Научная статья на тему 'Профессиональная подготовка лиц с ограниченными возможностями здоровья как психолого-педагогическая проблема инновационной деятельности колледжа'

Профессиональная подготовка лиц с ограниченными возможностями здоровья как психолого-педагогическая проблема инновационной деятельности колледжа Текст научной статьи по специальности «Науки об образовании»

CC BY
267
66
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Аннотация научной статьи по наукам об образовании, автор научной работы — Ясюкевич М. В.

В статье рассматриваются вопросы психолого-педагогического сопровождения профессиональной деятельности педагогических работников колледжа, которые занимаются профессиональной подготовкой учащихся с ограниченными возможностями здоровья.I

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Похожие темы научных работ по наукам об образовании , автор научной работы — Ясюкевич М. В.

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

n article questions of psihologo-pedagogical support of professional work of pedagogical workers of college which are engaged in vocational training of pupils with the limited possibilities of health are considered

Текст научной работы на тему «Профессиональная подготовка лиц с ограниченными возможностями здоровья как психолого-педагогическая проблема инновационной деятельности колледжа»

ПРОФЕССИОНАЛЬНАЯ ПОДГОТОВКА ЛИЦ С ОГРАНИЧЕННЫМИ ВОЗМОЖНОСТЯМИ ЗДОРОВЬЯ КАК ПСИХОЛОГО-ПЕДАГОГИЧЕСКАЯ ПРОБЛЕМА ИННОВАЦИОННОЙ

ДЕЯТЕЛЬНОСТИ КОЛЛЕДЖА

ЯСЮКЕВИЧ М.В.

В статье рассматриваются вопросы пси-холого-педагогического сопровождения профессиональной деятельности педагогических работников колледжа, которые занимаются профессиональной подготовкой учащихся с ограниченными возможностями здоровья.

Концепция модернизации российского образования на период до 2010 года, Городская целевая программа развития начального и среднего профессионального образования столицы на 2008-2010 года «Рабочие кадры» предусматривают переход системы среднего профессионального образования на более высокий качественный уровень. Одним из необходимых условий данного процесса является активное включение педагогических работников колледжей в инновационную деятельность. Перед колледжами поставлена задача, в первую очередь, создавать новшества, которые дают возможность перехода системы профессионального образования на более высокий уровень. В настоящее время наблюдается рост количества московских колледжей, которые принимают на обучение лиц с ограниченными возможностями здоровья (ОВЗ). Самую многочисленную группу таких учащихся составляют подростки с умственной отсталостью. Включение педагогических работников в деятельность по обучению данного контингента учащихся является по своей сути инновационной и требует от педагогических коллективов определенной готовности к ее осуществлению. В данной статье обозначены проблемы, связанные с организацией профессиональной подготовки данной категории подростков. Современные социально-экономические условия в нашей стране требуют особой проработки проблем, связанных с профессиональным образованием лиц с ОВЗ.

По данным исследований, проведенных НИИРПО, 52 % педагогических работников считают, что у них нет трудностей в обучении лиц с ОВЗ. Практика работы с данным контингентом учащихся позволяет усомниться в действительности этого утверждения.

Подростки с отклонениями в интеллектуальном развитии с медицинским диагнозом олигофрения в степени дебильности после окончания специальных коррекционных школ VIII вида получают профессиональную подготовку по доступным для них профессиям в колледжах в специально организованных группах, что облегчает их социальную адаптацию и интеграцию в общество. Нельзя забывать о том, что это дети с особыми образовательными потребностями. Под умственной отсталостью понимаются качественные изменения всей психики, всей личности в целом, явившиеся результатом перенесенных органических повреждений центральной нервной системы, при этом страдает не только интеллект, но и вся эмоционально-волевая сфера человека.

Организация профессиональной подготовки таких подростков требует создания оптимальных педагогических условий в соответствии с возрастными и индивидуально-типологическими

In article questions of psihologo-pedagogical support of professional work of pedagogical workers of college which are engaged in vocational training of pupils with the limited possibilities of health are considered.

особенностями, а также состоянием соматического и нервно-психического здоровья. Для обеспечения таких условий колледж должен располагать соответствующим научнометодическим обеспечением и специально подготовленными кадрами. На современном этапе основная масса колледжей не может похвастаться наличием специальных технических и наглядных средств для осуществления профессиональной подготовки подростков групп КРО VIII вида в соответствии с образовательными потребностями детей. Профессиональную деятельность педагогических работников осложняет отсутствие специальных учебников и программ. Чаще всего преподаватели используют в работе учебники и наглядные средства, применяемые для обучения студентов с сохранным интеллектом, что осложняет процесс восприятия и усваивания материала данным контингентом учащихся. Каждый преподаватель вынужден самостоятельно составлять рабочую программу по своей дисциплине, отбирать материал в соответствии с особенностями данной категории учащихся, при этом еще и учесть коррекционную направленность. Принимая во внимание тот факт, что большинство педагогических работников колледжа не имеют специального психолого-педагогического образования, разработка методического обеспечения по своей дисциплине представляет для них сложность и вызывает затруднения. Чаще всего основным критерием оценки качества используемых педагогом методических материалов является личный опыт и здравый смысл. Таким образом, дидактическое и методическое обеспечение учебно-воспитательного процесса, отбор специальных технологий (коррекционно-направленных, здоровьесберегающих), соответствующих особым образовательным потребностям данной категории учащихся, представляют серьезную задачу для педагогических работников.

