным является формирование позитивного образа «Я» индивида, его жизненных ценностей, индивидуальное сопровождение;
- для студентов 3-го курса основным является формирование профессионально важных качеств личности, содействие профессиональному становлению.
В течение трех лет обучения будущие специалисты приобретают знания, навыки и умения работы в коллективе, раскрывают свой творческий потенциал, учатся строить межличностные отношения. В колледже поощряется и поддерживается инициативность и активная позиция студентов, им предоставляется возможность самостоятельно принимать решения, быть ответственными за взятые на себя обязательства. Любой студент старается проявить себя, показать свою индивидуальность и нужность в коллективе.
Высочайший уровень профессиональной подготовки предполагает развитие профессионально важных качеств личности студентов, являющиеся предпосылкой и условием дальнейшей профессиональной деятельности, социализации и адаптации. Современному обществу необходимы высококвалифицированные специалисты, которые могли бы не только сосуществовать с окружающей действительностью, но и сами в ней реали-зовываться и внедрять свой внутренний потенциал. Повышая уровень адаптации студентов колледжа к самостоятельному образу жизни и дея-
тельности, исследуя психологические особенности психических состояний, которые возникли в учебной деятельности, а также выявляя психолого-педагогические условия оптимизации данного процесса - это и есть крайне необходимые задачи. От того, как долго по разнообразным затратам и по времени происходит процесс адаптации, зависят настоящие успехи студентов и еще предстоящие им, их становление, как профессионалов.
Психолого-педагогическое сопровождение учебно-воспитательного процесса - это важный и первостепенный компонент оптимизирования всего учебно-воспитательного процесса, работоспособности обучающихся, полной реализации их творческого потенциала и поддержки комфортного психического состояния, укрепления здоровья. На протяжении всего периода обучения в системе среднего профессионального образования психолого-педагогическое сопровождение обучающихся позволяет подготовить высококвалифицированных специалистов, беспрепятственно адаптирующихся к профессиональной действительности в различных условиях на современном рынке труда.
Литература
1. Александрова Н.Г. Роль психолого-педагогического сопровождения обучающихся в процессе адаптации и профессиональной подготовки в условиях начального профессионального образования / Профессиональное образование в России и за рубежом. - №8/2012. - 131-133 с.
2.Безулева Г.В. Психолого-педагогическое сопровождение профессиональной адаптации учащихся и студентов. - М. :НОУ ВПО «Московский психолого-социальный институт», 2008. - 126 с.
З.Зеер Э.Ф. Основы профориентации: учебное пособие для вузов/Э.Ф. Зеер, А.М. Павлова, Н.О. Садовникова. - М.: Высшая школа, 2005. - 159 с.
4. Климов Е.А. Психология профессионального самоопределения. - Ростов-на-Дону: Феникс, 1996. - 512 с.
References
1. Aleksandrova N.G. Rol' psihologo-pedagogicheskogo soprovozhdenija obuchaju-shhihsja v processe adaptacii i professional'noj podgotovki v uslovijah nachal'nogo profes-
sional'nogo obrazovanija / Professional'noe obrazovanie v Rossii i za rubezhom. - №8/2012. -131-133 s.
2.Bezuleva G.V. Psihologo-pedagogicheskoe soprovozhdenie professional'noj adapta-cii uchashhihsja i studentov. - M.:NOU VPO «Moskovskij psihologo-social'nyj institut», 2008. - 126 s.
3.Zeer Je.F. Osnovy proforientacii: uchebnoe posobie dlja vuzov/Je.F. Zeer, A.M. Pavlova, N O. Sadovnikova. - M.: Vysshaja shkola, 2005. - 159 s.
4. Klimov E.A. Psihologija professional'nogo samoopredelenija. - Rostov-na-Donu: Feniks, 1996. - 512 s.