С каждым годом усложняется контингент выпускников коррекционных школ VIII вида: все больше попадает в колледж подростков, имеющих тип дефекта с эмоционально-волевым нарушением психики (психопатоподобный или торпидный вариант). Затрудняет работу педагогов наличие в группах тех подростков, которые попали в данную категорию учащихся из-за «педагогической запущенности», это подростки с задержкой психического развития, в основе которого лежат социальные причины. Такие учащиеся нуждаются, в первую очередь, в профессиональном подходе к организации их социально-педагогической реабилитации. Правильно организованное профессионально-трудовое обучение является важнейшим условием социальной адаптации подростков с ограниченными возможностями здоровья, дает большие возможности для исправления вторичных отклонений учащихся.

Штат педагогических работников колледжа, организующих профессиональную подготовку умственно отсталых детей, не располагает кадрами (за редким исключением), которые бы прошли специальную подготовку. Существенную помощь в осуществлении профессиональной деятельности педагогическим работникам может оказать педагог-психолог, работающий в колледже. Справедливости ради заметим, что подавляющее большинство таких специалистов тоже не имеют специальной подготовки для работы с умственно отсталыми подростками, но педагоги-психологи владеют теоретическими знаниями в области специальной психологии и в сочетании с собственной практикой могут успешно осуществлять психолого-педагогическое сопровождение не только подростков групп профессиональной подготовки, но и профессиональную деятельность мастеров ПО и преподавателей, работающих с данным контингентом учащихся.

Организуя такое сопровождение, педагог-психолог должен оказать помощь педагогам в выборе адекватных методов и средств, использовании специфических приемов в организации педагогического процесса. Посещая и анализируя занятия в группах профессиональной подготовки, педагог-психолог обращает внимание, в первую очередь, на гуманизацию образовательного процесса, умение педагога создавать благоприятный психологический климат, который обеспечивает спокойную, доброжелательную атмосферу во время занятий с учетом эмоциональной неуравновешенности учащихся. Педагог-психолог должен настроить педагога на то, чтобы он с терпением воспринимал разные смены настроений учащихся, беспричинную злобность и эйфорию. Приходя на урок к таким детям всем работникам колледжа необходимо помнить о принципе педагогического оптимизма, учитывать потенциальные возможности каждого подростка, выстраивая общение с ним, иметь установку на положительный результат и помнить, что правильно организованное обучение ведет за собой развитие.

Для работы с данным контингентом учащихся не всегда возможно использовать традиционные методы, применяемые в обучении нормально развивающихся подростков, необходимо применять специальные образовательные технологии, методы и приемы обучения и воспитания.

Основными методами передачи учебной информации являются практический и наглядный, а словесный метод, которым увлекаются некоторые преподаватели колледжа, является дополнением к первым двум. Данные методы помогают наиболее полно передавать, воспринимать, удерживать и перерабатывать учебную информацию в доступном для учащихся виде, так как у умственно отсталых детей преобладает наглядно-действенный вид мышления, затруднено установление логических связей, причинно-следственных отношений между явлениями. Теоретические занятия не должны быть далеко во времени отстранены от их практического применения.

Использование наглядности в коррекционно-развивающей работе является ведущим средством более полного и глубокого осмысления учащимися материала, понимания устной речи педагога и письменного слова, закрепленного в печатной продукции.

При интеллектуальных отклонениях часто имеет место нарушение развития речи, поэтому предъявляются особые требования к речи преподавателей и мастеров производственного обучения. Надо отказаться от длительного и частого использования словесных методов, избегать пространных записей в тетрадях, которые предлагают выполнять учащимся. Система лекционных занятий, широко применяемая в колледже для обучающихся с сохранным интеллектом, для данной категории учащихся неприемлема. Замедленный темп записей, отставание от преподавателя вызывают отрицательные эмоциональные состояния, а иногда провоцируют и приступы агрессии. Педагог-психолог должен донести до педагогов мысль о том, что в работе с такими учащимися эффективнее предпринять своевременные меры для профилактики конфликта, чем в последствии устранять его.

Обращая внимание на особенности построения учебной деятельности при работе с данными детьми, надо помнить, что учебная деятельность должна быть богатой по содержанию и достаточно напряженной для учащихся. Педагог-психолог может помочь преподавателю подобрать оптимальную интеллектуальную нагрузку с учетом индивидуальных особенностей учащихся.

Преподаватель, мастер производственного обучения должны обязательно создавать на занятиях ситуации успеха для каждого учащегося, поскольку это способствует повышению мотивации и вызывает желание учиться.

Эффективное и доступное построение деятельности включает выделение главного базового материала по каждой теме и неоднократное закрепление его. Для улучшения запоминания целесообразно прибегать к многократному повторению наиболее важного материала, гораздо большему, чем при обучении обычных детей. Необходимо постоянно побуждать учащихся к целенаправленной деятельности, так как у данной категории подростков отсутствует произвольность, целеустремленность, мотивация любознательности и инициатива.

Психолого-педагогическое сопровождение процесса профессиональной подготовки подростков групп КРО VIII вида помогает решить вышеперечисленные и другие важнейшие вопросы, используя при этом различные формы взаимодействия с педагогическими работниками, представляя необходимые им в работе методические материалы: выступления на круглых столах, подготовка материала к психолого-педагогическому консилиуму, рекомендации на основе психолого-педагогического анализа урока, разработка памяток и многое другое.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.